Оркас Анатолий Владимирович : другие произведения.

К вопросу о языке, разуме и сознании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почти серьёно о вещах сложных и неоднозначных


   Целью данного научного исследования предполагался язык. Но так получилось, что тема языка (не органа млекопитающих, а системы передачи информации, преимущественно через звуковое общение) - оказалась слишком широка и пришлось затронуть некоторые другие аспекты человеческой жизнедеятельности, чаще всего столь же тяжело выразимые.
  
   Итак, начнём с постановки задачи.
   Когда-то давно меня интересовала задача машинного перевода. Есть два языка, причём, для обоих известны правила, значения слов, семантические и смысловые комбинации. Вопрос стоял так: а как можно заставить компьютер ПРАВИЛЬНО переводить с одного языка на другой? То есть, как выбирать из словаря именно те слова, и именно в той форме, чтобы носители языка воспринимали перевод как "понятный", а люди, знающие оба языка - как "адекватный".
   В идеале было бы здорово, чтобы компьютерная программа могла создать текст "литературный".
   Для выполнения этой задачи требовалось найти какой-то ключевой момент, который бы данную конкретную последовательность символов превращал бы в "язык".
   А для этого потребовалось определить, что является "языком", а что - нет?
   Поиск в справочниках (интернет тогда был в зачаточном состоянии, о Гугле никто и не помышлял) давал очень расплывчатые определения.
   Приведу несколько современных представлений о том, что такое "язык".
  
   Язык - сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
  Термин "язык", понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем (Википедия)
  
   Язык - знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Языка выражается в наличии в каждом Языке, помимо словаря, также синтаксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений Языка и их преобразования, семантика является множеством правил придания значений выражениям Языка. Каждый Язык имеет также прагматику, определяющую отношение между ним и теми, кто использует его для общения и познания.
  
   Язык - Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Литературный язык - высшая форма общенародного языка. (c)Толковый Словарь Ожегова.
  
   Как можно видеть из приведённых определений, все соглашаются с тем, что язык - это СИСТЕМА, что это система ЗНАКОВАЯ, и что она сложилась (естественно или искуственно) для общения и познания. Так же эта система связана с МЫШЛЕНИЕМ и СОЗНАНИЕМ.
   К сожалению, любое из данных определений не позволяет определить, является ли данная последовательность знаков "языком". Для примера: прилетающая в улей пчела исполняет танец, в результате которого остальные пчёлы "понимают" направление до медоносного луга, расстояние до него и примерные "запасы" цветов. Является ли этот танец языком? Вопрос чрезвычайно сложный. Он требует ответа на то, обладают ли пчёлы СОЗНАНИЕМ и МЫШЛЕНИЕМ, и является ли передача информации ПОЗНАНИЕМ.
   Что ж, лезем дальше. Смотрим про "сознание":
   Сознание - Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. (с) Ожегов.
   Сознание - состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях. (с) Википедия.
  
   Как мы можем видеть, Вики уже не приписывает сознание исключительно человеку, предполагая наличие оного и у животных. Осталось понять, а есть ли у пчелы (к примеру) эта самая "психическая жизнь" и "субьективные переживания событий внешнего мира"?
  
   Психика животных - субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п. (с) Википедия.
  
   То есть, в рамках определений Википедии (а кто ж ей верит-то, собранной школотой?) животные вполне могут обладать психикой, субьективными переживаниями, как следствие - вполне могут мыслить и обладать языком.

   Все вышеперечисленные рассуждения оставили меня лично в лёгком раздрае. Определить, является ли данная последовательность символов языком, или не является - никак не получалось. Приходилось постоянно решать какие-то сопутствующие задачи, как то: является ли человек животным? Обладают ли животные разумом? Является ли язык неотъемлемой части разумного? Может ли машинный язык называться "языком", ведь им общаются не с организмом, а с механизмом? Каждый из этих вопросов сам по себе является темой для научной диссертации, и не одной. Философия, конечно, это "любовь к размышлениям", но хотелось бы получить какую-нибудь стройную систему, которая бы однозначно давала ответы на поставленные вопросы.

