О границах применения универсального научного направления "креатология"
Четвертая глобальная научная революция, как свидетельствует академик В.С. Степин, в последнюю треть ХХ века привела к рождению новой постнеклассической науки (1, с.626). Было обнаружено, что новизна приоткрывшихся свойств бытия влечет за собой интенсивное применение научных знаний во всех сферах социальной жизни. Революция в средствах хранения и получения знаний (введение компьютеров в исследовательские процессы, внедрение ноу-хау в сложное научное оборудование и др.) поменяла характер научной деятельности. Изучение междисциплинарных предметных областей потребовало введение в научный тезаурус понятия "универсальные закономерности". Первые универсальные закономерности проявились вследствие рождения невиданных ранее междисциплинарных универсальных дисциплин: кибернетики, системологии, синергетики и процесс появления таких системных наук все множится и реализует новый виток масштабной интеграции научного знания. Реализация комплексных программ, в которых принимают участие специалисты различных областей знания, становится уже делом обычным, традиционным. Происходит сращивание в рамках единой комплексной программы теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, наблюдается бесцеремонное вторжение идей, транслируемых из других наук. Становится очень трудным определение как самой науки, так и ее предмета, ибо поле знаний новой науки теряет свои границы и становится несколько размытым, нечетким. Сам человек (исследователь, ученый) накладывает на формирование новой междисциплинарной науки влияние своей личности, своего мировоззрения и опыта, своей научной квалификации и, к сожалению, это не учитывается.
Академик В.С. Степин пишет, что в междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно- ориентированном поиске. Читаем В.С. Степина:
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки(1, с.628).
Читаем далее:
Современная наука - на переднем крае своего поиска - поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска (1, с. 629).
Далее академик Степин В.С. развивает эту мысль. Он говорит, что в последующем развитии техногенной цивилизации, возникают предпосылки становления технических и социально-гуманитарных наук. "Возникают условия и потребности в выяснении способов рациональной регуляции стандартизируемых функций и действий индивидов, включаемых в те или иные социальные группы, способов управления различными социальными объектами п процессами. В контексте этих потребностей формируются первые программы построения наук об обществе и человеке" (1, с. 705).
Редукционизм, сыгравший значительную роль в развитии мировой науки и мировоззрения, в настоящий момент уступает холизму, который высшую и всеохватывающую целостность ставит во главу, а деление на части имеют место, но носят вспомогательный характер. Этот подход подвигает к сближению науки и религии.
Современная научная теория познания стоит на постулате, что важнейшим и основным источником научного знания является трансцендентное знание, получаемое человеком от Творца светов в результате интуитивного прозрения. Это подтверждает единство научного, философского и религиозного способов познания, а также способов познания в культуре и искусстве.
Все начала любых теорий интуитивны. Даже сам процесс научного поиска на теоретическом уровне также интуитивен и не является рациональным. В голове исследователя заранее должна существовать идея будущей теории. Интуиция, вдохновение - вот источник величайших научных достижений.
Рассмотрим процесс получения знаний в науках о человеке (социальных науках).
Существует общий термин -- "науки об обществе", или "социальные науки" (вшироком смысле). Однако эти понятиянеоднородны. С одной стороны, есть экономика, социология, наука о праве. Сдругой -- антропология, науки об искусстве, история, культурология и т.д. Первые называют социальными в узком смысле слова, в отличиеот вышеупомянутого широкого. Вторые -- гуманитарными науками. После этойэмпирической классификации необходимообсуждение критериев разделения на гуманитарные и социальные науки (2).
Авторы исследования (2) начинают с пояснения понятий. Они говорят, что буквальное значение слова "гуманитарный" -- относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина "гуманитарный". Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т.п.).
Специальное понимание термина "гуманитарный" связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Гуманитарная парадигма в науке,- продолжают они, - представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.
Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объясненияк пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание -- это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного (2).
Объекты гуманитарного знания -- общество, человек -- постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.
