Савченко Дмитрий Николаевич: другие произведения.

21 век пройдет под знаком креатологии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


  
  

Савченко Д.Н.

DN756@yandex.ru

XXI век пройдет под знаком Креатологии

  
   Бурное начало XXI века ознаменовалось удивительными открытиями и невероятными сдвигами в науке, социальной жизни, природе.
   Выходцы из России Константин Новоселов и Андрей Гейм, работающие в Великобритании, получили Нобелевскую премию "за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена". Они сделали то, что никто никогда не мог бы предположить. РИА новости пишут: "это позволит в будущем в тысячи раз увеличить быстродействие компьютеров".
   "Это безусловно оправданно", - сказал РИА Новости профессор кафедры квантовой электроники МФТИ Алексей Фомичев, комментируя решение шведских академиков о присуждении Нобелевской премии двум выходцам из России.
   "Это будущая революция в микроэлектронике. Если сейчас компьютеры гигагерцовые, то будут терагерцовые и так далее. На базе графена будут создавать транзисторы и все другие элементы электронных схем", - сказал Фомичев.
   Графен обладает уникальными физико-химическими свойствами, которые делают его незаменимым в самых разных сферах, в частности, в электронике. Графен - это первый в истории двумерный материал, который проводит электричество так же хорошо, как медь. На его базе можно создавать сенсорные экраны, солнечные паруса для космических аппаратов, гибкие электронные приборы (РИА новости, 2.01.2011).
   Российский математик Григорий Перельман, решивший теорему Пуанкаре - одну из семи величайших математических загадок, отказался получить очень престижную премию за достижения в области математики
   Тем не менее весь научный и околонаучный мир был готов рукоплескать гению, закрывшему вопрос столетней давности. Напомним, что гипотеза Пуанкаре была опубликована в 1904 г., и до сих пор ни один из многочисленных вариантов доказательства не был признан верным.
   Главное то, что Перельман внес неоценимый вклад в развитие науки: доказанная им гипотеза является камнем преткновения в современных исследованиях, посвященных проблемам физико-математических основ мироздания. Это решение ставит его в один ряд с величайшими гениями прошлого и настоящего. А гении, как известно, не без странностей...
   Остается лишь сообщить, что российский математик еще в 2002 г. разместил решение задачи на интернет-сайте препринтов Лос-Аламосской научной лаборатории.
  
   В медийном пространстве, особенно в Интернет-пространстве взорвалась информационная бомба, которую создал австралиец Ассанж. В июле 2010 года администрация Соединенных Штатов Америки заявила, что "безответственная" утечка в СМИ тысяч файлов с секретной военной информацией может представлять угрозу для безопасности страны. Речь идет о документах, опубликованных на сайте Wikileaks и перепечатанных ведущими мировыми изданиями-- британской The Guardian, американской The New York Times и немецким журналом Der Spiegel. В них, в частности, содержится ранее не сообщавшаяся информация о гибели в Афганистане мирных жителей. Эта утечка секретной информации стала, возможно, самой масштабной в истории США.
   Создатели сайта "Викиликс" (Wikileaks), как и обещали, взорвали дипломатическую бомбу. Несмотря на хакерские атаки ипредостережения властей США, во всемирной сети появилась переписка сотрудников американского Госдепа. Часть документов содержит нелицеприятные мнения дипломатов об иностранных лидерах. Это касается США и их союзников по НАТО, а также ряда других государств. Дипломатические отношения в ряде государств стали напряженными.
   Такие примеры можно продолжать.
   Открытие графена, бозонов Хиггса, решение теоремы Пуанкаре, феномен "Викиликс", множество других примеров в социальной, политической, экономической жизни, гуманитарной сфере показывают невероятный всплеск проявления гениальных и талантливых людей в любых областях знаний и жизни.
   Если рассматривать процесс истории появления научных идей, научного мировоззрения как взрыв научного творчества, то, очевидно, что научная мысль гениев и талантов, таких как Коперник, Ньютон, Линней, Дарвин, Пастер, П. Кюри, Эйнштейн, Планк, Бор и др., меняла мировоззрение человечества, изменяла развитие экономики, техники, технологии, культуры, философии и др. форм знаний и форм общественного сознания. Их сознательная мысль влияла на суть жизни, вызванные этим путем правильные знания (прикладные знания) создали в жизни человечества переворот, новые неожиданные источники научного знания. Весь процесс новых революций в научных областях, вызванный ими, опирался на мощный фактор личности создателей этих новых направлений - интеллектуальную интуицию (в психологической науке - интуиция есть высший психический процесс). Интуиция - мощный фактор личности создателей новых направлений в науке, культуре, образовании, др. сферах деятельности.
   Внимательно рассмотрим понятие "гений".
   Гений - (латин. genius) (книжн.) проявляет высшую степень творческих способностей в научной, художественной деятельности, в философии, поэзии и в других областях. Всякая творческая деятельность гения бессознательна, - пишет Чезаре Ломброзо,- и доказывает сильное влияние расы и наследственности на гениальность, отмечает способность к открытиям, сильную рассеянность. Гениальная личность обладает редким сочетанием индивидуально структурированных комплексов свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству.
   Гений располагает не только выдающейся силой (выходящей за рамки обычного) способностей, но, кроме того необычной динамикой их сочетания в личности. Эти свойства, влечения, способности находятся в этой личности в весьма редкостном состоянии, в котором на самом высшем творческом уровне она создаёт шедевры творчества. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших парадигм. Гений - это человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, создающую новую историческую эпоху в жизни человечества. Отношение гения к его времени всегда парадоксально, т.к. гений видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников (1).
   Появление гения подобно взрыву сверхновой звезды. Необычайная энергия, колоссальная работоспособность, концентрация на одной идее (или направлении), необычайная мощь мысли, всё это даёт возможность появлению в человеческой цивилизации сдвига в культуре и др. областях жизни. Подобно излучению Сверхновой звезды мощь излучения мысли гения простирается не только на современников, но и далее, даже на многие века. Таких примеров достаточно много: Пифагор, Платон, Прокл, Леонардо-Да-Винчи, Ньютон, Эйнштейн, Пушкин, Достоевский, Лосев А.Ф. и другие.
   Автор этой статьи в 1984 году впервые ввел термин "креатология", содержательно и юридически обозначил авторское право на этот термин и выделил креатологию как самостоятельную междисциплинарную науку; являясь автором этой науки, столкнулся со сложностью проблемы гениальности и гения. В рамках креатологии большое внимание было уделено интуиции, как главному фактору открытий и инноваций в науке.
   В течение 22 лет автором проводится глобальное фундаментальное научное исследование: "Креатология. Таланты и гении в науке, образовании, культуре - стратегический ресурс развития. Влияние их на инновационный процесс формирования мировой цивилизации". Креатология возникла внутри этого исследования. В рамках этого исследования опубликованы 50 статей и четыре монографии. Три монографии депонированы в ВИНИТИ РАН.
   Четвертая монография: "Д.Н. Савченко. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I. Москва, 2010 г. ООО "Рециклинг".-540 с". в настоящее время находится в продаже во всех крупных книжных магазинах, в том числе в интернет-магазинах г. Москвы.
  
