Савинов Сергей Анатольевич: другие произведения.

Память об утраченном

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не рассказ, конечно... Но эссе об утраченных произведениях и небольшой экскурс в собственную творческую биографию.

  В жизни каждого из нас наступает определённый момент, когда призраки прошлого являются нам и заставляют всерьёз пожалеть о содеянном. Те, кто говорит о необходимости жить настоящим, двигаться в светлое будущее и призывают не жалеть о том, что уже не исправить, не совсем понимают, о чём идёт речь. Я говорю не об убийственной рефлексии и криках "Боже, что я наделал!" с последующим расколом лобной части черепа, а о том, что по-настоящему мы начинаем ценить что-либо только после того, как потеряем. Банально? Может быть. Но будущее рождается не только сегодня, оно ещё и рождалось вчера. И отдать дань уважения прошлому (своему прошлому, а не "старым добрым временам"), по меньшей мере, полезно. Что было бы, если... Универсальная фраза для альтернативной истории. О ней чуть позже. Сейчас же расскажу немного о реальности, ставшей историей.
  К чему я затеял эту полемику и к чему напечатал целый абзац философических бредней? Дело в том, что у меня, как и всех остальных, есть то, что я потерял по собственной вине, и то, что уже невозможно восстановить с сохранением атмосферы и того, что называют impression. Речь идёт о так называемых "депрессивных комиксах", которыми я увлекался ещё в прошлом веке. Сразу оговорюсь: "депрессивные" - определение более позднее, чем то, что было кропотливым трудом воплощено на бумаге, а затем лёгким движением отправлено в мусорный бак. Кто-то спросит, для чего я об этом рассказываю. Да просто для того, о чём говорил в предыдущем абзаце - дань тому прошлому, что дало толчок к будущему. С них, с этих комиксов, начался по-настоящему серьёзный период в моём творчестве. Кое-что я впоследствии заимствовал оттуда для своей же фантастической прозы, в частности идею "Транквилиума".
  Началось это всё в далёком теперь уже 1991 году. Ещё в то время я начал рисовать свои первые комиксы - убогие и примитивные по нынешним меркам и без особой содержательной части. Назывались они "Фин и Джой спешат на помощь" и навеяны были диснеевским сериалом о Чипе и Дейле. Тогда эта "жвачка" была популярна в нашей стране и шла на ура. Напомню - то был Великий помойный период, когда хаялось всё, что создано было в нашей стране и боготворилось всё "импортное", в частности, американское. Всё, от чего западного человека неудержимо рвало по причине перенасыщения, сваливалось на нас просто тоннами. Помните чудовищную игру "на вкладыши"? А сиськи и голые жопы (заметьте, не груди и ягодицы) везде, куда их только можно засунуть (а засунуть их можно было куда угодно)? Наверняка также у вас надолго застряли в памяти туфли-лодочки и чёрные непроницаемые лосины, "варёнки" и болезненно гипертрофированные кудряшки, ВАЗ-2109 как предел мечтаний и гуманитарная помощь как самым распоследним голодранцам в мире... Такие вот приметы времени.
  Были, конечно, и свои плюсы вроде прогрессивного телеканала 2х2, но в целом "долгожданная" и внезапно обрушившаяся на людей вседозволенность вызвала сон разума, что, как известно, не обходится без порождения чудовищ.
  В такой вот специфической атмосфере и появилась некая отправная точка в развитии "депрессивных комиксов". Выпуски (серии, части - как угодно) ещё в то время мне взбрело в голову называть "томами". Впоследствии я оставил это обозначение для, как говорится, сохранения "антуражу". Действие происходило в недалёком будущем в одной из европейских стран, а также в городе Анапа, в котором я отдыхал зимой 1990/1991 гг. В этом городе, кстати, я и познакомился впервые с американской анимационной жвачкой.
