Савчук Марк Владимирович : другие произведения.

Забытый на родине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Европейская площадь. С нее берет начало главная улица столицы Украины - Крещатик.
  Если пройти от Европейской площади по улице Грушевского (в дооктябрьские времена она называлась Александровской - в честь императора Александра II) в сторону Печерска, то с правой стороны под номером 6 мы увидим построенное в 1899 году по проекту архитектора Владислава Городецкого в стиле неоклассицизма здание Национального художественного музея Украины в котором собраны около 40 000 экспонатов, среди них шедевры украинской живописи, скульптуры и графики со времен Киевской Руси до современности.
  За похожим на античный храм зданием музея под номером 8 стоит особняк, с 1879 года принадлежавший известному в свое время киевскому офтальмологу и общественному деятелю Максу-Эммануилу Мандельштаму. В отдельной деревянной пристройке (не сохранившейся) находилась частная клиника, в которой работал этот замечательный человек.
  В советские времена имя Макса-Эммануила тщательно замалчивалось. Так, в Большой советской энциклопедии упомянуты лишь двое Мандельштамов: советский физик Леонид Исаакович Мандельштам (1879 - 1944) и русский советский (долгое время считавшийся как раз антисоветским) поэт Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938), погибший в годы сталинского террора, о чем БСЭ не упоминает. Впрочем, Осип Эмильевич приходился двоюродным племянником киевскому окулисту. Отмечу, что племянницей (по линии матери, Софьи Мандельштам) киевского офтальмолога была и Рахель Блувштейн (1890 - 1931) - первая на израильской земле еврейская поэтесса, начавшая писать стихи на возрожденном иврите.
  Макс-Эммануил Мандельштам родился в 1839 году в литовском городе Жагаре. Именуемый до 1917 года по-русски - Жагоры, по-польски - Жагары, на идиш - Жагер, сегодня это небольшой городишко с населением чуть более двух тысяч человек, расположенный на границе между Литвой и Латвией. Однако в девятнадцатом столетии это был куда более важный торговый город, разделенный на две части: Старые и Новые Жагоры.
  Мандельштам был выходцем из семьи известных деятелей еврейского просвещения. Так, к примеру, его дядя Леон (Лейб) Иосифович Мандельштам (1819 - 1889) - первый еврей, учившийся в Московском, а затем в Петербургском университете и закончивший его в 1844 году, был назначен в1846 году "ученым евреем" при министерстве народного просвещения, возглавляемом графом С.С. Уваровым, с целью руководить созданием в черте оседлости казенных еврейских школ, автор ряда пособий, словарей, художественных книг.
  Окончив русскую гимназию в г. Вильно, Макс-Эммануил изучал медицину в немецком университете в Дерпте (ныне г. Тарту), в 1860 году поступил в Харьковский университет (был одним из первых принятых в этот университет евреев), по окончании которого в 1862 году был некоторое время практикующим врачом при Черниговской казенной палате, а после ординатором при богоугодных заведениях. В 1864-68 годах Макс-Эммануил Мандельштам специализировался в области офтальмологии, которую изучал в Берлине у знаменитого профессора-офтальмолога основавшего в 1863 году Гейдельбергское офтальмологическое общество Альбрехта Грефе, Работал также у Рудольфа Вирхова и Гельмгольца. В 1868 году Мандельштам защитил в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии докторскую диссертацию по теме "Применение офтальмометрии к некоторым вопросам физиологической оптики". В 1869 году был назначен доцентом в Киевском университете святого Владимира. Эту кафедру он занимал на протяжении 12 лет.
  Вскоре после приезда Мандельштам открыл в Киеве частную глазную клинику, ставшую впоследствии ведущей на юго-западе России.
  В 1876 году Макс-Эммануил Мандельштам возглавил университетскую клинику глазных болезней, однако из-за антисемитского решения совета Киевского университета об отмене почти единогласного избрания его медицинским факультетом на должность профессора, оставил успешную университетскую карьеру.
  В 1901-02 годах киевский купец первой гильдии сахарозаводчик Маркус Закс и его супруга Эстерина на свои средства возвели при Городской еврейской больнице (сейчас это Киевская областная больница) здание глазного корпуса. В этом здании долгое время работал Макс-Эммануил Мандельштам, оказывая квалифицированную помощь не только евреям, но и всем беднякам Лукьяновки (район Киева) - каждый пятый пациент еврейской больницы был православным. Здание не дошло до нашего времени и сейчас на его месте возвышается большое современное здание терапевтического корпуса.
