Аннотация: Глоссарий к роману "Рожденный в огне Феникс". Читателям, не знакомым с сеттингом Battletech, лучше начать именно с него.
ГЛОССАРИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Звёздная Лига, ЗЛ. Звёздная Лига была создана в 2571 году шестью государствами Внутренней Сферы (Терранской Гегемонией, Лиранским Содружеством, Федеративными Солнцами, Лигой Свободных Миров, Конфедерацией Капеллы и Обьединения Драконис), когда была предпринята попытка мирного слияния главных звёздных государств, заселённых к тому времени человечеством. Впрочем, это мирное обьединение продолжилось так называемыми Войнами Воссоединения, в ходе которых была покорена беспокойная Периферия. Звездной Лигой управлял Дом Камерона из Терранской Гегемонии, чьи представители занимали пост Первого Лорда, а главы пяти других государств были Лордами Верховного Совета. В 2751 году внезапная смерть Первого Лорда оставила Звёздную Лигу под номинальным правлением ребёнка, а реальная власть находилась в руках пяти Лордов Совета. Амбициозные и подозрительные, они интриговали друг с другом, в то время как злой гений по имени Стефан Амарис, правитель Республики Окраиных Миров, нашёл путь к доверчивому сердцу Ричарда Камерона. В 2766 году Амарис убил Ричарда и путём кровавого переворота взял контроль над Звёздной Лигой. Силы Обороны Звёздной Лиги, управляемые блестящим генералом Александром Керенским, отказались принять правление Амариса. 13 лет они боролись с ним в ожесточённой гражданской войне, которая была самым большим конфликтом, в истории человечества. Силы Керенского победили, но ужасной ценой. В последовавшем хаосе каждый Лорд Совета провозгласил себя Первым Лордом. Звёздная Лига была распущена в 2781 году, несмотря на усилия Керенского удержать вместе её части. Устав от кровопролития, генерал увел основную часть преданных ему войск за пределы Внутренней Сферы. По прошествии нескольких лет война захлестнула всю Внутреннюю Сферу и продолжается по сей день, хотя с тех пор прошло уже почти 300 лет. Эти кровавые столетия войны известны сегодня как Наследные Войны. Огромные разрушения, а удары наносились по крупнейшим научным и экономическим центрам, вызвали сильнейший технологический регресс. Даже на центральных мирах уровень технологии в основном не превышает тот, что был характерен для конца XX в. На периферийных же планетах часто самым совершенным транспортом является паровоз, а крестьяне обрабатывают землю плугом в лошадиной или воловьей упряжке, а то и просто мотыгами. Лишь несколько планет сохранили ряд технологий, позволявших строить звездолеты и боевые механизмы. В качестве политико-экономической формации во всех государствах был принят новый феодализм, при котором рыцари-мехвоины служат своим сюзеренам за земельное владение, долю дохода с предприятия, налоги с поселения/территории или прямое денежное содержание. Осознание ужасных последствий Первой и Второй Наследных Войн не прекратило дальнейшее кровопролитие, но смягчило его. Были приняты Аресские Соглашения, которые запрещали любое использование оружия массового поражения (оно было уничтожено), нападение на межзвездные корабли, бои в городах и вблизи промышленных и научных центров, гарантировали гуманное обращение с военнопленными и отсутствие репрессий по отношению к гражданскому населению.
ВНУТРЕННЯЯ СФЕРА. Термин, исходно обозначавший обитаемые миры, присоединившиеся к Звездной Лиге. Государства, владения и пиратские группировки, расположенные сразу за пределами Внутренней Сферы, именуются Периферией. Когда Александр Керенский оставил Внутреннюю Сферу, он ушел в районы, лежащие за Периферией, в неизвестные области.
ПЕРИФЕРИЯ. Обширные области пространства, частью исследованные, частью - нет, прилегающие к границам Внутренней Сферы. Первоначально Периферия заселялась колонистами с Терры. Во время распада Звездной Лиги эти области особенно сильно пострадали от технологического, политического и экономического кризиса, охватившего территорию Лиги, что привело к значительному сокращению населения планет Периферии, вплоть до того, что некоторые области практически обезлюдели. Там есть и довольно крупные признанные государства, такие как Альянс Внешних Миров, Магистрат Канопуса, Таурианского Конкордата, Ауриганской Коалиции или Иллирийского Палпатината. Мрачную славу Периферии создают многочисленные пиратские и бандитские группировки, притягивающих к себе на Тортугу или Пиратскую гавань людские отбросы со всей Внутренней Сферы. Впрочем, некоторые крупные пиратские королевства, например, Оберонская Конфедерация или Марианская Гегемония начинают делать первые шаги в сторону респектабельности.
ЛОРДЫ-НАСЛЕДНИКИ. Каждое из пяти наследных государств, выросших на месте некогда единой Лиги, управляется Великим Домом - семейством, возводящим свой род к одному из пяти Лордов-Наследников, составлявших Верховный Совет Звездной Лиги. Главы всех пяти правящих домов заявляют свое право на титул Первого Лорда и готовы уничтожить друг друга. Такое положение дел сохраняется, начиная с 2786 года, который считают началом Наследных Войн. Все обширное пространство Внутренней Сферы, все эти населенные людьми звездные системы, когда-то входившие на правах отдельных государств в Звездную Лигу, представляют собой сегодня единое поле битвы.