Один и тот же объект может изучаться разными науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, объект, как человек, в качестве предмета политологии, социологии, экономической науки, культурологии предстает различно. Социология рассматривает его как часть социального целого, политология -- как "политическое животное", экономическая наука -- как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология -- как носителя ценностей и определенных символических схем поведения (3).
Одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание -- это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому (2).
Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения.Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. "Любой объект знания (в том числе человек), -- писал М. М. Бахтин, -- может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим".
При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.
Итак,- как писал академик Степин В.С. - на современном этапе постнеклассической науки мы видим необходимость появления нового универсального научного направления, исследующего человекаво всехего творческих проявлениях.
Автор нового универсального научного направления "Креатология"с 1984 г. занимается проблемой отбора талантов и гениев в научно-исследовательской деятельности, образовании, искусстве. В 1987 г. им проведено исследование, в результате которого было предложено новое глобальноенаучное направление, не имеющее аналогов в СССР и за рубежом. Результаты фундаментальной научно-исследовательской работы затем опубликованы: автор поставил и сформулировал теоретические предпосылки условий проявления энергии пассионариев, меняющих лик Мира. Автор понимал, что именно таланты и гении дают любой стране лидерство, именно таланты определяют развитие нации, именно таланты являются в этом смысле золотым фондом страны. Автор понимал, что таланты и гении - самый важный ресурс страны, важнее нефти, газа, электричества. Попробуйте определить в миллиардах долларов вклад в развитие СССР Королева, Капицы, Келдыша, Сахарова, Туполева. Это - гении и таланты, неоценимые по своему вкладу в конкурентоспособность страны, в её развитие. Следствием понимания этого универсального явления процесс решения проблемы отбора талантов и гениев на основе заявленной автором совместно с исследователем Афлитуновым А.М. новой диалектики - полиморфной диалектики (4), привел к созданию автором нового универсального научного направления, называемого КРЕАТОЛОГИЕЙ,исследующего глобальные вопросы взаимодействия креативной личности с существующим уровнем развития развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества). В рамках креатологии одним из самых важных вопросов явилось моделирование и эволюционная диагностика интуитивно-одаренной личности, ибо анализ зарубежной и отечественной литературы по вопросу отбора гениев и талантов показал, что интуиция - главный фактор талантливой или гениальной личности.
Разработка методических начал креатологического моделирования и эволюционной диагностики интуитивно-одаренной личности оказалась чрезвычайно сложной проблемой, потому что её решение потребовало преодоления нескольких порогов новизны: 1) новизны в постановке предмета исследования (в качестве такого феномена выступает высший психический процесс - интуиция, опыт диагностики которой отсутствует в мировой практике и теоретически чрезвычайно плохо обоснован, кроме того в качестве предмета рассматриваются качества интуитивно-одаренной личности, семантика интуитивного процесса), 2) новизны в теоретической и методологической основе (в качестве такой основы принимается новая наука - креатология и новое, в рамках креатологии направление: эволюционная диагностика талантливой личности исследователя), новизны в математическом аппарате моделирования и диагностики интуиции и качеств интуитивно-одаренной личности, новизны в привлечении нескольких научных направлений для решения столь серьезной и сложной проблемы как эволюционная диагностика и моделирование интуиции (здесь привлекались синергетические направления, рассматривались диссипативные структуры в моделировании, методы теории катастроф, марковские процессы и марковские поля, минимальные поверхности в римановом многообразии, теоретические основы психологии, психоанализа и глубинной психологии, механическая проблема общей теории относительности - гравитационный коллапс массивной холодной звезды (раздел астрофизики), неевклидовые пространства (топология), динамические модели науки и др.).
Результаты фундаментальной научно-исследовательской работы по направлению "креатология" оформляются в нескольких монографиях.
В монографии Д.Н. Савченко "Креатология. Методологические основания и модели. Богопознания и научное знание", креатология определена как новая философия, новое мировоззрение, новая парадигма, новое научное направление, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с различными формами общественного сознания, в том числе с религией. "Методологические основания креатологии" представлены как методологический кластер, выступающий как множество внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленную к когнитивному обслуживанию специфической реальности, цель которой исследование взаимодействия системы "талантливая личность - интеллектуальный потенциал общества".
