мы с вами закончили большую-большую тему
познание вот значения познания жизни
человека с этого начали и этим закончили
структура познания как там все это
происходит
законы по которым она осуществляется
немного субъектах познания поговорили ну
по идее такая вот лесенка у вас как
человек поднимается к знанию должна
сформироваться ощущение восприятия
образы представления понятия категории и
дальше духовный уровень там все причин
что было на ранних она остается поэтому
мы часто и говорим это духовное ощущение
или духовное восприятие в сети остаются
ли духовное понимание
появляются такие штуки как символы очень
важный момент смысл для русской
ну по крайне мере в русской философии
вот так как это звучит и экзистенциально
термин новый красивый модный можно им
пользоваться
с того что много не значит что его сын
циального познания не было до того был и
вот это движение от чувственности к
мышлению рациональному и дальше
духовному опыту к духовному выбору я вам
сказкой проиллюстрировал медные деньги
серебряные деньги и золото наконец-то ну
и сказал что в общем мы постараемся
и наша задача вузовская второй уровень
преимущественно освоить конечно но
обозначить ее книг и игр они все-таки
духовных моментов по крайней мере те
которые связаны с ценностным выбором
человек поскольку человек не только вот
некий рассудочный автомат выносит решает
как-то свои жизненные практические
задачи он
определенные ценности всегда выбирает в
этом и состоит собственно говоря наша
жизни смысл и
и закончили мы тем что познание
таки имеет этот смысл не просто некое
представление мы сейчас имеем с вами о
познании но и говорим о его смысле
то есть он у какое-то отношение к
вечности имеет действительно есть
религиозное познание в конце концов у
сама жизнь это познание да вот как
бердяев когда заканчивал свою последнюю
книгу закончила писал потом еще
послесловие такое маленькое что как бы
все уже все итоги подведены уже ничего
не интересно здесь мне году жизнь чуть
не интересно ну какой у гоголя помните в
это скучно жить на этом свете господа
остается последний самый важный опыт
которые нельзя уже описать ни в какой
автобиографии этого опыт смерть тоже
познание поэтому конечно философии
обязательно такие вопросы затрагивает
были того начиная с самых первых великих
философов такой как платон это важнейший
вопрос для на ну познание имеет и такое
ну вот явно выраженное что ли
воплощение реализацию свою собственно
человек как познающие существо вносит
изменения в тот мир куда он приходит и
который он познает
и вот совокупность всех этих изменений
которые в мир приносят человеческое
познание
ну и творчество поскольку это вещи как
две стороны одной и той же медали
познание тут есть культура
культура в широком значении как
цивилизация социальность вот наши темы
последний их вот последних лекций до
декабря месяца мы были в плоть пока не
там праздники не начнутся
что если у вас что-то там другое в
расписании написаны псину приходите 1440
и будем до конца пицца что называется
последние нашей темы как раз связаны с
бытием человека социальном времени это
культура
эта история эта религия то есть это вот
тот раздел который
к социальной философии называют
философии культуры
так далее и вы увидите что
предшествующей материалу
вот особенно на следующей лекции вы
увидите чтобы предшествующей материал
про дух продолжу про сознание про тела
он так как бы закрепиться у вас появится
некоторая наглядность что ли можно
пощупать руками потрогать будет схема
появится потому что философия некоторых
отпугивает тем что это искусство
абстрактного мышления появится и что-то
более ощутимой осязаемой у вас но это на
следующей лекции когда мы закончим тему
с культурой сейчас мы ее только начнем
что нам сегодня надо с вами будет
сделать что это такое во первых
культура посмотрите на дадим некоторые
самые общие определения ее на и вот и
почему она возникла и
[музыка]
каково ее строение какого анатомия
культуры вам предложу некоторую схему а
известно уже рубль с ней работаем а не
единственная ну вот будем на неё
опираться и вы увидите что все элементы
культурного бытия будут там присутствует
поэтому для схемы нам нужно и доска
чтобы нам ее вместе с вами вырасти
определение культуры много
нас же интересует ну эт говорят уровень
развития как сморкаться правильного тот
человек культурный правильно
некультурная детокс марка это все акции
дентальные такие определения нам нужно
узнать в чем сама субстанция культуры то
есть какова ее место в бытии и вот с
точки зрения культуры пойдем месту в
бытии можем сказать что культура это мир
человека то что внёс человек в
мироздании и в этом смысле что это
широком самом широком смысле
искусственная искусственное которая
онтологически находится между
естественным природой человек ведь не
создает природу естественном и
сверхъестественном бог ангелы там
загробный мир вы можете сказать что это
ведь не для всех философов существуют
это сверхъестественно конечно если вы
стоите на на террористической позиции то
есть естественно искусственное поэтому
когда говорят культура и искусство
ну так так немножко не то чтобы глупо но
ну не совсем профессионально но
устоявшиеся такие штампы может
из советского времени парк культуры и
отдыха
то есть парка вышли можно уже в культуре
забыть вот в этом широком значении
онтологическом мир который создает
человек мы и будем трактовать с вами
культуру в этом широком значении на
совпадает с цивилизацией
в этом широк и концу следующей лекции мы
уточним в чем разница между культурой и
цивилизацией если вы их используете как
синонимы ничего страшного в этом нет
просто некоторые философы и вот шпинделя
например такой популярный очень
мыслитель был 20 веке жестко разделял
культуру и цивилизацию об этом следующий
раз и в россии это кстати дело прижилось
очень шпион кировская штука прошлой
бердяев здесь свою руку приложил вот и
это популярные были очень автор отсюда
вот после такое различие между ними но в
таком широком значении что это мир
человека это синонимы
ну говорят культура социальная жизнь
тоже можно это рассматривать как некий
синоним ну мы сейчас увидим что скорее
социальность будет представлять собой
некую сторону культурного бытия
вот почему человек создает культуру укус
кучкой радость происходит значит нет
какого-то однозначного ответа на этот
вопрос но есть две модели такие общие в
рамках которых разные концепции
возникают мы попытки ответить на вопрос
зачем человек создает культуру ну и где
ее корни как там все происходит
одну модель можно назвать естественной
генетической она же эволюция низкая
но дело в том что эволюция другая модель
креациониста я или как бы
идеалистическое скажем дело в том что
слово эволюционисты тоже не очень хорошо
поскольку прямой противоположности между
творениям революции нет опыт
эволюционируем и часто понимаем такой
взгляд на мир что все вот каким то
образом в процессе развития само по себе
вот сложилось вот разлетелись атомы
после большого взрыва потом они в
галактике там срослись каким-то образом
потом так сказать появились жуки потом
обезьяны потом компьютеры вот так все
происходит эта модель более
распространенная современная
компьютерная графика очень хорошо
иллюстрирует как это все может
получиться вот там выходит животное из
реки и становится обезьяны потом
человеком потому культуру создает какие
значит преимущество кроме компьютерной
графики в этой модели она распространена
и вы в школе очевидно у вас с ней как-то
знаками лентам какие преимущества
ну действительно мы видим что
человеческие культуры развиваются мы
видим сейчас есть где то там в дебрях
амазонки или в африке совсем примитивные
культуры
мы можем их там анализировать мы сейчас
знаем благодаря истории археологии что и
наша цивилизация она прошла определенный
путь фактов много
подтверждающих развития культуры и
эволюцию ну и деградацию тоже поэтому вы
всегда есть такой соблазн у человека
известное
экстраполировать на неизвестную сферу то
есть на какой-то до культурный период
продлить ее ну и найти некую такую 0
мою точку где там обезьян превратилась
человек может и что это не .