НАСЛЕДНЫЕ ГОСУДАРСТВА. После падения Звездной Лиги члены Верховного Совета претендовали на роль Первого Лорда Звездной Лиги. Их звездные империи стали известны как Наследные Государства и управляются Лордами-Наследниками. Пять самых влиятельных Великих Домов - Дом Куриты, Дом Ляо, Дом Штайнера, Дом Марика и Дом Дэвиона. Дом Дэвиона возглавляет Федеративные Солнца, основанные на традициях англо-французской культуры и считающиеся самым мощным государством в военном плане. Дом Штайнера стоит во главе Лиранского Содружества. Для этого Наследного Государства, являющегося самым богатым во Внутренней Сфере, характерна немецкая культура. Обьединение Драконис под предводительством Дома Куриты является хранителем японских традиций. Он устроен по образу Японии 20-40-х гг. XX в. Впрочем, там немало планет, заселенных русскими и арабскими колонистами. Синдикат также подчинил себе Расалхагскую республику, основанную потомками скандинавов. Дом Ляо распространяет в Конфедерации Капеллы китайскую культуру. Там также есть русские планеты, включая Тихонов, с одним из крупнейших в Конфедерации военно-промышленных комплексов. Лигу Свободных Миров можно определить, как наиболее аморфное с политической точки зрения государство, так как она является объединением множества полусамостоятельных крошечных владений. Она напоминает Германию XVII-первой половины XIX вв. Власть генерал-капитана из Дома Марика целиком зависит от силы его личности и умения плести интриги. Последнее государство Звездной Лиги - Терранская Гегемония - распалось после гибели Дома Камерона, который ее возглавлял. Владения Гегемонии были растащены другими Наследными Государствами, а сама родина человечества Терра оказалась захваченной Ком-Старом.
КОМ-СТАР. Ком-Стар исходно являлась межзвездной информационной и коммуникационной Звездной Сетью, детищем Джерома Блэйка, министра коммуникаций Звездной Лиги. После падения Лиги Блэйк захватил Терру и преобразовал Сеть в частную организацию, продавая свои услуги Лордам-Наследникам. С того времени Сеть сделалась могучей тайной организацией, тяготеющей к мистике и ритуалам. Человек, приобщившийся к псевдорелигии Ком-Стара, отдает служению ей всю жизнь.
Деньги (Money) / банкноты (Bills). В различных местах вселенной используются различные денежные знаки. Во Внутренней Сфере наибольшее распространение получили К-банкноты (C-bills) Ком-Стара. Не обеспеченные никаким драгоценным металлом, они являются векселями для оплаты времени гипер-импульсной связи, а потому очень стабильны. Великие Дома, помимо этого, используют и свои собственные денежные знаки:
Дом Давиона
Фунты
Дом Куриты
Рю
Дом Ляо
Юани
Дом Марика
Орлы
Дом Штайнера
Кронеры
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Гипер-импульсная связь. Учёные Звёздной Лиги разработали оперативную систему связи между мирами, основанную на перемещении радиоволн в гиперпространстве. Для такой связи на планетах, спутниках, орбитальных станциях и на крупных космических кораблях используются гипер-импульсные станции (ГИС) разных типов.
Утрачтех - технологии, возможности производства которых были утрачены после Первой и Второй Наследных войн. Сюда относятся продвинутые способы производства "скелета" и брони, улучшенные системы вооружения и электронники, многие модели мехов и аэрокосмической техники, методики терраформирования планет и многое другое. Технологии межзвездных перелетов уже долго балансируют на грани утрачтеха, но их смогли сохранить. Охота за утрачтехом из старых хранилищ Звездной Лиги - популярный, но очень опасный вид бизнеса.
