С самого начала настроение повести определяет название - строчка из стихотворения А.С. Пушкина, ставшего песней. Один из персонажей вспомнил это стихотворение, сидя в арестантской.
Повесть "В чистом поле под ракитой", прочитала по совету одного мужчины. Сама я уже давно не выбирала в качестве досуга ничего, что касалось бы Великой Отечественной войны. Могу даже совершенно точно сказать почему. Большая часть книг - это порождение фантазии автора, даже если это современный роман без намека на фантастику. Книги о войне, особенно, если написаны ее участниками - это всегда тяжелое испытание для чувствительной души. Потому что это БЫЛО. Даже если сюжет - это выдумка автора, сама по себе война - страшное прошлое. Я как раз отношусь к впечатлительным людям, поэтому такие книги предпочитаю читать не часто, ибо отхожу от них долго. Если говорить о военной тематике, то наиболее любимые мной авторы: В. Астафьев, В. Быков, К. Симонов. Для меня это эталон, с которым непроизвольно сравниваю все остальные произведения о войне.
Я не знаю, был ли Владимир Николаев, участником военных действий, но в обращении втора к читателям есть такие слова: "Всем, кто не понаслышке, а воочию знал ту войну". Повесть напоминает историю, записанную со слов участника событий. Может это Шурка Петров, ставший учителем, поделился воспоминаниями, может, повесть собранна, как мозаика из жизней разных людей, а может это чисто авторский вымысел. В любом случае, произведение выглядит как пересказ реально произошедших событий.
Кратко о сюжете. Сюжет разворачивается на территории нескольких деревень, оккупированных немецкими войсками, идет 1942 год. В тыл к немцам отправляется диверсионная группа для создания партизанского отряда. Руководителем группы назначается Федор Петров, лейтенант, родом из тех самых мест, где предстоит партизанить. Как только "московский гость" интересуется у Федора: не будет ли это проблемой, я сразу поняла, что будет. Во всяком случае, это будет важно для развития событий.
Вся группа, кроме Федора и секретного агента Грекова, тонет в болоте, поэтому руководителю группы приходится действовать не по плану. Он прячется в сарае своих родителей и планирует выйти к точке сбора. Но происходит непредвиденное: его младший брат Шурка с друзьями грабит сбитый немецкий самолет. Этот необдуманный поступок ребят приводит к череде трагических событий. Манфред Кубе - гауптман, начальник районного отделения гестапо, собирается "наказать" подростков, но Федор спасает мальчиков, выдавая свое присутствие и навлекая беду на родителей. При попытке взять в заложники отца и брата Манфреда Кубе, Федор убивает их. Местный полицай Микашкин Степочка не справляется со своими обязанностями, поэтому под пытки попадает его отец. После общения с бывшим мясником Краузе, Кузьма Микашкин умирает, и Степочка решает объединиться с бывшим врагом партизаном Федором ради мести за отцов. Они не приходят к общему мнению на счет этой самой мести, Степочка единолично убивает и Манфреда и Краузе. Это событие служит толчком к образованию партизанского отряда. В итоге происходит все именно так, как планировали в штабе бригады ОСНАЗ - партизанский отряд "За Родину" расширяется и активно ведет борьбу с немцами. Сам Федор "благодаря" наушничеству Грекова попадает в штрафную роту и погибает. Его брат Шурка после воны становится учителем русского языка и литературы.
Читая повесть, я все время возвращалась к мысли, что случай в нашей жизни - это неподвластная нам движущая сила. Автор дает такуюхарактеристику: Случай - это бог из машины, который вмешивается в события всегда неожиданно для всех участников и ситуация становится с ног на голову.В произведении из-за этого самого случая события поворачиваются неожиданно и трагично. Первый раз - гаснет факел и не загорается один из сигнальных костров, поэтому диверсионная группа принимает решение высадиться, хотя лесник даже под пытками обманул Краузе и не назвал место высадки. Второй раз - дурачок Коленька с фольгой от шоколадки невольно выдает группу подростков, ограбивших немецкий самолет. Третий раз - в план Федора по захвату заложников вмешивается неожиданно повернувшая из-за поворота телега с полицаями. Четвертый раз - шаровая молния - редкое природное явление - позволила Грекову спастись и позже оказать влияние на судьбу Федора. Просто набор трагических случайностей.