здесь не одна секунда днём летом тут
процесс у этой модели есть две уязвимые
такие два вызовем их момента первый
такой фактический где бы мы не находили
стоянки первобытного человека мы всегда
находим его с орудиями труда с языком и
с искусством но где искусство там
религия это одно и то же в древности да
и сейчас это не сильно отошло на стоке
искусство и религия дней ты когда-нибудь
найдем что не более премину найдем может
быть но пока не нашли второй момент 2
слабость это теоретическая
тайская русская поговорка присказка да
зачем козе баян
зачем case вы и незачем вот известное
выражение тайлора популяризировал его от
энгельс там другие философы что труд
создал из обезьяны человека в кольцам на
начало трудиться и стала человек
проблема в том что животные не трудятся
они вплетены в ткань своей среды
обитания и как бы там не хоронит и любим
мы ни называли пчел они выполняют всегда
одну и ту же работу в рамках программы
вот этот же маркс говорил что многие
пчелы поставляют архитекторов но ни одна
пчела не имел замысла своем ульи в своем
сознании прежде чем начать его строить
труд как раз предполагает изменение и
себя и среды то есть
перепрограммирование себя собственно
говоря это объяснение тавтологично
является ну что труд создал труб
ну тот кот или человек сам создал себя
из обезьяны топология то что требуется
объяснить оказывается средством
объяснения ну вот слабости и сильные и
слабые стороны первой модели вторая
модель ну можно идеалистической назвать
в радикальном за встроенном видео это
креациониста я модель то есть
радикальный идеализм этот и изм то есть
представление о неком личному существе
боги дворце на теоретическом уровне на
теоретическом уровне тут в этой все
хорошо все объяснять фактологии сложнее
будет
ты в теории хорошо у креациониста с
фактами не получается ну с фактами о тех
не сильно получается с точки зрения вот
этой creates a низкого
объясняющие модели происхождения
культуры у нее две причины одна хорошая
другая плохая хорошая причина
заключается в том что человек сотворён
по образу и подобию бога как бог создает
мир от него отличный
говорим что она прям убит beethoven
symphony это одно и то же до
творец отлично своего творения мир несет
отпечаток воли разума творца так и
человек создает свой мир свою среду
обитания он наделен творческой
способностью конце концов всякий труд
несет элемент творчества и вот вот такая
вот штука бог вселенную создает которую
он обитает человек создает свою
маленькую вселенную называется культурой
вот все эти здания музыкальные
инструменты и произведения философия
литературы
человек создал плохая причина ну так я
шутку году плохая хай причина
заключается в другом фундаментальном
догмате
и удел христианского откровения это
грехопадение то есть человек создает
культуру
потому что он отпал от бога изгнан из
рая обречен на самостоятельное
существование в истории какие слова бог
говорит адаму когда изгоняет его эзра я
в поте лица будешь возделывать землю из
которой ты взят пока не возвратишься в
нее
ибо прах ты и прах обратив первичное
значение слова
культура это возделывание земли табло ты
не культура и
натура культурой натура вот то что
натура природа сама растет а то что
культура это мы делаем
будет ли природа равнодушна к тебе или
как не это на что на будете
сопротивляться то райское состояние
когда человек был в гармонии с богом и с
природой утрачена тернии и волчцы она
произрастит тебе да действительно мы
создаем цивилизацию в
без природы мы ее покоряем ну она на
мстит за это в прямом смысле мы покоряем
и свою собственную природу да ну что
заключается к вот человек культурный тот
который может властвовать над своими
инстинктами над своими стихиями
личностью становится мол говоря совсем
простым языком в раю культуры нет ну
наверное там что-то могло бы возникнуть
поскольку все-таки бог ожидал заповедь
адаму возделывать сад сделают ну вот он
по-другому немножко другим путем пашу
не было в раю философии зачем это нужно
не было науки затем суть вещей была
открыта для человека налога предполагает
поиск закрытых сущностей техники там
всяких тракторов самолетов все
по-другому здесь мы это создаем с
фактами
с фактами о вот этой второе creates a
низкой модели не шибко хорошо дела
обстоят ну как бы мы далеко туда не шли
в историю мы не находим никаких следов
рая мы никаких следов золотого века
которые говорят мифы не находим наоборот
чем дальше туда в истории мы идем тем
хуже состояние человек тем он более без
ином состоянии находится да как это
можно было бы объяснить но например
такой философ нет и карл ясперс он
говорит что действительно мы не можем
найти там ничего но с другой стороны мы
не можем и понять человека в не таких
категорий
он их шифрами называют как творение
грехопадения
необъяснимо почему человек создает
историю культур то есть прямые хватом
следов потрогать этого рая нету 6000 лет
его там междуречье там все бы ничего
подобного то какого то времени человек в
это верит потом тыкнул сказка
лед русские философы соловьев шиллинг
использовали такое понятие как
трансцендентальное событие то есть и
творение и грехопадение не являются
событиями в нашем вот этом историческом
времени собственно говоря как например
и большой взрыв не является событием в
ряду других событий это начало
некоторого процесса игры очень похожи на
сотворение мира и грехопадение точно
также хотя мы описывая как то у нас
будет лекция там про христианство
расскажу как обычно его понимаю через
пару занятий
ну это тоже не там что с яблочка поели и
и умерли все но это некий разрыв который
в духе происходит человека на ценностном
уровне нам вот так вот библия
рассказывай с помощью таких вот понятных
там символов все таки это было писал
библию
три тысячи лет тому назад ну как там для
того чела для человека того уровня
мы конечно уже сейчас по-другому это
воспринимаю то же время нам хорошо
понятно что такое вкусить плод древа
познания добра и зла да там раскольников
все ходил-ходил там убить бабушка не
убить возможно ли кровь по совести или
нет попробовал вот начались у него
последствия грехопадения вкушения плода
древа познания зла совершил зло и все
начали синевы и галлюцинации ты
всякое
изгнание из рая ну как же мы
сравнить эти события творения
грехопадения с зачатием человека и с
рождением с появлением на свет может
никто не помнит своего зачатия но явно
нас в зайчику кто не был никто из нас
тоже не помнит как мы рождались может
быть мы там с травмой может хорошо мы
явно мы родились и говорят что вот этот
период
ну момент рождения он очень большое
влияние играет на формирование характера
человека в особенности на его
подсознательно и так далее вот это
исследование специальных и психолога как
очевидно можно вот это рассматривать
искать конечно что 6000 лет тому назад