ВОЕННЫЕ ТЕРМИНЫ
Военные подразделения Внутренней Сферы. Военные подразделения Внутренней Сферы в большей или меньшей степени следуют организации СОЗЛ. Из-за потерь в ходе Войн за Наследство государства Внутренней Сферы были вынуждены изменить состав их полков, и военная философия этого периода породила новые типы частей. Здесь приведён обзор стандартных вооружённых сил и их модификаций, возникших со временем. Копьё и взвод - самые маленькие тактические части. Копьё состоит из 4 мехов или из 2-3 АКИ. Взвод состоит из 4-6 машин или из 3-5 отделений пехоты (12-28 человек). Отделение состоит из 7 пехотинцев или из 4 бронепехотинцев. Существует несколько типов копий. Разведывательные копья используют лёгкую и быструю технику для проведения разведки. Ударные и копья преследования имеют в своем составе лёгкие мехи для изнурения вражеских соединений. Боевые копья непосредственно участвуют в боях и состоят главным образом из машин среднего веса. Копья поддержки вооружены тяжёлой и штурмовой техникой с дальнобойным оружием. Штурмовые копья комплектуются тяжелыми и штурмовыми мехами и применяются для прорыва обороны противника или его окончательного разгрома. Охотничьи копья в своем составе имеют лёгкую и среднюю технику, чтобы уничтожать вражеские разведывательные машины. Копьём и взводом командует лейтенант. В стандартную роту входит 3 копья (12 мехов). Во времена Звёздной Лиги использовались штурмовые роты из 4 копий (16 мехов). Рота истребителей называется эскадрильей и включает в себя 2-3 копья АКИ (6 АКИ). Бронетанковая рота имеет 2-3 взвода (10-15 машин), а пехотная рота - 3-4 взвода (63-112 человек). Роту обычно возглавляет капитан. Обычный батальон формируется из 3 рот (36 мехов), а усиленный батальон - из 4 рот (48 мехов). Штурмовые батальоны Звёздной Лиги включали 4 роты по 4 копья (64 меха). Батальон истребителей называется крылом и состоит из 3 эскадрилий (18 АКИ). В усиленное крыло входит 4 эскадрильи (24 АКИ). Бронетанковый батальон (эскадрон) имеет 2-3 роты (30-45 машин). В пехотном батальоне - 3-4 роты (189-448 человек). Соединением такого уровня командует майор. Стандартный полк включает в себя 3 батальона (108 мехов). В полк истребителей входит 3 крыла (54 АКИ). Бронетанковый полк состоит из 2-3 эскадронов (80-120 машин). В составе пехотного полка имеется 3-4 батальона (567-1792 человека). Полком командует полковник или подполковник. В бригаде 2-3 полка, обычно одного типа. Это самая большая линейная часть, используемая Наследными Государствами в настоящее время. Во главе ее стоит бригадир или бригадный генерал. Дивизия включает в себя 2-3 бригады (4-9 полков) и теперь используется редко. Большинство существующих дивизий - пехотные (7000-9000 человек). Дивизией командует генерал-майор. Корпус состоит из 3-4 дивизий (12-27 полков). Такие части представляют собой огромную концентрацию военной мощи. Они были обычны во время Века Войны. После окончания Первой Войны за Наследство корпуса использовались редко. Корпус возглавляет генерал-лейтенант. В состав армии обычно входит 3 корпуса (36-81 полк), она является самой большой используемой группировкой войск. Государства Внутренней Сферы редко имеют больше одной армии современных частей. Во время расцвета Звёздной Лиги в СОЗЛ было 54 армии. Во главе армии стоит фельдмаршал. Группа армий - нестандартное подразделение, состоящее из 2-5 армий (72-405 полков). Использовалась только во время Войны Воссоединения и войны против узурпатора Амариса. Группой армий командует старший маршал. Космические силы Внутренней Сферы сейчас лишь тень того, чем они были раньше. С исчезновением боевых звездолётов и включением большинства аэрокосмических сил и десантных кораблей в армию, космический флот располагает фактически небольшой силой. Перед Наследными Войнами подразделения аэрокосмических истребителей и десантных кораблей играли большую роль в космической войне, поскольку боевые звездолёты того времени несли мало защиты от истребителей. Они были организованы следующим образом. Стандартное копьё истребителей состоит из двух АКИ одного типа во главе с лейтенантом эскадрильи. Один десантный корабль составляет копьё десантных кораблей, им командует капитан. Эскадрилья включает 3 копья (6 АКИ) или 3 "десантника". Эскадрилью возглавляет лидер эскадрильи или лидер группы. В крыло входит 3 эскадрильи (18 АКИ) плюс командное копьё (всего 20 АКИ или 10 десантных корабля), а ведущим офицером является лидер крыла или командир группы. Полк имеет 3 крыла (60 АКИ или 30 десантных кораблей). Это самое большое подразделение десантных кораблей. Полком командует командир полка или полковник группы. Секция состоит из 3 полков (180 АКИ), ее возглавляет лидер секции. В лётную группу входят 3 секции (9 полков) во главе с капитаном группы. Лётный корпус включает в себя 3 лётные группы (27 полков), им командует воздушный вице-маршал. Воздушное соединение состоит из 3 лётных корпусов (81 полк), его высшим офицером является воздушный маршал.
Техника
Боевые механизмы
Боевые механизмы (сокращенно - боемехи или просто мехи) - наиболее мощные, когда-либо построенные военные машины. Они доминируют на полях сражений с XXV столетия. Эти огромные аппараты человекообразного или птицеобразного дизайна - быстрые, более маневренные, лучше бронированные и вооруженные, чем когда-либо построенное любое другое боевое устройство. Оборудованные пушками - излучателями микрочастиц, лазерами, скорострельными автопушками и ракетами, эти механические монстры имеют достаточно огневой мощи, чтобы уничтожить все кроме другого меха. Лучший способ познакомиться с мехом - понять его размеры и назначение. Существует множество боевых мехов, различных по форме, размерам и массе. По массе они варьируют от 20 до 100 тонн. Поэтому по весу их принято делить на 4 основных класса: лёгкий (20-35 тонн), средний (40-55 тонн), тяжёлый (60-75 тонн) и штурмовой (80-100 тонн).
