|
|
||
Инквизиция обладает удивительной живучестью, словно вирус. Она во все века меняет лишь вывески, одежки и окраску, словно хамелеон. Из каменных мешков христианства она переползает в подвалы и кабинеты Комитета Государственной Безопасности, в советские психлечебницы, уничтожавшие диссидентов. А из этих кабинетов - в Академию наук, душащую новоявленных гениев, и обычные подкаблучные суды, объявляющие современных диссидентов обычными хулиганами. Потрясающая живучесть! Удивительная приспособляемость! Она страстно воюет за социальный гомеостаз, из-под мантии которого высовываются то хвост, то копыта. Инквизиция изо всех сил борется за стабильность, которая смахивает на кладбищенский мертвый покой. Она превращает любой строй в морозильник или погост, где похоронены лучшие люди планеты. Ибо у инквизиции есть вечная собственная религия - АБСОЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК. Но такой "порядок" неустанно жаждет, как Молох, человеческих жертвоприношений. Только так можно создать когорты запуганных духовных покойников, самый дисциплинированный народ на земле. Но любому возвышенному сердцу чужда любая тюрьма и "порядок", который зиждется на диктатуре и однажды обращается в застой, в гниющее социальное болото! Поэтому любая инквизиция всегда задыхается от собственных нечистот, ибо нужно неустанно генерировать ложь и насилие, и эта тьма душит не только новаторов, но и душителей. Она травит всех - и правых, и виноватых. Ведь инквизиция - инструмент беспощадного Зверя. Того самого, о котором апостол сказал: "Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел в сильной ярости дьявол, зная, что немного ему остается времени". Эта статья написана для колеблющихся, чтобы они сделали правильный выбор, ибо в этой вселенской войне крайне сложно остаться Человеком. |
Pussy Riot и Иисус Христос.
Кто покажет мне над этой свалкой волчьей Мир и свет, сверкающий вдали? Перед ним почтительно и молча Преклонюсь, ликуя, до земли. Саша Черный Российская журналистика и публика скучала. Даже президентские выборы - дело наискучнейшее, ибо все известно заранее. Кто победит, а кто проиграет, знает даже ежик. Но если скучающий народ жаждет хлеба и зрелищ, разве может Господь Бог отказать в такой мелочи? Но как Господу Богу прикажете веселить народ, как разогревать кровь в жилах обывателя, если и ему, и привередливому истеблишменту все приелось? Все надоело! Все - репликация каких-то исторических прецедентов. Только - на нынешний лад. Убили диссидента? - эка невидаль, со времен Леонида Ильича это так не оригинально. Министр или мэр украл несколько миллиардов? - это еще скучнее, тут можно просто грохнуться от скуки на пол и целый день не вставать. Разве может министр не украсть?! Тут, собственно, журналисту и писать не о чем. Он может взять кальку с какой-нибудь старинной статьи о том или ином коррупционере, вставить туда нужные нынешние фамилии и цифры, и "сногсшибальная" современная газетная колонка будет готова. Вот если бы кто-нибудь скинул где-нибудь маленькую атомную бомбу... - это совсем другое дело. Об этом можно писать аж недели две кряду. Не меньше. Но даже это, черт возьми, скучно, ибо атомные бомбы уже бросали, и - не единожды. Поэтому Бог, сидя на облаках, задумался. Какими еще чудесами природы баловать российскую скучающую публику? Это дело нешуточно сложное. Тут за шесть секунд новую разновидность колеса не изобретешь, новую сцену в земном спектакле быстро не придумаешь. Хорошо одно: Бог - очень изобретательная Сущность. Изобретательности Ему не занимать. Поэтому нам нужно у Него учиться, учиться и еще раз учиться. Если мы хотим быть интересными людьми, которым есть что показать изумленной вселенной. Ведь Он придумал незамедлительно... Да, Господь мог бы сделать из девчонок кого угодно: респектабельных учительниц, к примеру. Или - менеджеров, неустанно кующих свое драгоценное бабло. Но Он решил иначе: превратил дщерей в певуний. И причины были, судя по всему, у Саваофа на то очень веские. Как тут не вспомнить задушевные лирические строки невероятно популярной (в свое время) песни: Я в весеннем лесу пил березовый сок, С ненаглядной певуньей в стогу ночевал... С каким удовольствием много лет назад, взяв в руки гитару, я исполнял эту песню неприкаянного сибарита. Но времена те канули в Лету. Сегодня приходится петь совсем другие куплеты... Может быть, я очень огорчу ненаглядных певуний, ибо должен сказать откровенно: сегодня меня не интересует ни Pussy, ни Riot. Мне совершенно не интересно, чего они хотят или думают по