Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Жизнь святителя Афанасия Великого и ее значение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа александрийского и ее значение

  
   Сегеда А. О.
  
   Настоящая статья - это первая научная работа автора. Выбранная тема интересна ему, как начинающему церковному историку, писателю и просто как христианину, интересующемуся историей своей веры, ее носителями и защитниками.
   Святой Афанасий Великий является одной из наиболее значимых фигур истории Церкви. Его жизнеописание принесет много пользы читающему его христианину. И будет небезынтересно иным читателям.
  
   Введение.
   В настоящее время в нашем обществе в целом, и в среде верующих в частности, довольно низок интерес к церковной истории. Люди привыкли читать тонкие брошюрки типа: "молитвы от пожара", "как вести себя в храме".
   Между тем в истории православной церкви содержатся ответы на многие волнующие вопросы современности, примеры преодоления всевозможных житейских и духовных кризисов, примеры личного мужества, мудрости, святости, которые являют нам многочисленные святые. Одним из самых ярких подробных примеров является личность святого Афанасия, архиепископа александрийского. Это подтверждает и церковное предание, прочно усвоившее ему наименование "Великий".
   Афанасий Великий был сильной личностью. Но источником этой силы была не гордость, сила или ловкое лукавство, которые столь ценится в современном мире, а Господь наш Иисус Христос. Святой Афанасий возложил свою надежду на Промысел Божий и Господь его ни разу не обманул.
   Святой Афанасий всю свою жизнь подвергался гонениям властей из-за своей стойкой верности истине и клеветнических наветов его противников, нечистую совесть которых эта истина жгла. Но он никогда и никому из них не ответил тем же оружием. И, однако, Бог сохранил его невредимым, а его противников ниспроверг.
   Где теперь Арий, Констанций и Юлиан, Евсевий Евнух и Евсевий Никомидийский, Урсакий и Валент, Григорий и Георгий? Кто-то из них прочно забыт. Воспоминания о некоторых связаны исключительно с отрицательными событиями истории. Юлиана Отступника даже при жизни осмеивали не только христиане, против которых он действовал, но и язычники, которые как бы должны были быть ему признательны.
   И где сейчас святой Афанасий? Какое место он занимает в истории? В поминальных списках Церквей? Это известно всем.
   Жизненным кредо Афанасия Великого могли бы быть его же слова, написанные им одному из настоятелей египетских монастырей: "Знай, что мы должны служить не времени, а Господу". Он действительно всегда поступал в соответствии с ними.
   В среде церковных писателей и историков на личность святого Афанасия обстоятельно не обращали внимания уже довольно давно. Кроме того, жизнь и труды Афанасия Великого произвели на автора глубокое впечатление, поэтому автор избрал для своей статьи именно эту тему.
   Для написания статьи автор были использованы: "Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви" Ф. В. Фаррара в переводе А.П. Лопухина, "Церковная история" Руфина Аквилейского в переводе В. М. Тюленева, "Очерки по истории Вселенской Православной Церкви" Александра Дворкина, "Церковная история" Сократа Схоластика в переводе Санкт-Петербургской Духовной Академии, а также различные труды святого Афанасия Великого.
  
