Лиотар Ж.-Ф :
другие произведения.
Ответ на вопрос: что такое постмодерн?
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Лиотар Ж.-Ф
(
sellenhass@gmail.com
)
Размещен: 21/04/2023, изменен: 21/04/2023. 35k.
Статистика.
Статья
:
Проза
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Пожелание. Для нас наступил момент расслабления, я говорю о красках времени.
Со всех сторон на нас напирают с требованием покончить с экспериментацией - в
искусствах и других областях. Я читал одного историка искусства, который превозносит
все виды реализма и ратует за приход какой-то новой субъективности. Я читал одного
теоретика искусства, который распространяет и продает на рынках произведений
живописи "трансавангардизм". Я читал, что под именем постмодернизма архитекторы
отказываются от проекта "Баухауза", выплескивая из функционалистской купели вместе с
водой и ребенка, каковым остается еще эксперимент. Я читал об открытии одним из
новых философов того, что он забавным образом называет иудеохристианством, желая
положить этим конец той нечестивости, которую мы будто бы распространяем. В одном
французском еженедельнике я читал, что "Mille plateaux" (Ж. Делёза и Ф. Гваттари) не
могут удовлетворить читателя, потому как ему хотелось бы - особенно при чтении книги
по философии - быть вознагражденным хотя бы малой толикой смысла. Я читал
вышедшие из-под пера одного влиятельного историка утверждения о том, что
авангардистские писатели и мыслители шестидесятых и семидесятых годов установили
террор в своем использовании языка и что надлежит восстановить условия какого-то
плодотворного обсуждения, навязав интеллектуалам некий общий способ выражения:
язык историков. Я читал одного молодого бельгийского философа языка, который
жалуется, что континентальная мысль, столкнувшись с вызовом, брошенным ей
говорящими машинами, отказалась, по его мнению, в пользу этих последних от заботы о
реальности, что она подменила референциальную парадигму парадигмой
адлингвистичности (говорят о сказанном, пишут о написанном, интертекстуальность), и
который думает, что теперь самое время вновь прочно укоренить язык в референте. Я
читал одного талантливого театроведа, для которого постмодернизм с его играми и
фантазиями стоит не слишком многого по сравнению с властью, особенно когда
встревоженное общественное мнение подталкивает ее к политике тоталитарной
бдительности перед лицом угрозы ядерной войны.
Я читал одного уважаемого мыслителя, который пытается защитить современность
от тех, кого он называет неоконсерваторами. Эти последние, по его мнению, выступая под
знаменем постмодернизма, хотят отказаться от оставшегося незавершенным проекта
современности, Просвещения. Если верить ему, то даже такие последние поборники
Aufklarung'a, как Поппер или Адорно, смогли защитить этот проект лишь в каких-то
частных сферах жизни: автор "The Open Society" - в сфере политики, автор "Asthetische
Theorie" - в сфере искусства. Юрген Хабермас - ты, конечно, уже узнал его в этом
мыслителе - полагает, что современность потерпела крах потому, что позволила
целостности жизни распасться на независимые друг от друга специальности,
предоставленные узкой компетенции экспертов, тогда как конкретный индивид
переживает "десублимированный смысл" и "деструктурированную форму" не как
освобождение, но на манер той безмерной ennui, которую более столетия назад описал
Бодлер.
По указанию Альбрехта Велмера, наш философ придерживается того мнения, что
лекарством от этого раздробления культуры и ее отделения от жизни может быть лишь
"изменение статуса эстетического опыта", когда он уже "не перелагается в первую
очередь в суждения вкуса", но "используется для прояснения исторической ситуации
жизни". Тогда этот опыт "вступает в такую языковую игру, которая уже не является игрой
языковой критики", он вторгается "в когнитивные толкования и нормативные ожидания и
изменяет тот способ, каким все эти моменты отсылают друг к другу". Короче говоря,
1
Хабермас требует от искусств и поставляемого ими опыта перебросить мостик над
разделяющей дискурсы познания, этики и политики бездной и проложить таким образом
путь к некоему единству опыта.
Мой вопрос: о какого рода единстве мечтает Хабермас? Является ли целью
современного проекта построение такого социокультурного единства, в недрах которого
все элементы повседневной жизни и мышления найдут себе место, как в каком-то
органическом целом? Или же тот проход, который надлежит пробить между
гетерогенными языковыми играми - играми знания, этики и политики, - относится к
иному строю, чем они сами? И если да, то каким образом сумеет он реализовать их
действительный синтез?
