Савельев Валерий Александрович: другие произведения.

Имя и число зверя в "Откровении Иоанна"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье имя зверя определяется с точки зрения христианского дуализма.


Имя и число зверя вткровении Иоанна"

(Приложение к статье "Откровение Иоанна" и "Книга перемен")

В тринадцатой главе "Откровения" Иоанн описывает некоего зверя, вышедшего из моря, и предлагает имеющему ум вычислить число этого зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Трудно найти еще одну такую же задачу, которая породила бы столько спекуляций, и отняла бы покой у стольких исследователей. Практически все богословы сходятся в том, что это число является числовой криптограммой, или так называемой числовой гематрией некоего слова или комбинации слов.

Дело в том, что древние евреи, как и древние греки не знали цифр, а числа записывали с помощью букв. Это было возможно потому, что буквы в еврейском и греческом алфавитах имеют собственное числовое значение. Например: α - 1, β - 2, γ - 3 и т.д. Числовой гематрией слова является простая арифметическая сумма всех числовых значений букв, составляющих слово.

Еще во времена раннего христианства на греческом языке были найдены такие слова, как Τιεταν и λατιενος, имеющие числовую гематрию равную шестистам шестидесяти шести. Однако, эти имена ничего не объясняли.

Следует иметь в виду, что вычисление гематрии слов на греческом языке в данном случае может быть оправдано, только если первоисточник "Откровения" был написан именно на этом языке, что, строго говоря, не доказано. А, кроме того, согласно еврейской традиции, к которой, безусловно, принадлежал Иоанн, вычисление гематрии слов на любом другом языке, кроме еврейского, вообще занятие более или менее бессмысленное.

Числовую гематрию, равную шестистам шестидесяти шести имеет словосочетание "Нерон Кесарь", написанное еврейскими буквами, что породило у некоторых богословов представление о том, что апокалипсический зверь будет реинкарнацией Нерона.

Здесь необходимо еще одно замечание: Слова "зверь" и "человек" имеют в еврейском языке равную числовую гематрию. Поэтому слово "зверь" может служить криптограммой слова "человек", и, соответственно, замещать его в Библии. А в книге Даниила слово "зверь" замещает такие понятия, как "государство" или "народ". Поэтому не следует придавать слову "зверь" излишнюю эмоциональную окраску.

В принципе, запустив специальную программу, можно вычислить на компьютере все возможные слова или комбинации слов на еврейском языке с искомой числовой гематрией. Возможно, среди них будет даже то имя, которое имел в виду Иоанн. Но, не понимая сколько-нибудь смысла самого "Откровения", инкрустировать его туда все равно невозможно.

В статье "Откровение Иоанна" и "Книга перемен" было показано, что в теории христианства существуют две непрерывно действующие мировые силы: Слово Божие для духовного мира и Слово-зверь для материального, есть два их воплощения: Христос и народ Израиля, и соответствующие им образы: человек и лев, всадник на белом коне и всадник на бледном коне, Священник, который пришел низвести огонь на землю и жертвенник.

Итак, имя зверя - народ Израиля. На самом деле, числовую гематрию, равную шестистам шестидесяти шести, имеет словосочетание - "народ Бога Живого Израиля". На еврейском языке: ** עם הי * ישראל. Гематрия (70 + 40 + 5 + 10 + 10 + 300 + 200 + 1 + 30 = 666). Пожалуй, это имя точнее. Оно объединяет людей даже не столько по национальности, сколько духовно. В конце концов, из народа Израиля вышли и Иисус, и все двенадцать апостолов, но они сознательно разорвали с ним духовную связь. Впрочем, христианские ценности нелегко дались и апостолам, о чем свидетельствует, например, расправа Петра над Ананией и Сапфирой.