Скелет Каждый боевой мех строится вокруг "скелета", составленного из нескольких дюжин составных "костей". Каждая такая сверхлегкая, но очень прочная искусственная кость имеет точки крепления для "мышц" и сервомоторов, которые управляют мехом. Такая скелетная конструкция позволяет боевому механизму оставаться менее уязвимым и упрощает его ремонт, в отличие от традиционных машин, у которых несущие функции выполняет сам корпус.
Мышцы Боевые мехи используют две различные системы для вождения и управления их движениями. Легкое оружие и сенсорные датчики приводятся в движение с помощью обычных сервоприводов той или иной конструкции. А вот руки и ноги приводятся в движение пучками полимерных волокон, называемыми миомерами. Волоконные мышцы сокращаются под действием электрического тока, аналогично человеческим мышцам, но имеют гигантские размеры. Ремонт поврежденных конечностей в боевых условиях может быть сделан как заменой волоконных мышц, так и перемещением мышц из других частей скелета меха. Перемещённые волоконные мышцы не могут восстановить дееспособность повреждённой конечности, но могут обеспечить ограниченную подвижность и силу.
Броня Боевые механизмы защищены броней, которая представляет собой особые пластины, которые, разрушаясь от попаданий ракет и снарядов или расплавляясь от лучей энергетического оружия, предохраняют от повреждений внутренние структуры. Конструкция крепления бронелистов позволяет после боя легко заменять их на новые.
Силоваяустановка Боевые мехи требуют много непрерывно поступающей энергии для движения и боя. Наиболее эффективно с этой задачей справляется термоядерная энергетическая установка, создающая огромное количество электричества от водорода. Одной зарядки топлива хватает на несколько веков работы. От излучения радиации спасают прежде всего окружающие реактор электромагнитные поля. Нарушение целостности этих полей из-за перегрева или механических повреждений меха приводит к срабатыванию экстренной защиты, автоматически заглушающей реактор. Однако иногда такая защита опаздывает, и тогда содержащаяся внутри реактора нагретая до миллионов градусов плазма контактирует с окружающей средой. Из-за подобного перепада температур происходит взрыв. Это не термоядерный взрыв как таковой, тем не менее, он имеет значительную мощность и полностью уничтожает мех и захватывает изрядную площадь вокруг. Некоторые мехи используют в качестве силовой установки двигатели внутреннего сгорания или двигатели на готовых топливных элементах. Эти куда более примитивные и малоэффективные силовые установки используются в основном в гражданских, так называемых индустриальных мехах, включая их вооруженные мобилизационные варианты.
Компьютеры Для обеспечения эффективного управления боемехом используется так называемый диагностический интегрированный компьютер, на самом деле представляющий собой обширную сеть датчиков, управляемую большим числом чипов под общим контролем главного компьютера. Все это играет роль центральной нервной системы меха. Диагностический интегрированный компьютер избавляет пилота от необходимости контроля за рутинными процессами и даже может самостоятельно принимать некоторые решения. Годы тренировок и боевого опыта учат мехвоина эффективно пользоваться этими возможностями и умению правильно выбирать ситуации, когда лучше положиться на "инстинкты" меха, а когда надо брать контроль в свои руки.
Система Жизнеобеспечения Кокпит (кабина экипажа) - самодостаточная среда, полностью укомплектованная химическими регенераторами атмосферы, продовольствием, водой, и другими запасами, может выдержать пилота меха и одного пассажира до недели. Обе позиции в кабине экипажа оборудованы катапультируемыми креслами. Если боевой механизм получает катастрофические повреждения, его пилот и пассажир могут катапультироваться, разблокировав верхнюю или заднюю часть головы меха.
Движение В зависимости от их размера и веса, боевые механизмы способны достигать скорости в пределах от 40 до 100 километров в час на открытой местности. Густые леса, болота и крутые склоны замедляют их движение, но очень немногие особенности ландшафта могут остановить их. Кроме того, значительное число мехов имеют возможность перепрыгнуть через препятствие, перегревая воздух своим термоядерным реакторам и выпуская его через сопла, находящиеся в ногах или торсе; на мирах без атмосферы способные прыгать мехи несут небольшое количество ртути, чтобы использовать её в качестве реактивной массы для их реактивных установок. Любой мех также может передвигаться под водой при пересечении рек или маленьких озер. Все боевые механизмы способны участвовать в десантах с низкой орбиты. При этом мех находится в особом защитном коконе, который разрушается в процессе спуска.
Мехвоины Движением боевых роботов управляют пилоты, называемые мехвоинами. Они носят нейроимпульсный шлем (нейрошлем), связанный со сложными компьютерами, которые управляют балансом боевого механизма. Эти компьютеры постоянно контролируют состояние массивного многотонного гироскопа меха для сохранения равновесия, эффективно используя мехвоинов в качестве внутреннего уха машины. Прошедшие специальную предварительную подготовку легкие мехи под управлеением опытных мехвоинов способны выполнять даже гимнастические упражнения.