тому или иному поводу. Чувства, мысли и намерения этого самодеятельного балагана мне безразличны. Поэтому анализировать этот скандал я вообще не собирался. Но... вмешалось Провидение. Как-то чисто случайно, просматривая религиозные новости, я наткнулся в Интернете на видеоролики, посвященные их незабвенному "святому хулиганству". И чем дольше читал комментарии известных людей, тем больше печалился. Ибо среди тонн словесного мусора не встретил ни одного стоящего комментария! Ни одного мнения, из которого можно что-то поучительное для себя выискать! Складывалось впечатление, что все общество погрязло в колоссальном эзотерическом невежестве. Мы живем на дне какого-то океана грязи и тьмы, где некомпетентность стала визитной карточкой и священника, и журналиста. Именно поэтому и написана эта статья. Ибо такое повальное неведение просто невыносимо... * * * Лишь один Господь Бог знает, как мне не хочется писать о политике, ныряя в подлое инфернальное болото! Всякий раз, создавая текст, думаешь: это - последний! И вдруг приходит сильный импульс из трансцендентальных глубин. Моя военная Муза вручает свое огненное перо и приказывает: "ГОВОРИ!" * * * Не буду долго рассуждать о банальном. Что певуньи замахнулись на "самое святое" - репутацию президента. Что тут сказать? Даже кролику ясно, что снижать рейтинг "августейшей особы" может только самоубийца. Тут не надо быть гением, чтоб предсказать результат. Принародные филиппики в адрес самодержца всегда опасны для персонального здоровья. И сегодняшнее время исключением не является. Тот, кто решил уничижать царя-батюшку, должен быть готов к тому, что лечиться ему придется весьма продолжительно. И это очень хорошо, если надо будет что-либо лечить, а не заказывать красивые, шлифованные, гранитные, надгробные постаменты. Вот если бы они спели на амвоне "Боже, царя храни!", то сейчас ели бы мороженое и спали на собственных перинах. Даже если бы пели, танцуя на солее в неглиже. Pussy Riot - бой-фемины, Перед Богом гнули спины, Царя-батюшку "уважив" - Посыпая имидж сажей. Пели быстро, впопыхах, Позабыв про стыд и страх, Но молебен бросил тяжкий Их с амвона в каталажку. Петь, молиться и дышать Им придется не спеша. Государство дарит мило "Келью" им и... - даже мыло. Да, лишь один Бог теперь знает, когда ненаглядным певуньям придется в стогу ночевать. И - с кем именно. Переночевать с ними не отказались бы многие (с саном и без оного), но, увы, Матушка-Судьба решила превратить их на некоторое время в монахинь. Она более компетентна, чем мы, с кем фемины должны спать и где им лучшего всего молиться. Очаровашки сполна поимели свою "минуту славы". Теперь государство сполна поимеет певуний. Точнее говоря, выжимать сок из боевых певуний теперь будет российский уицраор Жругр, если говорить языком Даниила Андреева. Русские поющие "валькирии" плюнули Жругру в морду, а такой кульбит дорогого стоит. И в положительном, и в отрицательном смысле. Но песня, впрочем, не только о них. Эта песня - о более важном: о делах наших грешных и праведных, либо приближающих, либо отдаляющих Царство Небесное. Давайте посмотрим, как выглядит их прегрешение с точки зрения канонического воцерковленного христианина. Но ни в коем случае не рядового, а маститого - того, кто считает, что он собаку съел на христианстве. Именно такие "съевшие собаку" и были приглашены 14 марта 2012 года на 5-ю студию Санкт-петербургского телевидения. Где оппонентом церковников был сам Александр Невзоров, в которого, как всем известно, церковь влюблена по самые уши. Трудно найти на российских просторах другого такого борца за научный атеизм, на которого управители Священного Синода и Московской патриархии смотрели бы с большим умилением. По всей видимости, Саша будет рано или поздно церковью основательно "канонизирован" - возглавит все черные списки как враг ортодоксов N1 - ибо он единственная личность, от которой у церковников кипит кровь и пробуждается совершенно не свойственная им тяга к размышлениям. Бывший репортер берет клир за самое живое, пробуждая тотально все: и дух, и мысль, и боевое настроение. И блаженная церковная летаргия в его присутствии мгновенно заканчивается. Благодушный поп, ошарашенный негативным напором Глебовича, мгновенно выпадает из многовековой дремы и падает на раскаленную сковородку безжалостно критицизма, отыскивая впопыхах не менее увесистую оскорбительную дубинку, которой тут же норовит приструнить неугомонному Сашу - съездить оскорбительными эпитетами по черепу. Воинственный репортер, возможно, заставил батюшек