был рад междуречье но это
хотя некоторые ученые делают судно там в
америке маловероятно я думаю что вот
позиция ясперс она такая мере на а
гностическое то есть он мыслит вот в
этих библейских категория хотя без
такого наивного что ли представления
сказочного о том что как это будет но
без этого необъяснимо положения человека
в мире
вот такая вот штука так что видите нет
какого-то однозначного взгляда на то
почему человек создает культура эти
приспособленчество my всеми этими
реакциями тоже не объяснить вы
приспособился зачем музыку писать тогда
какая штука а ведь культура целостный
феномен от палки копалки до философии
там абсолютного идеализма мы ее сейчас
все построим значит давайте уточним еще
дальше понятия культуры человек создает
культуру в отношении
то есть он к чему-то относится к чему он
может относиться к природе есть такое
дело есть
он может относиться к другим людям есть
такое дело есть он может относиться к
самому себе как
как бы я для себя бы другим становлюсь в
этом отношении это все другое природу
другая для меня там другие людям игры
есть еще такое радикальное инаковость то
бог божество
относится человек богу до относится даже
если он говорит что бога нет это тоже
отношение к буш вот культуры и есть
система отношений человека к природе
другим людям то есть к обществу к самому
себе и к богу мы сейчас попытаемся
спроектировать спроецировать каждые
отношения и такой у нас дерево вырастет
в результате культуры то же дерево древо
культуры
в этих отношениях отношения во времени
на протекают завязываются какие-то
узловые моменты назовем их форма
образовав форму образованиями культуры
вот так вот встречаются встречается люди
раз создают семьи у до другой некий
статус работают работают создают
какую-то артель или вот зародыш он
сначала нам в утробе находится
яйцеклетка там оплодотворенная там
растет растет по чуть-чуть
эмбрион что там ним ручки-ножки органы
начинают постепенно формироваться раз
сформировался появился на свет
точно так же и человек в процессе
создания культуры формирует своего рода
органа этого искусственного организма
сравнение культуры с организмом это
очень распространенная в 20 веке какой
подход даже нельзя сказать кто взял его
из столько много разных авторов
историков и философов
говорят а цивилизация как об организмах
искусственный организм соответственно
даже вот есть койке термин объясняющий
построение культуры органа проекция у
нас он популярен у нас в россии
благодаря павлу флоренс каму вот он на
самом деле придумал немец какое-то
сейчас не помню не сильно там большой
философ флоренский то известно очень
ну в том плане например создает человек
микроскопа или телескопа это продолжение
глаза его ну или excavator продолжение
руки в таком и даже в более широком
будем говорить о варгана проекты человек
как бы некий аналог своего тела создает
на такое коллективное тело не не хочу
скачен прямо вот только и думает как бы
это создать такая бессознательная
демиурги и бессознательный процесс
творчества все то на говоря мы асад
пришли к пониманию того что вот культура
похоже на искусстве норвегии только в
двадцатом веке
то есть много миллионов лет и и устроили
тут но осознание
вот давайте сейчас так сказать вместе
это все выстроим с вами не пожалеете
чистого листа бумаги будем идти снизу
вверх потому что дерево растёт снизу
вверх такой но некоторые сверху вниз
толю растоптана мы на обычная обозначим
некий нулевой уровень развития культуры
вот та
проблематичная потенциальная грань между
совсем дикостью где человек вот якобы
тут животное хотя может и нет этого до
этого перехода но будем использовать как
наработки из эволюционист кого подхода
так и из креационист
некий нулевой уровень в развитии cut что
для него характерно для характерно
наличие орудий труда я вам уже говорил
но с другой стороны мы можем создать
некое орудия труда вроде
аппаратом взяв пауку к ней через поле
она и привязав камень продлена сложно
достраиваем как бы додумываем за этих
несчастных дикарей
может быть на самом деле не так все было
но это все таки уровень такой
комбинаторики некоторые а вот когда
человек начинает создавать уже сами
материалы
то есть не только фар не форматировать и
материалы создавать как бог создает
материю понятно мы из небытия там
создаем нам из руды там железо
появляется из чего-то там какой-то
строительный материал
когда человек начинает создавать сами
материалы вот это вот от дикости переход
между дикостью цивилизации дикость
варварство варварскому уровню
итак я считаю воспоминаний вот
зафиксировали его то есть мы сейчас
построим вырастит древо культуры которая
на все времена что называется будут у
как организмы у нас все вроде бы на
разные ну структуру организмом до 1
этаже конечно есть люди у которых там
четыре пончики мало таких риски все таки
мы считаем что есть некая нормы вот
такую норму в культуре мы с вами сейчас
построим то есть какие органы есть у
нашего культурного организме без к их
она не может существовать
начнём с самого простого с ветки
отношение человека к природному миру к
природе то так вот вверх и раз выстроим
зритель совокупность всех орудий труда
от палки копалки до синхрофазотрона всех
все сюда попадают называя
и соответственно умение да ведь культура
в отношениях выстраивается умение
пользоваться дарить или орудиями труда
называется как какие мысли есть
называется техника слышали такое слово
да техника техника в руках дикаря
металлолом
то есть не просто техника не просто
инструмент
а еще и умение им пользоваться если
философии культуры где нет совсем
никакой техники такие культур нет то
есть обязательно
техника является элементом
цивилизованного пространства техника
греческий техника техно умения техника
следующий уровень
следующие куры ведь на уровне техники мы
осуществлять непосредственный
какой ну чувственный контакт
чувственный контакт с предметом который
мы воздействие может быть нам надо
как-то суть делаете познать законы
познать законы по которым эти предметы
что называются группируются формируется
и когда у нас и возможности технического
развития изменятся как называется такая
форма отношения человека к природе где
мы познаём суть законы природных явлений
нет мнения такое слово как наука нам
известно
наука до наук мы
науку до мысли культурологически до
совокупность знаний методов людей и
институтов
деятельность которых направила
направлены на постижение законов
объективного мира цели его
преобразования знание
вот они разных носителях существуют
методы люди институты
и деятельность этих людей направлена на
выявление законов это главное целью
преобразования мир но с одной стороны я
вам говорил что как таковой науки нет
есть отдельные науки но наука как некая
сфера деятельности некое направление
нашей жизни в цивилизации относительно