Кроме "Откровения" число шестьсот шестьдесят шесть трижды упоминается и в "Ветхом Завете" (3 Цар.10,14; 2 Пар.9,13; 1Ездр.9,13). В частности: "В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых" (3 Цар., 10,14). Вряд ли это число здесь случайно, даже если бы оно было достоверно. В этой же главе "Книги Царств" описывается визит царицы Савской с её загадками, а также премудрость Соломонова. Загадки остались и на долю читателя. Если учесть, что в одном таланте примерно 26 кг, то царь Соломон получал около 17 тонн золота ежегодно. На самом деле столько золота в то время не было и во всей западной Азии. Поэтому понятно, что здесь, скорее всего, числовая криптограмма какого-то значимого для автора книги слова или словосочетания. Эта значимость подчеркивается тем, что оно стоит рядом со словом золото. Вероятно, в "Книге Царств" приведена числовая гематрия того же самого имени, которое имеет в виду Иоанн. Разница здесь в оценках: для автора "Книги Царств" оно печать избранности, а для Иоанна - клеймо раба.

Имея ввиду двойственность этого имени, можно предположить, что и определение "раб Бога Живого Израиля", עבד האלהי ישראל, также имеет числовую гематрию шестьсот шестьдесят шесть. Так оно и есть на самом деле. Правда, в данном случае необходимо учитывать и "внешнее число" слов, составляющих словосочетание, то есть число три: (70+2+4+1+30+5+10+10+300+200+1+30+[3]=666). Что касается определённого артикля ה, то он при расчёте числовых криптограмм может либо учитываться, либо нет. В данном случае не учитывается.

Все эти совпадения заставляют предположить, что, по крайней мере, некоторые слова в еврейском языке искусственно созданы жрецами из заданных чисел. Так слово עבד, раб, очень кстати имеет числовую криптограмму семьдесят шесть. В теории христианства большую роль играет как сумма цифр этого числа (7+6=13), так и их произведение (7х6=42).

В книге "Бытие" есть эпизод, который имеет одно из ключевых значений для христианства:

"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари;

И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там" (Бытие, 32, 24 - 29).

Любой беспристрастный христианский священник, прочитав это, должен был бы сказать, что это чистой воды прелесть бесовская. Но где их, беспристрастных, найдешь?

Правда, так, кажется, считали альбигойцы, за что и были сожжены на кострах благочестивыми католиками.

А, между тем, вопросы, возникающие в связи с этим эпизодом: с кем боролся Иаков, и от кого получил благословение, в теории христианства являются ключевыми. И Иоанн дает на них совершенно недвусмысленные ответы. Сравните: "И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" (Бытие, 32, 30). "Бога не видел никто никогда" (Иоанн 1,18).

А если "никто никогда", то и Иаков Его не видел. Тогда от кого же он получил благословение? В "Откровении" Иоанн дает ответ и на этот вопрос: "И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть" (Откр.,13, 2).

Кстати, на пути из Египта в землю обетованную народ Израиля вошел в море и вышел из него. Очевидно, что несчастные жители обетованной земли, которые должны были погибнуть, видели народ Израиля выходящим из моря. "И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя" (Откр.,13, 1).

*הי - имя Бога (Бог Живой). Его числовая гематрия равна пятнадцати. Это число было отражено в архитектуре храма. Пятнадцать ступеней вели во двор священников.

[ Назад ]

Надо отметить, что в иудаизме единый Бог в разных своих проявлениях имеет разные имена и они не тождественны друг другу. Такой подход прослеживается и в "Откровении". В одиннадцатой главе Иоанн упоминает Бога земли и Небесного Бога. Вероятно, здесь имеются в виду две мировые силы, непрерывно содержащие материальный и духовный мир. Эти силы выступают под именами אלהים (Элоге, Элохим) - для материального мира, מיהאל (Михаил) - для духовного мира.