  Мандельштам принимал участие в работе Всероссийского офтальмологического общества (с 1887 года). Его труды публиковались в "Archiv f.Ophthalmologie" и ряде других издательств. В Киеве вышли его "Клинические лекции" по глазным болезням (в пяти частях), получившие широкое распространение.
  Нельзя обойти молчанием и общественную деятельность Мандельштама. Так, 23 июня 1881 года на общественном собрании в числе 12 наиболее уважаемых представителей киевской еврейской общины, как, в частности, Абрам Гуревич, Иоахим Горовец (купец 1-й гильдии,дед знаменитого пианиста Владимира Горовица), Лазарь Бродский Макс-Эммануил Мандельштам был избран на почетную в те времена должность кладбищенского старосты. С 1904 по 1912 годы возглавлял (после Лазаря Бродского) киевское отделение Общества по распространению образования среди евреев. Но участие в еврейских благотворительных учреждениях - это лишь одна сторона его общественной деятельности, при том отнюдь не основная. Основным же направлением было то, за что так невзлюбила его советская власть, всячески замалчивая его имя.
  Выдающийся киевский врач-офтальмолог был ближайшим соратником основателя течения политического сионизма Теодора Герцля.
  В 1881 году на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881) по югу и юго-востоку Российской империи прокатилась невиданная волна погромов. Начавшись в ночь с15 на 16 апреля 1881 года в Елисаветграде (нынешний Кировоград) они охватили ряд окрестных деревень и местечек, после чего перекинулись на Херсонскую губернию. 26 апреля вспыхнул погром в Киеве, который был самым жестоким из погромов 1881 года по количеству разгромленных еврейских домов и магазинов (более тысячи) и по числу жертв (несколько евреев было убито и около 20 женщин изнасиловано). В конце апреля - начале мая 1881 погромы произошли в 50 местечках и селах Киевской губернии, из которых наиболее разрушительным был погром в местечке Смела. Погромы произошли в Жмеринке Подольской губернии, в ряде населенных пунктов Черниговской губернии. Три дня (3-5 мая) продолжался погром в Одессе; здесь погромщикам противостояли отряды еврейской самообороны (в основном из студентов Новороссийского университета), которым удалось защитить ряд еврейских кварталов в центре города. В июне-июле погромы охватили Полтавскую губернию, Борисполь (12 июня), Переяслав (30 июня и 2 июля), Нежин (20-22 июля). В погромах кроме местных жителей активно участвовали крестьяне близлежащих сел.
  Потрясенный погромами Мандельштам активно включился в общественную деятельность и в том же 1881 году основал Комитет помощи жертвам погромов к участию котором привлек еврейские и некоторые нееврейские круги Киева.
  В 1882 в нескольких населенных пунктах Подольской и Херсонской губерний вновь произошли погромы, из которых наиболее кровавый разразился на Пасху в Балте, где к погромщикам присоединились солдаты. Представители гражданских и военных властей отдали войскам приказ прекратить погромы только на третий день.
  В результате погромов 1881-82 годов началась эмиграция евреев из России. За короткий срок страну покинуло несколько десятков тысяч человек. Многие представители еврейской интеллигенции, в том числе такие известные писатели и публицисты, как Л. Пинскер, М. Лилиенблюм, П.Смоленскин, Л. Леванда, выступавшие ранее за ассимиляцию или отстаивавшие идею культурной автономии евреев в диаспоре, коренным образом пересмотрели свои позиции и стали убежденными сторонниками национального возрождения еврейского народа на его исторической родине. Во многих городах России, Польши, Румынии и других стран возникли кружки Ховевей Цион (буквально - любящие Сион), члены которых провозгласили своей конечной целью переселение в Эрец-Исраэль. Некоторые из них осуществили это намерение на практике, положив тем самым начало первой в новое время массовой алие. В частности 31 июля 1882 года 17-ю семьями - участниками движения "Ховевей Цион", возглавляемыми Залманом Левонтином из Орши, был основан Ришон-ле-Цион.
  Идею массовой эмиграции евреев из России отстаивает и Мандельштам. В 1883 году вместе с Л. Пинскером, М. Лилиенблюмом и Г. Шапиро он становится одним из инициаторов палестинофильского движения Ховевей Цион в России. Когда же в Киеве, Харькове, Одессе и других городах Российской империи возникают сионистские кружки, Макс-Эммануил Мандельштам активно включается в их работу.
