В годы войны здесь проходила линия обороны Киева. Еще в семидесятых можно было увидеть в лесу обвалившиеся, заросшие травой окопы, а на одной из полян наткнуться на полуразрушеннный блиндаж.
В конце пятидесятых годов 337 гектаров Голосеевского леса отвели под Республиканскую выставку передового опыта в народном хозяйстве Украинской Советской Социалистической Республики, переименованную впоследствии в ВДНХ УССР, которая открылась в Киеве шестого июля 1958 года. Часть территории, ту, что ближе к центральному входу, упорядочили, выстроили павильоны, число которых со временем превысило три десятка, заасфальтировали дороги. На главной площади комплекса, что перед Главным павильоном, установили роскошный фонтан, а по обе стороны от него устроили водоемы, окаймленные гранитным парапетом. В водоемах плавали золотые рыбки. Большую же часть территории так и оставили заросшей нетронутым лесом в его первозданной красе. Центральный вход украсили пропилеями. Выставку огородили - высокой ажурной металлической оградой по фасаду и простым деревянным, на железобетонных столбах, забором по всему остальному периметру. В середине шестидесятых часть забора в глубине Голосеевского леса повалилась, через проломы можно было проникнуть на Выставку, чем мы, тогда еще пацаны, нередко и пользовались, экономя свои гривенники - столько стоил в то время входной билет для школьников. Ограду восстановили лишь в конце семидесятых.
В одном из павильонов, слева от центрального входа, располагался кинотеатр "Прогресс". Билет на сеанс давал право бесплатного прохода на Выставку. Придя заблаговременно, можно было до сеанса обойти один -два павильона, а если билет на дневной сеанс - гуляй после просмотра по Выставке сколько душе угодно, вплоть до закрытия.
И было на что посмотреть. Уникальный архитектурный ансамбль павильонов производил впечатление даже на киевлян. Оформляли павильоны лучшие художники Украины, в том числе год назад скончавшийся в Бостоне (США) Изяслав Анисимович Клигман и заслуженный художник Украины Адольф Маркович Константинопольский. В павильонах, случалось, проходили выставки, знакомящие с зарубежными странами, которые мы, пацаны, старались посещать, впрочем, что уж греха таить, не столько чтобы ознакомиться с экспонатами и жизнью "за бугром", сколько ради значков и красочных рекламных проспектов, бесплатно выдаваемых при входе в павильон. Эти значки и проспекты служили для нас предметом бартера и, чтобы добыть их побольше, мы проходили по несколько раз кряду - покуда наши лица не примелькаются.
Первой ласточкой была Чехословацкая промышленная выставка. 22 мая 1961 года открылась выставка "Пластмассы США". А в 1967 году - выставка "Промышленная эстетика США". Помню, какое впечатление произвела она на нас. При том наиболее сильное впечатление произвели одноразовые шариковые ручки. И вот почему.
Столь обычные в наши дни шариковые ручки тогда только еще начинали входить в обиход. Ученикам начальных классов предписывалось пользоваться перьевыми ученическими ручками, которые окунали в чернильницу- невыливайку. В более старших классах уже разрешалось пользоваться авторучками заправляемыми чернилами. Первая в нашей школе шариковая ручка (двухцветная!) появилась у моего одноклассника Сергея - сына заведующего крупной лабораторией. Сергей носил ее в школу, хвалился перед нами и чрезвычайно ею гордился, нам же она казалась чем-то непостижимым. При этом поражало не то, что у нее совершенно иной принцип действия, а то, что писать было можно попеременно двумя различными цветами, то синим, то красным, чего невозможно было нашими авторучками. Впрочем, вскоре Сергей свою ручку поломал и хвалиться ему стало нечем.
Через какое-то время шариковые ручки появились в продаже, но были они дефицитом, да и стоили по сравнению с авторучками дорого. Не менее дефицитные пишущие узлы перезаправлялись в специальных пунктах и использовались многократно. Лишь гораздо позднее появились дешевые школьные шариковые ручки. Мы же, школьники, разрезали пополам цветные карандаши, вместо грифеля вкладывали пишущий стержень и скрепляли конструкцию изолентой - эти импровизированные шариковые ручки нравились нам куда более перьевых авторучек хотя бы уже потому, что не требовали ежедневной заправки чернилами и к тому же не текли.