совершенствовать миссионерскую риторику больше, чем все атеисты прошлых веков вместе взятые. А за такое нужно медаль на грудь вешать. И, возможно, когда-нибудь в будущем церковь отыщет в своих закромах какую-нибудь символическую награду для столь выдающегося оппонента, который "творил зло, но вечно совершал (неведомое для церкви) благо". Да, именно так, не исключено, что в будущем, церковь одумается, подобреет, и придет к единственно правильному решению: что "Будильник" из Саши судьба смастерила отменный. Невзоров обладает редким талантом эпатажа РПЦ строго в рамках существующего законодательства. (Прошу простить меня за черный юмор, без которого разговаривать о репортере нельзя.) Надо отдать провокатору должное: так изящно выставлять дураками церковников не удавалось пока никому. Только Саша может мгновенно раздеть маститого богослова, чтобы тут же отлупцевать его по всем мягким местам своей идеологической плеткой. Поэтому Всеволод Чаплин, до безумия влюбленный в Александра Невзорова, скоропалительно сбежал в свое время с места идеологического ристалища, прекрасно предчувствуя свой бесславный финал. Бегство - некрасивое зрелище, но гораздо страшнее другое: сесть в лужу на глазах всей страны. Вляпаться в помои надежно, фундаментально и по полной программе... Ни муштра семинарии, ни молитвы, ни причащения не сделали монахов поэтами и мудрецами, способными красиво вращать высокопарными словесами, как шпагой, обращающей в бегство зарвавшегося атеиста. Все было наоборот: косноязычие рядового иль высокопоставленного священника из ушей лезло, когда он сталкивался с талантливым оппонентом. Саша убедительно показал, что современные "Ловцы человеков" ловят преимущественно лишь слабоумных. И к идейной битве готовы лишь с маразматиками. Да, Александр денно и нощно демонстрировал всему миру классическую ложь церковного христианства: священник побеждает кришнаита, буддиста, атеиста или толтека лишь на страницах книг, изданных православным издательством. Но в реальной жизни этого не случается практически никогда. Христианство в идеологическом плане очень слабо, что тщательно маскировалось в дореволюционное время государственной диктатурой, третировавшей всех оппонентов тогдашнего православия, а в наше время маскируется отсутствием открытого и широкого телевизионного диалога между церковью и другими конфессиями. И то, что показывает 5-я студия города на Неве, это нонсенс, а не широко распространенное религиозное шоу. Колыбель революции еще раз демонстрирует всему миру, что "Колыбель" - самый лучший город на нашей планете. Был, есть, и, надеюсь, останется им навсегда. У меня всегда складывалось впечатление, что Саша приходит на передачи повеселиться, размять интеллектуальные мышцы, и посмотреть на агонию репутации неосторожного маститого богослова. Учит их духовная семинария, учит, ничему не может научить! Поэтому репортер играется с батюшками как кошка с мышкой. Что невольно реанимирует в памяти искрометные строчки Саши Черного: Какая радость - в бешенстве холодном Метать в ничтожных греческий огонь И обонять в задоре благородном Горящих шкур дымящуюся вонь! На этих страницах, однако, мы не будем заострять внимание на одиозной фигуре знаменитого религиозного хулигана. Эта песнь не о Саше Невзорове. Есть дела поважнее, чем беседа о генераторах религиозных скандалов. Pussy Riot будет лишь фоном, на котором мы увидим нелицеприятные реалии нынешнего и ушедшего Хроноса. Мы должны обратить внимание на то, на что никто, нигде и никогда пока внимания не обратил. Как Шерлок Холмс мы обязаны увидеть то, что лежит на самом видном месте, но что никто напрочь не видит. Хотя именно этот очевидный нюанс провоцирует воскликнуть: "Это элементарно, Ватсон!" Он хорошо замаскирован тотальным невежеством и ясно указывает на истинного преступника. Момент истины проскользнул в телепередаче совершено случайно. Проскользнул и исчез. Дмитрий Пахомов, член общественного совета при синодальном отделе связи церкви и общества, широко растекаясь религиозной мыслию по дереву, еще в самом начале своего монолога промолвил: "Ну смотрите, что произошло. Произошло вторжение в сакральное пространство православного храма. Главного храма русской православной церкви". Наконец-то! Нашелся-таки один единственный человек, который четко обозначил проблему. Произошло ВТОРЖЕНИЕ В САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Поблагодарим русского миссионера. Ибо это - ключевой момент, фундаментальный. Говорить об оскорблении религиозных чувств - это ребячество. Классическая