Важно не то Что происходит, а Почему это происходит
Каждый человек воспринимает окружающий его мир (в той части, в которой ему это доступно) по-разному. Сытый и голодный человек по-разному смотрят на один и тот же кусок хлеба (один не ел три дня и для него этот кусок хлеба - центр почти всего его восприятия, он думает только о нем; тот, кто только что встал из-за стола после обильной трапезы скользнет по куску взглядом и даже не осознает, что его видел). Также и мудрый и глупец по-разному смотрят на одни и те же вещи.
Останови на улице сто человек и спроси про дом напротив - красивый или не красивый. Кто-то скажет - сносите немедленно, портит весь вид, уродлив. Другие назовут тот же дом шедевром архитектуры. Это все туда же. Нет красивого и не красивого абстрактно. Также как нет ни хорошего, ни плохого. Сыщик не поймал преступника. Для одного хорошо, для другого плохо. На войне человек лично убил 100 врагов. Для однополчан убийцы - хорошо, герой, еще для миллионов его сограждан тоже хорошо - бил врага; для матерей и миллионов сограждан убитых 100 человек - плохо, выродок, изувер. Так что, само по себе то, что происходит, тех качеств, которые обычно выражаются прилагательными, не имеет.
Осознавание человеком того, что происходит, зависит от точки и чистоты восприятия происходящего. И в этом контексте действительно важным представляется то, почему это восприятие именно таково. То есть, перефразируя названия этого рассказа, Важно не то, как человек воспринимает окружающий мир, а то, почему он воспринимает его именно так, а не иначе.
Еще пример. Три человека идут по одной и той же сельской дороге.
Проходят мимо лужи. Первый думает: "Вот же мерзость какая, грязная, блин, лужа".
Другой думает: "Хорошо, дождь прошел, урожай не погибнет в полях от засухи".
Третий прошел и вообще о луже не подумал. Дальше идут.
Собака подбежала и стала их облаивать. Первый, разозлившись, заорал на собаку: "А ну пошла прочь, шавка!" и подумал: "Вот ведь какая мерзкая, лает!". Другой, посмотрев на собаку, подумал: "Какая милая собачка, голодная видно; несчастная". Никакой еды чтобы дать собаке у него с собой не было и это сначала его немного расстроило, но затем он подумал о другом и улыбнулся. Третий путник прошел мимо лающей на него собаки и вообще о ней ничего не подумал.
Попалась навстречу красивая девушка, ярко одетая, сопровождаемая пожилым, сильно подвыпившим спутником. Первый думает: "Эх кака гагара! Вот бы с ней закадриться. Подфартило старому козлу, какую зазнобу отхватил, видно денег куры не клюют. Вот гад! Живут же некоторые!". Другой думает: "Эх, милая. Не о том думаешь. Телесную красоту в себе ценишь, а не начало в душе своей человеческое". Третий, проходя мимо девушки и ее спутника, подумал: "Какая умница. Загульного отца, уж очередной видно раз, от дружков домой ведет, чтоб не прибили и не обчистили где. Счастливой будет".
Все трое шли по одной и той же дороге. А какой разной она для них была. Первый, например, оставил позади пережитое раздражение от грязной дороги, всплеск ярости на мерзкую собаку, грязные мысли в отношении девушки и черную зависть по отношению к сопровождаемому ею человеку. И в памяти его дорога эта останется темной и безрадостной. Как, впрочем, и весь прочий воспринимаемый им мир.
В памяти двух его попутчиков, также как и у любого иного путника проходящего той же дорогой, она останется иной. У каждого своей. Так что дело не в дорогах, собаках, девушках, домах, и вообще не в том, Что лежит перед людьми в воспринимаемой ими форме, а в том, как каждый человек на это смотрит. Грязен взгляд - грязна дорога.