-Ну, что получил сегодня? - рассеянно спросила я, снимая по ходу пьесы старенькие расхлябанные сапожки.
Сын невнятно пробормотал что-то из-за двери.
-Что-что? - переспросила я.
Вопрос был задан более ради проформы, поскольку я давно уже не вникала в подробности обучения в школе, привыкнув к тому, что сын мой хоть и не отличник, но устойчивый хорошист, а на школьные собрания я не ходила уже года три как, ссылаясь на занятость. Оба места моей работы требуют полнейшей самоотдачи, домой я прихожу поздно, ног уже не чувствуя, а что касается моей в прошлом обожаемой второй половины, то его уже и след простыл вместе с импортной бытовой техникой и светильником в коридоре.
- У меня двойка по контрольной по алгебре, - угрюмо сказал появившийся в дверном проеме сын.
- Прекрасно! - саркастически сказала я. - Мы уже перешли на двойки? Просто отлично! Так что же ты, совсем ничего не решил?
- Совсем, - мрачно ответствовал двоечник.
- Отчего так? - я несколько растерялась.
- А вот оттого, что не понимаю я этих дурацких задач! - прокричал он мне в ответ.
- Чем же вы, интересно, на уроке занимаетесь??! - я повысила голос и раздражение, зародившееся во мне, начало пухнуть как на дрожжах. - Вас что же, не учат на уроках задачи решать?
- На уроках мы разбираем уравнения, а не задачи. Уравнение я могу решить, а задачи - нет.
- Идиот! - сказала я мысленно. А вслух произнесла:
- Ну и чем ты сейчас занимаешься?
- Чем-чем. Задачи пытаюсь решить. Их на дом две штуки задали.
- Ну и...?
- И не могу, - отвечал мне сын, глядя исподлобья.
Я молчала, пытаясь справиться с нахлынувшими эмоциями и вспоминая лекции Макаренко по педагогике.
- Ладно! - сказала я, взяв свою волю в железный кулак. - Давай сюда свои (идиотские) задачи.
Знаете, я верю в силу интеллекта. Я верю, что любой человек, окончивший среднюю школу и как минимум один институт - любого профиля - способен справиться с теми заданиями, которые предлагаются ученикам восьмого класса для самостоятельного решения.
Вооружившись ручкой и двойным листом бумаги из старой тетради, я прочитала следующий текст: "Рыболов отправился на лодке от пункта N вверх по реке. Проплыв 6 км, он бросил весла, и через 4 ч 30 мин после отправления из N течение его снова отнесло к пункту N. Зная, что скорость лодки в стоячей воде 90 м/мин, найдите скорость течения реки".
Сразу после прочтения у меня, образно выражаясь, шарики за ролики заехали. Я еще раз внимательно перечитала текст, после чего у меня появился целый рой вопросов типа - что значит вверх по реке? Это против течения или наоборот? Что значит скорость лодки в стоячей воде? Это что же значит - с веслами, что ли? Ну да - лихорадочно тут же соображала я, - ведь если без весел, значит, в стоячей воде скорость лодки равна нулю. В голове у меня помутилось.
"Спокойно! - приказала я сама себе. - Без паники. Разберемся. Так, пусть икс - скорость течения реки. Значит...". Тут у меня случился настоящий мозговой блок! Потому что это ровным счетом ничего не значило!!! Я начала вспоминать школьные формулы. Путь, - бормотала я себе под нос, - это скорость, умноженная на время. Или поделенная на него. Следовательно, скорость равна путь поделенное на время. Путь, проделанный идиотом-рыболовом равнялся 6 км туда и 6 км обратно, то есть 12 км, а время... Тут меня снова заклинило и не на шутку. Первые полчаса я переводила скорость лодки из метров в минуту в километры в час, вторые полчаса я пыталась скомбинировать чертов путь, часы с минутами и скорость лодки друг с другом. Внутри в утомленных мозгах гудело, где-то в висках зародилась и беспощадно распространялась головная боль.
- КОЛЯ!!! - громовым голосом закричала я. - НЕМЕДЛЕННО иди сюда и принеси мне идиотский учебник!! Где эти хреновы примеры решения задач?!!
Бесшумно появившийся сын испуганно протянул мне учебник по алгебре. Я честно и добросовестно изучала его, результатом же было четкое осознание недоступности приведенных примеров. Злость моя накопилась и требовала выхода в окружающее пространство, иначе мне казалось, что я просто взорвусь изнутри.
- Ты сам, что ли, сообразить не можешь?!! - отчаянно завизжала я. - Я, что ли, в школе учусь?! Мне это на хрен не надо!!! Я свое уже отучилась! На работе, бл..(тут я споткнулась), как проклятая, вкалываю, еще и здесь, блин, сплошные проблемы!!!
Сын подавленно молчал, и глаза его налились слезами. Это взбесило меня еще больше.
- Я-то почему здесь одна с этим трахаюсь! - продолжала неистовствовать я. - Мне это, что ли, надо! Садись рядом и показывай, как ты решал!!! Ты хоть какую-нибудь формулу с этим гребаным рыболовом придумал??! Сволочи, всякую дрянь детям подкидывают!!
Моя истерика была прервана словами:
- Мама, уже одиннадцать часов. Я спать пошел.
И он ушел, провожаемый моим криком:
- Так что же, ты ни одной задачи не решил??!!!
- Ни одной, - донеслось из-за запертой двери, свет за которой тут же погас.
Бешенство, бушевавшее во мне разъяренным зверем, стало утихать. На меня как-то вдруг навалились и усталость от прошедшего дня, и неудовлетворенность от моей Богом проклятой жизни, и все те обиды, которые я в полной мере получала за свои прожитые годы. Я вспомнила, как мало любви и ласки я получала даже от тех людей, которые - казалось бы - должны были давать мне это в полной мере. Я вспомнила вечно занятых родителей, холодного отстраненного всем недовольного бывшего мужа. Одиночество и тоска остро пронзили мне сердце, и мне стало жаль сына, на которого я так безумно, бессмысленно наорала, себя, такую одинокую некрасивую женщину, весь мир, страдающий, несправедливый, суетный, и рождающиеся слезы туманили мне глаза, крупными каплями падали вниз и умирали, расплываясь, на страницах школьного учебника.