   Автор понимает, насколько велика ответственность гения или таланта при создании новых шедевров в любой области знаний. Все они должны иметь моральную ответственность при принятии решений об использовании продукции их творчества. Все они должны быть вооружены знаниями в области креатологии. Что же даёт креатология?
   Сначала рассмотрим эту сферу знаний и эту универсальную дисциплину.
   Креатология, новое универсальное научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). Креатология - это новая наука, ставящая человека во главу угла как "творца всех вещей", как "микрокосмос", связанный со всей Вселенной и с Богом гармонично и благостно. С другой стороны креатология проливает неожиданный свет на богопознание и научное знание, на взаимоотношение православной религии и науки.
   Кроме того, в креатологии провозглашен принцип стирания граней между наукой и искусством, между наукой, культурой, образованием, а также принцип тесного взаимодействия между наукой и православной религией.
   Святой Григорий Палама, увидел образ Божий в человеке, прежде всего в способности человека творить. Дар творчества по глубокому убеждению св. Григория Паламы определяет человеку особое место в мироздании, выделяя его из Него. Св. Григорий Палама говорит:
  
   Каждый человек является божественным избранником. Люди различаются лишь разнообразием харизматических даров, талантов, а также способностью и готовностью принять божественную благодать. Те, кто проповедуют, те, кто исцеляют, те, кто занимаются познанием, и вообще все те, кто получают благодать Божественного Духа, имеют харизматический дар, больший или меньший, каждый в своей области (2, с. 181).
  
   Креатология переосмысливает роль богопознания и научного знания как двух видов знаний, согласующихся и дополняющих друг друга в ареале креатологии при ведущей роли православного духовного начала в познании мира. Креатология - огромная область нового, не имеющего аналога знания.
   Здесь пересекаются области знаний богословия и новейших достижений в области теоретической физики и синергетики, а также психологии, психоанализа, глубинной психологии и символизма, здесь уложены в краткую форму результаты исследований в области Теофании, Богопознания и научного знания при взаимодействии с парадигмами мировой цивилизации, здесь теоретически разрабатываются совершенно новые идеи в новой области: "символической теории интуитивного познания", области, которая является mysterium tremendum.
  