   Детство и юность Афанасия Великого.
   Святой Афанасий Великий родился в Александрии около 297 года.
   Это было время, когда еще стоял александрийский маяк, когда в светлую голову одного из императоров пришла мысль делить империю на две административные единицы - что стало основой для ее будущего падения. Время расцвета римской империи, римской цивилизации. Время последних, но от этого не менее сильных гонений на христиан. Гонений Диоклетиана. Многие будущие учителя и сослужители Афанасия в тот период претерпели мучения за исповедание веры. Язычество огрызалось, уже умирая. Вскоре языческие храмы опустеют, и массы неофитов хлынут в Церковь. Вот каков был исторический фон в начале жизни Афанасия Великого.
   Родители Афанасия были бедными христианами, которые, однако, сумели дать сыну очень хорошее образование. Как светское, так и духовное.
   Афанасий неплохо знал грамматику и риторику, был знаком с учением всех философских эллинистических школ, а также с римским правом. Очень хорошо Афанасий знал Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.
   В 312 году, После Петра и Ахилла, александрийским папой стал Александр. Благочестивый человек, добрый пастырь и ревностный служитель Церкви.
   "Церковное положение в Египте было особым. Архиепископ Александрийский пользовался неограниченной властью в своей провинции. Все остальные египетские епископы существовали на положении викарных - так называемые хорепископы". "Зато весьма серьезным было положение городских пресвитеров, которые и избирали нового епископа. Пресвитеры пользовались значительной самостоятельностью, как и кварталы города, называвшиеся "лаврами"".
   "Пресвитеры этих "лавр" по весу и положению были как бы почти епископами. По сведениям, сообщенным блж. Иеронимом, они обладали правом отлучать от Церкви и участвовать в хиротонии своих епископов, наряду с епископатом".
   "По смерти епископа Ахилла Арий едва не был избран епископом вместо Александра. Отсюда, возможно, проистекало его враждебное отношение к Александру". Еще тогда в душе Ария начали прорастать семена гордости, которые позже обернутся причиной ереси, против которой всю свою жизнь будет бороться святой Афанасий.
   К периоду между 312 и 319 годом относится рассказ современника - церковному историку Руфину Аквилейскому, о том, как архиепископ Александр заметил и приблизил к себе Афанасия.
   "Когда в день мученика Петра епископ Александр в Александрии после проведенных торжеств ожидал собиравшихся прибыть к нему на собор клириков, вдалеке на берегу моря, увидел играющих мальчиков, которые, как обыкновенно бывает, изображали епископа и то, что обычно происходит в церквах.
   Однако после того как он долго и внимательно смотрел на мальчиков, обнаружил, что совершается ими нечто сокровенное и мистическое.
   Тотчас, ошеломленный, он приказал позвать к нему клириков и рассказал им то, что сам видел вдалеке. После этого он повелел, чтобы они пошли и привели к нему всех найденных мальчиков. И когда те были приведены, он начал их расспрашивать, кто из них играл и что и каким образом совершали.
   Те, как и свойственно в их возрасте, испугавшись, сначала отрицали, а потом стали рассказывать по порядку и признались, что они, наподобие оглашенных, принимали крещение от Афанасия, который изображал в той детской игре епископа.
   Тогда тот стал тщательно дознаваться у тех, кто признались, что были крещены, о чем их спрашивали, и что они отвечали, одновременно расспрашивая и того, кто совершал обряд.
   Когда Александр обнаружил, что все было выполнено в соответствии с правилами нашей религии, он, посовещавшись на соборе с клириками, как рассказывают, определил, что тем, кто после точных вопросов и ответов был омыт водой, не следует второй раз креститься, но нужно в отношении их совершить лишь то, что требуется от священников.
   Афанасия же и тех, кто в той игре были пресвитерами или служками, Александр, пригласив их родителей и дав обет Богу, определил воспитанниками своей Церкви. В скором времени, как только Афанасий благодаря старанию нотария и грамматика стал достаточно сведущим, немедленно, как бы подаренный родителями Господней вере, он был отдан священнику, и, как некогда Самуил, воспитывался в храме Господа".
   Этот рассказ раскрывает удивительные духовные качества святого Афанасия и его глубокие познания в областях литургики. Ко крещению в те времена относились крайне серьезно и требовалось досконально знать его чин и до мелочей воспроизвести его во время игры, чтобы крещение было признано действительным архиепископом.
   Афанасий, который в скором времени окончил свое образование и был постоянно при Александре, вполне естественно занял место его секретаря. В период ранней молодости Афанасий написал свои сочинения: "Против язычников" и "О воплощении". Второе из них продолжает раскрывать тему первого, которое, в сущности, является апологией. Оно доказывает несостоятельность верований язычников и приводит доводы в пользу единого Бога христиан.
  
