Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Вопрос о Чаше на литургии Преждеосвященных Даров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Новосибирская Православная Духовная Семинария

Предмет: Литургическое богословие

Реферат по теме:

"Вопрос о Святой Чаше на Литургии Преждеосвященных Даров в свете Святоотеческого Предания Церкви"

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Выполнил: студент 2 курса
   Сегеда А.О.
   Проверил: иерей Иоанн Реморов

г.Обь

2011

   Введение.
   Согласно церковному уставу, во время Великого поста не принято ежедневно совершать полную Литургию. С другой стороны, согласуясь с обыкновением древних христиан причащаться Святых Тайн часто, Церковь установила совершение особой службы, которая получила название Литургии преждеосвященных Даров. На этой Литургии ранее освященный Агнец влагается в Святую Чашу и преподается верующим.
   Самые ранние свидетельства о существовании литургии Преждеосвященных Даров относятся к седьмому веку. Одно из них - упоминание в византийской "Пасхальной хронике", другое - в евхологии N336 Ватиканской библиотеки Barberini. На счет автора литургии Преждеосвященных даров нет единого мнения. Ранние редакции не надписаны вообще, редакции двенадцатого-четырнадцатого веков надписаны именами свт.Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского и только в шестнадцатом веке появляется надписание с именем Григория Двоеслова.
   Вопрос о содержимом Святой Чаши, на литургии Преждеосвященных Даров в Русской Церкви был поднят относительно давно - в первой половине семнадцатого века, во время полемики польских униатов с митрополитом Киевским Петром Могилой. Между тем православное богословие до сих пор не дало на него однозначного вразумительного ответа. В данной работе будут с соблюдением очередности их появления изложены мнения и аргументы римо-католиков, современных православных богословов и древних Отцов Православной Церкви по данному вопросу, а также личное мнение автора.
  