На выставке же мы увидели одноразовые шариковые ручки, которые после использования попросту выбрасывались! Нынешних школьников этим не удивишь, нам же казалось чудом.
Возле павильона "Угольная промышленность" был макет действующей шахты. В павильоне "Богатства моря" можно было полюбоваться на гигантский скелет голубого кита. Одну сторону остова обтянули материалом имитирующим шкуру, что давало возможность представить внешний облик животного. Спустя какое-то время морского гиганта выдворили из павильона наружу, дабы освободилось место для других экспонатов.
Вне павильона показывали не только кита - многие, особенно крупные, объекты демонстрировались на специальных открытых площадках для показа экспонатов. На одной из площадок демонстрировали самолеты. Настоящие. Собранные на заводе Антонова в Киеве.
Если кита демонстрировали в виде чучела, то сельскохозяйственных животных и домашнюю птицу можно было увидеть живьем - в специальных павильонах либо в загонах. А в дальнем уголке Выставки, на пруду, посетители могли полюбоваться на прекрасных лебедей, которые cовершенно безбоязненно подплывали к людям. Один осмелел настолько, что брал пищу из рук. Люди дали ему имя, на которое он откликался.
За доверчивость свою и поплатился жестоко. Нашлись негодяи - дармового мясца захотелось - подманили и загубили бедную птицу, что наивно поверила в людскую доброту. Подонков отыскали и судили, но ручного лебедя на пруду не стало.
Еще на Выставке находились почтовое отделение, сберкасса, Зеленый театр, универмаг, продовольственный магазин, кафетерии "Весна" и "Лето", столовая "Ясени" и ресторан "Прага". В свое время в этом ресторане двое из моих приятелей отмечали свадьбы. Но - увы! - видно не счастливое было то место, ибо обе эти семьи очень скоро распались.
В 72-м году Германская Демократическая республика, коей нет нынче на карте, демонстрировала на Выставке свои достижения в фотографии, в частности, серию фотоаппаратов "Практика" и широкопленочный зеркальный фотоаппарат "Пентакон сикс". Менее чем через год прилавки советских магазинов были завалены этими фотоаппаратами, ими обзавелись многие фотографы и организации в которых имелись фотолаборатории. По сравнению с "Зенитом", на то время самой лучшей советской зеркалкой, они были гораздо легче по весу (благодаря замене многих металлических деталей на пластиковые) и обладали более широким диапазоном выдержек, но по прочности весьма уступали. Что же касается "Пентакона", то аналогов ему не имелось. Правда, киевский завод "Арсенал" вскоре выпустил широкопленочник "Киев 10", внешне несколько его напоминающий, но гораздо- гораздо хуже: во первых - тяжелый, а во вторых - весьма неудобный, так как спусковая кнопка у него находилась с левой стороны. Фотографы были от него, мягко скажем, не в восторге. Тем не менее и он занял свое место на Выставке в ряду достижений.
Что и говорить: отечественная фототехника во многом уступала зарубежной. Фотоувеличители "Нева" фотографы называли мастодонтами, предпочитая по возможности приобретать польские "Крокусы". Фотоаппараты, ежели кто мог, доставали зарубежные или старые, с довоенной еще, цейсовской оптикой.
В витринах некоторых тельавивских магазинов разложены старые фотокамеры. Каких-то два десятка лет назад, в бытность мою фотографом, для большинства моих коллег обладание иными из них было недосягаемой мечтой. Те немногие, которые эти камеры имели (а уж где доставали и во сколько это удовольствие им обходилось, то особый разговор) вызывали откровенную зависть. Сейчас эти камеры - металлический хлам, в лучшем случае - музейные экспонаты, с которыми уважающий себя фотограф на ответственную съемку не выйдет. Но это я несколько отвлекся.