самостоятельная там них много сейчас
даже не сосчитать сколько вот обычно
также такую структуру делают там
механические потом физические и
химические потом биологические потом
науки об обществе
сюда же и культурология попадает что
интересно мы можем сейчас посмотреть с
вами посмотреть как каковы механизмы
формирования этого культурного
целостности техника является исторически
первым наука позже появляется что
появилось сначала рычаг или правило
рычага
сначала рычаг эмпирическим но возникая
возникнут наука начинает что делать
воздействовать на свое историческое
основании воздействовать на свое
историческое основание и тем самым
менять его а изменившаяся техника
создает новые возможности для научных
всяких разысканий то есть такое движение
как бы ну по спирали что ли идет чем
научное движение или спиралевидная мы
увидим что здесь это похоже на то как и
протыкается познание новые знания
заставляет нас переоценить переосмыслить
старое то есть законы построения
культурного пространства и законы
познаниям в чем-то похожи
дальше третье рычагов много правило
рычага
одно колес много правило колеса культура
выстраивается как система уровней
обобщения
ко все более абстрактным столика все
более духовным уровнем мы будем
подниматься вот вы это увидите ну что
вот эти законы они яндекс и во всех
остальных сферах
культурного жизни тоже будут работать но
смотрите всякая наука изучает групп
появление в пространстве-времени
химических биологических геологических
существует должен же очевидно быть некий
такой целостный взгляд на мир наука его
предполагает хотя ученый занимаясь
конкретными предметами и но всегда
формулируете он как бы значительно
степени на веру воспринимает некие
аксиомы
по поводу того как устроен мир 3 быках
он стоит там на трех слонах или богом
сотворенный или большой взрыв там все
это нам подарил мышь не проверяем на них
не можем проверить эти гипотез
большинство людей так их воспринимает
как некую данность поэтому конечно
существует лишь нечто более такое
фундаментальных широкая по крайней мере
чем отдельные науки или даже их
совокупность
назовем это научная картина мира или
просто картина и мера
научная картина мира
это целостное синтетическое
представление о мире как таковом его
происхождение тенденциях развития и
возможной конечной судьбе
вот эти определение все они у меня и в
книге есть
и получается полностью все записать не
страшно целостные синтетики и главное
что вы поняли вот целостное
синтетическое представление многие науки
из них что-то вытаскивается и поправляю
получается какой-то синтез а в научной
картине мира происходит обобщение данных
отдельных наук ну всегда выявляются
какие-то науки лидеры
ну сказать что там физика строя до
всегда не были лидирующими но вот
например если мы берем наш двадцатый век
то такую роль лидера стали науки об
информации нести флаг во второй половине
двадцатого века информатика и
соответственно живую информации генетика
то есть те науки которые в наибольшей
степени во второй половине прошедшего
веками меняют мир сами представления о
том что мир насквозь informatie zero ван
то в общем то к идеалистическое
множество христианское представление в
начале был бит да кто там сказал начале
был логос было слово то же самое просто
на другом языке целостность никакая
наука не дает нам общего взгляда наверно
то чем география занимается нету нет о
чем химия вот из некое такое поле поле
верований гипотез интуиции вот она
состоит в эта научная картина мира еще
раз повторю что большинство ученых ведь
тем более студентов эти гипотеза просто
на веру понимают проверено
да и не проверить их часто это как раз
философы так сказать не испытывающий
большой любви к религии вот так
называемые пост позитивисты в 20 веке и
доказали от феи робин то
и другие получается что вот на уровне
научные картины мира как бы
грань между научным знанием религиозны
мифологическими на основе становится
очень размыв ческой опять-таки
происхождения мира
географ он изучаете изучает все он же не
задумывается как это произошло то есть
это выходит за пределы нашего опыта
происхождения мира мы можем сделать
только гипотезу какую-то выглядите как
это она у кота на опыте строится то есть
видит не совсем как бы
научное познание опять таки конец мира
ну там считается вот фридман из-за
эйнштейна вских этих гипотез в уравнения
сделал что как бы вот расширяемся сейчас
за потом начнет сжиматься схлопывания
проезжают уравнения эта вещь хорошая что
там фридман там доказал произойдет это
схлопывание не произойдет бог его знает
это через там миллионы лет или миллиарды
должно начаться но мы предполагаем что
наверное возможно некоторое схлопывание
ну как и конец света там когда боги
начинают сводить счеты друг с другом
разных мифологиях наверно будет это мы
верим в это мы верим в схлопывание наших
расширяющиеся галактики а те верили в то
что боги сойдутся в рукопашные
то есть и здесь мы тоже видим разницу
между конкретными науками собственно
научной картинами но я обещал вам
построить картину структуру культуры на
все времена как же как же вот с этими то
всякими древними и так далее что же у
них выпал
выполняла эту функцию ведь у древних
тоже были свои представления где они в
мифов да вот сан саныч вам рассказывать
какой части мифа
общие представления космогония ну вот
как это происходит и или к смолу когда
космогонии процесс ганаш называется
заканчивается наступает некая структура
получается космология и космогония
космология можем сказать что и в библии
есть такие представления начали с фрил
бог небо и землю так далее 6 дней
творения
что это некие эпохи такие пока все это
происходит так что можно написать
научную картину мира
мкм до для сокращения можно написать и
космология вот мы такую как бы структуру
отношения к природе прописали с вами
техника как единичная
наука та или иная конкретная наука как
особенно и наконец научная картина мира
как всеобщее
все исчерпана ветка отношение к природе
часто дети говорят хотят сюда философию
поставить у меня с научной картины мира
то не про низ не точно будет философия
это же не только отношение к природе
но в философии вот этой научной картины
мира наибольшей степени соответствует
такая ее часть как антология космология
конечно уж он то есть учение о сущем
учения быть даже в 20 веке возникли
такие представления такие
региональные онтологии например у химии
с свои представления о химическом
уровнем материального бытия
региональным или астрономов свои
представления об устройстве к вот этого
космоса видимого то есть внутри некой
общей научные картины мира еще такие
слои как бы находится
давайте сюда сейчас бог бог отстроим
ветку отношений ветку отношение человека
к самому себе нет простите к другому
человеку то что называется социальность
you по такому же принципу она будет идти
