Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Юмор в Церкви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Юмор в Церкви

  
   Однажды, вбивая очередной текст в поисковую строку "Яндекса", автор этих строк случайно обратил внимание на один из всплывших популярных запросов, который звучал так: "Смеялся ли Христос?". Из этого он сделал для себя вывод, что очень многим людям интересен вопрос о месте юмора в Церкви. Так как эта проблема интересна и ему самому, то автор предлагает своим читателям приступить к ее совместному рассмотрению.
  
   Смеялся ли Христос?
   Прежде чем обсуждать собственно юмор, шутки и анекдоты, которые и являются темой этой работы, давайте подумаем, смеялся ли в самом деле Христос? Ведь Он - Глава нашей Церкви, наш Бог и Спаситель и именно на Него мы должны равняться в своем поведении и поступках. Итак, что же нам говорит о Христе учение Православной Церкви относительно шуток и смеха?
   А говорит оно, что Христос был "совершенный Бог и совершенный человек". То есть, в своей земной жизни все делал совершенно так же, как и прочие люди, обладал всеми качествами человека, кроме греха. Христос благословлял браки, платил налоги, вкушал пищу, работал, плакал и, конечно, смеялся над доброй шуткой!
   Аргумент о том, что в Священном Писании ничего не говорится о том, что Христос смеялся, несостоятелен, потому что там не говорится многих вещей. В Благовестии вообще описываются преимущественно три года проповеднической жизни Спасителя. Потому что цель написания Евангелий не в изложении биографии Спасителя, а в том, чтобы показать, ЧТО Он сделал для нашего спасения. Также в Писании не говорится, например, о том, что Христос бегал в детстве, играл в игрушки, мылся или дышал. Но это не означает, что Он никогда не делал этого.
  
   "Православный анекдот" - явление легитимное?
   Сейчас под словом "анекдот" понимается как правило вымышленная и чаще всего безнравственная, пошлая история, единственное предназначение которой - вызвать у человека смех. Или даже "ржач" и "гогот". Чего стоят, например, пошлые анекдоты про Штирлица - а ведь этот киногерой - это защитник Родины, разведчик в стане врага, весьма умный и мужественный человек, пример для подражания!
   Но на самом деле, издревле, словом "анекдот" называлась обычно жизненная история, пусть смешная - в такой форме она легче запоминалась и поднимала настроение, но обязательно нравоучительная. Слушатель должен был отождествлять себя с героем анекдота и учиться на его ошибках, чтобы не оказаться на его месте, не стать посмешищем.
   Таким образом, анекдот играл назидательную роль. Кроме того, форма рассказа обычно обезличивала его героя и, таким образом не задевала личного достоинства конкретного человека. Анекдот не был обидным. И в такой форме он, безусловно, имеет право на жизнь в христианском обществе. Автору встречалось множество священников, пользующихся приемом анекдотического назидания своих прихожан. И такая форма увещевания часто оказывалась намного эффективнее прямых нравоучений.
   И вот мы подходим к собственно "православному" или "церковному" анекдоту. Это не циничное высмеивание священника и не дерзкий памфлет, содержащий хулу на Бога
- православный человек, безусловно, не может себе такого позволить.
   Это нравоучительная история о нас - православных верующих, наших отношениях к Богу, храму и друг ко другу, которая смешит нас, но сподвигает на работу над собой, изменение к лучшему. И такой анекдот может быть применен даже в церковной проповеди. Автор своими ушами слышал несколько таких историй от различных священников!
  
   Примеры "православного юмора".
   В заключение, хочется рассказать пару церковных анекдотов, чтобы читатель имел представление о том, какие шутки допустимы, и даже полезны, в Церкви:
   1. Анекдот про притчу "О мытаре и фарисее".
   Прочитал батюшка Евангелие в неделю "О мытаре и фарисее", сказал проповедь, в которой подробно разъяснил, что не нужно гордиться своим положением и достижениями, как это делал фарисей, который думал: "Слава Богу, что я не такой как этот мытарь" и не нужно превозноситься над кающимся грешником, а надо уподобляться ему в покаянии.
   - Ну, братия и сестры, поняли вы что-нибудь?! - спросил священник.
   - Да батюшка! - ответили прихожане. - Слава Богу, что мы не такие, как этот фарисей!
   2. Анекдот про магизм и суеверия.
   Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на священника, кланяется ему в пояс и говорит:
   -  Я в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, так чтоб он экзамен сдал. Кому тут помолиться?
   -  Богу! - Отвечает батюшка.
   -  КАКОМУ Богу?! Иконе какой свечку поставить?!
   Шутите, братья и сестры, ведь смех присущ человеку и помогает ему переживать жизненные трудности! Только старайтесь шутить так, чтобы этим никого не обидеть и, тем более не оскорбить Бога. Помните, что очень легко потерять благоговение, а вот вновь обрести его значительно труднее! И не забудьте, что шутка хороша к месту и ради пользы, а не только ради смеха.
  
   Сегеда Андрей
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"