   В ходе данного исследования были рассмотрены не столько сами языки, сколько множество различных взглядов на них. А так же взгляды различных учёных на сопутствующие вопросы. Попытка скрестить бульдога с носорогом не увенчалась успехом, потому что если верить множеству исследований, то человек от животных ничем не отличается. Поэтому всё то, что присуще человеку - по логике вещей должно быть присуще и животным. Может быть в других количествах или в другом качестве - но всё равно должно быть. Однако сама жизнь показывает, что человек от животных всё же чем-то отличается, иначе не занял бы доминирующее положение в текущем мире. При этом найти это отличие не удаётся, потому что все указанные отличия (язык, сознание, разум, высшая нервная деятельность, религиозность, подобие Божие и так далее) - не имеют чётких критериев, их невозможно ни описать, ни потрогать, ни отделить от иных проявлений жизнедеятельности, а зачастую зависят от смысла, вкладываемого говорящим в эти термины. Многие из них невозможно даже проверить (как проверить религиозность бабуинов? А медуз?). Со временем возникло предположение, что проблема не в наличии/отсутствии отличий, а в отсутствии теории, по которой можно было бы эти отличия искать и сравнивать.
   После многих лет размышлений, споров и обсуждений на эту тему я такую теорию создал.
   Чем и хочу с читателями поделиться.
   Напоминаю, что всё нижеизложенное не является Истиной в последней инстанции, а есть плод моих размышлений, который может быть верным, не верным, ошибочным, или вообще не иметь никакой ценности.
   Тем не менее получен результат, и он достоин того, чтобы о нём узнали другие. Вдруг будет полезным?
   Итак, начнём с определений. Любая теория должна быть на чём-то основана. На реальном опыте, на предыдущих теориях, допущениях или предположениях. Я предлагаю ввести аксиому о Выборе.
   Аксиома: Выбор существует, и зависит от выбирающего.
   Пояснение: мы не можем на практике проверить, существует ли выбор на самом деле. ВОЗМОЖНОСТЬ выбора - существует, и это знает каждый. Ежедневно каждый из нас пытается сделать множество выборов. Но никто не знает, а МОЖНО ЛИ сделать ДРУГОЙ выбор (не тот, который сделан?). Вообще, существует ли принципиальная, физическая возможность свернуть на перекрёстке не налево, а направо? Или при любых обстоятельствах выбор сложится так, что он будет сделан только в этом направлении (детерминирован)? Кто осуществляет выбор - сам ли организм, его устройство, его состояние в текущий момент, или физические законы нашего мира, или сам Всевышний? Мы не можем с уверенностью ответить ни на один вопрос. Поэтому предлагаю ВЕРИТЬ в то, что выбор - существует, и он доступен данному живому организму. На то и аксиома, чтобы не иметь возможности её доказать.
   Следствие первое (Определение разумности):
   Количество вообще (теоретически) возможных выборов в любой конкретной ситуации у любого конкретного организма конечно.
  
   Любой живущий организм, которому доступен выбор, может совершить ограниченное количество выборов в данной ситуации. Я не буду специально останавливаться на софизмах типа "Круг можно поделить на бесконечное количество направлений, так что у человека в чистом поле есть бесконечное количество направлений, в которых он может пойти". Хотя это истинно, но выберет человек только ОДНО направление, поэтому у него, фактически, только один выбор - это "повернуться на заданный угол". Хотя вариантов этого угла может быть бесконечно, выбор всё равно будет только один.
   Для пояснения определения рассмотрим несколько бытовых ситуаций. И количество теоретически возможных выборов в ней.
   1. Есть еда.
   Амёба: съесть, не съесть.
   Собака: съесть, не съесть, спрятать, закопать, охранять, поделиться, обгадить, раскидать по комнате.
   Человек: приготовить, продать, сфотографировать, украсить, воспеть, нарисовать, надеть соседу на голову....
  
   2. Враг.
   Амёба: спастись бегством, атаковать, спрятаться, не заметить.
   Собака: подать голос, подружиться, позвать на помощь, испугаться, атаковать, сделать вид, что атакует, бегать вокруг, призывая на помощь, угрожающе рычать, но при этом изучать.
   Человек: вызывать полицию, застрелить, зарезать, заковать, наградить, полюбить, назвать братом, объединиться, воспеть, снять фильм....
  
   3. Боль/раздражение.
   Амёба: сжаться в комок, попытаться избавиться.
   Собака: скулить, просить о помощи, зализать, молча терпеть, терпеть с воем, не обращать внимания и продолжать делать своё дело.
   Человек: наслаждаться, причинять, исследовать, классифицировать, описывать, уменьшать, увеличивать....
  