Фотоаппарат "Киев 10", столь неудачно скопированный с гэдээровского "Пентакона" но объявленный достижением, вовсе не был исключением. Немало демонстрируемых экспонатов представляли собой либо вчерашний день научно-технического прогресса, либо существовали в единственном - выставочном - экземпляре и нередко лишь в этом качестве и оканчивали свои дни. Что касается павильонов, демонстрировавших достижения в деле снабжения населения продовольствием...
Долгое время сохранял я листок с рекламой из старого, 1952 года еще, телефонного справочника. Реклама призывала требовать во всех продовольственных магазинах города красную и черную икру. Возможно, я того по младости лет не упомню, в те далекие годы означенные продукты в самом деле можно было потребовать и требуемое получить, но потом, на моей памяти, в семидесятые годы и после, требовать в магазинах икру (за исключением кабачковой и баклажанной) было крайне рисковано, а о том, чтобы требуемое получить не могло быть и речи. Тот листок с рекламой вполне можно было воспринимать как прикол, так я его и воспринимал, потому и хранил.
В кинофильме "Иван Васильевич меняет профессию" есть эпизод, когда царю выносят на блюдах огромные порции красной и черной икры и лишь малюсенькую, на донышке, порцию "заморской, баклажанной". Нынешняя молодежь, привыкшая видеть эти продукты на прилавках в изобилии, врядли сумеет по достоинству оценить этот кадр.
Выставка была единственным местом, где мы в то время могли хотя бы полюбоваться на запаянные консервные банки с этим дефицитным продуктом. Не могу поручиться, что они его содержали - этикетку недолго переклеить на имевшуюся в изобилии какую-нибудь кильку и вполне вероятно, что работники Выставки именно так и поступили. Но хоть на этикетку посмотреть - это уже все таки было что-то!
И не только икру, но и многие другие продукты питания можно было увидать лишь на Выставке. Нередко даже не сами продукты, а их муляжи.
В общем, если Выставка прередового опыта, а впоследствии ВДНХ Украины и служила витриной народного хозяйства, от витрины торгового предприятия она разительно отличалась тем, что торговое предприятие демонстрирует, как правило, имеющееся на прилавке. Задуманная с пропагандистской целью, призванная показать преимущества советского строя - недаром фойе Главного павильона украшала пятиметровая скульптура В.И. Ленина - она не выполняла этой своей задачи. Приводимые цифры свершений не впечатляли, хотя бы уже потому, что на них мало кто обращал внимание. Об изобилии люди судили не по выставочным стендам, а по прилавкам магазинов в которых отоваривались. Экспозиции же зарубежных стран, а в особенности США, и вовсе разрушали представление об СССР как о передовой державе.
Тем не менее ВДНХ Украины была одним из любимых мест отдыха киевлян. Ну да, в первую очередь отдохнуть, пройтись по широкой главной площади, полюбоваться прекрасной архитектурой павильонов, посмотреть, как плещутся в водоемах золотые рыбки, как величаво проплывают лебеди на пруду. При желании - зайти в глубину нетронутого леса, пособирать грибы. А еще - прокатиться по территории на специально оборудованном транспорте - экскурсионных электроавтобусах, небольших таких и, как говорится "без окон, без дверей", т.е. открытого типа. Экспонаты посмотреть - это как в музее, но не более того. Конечно, ежели кому было угодно, мог и за Родину погордиться, за ее выдающиеся свершения под мудрым (или следует сказать тут "мудреным"?) руководством компартии возглавляемой... при открытии Выставки -Н.С.Хрущевым а после того, как 14 октября 1964 года Никиту Сергеевича сняли со всех постов, два месяца не работала Выставка: убирали многочисленные портреты и цитаты и страна снова уверенно шла вперед, руководимая новым лидером, но, ручаюсь, большинство посетителей об этом не думало.
Содержание экспонатов финансировала академия наук, черпая средства из всесоюзного резерва - пять миллионов бюджетных рублей в год выдавала. После распада СССР Украина стала отдельным государством, всесоюзный резерв накрылся, академия наук обнищала, содержать экспонаты не могла, в результате все достижения советского периода отправились на переработку, тем более, что с развалом экономики многие предприятия вместе с их достижениями просто напросто исчезли, следовательно и демонстрировать стало нечего. О былой демонстрации могущества советской державы напоминает лишь советская символика на павильонах, да отдельные статуи рабочих и крестьян. Опустевшие павильоны стали сдавать в аренду. Если в "лучшие годы" Выставку обслуживали около 1200 человек, то к двухтысячному году штат сократился вчетверо.