   Вопрос о содержимом Святой Чаши.
   Современный служебник Русской Православной Церкви содержит особый комментарий, называемый "Изъявление о некиих исправлениях в служении преждеосвященныя Литургии". Именно эта добавленная в XVII веке статья внесла в отправление Литургии преждеосвященных Даров значительные изменения. Исследованием о том, каково было верование Древней Церкви и откуда в наши богослужебные книги проник ряд новых указаний, занимался профессор Санкт-Петербургской духовной академии Иван Алексеевич Карабинов (†1937) в своей статье: "Святая Чаша на Литургии преждеосвященных Даров". Его работа послужит основой, для освещения различных взглядов на рассматриваемый вопрос.
   Согласно свидетельствам церковных писателей седьмого-десятого веков, греческого иератикона и русских старопечатных и рукописных служебников дониконовской эпохи, литургия Преждеосвященных даров в Православной Церкви совершалась по чину литургии Иоанна Златоустого, за исключением только евхаристической молитвы. Датируемое XI веком послание неизвестного Константинопольского Патриарха Павлу, избранному во епископы Каллиполя, о чине проскомидии и о Литургии преждеосвященных Даров гласит: "В последнее воскресенье сырной седмицы, при совершении полной Литургии Святые Хлебы приготовляются не в обычном, но в большем количестве. По причащении они хранятся до пятка в особом ковчеге, причем Святая Кровь не вливается в них, ибо в постные дни ежедневно при совершении преждеосвященной Литургии приготовляется и освящается Чаша, в которую влагается освященный ранее Хлеб, возвышаемый и преломляемый. И какая нужда примешивать Святую Кровь к Божественному Хлебу? Ибо преждеосвященная Литургия совершается лишь ради освящения Чаши". Это послание указывает нам на то, что в Ранней Церкви вино признавалось прелагающимся во Святую Кровь Христову, посредством вложения в потир его Святого Тела. В то время еще не было в традиции напоять Святое Тело Святой Кровью, если оно должно было использоваться в литургии, а делалось это только в случае приготовления Святых Даров для причащения больных.
   Лишь по истечении четырех веков с момента появления литургии Преждеосвященных Даров, все более и более искажающееся западное богословие предлагает иную, отличную от Предания Церкви, трактовку.
   Первое свидетельство, которое противоречит древнему восточному верованию, относится к IX веку. Западный литургист Амаларий Менский во время своего пребывания в Риме в 831 году имел беседу с римским архидиаконом Феодором о причащении в Великий Пяток. Архидиакон сказал ему: "На богослужении, за которым папа лобызает крест, никто не причащается. Освящающий согласно с "Уставом" вино соединением Хлеба и вина не соблюдает церковного предания, о котором говорит папа Иннокентий I, что в те два дня (то есть в Пяток и Субботу Страстной седмицы) таинства Евхаристии не совершается".
   Позднейшие средневековые латинские богословы ссылку на Церковное Предание заменили догматическим обоснованием: "Никогда месса не совершалась без слов: "Сие есть Тело Мое".
   Таким образом, сформировавшееся западное богословское мнение по вопросу о Чаше следующее: поскольку над Святой Чашей не произносились слова, призывающие Святого Духа, вино в Чаше не прелагается в Кровь Христову, хотя и освящается в определенной степени Святым Телом.
   Латинским богословам в течение нескольких веков возражали греческие. Сторонниками Предания Церкви в этом вопросе были: в одиннадцатом веке - Никита Стифат, в двенадцатом - патриарх Михаил Оксийский, в пятнадцатом - епископ Симеон Солунский. Михаил Оксийский в "Извещении царю" о литургии Преждеосвященных Даров пишет: "влагается преждеосвященный и ранее совершенный св.Хлеб в таинственную чашу и содержащееся в последней вино прелагается во св.Кровь Господню и признается прелагающимся". Споры греков с католиками закончились ничем. И те и другие сохранили собственную практику.
   В XV веке общепризнанной стала практика причащения Агнцем, напоенным святой Кровью, но содержимое Чаши по-прежнему считалось прелагаемым в Кровь Христову через соединение вина с опущенной в нее частью Агнца. Об этом блаженный Симеон Солунский писал: "Преждеосвященные Святейшие Дары не получают ничего от присовокупляемых к ним молитв, потому что это Дары совершенные... В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши... Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию".
   "Мы не творим, писал Симеон Солунский, вторично проскомидийной молитвы при соединении. Почему же? Потому что Хлеб совершен, священнодействован, освящен, вознесен и соединен с Божественною Кровью: в священную Чашу без всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы, по раздроблении Божественного Хлеба и после того, как в нее по обычному порядку вложена будет лежащая горИ (на дискосе) частица, содержимое потира этим освятилось и чтобы затем иерей в обычном порядке причастился от Хлеба и от Чаши сам и преподал имеющим потребу в причащении,-- священнослужителям ли в алтаре по обычному для них чину, или мирянам?-- посредством лжицы... Итак, содержимое Чаши освящается на преждеосвященной Литургии не призыванием Святаго Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим Хлебом, истинным Телом Христовым и соединенным с Кровью".
   Блаженный Симеон не называет содержимое Чаши прямо Святой Кровью, но освящение вина чрез соединение со Святым Телом на Литургии преждеосвященных Даров он ставит наравне с освящением потира чрез призывание Святого Духа и благословение священнослужителя за полной Литургией.
   Споры о содержимом Святой Чаши возобновились уже в Русской Церкви в шестнадцатом веке. Униатские писатели придерживались в них латинского богословия. Митрополит Петр Могила в своей деятельности по руководству Церковью использовал много заимствований с запада. Видимо, он не до конца разобрался в сути вопроса и его истоках. Возможно, просто не мог этого сделать. Возможно, митрополит Петр сознательно заимствовал готовые мнения римо-католиков, вместе с их системой духовного образования, так как назрела необходимость его реформы. Как бы то ни было, но в вопросе о Чаше он признал правоту латинской точки зрения. Требнике Петра Могилы в статье "О некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя службы", при удержании в чине реплик при исполнении чаши и вливании теплоты и при отсутствии запрета диакону испивать от чаши, появляется фраза, последние слова которой удивляют своей резкостью: "Егда же от чаши пиеши, или диакону подававши, ничтоже глаголи: ибо тамо простое есть вино, а не Владычняя Кровь, точию церимонияльного ради обиходу употребляема бывает, вместо полоскания уст". Благодаря такому богословию митрополита Петра, латинское воззрение проникло в православные служебники, где и пребывает до сих пор.
   В Москве новая киевская практика совершения Литургии преждеосвященных Даров в первый раз проведена была в "Чиновнике архиерейского священнослужения", рассмотренном и одобренном на Соборе русских святителей 1675 году под председательством Патриарха Иоакима.
   На полях белового списка "Чиновника" напротив описания Великого входа и причащения священнослужителей на преждеосвященной Литургии стоят пометки: "справить и в служебниках", "чин причащения написать в служебниках".
   Греки тоже не выдержали тлетворного влияния запада. Профессор Н. Д. Успенский, изучавший современную греческую практику, указывал на то, что в одном из изданий греческого Евхология присутствуют указания, совпадающие с нашим "Изъявлением..." и, следовательно, отличающиеся от указаний Иератикона.
   Мнение автора в вопросе о Чаше совпадает с мнением Ранней Церкви, мнением Святоотеческого Предания. Святые Дары освящаются не произнесением различных формул, а Духом Святым, который лишь с благоговением призывается посредством определенных словесных формул. И если над чашей не читались определенные слова, это не значит, что вино не прелагается в Кровь Христову. Тело Христово - это истинная Плоть Христова, освященная Духом Святым, который и пребывает в Нем. Прибывающий в Теле Христовом Святой Дух прелагает вино в Чаше в Кровь Спасителя. В этом случае Его не нужно дополнительно призывать.
  
