Аннотация: Людям свойственно шутить, но гениальные люди и шутят гениально. Краткий анализ лучшей шутки Леонардо да Винчи
Плащаница Леонардо да Винчи.
Гениальный ученый , один из талантливейших живописцев всех времен и народов Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле, с одинаковым успехом он ваял скульптуры, играл на музыкальных инструментах, пел и сочинял сонеты, в физических упражнениях не было равных ему современников, за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света, независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе.
Но и ему не была чужда и тяга к небольшим розыгрышам.
И самым грандиозным из них была Туринская плащаница. О мотивах ее создания есть несколько версий, но наиболее вероятной кажется заказ герцога Савойского, который хотел прославится "находкой" этой реликвии. Радиоуглеродный анализ относит плащаницу ко времени жизни Леонардо да Винчи, но на один вопрос анализ не ответил: каким способом и когда на полотнище появилось изображение.
И этим способом была фотография, утверждают в своей книге "Туринская плащаница: чей образ?" Пикнетт и Клайв.
Туринская плащаница, по свидетельству доктора Карла Шукера, мирового специалиста по аномальным явлениям представляет собой льняное полотнище размером 4,3 метра на 1,09, на котором можно рассмотреть два отпечатка, спереди и сзади, тела, вытянувшегося во весь рост. Веками многие люди верили в то, что это то самое полотнище (или плащаница), в которое завернули снятого с кресте Иисуса, и что отпечаток на холсте _ это не что иное, как изображение Христа. Но углеродный анализ безжалостно отнес ее к концу пятнадцатого _ началу шестнадцатого века. Значит, Туринская плащаница никогда не покрывала тело Христа, а была изготовлена в средние века. Вот почему надежных сведений о ней нет до XIII века.
Взглянем на ситуацию.
Леонардо родился в 1452 году, а умер в 1519-м.
Он был художником, написавшим трактат о перспективе и освещении в живописи, инженером, строившим мосты и замки, скульптором, медиком, создавшим такую отрасль медицины, как анатомия.
Помимо того он составил философский трактат, в котором он поднял вопрос о множественности миров и конечной цели развития разума во вселенной. В альбоме чертежей и эскизов Леонардо Да Винчи изобразил вертолет, паровую пушку, колесцовый замок, положивший начало короткоствольному оружию одной руки, то есть пистолету.
Среди других оружейных идей Леонардо можно разглядеть и танк на гусеницах, и что-то очень похожее на газовый лазер.
Для собственного удобства при рисовании он создал камеру обскура и для улучшения качества изображения сконструировал двухлинзовый ахроматический объектив. Его опыты по получению фотографического изображения опередили на Дагера на 400 лет.
На некоторых ранних этюдах Леонардо можно заметить следы использования фотографического оборудования.
В его ранних трактатах о живописи такой важной для художников того времени теме, как перспектива, уделяется относительно мало внимания. Но на всех работах художника с перспективой все в порядке, кроме того, можно заметить нерезкость заднего плана. Это и наводит на мысль об использовании объектива с большой светосилой, поскольку при малой все планы могут быть одинаково резкими. Но одиночная линза страдает аберрациями. И в его эскизах содержится чертеж двухлинзового объектива, вставленного в камеру-обскура.
Нерезкость каких-либо частей изображения на картинах могла появиться только после создания объектива, поскольку глаз человека перестраивается при рассматривании разных предметов и увидеть нерезкость разных планов здоровым глазом практически невозможно.
Правда потом Леонардо спохватился и написал трактат о перспективе, чтобы молодые художники умом постигали то, что для Леонардо да Винчи было пройденным этапом. А может быть, он считал техническую сторону изобретенного им фотопроцесса слишком сложной и опасной для простых художников, не владевших в достаточной мере химией, обработкой стекла, вычислительной оптикой, и другими науками, необходимыми для создания фотографического процесса и оборудования. Все-таки в примитивных фотопроцессах используются едкие кислоты, щелочи, ртуть, сильные органические окислители и канцерогены...
В годы его жизни ходили упорные слухи о существовании подлинной плащаницы с изображением Христа. Однако церковь эти слухи решительно опровергала, утверждая, что речь идет о подделках. По легенде, распространяемой самим герцогом, как раз в год рождения Леонардо герцог Савойский получил на хранение плащаницу.
Самое первое документальное упоминание о Туринской плащанице относится к 1353 году, когда она появилась во Франции у графа Жефри де Шарни. В 1453 гаду внучка графа подарила ее герцогу Луи Савойскому. В 1532 году в церкви, где хранила плащаницу династия Савойских вспыхнул пожар. Каким-то чудом плащаница осталась цела. В 1576 году ее преподнесли в дар собору Турина, и сейчас она хранится здесь, в алтаре XVII века.
Через 59 лет после смерти Леонардо, плащаница попала в Собор Сан-Джованни в Турине. Отсюда и ее название _ Туринская.
И вот радиоуглеродный анализ, проведенный менее годе назад на более совершенной аппаратуре показывает, что возраст плащаницы соответствует времени ее появления в Турине. Речь идет о XV веке, когда жил и творил Леонардо.
Кроме эффекта негатива, Туринская плащаница совладеет со многими картинами Леонардо своим восково-золотым колоритом, напоминающим отсвет свечи.
