Все началось внезапно. Никакого предчувствия не было, "ничто не предвещало беды".
Все началось ночью. Монитор компьютера тускло освещал комнату, перед ним стояли грязные кружки, в которых некогда было кофе. Одна была моя, вторая тоже моя, привезенная с Кипра, а вот третью пришлось брать у отца. Голова была забита мыслями, отрываться на жизнь было некогда. Я находился в творческом поиске, если точнее, читал чужие стихотворения. Меня это занятие очень забавляет. Некоторые стихи написаны просто смехотворно. Но все же люди находят какие-то захватывающие меня мысли. Правда, не всегда они выражены четко и до конца правильно. В стихах я брал свои идеи, развивал их и строил сюжет. Я никогда не искал мысли в книгах. Все, что уже написано, уже давно известно и избито. Я же умудрился заработать некую славу своими новшествами, которые просто раскрывают на самом деле другую сторону вопроса. Хотя, буду честным: я собой крайне недоволен, так как все равно думал, что после такой огромной истории человечество нового ничего сказать не может. Мы уже узнали все, исчерпали себя. Человечество слишком долго живет, мы хорошо изучили законы жизни. Мы потеряли интерес, настоящий интерес к разведыванию нашей души, к противостоянию Добра и Зла, к тайнам природы, к мистике нашего существования... Нам уже вдолбили знания в голову, мы только решаем, чему верить, а чему нет. Уже все обнаружено, все уже обдуманно. Я лишь ищу новый ракурс. Скажу честно, я не всегда верю до конца в то, что пишу.
... Я уже собирался лечь наконец-то спать, открыл последнюю на тот день страничку... и потерялся. Я заблудился в чужих эмоциях, в таких простых, но таких важных, правдивых и правильных словах, пропал в иной жизни, которую прожил вместе с той душой, которая жила в этих строках...
В ту ночь я так и не заснул. Сидел и читал. Чувства полностью захлестнули меня. Я как бы ощущал и знал то, что было написано между строк, словно я пережил долгую и грустную историю, похожую на описанную.
К утру было готово начало новой книги.
Она прочно вошла в мою жизнь. Каждый день начинался с ее стихотворения и заканчивался им же, словно молитвой. Позднее я нашел еще несколько ее произведений. Они были разными, непохожими были стили. Она писала о жизни. Не важно, что описывалось в стихе: чувства, некая история или писала она о возможном устройстве мира... Все это имело место в настоящем.
Я погрузился в нее с головой. Да, я могу так сказать, так как в каждом ее стихотворении я чувствовал ее присутствие каждой клеткой души. Она заставляла меня создавать все новое и новое. Она стала моей музой, неизвестная мне девушка. Алиса.
Я ничего о ней не знал. Я никогда не комментировал ее творчество, не вступал с ней в контакт, как это часто делают по интернету. Потому наверно мне было очень страшно писать ей то сообщение. "Здравствуйте. Меня зовут Дима. Вы меня, конечно, не знаете, но я... я уже давно читаю ваши произведения, и они мне невероятно нравятся. И недавно я понял..." Нет, не понял. Почувствовал, что одних стихов мне мало. Что Алиса уже не просто имя, а какой-то образ, уже новая страничка моей жизни. Странно, да? Найти настолько близкого человека... даже не разговаривая с ним... "Я понял, что хотел бы с Вами встретиться, поговорить. Например, сегодня, в 8, у книжного, станция метро ***".
Я стоял у магазина и ненавидел себя. Я смотрел в одну точку, боялся оглядеться, боялся не увидеть ее, хоть и знал, что она не придет. И все равно иногда кратко оглядывал толпу, надеясь увидеть... кого? Я даже не знал, как она выглядит, лишь надеялся, что если она придет, то узнает меня по моему описанию, которое я так же ей отправил.
-Привет.
Голос у моей музы звонкий и очень красивый. Иногда я думаю, что будь он чуть тоньше - и стал бы неприятным. В тот наш первый вечер этот голос пронзил меня и прочно приковал к Алисе.
-Вы Дима? Вы хотели встретиться со мной?
-Да...
Она была именно такой, какой я ее себе представлял. Тогда я понял, что в любой ситуации узнал бы ее... Мне столько хотелось ей сказать, но я не мог, чувствуя, что она сочтет это бредом. Я все же боялся, что ошибся. Я еле ощутимо дрожал, мне было очень холодно. Вот сейчас я ей все расскажу... а она рассмеется и уйдет, такая замечательная, но не та, оставив лишь расколки мечты на асфальте.