Первая гипотеза, навеянная гегелевским духом, не ставит под вопрос идею
диалектически тотализирующего опыта; вторая ближе по духу к "Критике способности
суждения", но, как и последняя, она должна быть подвергнута суровой перепроверке,
налагаемой постсовременностью на просвещенческое мышление, идею унитарного конца
или цели истории и идею субъекта. Это именно та критика, начало которой положили не
только Витгенштейн и Адорно, но и некоторые другие мыслители, в том числе и
французы, которые не удостоились чести быть прочитанными профессором
Хабермасом, - что, по крайней мере, позволило им избежать занесения в черный список
неоконсерваторов.
Реализм. Пожелания, которые я привел в начале, не вполне равноценны. Они
могут даже противоречить друг другу. Одни высказаны во имя постмодернизма, другие
нацелены на борьбу с ним. Это необязательно одно и то же - просить, чтобы вас
обеспечили референтом (и объективной реальностью) или смыслом (и вероятной
трансцендентностью) или адресатом (и публикой) или отправителем (и субъективной
экспрессивностью) или коммуникационным консенсусом (и всеобщим кодом
взаимопонимания, например - в форме исторического дискурса). Но во всех этих
многообразных приглашениях приостановить художественное экспериментирование
налицо один и тот же призыв к порядку, желание единства, идентичности, безопасности,
общедоступности (в смысле Offenlichkeit и желания "найти публику"). Художников и
писателей надлежит вернуть в лоно общества или же, если последнее полагается больным,
по крайней мере возложить на них ответственность за его исцеление.
У этой всеобщей тенденции есть один безошибочный признак: для всех этих
авторов нет задачи более настоятельной, чем ликвидация наследия авангардов. Особенное
нетерпение выказывает при этом так называемый "трансавангардизм". Ответы
итальянской критики французским критикам не оставляют на этот счет никаких
сомнений. Берясь за смешение авангардов, художник и критик чувствуют большую
уверенность в том, что им удастся их уничтожить, чем если бы они атаковали их в лоб.
Ведь самый циничный эклектизм они могут выдать за достижение, преодолевающее
частичный, в общем и целом, характер предшествующих экспериментов. Открыто
поворачиваясь к ним спиной, они выставляют себя на посмешище неоакадемизму. В
эпоху самоутверждения буржуазии в истории салоны и академии действительно могли
выполнять очистительную функцию и раздавать награды за хорошее пластическое и
литературное поведение под прикрытием реализма. Но капитализм сам по себе имеет
такую силу дереализации предметов обихода, ролей социальной жизни и институтов, что
сегодня так называемые "реалистические" изображения могут воссоздать реальность
лишь в ностальгической или пародийной форме, давая повод скорее для страдания, чем
для удовлетворения. В мире, где реальность дестабилизирована настолько, что дает
2
материал уже не для опыта, но лишь для зондирования и экспериментирования,
классицизм представляется запретным.
Эта тема знакома читателям Вальтера Беньямина. Ее подлинный размах мы
должны еще в точности определить. Фотография не была вызовом живописи, брошенным
ей извне, так же как промышленный кинематограф - аналогичным внешним вызовом
повествовательной литературе. Первая довершила некоторые аспекты программы
устроения зримого, разработанной еще в эпоху Кватроченто, второй же позволил довести
до совершенства то сцепление диахронии в органические целостности, которое было
идеалом больших романов воспитания (Bildungsroman) начиная с XVIII века. То, что
механика и промышленность заменили собой ручной труд и ремесло, само по себе не
было катастрофой, если только не воображать себе сущность искусства выражением
какой-то гениальной индивидуальности, располагающей элитарной ремесленной
компетенцией.
Вызов коренился главным образом в том, что фото- и кинематографические
методы могут лучше, быстрее и с тысячекратно большим размахом, чем живописный и
повествовательный реализм, выполнить ту задачу, которую академизм возложил на этот
последний: уберечь сознание людей от сомнения. Промышленные фотография и
кинематограф не могут не взять верх над живописью и романом, когда речь идет о
стабилизации референта, подчинении его такой точке зрения, которая наделяет его
узнаваемым смыслом, повторении синтаксиса и лексики, позволяющих адресату быстро
расшифровать образы и эпизоды и таким образом без труда прийти к сознанию как своей
собственной идентичности, так и согласия, получаемого им от других, поскольку
структуры этих образов и эпизодов образуют охватывающий всех людей
коммуникационный код. Так умножаются эффекты реальности или, если угодно,
фантазмы реализма.
Если художник и романист не хотят, в свою очередь, войти в группу поддержки
существующего (причем на правах весьма незначительных ее членов), они должны
отказаться от этих терапевтических амплуа. Им следует ставить под вопрос правила
искусства живописания или повествования, какими они узнали и восприняли их от своих
предшественников. Вскоре они распознают в них средства обмана, обольщения и
успокоения, что не позволяет им быть "истинными". Родовые понятия живописи и
литературы скрывают под собой некий беспрецедентный раскол. Те, кто отказывается от
перепроверки правил искусства, делают карьеру на конформизме масс, посредством
"хороших правил" налаживая сообщение между академическим желанием реальности и
способными удовлетворить его объектами и ситуациями. Порнография есть
использование для этой цели фото и кино. Она становится всеобщей моделью
изобразительных и повествовательных искусств, не принявших вызова масс-медиа.