Теперь посмотрим, как создавалась плащаница.
Она соткана из простого льна методом, который применялся в Палестине во времена Христа. Только Леонардо со свойственной ему энциклопедической достоверностью мог позаботиться о таких деталях, как материал и технология его изготовления.
Веки изображения с плащаницы прикрывают древнеримские монеты, на которых титул императора Тиберия отчеканен неправильно и это подлинная деталь. Такие монеты сейчас огромная редкость, но во времена Леонардо их можно было найти у нумизматов или в частной коллекции, например, они есть в Туринском музее, куда они попали из коллекции герцога Савойского. На спине Иисуса следы бичевания. Это были особые римские бичи со свинцовыми шариками на конце плетей.
И еще одна деталь, выдающая Леонардо. Следы гвоздей не в ладонях, а на запястьях. Почему? Анатомические опыты, проведенные уже в XX веке, показали, что тело не могло висеть на гвоздях, вбитых в ладони; следовал разрыв сухожилий и тело падало. Между тем гвозди, вбитые в запястья, отлично удерживали тело.
Очевидно, Леонардо провел опыт с телом в городском морге, и установил этот факт.
Это неудивительно, ведь художник целые ночи проводил в подвале анатомического театра, где тайно зарисовал и составил свой анатомический атлас. Изобразить умершего Христа с такой достоверностью мог только Леонардо, ни один художник не обладал такими познаниями в анатомии и таким мастерством в передаче тончайших оттенков жизни и смерти.
Опыты Леонардо с телами казненных известны. Он, видимо, проделывал их и для создания плащаницы. Остается еще одна деталь. В отпечатке почти нет следов краски, но есть следы билирубина, вещества из состава крови.
Леонардо, вероятнее всего, сделал отпечаток на ткани с тела умершего или казненного человека, а уж затем поработал над этим отпечатком кистью и "красками", в состав которых входили сукровица и кровь.
Гений всех веков, Леонардо не мог не предвидеть появление приборных методов анализа, и нанес на отпечатки стоп дорожную пыль, как будто казненный ходил босиком по пыльной дороге.
Искусствоведы давно заметили, что кого бы ни изображал Леонардо, он невольно, а то и сознательно придавал изображению сходство с самим собой. И надо сказать, что сходство лика Туринской плащаницы с лицом Леонардо сразу бросается в глаза. Брови, нос, губы, волосы, усы, борода _ все точь в точь как на знаменитом автопортрете Леонардо с небольшой поправкой на возраст.
По другой версии, интерес Леонардо к оптике и его членство в тайной секте "Сионская община" подтолкнули его к созданию Туринской плащаницы, чтобы посредством этой реликвии "поглумиться над христианской верой в воскресение Христа". И он осуществил свою затею, использовав полотно и тело, которому скрупулезно нанес все имевшиеся у Христа раны. При работе над плащаницей он использовал весь арсенал доступных средств, с помощью которых можно было в то время получить неплохой фотографический отпечаток (что и доказали Пикнетт и Принс, соорудив собственную, вполне сносную плащаницу).
Но получить позитивное изображение он не смог или не захотел, и только в 1980-х годах исследования показали, что отпечатки трехмерно соосны. Говоря иначе, в плащаницу действительно заворачивали человека. Поэтому и неудивительно, что изображение затронуло только самые поверхностные слои материи, а не прошло сквозь полотно (что случилось бы с написанным красками рисунком). Понятно, что четче всего отпечатки видны на негативе изображения плащаницы, который является позитивом по отношению к телу, послужившему моделью для Мастера.
Леонардо оставил за собой возможность раскрыть когда-либо свою мистификацию, для чего он припечатал к телу распятого собственное лицо. Лица мученика и художника чрезвычайно похожи, что объяснят постоянно отмечаемое исследователями несоответствие головы телу.
Тщательно исследовав плащаницу, доктор Шумер пишет: "Хотя при внимательном рассмотрении на раритете действительно угадываются два изображения, они неотчетливы, и поэтому, видимо, наука пристально не интересовалась этой реликвией вплоть до начала XX века. Именно тогда Секондо Пиа сделал первые снимки плащаницы - и потряс мир. На негативах видны были не расплывчатые очертания, а детальный портрет человека, принявшего мученическую смерть на кресте. Очень четко видны следы от гвоздей на его кровоточащих запястьях и ступнях, рубцы, оставленные на спине плетьми, которые были в ходу у римских солдат времен Иисуса. Видны кровавые ссадины от тернового венца и рана в боку, нанесенная колющим оружием. Появилось изображение, удивительно напоминающее исторические иконы Спасителя". Мученик был высоким бородатым мужчиной лет 30-40. Для многих исследователей, ученых и экспертов после проявления негативов все вопросы отпали: это действительно изображение Иисуса. Но как оно попало из Святой Земли в Европу? Может быть, это действительно гениальная картина?
Созданная так хорошо, что были обмануты даже исследователи - криминалисты нашего времени, оснащенные самой современной аппаратурой.
Создать такой шедевр, как Туринская плащаница, мог либо сам Леонардо, либо гений, равный ему в знаниях и в искусстве. Но равного да Винчи гения всех искусств и наук ни до, ни после него на Земле не рождалось.