Савицкая Наталья : другие произведения.

Об Успешных И Одиноких

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ОБ УСПЕШНЫХ И ОДИНОКИХ

Если у мужчин есть неотложные дела,

Они могут заняться ими, наша

продукция заинтересует,

в основном, женщин.

("Москва слезам не верит")

   Не знаю, что случилось, может, работа влияет, но мне вдруг захотелось обобщить и проанализировать свой читательский опыт. Все-таки в моем случае "чукча не писатель, чукча -- читатель". Еще в студенческие годы, когда на нас хлынула лавина детективной литературы, дамских романов и прочего, недоступного ранее, чтива, мы с подругой пытались выстроить идеальные схемы произведений того или иного жанра. Вот и сейчас меня потянуло на тоже самое. Разобравшись, что же я, в основном, читаю, поняла, что все прочитанное можно поделить на группы, причем книги из одной группы, естественно, имеют между собой много общего. Вот я и решила попробовать "сформулировать и обобщить". Может, и Вам будет интересно сравнить свои впечатления с моими.
  
   Причем сразу скажу, я буду говорить только о литературе развлекательной, легкой и несерьезной, поскольку дискуссий о БОЛЬШЕМ на СИ более, чем достаточно.
  
   Начать хочу с чисто дамского чтения, тем более, что почва для этого уже во многом подготовлена.
  
   Итак...

   Каждый человек хочет быть счастлив, и у каждого имеется свое представление о материальных и нематериальных составляющих, необходимых для того, чтобы чувствовать себя таковым. Но мы не независимы в выборе компонент этого замечательного состояния. Во многом их определяют бытующие в обществе, веками сложившиеся, стереотипы, которые, однако, не столь уж незыблемы и подвержены изменениям. Внедрение таких изменений в сознание членов различных сообществ происходит различными путями, и литература всегда была и остается одним из важнейших механизмов в этом процессе. Конечно, сейчас существуют куда более действенные средства воздействия на общественное сознание, но, тем не менее...
  
   Впрочем, чего это я начала так серьезно? Ведь говорить я хочу о жанре, который серьезным назвать никак нельзя, и все же, если присмотреться повнимательнее, то окажется, что все не так уж просто. Чтобы не мучить дальше тех героических читателей, которые продрались сквозь напыщенное начало моего текста, скажу, что меня потянуло порассуждать о "дамском" или даже "девичьем" чтиве, а именно, о лавине переводных в основной своей массе, романов и повестей о поиске своего счастья девушками в возрасте "немного за тридцать". Называть жанр таких произведений можно по-разному, о чем свидетельствуют разнообразные названия серий книг, запущенных довольно крупными издательствами. Это и "романтические комедии", и "комедийные мелодрамы", и "романы большого города". Общими признаками лучших из таких произведений являются легкий, ироничный стиль повествования, нескучные сюжеты, распадающиеся частенько на множество пусть глуповатых, но забавных эпизодов, что подчеркивает коммерческий характер книг, то есть прицел на воплощение в кинематографе. Там спрос на такие творения тоже достаточно большой.
  
   Коммерческий успех подобных произведений в литературе и кино сейчас уже очевиден. Конечно, можно поспорить о том, что же, все-таки, было изначально, спрос или предложение, но в данный момент это не так уж и важно. Книги покупают и читают самые разные люди, в основном, правда, женщины, но на эту аудиторию они и рассчитаны. Как и круг читательниц такой литературы, охватывающий всех, от домохозяек до бизнес-леди, так и сами произведения эти очень разнообразны, но в них есть общие идеи и принципы построения, о которых я и хотела бы поговорить и которые, собственно, и обеспечивают их успех.
  
   Итак, первое и главное --- героиня. В центре повествования всегда находится молодая женщина, как правило, жительница крупного города, ежедневно сталкивающаяся с целым набором проблем, знакомым практически всем, если не по личному опыту, то хотя бы по телевизионным рекламным роликам. Я буду говорить об этих проблемах в том порядке, в котором они пришли мне в голову, а не в порядке их значимости.
  
   Проблема первая --- лишний вес. Тут писательницы - а чаще всего произведения, о которых идет речь, написаны женщинами, ну, или подписаны женскими именами - так вот, авторы во всю изощряются в описании того, как жительница мегаполиса борется за обладание тонкой талией и как ей дается сбрасывание каждого лишнего килограмма. Тут в ход идут всевозможные диеты, занятия в тренажерных залах, пробежки и многое другое. Сопровождая героиню по части ее жизненного пути, мы можем узнать массу полезных сведений, не лишенных рекламной окраски, о том, как правильно, быстро, но чаще всего не очень надежно похудеть. Отсутствие у героини лишних сантиметров на талии или целлюлита во многом уменьшает коммерческую ценность "мегаполисного" романа, потому как в этом случае он не рекламирует обезжиренных йогуртов, фитнес-мюсли и прочие элементы правильного питания. (Небольшой оффтопик о йогуртах: мне очень интересно, чем они так вредны, если их все время надо "раскручивать", тратя бешенные деньги.)
  
   Другая немаловажная проблема героини--- карьера. Как правило, девушка, о которой мы читаем, довольно успешна, но не хочет останавливаться на достигнутом. Она может быть менеджером среднего звена, квалифицированной секретаршей, возможно медиком, чаще всего психотерапевтом, а также представительницей какой-нибудь творческой профессии, например, работником редакции глянцевого журнала "Блеск" или, на крайний случай, "Шик". Столь популярные еще в начале девяностых супермодели или актрисы сейчас встречаются редко, думаю, в основном из-за того, что у них нет важной проблемы лишних килограммов или она решается слишком профессионально. Наша героиня не лишена карьерных амбиций и хочет расти в своей профессии или сменить род деятельности. Но причины к этому могут быть весьма прозаические --- это не желание "быть полезной" или совершить что-то выдающееся, а, скорее всего, чисто женские проблемы на ее нынешнем месте работы, такие как приставучий начальник, подсиживающие ее сотрудницы, досужие сплетни или желание произвести впечатление на избранника.
  