Те же художники и писатели, которые соглашаются подвергнуть сомнению
правила пластических и нарративных искусств и, распространяя свои творения, в
конечном счете готовы разделить свое подозрение с другими, обречены на недоверие со
стороны любителей искусства, пекущихся о реальности и идентичности, оказываясь
лишенными какой-либо гарантированной аудитории. Итак, мы можем возвести
диалектику авангардов к тому вызову, который бросают искусствам живописания и
повествования реализм промышленности и масс-медиа. Ready-made Дюшана всего лишь
энергичным и пародийным способом отмечает этот непрестанный процесс ускользания
ремесла художника и даже самого художника как такового в небытие. Как проницательно
замечает Тьерри де Дюв, эстетический вопрос современности звучит не "что есть
прекрасное?", но "что делает искусство искусством (а литературу - литературой)?".
3
Реализм, единственное определение которого состоит в том, что он пытается
избежать вопроса о реальности, подразумевающегося в вопросе об искусстве, всегда
находится где-то между академизмом и китчем. Когда власть называется партией, реализм
с его неоклассическим придатком торжествует над экспериментальным авангардом,
понося и запрещая его. Но "хорошие" образы, "хорошие" нарративы, хорошие формы,
поощряемые, отбираемые и распространяемые партией, должны еще найти себе публику,
которая желает их для себя в качестве подходящего лекарства от депрессии и тревоги.
Требование реальности, т.е. единства, простоты, коммуникабельности и т.п., выражалось с
неодинаковой интенсивностью и непрерывностью немецкой публикой межвоенного
периода, с одной стороны, и послереволюционной русской публикой - с другой: учтя
это, мы сможем провести различие между нацистским реализмом и реализмом
сталинистским.
Но в любом случае, если атака на художественное экспериментирование ведется
политической инстанцией, она подлинно реакционна: как будто эстетическое суждение
высказывается лишь о соответствии того или иного творения установленным критериям
прекрасного. Творению незачем беспокоиться о том, что делает из него объект искусства
и встретит ли оно когда-либо своих ценителей: вместо этого политический академизм
признает и навязывает лишь априорные критерии "прекрасного", которые одним махом и
раз и навсегда производят селекцию творений и публики. Использование категорий в
эстетическом суждении оказалось бы, таким образом, той же природы, что и в суждениях
познания. В обоих случаях речь пошла бы, воспользовавшись выражением Канта, об
определяющих суждениях: сначала данное выражение "хорошо оформляется" рассудком,
затем в опыте удерживаются лишь те "случаи", которые могут быть подведены под это
выражение.
Когда власть называется не партией, а капиталом, "трансавангардистское", или
"постмодернистское" в дженксовском смысле, решение выказывает себя более
подходящим, чем решение антимодернистское. Эклектизм есть нулевая ступень всеобщей
культуры наших дней: мы слушаем reggae, смотрим western, обедаем у Макдональда, а
вечером пользуемся услугами местной кухни; в Токио душатся по-парижски, в Гонконге
одеваются в стиле ретро; знание есть то, о чем задаются вопросы в телевизионных играх.
Эклектическим творениям легко найти себе публику. Обращаясь в китч, искусство
подлаживается под тот беспорядок, который царит во "вкусе" любителя. Художник,
галерист, критик и публика находят удовольствие в чем угодно, и наступает час
расслабления. Но этот реализм чего угодно есть реализм денежный: в отсутствие
эстетических критериев ценность творения возможно и полезно измерять по доставляемой
им прибыли. Этот реализм подстраивается под все тенденции, так же как капитал - под
все "потребности", при условии что эти тенденции и эти потребности платежеспособны.
Что до вкуса, то, предаваясь спекуляции или развлечению, нет нужды деликатничать.
Художественному и литературному поиску угрожает опасность с двух сторон: со стороны
"культурной политики" и со стороны рынка картин и книг. То по одному, то по другому
каналу ему рекомендуется поставлять такие творения, которые, во-первых, соотносились
бы с темами, имеющими право на существование в глазах публики, которой они
адресуются, и, во-вторых, были бы сделаны таким образом ("хорошо оформлены"), чтобы
публика эта распознала, о чем в них идет речь, поняла, что они означают, могла с полным
знанием дела наградить их своим одобрением или же отказать им в нем и даже, если это
возможно, извлечь из тех, что заслужили ее одобрение, какое-то утешение.