Имена Бога священны, поэтому они часто записываются в изменённом виде. Так, в имени Элохим, אלהים, буква ה часто заменяется на букву כ. Нетрудно заметить, что имена אלכים (Элоким) и מיכאל (Микаэл) являются зеркальным отображением друг друга, причём частица Эль, אל, в данном случае указывающая на божественное происхождение имён, остаётся неизменной. Но имя Микаэл образовано от изменённого имени, поэтому и само является изменённым. Подлинное имя Михаил зеркально отображается от подлинного имени Элохим, что указывает на общее происхождение и в то же время на антагонизм носителей этих имён. Вероятно, именно с Элохим Михаил вел войну на небе, о которой Иоанн говорит в двенадцатой главе "Откровения", и в результате которой Элохим был свергнут на землю. Таким образом, Иоанн ассоциирует Элохим с сатаной, но в первой главе "Бытия" именно Элохим приписывается сотворение материального мира. То есть, Иоанн, а, значит и его учитель, Иисус, на самом деле были дуалистами, но истоки христианского дуализма даже не в учении основоположников христианства - они в недрах самого иудаизма.

** Имя הי соответствует определению "Живой", и входит составной частью в устойчивое словосочетание אל הי ישראל, Бог Живой Израиля, а имя апокалипсического зверя получается замещением слова אל, Бог, словом עם, народ. Законность такого замещения связана с тем, что народ Израиля представляется земным воплощением мировой силы, содержащей материальный мир.

[ Назад ]

Уникальность мировоззрения Иоанна состоит в том, что боги кроме художественных образов, таких как человек и лев; всадник на белом коне и всадник на бледном коне; имеют и свои воплощения. Так Бог Неба воплотился в своем Сыне - Иисусе Христе, а Бог земли воплотился в своем народе - народе Израиля. Но, встав на эту точку зрения, необходимо учитывать серьёзную проблему: народы, которые приходят в соприкосновение с народом Израиля невольно оказываются втянутыми в игру, в которой они, по здравому размышлению, участвовать не захотели бы.

Как уже отмечалось, десять рогов на голове первого зверя соотносятся с десятью коленами Израиля. Что касается семи голов этого зверя, то, вероятно, имеются в виду семь племён объединенных одной религией. При этом евреи были лишь одним из этих племён. По-видимому, Иоанн полагает, что пять таких племён были уничтожены Иисусом Навином, а одно ассимилировано с евреями. "Откровение" было написано уже после изгнания евреев римлянами, поэтому Иоанн пишет, что одна из голов зверя получила смертельное ранение мечом, но эта смертельная рана исцелеет, и зверь возродиться снова, став, таким образом, восьмым, но из числа семи.

Кроме зверя с семью головами и десятью рогами Иоанн описывает другого зверя, вышедшего из земли и имеющего два рога подобных агнчим. Этот зверь является пророком Бога земли, поэтому Иоанн пишет, что он вышел из земли. Он также представляет Иудею, состоящую из двух колен Израиля - Иуды и Вениамина. Разумеется, этот пророк не может быть из колена Иуды, так как из него вышел Христос, поэтому он из колена Вениамина, что согласуется и с благословением Иакова Вениамину: "Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу" (Быт.51,27). Некоторые иудейские богословы сопоставляют определение "волк" с алтарем в храме, на котором разрывались утренние и вечерние жертвоприношения. Кстати, и храм находился на земле Вениамина.

Приход Христа после пророка Бога земли соответствует и чередованию иудейских царей от Саула из колена Вениамина к Давиду из колена Иуды. Об этом же говорят и ученики Иисуса, напоминая ему, что прежде Христа должен придти Илия.

Итак, имя пророка Бога земли, которого христиане называют антихристом, - Илия, אליה. Трудно сказать, имеет ли в виду Иоанн где-нибудь в "Откровении" действительные сроки, но число сорок два, связанное с антихристом - это еще и числовая криптограмма его имени. Правда, простой расчет числовой гематрии имени אליה дает число сорок шесть, но есть правило, по которому гласная буква ה может не приниматься в расчет, а к полученной сумме может быть прибавлена единица как "внешнее" число слова. Таким образом, числовая гематрия имени אליה равняется сорока двум.