  Сюжет (а точнее, его практически полное отсутствие) прост до безобразия - возникают разнообразные монстры, терроризирующие жителей европейской страны, а также российской Анапы. Тогда-то и появляются впервые на сцене мои герои, которых я впоследствии перенёс в серьёзный проект, а также истории о бомжеподобном персонаже по имени Тит, "колодце в степи" и несуразном уроде Джорнэе. Остаётся только добавить, что сюжет в тех комиксах был принесён в жертву действию или, если хотите, action"у.
  Следующим, уже гораздо более серьёзным этапом в создании комиксов является вторая половина 90-х, конкретно - 1997 и 1998 годы. Исчезают совершенно ненужные Фин и Джой, действие переносится в Тверь и появляются некоторые новые герои. Называются же теперь комиксы "Команда спешит на помощь". По сюжету, Команда - это компания животных (преимущественно котов) с вживлёнными в мозги "нейрочипами", каковые, по замыслу автора, наделяют живность способностью к прямохождению и расширяют умственные способности, и являются, по сюжету комиксов, обыденным явлением уже с начала XXI века. Занимается же вся эта компания защитой окружающей среды, а также активной агитацией этой самой борьбы. Думаю, не стоит напоминать, что в 90-е был настоящий бум экологии и организации Greenpeace, доходящий бывало до совершенно шизофренических ситуаций. Для меня в те годы экологический вопрос стоял особенно остро, поэтому тема окружающей среды и её непрекращающейся гибели проходит красной нитью через все "тома" комиксов.
  Начинается новая жизнь старых героев в славном городе Анапа, где 29 августа 2001 года (тогда это, как ни странно, казалось ещё довольно далёким будущим) появляется чёрное облако, в коем "постоянно происходят активные биохимические процессы", проще говоря - зарождается новая жизнь. И зарождается она в виде огнедышащих драконов.
  Далее всё идёт по нарастающей. Появляется кузен кота Тельняшкина (в своём роде выполняющего функции босса) - раздолбай Бескозыркин, гнилузер Тухляк и приблудившийся из одного старого комикса кот со странным именем Зелёная Кошка, или - для краткости - ЗК. Тогда же возникает идея "Транквилиума" как некоей организации, действующей скрытно и "продающей современное оружие слаборазвитым мирам". Впоследствии эта тема была мною использована и доработана, появившись в повести "Реквием по Бредовому Миру". Появляются своеобразные "конкуренты" Команды - "отряд", возглавляемый трогательным котом в гротескно огромной фуражке. Идёт война с "чужеземцами" - разного рода живностью с загородных пустырей, которые цивилизованные городские животные называют "чужими землями". В их рядах сражаются собаки с непременными нейрочипами, уже упомянутые гнилузеры и крысы.
  Кстати, о гнилузерах. По комиксам, в Тверской области обитают чудовищно мутировавшие лягушки (другое объяснение подобрать сложно), именуемые арбузирами (зелёного цвета) и гнилузерами (чёрного). Арбузиров насчитывается около тысячи, гнилузеров - "тьмы и тьмы". И те, и другие - "эндемичные" виды Тверской области.
  События развиваются стремительным образом. Во время крупного сражения с "чужеземцами" Команда загадочным образом перемещается в странное место, покрытое гигантскими песчаными пустынями, острозубыми скалами и пронзительно синими океанами. Небо в этом загадочном мире нежного салатового цвета. Да и не мир это даже, а всего лишь промежуточная станция между параллельными мирами. Так оно, это место, и называется - Промежуточная Станция, просто и незатейливо. Живут на ней звери с нейрочипами, случайным образом провалившиеся сквозь пространство, а также далёкие потомки тех, с кем подобное несчастье случилось в прошлом. Среди загадок этого места - гибель птиц прямо в небе от непонятной причины, а также таинственные глутексы и их не менее таинственные агломерации из абсолютных копий земных сооружений - Эйфелевых башен, Останкинских телецентров и даже наших тверских "рюмок" (поясню, что в Твери так называется высотная гостиница "Тверская", много лет находящаяся в аварийном состоянии). Предназначение этих исполинских сооружений остаётся загадкой до тех пор, пока один из героев случайным образом не активирует "лес" из "останкинских" телебашен: оказывается, что это своеобразные генераторы для открытия порталов между мирами. Команда возвращается домой, но через некоторое время в наш мир проникают глутексы - выглядят они как левитирующие глазные яблоки гепатитно-жёлтого цвета и более всего напоминают небезызвестных бехолдеров (или злобоглазов). Встретив активное сопротивление, глутексы принимают решение свернуть свою экспансию на Землю.