   Основные принципы креатологии показывают возможности роста креатологии как универсального, синтезного направления развития. Их ареал действия весьма впечатляет. Креатология предлагает принцип сочетания античной, византийской, раннехристианской и православной духовной мудрости с интеллектуальными достижениями Запада.
   Креатология провозглашает принцип стирания граней между наукой и искусством, между наукой, культурой, образованием, а также тесного взаимодействия между наукой и православной религией.
   Креатология действует в русле учения и традиций Православной Церкви, Священного Писания и Священного Предания и признает ведущую роль православного духовного начала в познании мира.
   Креатология исповедует принцип открытости. Этот принцип означает готовность впитать все инновации, все парадигмы, имеющие отношение к творческому потенциалу человека. Весьма интересны связи с православным богословием, космобиологией, биоритмологией, астроритмологией, генетикой, информатикой, экономикой, политологией, синергетикой, прогностикой, интеллектикой, науковедением, образованием, культурой.
   Креатология использует принцип синтезного изучения различных парадигм, воздействующих на творческую личность.
  
   Креатология как новое глобальное универсальное направление обладает несколькими порогами новизны. В чем новизна теоретических исследований Креатологии?
  
   Прежде всего, проанализируем предмет креатологии.
   Предмет креатологии включает:
  -- исследование потенциала креативной, талантливой, гениальной личности и влияния на него существующих парадигм (или массы идей, взглядов, представлений, присущих различным формам общественного сознания - политическому и правовому сознанию, православной религии, искусству, науке, культуре и пр.),
  -- моделирование потенциала креативной, талантливой, гениальной личности и влияния на него неблагоприятных факторов или пограничных жизненных ситуаций,
  -- моделирование мышления человека - творца при взаимодействии его с потоком парадигм форм общественного сознания,
  -- исследование потоков интуиции человека - творца при взаимодействии его с потоком парадигм форм общественного сознания в процессе творчества,
  -- исследование формирования мировоззрения талантливой, гениальной личности под влиянием нравственного и догматического богословия православной Церкви и живого соборного опыта Православной Церкви,
  -- исследование и разработку общей теории интуиции, бессознательного психического и научного творчества личности в науке при взаимодействии талантливого исследователя с потоком парадигм различных форм общественного сознания,
  -- исследование и разработку теории поля флуктуирующей плотности потоков выбросов зонда интуиции талантливой личности в процессе научного творчества,
  -- исследование взаимодействия потенциала талантливой личности с новизной порождаемой ею интеллектуальной продукции,
  -- исследование флуктуации интенсивности новизны интеллектуальной продукции талантливой личности в процессе воздействия на неё парадигм, присущих различным формам общественного сознания,
  -- исследование полей знания, образующихся в процессе творчества личности при взаимодействии этой личности с потоком парадигм, присущих различным формам общественного сознания,
  -- исследование и разработку психологической и математической модели интеллектуальной интуиции талантливой личности исследователя в научном творчестве при воздействии на личность групповых норм в науке (парадигм),
  -- исследование и разработку психологической модели мотивационной сферы талантливой личности в научном творчестве при воздействии на личность групповых норм в науке (парадигм),
  -- разработку богословских, философских и психологических оснований мотивационного коллапса и "поверхности" мотивационной сферы при воздействии на талантливую, гениальную личность групповых норм в науке (парадигм),
  -- исследование и разработку математических моделей мотивационного коллапса и влияния изменения "поверхности" мотивационной сферы на изменение плотности потока выбросов зонда интуиции при воздействии на творческую личность исследователя групповых норм в науке (парадигм),
  -- исследование и разработку математической модели волны блуждающей плотности мотивационных плеяд в процессе творчества креативной, талантливой, гениальной личности,
  -- исследование оценки новизны интеллектуальной продукции талантливой, гениальной личности в научном творчестве,
  -- исследование и разработку эволюционной диагностики личности в процессе научного творчества при воздействии на личность групповых норм (систем знаний - парадигм) с целью отбора ресурсов талантов - интеллектуальной элиты,
  -- исследование влияния творчества гениев и талантов на науку, культуру, образование с целью создания новых элементов цивилизационной матрицы знаний,
  -- исследование влияния национальных архетипов на процесс творчества гениев и талантов в науке, культуре, образовании,
  -- исследование влияния гениев на историю науки и историю культурного роста,
  -- исследование исторического процесса как процесса самосознания и самопроявления Духа или Света, проявляющегося через гениальную личность,
  -- исследование творчества гениев при создании концепции гармонии, числа, света в историческом процессе.
  
   Вы видите целый спектр новых понятий, каждое из которых после проведения фундаментальных исследований даёт законченный теоретический результат. Вы видите невиданное пересечение научных, богословских, культурологических понятий, в сплаве которых рождается совершенно новое знание.
   "Пролегомены к символической теории интуитивного познания", разработанные в креатологии, представляют мощную философию символического познания, связанного с понятиями: творчество, гений. Эта новая теория в мировой практике также прецедента не имеет, потому, что стоит на основаниях святоотеческого понимания энергии Лучей Божества и энергии мысли.
   Область креатологии: "Святоотеческое Богословие Теофании при взаимодействии системы: творческая личность - интеллектуальный потенциал общества" также не имеет аналога ни в России, ни за рубежом. Здесь определено: Теофания - это Божественный свет, нисходящий на творческую личность (неважно, в науке или в искусстве происходит процесс творчества). Теофания делает человека "энергийной иконой", ибо исследователь создан по образу и подобию Божию. Теофания "проливает" на исследователя "световые волны", излучение света. Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке.
  