Ремонт Полностью снаряженные боевые механизмы несут набор некоторых запчастей, замену миомеров, заплаты брони и дополнительные сенсоры. Мехвоин может использовать это снаряжение, чтобы восстановить незначительное боевое повреждение прямо на поле. После двух столетий войны, однако, немного мехов остаются полностью загруженными всем, что необходимо по штату. Фактически, большинство несёт только несколько квадратных метров пластин запасной брони и небольшие ручные инструменты, необходимые для ремонта "на скорую руку".
Температура (перегрев) Боевые механизмы, особенно участвующие в бою, производят много тепла за очень короткий период времени. Их силовые установки, движение и энергетическое оружие - все это производит огромное количества тепла, которое должно быть рассеяно, так как мехи могут быть серьезно повреждены и даже уничтожены высокими внутренними температурами. Высокая температура может разрушить окружающие термоядерный реактор электромагнитные защитные поля, позволив радиации свободно распространяться, убивая мехвоина и нанося вред бортовым компьютерам. Кроме того, к температуре чувствительны миомеры. Сильный перегрев может повредить их, замедляя движения меха и понижая точность его оружия.
Боевые механизмы контролируют свою внутреннюю температуру, отводя избыточное тепло и непосредственно регулируя уровень нагрева. Все мехи оборудованы "радиаторами", которые помогают им рассеивать высокую температуру. Избыточное тепло, отводящееся этими радиаторами, делает боевых роботов хорошо заметными в инфракрасном (тепловом) диапазоне.
На умеренных или холодных мирах от ненужного тепла избавляться достаточно легко. По-другому обстоит дело в пустынях и джунглях, где температура снаружи зачастую более высокая, чем внутри робота. Чтобы выжить в этих условиях, мехвоины должны очень сильно замедлить скорость передвижения своих машин, при которой создается избыточное тепло и крайне осторожно пользоваться энергетическим оружием.
Повышение температуры может контролироваться перепрограммированием компьютера, отвечающего за движение боевого механизма и его вторичные системы. Эти компьютеры обычно устанавливаются, чтобы не допустить перегрева меха в жарких местностях, в том числе с помощью искусственного ограничения максимальной скорости его передвижения и уменьшения скорости перезарядки оружия. Все это, хоть и снижает непосредственную боевую эффективность машины, способствует понижению тепловыделения, позволяя меху дольше вести сражение без угрозы отключения или взрыва реактора. Когда мех послан воевать в арктическом климате, установка уровня активности повышается, позволяя делать более быстрые движения и вести более частый огонь. Перепрограммирование обычно выполняется в то время, когда силы боевых механизмов перевозятся к месту назначения на борту десантных кораблей, и занимает приблизительно две недели.
Боевые механизмы всегда регулируются под предполагаемую внешнюю температуру. В результате, внезапное увеличение нагрева сверх пределов рассчитанной температуры могут иметь разрушительное воздействие на способность меха избавиться от избытка тепла. Был разработан целый ряд тактик сражения, чтобы воспользоваться преимуществом этой особенности боевых механизмов. Например, часто поджигают леса, в то время как вражеские боевые роботы передвигаются через них. Лесной пожар, ревущий вокруг машин противника, перегрузит их системы охлаждения или значительно уменьшит их эффективность. С другой стороны, мехвоины любят сражаться в мелких озерах и реках. Проточная вода помогает держать внутреннюю температура робота под контролем, позволяя достигать более высокого уровня активности. Из двух равных по всем критериям сторон, та, которая может защищаться в воде, имеет существенное преимущество в любом сражении.
Вооружение Оружие боевых механизмов делится на три категории: энергетическое, ракетное и баллистическое.