   От рукоположения до архиепископства.
   Побыв секретарем архиепископа некоторое время, Афанасий был рукоположен во диакона. В 319 году папа Александр получил сведения о еретических умствованиях Ария. Арий имел определенные знания в диалектике и, пользуясь ими, выводил определенную формулу соподчиненности Лиц Святой Троицы, говоря, что Сын это высшее творение Отца. "Если Отец родил Сына, то рожденный имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет свою личность, из небытия".
   Арий получил свое воспитание у Лукиана, ученого пресвитера Антиохии, основателя тамошней школы богословия, где он был сотоварищем Евсевия Никомидийского и некоторых других видных епископов. Несмотря на кроткие увещания папы Александра, Арий не смирился и не оставил своего учения.
   Тогда в 321 году архиепископ собрал собор, на котором присутствовало более сотни африканских епископов, осудил Ария и направил к разным Церквям окружное послание с извещением об этом. Император Константин Великий направил в Александрию Осию, епископа кордубского, для исследования дела. Понимая, что в Александрии Осия придет к верным выводам, и он проиграет, Арий удалился в Никомидию, где стал собирать своих сторонников, главным из которых был Евсевий Никомидийский.
   Усугублявшийся все более церковный раскол заставил императора Константина искать активно решение. Император, возможно с подачи Осии кордубского, созвал первый Вселенский Собор.
   На соборе присутствовало 318 епископов, еще больше было пресвитеров и диаконов. Из архиереев, занимавших важнейшие кафедры, не было только престарелого папы Сильвестра римского, но он прислал на собор своих представителей. Между отцами собора начались жаркие споры по поводу нового учения Ария. "Там же присутствовал в то время и Афанасий, диакон Александра, епископа Александрийского, помогавший старцу многими советами.
   Между тем каждый день шли заседания, выносить определение по такому делу решались с трудом и не без размышлений. Многократно на собор приглашался Арий, и утверждения его обсуждались в ходе беспрестанных толкований, и весьма осторожно взвешивалось, что против него необходимо постановить и как сформулировать. Но после продолжительных и многочисленных толкований всеми было согласовано и сформулировано, будто бы едиными устами и сердцем, писать "единосущен", то есть Сын признавался той же сущности, что и Отец, и огласить это достовернейшее из всех решение.
   Передают, что только семнадцать тогда оказалось тех, кто предпочел веру Ария; более того, они уверяли, что Сын есть творение Бога из несуществующей субстанции и произведен на свет не из собственно божественной сути Отца.
   Решение собора священников было сообщено Константину. Тот его приветствовал, словно данное Богом. И заявил, что если кто попытается противиться этому решению, как если бы выступал против Божественного определения, будет отправлен в изгнание. И вот только шесть решили отправиться в изгнание с Арием. Остальные же одиннадцать, проведя между собой совещание, согласились подписать, однако только рукой, но не сердцем.
   Автором этого притворства выступил Евсевий, епископ никомидийский. Между тем, когда кто искренне, кто притворно, как сознались в том после изгнания, подписали исповедание и приняли по поводу всех церковных правил ясные постановления, собор был распущен. Символ же веры тех, кто там собирался, приводится ниже.
   Веруем во Единого Бога, Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, в Бога от Бога, Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, в рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, то есть одной с Отцом сущности, через Которого все произошло, как на небесах, так и на земле, Который ради нас и ради нашего спасения сошел и воплотился, вочеловечившись, и претерпел страдания, и на третий день воскрес, и взошел на небо, откуда придет вновь судить живых и мертвых. И в Духа Святого.
   Тех же, кто говорит, что было время, когда не было Сына Божьего, или что Он не был прежде рождения и был сотворен из несуществующей сущности, или кто утверждает, что из иной ипостаси или сущности создан или изменяем, анафематствует Единая и Апостольская Церковь".
   Таким образом, Вселенский Собор завершился полной победой православия. И в этом была немалая заслуга святого Афанасия. Евсевий Кесарийский, Евсевий никомидийский, Арий и некоторые другие еретики были сосланы.
   Александр и Афанасий вернулись в Александрию, где папа вскоре умер. И 8 июня 326 года Афанасий был избран на архиерейскую кафедру.
  