   Заключение.
   Положение дел в современной Православной Церкви вызывает у автора справедливое недоумение. Почему православные священнослужители до сих пор руководствуются плодами искаженного схоластического богословия еретиков, имея Предание Святых Отцов, которое указывает нам совершенно иную трактовку многих церковных вопросов?
   Святые Отцы Ранней Церкви признавали вино в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров действительно прелагающимся в Кровь Христову и нам, православным христианам, необходимо возвращаться в своем мнении к Преданию Церкви. Как правило, более древнее мнение Церкви является и более правильным. Нам, современным христианам, приходится руководствоваться книгами, в то время как святым отцам ранней Церкви Господь многое открывал Духом Своим, в обход логического познания.
  

Список литературы:

  
   Источники:
   1. Карабинов И.А, Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское чтение, N6, 1915.
   2. Успенский Н.Д, К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров // Журнал Московской Патриархии, М., N2, 1976.
   3. Успенский Н.Д, Коллизия двух богословии в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды, М., N13, 1975.
   Литература:
   1. Из истории формирования чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров / http://www.portal-slovo.ru/rus/theology/liturgika
   2. Пантелеимон (Шустов), иерод., Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров, актуальные размышления столетней давности // Встреча, N1(22), 2006.
   3. Софроний (Смук), игум., Божественная литургия Преждеосвященных Даров, Библиотека Яна Кротова / http://krotov.info
   4. Ванюков С., Чин литургии Преждеосвященных даров, Исследование печатных изданий // Богословский сборник ПСТБИ, N 8, М., 2001.
   5. Желтов М.С., К вопросу об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров // Материалы Ежегодной богословской конференции ПСТБИ, М., 2003.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Софроний (Смук), игум., Божественная литургия Преждеосвященных Даров
   Из истории формирования чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров
   Пантелеимон (Шустов), иерод., Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров, актуальные размышления столетней давности
   Успенский Н.Д, Коллизия двух богословии в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке
   Карабинов И.А, Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров
   Софроний (Смук), игум., Божественная литургия Преждеосвященных Даров
   Успенский Н.Д, Коллизия двух богословии в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке
  
  
  
  
  
  
  
  
  

6

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"