Вероятно, само имя Илия искусственно создано из заданной числовой гематрии. В Библии есть и другие примеры такого рода. Так имя Давид, דוד, очевидно искусственно создано из числа четырнадцать, которое имеет важное значение в христианстве.

Загадка имени אליה ещё и в том, что вообще-то это имя Бога, причем Бога Неба. Оно может быть прочитано как Эль Ях. Поэтому и обращение Иисуса: "Или, Или..." направлено к Богу, а не к Илье пророку. Есть множество примеров, когда имена верховных богов входят составной частью в имена людей, но именно составной частью, а не так, чтобы имя бога было и именем человека. Здесь уже просматривается какая-то претензия быть богом, но по своей человеческой природе до бога явно не дотягивая.

Нельзя не отметить, что на Илии лежит какая-то печать вины перед Богом, поэтому Бог приказал ему помазать в пророки вместо себя Елисея, а после вознесения Илии Елисей как бы стер его имя. Об этом иносказательно говориться в рассказе о проклятии Елисея, из-за которого погибли сорок два ребенка.

Обычно, говоря о святости Илии, упоминают, что он живым был взят на небо в огненной колеснице. Но почему-то вспоминается другое: "но не в огне Господь... потом дуновение тихого ветра". По-видимому, для Иоанна обстоятельства вознесения Илии - дурной знак, как это видно из того, что зверь и лжепророк в "Откровении" схвачены именно живыми. Показательно, что и чудеса, которые Иоанн приписывает лжепророку - это чудеса Илии, причем Иоанн не называет чудеса лжепророка ложными, а говорит, что это ему дано, хотя надо заметить, существуют химические реакции, которые происходят при контакте с водой и сопровождаются горением. Казалось бы, приказав полить жертвенник водой, Илия усложнил себе задачу, но на самом деле превратил чудо в очевидный фокус, стоивший жизни четырёмстапятидесяти жрецам.(3 Цар., 18, 34-38).

Скорее всего, и чудо схождения огня на гроб Господень имеет ту же технологию, на что косвенно указывает Евангелие от Иоанна. Речь идет о чуде прозрения слепорожденного, которое, по-видимому, является иносказанием о прозрении язычников. (Иоан., 9). Иисус мог бы сказать слепому: "Иди и смотри", и этого было бы достаточно, однако речь идет о первообразе другого чуда, а именно, чуда схождения огня на гроб Господень. Поэтому Иисус "плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому".

Таким образом, патриарх, войдя в кувуклию, помолившись, плюет на пол, делает брение из плюновения, и стряхивает его в лампаду, стоящую на гробе Господнем. Так загорается огонь, от которого прозревают миллионы безбожников и язычников.

Впрочем, надо признать, что, по крайней мере, для жрецов важна не видимая сторона религиозных мистерий, а их мистический смысл. Да и простой человек, скорее всего, ошибётся, если скажет, что никакой мистики вовсе не существует.

Интересно, что альбигольцы без лишней патетики антихристом считали Иоанна Крестителя, которого Иисус признавал Илией.

В то же время, очевидно именно Илия и Иоанн Креститель в "Откровении" предстают как два светильника, стоящие перед Богом земли, которые посланы для свидетельства о Христе (Откр., 11.4.). Здесь важно понимать, что "Откровение"- это не рассказ о каких-то последовательных событиях, а скорее интерпретация некоего таинственного текста, который Иоанн видел в книге в руке у Сидящего на престоле, и который он получил от Иисуса.

В заключение хотелось бы отметить, что иудаизм - это даже не столько религия, сколько история и судьба еврейского народа. В принципе, евреям ничто не мешает быть даже и христианами. Кроме одного обстоятельства. Это нарушает замысел Бога о мире, так как его представляли пророки, и Иоанн в том числе. С другой стороны, остальным народам нет никакой нужды подигрывать евреям в их мистериях, тем более, не осознавая своей собственной роли.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"