   От начала архиерейского служения, до возвращения из первой ссылки.
   Став архиепископом, Афанасий Великий посвятил себя на служение своей пастве. Он часто посещал различные удаленные епархии. В одно из таких путешествий по Египту в 327 году, он оценил новый монастырь, устроенный аввой Пахомием Великим, основателем общежительного монашества. Афанасию очень понравилась жизнь монахов и, впоследствии, он был дружен со многими из них и сам любил пожить жизнью пустынника.
   Около 330 года, архиепископа посетил человек по имени Фрументий, долгое время проживший в Эфиопии и устроивший там чудесным образом Церковь. Святой Афанасий рукоположил Фрументия во епископа и он продолжил свою деятельность по обращению эфиопов в христианство.
   В это время святитель познакомился с основателем египетского монашества - святым Антонием Великим, с которым очень тепло общался впоследствии и житие которого написал.
   К 330 году Евсевий никомидийский вернулся на свою кафедру и начал интриговать против Афанасия. Мелкие, поначалу, обвинения, на которые папа не считал нужным отвечать, быстро переросли в очень крупные и серьезные. Афанасия обвинили в убийстве епископа ипсельского Арсения.
   Император Константин всерьез воспринял эту клевету и в 333 году в Тире повелел собрать Собор для расследования. "Туда был доставлен и Афанасий; был внесен ларец с человеческой рукой: злоба и оторопь наполнили тогда не только благочестивые, но и ничтожные души.
   Этот Арсений, чья рука, как утверждали, была отсечена, некогда был чтецом у Афанасия; боясь наказания за проступок, он уклонялся от общения.
   Нечестивые люди, считая для задуманного обмана удобным то, что он скрывается, удерживали его, чтобы дать ход своему преступлению, спрятав его у одного человека, которого считали искренним сторонником своих злодеяний.
   Тем не менее тот, укрывающийся, узнал, что имя его используется для обвинения Афанасия. Побудило ли его чувство человечности, или Божественное провидение, но Арсений, тайком под покровом ночи покинув убежище, отплыл в Тир, и прежде чем наступил последний день упомянутого процесса, предстал перед Афанасием и сообщил обо всем случившемся. Тот повелел, чтобы этот человек оставался дома, и чтобы никто не знал о том, что он здесь.
   Между тем шли заседания собора, на который съехалось немало тех, кто знал о выдуманной клевете, почти все они были душой неприязненны и предвзяты в отношении Афанасия. В то же самое время находился там и исповедник Пафнутий, о котором мы упоминали выше, и который знал о невиновности Афанасия.
   Когда он увидел, что Максим, епископ Иерусалимский, с которым исповедник обычно следовал, ибо оба были лишены глаза и у обоих было подсечено колено, но который из-за чрезмерного простодушия ничего о преступлении священников не подозревал, сел рядом с остальными, кого объединяло пятно бесчестия, не побоялся среди судебного заседания сказать ему: "Ты, Максим, с которым у меня общий знак исповедания, и который, как и я, лишен земного света, снискал себе дар Божественного света, и я не позволю тебе сидеть на соборе злоумышленников и вступать в общение с людьми, поступающими дурно". И, протянув руку, вырвал его из его окружения и, объяснив все, связал нерушимой общностью с Афанасием. Но судебное разбирательство, тем не менее, открылось.
   Первое обвинение было выдвинуто некоей женщиной, которая сказала, что однажды она принимала Афанасия в гостях и ночью, ничего не подозревавшая, она претерпела от него насилие. Афанасию было приказано ответить на это обвинение.
   Он же явился со своим пресвитером Тимофеем и попросил его, чтобы, после того как женщина закончит говорить, тот ответил ей, в то время как сам он будет молчать. И когда та женщина, которая произносила обвинение, закончила речь, Тимофей обратился к ней: "Действительно ли я, о женщина, останавливался у тебя на ночлег и совершил над тобой насилие, как ты об этом заявляешь?" Тогда та, как свойственно столь бесстыдным женщинам, стала бранить Тимофея: "Ты, ты взял меня силой, ты в том месте лишил меня целомудрия". Одновременно она обратилась к судьям и стала призывать в свидетели веру Божью, что она говорит правду. Тогда у всех начался громкий смех, ибо столь легко, хотя Афанасий и молчал, был вскрыт обман вымышленного преступления.
   Но судьи отказались проводить судебное следствие по поводу женщины: откуда взялась эта клевета, и через кого и каким образом она была выдумана, поскольку ведение процесса было в руках обвинителей. Поэтому перешли к другому обвинению.
   На обсуждение было вынесено деяние, неслыханное во веки. "Это, -- сказали судьи, -- то, что никто не сможет опровергнуть словами, ибо дело касается зрения, когда слова излишни. Обвиняет тебя Афанасий эта отсеченная рука. Это правая рука Арсения, которую ты, признайся, зачем-то, для каких-то целей отрубил". Тогда тот ответил: "А кто из вас был знаком с Арсением, чтобы знать, что это его правая рука?" Поднялось немало тех, кто сказали, что они хорошо знали Арсения, в их числе оказались и те, кто был не в курсе происходящего.
   Тогда Афанасий попросил у судей, чтобы приказали ввести его человека, которого он пригласил. И когда был введен Арсений, и когда он поднял лицо, Афанасий обратился к собору и к судьям: "Это и есть Арсений". И, подняв его правую руку, добавил: "Вот его правая рука, а вот и левая. Откуда же та, которую предъявили те люди, спросите их сами".
   Тогда словно какая-то ночь и тьма заполонила глаза обвинителей, они не знали, что делать, когда все так повернулось. Ведь свидетели, которые немногим ранее говорили, что знали Арсения, подтвердили, что перед ними именно он. Однако, поскольку собор не для суда собрался, а для обвинения человека, внезапно со всех сторон поднялся крик, будто Афанасий маг и вводит в заблуждение взоры смотрящих, стали кричать, что такой человек никоим образом не должен оставаться в живых. И, ринувшись на него, намеревались своими руками разорвать его.
   Но Архелай, который, по приказу императора, вместе с остальными председательствовал на соборе, вырвав Афанасия из рук нападавших, вывел через потайную дверь и призвал его ради спасения бежать, куда он только может. Собор же, как если бы совершенно ничего не произошло, продолжил работу, чтобы осудить Афанасия во всех названных обвинениях. И разослав вымышленные таким вот образом деяния по всему кругу земель, склонили при поддержке императора остальных епископов к соучастию в своем злодеянии".
   Несмотря на блистательно опровергнутые обвинения, Афанасию пришлось спасаться бегством. Собор осудил его в его отсутствии и папа александрийский поехал к императору требовать справедливости.
   Однако, клеветники настигли его и там. Афанасий был обвинен в задержках поставок хлеба в Константинополь. Разгневанный император приказал сослать его в Трир, в Галлию.
   Условия в ссылке были относительно мягкими. Афанасий поддерживал контакты со своей паствой и с местным духовенством. Во время его ссылки, продолжавшейся с 336 по 338 год, умер Арий. Ария по приказу императора должны были принять в общение в Константинополе и тут, на площади Форума, в отхожем месте он был настигнут страшной смертью. Его внутренности выпали из лопнувшего живота.
   Православные восприняли это как знак Божьего возмездия.
   Годом ранее, в 337 году римским папой стал Юлий. Твердый православный иерарх, с которым Афанасий наладил общение. В том же году умер Константин Великий. Ему наследовали трое его сыновей, Константин второй, Констант и Констанций, области правления которых располагались, последовательно с запада на восток.
   Пересмотрев политику отца, братья вернули Афанасия из ссылки в 338 году. Александрия чрезвычайно радостно встретила своего папу.
  