Энергетическое оружие не требует боеприпасов, используя энергию реактора, но оно сильно нагревает мех при стрельбе, вынуждая делать перерывы для охлаждения, что в бою может быть чрезвычайно опасно. К этой категории относятся пушки - излучатели частиц (ПИЧ), большие, средние и малые лазеры, а также огнеметы. ПИЧ можно считать одним из наиболее эффективных видов оружия мехов. Поражающий эффект обеспечивается выбросом из ствола оружия потока микрочастиц, ускоряемых электромагнитным полем. Он наносит тяжелые повреждения цели, обеспечиваемые совместным действием трех факторов: сильного удара, высокой температуры и остаточного магнитного поля, вызывающего помехи в работе электроники. Необходимая для выстрела плазма, которая является источником ускоренных частиц, доставляется в синхротрон оружия из реактора. Максимальная дальность стрельбы - 540 м. Недостатком ПИЧ являются происходящий в момент выстрела значительный выброс тепла и наличие обратной связи между потоком частиц и синхротроном оружия. В результате этого компьютер блокирует ПИЧ, когда цель подходит на дистанцию менее 90 м. Блокировку можно отключить, но тогда при выстреле возможен взрыв оружия, который его уничтожит и повредит внутренние структуры меха. Лазеры работают на принципе усиления видимого света. Эффект достигается воздействием мощного микроволнового излучения на рабочий материал, помещенный в особую резонирующую камеру, сделанную из зеркал, расположенных в двух параллельных плоскостях; одно из этих зеркал является полностью отражающим, другое имеет частичную отражающую способность. Результатом этого будет конкерентный свет, который появляется как монохроматический луч, потому что усиленная полоса составляет главную часть луча. Лазерное действие задерживается, пока луч не достигнет своей максимальной мощности и это - время подзарядки лазера. Главный эффект лазерного попадания - расплавление цели, а также разрушение межмолекулярных связей. Этот эффект возможен, так как лазер поражает цель на отдельной, маленькой области. Броня мехов и другой техники способна рассеивать порции лазерной энергии, хотя она не может рассматриваться в качестве защиты от этого оружия. Большой лазер имеет наивысшую поражающую мощь и дальность стрельбы в 450 м. Средний лазер слабее, а его дальность стрельбы не превышает 270 м. Малый лазер поражает цель на дистанции не более 90 м, а мощность его луча сравнительно небольшая. Стандартный огнемет, применяемый на боевых мехах, использует плазму непосредственно из реактора, а потому имеет неограниченный боезапас. В некоторых мехах стоит обычный огнемет с напалмом, что ограничивает запас огнесмеси. В любом случае огнемет представляет собой высокоэффективное противопехотное оружие, но против собственно мехов используется редко. Одна из причин этого заключается в небольшой дальности стрельбы данного оружия (не более 90 м), а другая состоит в том, что огнемет не столько причиняет непосредственные повреждения, сколько нагревает корпус вражеской машины в надежде вызвать ее перегрев и последующее за этим отключение реактора. Это довольно эффективная тактика, но она требует времени, а в бою его может и не быть.
Ракетное оружие представлено пусковыми установками ракет малой и большой дальности (РМД и РБД). Все эти системы стреляют залпами, число ракет в которых соответствует количеству направляющих в установке. Для ракет малой дальности существуют двух-, четырех-, и шеститрубные пусковые установки (РМД2, РМД4, РМД6). У РМД сравнительно мощная боеголовка, но очень простая система самонаведения, которая работает на первых 15 м полета ракеты, а затем отключается. Максимальная дальность стрельбы РМД составляет 270 м. Одна тонна боекомплекта РМД включает в себя 100 ракет, но в случае с РМД6 это число сокращают до 90. Пусковые установки РБД бывают на пять, десять, пятнадцать и двадцать пусковых труб (РБД5, РБД10, РБД15, РБД20). У РБД боеголовка в два раза слабее, но значительно совершеннее система самонаведения. В отличие от РМД, РБД могут лететь по параболической траектории, а потому подходят для стрельбы из засад и укрытий. Главным недостатком РБД является наличие у них большой "мертвой зоны", обусловленной тем, что и система наведения РБД и взрыватель ее боеголовки активизируются лишь после того, как ракета пролетит 180 м. При стрельбе на небольшие дистанции в цель попадет едва ли половина РБД, да и в большинстве случаев они лишь разобьются о броню, не причинив той никакого вреда. Впрочем, возможна и так называемая "горячая загрузка" РБД, когда и взыватели взводятся, и системы наведения активизируются еще перед подачей в пусковые трубы. Это убирает проблему "мертвой зоны", но при этом есть большой риск предварительного взрыва ракет. Максимальная же дальность стрельбы РБД составляет 630 м. Одна тонна боекомплекта РБД включает в себя 120 ракет. Кроме обычных бронебойно-фугасных боеголовок, ракеты могут использовать специальные боеголовки. Так, РБД имеет боеголовки "Тандер" с противомеховыми минами для дистанционного минирования местности, а РМД могут применять зажигательные боеголовки "Инферно".
Баллистическое оружие включает в себя винтовки, автопушки и пулеметы. Устанавливаемые на мехи и технику винтовки - это устаревшее оружие в виде стреляющих одиночными выстрелями орудий того или иного калибра, напоминающие танковые орудия современной Земли. Винтовки делятся на легкие, средние и тяжелые. Они встречаются уже очень редко, обычно где-то в глухомани. Автопушки представляют собой дальнейшее развитие таких винтовок-орудий. Они бывают разных калибров: 30-60-80-110-120-135-150-185-203 мм. Однако традиционным является их деление на четыре класса: "двойка", "пятерка", "десятка" и "двадцатка" по количеству килограмм металла в секунду, что они выстреливают. Большинство автопушек стреляют фиксированными очередями той или иной длительности, но некоторые "двадцатки" и "десятки" стреляют одиночными выстрелами. Отнесение автопушек тому или иному классу мало связано с калибром. Скажем, 120 мм автопушка с низкой скорострельностью может классифицироваться как "пятерка", а пушка того же калибра, но с высокой скорострельностью - как "двадцатка" "Двойка" имеет максимальную дальность стрельбы в 720 м, а тонна ее боекомплекта обеспечивает 45 очередей. У "пятерки" наибольшая дальность стрельбы составляет 540 м, а тонну боеприпасов составляют 20 очередей. "Десятка" в качестве соответствующих показателей имеет 450 м и 10 очередей/выстрелов, а "двадцатка" - 270 м и 5 очередей/выстрелов. Что касается пулеметов, то на мехах устанавливаются подобные виды оружия калибром в 20 мм или 12.5 мм, причем некоторые модели имеют вращающийся блок стволов, стрельбв ведется фиксированными очередями большой длительности. Тонна боекомплекта содержит патронов на 200 очередей, при этом на некоторых моделях мехов боекомплект к пулеметам составляет полтонны. Максимальная дальность эффективной стрельбы - 90 м.