   В ходе фундаментальной теоретической работы в рамках креатологии преодолено несколько порогов новизны: 1) новизна в постановке предмета исследования (в качестве такого феномена выступает высший психический процесс - интуиция, опыт диагностики которой отсутствует в мировой практике и теоретически чрезвычайно плохо обоснован, кроме того в качестве предмета рассматриваются качества интуитивно-одаренной личности, семантика интуитивного процесса), 2) новизна в теоретической и методологической основе (в качестве такой основы принимается новая наука - креатология и новое, в рамках креатологии направление: эволюционная диагностика талантливой личности исследователя), новизна в математическом аппарате моделирования и диагностики интуиции и качеств интуитивно-одаренной личности, а также в семантике интуитивного процесса, новизна в привлечении нескольких научных направлений для решения столь серьезной и сложной проблемы как эволюционная диагностика и моделирование интуиции (здесь привлекались синергетические направления, рассматривались диссипативные структуры в моделировании, методы теории катастроф, марковские процессы и марковские поля, минимальные поверхности в римановом многообразии, теоретические основы психологии, психоанализа и глубинной психологии, механическая проблема общей теории относительности - гравитационный коллапс массивной холодной звезды (раздел астрофизики), неевклидовые пространства (топология), динамические модели науки и др.).
   Опираясь на известные парадигмы психологии, психоанализа и глубинной психологии в креатологии разработана вероятностная модель поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции" не имеющая аналога в мировой практике, полученная на пересечении таких взаимно далеких областей знаний: психологии, психоанализа и глубинной психологии, теории флуктуаций яркости Млечного пути (астрономия) и теории марковских процессов, модель, дающая теоретическую возможность исследования интуиции с использованием математических методов.
   В креатологии поставлен вопрос: как "диагностировать" талант? И как его увидеть? Ответом на этот вопрос явилась совершенно новая, не имеющая аналогов в России и за рубежом теоретическая разработка: "Начала теории эволюционной диагностики и моделирования творческой личности исследователя в науке. Принципы формирования на основе этой теории новых тестов эволюционной диагностики гениев и талантов в науке". Рассмотрены понятия "талант" и "гений". В этой связи исследованы генетические и наследственные основы гениальности. Уточнены содержательные аспекты вопроса о границах между талантом и гением. Ресурс, который назван в книге "интеллектуальной элитой" является для любого государства самым важным. Это важнее нефти, газа, электричества и т.д..Это означает, что обладая таким ресурсом, можно сделать невероятный прорыв в технологии, экономике, науке, образовании, вооруженных силах, словом победить в конкурентной борьбе. Вот почему были ценны Королев, Курчатов, Келдыш, Ландау, П. Капица, Сахаров. Вот почему СССР был первым в космической гонке и в ядерной физике. Принятая в рамках фундаментального исследования в креатологии модель мотивационного коллапса получена на пересечении таких взаимно далеких областей знаний: психологии, психоанализа и глубинной психологии, механической проблемы общей теории относительности - гравитационного коллапса массивной холодной звезды (раздел астрофизики), неевклидового пространства (топология), теории катастроф и динамических моделей науки. Эта модель неизвестна как в России, так и за рубежом. Понятие "мотивационный коллапс" впервые в мире введен автором в теоретическом аспекте креатологии. Глава, в которой отражена эта модель, названа так: "Мотивационный коллапс талантливой личности в науке и Теофания". Представленные в монографии теоретические разработки и модели также не имеют аналогов ни в России, ни за рубежом.
  