   Как видно из всех этих примеров, сложность организма увеличивает количество выборов, доступных данному организму в данных условиях. Но каковы бы ни были эти условия, более сложные организмы имеют большее количество выборов. Даже в случае смерти у человека больше выборов, чем у любых других. Например, человек способе умереть как герой, как тряпка, во имя, бездарно, глупо, вовремя и так далее. Сложно всё то же самое отнести к амёбе.
   Поэтому предлагаю определение Разумности:
   Разумность - это количество выборов, доступных данному организму при данных условиях. Вообще, теоретически доступных.
   Правда, по этому определению амёба тоже разумна, но давайте будем снисходительны к одноклеточным животным. Не будем жадинами, пусть они тоже будут разумны! Жалко нам, что ли? Но их разум определяется двумя-тремя выборами. И не сравним с нашим, человеческим, местами исчисляемым миллионами. Мы всё равно лучше!
  
   Следствие второе (определение ума).
   Когда перед существом встаёт миллион выборов, это не облегчает жизнь, а наоборот, усложняет. Ведь всегда остаётся шанс, что среди отвергнутых вариантов был лучший. К счастью, естественный отбор придал каждому живущему механизм, позволяющий выбирать наиболее качественный вариант поведения. Высшим механизмом для того является сознание, но к нему мы вернёмся чуть позже. Пока что согласимся с тем, что среди миллионов вариантов поведения есть самый лучший (для данных условий), есть чуть менее лучшие, совсем плохие, и наихудший. А так же, что разные существа умеют находить самый лучший выбор, одни - чаще (быстрее, дешевле), чем другие.
   Способность находить лучший выбор из всех возможных я предлагаю назвать Умом.
   Итак:
   Ум - это способность организма находить самый лучший выбор из имеющихся (возможных).
   Пока что это не противоречит опыту. Пчела полетит в направлении, указанном товаркой, не задумавшись о том, что в противоположном направлении есть, возможно, куда более обильный луг, и гораздо ближе. У пчелы с умом не очень. Человек, возможно, сначала обдумает ситуацию и выберет луг ближайший или удобнейший, да ещё и сделает всё, чтобы его туда донесли (или довезли). Или пошлёт кого-нибудь другого. У людей с умом по-разному.
   А теперь мы добрались до языка. Только сейчас можно понятно и чётко определить, что такое язык. Итак:
   Язык - это способ оповестить окружающий мир о своём выборе.
   И всё.
   Как это относится к изначально поставленной задаче?
   Очень просто.
   Если данная последовательность символов является чьим-нибудь сообщением о собственном выборе - то это язык. А если нет - то нет.
   Попробую пояснить это опредление на примерах.
   Собака красная. С этим просто. Ясно, что выбор сделан из всех возможных существ в пользу собаки, и что данный индивид воспринимает её как "красную".
   Не лепо ли бяше нам, братие говорящий обращается к братьям (выбрав их из всех прочих существ), и вопрошает их, лепо или нелепо обратиться к повести временных лет? И каждое слово, стоящее на своём месте, показывает глубины и тонкости выбора данного сказителя между всем доступным ему спектром картины мира.
   Если А относиться к Б, как С относится, к Д, из этого следует Здесь выбор является условным, и задаются такие абстрактные понятия, как "переменные", которые находятся в каких-то отношениях, и говорящий предлагает слушающему повторить его построения.
   Вдумчивый читатель может сказать, что данное определение ничем не лучше любого другого, потому что не позволяет сказать, является ли критско-минойское письмо выбором, и чего именно? Ведь ничего же не понятно, что написано?
   Возражу: понимание собеседником сказанного - это общение. А язык не обязательно предполагает собеседника. Например, песня, однозначно, является языком. Но собеседника не предполагает.
   Для однозначного же определения полученного сообщения собеседник должен отвечать нескольким условиям:
   1. Ему должен быть доступен выбор говорящего.
   Вряд ли жители острова Пасхи смогут однозначно понять эскимосов. И дело не в том, что перевод с эскимосского на рапануйский невозможен, но отличить лёд от наста, или порошу от вьюги островитянам будет затруднительно. Так же и эскимосам будет сложно понять термины "кокос", "цунами" и прочие специфические особенности жизни в южных широтах. Просто подобного выбора никогда не было в их жизни, и не возникало потребности о нём говорить.
   2. Собеседник в принципе должен иметь выбор, доступный говорящему.
   Например, слепой от рождения человек не в состоянии различить красный и синий. Этот выбор ему недоступен в принципе. Хотя он может усвоить эти термины, применять их правильно "Идиот поехал на красный" или "Синее небо увешано белыми облаками", но вот выбрать между красной машинкой и синей машинкой он не способен.
   3. Разумность собеседников должна быть на сравнимом уровне.
   Это тоже понятно: можно рассказать младенцу теорию струн, но маловероятно, чтобы он хоть что-то услышал.
  