Когда последний раз посетил я Выставку, это было в 2000-м году, в большинстве павильонов выставляли- рекламировали свою продукцию киевские частные фирмы. Но хотя эту продукцию, в отличие от выставочных экспонатов, можно было заказать и приобрести, материальное положение многих из киевлян было в то время таково, что они приходили именно как на выставку - поглядеть. Часть площадей была снята под офисы. Иные же павильоны и вовсе были пусты и закрыты на замок.
Как оставшегося персонала, так и отпускаемых средств (в 1995 году - триста тысяч в национальной валюте) было явно недостаточно, чтобы содержать в надлежащем порядке такую громаду. Плата, взымаемая с арендующих павильоны, тоже мало выручала. Бывшая гордость и краса республики приходила в упадок.
Выставка еще жила, еще проводились на ней ежегодно национальные, а бывало и международные мероприятия и показы, но картина запустения проявлялась с каждым годом все явственней. Дотла сгорел Зеленый театр. Пострадали от пожаров еще несколько строений. Ресторан "Прага" неоднократно переходил из рук в руки, при этом ни один из новоявленных хозяев не задумывался о ремонте, когда же от него окончательно отказались, здание быстро пришло в негодность. Расположенные возле зеленой зоны с двух сторон центральной аллеи здания-близнецы, бывшие некогда популярными у киевлян кафетериями "Весна" и "Лето" тоже превратились в руины. Администрация Выставки считает, что ремонтировать эти бывшие объекты общепита бессмысленно - дешевле разрушить и выстроить новые.
Несколько "ужалась" территория: площадь Национального комплекса "Экспоцентр Украины", как с 1999 года называют бывшую ВДНХ Украины занимает 285 гектаров. Правда, в ведение экспоцентра было передано расположенное на Крещатике здание дворца искусств "Украинский дом", бывшее ранее филиалом Центрального музея В.И. Ленина.
Казалось - Выставке не продержаться, не выжить. Вот что сообщалось в "СN - Столичные новости" 19.09.2006 года:
"Крупнейший выставочный комплекс Европы, расположенный на проспекте Глушкова, 1, который в совковые времена официально назывался Выставкой достижения народного хозяйства, превращают в помойку и, видимо, в банкрота. Злые языки поговаривают, что сотни гектаров уже имеют своего владельца."
И далее там же:
" Как оказалось, ходить можно не везде. Например, справа от центрального входа вывешена табличка с нарисованным клещом и соответствующей надписью. Дорожки в центральной части тщательно выметены и тем самым подтверждают резкое деление Экспоцентра: "это место для зарабатывания денег", а "вон то - для киевлян". "Вон то" находится в сотне метров от главного входа и буквально тонет в грязи. Переполненные урны, замуленные бутылки, мешки с мусором прямо на прохожей части - так нынче выглядит парковая зона."
А ведь еще в начале 2004 года на территории Экспоцентра было решено произвести реконструкцию.
На карте сегодняшнего экспоцентра обозначено лишь двадцать три действующих павильона. На ВДНХ их было более тридцати. Нет более макета действующей шахты и площадки с самолетами. И лебедей на пруду больше нет.
И вот выходит указ Президента о превращении Национального комплекса "Экспоцентр Украины" в деловой центр с сохранением за ним функций выставочной деятельности. Помимо реконструкции Экспоцентра намечается строительство Киевского международного делового центра "Бизнес - сити" площадью 75 гектаров, из которых около 10 гектаров войдут в территорию Национального комплекса. Несомненно, дальнейшие достройки изменят привычный облик Выставки, только в лучшую ли сторону?
Некогда Выставка была любимым местом отдыха для многих киевлян, одним из красивейших уголков Киева. Сохранится ли что от былой ее красоты?