Приведена методология креатологии - в качествеучения о методах, средствах и процедурах научной деятельности в креатологии; как одна из форм мировоззрения науки, поскольку объект её анализа есть творческая деятельность, заключающаяся во взаимодействии талантливой личности и существующих парадигм общественного сознания и последующей их гармонизации, в ходе которой вырабатывается новое знание. Актуальность креатологии, как нового глобального научного направления, заключена в акценте научного анализа на исследовании "творца как меры всех вещей", как единой реальности, воздействующей на интеллектуальный потенциал общества.
Рассмотрен предмет методологиикреатологии, который включает исследование универсальных процедур, присущих всем видам познавательной деятельности, связанных с глобальными вопросами взаимодействия творческой личности с монадами высшего уровня. Показано, что по характеру получаемого знания методы креатологии относятся к методам теоретического познания.
Сформулированы основные принципы креатологии. Так, например, креатология опирается на вторую парадигму диалектики, а именно на полиморфную, обособленно плюралистическую, которая в саморефлексии понимает свою историческую ограниченность и эпистемологическую направленность. Эта парадигма имеет свои позиции. С этих позиций не может быть окончательного синтеза диалектики в одной-единственной форме, будь то теория, логика или метод.
Креатология исповедует принцип открытости. Этот принцип означает готовность впитать все инновации, все парадигмы, имеющие отношение к творческому потенциалу человека.
Креатология использует принцип синтезного изучения различных парадигм, воздействующих на творческую личность, а также исповедует принцип гармонического взаимодействия человека с потоком парадигм в различных областях знания.
Креатология предлагает принцип сочетания античной, византийской, раннехристианской, православной и исламской духовной мудрости с интеллектуальными достижениями Запада, и провозглашает принцип стирания граней между наукой и искусством, между наукой, культурой, образованием, а также тесного взаимодействия между наукой и православной религией. Креатология опирается на принцип творческого освоения и получения знаний, духовного постижения истины и другие принципы.
Раздел: "наука и православная религия: Теофания, Богопознание и научное знание в ареале Креатологии" включает исследование, результат которого таков: существует мощное исхождение Бога из сущности Его вовне, ибо нетварные потоки Божественной энергии, Лучи Божества, пронизывают каждый элемент, каждую самую малую частицу тварного мира. Бог есть Свет, и исхождение из Него есть Свет. Теофания буквально означает "Богоявление", исхождение Божества. Лучи Божества, пронизывающие всё, есть Сам Бог, неизреченно присутствующий в каждом проявлении благодати, сказал Святитель Палама. Итак, весь созданный Богом тварный мир является образно "моремсвета",невидимого присутствующего везде. Этот свет от Отца светов исходит. Поэтому через "рассматривание творений" (Рим. 1,20) открывается "невидимое Божие, вечная сила Его и Божество" (Рим.1, 20).
В книге делается такой вывод: получение научного знания для талантов и талантов высшего уровня (гениев) предполагает действие силы Единого, ВсемогущегоТворца и Законодателя. Мы стоим на пороге появления новой кардинальной парадигмы: научная мысль возвращается к положению: антропный принцип при сотворении мира, наличие конечной цели развития мира и действие Промысла Божьего, понимание мира как единого живого организма. В результате стираются противоречия между научными, философскими и религиозными знаниями и складывается заявленное креатологией единое целостное непротиворечивое мировоззрение.
"Пролегомены к символической теории интуитивного познания", разработанные автором,представляютмощную философию символического познания, связанного с понятиями: творчество, гений. Автор исследовал различные точки зрения на природу символизма в историческом аспекте.
Разрабатываемые в монографии пролегомены к символическойтеории интуитивного символическогопознания постулируют тот факт, что каждый человек является божественным избранником. Человек, творящий в искусстве, науке, культуре, должен обладать существенным пониманием того, что всё, что он достигает в своей области, все успехи - это не егодостижения, это идущее от Бога премирное влияние Промысла Божиего, этот талант или гениальность - от Бога.