   Из всего вышесказанного следует, что для принятия решения об отнесении данной последовательности символов к языку (или принятия обратного решения) - требуется какой-то универсальный инструмент, позволяющий вместить в себя все возможные выборы, и даже немножко больше (то есть, и часть невозможных).
   И такой инструмент достался человеку. Это Сознание.
   Множество споров человечества о том, что же отделяет человека от животного, можно завершить этим коротким словом. Человека от животного отделяет сознание.
   Сознание - это модель мира.
   То есть, в мозгу человека в течение всей жизни строится МОДЕЛЬ мира.
   С самых первых часов (а, возможно, и немножко раньше) в маленького человека закладываются знания о мире. Это - собака, она "ав-ав", это - красный, это - человек, это - машина.... Или же This a dog, it is bow-bow, it is red, they are pupils. И так на любом другом языке. С самого рождения человеку показывают окружающий мир и ОБЪЯСНЯЮТ его. Человек строит модель мира и ОСОЗНАЁТ этот мир (то есть, включает все его проявления в свою модель).
   С течением времени модель мира становится настолько точной, что любое, практически любое явление можно объяснить или выразить словами. А если слов не хватает - их можно придумать. Отсюда selfie, емэйл, эникейщик и прочие, прочие новоделы, слова, которые не существовали, потому что не было явлений для их обозначения. Но как только появились явления - тут же появились и слова.
   Итак, цепочка: есть выбор, есть его количество (вообще, теоретически), есть его качество, для оценки качества выбора дано сознание, которое есть модель мира. И в сознании мы можем "прокрутить" разные варианты выбора, и на основе заданных критериев научиться выбирать лучший выбор.
   Чем точнее и шире модель мира - тем точнее (и лучше) получается конечный выбор. Чем она грубее и условней - тем чаще выбор оказывается неудачным или даже последним. Именно таких людей мы называем "дураками" или "недалёкими" - их модель мира либо содержит какие-то принципиальные ошибки, либо не содержит изрядного куска, доступного другим. Человек, способный быстро "загрузить" исходные данные в свою модель мира называется умным или наблюдательным. Человек, способный быстро и качественно изменить картину мира - называется талантливым. Если какая-то новая вещь или событие укладываются в модель - они принимаются сознанием и включаются в модель. Если же нет - то возникает стойкое отвращение, неприятие, приводящее к войнам личности с окружающим миром, иногда даже к смерти носителя, лишь бы не разрушить картину мира (в том случае, когда игнорировать неприятность не получается). Таких людей мы называем "косными". Если же человек легко и безболезненно включает в свою модель любые глупости, при этом не разрушая созданную модель - это "человек широких взглядов".
  
   А теперь вернёмся к теме машинного перевода. Для адекватного перевода с одного языка на другой (особенно - литературного языка), ПРИДЁТСЯ создавать машину, которая будет строить внутри модель мира. Если когда-нибудь удастся построить такую систему, то ей достаточно будет указать правила семантики, например "красный - red", "один красный - a red one", "один неисчисляемый красный чай - red tea", и так далее. Тогда машина сможет "прочесть" любой текст на любом языке и построить модель мира, заложенную туда автором. А потом описать ту же самую модель на другом языке. Например, прочитав фразу "Она вздрогнула, запахнула пальто и взглянула сердито." - машина должна нарисовать образ женщины в пальто, нарисовать мимику, учесть настроение, учесть тот факт, что внешнее выражение настроения не всегда соответствует истинным чувствам, дополнить картину холодной погодой (раз пальто), вывести "на сцену" окружение: где происходит действие, какова обстановка вокруг, что было недавно и что планируется в будущем, какие рядом предметы или животные, как они взаимодействуют друг с другом... То есть, сделать всё то, что выполняет наше сознание, приученное к этому с детства.
   В ближайшем будущем такая машина построена не будет. И вовсе не потому, что не хватает мощности - сейчас распределённая сеть Гугля вполне такую задачу потянет. Но такая машина будет разумной. Потому что у неё будет сознание, выбор, и она сможет делать качественный выбор, оценить (и учесть) его качество, а так же заявлять о нём окружающему миру.
   И этические проблемы с такой машиной намного превзойдут все достоинства от её использования.
   На этом размышления о языке, разуме и сознании я заканчиваю.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"