первичное отношения хлеб насущный до
будешь возделывать землю хлеб насущный
будешь добывать это совокупность
отношений
производства
обмена распределении и потреблении
материальных благ называется как
называется экономикой или хозяйством
экономика совокупность отношений
производства обмена потребление
распределение материальных
экономика это от отношения в первую
очередь между людьми конечно мы там си к
земле тоже есть какое-то смотрите есть
такие сферы экономики которые далеко
ушли от природы
особенно это заметно в современном
виртуально экономить отношение между
ними производства товаров и услуг
обмен распределения потребления
в этой самой экономике в этой сами
хозяйственной деятельности можно
выделить некие такие узловые точки и тот
кто имеет к ним доступ кто на них
надавливай начинает влиять на
экономическую жизнь как называется
совокупность отношений человека к
другому человеку по поводу власти не
знаете политика политика совершенно
верно
в русском языке это одно слово полиции
политика а вот если мы посмотрим более
богатый язык который отражает более
богатую многообразную политическую
реальность той культуры от английский мы
увидим два слова полисе & politics
полюсе то что мы называем
гражданственность у гражданским
обществом politics это вот собственно
поли деятельность политических партий
институтов на уровне политик всякие там
жириновский и зюганов и вот они и там
чтобы объясняют отношения в парламентах
и так далее поэтому фактически в этом
политики уровень гражданственности и
собственно политическая деятельность
тебя присутствует нам поскольку мы
общее представление культуре формируем
достаточно нужна политика
следующий уровень
так стать еще более абстрактной что ли
еще более вас вы оторваны от
непосредственной человечности
непосредственно отношения природе
совокупность институтов
но ведь уже институты появились они
просто отношения по поводу там картошку
растить или там бананы собиратель
совокупность институтов регламентирующих
отношения человека к другому человеку
как субъекта экономической гражданской и
политической жизни называется
государство это государство на букву
буковку г поставьте государства на букву
г у нас государство
смотрите важнейший признак какой сорт
институции институт это уже ну не
человек да они кати такой узел отношений
узел отношению ну какие институты вы
например знаете исполнительной власти
есть есть король умер да здравствует
король
короли приходят президент и премьер
министр и от сам институт исполнительной
власти осаго по монархическом у принципу
выстроена он остается или институт такой
судебной власти есть такое дело есть вот
где находится суд ну вот можно сказать
вот куйбышевский здесь это здание но на
самом деле суд это же
меж человеческие отношения суд это не
здания часто как точно так же как мы
говорим путаем церковь и храм церковь
это третье отношения между людьми
любезно и общество храм то место где они
собираются то все точно также и суд ведь
он просто в здания сидит каком-то
или институция законодательной власти
есть такое дело есть да может быть
конгресс может парламент может быть
совет старейшин какой-нибудь но
присутствуют люди меняются
институции остается то есть также армия
полиция так далее все это вот между
исполнительной там законодательной
судебной властями совокупности этих
институтов представляет собой
государство здесь очень ясно видно
отчуждение от личности поэтому там кафка
по-моему там чудовищем называл холодным
я уж не помню кто действительно на
государственном уровне и ну вы это
чувствуете на и по себе есть такая
отчужденность вот весь институт
сейчас еще это все в электронной форме
все-то ты даже не видишь с кем общаемся
раз пришел шустров там ты вот так вот не
видишь чиновника раньше все цифровизация
государственных отношений целая
программа еще больше отчуждения будет
выписку дарства никуда на и опять таки с
точки зрения разные точки зрения на
природу государства там были кто то
говорит что это вот такой эволюционный
путь постепенной организации общества
кто-то саккра лизу it государства что
это вот прямо от бога она вот пришло и
женственно и происхождение кто-то
наоборот говорит что это результат
грехопадения человеческого и
как вот губ спишут что в естественном
состоянии которую опять таки тоже нет
никто его не видел этого естественного
состояния
как вот пятницу робинзона крузо там у
меня для дефа
вестись нам состояние люди ведут войну
всех против всех
то и грубые всех друг друга и всем зайца
долго да и вот чтобы друг друга не
перебить и ну вот они отдают власть
считает томас гоббс этому самому
левиафану так он
левиафан тут библейское чудище некая так
вот суровый страшный вот как памятник
петру великому который шемякин там сваял
и он сейчас петропавловки кажется стоит
до чудища такого
но это государство хуже будет если его
не будет потому что ну конечно чудищ все
такое но она как-то сдерживает зло до
другое дело это gapps еще тогда
предвидел что государство может стать на
сторону одной из партии вот это вот
будет плохо тогда все она будет силу
государственного насилия легитимного
использовать для подавления
нижележащих структура гражданского
чтобы этого не происходило само
государство должно руководствоваться
какими-то принципами помимо власти и
выгоды помимо властей выгод что же это
за принцип как называется совокупность
норм и правил
регламентирующих отношения человека к
другому человеку как субъекта
экономической гражданской политической и
государственной жизни право закон да
конечно
государство необходимо чтобы реализовать
закон писаный однако смотрите если
понятия не писаного закона есть понятие
естественных прав они в разных
декларациях и в 20 веке там а потом там
после французской революции там права
человека и гражданина сейчас к
декларация прав человека
самом деле все это мы можем найти у
христианских философ уже в эпоху
средневековья у схоластов да и в
античности раньше что человек обладает
некоторыми естественными правами почему
как христиане обосновывали это
христианский эти богословы ну человек
создан по образу и подобию бога поэтому
нельзя его там не бывает например ну ну
и так далее убивать без веских на то
оснований мы можем конечно доказательно
весь же смертная казнь к показания право
видим право еще как бы апстрак не столь
еще выше в культурной иерархии чем
государства как это можно
эмпирически подтвердить но смотреть есть
и международное право
но над государственный характер то без
некие правовые нормы вот то самое
естественное право который на протяжении
столетий от одного государства к другому
государству передаются но если кто то из
вас никто не учился на юридическом
факультете нет таких на первом курсе
юрфака изучают какое право сюда римская
где рим то нет его давно у жены и между
тут вот великие рима