Описание моделей
STG-3RStinger ("Жало")
Вес - 20 тонн
Реактор - GM 120
Крейсерская скорость - 64,8 км/ч
Максимальная скорость - 97,2 км/ч
Прыжковые турбины - Chilton 360
Дальность прыжка - 180 м
Броня - 3 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение:
1 средний лазер "Omicron 3000" (правая рука, сделан в виде пистолета)
2 пулемета "LFN Linblad" (правая и левая руки, одна тонна боеприпасов)
Комментарий:
Один из самых распространенных легких мехов. Был во времена Звездной Лиги разработан как мех разведки и тренировки начинающих мехвоинов. Продолжает массово выпускаться в большинстве Наследных Государств и в некоторых регионах Периферии. Превосходен для поиска противника, но почти не пригоден для использования в сражении, однако, в связи с начинающейся нехваткой мехов, "Стингер" все чаще появляется непосредственно в бою, что ведет к неоправданным потерям.
WSP-1AWasp ("Оса")
Вес - 20 тонн
Реактор - GM 120
Крейсерская скорость - 64,8 км/ч
Максимальная скорость - 97,2 км/ч
Прыжковые турбины - Rowlings 52
Дальность прыжка - 180 м
Броня - 3 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение:
1 средний лазер "Diverse Optics Type 2" (правая рука)
1 РБД2 "Bical SRM Twin-Rack" (правая нога, одна тонна боеприпасов)
Комментарий:
"Двойняшка" предыдущей модели. Можно сказать все то же самое, хотя "Восп" чуть лучше вооружена.
LCT-1VLocust ("Саранча")
Вес - 20 тонн
Реактор - 160 LTV
Крейсерская скорость - 86,4 км/ч
Максимальная скорость - 129,6 км/ч
Броня - 4 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение:
1 средний лазер "Martell" (поворотная турель под "брюхом")
2 пулемета "SperryBrowning" (правая и левая руки, одна тонна боеприпасов)
Комментарий:
В "Локусте" попытались исправить основной недостаток двадцатитонников - слабость защиты с помощью лишней тонны брони и компактной компоновки (эта модель один из редких представителей птицевидных мехов), благодаря чему уменьшился рост машины. За это пришлось платить ограниченым поворота торса.. Выпуск "Локуста" начался еще до возникновения Звездной Лиги и продолжается на многих заводах. Этот мех также стал все чаще использоваться непосредственно для сражения, впрочем, его шансы выжить чуть выше, чем у "Воспа" или "Стингера".
COM-2DCommando ("Коммандо") Примечание автора: Коммандос - название спецназа в некоторых странах.
Вес - 25 тонн
Реактор - GM 150
Крейсерская скорость - 64,8 км/ч
Максимальная скорость - 97,2 км/ч
Броня - 4 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение: 1 РМД6 "Shannon Six-Shooter" (грудь, одна тонна боеприпасов)
1 РМД4 "Coventry 4-Tube" (правая рука, одна тонна боеприпасов)
1 средний лазер "Hesperus-B3M" (левая рука)
Комментарий:
Стандартный разведывательный мех Лиранского Содружества. Для своего веса отличается хорошим сочетанием мобильности, бронезащиты и огневой мощи. Не случайно лиранцы всегда рьяно защищали свои исключительные права на эту модель. "Коммандо" был запущен в производство еще до времен Звездной Лиги, выпуск продолжается.
UM-R60 Urbanmech ("Городской мех")
Вес - 30 тонн
Реактор - Leenex 60
Крейсерская скорость - 21,6 км/ч
Максимальная скорость - 32,4 км/ч
Прыжковые турбины - Pitban 6000
Дальность прыжка - 60 м
Броня - 6 тонн
Радиаторов - 11
Вооружение:
1 110 мм автопушка-"десятка" "Imperator-B" (правая рука, одна тонна боеприпасов)
1 малый лазер "Harmon" (левая рука)
Комментарий:
Как видно из названия, "УрбанМех" предназначен исключительно для боя на городских улицах. В этих условиях он представляет собой значительную угрозу, но попытка использовать этот тип меха в поле будет обречена на провал. Одним из специфических недостатков данной модели является ее некрасивый внешний вид, за что он получил много иронических прозвищ.
