Аннотация: В России все знают о Старом Новом Годе, который начали отмечать в 20-ые гг. XX в. при переходе от юлианского календаря к григорианскому, но ведь традиции этого праздника уходят своими корнями в глубину веков...
Щедрый вечер
Сейчас в ночь с 13 на 14 января в России празднуется Старый Новый Год, но как ни странно, эта русская традиция, появившаяся лишь после Октябрьской революции при переходе от юлианского календаря к григорианскому, уходит своими корнями к стариннейшему празднику, известному в народе как Щедрый вечер (он же Щедрец, Васильев вечер, Меланка, Маланка, Маланья, иногда его называют даже днём Меланьи-желудочницы или Маланьей толстой), который, в свою очередь, зародился в глубокой дохристианской языческой древности. Как всегда бывает в таких случаях, разобраться во всех тонкостях трансформации праздника очень сложно. Изначально главным зимним праздником был день зимнего солнцестояния с самым коротким днем и самой длинной ночью, посвященный древнему богу Карачуну, считавшегося повелителем морозов и медведей-шатунов и ответственного за падеж скота. Вообще, Карачун - очень интересный персонаж. С одной стороны, он вошел в народный фольклор, обещая кому-то скорую гибель, с другой, вместе с еще одним древним божеством Чернобогом, стал одним из прообразов известнейшего сказочного героя Кощея Бессмертного, но с третьей, именно он трансформировался в любимейшего новогоднего персонажа Деда Мороза, растеряв при этом прежнюю злобность и жестокость. В некоторых легендах, впрочем, вместо Карачуна упоминается змей Коротун, пожирающий Солнце, новое же появлялось благодаря богу Коляде. Именно поэтому распеваемые в эти дни песни с пожеланиями благополучия и богатства даже после принятия христианства продолжали называть колядками. Со временем стали отмечать Велесовы или Большие святки, которые длились двенадцать дней - с 26 декабря по 6 января по старому стилю и делились на две части по шесть дней: половина - Светлые Святки, половина - Тёмные. И Щедрый вечер как раз их и разделял. При этом в народе ходила связанная с ним легенда, что некое чудище похитило дочь богини Лады Миланку и спрятало её в подземелье. Но храбрый богатырь по имени Безпальчик-Васильчик освободил девушку и женился на ней. Якобы именно поэтому 13 января празднуется день Миланки, или Маланки, а 14 января - Васильев день.
Как известно, православная церковь, утверждаясь на Руси, хоть и боролась активно с язычеством, но старалась совместить прежние празднества со своими, обеспечивая таким образом преемственность традиций. Это коснулось и Щедрого вечера. По церковному календарю на эти дни приходятся праздники двух святых. Так, 13 января (по новому стилю) отмечается день преподобной Мелании - в честь святой Мелании Римлянки, которая жила в Риме в IV-V вв. Святая была дочерью римского сенатора и могла буквально купаться в деньгах, но уверовала в Бога, раздала всё своё состояние и посвятила свою жизнь распространению христианства. Она умерла 31 декабря, или 13 января по новому стилю, а день её смерти стал для православных памятной датой. А 14 января чтят память Василия Великого, архиепископа и автора множества принятых сегодня молитв, который жил в IV веке.
Одной из главных традиций Щедрого вечера была обильная праздничная трапеза. Так как святой Василий считается покровителем свиней, то главным ее блюдом считался жареный целиком молочный поросенок как символ плодовитости скота и плодородия земли. Не случайно говорили: "Свинку да боровка для Васильева вечерка". Так же к этому вечеру готовят несладкую так называемую щедрую кутью с мясом и салом (впрочем, была распространена и сладкая кутья, обильно сдобренная медом, маком, орехами, изюмом и сухофруктами), а также вареники с разными начинками, куда могли добавить сюрпризы или предсказания. Традиционным блюдем в эти дни были и блины с самыми разными начинками - с яблоками, маком, творогом или мясом. Блины на Руси издавна считались символом благополучия, поэтому их пекли не только на Масленицу. При этом после трапезы было принято выносить скатерть на улицу и там как следует встряхнуть её, приговаривая: "Сколько на скатерти крошек, столько богатства и счастья нашему дому!" Угощали не только людей - домовым и прочей нечисти также полагалась мисочка чего-нибудь вкусного. Считалось, что если задобрить домового, то весь год он будет помогать хозяйке и не станет строить ей козни. По одной из версий, именно в Щедрый вечер наши предки украшали дома елями или еловыми ветками: праздник они связывали с духами усопших, а ель считалась проводником между мирами живых и мертвых.
Незамужние девушки в канун Васильева дня обязательно гадали на суженого. А затем молодёжь собиралась в шумные компании - "водить Маланку", или "маланковать". Так называли обряд, для которого выбирали самую красивую девушку, наряжали её, украшали волосы звездой и водили её по домам. Считалось, что к кому зайдёт Маланка, тому в будущем году повезёт. Но для этого гостей нужно было угостить чем-то вкусненьким. Помимо Маланки, в этом представлении участвовали и другие ряженые, например, король, дед Змей, месяц и другие существа, взятые из языческих традиций.
В некоторых местах считалось, что в эту ночь, как и на Сочельник, ведьмы крадут месяц, чтобы он своим светом не мешал их ночным гуляниям с чертями. А потому нечистую силу надо было отгонять от жилья. Поэтому компании девочек-подростков бродили от дома к дому громко распевая песни и желая хозяевам всех благ в наступающем году, а потом кричали: "Кишки да ножки в верхнее окошко!", получая пироги, колбасу и свиные ноги. На следующий день уже компании парней шли "веять", то есть осыпать горстями зерна хозяев дома с пожеланиями богатства и благополучия, так же получая за это угощения. Девушки в этом участвовать не могли - считалось, что это принесет несчастья.
Были на эти дни и другие обычаи, например, на Щедрый вечер сильно трясли яблони, груши и сливы, что должно было обеспечить потом небывалый урожай. Считалось также, что если трижды сменить наряд в канун Васильева дня, можно притянуть удачу, а если 13 января принять предложение руки и сердца, то семья будет крепкой, а семейная жизнь счастливой и долгой. Семейные же шли покупать новый веник, так как верили, что он укрепит семейное счастье и поможет решить финансовые проблемы. Девушкам в этот день рекомендовалось не смотреться в зеркало, чтобы не потерять красоту и не причесываться при гостях, чтобы не засидеться без жениха. В случае финансовых проблем советуют в эти дни сходить в церковь, после чего подать милостыню как минимум троим нищим, приговаривая про себя: "Кому Христос не отец, тому я не мать". Говорят, что после этого обряда деньги начинают поступать из совершенно неожиданных источников.