дубинка, которой устрашают еретика и нетрадиционного мыслителя. Самая простая вещь во вселенной - это оскорбление религиозных фанатиков. Нет ничего проще! Ему палец покажи, он оскорбиться. Фанатики всегда оскорбляются, хоть реверансы перед ними пляши. Хоть на дуде перед ними играй. Оскорбить можно совершенно нечаянно, не имея ни малейшего желания кого-либо опечалить. Гигантское чувство собственной важности приходит в неистовство от всяческой чепухи: от неосторожного жеста, ухмылки, насмешки или иронии. При этом фанатик готов растерзать тебя на куски, оправдывая и прикрывая свое злодейство классическим фиговым листиком: я, дескать, веру свою защищаю. Поэтому изуверство - основа основ любого рьяного апологета. Вся кровавая история ближайших веков - это борьба за церковную гегемонию. За владычество над миром во имя той или иной религиозной доктрины. Где отмщение за оскорбленные религиозные чувства являются фундаментом всяческого насилия и теократической тирании. Гениальный Карлос Кастанеда в одном свом интервью без всякой иронии произнес: "Напишите крупными буквами на бумаге - ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ УБИВАЕТ! - а затем повесьте бумажку на свою стену". Ибо оно убивает иногда чисто физически: и носителя этого зловредного чувства, и его окружение. А ведь сейчас мы так нуждаемся в жизни и радости. И православные, победившие свою спесивость, такими светлыми генераторами могут быть. (Пусть пока чисто теоретически, но такое чудо возможно.) Если, например, какая-нибудь благая церковная шишка с высокой трибуны заявит на всю Русь исключительно юмористический монолог: "Миряне и клирики! Какие замечательные женщины есть на святой Руси - не поленились сами требу исполнить к Пресвятой Богородице! С чем я вас и поздравляю - широкомасштабный атеизм загнулся! Теперь даже падшие женщины к Богу взывают, а не в ООН петиции строчат! Нет, чтобы священников попросить о такой требе, ведь мы бы дорого с них за смещение президента не взяли (дикий хохот в партере), дщери наивные думали, что они сами с усами! А теперь зададимся вопросом: к кому Богородица скорее прислушается? - к тем, кто в длинных юбках (сутане), или к тем, кто пляшет на солее практически без юбок?" - то от такого искрометного монолога вся более или менее здоровая Россия будет хохотать до коликов в животе. Так ведь нет! - церковь нагнетает психическое напряжение - ненависть и жажду отмщения, истончая фундамент и без того хлипкого мира. Она смертельно серьезна! И эта звериная серьезность никого не делает хоть на йоту счастливей. Поэтому давайте оставим эту раздутую церковниками галиматью об униженных и оскорбленных христианах, и посмотрим на кое-что более важное. Ибо оскорбить свихнувшегося на религии можно чем угодно: например, некогда один православный христианин был очень оскорблен тем, что я редко хожу в церковь. Это фантастика, но факт - мое нерегулярное посещение храма его очень обидело. Дмитрий, пожалуй, единственный, кто обозначил-таки самое основное: в САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО было вторжение. А вот от этого попахивает уже какой-то объективностью. Тут уже можно что-то пощупать и понюхать конкретное, в отличие от разъяренного самолюбия религиозного идиота. Но тут мы сталкиваемся с другим вопросом: а что такое Сакральное Пространство? Хороший вопрос. Основной. Сакральное можно заменить синонимом - священное, святое, то бишь - светящееся. Пространство, озаренное благодатным небесным огнем, невещественным светом. Другими словами, это пространство, в котором, поэтически говоря, живет Бог. Следует отметить важный нюанс: такое пространство охраняется ангелами. Неважно как мы их обозначим. Назовем их, не уходя из христианского тезауруса, Серафимами. Или - как-то еще, как их называют представители других религий - Дэвами, например, если перенестись в индуистскую сферу. Неважно, как мы их назовем. Важно то, что это очень могущественные небесные существа, полностью контролирующие это пространство. Поэтому следует запомнить один неочевидный, но действенный постулат: невозможно попасть в Священное Пространство недостойному человеку. Даже если он этого страстно захочет. Даже если всеми силенками попытается осуществить сей прорыв. У него ничего не получится! Это невозможно! Хотим мы этого или же нет, но нечестивый это сделать не может! У святых Серафимов есть и силы и средства, чтобы осквернения не допустить. Огненная энергия святого пространства несовместима с грязной тьмой бесовского сознания. И этот духовный свет отбрасывает