  В 1897 году (с 29 по 31 августа) в швейцарском городе Базеле открылся Первый сионистский конгресс, на котором была основана Всемирная сионистская организация. В конгрессе участвовало около двухсот делегатов, в том числе около семидесяти представителей русского еврейства, из которых сорок четыре человека прибыли непосредственно из России. В их числе - Макс-Эммануил Мандельштам. Из числа российских сионистов на конгрессе были избраны четыре уполномоченных (они же члены Большого сионистского исполкома) с задачей создать сионистскую организацию в их стране: раввин Ш. Могилевер из Белостока, Я. Ясиновский из Варшавы, д-р Я. Бернштейн-Коган из Кишинева и киевский профессор М. Мандельштам.
  По предложению выходца из России Давида Вольфсона, в 1888 году переехавшего на жительство в Кельн конгресс утвердил два символа: бело-голубой флаг со щитом Давида (Маген Давид) в качестве национального флага еврейского народа и название "шекель" (Название монет библейской эпохи.) для удостоверения, которое должно выдаваться каждому еврею, участвовавшему во Всемирной сионистской организации членскими взносами в течение двух лет. На конгрессе была принята и провозглашена знаменитая "Базельская программа". Главный ее параграф стал квинтэссенцией всего сионистского учения: "Сионизм стремится к созданию в Палестине обеспеченного публичным правом убежища для еврейского народа".
  На заключительном заседании конгресса Мандельштам заявил: "Уверен, что выполню желание моих многочисленных соотечественников и всех участников конгресса, выразив нашу глубокую благодарность господам, которые вели предварительные и текущие обсуждения с полной отдачей и напряжением всех физических и нравственных сил". Он особенно подчеркнул большой вклад Герцля и Нордау в успех конгресса и закончил выступление словами: "Да здравствует президент Первого сионистского конгресса доктор Теодор Герцль!" Присутствующие ответили на это громовым "Да здравствует!" Под бурные овации всего зала председательствующий объявил о закрытии конгресса.
  В своем дневнике Герцль подвел итоги Первого сионистского конгресса: "В Базеле я основал еврейское государство... Государство, по сути, уже основано, поскольку такова воля народа."
  Там, на конгрессе Мандельштам познакомился с Герцлем и испытал к нему глубокую симпатию и уважение. Между ними завязались узы глубокой, искренней дружбы, продолжавшейся до последнего дня жизни Герцля. В своем фантастическом романе "Альтнойланд" Герцль с большой симпатией придал черты профессора образу врача Эйхенштамма.
  Месяца через три после конгресса уполномоченные собрались в Белостоке вместе с четырьмя приглашенными из различных городов и заложили основы сионистской организации в России. На раввина Могилевера было возложено руководство Духовным центром. Собрание единогласно постановило, что работа по заселению Эрец-Исраэль соответствует Базельской программе. Тем самым российские Ховевей Цион соединили свое движение с движением политического сионизма Герцля. Доктору Бернштейн-Когану поручили корреспондентский центр, Ясиновскому - пресс-центр, а профессору Мандельштаму - финансовый центр. Страна была разделена на несколько округов, в каждом из которых действовало собственное координационное бюро.
  На втором сионистском конгрессе (Базель, 28 - 31 августа 1898 года), на который прибыли 385 делегатов, 530 гостей и около 150 газетных корреспондентов, выступая с докладом от имени исполкома, Мандельштам с похвалой отозвался о политическом сионизме, вдохнувшем новую жизнь в круги Ховевей Цион. Вместе с тем он также отметил важную роль Хибат Цион до появления политического сионизма. Мандельштам выразил отрицательное отношение к "контрабандному просачиванию" в Палестину и призывал к действиям, ставящим целью добиться законной, политико-юридической базы для алии и заселения. До того, как это будет достигнуто, - говорил он, - надо перевести на земледельческий образ жизни евреев Палестины и Сирии. Надо позаботиться, чтобы пробуждение национального самосознания еврейского народа проходило без уклонов в шовинизм, который не только смешон, но вреден.
  "Прежде всего мы должны стремиться к тому, чтобы еврей перестал стыдиться своего происхождения и еврейская мать не гордилась бы тем, что ее дети не похожи на евреев".
  "Необходимо вести обширную воспитательную работу, знакомить еврейскую молодежь с нашим великим прошлым путем преподавания истории Израиля и еврейской культуры. Молодежь должна знать лучших сынов и героев своего народа, образы которых могли бы послужить основой для подражания".