Создаваемая автором символическая теория интуитивного познанияв мировой практике прецедента не имеет, так как она исповедуетэнергетический излучательный аспект во взаимодействии символа с окружающим социальным полем.
В разделе"Святоотеческое богословие Теофании при взаимодействии системы: творческая личность - интеллектуальный потенциал общества" приведены исследования тех творений святых Отцов, и те места Священного Писания, где о богословии Теофании приводятся разные свидетельства. Бог, Добро, Свет излучает разнообразные светы, теофании на ангельские чины и на людей. Эти теофании проходят в ум человека и просвещают его в меру вместимости его. Эти теофании есть мысль-свет, интуитивное прозрение, инсайт (в науке), катарсис (в искусстве - в творчестве художника - творца). Проблема мысли есть проблема не трансцендентального вопроса, но проблема конкретного содержания.
Теофания - это Божественный свет, нисходящий на творческую личность (неважно, в науке или в искусстве происходит процесс творчества). Теофания делает человека "энергийной иконой", ибо исследователь создан по образу и подобию Божию. Теофания "проливает" на исследователя "световые волны", излучение света.
Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке.
Интеллектуальный потенциал общества по своей сути представляет массу знаний, представленную в форме парадигм (например, в науке).
Проведен анализ проблемы теофании несколько с иной стороны. Бог творчески полагает природу и, следовательно, творит и её закономерность. Поэтому творчество Божие безгранично, неисчерпаемо, неистощимо, безмерно, нет внешнего предела Его всемогуществу, всё Бог устанавливает волею своею. Однако к тварному бытию Бог обращается не безмерностью, точнее не сверхмерностью Своею, но всему полагаетмеру, закономерность, облеченную силою принудительности. Давая свободу твари, Бог отказывается от своего всемогущества на деле и вступает в сотрудничество с тварью (в нашем случае с ученым - исследователем). Это соединение Божьего всемогущества с тварной свободой, которая не существует вне ограниченности, есть основа тварного бытия. Творение является поэтому и "промышлением" о твари (талантливом исследователе), Вседержитель есть и Промыслитель. Таким образом, Божественная энергия - мысль, появившаяся в процессе интуитивного прозрения (инсайта), не зависит от влияния сложившихся парадигм и её сила не зависит от степени знания всех господствующих научных взглядов, а напрямую является Теофанией.
Итак,появилось новое универсальное научное направление креатология, имеющее свои методологические основания, в том числе четко определенный предмет методологии, методы креатологии, принципы креатологии.
Креатология как универсальное научное направление, имеет свои границы в рамкахметодологии креатологии.
В креатологииимеет место пересечение гуманитарных наук с естественными и точными науками и богословием. Список этих наук, применяемых в креатологии, впечатляет, он приведен ранее, где мы говорили о преодоленных порогах новизны.
Креатология показана с нескольких сторон.
КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО СИСТЕМА ЗНАНИЙ, дающая возможность реального взаимодействия между достаточно далёкими друг от друга понятиями как наука и искусство, наука и культура, наука и образование и т.д.
КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА, новое научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия человека с монадами высшего уровня (под монадами высшего уровня понимаются системы знаний, создаваемых человеком: наука, культура, образование и т.д.). Креатология выступает как инструмент отбора креативных, талантливых личностей для использования их в различных областях знаний и творчества. Она позволяет моделировать потенциал креативной, талантливой личности и влияние на него неблагоприятных факторов и пограничных жизненных ситуаций.
КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА. Креатология как философия занимается проблемами смысла творчества личности и творческого начала Вселенной, закономерностями действия Божественной благодати в творческих процессах Вселенной и человека (в пределах, открытых человеку Богом).
КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО ИСКУССТВО, смысл которого - свободное выражение всей полноты и неповторимости открытия нового и переоценки старого; это прежде всего искусство мыслить, открывать, двигаться к истине своим неповторимым путем; это познание вложенных друг в друга сложнопереплетённых микро -, макро -, мегаритмов, спектров красок, звуков, мысли, информации под влиянием благодати Святаго Духа; это соединение строгой логики с духовной мудростью, с художественностью легенд, мифов и других культурных ценностей.