  К концу 1998 года "депрессивные комиксы" всё сильнее оправдывают своё название. Сюжеты становятся всё мрачнее, события всё трагичнее, с неба редко сходят грозовые тучи, а цвета и их сочетания всё более и более психоделические. Количество смертей, жестоких драк и аварий растёт, повествование приобретает безысходно "чернушную" атмосферу, душную и тяжёлую. Осенью 98-го мною планировалось развернуть события комиксов на территории Италии, а также в слегка подзабытой к тому времени Анапе, но этим планам не суждено было сбыться. Той же осенью я прекратил работать над комиксами.
  Примерно в это же время - конец 98-го - появляются мои первые фантастические наброски в прозе. Как правило, все они незаконченные. Это и "Аппассионата" - пессимистичный рассказ-зарисовка об ужасах гипертрофированного "совка" (вроде ржавых фонтанов, гигантских заводов, забетонированной почвы и орбитального лозунга "Слава КПСС!", видимого на небе ясным солнечным днём), и безымянный черновик с описанием жуткого боя армии Заприливья с огромной толпой оранжевокожих дикарей. Впоследствии "Аппассионата" нашла отдалённое отражение в миниатюре "Он", название страны (Заприливье) и племя оранжевокожих были использованы в романе "Здесь и теперь". Первым моим законченным произведением в жанре фантастики был небольшой по объёму рассказ "Мёртвый мир", в котором описывалось, как космонавты будущего совершают облёт над погибшей планетой. Цивилизация этого мира (по уровню развития - конец ХХ века) погубила сама себя. Об этом свидетельствовали огромные радиоактивные пустыни, бескрайние свалки, сплошь покрытые нефтепродуктами океаны, а также нескончаемые кислотные дожди.
  Всё это - множество "томов" комиксов, три фантастических произведения - было безвозвратно утеряно в том же приснопамятном 98-м.
  Можно ли жалеть о том, что случилось в тот год? Сделанного не воротишь, хотя очень хотелось бы взять в руки комиксы, нарисованные восковыми карандашами, и первые, ещё по-настоящему рукописные, не электронные, рассказы. Жалеть уже поздно, но помнить - помнить нужно всегда. Можно даже проработать альтернативную реальность из серии "что было бы, если..." Если бы я не только не уничтожил свои старые произведения, но и продолжил бы их... Для меня мир "депрессивных комиксов" дорог своей универсальностью. Туда можно было добавить всё, что угодно, без потери смысла и качества. В одном из "томов", например, Команда совершает путешествие на Саракш из "Обитаемого острова" братьев Стругацких. По сюжету, там тоже есть живность с нейрочипами, в частности коты, помогающие гвардейцам Страны Отцов сражаться с белоснежными субмаринами Островной Империи.
  Кто знает, каким было бы продолжение "Команды"? Пару раз мне приходило в голову возобновить работу над комиксами - первый раз на стыке столетий, второй раз в 2005-м. Наверняка животные с "нейрочипами" рассуждали бы о числе мегапикселей, слушали бы Depeche Mode и Linkin Park. Не было бы только одного: былого очарования. Той атмосферы конца 90-х, что сделала "депрессивные комиксы" тем, чем они являлись. Тех мыслей, тех чувств и тех впечатлений, что вылились на бумагу трагедией и искренними размышлениями о вечном. Иными словами: пусть всё будет как есть.
  И пусть это маленькое эссе будет моим вкладом в память об утраченном.
  
  2006 г.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"