не современных итальянцев весьма далеко
от тех первых римлян технически отстоят
римское право с его принципе по-прежнему
существует эта основа всех европейских
систем собственно говоря так и кодекс
наполеона например где наполеон нет
наполеона уже давно
исчез а кодекс наполеона тоже поменял
систему правовых норм европы вот то есть
право еще некие такие более абстрактные
более общие принципы есть и в
государстве регламентирует власть то что
регламентирует право закон и
справедливость справедливость вот
справедливо несправедливо нарушил закон
неправедно кстати говоря джаст из
юстиции латинская это юстиция и
справедливость и справедливость ну вот
соответственно там такая на западе
все-таки правовая культура
от римлян осталось называется осталось
потому что как там римская пословица
пусть лучше рухнет мир но остро
чувствует справедливость у нас у русских
несколько другая культурная традиция мы
другие пословицы миру подарили закон что
дышло куда повернешь туда вышла поэтому
конечно благое дело там дмитрий
анатольевич медведев делает когда там
борется с правовым нигилизмом но сложнее
всего как которые показывает например
тот же джон 2 сузив сложнее всего
поменять привычки менять стереотипы так
что у нас конечно почва у нас в россии
для правового нигилизма была она не вот
не в 90-е годы возникла называется то
есть никакое попирание право она была
всегда но это отдельная тема почему
как-то путаем и беззаконие за благодать
и очень часто с одной стороны благодать
выше закона и совесть но все это не
могут жить только по совести иногда надо
и принуждения
а вот если вы там в школе читали там
слова законе и благодати митрополита
илариона противопоставляет законно
благодать и в этом есть позитивный
момент когда мы а религиозной сфере
говорим на сфере вот нижележащие у нас
очень часто это в такой правовой или
государственный произвол
выражается значит что еще есть этим же
человеческая
социальность не исчерпывается как мы
называем совокупность принципов и
ценностей которые регламентируют
отношения человека к другому человеку
как личности к личности на основе
различения добра и зла
высочества этика но эти cotton более
точном смысле наука о морали мораль
мораль и нравственность
этика часто используются как синонимы
нет не страшно но в более точном смысле
мораль это действительно совокупность
этих самых ценностей на которые
происходят ориентации нравственность это
реализация морали в конкретных
исторических условиях поэтому как
говорится нравы портятся или справляются
в том числе и нравы внутри христианских
сообществ посмотришь на некоторых
представителей ну какой же он христианин
совсем к материалист настоящий вы из
того что кто то например из руководство
церковью ведет себя как материалист с
этого же сами ценности которые христос
принес мира ничего с ними не происходит
и как были так остаются а нравы могут
портиться эти кайтон наука соответствие
ну или такой рефлексия по крайней мере о
морали он
собственность есть уже видите даже не
справедливости стоит вопроса о добре и
зле
нечто более глобальные хотя мораль и
право теснейшим образом друг друга
связаны можно так сказать что мораль
представляет собой субстанцию правовых
норм ядро ее смысловое ну например мы
знаем такую заповедь там не убить или не
укради берем декалог моисея
что происходит на уровне право
происходит конкретизация вот за такую
крашу тебе такое наказание за такую
коробку другое наказание тогда здесь
ограничимся порицанием тоже также за
убийство то есть сам принцип такой вот
не убий а вот что будет если убьешь в
каком состоянии там убил
и так далее ну и что еще важно отметить
что поскольку отношении на уровне мораль
межличностный характер носят
они не имеют принудительного характера
моральные нормы у нас правда говорит
кант есть некий внутренний судья
называется совестью но это внутренний
судья
правовые нормы и закрепляются законом и
государства можно принудить тебя к их
исполнению там штраф наложить или срок
какой то ты получишь так далее ну и
наконец наконец
ничто не что аналогичная научной картине
мира но в социальной сфере
социальное мировоззрение эпохи
социальные мировоззрение совокупность
мифов убеждений
идеологем которые носят такой
пронизывающий характер для всей сферы
для всей сферы
вот отношение человека к другому
человеку у слова мифы я тоже неспроста
там приема было пера мифы что вот мы
строили коммунизм услуг нашей стране
ваши дедушки там устроили справедливое
общество сейчас вроде что-то капитализм
снова стали строить как бы жили с этим
мифом жертвы даже определенные приносили
ну и на приняли например есть убеждения
но вот с ренессанса что будущее будет
лучше чем прошлых спорный такое вопрос
да вроде бы там научно-технический
прогресс идет о в другой стороны мы
смотрим что таких катастроф жертв как
вот во второй мировой войне
никогда не было и жесток жестокость
такая преследование целых народов там ну
вот холокост лучше будущее русско
двадцать первом веке будет лучше
фоне факт то что своего рода вера вот
такая мифологическое что новое лучше чем
старые если мы посмотрим на языческий
мир ту скорее старое лучшие но древние
как-то предки вот из таких вот убеждений
и состоит мировоззрения эпохи совсем
общую значит собственном социальность мы
с вами от строили практически всю да
давайте мы бетку отношения человека к
самому себе выстроим везде вот везде
здесь
о чем мы раньше говорит человек
относится и к самому себе тоже
но есть такая сфера где он выражает
отношение к самому себе самого себя до
как познаешь как творца выражает по
преимуществу это сфера искусство
здесь мы тоже такую иерархию форм
искусства сделаем не сильно долго
осталось на каждом из них такой же
принцип движения от более приземленных
отборе материальных искусств вот в
плетеных в материю природного мира до
более так сказать возвышенных
идеалистичны оближешь называется к духу
самое что называется ты кстати вплетена
в камне в дерево в железо искусство как
называется мы придаем им форму камням
дереву железу архитектура да такая
архитектура
самое материальное искусство ну иногда
там ремесле и говорят еще но это вопрос
является ли она искусство архитектура
является известным вы видите вот такой
поясок у вас получается она очень сильно
зависит от техники до
архитектурные возможности это самая
материальная емкая самое затратное по
деньгам искусство economic дальше
поднимаемся
тоже связано с материей с камнем там с
глиной но уже большая свобода не такая
зависимость человеческого мышления и
духа от материи это искусство называется
скульптура следующий вид искусства
освободились от материи даже сами
создаем материалы и образы уже форму
отделяемый материала остаются только
образы как называется искусство создания
образов изобразительное искусство или
живопись живопись
от решаемся и от чувственных образов от