   Правление Констанция.
   Спокойное пребывание Афанасия на кафедре было непродолжительным. В 340 году Евсевий Никомидийский стал архиепископом константинопольским. И Собором в Антиохии попытался ввести еретический Символ, однако епископы разделились и Собор не получился. На кафедру Афанасия Евсевий продвинул своего кандидата - Григория. "Там он совершил жестокости, которые почти невероятны. Церкви и алтари были осквернены, священные имущества разграблены, монахи, священники и девственницы подверглись побоям и беспощадному избиению". Все это делалось под прикрытием подчиненного ему военного конвоя. Афанасий бежал в Рим.
   Святой Афанасий просил Юлия созвать собор, чтобы он беспристрастно исследовал все, в чем Афанасия обвиняли. В ноябре 342 года папа Юлий созвал в Риме Собор, который выслушав все обстоятельства дела, оправдал Афанасия.
   "Но Евсевий не успел узнать, что определил Юлий касательно Афанасия, потому что, спустя немного после Собора, он умер".
   В 343 году Констант и Констанций провели Собор в Сардике, который вновь оправдал Афанасия. Но Констанций, раздраженный противодействием брата, не пустил Афанасия обратно в Александрию.
   В 345 году в Александрии был убит вконец раздраживший жителей города Григорий.
   Под давлением своего брата Констанций все же разрешил Афанасию в 346 году вернуться на кафедру. Афанасия встречали, как некогда римских триумфаторов. Вся Александрия ждала его в порту.
   "В течение почти пяти лет Афанасий оставался в сравнительном покое. Он проводил это время отчасти в отправлении высоких обязанностей своего архипастырского служения, отчасти в сношениях с православными епископами, из которых более четырехсот находились в общении с ним, и отчасти в литературных трудах".
   К этому времени относятся его послание "О никейском определении", рассуждение "О мнении Дионисия", "Апология против ариан".
   В 350 году узурпатор Магненций убил западного императора Константа. Констанций разбил его в 353 году и единолично получил власть в империи Констанций. В том же году римскую кафедру занял папа Либерий.
   По инициативе Констанция в Арелате составили Собор, на котором присутствовало более трехсот епископов, который вновь осудил Афанасия. В 354 евномиане усугубили свою клевету.
   Наконец в 355 году противники Афанасия созвали собор в Милане, на котором вновь осудили его.
   Афанасия искал префект Александрии с войсками и в этот период времени он скрывается в пустыне, переходя от одного монашествующего подвижника к другому. Долгое время он пребывал в Фуйском монастыре. Иногда тайно посещал Александрию.
   На его кафедру ариане "послали Георгия, который происходил из Каппадокии и пользовался славою особенного ревнителя их ереси".
   При Георгии "дев начали ввергать в темницу, епископов водили воины связанными, сирот и вдов лишали домашнего крова и насущного хлеба, вторгались в дома. Христиане были выносимы ночью, дома запечатывались и братья клириков терпели за братий".
   Пока Григорий творил бесчинства в Александрии, а Афанасия безуспешно разыскивали войска, евномиане при поддержке императора вплотную занялись двумя другими твердыми хранителями православной веры - Либерием и престарелым Осией кодрубским. Оба они были отправлены в ссылку в разные места, где их изолировали от любых контактов, пытали и избивали, пока не получили подписей под арианским Символом и осуждения Афанасия. Осия пал в 357, а Либерий в 358 году.
   Святой Афанасий за время своих скитаний написал "Историю ариан" и четыре догматических беседы против них.
   В 359 году на соборах в Римини и Селевкии был зачитан так называемый "срочный символ". Он не был ни арианским, ни православным и не был принят.
   "Между тем как царь Констанций проживал в Антиохии, кесарь Юлиан сражался в Галлии с многочисленными варварами, одерживал победы и, завоевав этим себе любовь всех войск, провозглашен был ими царем.
   Узнав о том, царь Констанций смутился духом и, приняв крещение от Евзоя, пошел против Юлиана войной. Но, находясь между Каппадокией и Киликией, в Мопсукринах, от печали получил он апоплексический удар и умер в консульство Тавра и Флоренция, в третий день месяца ноября.
   Это был первый год двести восемьдесят пятой олимпиады. Констанций жил всего сорок пять лет, а царствовал тридцать восемь лет, то есть, вместе с отцом - тринадцать, а по смерти его - двадцать пять лет".
  