   Креатология исследует гениев и талантов, взятых отдельно как действующих личностей в истории, а также сам исторический процесс, являющийся процессом проявления Духа истории.
   Здесь заявлена научная истина: ход истории показывает, что им управляет неведомая сила и, одновременно, невидимая сила, сила, которая известна под разными именами, но в христианской философии и богословии она носит название Сила Святого Духа, или, иначе, Свет. Этот невидимый Свет, даёт гениям и талантливым личностям в нужный исторический момент те идеи или те или иные откровения, инсайты, которые спустя некоторое время после воплощения их, считаются культурными достижениями в разных областях или открытиями в науке.
   В монографии по креатологии: "Креатология. Число. Гармония. Метафизика Света. Том II" впервые в современной России XXI века рассмотрен исторический процесс как процесс самосознания и самопроявления Духа или Света, являющийся через талантливую или гениальную личность
   В этой монографии читателя ждет встреча с пионерскими теоретическими разработками, не имеющими аналога в России. Читатель впервые встретится с фундаментальной проработкой метафизики света и его представления об историческом процессе значительно расширятся. Хотя отдельные статьи в этом направлении имеют место, но глубокое исследование в области метафизики света отсутствует. В области гуманитарных наук современной России впервые разработана такая проблема с достаточной точностью и глубиной охвата, и она даст читателю значительное поле для размышлений.
   Всеми этими гениями и талантами, определившими духовный, мистический, культурный поворот в истории человечества управляла неведомая сила и, одновременно, невидимая сила, сила, носящая название Сила Святого Духа, или, иначе, Свет. Этот невидимый Свет дал гениям и талантливым личностям в нужный исторический момент "мысленное излучение идей" обладающее разной интенсивностью в различные промежутки времени. Эта интенсивность - вследствии флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя зачастую к кардинальному повороту в той или иной области науки, философии, искусстве, образовании, культуры. Здесь отмечена роль гения или таланта в создании поворотных точек в истории. В книге подтверждено твердое убеждение, основанное на исследованиях креатологии, что когда идет взаимодействие талантливого ученого (либо талантливого человека в других сферах знаний) с потоком парадигм (системами знаний) в науке, искусстве, философии, культуре, тогда возникает ситуация креатологическая, ибо накопленные человеком знания и опыт вступают в контакт с большими системами знаний, идет "диффузия" знаний во внутреннюю психическую сферу исследователя, и, наконец, инсайт, интуитивное прозрение свидетельствуют часто о начале новой эры в той области знаний, в которой исследователь хочет добиться нового, неизведанного результата. В любой отрасли знаний: в науке, философии, искусстве, культуре имеет место такое пересечение знаний человека с большими системами знаний. Креатология таким образом становится Меганаукой, ибо любая отрасль знаний делается объектом контакта со знаниями человека, например, физик имеет дело с современными парадигмами физики и космологии, философ - с современными представлениями философии, ученый любой отрасли знаний также реагирует на парадигмы системы знаний своей отрасли. Здесь могут быть использованы любые смелые идеи из других отраслей знаний. Что касается искусства, как "формы культуры, включающей в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений", то здесь вероятность встречи таланта с несколькими областями знаний (системами знаний) весьма велика.
   В итоге исследования был сделан предварительный вывод, что Отцы и учители церкви всегда так и понимали мир, как гармоническое и органическое целое, пронизанное лучами зиждительного Логоса и Премудрости. Эта "логосность" мироздания обнаруживается повсюду, она отображает волю Создателя и Промыслителя. Логосы вещей, явлений, стихий суть отблески Логоса Божия. Это органическое единство мировой гармонии требует признания единой управляющей всем миром Воли, Промыслительного Логоса, Мировой Души. Богословское мировоззрение нас к этому также приводит. Углубление в тайны мирового художества Бога, почивающими в творческом "да будет" и исследование таинственных глубин все больше раскрывающегося научного естествознания, подтверждает это. Слепые "законы природы" оживают и становятся разумной, живой, одушевляющей эту природу силою. Бог творит не готовые факты, а факторы, которым дано осуществлять в действительности это творческое задание, творить и производить. Природа есть живое целое.
  
   Гении, творящие в XXI веке новые идеи, проекты, замыслы действуют в соответствии с принципами креатологии.
   В рамках креатологии проанализированы гении и таланты, определившие духовный, мистический, культурный поворот в истории человечества. Их творчество рассмотрено на фоне парадигм, сложившихся в той или иной исторической эпохи или же исторического этапа эпохи. Эти парадигмы влияли на них сознательно или бессознательно. Их имена покрыты славой, и они сияют в памяти человечества. Греческие мыслители свидетельствовали о таинственной гармонии, числе, свете Космоса. Они считали Космос живым и вот сейчас, в начале XXI века мы видим, насколько они правы. Глубина прозрения Пифагора, его понимания сущности вещей обнаруживаются только сейчас и восхищенные потомки, отстоящие от него толщей веков преклоняются пред его гениальностью.
  
   Утверждение Пифагора "Всё есть число" разворачивается на фоне величайших открытий физики. Шилов С. считает, что энергия, собственно говоря, есть цифровая форма простого числа, числовая "простота" простого числа. Истинное квантовое измерение есть исчисление простых чисел. В этом, - пишет Шилов С. -основа решения задачи о квантовом компьютере:
  
   "Планк предположил, что при излучении или поглощении энергия испускается порциями - квантами: "Но даже если бы эта формула излучения (т.е. формула для спектральной плотности излучения абсолютно черного тела) оказалась абсолютно точной, то она имела бы очень ограниченное значение - только как счастливо отгаданная интерполяционная формула. Поэтому я со дня её нахождения был занят задачей установления её истинного физического смысла, и этот вопрос привел меня к рассмотрению связи между энтропией и вероятностью, т.е. к больцмановскому образу мыслей. После нескольких недель напряженнейшей в моей жизни работы темнота рассеялась, и наметились новые, неподозреваемые ранее дали" (3, с. 66).
  