Я глубоко вздохнул и спрыгнул в пропасть. Я чувствовал этот разрывающий сердце полет, цитируя ее стихотворение. То, первое... А потом врезался в ледяную воду. Легкие сдавило. Она улыбнулась.
-Мои стихи так никто еще не читал. Вам нравится мое творчество?
Я задохнулся: доступа воздуху не давали слова, рвущиеся наружу и еле сдерживаемые мной.
Я все же сдался. Я говорил о ней, о ее стихах, возводил ее в ранг Богини, цитировал ее без остановки, говорил о своей книге, где незримо ни для кого везде была она.
Алиса улыбалась.
... Мы гуляли, казалось, целую вечность. Время сочло наш разговор слишком личным, а может неинтересным, и удалилось. Мы говорили обо всем подряд. О ее стихах. О моих книгах. О музыке. О солнце. О прошлом. О настоящем. О еде. О богах... Темы все не кончались и не кончались.
Мы абсолютно по-разному на все смотрели. Даже в моих собственных книгах Алиса видела другой смысл, о существовании которого я и не подозревал. Это делало нашу беседу интересней, позволяло посмотреть на тему с разных сторон. Мы учились друг у друга. Мы учимся до сих пор.
Знаете, я только сейчас понял, что почти не помню жизни до нее. Иногда я смотрю на фотографии, вспоминаю события и кажется, что это все было не со мной или же просто невероятно давно. А после знакомства с ней каждый день вдруг стал уникальным. Если раньше чаще всего дни были пустыми, то теперь почти каждый день наполнен событиями. Будто раньше я просто жил... И вдруг неожиданно стал жить с Алисой. Алиса - это мой диагноз. Это как болезнь, которая то обостряется, то отпускает. Когда я был с ней, я становился другим человеком. Она приказывала мне смотреть на мир по-другому, и я смотрел. С ней было легко, жизнь становилась приключением с неизвестным концом, так как Алиса в любой момент могла поменять направление и цель. А после мир вокруг был полон отзвуками этого яркого безумства.
Сначала я пытался еще предугадать появление Алисы, подготовиться к каждому периоду "обострения". Когда я с ней, дела, друзья и вся прочая размеренная и практичная жизнь не должны были существовать. Был лишь ее мир, она и я.
Но потом я понял, что к гриппу или сумасшествию подготовиться нельзя.
На улице только начинало светать. Это я помню точно. К сожалению, у меня чуткий сон. Хотя, проснулся бы любой. Этот феномен описан у Емца, насколько я помню. Когда еле слышный дверной звонок при определенном человеке звонит во всю мощь. Так было при Алисе. Словно все вокруг радовалось ее появлению и оживало.
К двери подошла мама.
-Здравствуйте, а Дима дома?
Я тогда спросонья не сразу узнал этот голос. Но потом вспомнил, кому он принадлежит, и зарылся в подушку, надеясь стать незаметным, так как идти никуда мне не хотелось. Еще я верил в непроходимый фэйсконтрол в виде мамы, которая вряд ли пустит какую-то девицу к своему спящему сыну.
-Вставай-вставай! Жизнь прекрасна, тратить ее на сны - это преступление, если только сны не чудесные! Я жду тебя на кухне.
Сначала я решил плюнуть на все и снова начал засыпать... Но вдруг осознал, что Алиса сидит на моей кухне. С моими родителями. Наедине. Я моментально вскочил. Впопыхах я никак не мог найти халат, теряя драгоценные минуты, нужные для предотвращения катастрофы. Что она может рассказать? Ее поведение невозможно предугадать, и это ужасно. Она подросток, что еще хуже.
Однако картина открылась мне чудная: Алиса сидела за столом с моими родителями, перед ней стояла огромная кружка кофе (моя кружка!), а сама девушка цитировала Высоцкого. Тут меня заметил папа и помахал рукой. Мама обернулась. Как это не удивительно, в ее взгляде не было злости ни на сына, который заводит странных знакомых, врывающихся к нему с утра пораньше, ни на этих самых знакомых.
-Дима, какая у тебя милая девушка! Немного наглая, только... Почему ты ее раньше нам не показывал?
-Это не моя девушка, - только и смог сказать я. У мамы в глазах загорелся огонек, обещающий, что над этим вопросом она еще поработает.