JVN-10NJavelin ("Дротик")
Вес - 30 тонн
Реактор - GM 180
Крейсерская скорость - 64,8 км/ч
Максимальная скорость - 97,2 км/ч
Прыжковые турбины - Rawlings 95
Дальность прыжка - 180 м
Броня - 4 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение:
2 РМД6 "Arrowlite" (правая и левая части торса, две тонны боеприпасов)
Комментарий:
Один из немногих мехов, запущенных в серию после падения Звездной Лиги, точнее в ходе Первой Наследной Войны. Используется в качестве машины огневой поддержки в разведывательных копьях, в основном в Федеративных Солнцах. Особых недостатков не имеет, хотя большое количество ракет резко повышает возможность взрыва боекомплекта. Выпуск прекращен.
VLK-QAValkyrie ("Валькирия")
Вес - 30 тонн
Реактор - Omni 150
Крейсерская скорость - 54 км/ч
Максимальная скорость - 86,4 км/ч
Прыжковые турбины - Norse Indastries 3S
Дальность прыжка - 150 м
Броня - 6 тонн
Радиаторов - 11
Вооружение:
1 средний лазер "Sutel" (правая рука)
1 РБД10 "Devastator Series-07" (левая сторона торса, одна тонна боеприпасов)
Комментарий:
Один из лучших легких мехов. Выпускается в Федеративных Солнцах. Практически любое разведывательное копье ВСФС имеет по крайней мере одну машину такого типа, часто ею управляет командир копья из-за улучшенной системы связи.
1 РМД4 "Telos Four-Shot SRM Missile System" (грудь, одна тонна боеприпасов)
Комментарии:
"Пантера" - один из немногих легких мехов, предназначенных для ведения боя, а не для разведки. У нее мобильность принесена в жертву огневой мощи. Эта машина одинаково хороша и в городских условиях, и в поле. Она была создана во времена расцвета Звездной Лиги в Обьединении Драконис, которое смог отстоять монополию на производство этой модели, продолжаемое и сейчас. "Пантера" стала одним из основных мехов СВОД. Особенностью ее конструкции стала необычайно компактная ПИЧ, что позволило оснастить правую руку машины полностью функциональной кистью.
CLNT-2-3TClint ("Клинт")
Вес - 40 тонн
Реактор - Pitban 240
Крейсерская скорость - 64,8 км/ч
Максимальная скорость - 97,2 км/ч
Прыжковые турбины - Andoran Model JJII
Дальность прыжка - 180 м
Броня - 4,5 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение:
1 80 мм автопушка "Armstrong J11" (правая рука, одна тонна боеприпасов)
2 средних лазера "Martell" (грудь и левая сторона торса)
Комментарий:
"Клинт" был создан для защиты периферийных планет Звездной Лиги. Также использовался в качестве разведчика, а во времена Наследных Войн часто включался в рейдерские группы. Заводы, выпускавшие "Клинт", во время этих войн были уничтожены, так что количество сохранившихся мехов этой модели постепенно сокращается. Особых недостатков не имеет. Основное достоинство - эффективная система наведения, позволяющая вести точный огонь на средних и дальних дистанциях. Главная проблема - ремонт. "Клинты" требуют специальных деталей, а так как их запасы на исходе, то техникам приходится тратить время на переделку стандартных запчастей, чтобы те подошли к этим машинам.
ASN-21 Assassin ("Ассасин")
Вес - 40 тонн
Реактор - VOX 280
Крейсерская скорость - 76,5 км/ч
Максимальная скорость - 119 км/ч
Прыжковые турбины - 100AFVTA
Дальность прыжка - 210 м
Броня - 4,5 тонны
Радиаторов - 10
Вооружение:
1 средний лазер "Matrtell" (правая рука)
1 РБД5 "Holly" (правая часть торса, одна тонна боеприпасов)
1 РМД2 "Holly" (левая часть торса, одна тонна боеприпасов)
Комментарий:
"Ассасин" был создан для разведки и преследования отступающего противника. Для выполнения этих ролей он превосходен, но имеет один серьезный недостаток - неудобный тесный кокпит с слабой системой охлаждения, в результате чего сидящий там мехвоин может не выдержать длительный бой.
VL-2TVulcan ("Вулкан")
Вес - 40 тонн
Реактор - Pitban 240
Крейсерская скорость - 64,8 км/ч
Максимальная скорость - 97,2 км/ч
Прыжковые турбины - Pitban Model 9
Дальность прыжка - 180 м
Броня - 5 тонн
Радиаторов - 10
Вооружение:
1 60 мм автопушка-"двойка" "Armstrong" (правая часть торса, одна тонна боеприпасов)
1 средний лазер "Randall" (левая часть торса) 1 огнемет "Firestorm" (правая рука) 1 пулемет "SperryBrowning" (левая рука, одна тонна боеприпасов)
Комментарий:
"Вулкан" предназначен практически исключительно для борьбы с пехотой и подавления разного рода мятежей. Представляет определенную угрозу и легкой бронетехнике. Для других целей он малопригоден, а потому и не пользуется особой популярностью.
WTH-1 Whitworth ("Витворт") Примечение автора: Это фамилия английского оружейника середины XIX в.