   Закат язычества и арианства.
   В 361 году Юлиан, прозванный Отступником, стал императором. Являясь скрытым противником христианства, он желал его крушения. И, чтобы усугубить внутренние раздоры в Церкви, вернул на кафедры многих ссыльных иерархов. В их числе и Афанасия.
   Святой Афанасий вернулся из ссылки в феврале 362 года и был торжественно встречен как христианами, так и язычниками. Присутствовали многие его друзья-епископы. "На собравшемся там соборе исповедников немногие числом, но неколебимые верой и прославленные благодеяниями [исповедники], преисполненные заботы и рассудительности, обсуждали, каким образом после еретических бурь и вероломных вихрей вернуть Церкви безмятежный покой".
   На соборе еще раз подтвердили, что "Святой Дух считается той же сущности и божественности, что и Отец и Сын, и что вообще никто из Святой Троицы не может именоваться творением, равно как более низким, или более поздним".
   Юлиан понял, что его решение сыграло против него и, в 363 году, приказал схватить святителя Афанасия. Но архиепископ удалился в Фиваиду. Через непродолжительное время Юлиан погиб в персидской войне и Афанасий Великий вновь возвратился на кафедру с разрешения императора Иовивна.
   В 364 году императором на востоке империи стал Валент, упорный арианин. В следующем году он приказал вновь изгнать тех епископов, которых изгонял и Констанций. Афанасий сам удалился в ссылку. Но через четыре месяца, видимо опасаясь волнений, Валент отменил свой указ и Афанасий в пятый раз возвратился на кафедру.
   "После этого времени жизнь Афанасия проходила в мире, не нарушаемая в течение своих последних лет никаким из тех смятений и гонений, в которых прошла большая часть ея".
   В 369 году многолетние усилия святого Афанасия начали приносить плоды. Ситуация в Церкви начала меняться. Были сняты со своих кафедр многие ариане. В это время Афанасий Великий пишет некоторые из своих трудов. Восстанавливает Церковь Каппадокии, рукоположив в ее епископы святого Василия Великого.
   К этому же периоду относится "Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах". Этот труд был написан Афанасием со слов самого Антония Великого, которого он лично знал довольно хорошо. Житие написано простым и понятным языком. Оно стало образцом для написания будущей многообразной житийной литературы.
   Архиепископ Александрии переписывался со многими иерархами, в том числе с Апполинарием и Маркеллом. Он осуждал их заблуждения, но не их самих. Они были его друзьями, и он пытался по-братски их вразумлять.
   В 373 году святой Афанасий мирно скончался в своем доме в Александрии. "Во второе консульство Грациана и Проба, Афанасий, после многих подвигов за Церковь, наконец, оставил жизнь.
   Он совершал поприще епископского служения среди бесчисленных опасностей в течение сорока шести лет и поставил на свое место благочестивого и красноречивейшего мужа Петра".
  