Пока я умывался и одевался, Алиса полностью покорила родителей. Я же вдруг обнаружил, что она любит классическую музыку, немного цитирует наших великих писателей и не считает большую часть их книг скучными, разбирается в истории, по поводу чего они сошлись с папой, любит передвижников, слушает песни бардов и обожает фильмы Гайдая и Рязанова, за что снискала особую любовь мамы. И понял, что абсолютно ничего о ней не знал. В предыдущие встречи я видел в ней обыкновенную девушку, каких вокруг ходят кучи. Точнее, не совсем обычную, ведь она писала такие прекрасные стихи. Но мы с ней обсуждали современную музыку, "Пиратов Карибского моря" и творчество Лукьяненко. И мне казалось, что ее интересует то же, что и большую часть других, что она так же живет лишь в настоящем времени, не ведая и не интересуясь тем, что ценили многие поколения до нас.
-И зачем ты притащила меня в такую рань в парк? - в который раз спросил я. Алиса улыбнулась и взяла меня за руку.
-Слышишь?
Я не слышал ничего.
-Парк почти безлюден. Тишина... тишина и музыка. Посмотри на деревья! Они такие яркие. Зеленые, золотистые, солнечные, красные... Небо серое, а они освещают нам путь. Смотри-смотри, листопад! Разве это не прекрасное явление? Разве это не чудо: то, как они меняют цвет, то, как падают, кружась в ветре... и образуют дорогу, по которой мы идем.
-Они просто ложатся на землю, - хмурюсь я. Алиса отбегает за листочком клена, возвращается довольная, с зелено-желто-оранжевым осенним чудом в руке.
-Правда он прекрасен? Знаешь, многие говорят, что природа рисует краски деревьев, неба... а мне кажется, что она расписывает каждый листик. У меня в руках холст природы, представляешь? Одно из ее многочисленных произведений. Прекрасных произведений. А ты не прав. Ты никогда не смотрел на мир по-другому. Смотри, листья все-таки образуют дорожку. Ты можешь по ней пройти? Куда мы дойдем? Быть может, до дома Осени, где нас напоят чаем? Где тепло, куда так хочется с улицы, где такой пряный запах... хотя, вдохни полной грудью. Чувствуешь? Теперь она внутри нас. Природа.
Ты слышишь музыку? Не помню, кто ее играет, кто-то из классиков... она прекрасна, не так ли? Эта грустная и спокойная мелодия. Шелест листвы под ногами. Шарканье лопат дворников, собирающих ее в кучу. Лай собак, что стаей бегут по своим делам. Далекий-далекий звук еще не выключенного фонтана. Пустынный парк, в котором все же есть жизнь. Дети. Старики. Это волшебство. Это удивительная тайна жизни, которая дарит нам такие полные покоя, радости и чуда мгновения. Разве у тебя в душе нет гармонии? ... Немного обидно, что мы никогда не сможем это воспроизвести. Мы - не природа. Все, сделанное ей уникально. Мы можем скопировать часть, но все остальное, всю картину в целом, во всей красоте - никогда. Поэтому просто оставляй такие моменты в сердце.
Тишина. За окном шел дождь. Но его было не слышно: стеклопакеты защищали нас от гула дороги и прочих звуков уличной жизни.
Люди засунули себя в целлофан. Они бегут из дома на работу, с работы - домой, словно и там и там пожар, не замечая ничего вокруг, мечтая закрыться от жизни в звуках телевизора, компьютера и музыки. Знаете, по чему я скучаю? По 50-60 годам прошлого века. Когда люди сидели во дворе и разговаривали друг с другом. Раньше все друг друга знали, интересовались друг другом. Они проводили вместе время, дружили поколениями... Они были куда более живыми, чем мы. Потому что через живое общение мы передаем частичку себя, частичку своей души. Мы смотрим в глаза собеседнику, мы лучше чувствуем другого человека, его эмоции, его состояние. Мы получаем жизненные силы. Только так мы действуем по плану природы или Создателя.
Так говорила Алиса.
Зазвонил телефон. В разговоре, к которому я не очень-то прислушивался, повисла пауза. Я, наверно, покраснел от смущения, тем более, что в тишине музыка звучала как-то инородно громко.
-Да?
-Мне очень нужна тяговая сила. Будь у моего метро примерно через полчаса. До встречи! - сказала Алиса и положила трубку. Видимо знала, что я попытаюсь отказаться.
