Во все века, прошедшие со времени сотворения мира, люди искали счастье. Причем каждый человек искал свое, так как разные люди в разные эпохи неодинаково отвечали на вопрос, что же такое счастье и как его обрести. Как говорит одна русская поговорка: "что русскому хорошо, то немцу смерть...".
Показательно, что христиане понимают счастье по-своему и далеко не так, как об этом рассказывают популярные журналы и мелодрамы.
Автор данной статьи решил провести мини-исследование среди студентов Новосибирской православной духовной семинарии, с целью выяснить, как же христиане понимают "счастье" и насколько это их понимание отличается от светского.
Студентам семинарии был задан ряд вопросов о счастье и его свойствах, на которые они отвечали в порядке старшинства - от младших курсов к старшим.
В результате, получились интересные ответы, дополнительно отражающие эволюцию взглядов человека, получающего богословское образование и практический духовный опыт.
-Что такое счастье?
- Может ли существовать еще одно, другое понимание счастья?
- Счастье, оно активно или пассивно?
- Счастьем хочется поделиться? Возможно ли это?
- Ты уже нашел свое счастье?
Антон, Подготовительный курс НПДС:
- Это когда человек находит свое место в жизни. Когда он может быть полезен своему окружению и когда окружение полезно ему;
- 100 %. У каждого свое счастье. Индивидуальное;
- Скорее активное, чем пассивное;
- Если мне хорошо, то хорошо будет и окружающим меня людям. Но поделиться счастьем нельзя, так как оно у каждого свое...
- А разве оно терялось?
Тимофей, I курс НПДС:
- По-моему, то состояние, пребывая в котором я не замечаю того, что меня тревожило, а испытываю особую радость в связи с его причиной;
- Да. Счастье у каждого свое;
- Когда оно есть, оно активно;
- Мне хочется поделиться счастьем, но со всеми им не поделишься, потому что оно индивидуально;
- Счастье нельзя найти, оно приходит само,время от времени...
Антон, I курс НПДС:
- Счастье - это когда люди вокруг тебя становятся добрее;
- Конечно;
- Конечно счастье активное;
- Да хочется, в этом и заключается счастье;
- В активном поиске.
Борис,II курс НПДС:
- Счастье это довольство тем, что у тебя есть;
- Конечно. Их много;
- Оно скорее активное;
- И хочется, и возможно;
- Мне кажется, да...
Илья, III курс НПДС:
- Мир в душе, обретение Бога, когда ты четко определился, какова цель твоей жизни и к ней стремишься, не сомневаешься, то ты делаешь или нет;
- Не знаю...
- Мне кажется, здесь какое-то третье состояние. Активной пассивности... Это когда ты можешь сидеть на одном месте, но внутри тебя все движет;
- И хочется, и возможно;
- Мне кажется, что еще нет.
Виталий,IV курс НПДС:
- Счастье - это жизнь с Богом, вечная радость с Ним;
- Существует мирское понимание, обратное нашему;
- Счастье активно конечно;
- Хочется конечно, и возможно;
- Мы все нашли его, когда приняли крещение.
Евгений, V курс НПДС:
- Счастье это когда человек довольствуется тем, что имеет, сообразует свою волю с Волей божественной. Понимает, что то, что с ним происходит - должно происходить именно так и это самый лучший вариант. Это не значит, что человек должен замереть на одном месте. Он должен развиваться, но довольствоваться тем, что у него есть. Самосовершенствование должно всегда присутствовать;
- Мое понятие более субъективно, наверное в общем счастье заключается в бытии с Богом;
- Счастье активно конечно. Пассивное состояние - это когда ты замер с тем, что у тебя есть;
- Счастье нельзя удержать в себе. Оно выливается из тебя. И это, само собой, возможно;
- Я на пути к своему Счастью.
Как видно из опроса, мировоззрение людей меняется с течением времени, и это изменение зависит от многих причин. В частности, от образования и соприкосновения в своей жизни с Богом, Евангелием и мудростью Святых Отцов, которые давным-давно, с Помощью Божией, ответили на все вечные вопросы...
Собственное понимание счастья автора наиболее близко к пониманию, высказанному Ильей.
Православная антропология говорит, что счастье обретается человеком периодически. Только тогда, когда он начинает сообразовывать свою волю с Волей Божией. Поэтому, счастье напрямую зависит от того, по-божески ли мы живем.
Поделиться счастьем безусловно можно, так как все мы связаны в единое Тело Христово.
Счастье не может иметь другого верного определения, потому что не может быть двух истин.
И еще счастье активно, как армия нападающих, оно перехлестывает через край человека и его в себе удержать невозможно.