красок остается сама структура нашего
мировосприятия сам ритм бытия
искусство называется музыкой и наконец
высшее искусство в котором присутствуют
и образы и ритмы
рифмы но появляется еще и сам смысл
логос слова искусно называется поэзия
поэзия и литература
ну некоторые говорят что поэзия ядро
литературы
собственно говоря наука биологическая
наука смыслах литературных произведений
политикой по визе литературу здорово
наконец аналог социального мировоззрения
эпохи и научной картины мира мы можем
назвать эстетическим миросозерцанием
эпохи
эстетическая миросозерцания
совокупность мифов убеждений символов
которые носят такой проникающей характер
для всей сферы эстетического творчество
люди
основные искусства мы с вами охватили
все остальные производные все остальное
деривативы там театр театр связан в этом
здании есть есть статуи начинают
двигаться актера ежи говорят стихами тут
же звучит музыка то есть самое кино
театр
за все производные от этих базовых
искусств если бы у нас была лекция или
по эстетике но она будет на эту комнатам
у философов там более подробно будет
изучать нам для наших задач и этого
хватает
теперь сделаем вот что
замкнём к вот эти вот три ветки
вот так и у вас получится тетраэдр на
своем основании стоящей
триединство
научной картины мира эстетического
миросозерцания социального мировоззрения
представляет собой духовную жизнь эпохи
мы конечно нарисовали ее треугольничком
но жизнь невозможно нарисовать
но вот так вот схематизировать
будем считать что это проекция с другой
стороны она дает нам некое представление
о культуре как от целом базовые
трансцендентальные образующую структуру
этой духовной жизни эпохи это истина
благо и красота
всякое искусство на стремится ну
выразить красоту либо противоположность
красоты безобразие
наука не может существовать без истины
что искать то тогда точно также и и
мораль
для собственную идеология дают нам
ответы на вопрос о высшем благе духовная
жизнь в те представьте себе духовную
жизнь так как вода такая от
структурируем и и воздух в ней выделим
духовная жизнь эпохи силовыми линиями
которые пересекаются обозначен духовная
жизнь эпохи взятая в и всеобщим
содержание всеобщее представляет собой
дух эпохи
посмотрите мы бы создали такой некий не
что нарисовали нечто аналогичное
организму лично в организме есть
клеточки
в нашем организме клетки есть органы
есть системы кровеносная система
вот клеточка организма культуры какое-то
событие экономическое событие
эстетическое события вы предмет там
соответственно до которая остается после
этого сыпать вот эти кружочки которые мы
рисовали по мере построения нашего
дерева это органы
печень сердце легкий скелет там ну
наконец духовная жизнь
эпохи и дух эпохи подобной системам
организма духовная жизнь подобна
кровеносной системе
точки зрения библии жить душа в крови
находится где кровь и везде мы конечно
можем сказать что сердце например качает
кровь до
легкие качают там воздух больше степени
пути мнение кровь везде
а дух эпохи это нервная система аналог
нервной системы благодаря крови мы живем
существуем благодаря духу мы мыслим и
действуем то есть если парализована
нервная система не от мышления нет
действия дух связан с мышлением и
действия не просто жизнь ну конечно
аналогии некоторые но диалоги и дают нам
возможность лучше понять что же такое
культура скульптура действительно некий
организм
который человечество создает входе такой
бессознательно или палубе
сознательной диме оргией нам не хватает
кое чего здесь-то нам не хватает
религией нам не хватает философии может
еще кучу
но где мы разместим религию на примерке
будут у вас будут какие то предложения
пожелания где сила софию разместим
кто-то предлагает вокруг кто-то
предлагает внизу ну внизу природу на его
природа мы шпульти нулевую точку сделает
ниже культуры материя видите отношение к
самому себе отношению к природе
отношения другим людям
отношение к богу предполагая
и к себе и к природе и к другим людям и
в то же время она больше их всех поэтому
я вам предлагаю такой же тетраэдры
надстроить
сверху кончите trider настроить сверху
назвать его религией система отношений
человека к абсолютному и мы видим что
духовная жизнь эпохи
одна и та же для религии и для культуры
целым почему так потому что именно в
религии ценности которые образуют в том
же время и ценность красоты и ценность и
истины и ценность добра
именно в религии ценности обретают
онтологическое измерение то есть так
хочет бог так устроив бог именно в
религии
соответственно мы видим что и
нижележащие так сказать слои культурного
бытия влияют на религию и наоборот
религия влияет на них ну на какую сферу
эстетическую религия раньше больше всего
влияет конечно на поэзию собственно
говоря и мифы и для те же библейские
тексты и тоже поэзия битов читаем как бы
в переводе но так и по это сравнивают с
каким с богом да это божественное
искусство но музыка искусство ангельская
отчетом ангела делают поют небеса
живопись наиболее человечный из искусств
наверное почему потому что человек это
образ сперва образа наделенная
способностью создавать образы вот он и
создает их точно так же мы можем видеть
что религия влияет на науку науками
до влияет но через что через картину
мира вот вспоминали известные о них там
много пишут кричал шоу мы идет с разных
сторон у процессы на эпохи возрождения
там галилеей что якобы вот церковь
преследовала там что вот конфликт между
наукой и религией
между наука и христианства в частности
будет на самом деле такого конфликта
потому что религия это о боге и о
спасении души а наука это материальном
мире но на уровне картины мира конечно
конфликт есть это конфликт между
средневековой картиной мира которую
отстаивался церковь тогда ну по простоте
душевной или полную из-за каких-то
прагматических соображений и новой
приходящие картина имела году новая
картина мира полностью противоречит
откровение но безграмотный взгляд
совершенно а папе 1-цы и даже хотел
издать термин цикле q что большой взрыв
это есть ни что иное как
описание творения мира богом но на языке
физики но потом какой-то а баб там его
отговорил от этого потому что ведь счет
отменит эту концепцию большого взрыва
мы-то лично уже говорил но там есть
сегодня большую взрыва нету конечно
очень много похоже оно похоже на
сотворение мира особенно в
каббалистической версии если брать с
творениями вот влияет ли религия на
технику напрямую не опосредованно да
получается влияние есть и частности
христианство и инициировал такой рывок
вот правда этот еще лет должно было
пройти суп ничего но для нас это много
тысяч лет для бога 19 то есть также вот
это вот сфера социальных отношений но на
что религия в первую очередь веет
конечно моральная
на систему ценность собственно говоря
настолько сильно влияет что многие