   И вот мы добрались до главной проблемы молодой жительницы современного мегаполиса. Она может быть успешной или не очень, но она точно одинока. Собственно только вокруг решения проблемы ее одиночества и крутится весь сюжет книги, обеспечивая ей раскупаемость у таких же "успешных и одиноких" или "домашних и семейных", но помнящих себя другими.
  
   Конечно же, героиня --- не старая дева, у нее были многочисленные романы, о которых мы непременно узнаем, но все это было "что-то не то". Чаще всего предшествующие времени повествования увлечения и любовные истории описываются с иронией, легкой грустью или нескрываемым ехидством. Может быть, даже в момент нашего с ней знакомства у девушки и имеется какой-нибудь друг, но по ходу дела выяснится, что он тоже --- "герой не ее романа". Прозрение и расставание с ним может быть легким, а может быть и трагическим, но в любом случае, она это переживет ради того, который внезапно появится в ее жизни.
  
   Чаще всего образ Мужчины-ее-мечты прописан очень схематично, яркими мазками. Мы просто будем знать, что он --- идеален, хотя и не лишен свойственных всем мужчинам недостатков, с которыми героиня готова с радостью смириться. Надо сказать, что сама она относится к своему одиночеству неоднозначно, страдая от него в глубине души, но не сознаваясь в этом даже самой себе. Зачем нужны такие сложности? Это, можно сказать, социальный заказ: кругом много "успешных и одиноких" женщин, которые, конечно, отождествят себя с нашей героиней. Нельзя стопроцентно обещать им, что в ближайшее время у них все сложится хорошо, поэтому они не должны чувствовать себя ущемленными, даже если не встретят своего Мужчину одновременно с романной девушкой. Закончив чтение, они не должны упасть духом или умирать от недостойной зависти к персонажам от того, что сами пока продолжают оставаться одинокими. А еще важно, чтобы читательницы не перестали с досады пользоваться средствами привлечения особ противоположного пола, такими как фитнес-центры, здоровое питание и кремы для депиляции. Именно поэтому героиня будет уверять, что пользуется всеми этими благами цивилизации исключительно для самосовершенствования, и даже будет часто скептически отзываться о друзьях-"женатиках", страдать от их назойливой пропаганды семейного счастья и быть уверенной, что ее семейная жизнь будет иной, свободной от рутины привычек. Это тоже серьезный социальный момент, поскольку отрицать семейные ценности ни в коем случае не разрешается. Им будут посвящены другие серии книг, издаваемые в тех же издательствах и рассчитанные, вообще-то, на ту же аудиторию.
  
   Очень важный момент в решении проблемы одиночества --- это случайность. Героиня должна встретить Его случайно, или же также случайно обнаружить, что Он уже, оказывается, давно был рядом с ней и они даже дружили, но она никак не могла идентифицировать его, как Того Самого Главного, которого ждала всю жизнь. Однако случайность первого момента открытия всегда компенсируется последующей борьбой за внимание своего идеала. Этот принцип должен соблюдаться обязательно, чтобы не развивать в "успешных и одиноких" жительницах мегаполиса стремления к сказочной халяве и очень уж счастливому случаю.
  
   Важным принципом построения жизни героини является ее отношение с друзьями. Конечно, она должна быть социально адаптирована, то есть у нее есть самые настоящие друзья и подруги, с которыми она советуется в критических жизненных ситуациях, может "поплакаться в жилетку" или просто провести вечерок в кафе и выпить. Однако никакая, даже самая сильная и давняя, дружба никогда не будет для нее важнее любви и отношений с Ним, в будущей семье. Это очень деликатный момент подчеркивания семейных ценностей, которые ненавязчиво ставятся выше ценностей личностных. Подобное акцентирование характерно особенно для американских авторов, поскольку при общей мобильности нации, частых переменах места жительства в связи со сменой работы главой семьи, подруги довольно часто теряют друг друга после замужества. Необходимо заранее подготовить "успешную и одинокую" к такому повороту в жизни.
  
   Таким образом, любое, написанное по канонам жанра, произведение жанра "комедийной мелодрамы" --- это отчасти рекламный ролик здорового образа жизни, отчасти утверждение глобальных семейных ценностей, отчасти способ поддержки позитивного настроя самой действенной и мобильной части общества --- одиноких женщин социально-активного возраста. Но при наличии таланта у автора этот сложный коктейль должен быть просто развлекательным чтением, способным скрасить дорогу в метро, ожидание своего часа у косметолога или одинокий вечерок после тяжелого рабочего дня. И поэтому главное условие успеха книги, я думаю, это либо желание, либо возможность читательницы отождествить себя с героиней, узнаваемость ситуаций или надежда оказаться в таком же положении. Ну, и конечно, нужно добавить сюда славный труд наших переводчиков, которые в большинстве случае стараются придать любому тексту оптимистический блеск и легкую, изящную иронию.
  
   Прошу простите автору прорезавшуюся вдруг заумность и желание анализировать, и если Вы дочитали это до конца, то спасибо Вам за внимание.
  
   Автор благодарит за предоставленный материал для исследований и просто приятное чтение следующие издательства: "Фантом-пресс" (серии "Зебра", "Фантики"), "Мегаполис" (серия "Она в большом городе"), "Амфора" (серия "РедФиш"), а также отдельные, несерийные, издания от "Экском", "АСТ" и других издательских домов.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"