Персонажей в повести много и все они важные, ни одного лишнего. Отец Леонид, Варя (возлюбленная Федора), Дурачок Коленька, отец Кубе, Манька-Тычка, родители Федора. На самом деле они заслуживают даже больше внимания, чем уделил автор. Отельные судьбы, яркие характеры, но все это в повести прописано схематично, штрихами. Отношения между Отцом Петра и отцом Манфреда, холодная ненависть и брезгливость гауптмана к русским, любовная линия между Федором и Варей, приведшая к рождению девочки, история отца Леонида и отношение к нему немцев, судьба Степочки - обо всем этом хочется узнать больше.
Порадовали "живые" персонажи. Даже Степочка, бывший зек, полицай, выполняющий грязную работу, убивший Краузе и Кубе - вызывает уважение. Странным диссонансом в душе отзывается уменьшительное прозвище "Степочка", хотя для такого человека больше бы подошло что-нибудь грубое. Герои не однозначные, не плоские, с недостатками и собственным мировоззрением. Трусость Петьки, сдавшего своих товарищей, выглядит естественно, как и любопытство и бесшабашная смелость ребят, решившихся на грабеж, даже не подумав о последствиях. "Гибкость" и малодушие Грекова вызывают досаду и злость - но это натурально, в это веришь. По-настоящему отрицательные персонажи: Манфред и Краузе. Манфред показан самоуверенным фанатиком, твердо уверенным, что даже Бог на его стороне, Краузе - немногословный, жестокий, одним словом "мясник".
Интересно переплетаются судьбы персонажей. Дружба Альберта Кубе с отцом Леонидом, в конечном счете, приводит к смерти обрусевшего немца. Наблюдательность Маньки помогает полицаям найти Федора.
В текст гармонично вплетаются песни. Это ярко раскрывает русскую душу. Мне казалось, я даже слышу поющие голоса.
Содержание порадовало, на мой взгляд, подкачала немного реализация. Дело не грамотности текста (я наткнулась лишь на четыре ошибки, скорее описки) иногда в словах проставлена буква "Ё", иногда "Е". Описания мест событий часто даются парой слов, кратко, слишком кратко. Пример: Ночь. Гроза. Федор, сидя в сенях заимки, курит самокрутку.., Живописное утро, мир после обильного грозового ливня ночью чист, благолепен и ароматен, кладбище при церкви выглядит почти живописно. Написано, так будто нужно домыслить или кто-то другой должен изобразить по своему усмотрению. Очень многое отдается на волю фантазии читателя. Немного похоже на сценарий к фильму. Уже прочитав повесть, я увидела сверху приписку: "Киноповесть". Это многое оправдывает, если по этому произведению снять фильм, раскрыть характеры персонажей, то получится добротная кинолента о войне.
Иногда удивляло использование прошедшего или настоящего времени в тексте. В воспоминаниях Шурки использовано настоящее время, а когда повествование возвращается в день сегодняшний - прошедшее. Логичней было бы наоборот.
Иногда важные события преподнесены слишком сухо. Может это издержки женского восприятия, но хотелось бы больше деталей, больше описаний. Если расширить некоторые сцены и раскрыть диалоги - повесть вырастет в объеме и обретет большую глубину.
Конец произведения нельзя назвать ни хорошим, ни плохим, он реалистичен. Эпилог дает некоторую надежду.
"И, может быть очень нескоро, но обязательно наступит время, когда потомки строителей государства, потомки победителей, потомки некогда великого народа возродят былую мощь, славу и процветание этой, исконно русской земли!"