Возвышенное и авангард. Только что изложенная мной интерпретация того, как
механические и промышленные искусства контактируют с изящными искусствами и
4
литературой, в целом приемлема; однако, ты не сможешь не признать того, что она
остается все же узко социологизирующей и историзирующей, т.е. однобокой. Переступив
через колебания Беньямина и Адорно в этом вопросе, мы должны напомнить, что наука и
промышленность укрыты от падающего на реальность подозрения не в меньшей степени,
чем искусство и писание. Допускать обратное означало бы исходить из чрезмерно
гуманистического представления о мефистофелевском функционализме наук и
технологий. Нельзя отрицать того, что господствующее положение сегодня занимает
технонаука, т.е. массированное подчинение когнитивных высказываний целесообразности
наилучшего возможного исполнения (performance), которое есть технический критерий.
Но механика и промышленность, особенно когда они вступают в сферу, традиционно
отводившуюся художнику, несут с собой не только эффекты власти, но и нечто
совершенно иное. Объекты и мысли, исходящие от научного знания и капиталистической
экономики, разносят с собой одно правило, которому подчинена сама их возможность, и
правило это состоит в том, что никакой реальности, кроме той, что удостоверяется между
партнерами неким консенсусом относительно их познаний и обязательств, не существует.
Это правило обладает немалым значением. Оно есть след, оставленный в политике
ученого и политике распорядителя капитала своего рода ускользанием реальности от
метафизических, религиозных и политических гарантий, которыми, как ему казалось,
располагал дух. Это ускользание необходимо для зарождения науки и капитализма. Нет
никакой физики без сомнения в аристотелевской теории движения, нет никакой
промышленности без опровержения корпоративности, меркантилизма и физиократии.
Современность, какой бы эпохой она ни датировалась, всегда идет рука об руку с
потрясением основ веры и открытием присущего реальности недостатка реальности (peu
de realite) , открытием, связанным с изобретением других реальностей.
Что означает этот "недостаток реальности", если попытаться отвлечься от его
чисто историзирующей интерпретации? Выражение это по смыслу явно сродни тому, что
Ницше называл нигилизмом. Но одна вариация того же самого процесса, как кажется,
предшествует ницшевскому перспективизму: я усматриваю ее в кантовской теме
возвышенного. В частности, мне представляется, что именно в эстетике возвышенного
современное искусство (включая литературу) находит свою движущую силу, а логика
авангардов - свои аксиомы.
Возвышенное чувство, которое есть также и чувство возвышенного, является, по
Канту, мощной и двусмысленной эмоцией: оно содержит в себе одновременно
удовольствие и боль. Точнее, удовольствие здесь исходит от боли. В традиции философии
субъекта (которую Кант не ставит под вопрос радикальным образом) это противоречие,
которое кто-то мог бы назвать неврозом или мазохизмом, развивается как некий конфликт
между различными способностями субъекта: способностью помышлять нечто и
способностью нечто "представлять" ("presenter"). Познание налицо тогда, когда, вопервых, высказывание понятно и, во-вторых, из опыта можно извлечь какие-то "случаи",
которые ему "соответствуют". Красота налицо тогда, когда в том или ином "случае"
(творении искусства), данном прежде всего в чувственности без какого-либо понятийного
определения, чувство удовольствия, независимое от всякого интереса, который может
возбудить это творение, взывает к какому-то в принципе всеобщему консенсусу
(которого, может быть, никогда и не достигнуть).
Вкус, таким образом, удостоверяет, что между способностью понятийного
мышления и способностью представления какого-то объекта, соответствующего понятию,
некое неопределенное и не регулируемое никакими правилами согласование, дающее
место суждению, которое Кант зовет рефлектирующим, может быть испытано как
5
удовольствие. Возвышенное - другое чувство. Оно имеет место тогда, когда
воображению, напротив, не удается представить какой-либо объект, который мог бы хотя
бы в принципе согласоваться с данным понятием. Мы обладаем идеей мира (тотальности
сущего), но не обладаем способностью показать какой-либо ее пример. Мы обладаем
идеей простого (неразложимого на части), но не можем проиллюстрировать ее таким
чувственным объектом, который был бы ее случаем. Мы можем помыслить абсолютно
великое, абсолютно могущественное, но всякое представление того или иного объекта,
предназначенного для того, чтобы "дать увидеть" эти абсолютные величину или мощь,
кажется нам до боли недостаточным. Это - такие идеи, представление которых
невозможно, они, следовательно, не дают никакого познания реальности (опыта), они
налагают запрет на свободное согласование способностей, производящее чувство
прекрасного, они препятствуют формированию и стабилизации вкуса. Их можно назвать
непредставимыми.