   Заключение.
   Святой Афанасий Великий был, без сомнения, одной из самых значимых фигур в церковной истории. Подобно тому, как полтора десятка сорванных со скалы альпинистов, находясь в одной связке, могут висеть на единственном крюке любого из них, Вселенская Церковь повисла своим православием на единственном человеке. И у него хватило сил и упорства вытянуть всю ее из беды арианства.
   Афанасий александрийский был очень образованным и разумным человеком. Поражает по масштабам его переписка. Поддержание одновременно около четырехсот контактов само по себе поглощает огромное количество времени, а если учесть то, что святой Афанасий находил время также и для управления немаленькой митрополией, участия в Соборах и написания различных трудов, то можно поразиться его работоспособности.
   Некоторые из его писаний стали образцами для целых жанров литературы.
   Удивляет его житейская и богословская мудрость. Как просто и действенно он опрокидывал клевету и как умело строил свою линию поведения с бывшими арианами, императорами, с народом!
   Всеми своими дарованиями он обязан Богу. Святой Афанасий твердо и правильно верил в Бога и жил для него. И Господь через это свое орудие спас свою Церковь от гибели. Всего четыре года не дожил святой Афанасий до второго Вселенского Собора, на котором была закреплена его победа над ересью Ария.
   Промыслом Божиим святой Афанасий был поставлен на служение в нужное время и в нужное место. Туда, где без него было не обойтись. "Господь лучше нас знает наше состояние; Он знает, кому поручает Церкви Свои".
   События его жизни, как и события всего периода тех лет, были крайне интересны автору данной статьи. И должны быть интересны широкому кругу читателей, особенно православных.
   Автор в должном объеме не осветил множества моментов жизни святого Афанасия, а также недостаточно показал историческую канву событий, их причины и следствия. Но это было сделано лишь по причине многообразия этих событий, сведений, мест, людей и явлений. Полное развернутое исследование потребовало бы написания очень объемистого труда. Который, вероятнее всего, воспоследует в будущем.
  