   Истинный физический смысл данного предположения заключается в том, что физическая природа (материя) является фундаментальной интерпретацией численности. Последовательная рефлексия этого смысла ведет нас от имманентного понятия "кванта" к трансцендентальному понятию "простого числа" как фундаментальной категории всеобщей (физической) теории числа (трансцендетных = истинных чисел) (3, с 66).
   Вот к таким высотам интерпретации Пифагоровского фундаментального закона "Всё есть число" приходят многие философы и физики. Шилов С. лишь один из них.
   Через 24 столетия изучением и исследованием глубин понятий "Число", "Гармония" занялся великий русский гений А.Ф.Лосев. Размах поставленной им проблемы огромен: Космос Пифагора и пифагорейцев, Платона, Плотина, Прокла и отчасти Николая Кузанского, глубины метафизики неопифагорейцев, Филона Александрийского, теологию числа и гармонии Порфирия, Ямвлиха, Саллюстия, Юлиана. Лосев совершенно по - новому представил учение Платона, навеянного Пифагором, об идеях. Рассматривая умственные построения Плотина, который целиком исповедывал пифагорейскую теорию числа, Лосев говорит в "Истории античной эстетике. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1, с. 513": "У Плотина ярко фиксируется и кристаллическая раздельность числа, и его континуальная текучесть, и его сущностный (а не практически-вещественный) характер, и, наконец, его чисто смысловая и в то же время творческая эманация, общность которой иерархически располагается, начиная от сверхинтеллектуальной полноты, проходя через интеллектуально построенную систему и космически-душевную самодвижность и кончая растворением и дохождением до нуля в чисто материальной области".
   Александрийский и восточный раннехристианский неоплатонизм, неоплатоники латинского Запада, эпоха синкретизма - халдаизм, герметизм, гностицизм - все эти влияния Пифагора на тысячелетнюю эволюцию философии и эстетики исследованы А. Лосевым в контексте Числа, Красоты и Гармонии. Красота живого античного Космоса, заключенная в геометрически-астрономических пропорциях, звучащая в музыке сфер, всё это изучено и дано Лосевым четко и точно в его работах.
  
   Креатология постулирует, что религия и метафизика Света вновь и вновь возрождаются и после естественного периода осмысления и критики человечество начинает понимать, что - эта сила, будучи божественной, переходит в силу разума для того, чтобы мыслью реформировать и обновить индивидуальную и социальную жизнь. Процесс самосознания и самопроявления Духа или Света, являющийся через талантливую или гениальную личность, превращается в процесс инновационного обновления общества. Метафизика Света, описывающая процесс самосознания и самопроявления Духа или Света, становится философией Духа, философией Света, она мистична, ибо явления Света человеку идут через мистический духовный опыт. Из понимания термина ""метафизика света (Lichtmetaphysik)" как совокупности учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека" в монографиях креатологии показано, что идеи излучают свет и что познание - прозрение под влиянием этого света. Например, рассмотрен длительный исторический период от Платона до святителя Григория Паламы. Особый интерес вызывает мистика, богословие и метафизика света в священных текстах св. Дионисия Ареопагита. Божественный Дионисий, величайший богослов и мистик оказал колоссальное влияние влияние на культуру всего христианского мира, как восточного, так и западного, как в Средние века, так и в эпоху Возрождения. По сути дела всё, что написано Дионисием Ареопагитом о Божьем имени "Свет" по сущности своей является богословием, а с другой стороны является метафизикой Света. Потрясающая мистика и метафизика света! Так, например, категория "источающее свет сияние" или "воскипающее светоизлияние" совершенно не встречается в других метафизиках света и такие понятия не встречаются у знаменитых эллинских философов: Платона, Плотина, Прокла!
   В исследованиях креатологии также проанализированы системы метафизики света Платона, Плотина, Прокла, Филона Александрийского, Оригена, Блаженного Августина, Роберта Гроссетеста, св. Бонаветуры, Дунса Скота, св. Симеона Нового Богослова, Николая Кузанского.
   Креатология исследует творческую способность талантов, гениев. Креатология приходит к поразительному выводу: в основе творчества гениев и талантов лежит Свет, Теофания.
  
   Исследуем подробнее этот вопрос.
   Бог есть Свет, Бог есть Премудрость. Свет - Премудрость изливается на тварный мир в виде нетварных Божественных энергий, и входит в душу человека, в его ум, в его сознание.
   Апостол Иаков не говорит, что Бог есть свет, но - Отец светов; и, конечно, он не хочет сказать, что тот, кого он считает Отцом светов, есть тьма, но Он - источник светов:
  
   всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1,17).
  
   Вывод: для нас все вещи суть явления, или некие светы.
  
   "Но поскольку Отец и источник светов един, все вещи суть явления лишь единого Бога, который, хотя Он и един, не может являться иначе как в разнообразии, - ибо как может проявиться бесконечная сила, если не в разнообразии? Если у ученого, например, мощный и деятельный интеллект, он не может проявиться иначе как в разнообразии многих рассуждений; от такого интеллекта, как бы от Отца светов, нисходят разнообразные светы разумных суждений, чтобы он мог так явить себя" (4, с.190).
  