Я посмотрел на своего издателя. Тот все понял. Наверно, у него тоже была такая женщина, которая писала сценарий его жизни.
-Так зачем я был тебе нужен?
-Я собралась купить еды, - Алиса смахнула с носа каплю. Шел дождь, и мы шли под ним, как любит говорить Алиса. Меня перспектива этого похода не радовала, поэтому внутренне я отчаянно рвался к маячившему чуть вдалеке зданию "Перекрестка". Однако вскоре обнаружил, что мы переходим улицу на противоположную супермаркету сторону.
-Алиса, ты куда-то не туда идешь.
-Почему это? Нам сюда, - кивнула она на здание метрах в пяти от нас. Это был пятиэтажный дом бледно-розового цвета. Над нижним этажом висела вывеска "Мясо. Колбасы".
-А я думал, такие магазины тихо вымерли, - удивился я. Мы вошли.
Очереди почти не было. Туда-сюда ходили две бабушки, школьница со списком от родителей да женщина лет сорока выбирала сыры в незнамо как оказавшемся в "Мясо. Колбасы." молочном отделе.
-Добрый день, - поздоровалась с ней Алиса. Женщина улыбнулась.
-Алисочка, здравствуй. Давно не видела тебя. Как дела в институте?
-Да все хорошо. У вас-то все как? Как там Катя?
-Кто это была? - спросил я, когда разговор закончился.
-Это моя соседка. Очень милая женщина. Я иногда с ее дочкой сижу, когда у нее ночная смена.
-Ясно.
Мы подошли к прилавку с колбасой.
-М... Мне вон эту! - показала Алиса.
-Давно ты к нам не заходила, Алиса, - улыбнулась продавщица. - А раньше каждый день, с мамой или с подругой той, как там ее...
-С Юлькой, точно, - улыбнулась в ответ девушка. Снова завязался разговор. Я, подавляя зевоту, тихонько прислонился к стенке и ждал.
-До свиданья!
-До свиданья! Удачи тебе!
-Давно сюда ходишь? - спросил я, когда мы вышли из магазина.
-По-моему, всю жизнь. Тетя Клава... ну, продавщица, знает меня еще первоклашкой. Так, нам в булочную! Ох, не могу дождаться, когда вдохну прекрасный запах хлеба и пирожных!
-А можно спросить?
-Конечно.
Я замялся.
-Алиса, а почему мы бродим от магазина к магазину, а не пошли в "Перекресток"?
Она нахмурилась.
-Он не живой.
-Кто?
-Этот твой супермаркет. Огромная толпа людей. Склады товаров. Продавцов почти нет, да и те слишком торопятся, чтобы обратить на тебя внимание. Там нет общения, нет атмосферы. Знаешь, я предпочту получать продукты из рук тех, кто хоть что-то обо мне думает, для кого я не просто очередное лицо, а уже узнаваемая личность. Вот сейчас мы зайдем в булочную, я подойду к отделу выпечки, а меня уже будет ждать "Наполеон". Потому что там знают, что я всегда его покупаю. Мама очень любит. Знаешь, когда ты ходишь в одни и те же места, ты начинаешь привыкать к людям, работающим там. И тебе просто приятно их видеть, им приятно, чаще всего, видеть тебя, они отдают тебе нужное с определенной теплотой и улыбкой, так как ты не чужая вроде как, своя, и от этого тебе приятно, а допустим, хлеб заряжается позитивной энергией. А в твоем "Перекрестке"? Откуда ему взять эту энергию? И потом.. лично мне в этих огромных забитых залах холодно. А здесь, в этих маленьких уютных магазинчиках, такого нет. Зато есть мысли и воспоминания.
Из-за туч вышло солнце. Алиса замерла.
-Смотри, какая красота! Как красиво выглядит сверкающий купол на фоне туч!
Чему Алиса меня научила, так это видеть очарование мира. Какие красивые обычные вроде дома, у каждого есть своя изюминка, даже у хрущевок, как прекрасна молодая зелень весной, яркие цветы летом, как горят золотом листья осенью, как солнце играет со снегом... Да, все мы это видим. Но как-то сразу, не успев налюбоваться, запомнить, уходим в себя и в свои проблемы. Правда, есть еще люди, которые могут часами разглядывать пейзажи города, которым лишний солнечный луч может поднять настроение, которые танцуют под дождем и вприпрыжку бегут по залитой светом улице, не обращая внимания на хмурые лица вокруг и рисуя на них улыбки. Большая их часть - это еще очень молодые люди, которых наша жизнь еще не затянула. Алиса всегда желала им удачи. Чем дольше они будут сопротивляться взрослому миру, тем более хорошие люди из них получатся, тем больше человеческого останется. А есть и те, кто эту битву выигрывает. Счастливчики. Но их так мало!