Список литературы:

   Источники:
   1. Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, Письмо к Драконтию // Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, Собрание сочинений, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902.
   2. Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, На ариан слово первое // Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, Собрание сочинений, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902.
   3. Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, На ариан слово второе // Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, Собрание сочинений, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902.
   4. Руфин Аквилейский, Церковная история / перевод Тюленева В. М., издательство Олега Абышко, 2005.
   5. Сократ Схоластик, Церковная история / перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, Саратов, 1911.
   Литература:
   1. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, М., ООО "Риза", 2008.
   2. Флоровский Георгий, прот., Восточные Отцы четвертого-восьмого веков, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.
   3. Димитрий Ростовский, Свт., Жития святых, январь, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 1997.
   4. Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви / перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001.
  
  
   Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, "Письмо к Драконтию".
   Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви, перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001
   Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, М., ООО "Риза", 2008.
   Руфин Аквилейский, Церковная история / перевод Тюленева В. М., издательство Олега Абышко, 2005.
   Сократ Схоластик, Церковная история / перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, Саратов, 1911.
   Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви / перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001.
   Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви / перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001.
   Руфин Аквилейский, Церковная история / перевод Тюленева В. М., издательство Олега Абышко, 2005.
   Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви / перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001.
   Сократ Схоластик, Церковная история / перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, Саратов, 1911.
   Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви / перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001.
   Сократ Схоластик, Церковная история / перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, Саратов, 1911.
   Сократ Схоластик, Церковная история / перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, Саратов, 1911.
   Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, М., ООО "Риза", 2008.
   Руфин Аквилейский, Церковная история / перевод Тюленева В. М., издательство Олега Абышко, 2005.
   Фаррар Ф. В., Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви / перевод Лопухина А. П. Сретенский монастырь, 2001.
   Сократ Схоластик, Церковная история / перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, Саратов, 1911.
   Афанасий Великий, Свт., архиепископ александрийский, "Письмо к Драконтию".
  
  
  
  
  
  
  
  
  

1

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"