   Бог наш, желая по благости явить себя, дает нисходить из себя, разнообразным светам так называемым теофаниям, и во всех светах делает известными богатства сияния своей славы. Отец светов неизреченно родил в Свете - Слове, первородном Сыне - все нисходящие явления так, что в Сыне свернуто заключены все явленные светы. Мы ясно видим, что Сын Божий есть истинный Свет, подобно тому как и Отец есть истинный Свет ("Я и Отец одно") и причастность людей Свету зависит от разнообразия даров Божественного Святого Духа, и степень "светоносности" человеку дарует совершенствующий всё Святой Дух.
   Наша интеллектуальная сила потенциально обладает поистине несказанными богатствами света. Поскольку они в потенции, мы не знаем, что они у нас есть, пока какой-нибудь интеллектуальный свет, выступивший в акт, не откроет их нам и не покажет способ претворения их в действительность.
   Иоганн Кеплер, величайший астроном, физик и математик, открывший законы движения планет в Солнечной системе, таким молитвенным обращением к Богу закончил свой последний научный труд:
  
   Прежде, чем оставить этот стол, за которым я совершил все свои исследования, мне остается только, возведя очи к небу и подняв руки, поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне!
   Великий Боже: Ты распространяешь свет Свой на землю и, поднимая нас к источнику Твоей благодати, уготовляешь нам место в лучах Твоего света...Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел. Вот я окончил эту книгу, в которой заключаются результаты всех моих трудов. Я вложил в нее все способности, какими Ты меня наделил. Я сообщил людям о величии Твоих дел: я им дал все объяснения, какими мой конечный ум позволил мне обнять бесконечное...
  
   Святитель Григорий Палама в своем труде "Триады в защиту священно-безмолвствующих" пишет:
  
   ...называется светом лишь потому, что дается небесным светом, как о нем говорит Павел:
   "Бог, велевший из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, просвещая нас знанием Божией славы" (2 Кор. 4, 6). Согласно с этим и великий Богослов Дионисий говорит, что "присутствие умопостигаемого света единит всё освещаемое им, собирая в цельное и истинное знание". Видишь? Свет познания есть то, что избавляет нас от разрозненности незнания, дается присутствием света благодати. Дионисий называет этот свет умопостигаемым; Макарий Великий, обращаясь как бы прямо к тем, кто представляет себе благодатный свет в виде познания, именует его умным.
  
   Что получается в ходе этих размышлений на основе Священного Писания и Священного Предания, а также на основании богословия святых отцов?
   Мысль есть свет, пролитый в душу ученого-исследователя. Этот свет представляет собой Луч Божества, несущий "озарение", инсайт, интуитивное прозрение, дающее открытие. Развитие научных знаний происходит не стихийно, а направляется Божественным Промыслом в нужную сторону. Активное вмешательство Божественных Сил в процесс научного познания выражается в таких фактах, как необъяснимая помощь в выборе темы исследования, поиска необходимой научной литературы по решаемой проблеме, появление внезапных и "счастливых" идей, приводящих к неожиданным открытиям, игнорирование парадигм, тормозящих процесс появления гениальных открытий, либо новых научных постижений и многое другое.
   Каждый промежуточный "инсайт", каждая рождающаяся новая идея, проходящая в сознание, есть результат процесса бессознательного мышления в ходе решения проблемы, когда личность пронизывается нетварной Божественной энергией, светом. Флуктуирующие потоки выбросов зонда интуиции являются как бы "излучением идей", ибо "мысленное излучение" - это "инсайт", это свет, внезапное озарение, когда интуиция внезапно даёт решение проблемы. Это "мысленное излучение идей" обладает разной интенсивностью в различные промежутки времени. Эта интенсивность - вследствии флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя зачастую к кардинальному повороту в той или иной научной области.
   Обратим внимание на мысленное излучение, на свет излучаемый.
   Эти "световые волны", это излучение мысли у разных исследователей имеют разную "силу". Сила мысли (например, для ученого исследователя или, беря более широко, для любого творческого человека в любой сфере деятельности) равна силе света. Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке.
   Большинство мыслей, оказавших самое глубокое воздействие на развитие науки, вообще появились не от влияния сложившихся парадигм и их сила не зависела от степени знания всех господствующих научных взглядов.
   Знание, появившееся вследствии интенсивной научной творческой работы становится новым знанием, как бы "застывшей мыслью". Оно немедленно начинает воздействовать на массу ученых и эта новая парадигма с течением времени начинает тормозить возможность появления новых открытий в данной научной области. Интуиция дает основание для появления нового "скачка" в науке. Процесс познания начинается с трансцендентного уровня, с непосредственного просвещения исследователя светом, исходящим от Отца светов. Это кажется загадочным для тех, кто не задумывался над процессом собственных открытий, кто, имея статус ученого, привык полагаться на культ разума. Гордость человеческая присуща многим современным ученым, ибо они считают высшей инстанцией разум при решении всех проблем человеческих. Но Промысел Божий часто так переворачивает мировоззрение таких людей, что прежние взгляды спустя некоторое время кажутся им наивными. Однако достаточно взглянуть на высказывания знаменитых ученых, достигших вершин научных достижений, чтобы понять, что человеческая самость ничего не определяет.
   Вернер Гейзенберг (1901 - 1976), немецкий физик, великий ученый ХХ века, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии, пришел к выводу, что математические формулировки законов природы в некотором смысле божественны. "Эти математические законы, - писал он,- выступали зримым выражением Божественной воли...Кеплер загорался воодушевлением по поводу того, что он первым увидел через них красоту Божественного творения".
   "Представитель естественных наук тоже должен учитывать всеобъемлющее значение религии в человеческом сообществе",- подытожил свои соображения Гейзенберг. И поставил точку совсем непривычными для ученого словами: "Диавол еще не окончательно овладел нашим миром".
   Выдающийся ученый - физик, математик и религиозный философ Блез Паскаль (этого ученого за гибкость и проницательность его ума ставят в число трех самых выдающихся математиков за всю историю человечества) говорит: "Есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему - люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его - эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его - это люди разумные, но еще несчастны".
   Фред Хойл, выдающийся британский физик и философ, нобелевский лауреат и бывший эволюционист: "Представление о том, что программа, заложенная в живую клетку, могла развиться случайно в первобытном супе на Земле, в высшей степени абсурдно... У меня сложилось впечатление, что большинство биологов в глубине души понимают правду, но они настолько запуганы возможными последствиями, что готовы принять любую линию поведения, лишь бы только отойти от неё". Сэр Фред Хойл говорит: "Жизнь создана разумным создателем и это так очевидно, что человек невольно задаётся вопросом, почему же многие не воспринимают эту правду. Причиной этого является не наука, а психологический фактор".
   Альберт Эйнштейн (1879-1955), величайший физик - теоретик ХХ века, один из основателей современной физики, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, лауреат нобелевской премии, говорит:
  
   Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение.
  
   Ему принадлежат следующие слова:
  
   Я не представляю себе ученого без твердой веры. Это можно выразить и так: невозможно верить в науку, не основанную на религии.
   Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом... Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку.
  
   Все приведенные примеры взяты из (5).
   Подведем промежуточные итоги. Все эти ученые, добившиеся своим трудом величайших достижений в различных областях знания, все они обладали различной "мощью излучения мысли". Эта мощь мысленного излучения, эта мощь излучения света, дающая открытие того или иного уровня новизны, у разных ученых разная. Степень интуитивного познания заложенных Богом математических законов бытия у разных ученых разная. Невозможно измерить эту мощь излучения света, мощь излучения мысли, невозможно измерить интуицию исследователя, ибо это - дар Духа Святаго, нетварная Божественная энергия, благодать Божия. Дары Святаго Духа даются неизреченно и непостижимо: кому больше, кому меньше, кому в одной области знаний и деятельности, кому в другой, а духовные дары даются тем, кого Бог избирает в соответствии с Промыслом Своим. Нам, людям это неведомо.
   Роль человека как "энергийной иконы" исследуется впервые в новом научном направлении "креатология". Мы исследовали роль интуитивного познания в процессе взаимосвязи творческой личности ученого с господствующими парадигмами в науке с точки зрения энергии мысли творческой личности под направляющим влиянием Божественной Силы. Мы понимаем, что в XXI веке неизмеримо возрастает роль таланта и гения в изменении мировоззрения человеческой расы. В условиях, когда для информации нет границ, когда деятели типа Ассанжа (Викиликс) разрушают последние бастионы секретности, зажатия информации, когда информация через всемирную паутину в считанные секунды достигает отдаленные континенты, когда целые библиотеки в электронном виде доступны желающим знания, в таких условиях необычайная помощь приходит на помощь гениям и талантам. Редкостная возможность гения связывать по ассоциации отдаленные области знания и на этой основе рождать открытия получает неограниченную помощь через интернет.

Поэтому XXI век пройдет под знаком Креатологии.

Литература

  
      -- Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. М.: изд-во ООО "Рециклинг", 540 с.
      -- Экономцев Иоанн, игумен. Православие, Византия, Россия. Сб. статей: "Христианская литература", М.: 1992.
      -- Шилов С.Е. Риторическая теория числа / С.Е. Шилов; Науч. Совет РАН "История мировой культуры". - М.: Наука, 2006. - 316 с.
      -- Кузанский Николай. О мире веры. Избранные произведения. Изд-во "Канон", М.: 2006. - 207 с.
      -- Фомин А.В. Доказательство существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. - М.: 2005. - 544 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) Е.Кариди "Одна ошибка"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) И.Коняева "Академия (не)красавиц"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) Д.Хант "Свадьба в планы не входила"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"