-Знаешь, Дим, иногда мне кажется, что есть настоящий мир, тот, где есть солнце, запахи осени, весны, зимы и лета, где мы - гармоничная часть мира. А есть другой мир. Знаешь, как "глубина" в "Лабиринте отражений". Вымышленный мир, куда взяли пару-тройку образов существующего, а все остальное люди придумали сами. Придуманные отношения, дела и игры. Человечество один раз в эту глубину нырнуло, а она его поглотила. И они уже, наверно, забыли, что это не жизнь. Сидят в том мире, надев на себя какой-нибудь образ, чью-то маску, придумывают правила и играют по ним. И лишь иногда "выныривают" за одиноким глотком настоящего воздуха, за настоящей травой под ногами... выныривают, чтобы найти свою правду и свою цель, и возвращаются обратно, чтобы изменить свою жизнь. А есть те, кто возвращается в настоящий мир часто. Жить в нем не получается, так как все вокруг в этой "глубине". Так что это просто вылазки. Они гуляют по миру и слушают его, иногда пытаются донести его слова до остальных, но это редко получается. Обидно, что этим людям трудно. Их роли давят на них намного сильнее, чем на остальных. Ведь трудно жить в ненастоящем мире, зная настоящий. Хорошо, что они находят друг друга и поддерживают, делятся воспоминаниями...
Одно меня радует: те, кто умеют "выходить", учат этому других. И я верю, что скоро человечество вернется в нашу живую реальность.
...Так я узнал ее цель. Она возвращала людей к жизни.
Вспомнить бы, в чем было дело. Знаете, часто так бывает, много-много мелкий ситуаций случились за маленькое время... и все они негативные. И не важно, сумел ли ты с ними справиться или нет, но настроение ниже плинтуса, хочется только закрыться в своей комнате и не выходить денька три... Но вместо этого я шел к Алисе.
Если подумать, то все люди друг друга используют. Друзья - это те, кто всегда могут скрасить малые часы от одной встречи с жизни до другой, всегда согласны провести рядом несколько часов, оставив после себя наполненность, легкость, счастье, переводя тебя из одного дня в другой, помогая и поддерживая. Мы их используем, когда нам нужно себя занять и ощутить свою необходимость кому-то, а они используют нас. Вот так и я использую Алису. Когда плохое настроение я иду к ней - она заставляет меня мыслить позитивно. Когда мне тяжело, я иду к ней - стоит выговориться, как становится легче, к тому же у нее всегда наготове совет, всегда можно заручиться поддержкой. Когда на меня нападает апатия, она прибегает ко мне и долго ее из меня вытряхивает, принуждая к труду. Но больше всего я ценю ее за не редкие, но и не частые разговоры о жизни. Ее мнение о происходящем в большинстве случаев отлично от моего, но кажется единственно правильным, стоит ей озвучить его. Мир вокруг меня преображается, я словно заново учусь жить. Порой мне кажется, что это не мир и не жизнь создают окружающую меня реальность, а Алиса. Я вижу то, что она хочет мне показать, делаю то, что она считает нужным, и все это правильно, и с каждым шагом я становлюсь совершеннее, с каждым шагом я все ближе подхожу к Истине, все яснее понимаю мир. Алиса - моя путеводная звезда на дороге жизни, моя наставница, но никак не спутница. Она - моя Богиня.
Богов нельзя любить. Им нужно поклоняться и следовать данным ими правилам, идти по тому пути, который они для тебя выбрали.
-Что нос повесил? Улыбнись! Жизнь прекрасна! - радостно обратился ко мне проходящий мимо старичок. Мы встречаемся не в первый раз. Это прекрасно - верить в хороший конец, пройдя почти всю жизнь. Я хочу быть таким же. Нет, я стану таким же. Обещаю.
А пока я в начале пути. Я думаю, Алиса тоже в начале. Она изменит к лучшему меня и, я уверен, весь мир. Возможно, что и через мой рассказ она сможет найти ключи к вашему сердцу и разуму.