  Второй конгресс заложил основы Еврейского колониального банка - финансового органа для развития Палестины (банк был зарегистрирован 20 марта 1899 года в Лондоне в качестве английского акционерного общества под названием "Джуиш Колониэл Лтд Траст"). Со временем образовалась дочерняя компания банка - Англо-Палестинское общество, переименованная затем в Англо-Палестинский банк, действовавшая с лета 1903 года в Яффе под руководством Залмана Левонтина, одного из основателей Ришон-ле-Циона. Из этой дочерней компании образовался нынешний Банк леуми - Национальный банк Израиля.
  В 1903 году произошел погром в Кишиневе, во время которого было убито 49 и ранено 586 человек.
  Герцль пишет главам Кишиневской общины (19 мая 1903 г.): "Весь еврейский народ находится под впечатлением ужасных дней Кишинева... Потрясенные размерами этого народного несчастья, жмем вашу руку с чувством братской боли... В страдании нашем есть лишь одно утешение: "Дай Бог вместе стоять нам в радости и в беде, дабы избавить наш народ от рабства!" Эти события заставили Герцля искать скорейшие пути помощи страдающему еврейству России. Когда попытки добиться "хартии" на право заселения Палестины евреями не увенчались успехом, он начал искать различные варианты временных решений, в том числе план создания еврейского поселения на Синайском полуострове, в районе Эль -Ариша, который обсуждался с представителями Великобритании. После того, как этот план оказался неосуществимым, представители британского правительства предложили Герцлю создать автономную еврейскую колонию в Восточной Африке (так называемый план Уганды).
  На состоявшемся в Базеле в том же 1903 году Шестом сионистском конгрессе Герцль призвал делегатов серьезно рассмотреть этот план, отметив в то же время, что он не может заменить Эрец-Исраэль в качестве национального очага. План вызвал ожесточенные споры. Герцля поддержал Макс Нордау, сказавший, что хотя Палестина остается конечной целью сионизма, Уганда может служить "ночлежкой", "временным убежищем" для преследуемых и изгоняемых евреев. Несмотря на значительную оппозицию, было решено направить в Восточную Африку комиссию для изучения вопроса о возможности создания там еврейского поселения.
  Мандельштам поддержал предложение об Уганде. После Седьмого конгресса (состоявшегося в 1905 году в том же Базеле уже без Герцля, умершего годом ранее) и высказавшегося против Уганды, он вышел из сионистской организации и вместе с Зангвиллем , заявившим: "я предпочитаю сионизм без Сиона Сиону без сионизма", основал Еврейскую территориалистскую организацию. Он же возглавил эмиграционное бюро территориалистов в Киеве, которое занималось переселением евреев в Галвестон (Техас, США), где предполагалось создание компактного еврейского округа.
  В 1911 году киевские черносотенцы раскрутили очередной "кровавый навет" - в убийстве русского мальчика клеветнически обвинили еврея М. Бейлиса, якобы совершившего это в ритуальных целях. Следствие длилось с 1911 по 1913 годы. С разоблачением лживости обвинений против Бейлиса выступили деятели передовой русской интеллигенции - А. М. Горький, В. Г. Короленко, А. А. Блок, В. И. Вернадский и многие другие - профессора, доктора наук, редакторы газет, депутаты Госдумы, журналисты и студенты. В защиту Бейлиса выступили общественные деятели зарубежных стран, в частности во Франции - писатель Анатоль Франс.
  Не мог остаться равнодушным к делу Бейлиса и киевский профессор Макс Мандельштам.
  Более двух лет власти пытались выстроить обвинение с помощью фальсификации документов и выколачивания ложных показаний. Все это время Бейлис томился в тюрьме.
  На судебный процесс, который проходил с 25 сентября по 29 октября 1913 года и сопровождался оголтелой антисемитской кампанией, съехалась масса репортеров со всех концов России и из стран Европы. Вопреки нажиму правительства и черносотенцев, присяжные заседатели признали Бейлиса невиновным.
  Профессору Мандельштаму не довелось дожить до окончания процесса и узнать об оправдательном приговоре. Он умер в Киеве в 1912 году. Его похоронили на Лукъяновском еврейском кладбище, а когда в 1960-е годы кладбище уничтожили, дабы возвести на его месте спортивный комплекс и телецентр, прах и надгробие по ходатайству проживавшей в Москве внучки профессора, биохимика Е. Розенфельд, перенесли на Берковецкое кладбище.
  Советская власть предпочла предать забвению имя киевского врача-офтальмолога, еврейского общественного деятеля, страстного борца за создание еврейского государства Макса-Эммануила Мандельштама. Но, забытый на родине, он обрел признание в Израиле. В Тель-Авиве и других городах есть улицы его имени.
  2008 г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"