КРЕАТОЛОГИЯ - ЭТО КУЛЬТУРА становления личностей, взаимоотношений между ними и их социальным окружением, культура их духовного и физического здоровья, мотивации и мышления, системы ценностей и интересов. Креатология как культура - это не только деятельность, заключающаяся во взаимодействии творческой личности с интеллектуальным (или иным) потенциалом общества, но и вся совокупность инновационной продукции человека - творца - от новых научных парадигм, до языка, произведений искусств, норм нравственности.
Креатология определяется как новая философия, новое мировоззрение, новая парадигма, новое глобальное научное направление, исследующее вопросы взаимодействия творческой личности с различными формами общественного сознания, в том числе с религией. В самом деле, талантливый ученый обладает зачастую обширными познаниями в различных областях знаний, он имеет собственное мировоззрение, культуру, философию, опыт и этот "отпечаток" личности сказывается на том открытии, которое он сотворил. Человек - живая Вселенная и по сложности он не уступает Вселенной, кроме того ученый, вообще талантливый человек зачастую имеет обширные знания в различных областях, и когда начинается процесс взаимодействия его знаний со знаниями больших систем знаний (культурой, искусством, наукой, философией т.д.), тогда возникает взрывная волна инноваций, открытий, переворотов, тогда появляются гении, формирующие новое миропонимание целых поколений. Так, например, отец Павел Флоренский, религиозный православный философ, ученый, священник и богослов, занимался обоснованием православной догматики, особенно триединства, почитания икон и аскетизма. Отец Павел Флоренский провел широкий спектр исследований в самых различных областях знаний: лингвистике, теории пространственных искусств, физике, математике. Иногда называют его "Леонардо - да - Винчи ХХ века". Лосев Алексей Федорович, философ и филолог, имел блестящие знания в области античной эстетики, открыл русскому читателю античный мир от Гомера до Платона и от Платона до.. Христа. Размах его достижений огромен: философия, античная мифология, античный космос, эстетика, музыка, литература. Лосев был переводчиком Плотина, Прокла, Николая Кузанского. Список таких людей можно продолжать...
Человек - "мера всех вещей" становится на переднем плане своего поиска, он находится в центре исследований.
Граница применениянаучного универсального направления креатологии определена методологическими основаниями креатологии. Здесь нет "размывания", неопределенности, о чем говорят несведующие в основаниях этой науки лица. Автор таким критикам посоветовал бы познакомиться с основаниями такой глобальной науки как "антропология", а еще лучше с синергетикой.
В заключение хочется сказать, что креатология - новое развивающееся универсальное научное направление, многие ищут в этом новом направлении исследований своё творческое призвание. Автор не сомневается в том, что ХХI век будет веком "проснувшихся" талантов и гениев под знаком креатологии. Монография "Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I" является началом и первым шагом раскрытия креатологии, как универсального научного направления. Она находится в продаже в крупных книжных магазинах г. Москвы. В ВИНИТИ РАН находится второй том креатологии: "Савченко Д.Н. Креатология. Число. Гармония Метафизика Света. ТОМ II" (1.10.09).Третий том креатологии почти готов к публикации.
Видов креатологии также много. Автор перечислил возможные виды и направления исследований в области креатологии, они приведены в его статье: "Креатология. Творческая Лаборатория.Новые виды креатологий" на авторских сайтах: https://sites.google.com/site/kreatologia/ и http://dn756.narod.ru/. Работы много, присоединяйтесь!
--
Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Сайт www.Childspy.ru
--
Черникова И.В., д. филос.н., проф. Методология научного исследования в социально-гуманитарных науках. Интернет-информация.
--
Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Две парадигмы в развитии диалектики. Тезисы доклада Проблемного совета по материалистической диалектике МВ и ССО РСФСР на тему "Диалектическая культура мышления: история и современность". 6-7 июня 1989.