считают что мораль этот элемент
религиозной жизни как-то всегда так было
это очевидность вот христианская мораль
там от языческой например отличается
гуманистической морали
уже от христианской будет отличаться
только человека божеская через мораль
соответственно правовые нормы вот так
гуманизация правовых норм которые мы
видим последний нам 500 лет это же
результат христианизации мораль на
экономику влияет да вот макс вебер был
такой знаменитый писатель который что
писал книгу хозяйства этика мировых
религий очень интересная и самая такая
ценное и глава это протестантская этика
и дух капитализма где он показывает как
капитализм с протестантского отношение к
труду
возникает вы будете читать можно просто
предисловием ограничиться там хороший
наш автор культуру
а мы к верхнему и
то что вышитое hydra смысловое ядро да
не изобразительная то есть порядок
изображения скорее обратно к порядку
мышления напрямую экономика влияет на
религию дает что вы скажете что вот ну
экономика церкви экономика прихода там
но на саму религию то она не влияет вот
такая вот штука мы видим как разные
органы друг на друга воздействуют по
вертикали между собой да может быть
воздействие
те которые ближе находится по схеме
троми политика экономика сильно влияют
сильно видим также что как снизу идут
влияния экономика на политику на
государство влияет так и сверху идут
влияния государства влияет на такие
штуки наконец нам надо еще разместить
счетом разместить мы точим с вами
занимаемся философии якобы на хотя на
самом деле не философии где философия
здесь находится
а никаких идей по этому поводу нет на
лекцию уже на данном заканчивать поэтому
сам скажу на первой лекции говорил
философия есть не что иное как дух эпохи
выраженный в мыслях соответственно вот
где-то на этом треугольнике
мы найдем философию точно
позиционировать ее невозможно потому что
она кто-то будет ближе к правовой сфере
кто-то будет ближе к науке строить
своими философски кто-то будет ближе к
эстетике искусство устраивает где-нибудь
вот тут вот она находится
да дух эпохи выраженные в мыслях и в
этом смысле философия такую роль
великого переводчика толмача исполняет
осуществляется коммуникацию между
различными формами культурного бытия
перегоняет смысла из искусства в науку
что общего из искусства в религию из
религии в искусствах то есть мы можем ее
сравнивать поэтому и с наукой и с
искусством из религий из идеологией
наконец чего нам еще тут не хватает с
вами мы точим занимаемся ну философия
ну пойдете сейчас на другую лекцию
каково ваше пребывание в академии то что
такое образование не построит потом куда
пойдете к яме и до сегодня поедешь
куда-нить домой дома что семья это
важные моменты семья школа я бы
предложил вот так вам их обозначить вот
от ветхого к нижнему внутри этого
тетрада провести линию какую ось религия
школа медицина семья есть культуры
почему внутри потому что мы и в семье и
в образовании относимся не только это
взять к науке
нельзя их только к социальности это
нечто большее образование ведь может
быть и общем можно специальным
эстетическим например или правовым или
математическим и образование то что как
бы протаскивает не у человека вся жизнь
образование
и раз это такое осевое измерение
культуры
осевое измерения поэтому есть с чем то
так сказать плохо экономика это
поправимо вот если проблемы с религией
там например наступают или с
образованием или семьей
то со здоровьем у данного культурного
организма не все обстоит благополучно ну
конечно можно и некую такую аналогию
провести между живым организмом и
искусственным в частности наверное мозг
там как-то с наукой философия связано ну
религия а религию на верном сердцем надо
связать
потому что сердце объединяет и
материальные и психическое и духовное
человек такие важные решения ценностные
принимают как сердцем ну или вот вот кто
бываете на литургии там определенное
время священник восклицает гарри имеем
сердца то есть туда давайте стремиться
библии сказано чтоб не отягощали сь ваши
там сердца объедением и пьянством
например вот сердце такой очень важный
для человека word you экономикам
желудком там как-то связан тоже важны
руки
образование какую функцию выполняет в
в культуре что делает общество через
систему образования
я бы сказал и преобразует и продолжает
саму себя образование это детородная
система общественно организма в духовном
смысле этого слова то есть какое
образование сейчас такие поколения
завтра поэтому и эффекты в области
образования не не мгновенны хотя они не
совсем длительные ну тут религия дает
самые длительные эффекты они сразу не
видны и там начинается образование это
вот через поколение через два такой факт
из интересные что когда у нас страна
оплата до революции щит православной
когда там перепись проводил сталинская
перепись больше половины людей несмотря
на гонения страшные которые были на
церковь указали что они верующие
хрущевская переписали уже после сталина
так года население очень многие люди
особенно вот интеллигенция указывают что
ты из ты решил дать декрет отделение
школы и церкви от государства и школы от
церкви который подписал ленин он дал
свои плоды но не сразу сразу 232
поколение должно пройти вот точно также
большущая атеистическая работа отделения
школы от церкви церкви от государства
уже вот после войны дает такую
соответствующий эффект также из этой
системы и г мне это сразу было понятно к
чему это приведет многим но видно уже
сейчас люди обучаются думать
синтетические функции мышления
нарушаются будем случае угадывать мы
готовим не размышляющих о готовим
смышленых доган левых потому что сыны
века сего догадливее сынов света в своем
роде
вот ну тогда я не будет платонова
ньютонов если готовить догадливы hе
смышленых вы скажете что как же так вот
а в америке это особым
оттуда заимствовали но мы заимствовали
оттуда систему для колледжей
в элитных университетах ничего этого нет
кроме того в америке есть деньги на
может себе позволить купить лучшие умы
из индии из китая из той же россии и не
тратится так сильно на систему
образования мы таких денег и таких
возможности не имеем поэтому результат
этих реформ он может быть весьма и
весьма плачевным же так и есть вроде
сейчас задумались нам не пора ли
вернуться к старой системе назад столько
денег было в буханова эту новую систему
на этот эксперимент найти реформ анти
сначала подумали потом сделали сначала
сделали потом подумаю вот такая вот в
целом коллеги представления об
устройстве культуры это самое общее
представление его так на него как бы
наглядно подтверждаем конечно всякая
схема огрубляет реальность но она
позволяет и по понятию она следующие
тогда лекции мы поставим материал этой
нашей
связь со всеми предшествующими понятиями
сознания дух тело так далее и у нас
сформируются понятие культуры