бесов, обжигая их невещественным пламенем. Именно это и нужно намотать на ус верующему мирянину. Осквернить подлинное Святое Пространство постороннему случайному человеку нельзя. Он может расшибиться в доску, но в истинное Сакральное место он не войдет! Для атеиста, который ни во что духовное не верит, поясню ситуацию на другом конкретном примере. Предположим, что в столицу пожаловала на час некая веселая труппа, дабы петь и плясать на базарах. Ответьте теперь на вопрос: могут ли эти заезжие песняры и плясуны мимоходом сплясать что-либо в кабинете президента, ничего с главой государства не согласовывая? Даже если вы не разбираетесь в политике совершенно, то ваш ответ будет весьма прост: певуньи и певуны свои частушки в кабинете президента исполнить не смогут. Не глядя на все свое истовое желание. Ибо намерения шансонеток здесь недостаточно. Нужно ведь преодолеть многоступенчатую систему президентской охраны. Что весьма непросто осуществить без благоволения царя-батюшки. Но Сакральное Пространство защищено от вторжения еще пуще! Кабинет президента, по сравнению с ним, это просто проходной двор, куда без труда вторгается практически всякий. И когда известный миссионер заявляет, что в начале этого года произошло вторжение в Сакральное Пространство недостойных людей, он утверждает не истину, а свое эзотерическое невежество. Всего лишь. Чтобы осуществить подобный прорыв, нужна санкция Бога. Это - чудо из чудес, и бывает оно крайне редко. Все Сакральные Пространства можно очень грубо разделить на две категории: 1. Естественные священные места Силы. То, что возникло без вмешательства человека. 2. Искусственные Сакральные Пространства. Места Силы, возникшие благодаря человеку. Любой храм, к примеру, в идеале должен быть именно таким Сакральным Пространством. Это святое место тоже творит Бог, но уже не силами природных стихий, а через своих представителей, жрецов, совершающих в таком храме магические обряды. Православные это магические обряды или буддийские - дело десятое. Самое главное здесь - святость жреца. Если жрец святым человеком не является, все его попытки создать Священное место окажутся тщетными. Амвон и алтарь такого храма Священным местом не будет. Православный священник, к примеру, может проводить свои службы хоть сто лет подряд, но если святости у него нет, в его храме Сакральное Пространство не появляется. А это значит, что в его храм войти может всякий, даже самая мерзкая личность. И по алтарю, солее и амвону он может невозбранно ходить, как по своей грядке. Очень хорошо понимаю, что все вышесказанное кажется бездоказательными утверждениями. Но с этим ничего поделать нельзя. Ибо эксперименты и верификации в этой сфере - дело опасное. А интуицию свою никому не подаришь. Кое-какие доказательства, разумеется, можно найти, но скептику они все равно ничего не докажут. Возьмем, к примеру, священную гору Кайласу. Уже много веков жаждущие свидания с Шивой штурмуют ее, пытаясь достигнуть вершины. И это предприятие часто заканчивается летальным исходом. Ибо долго находиться в истинно священных местах могут только святые. Прикинуться святым недостаточно, нужно им быть. Поэтому восхождение нередко похоже на попытку нетрадиционного самоубийства. О чем искатели Истины и приключений хорошо осведомлены. Поэтому восхождение - индикатор на святость. Если есть какие-то деструкции в психике, Кайласа их очень хорошо выявляет. Хемакута (Златоверхая) регулярно снимает кровавую дань с наивного человека, вообразившего себя святым человеком. К подножию священной горы являются, как правило, люди хорошие. Но даже у этих возвышенных личностей есть какие-то дефекты сознания, которыми и показывают в Священном месте искателю Кузькину мать. Вот это и есть истинно Сакральное место. Оно не нуждается в охранниках-мордоворотах, защищающих Святое Пространство пушками и пулеметами. Негодяю даже приблизиться к священному месту непросто. Он инстинктивно испытывает отвращение к подобным местам. Ни за какие коврижки его туда не затащишь. Даже люди возвышенные частенько испытывают недомогание или усталость, приближаясь к сакральному месту. И если кто-то решит прорваться к священному месту насильно, без приглашения, посредством лишь своей свирепой настойчивой воли, то невдалеке от сакрального места такой человек может просто упасть в обморок. Священное место - это не проходной двор. Оно фильтрует прекрасно. Кто в нем должен быть, а кто нет, решают не люди. И когда миссионер Дмитрий Пахомов заявляет, что произошло вторжение в Сакральное Пространство известного храма, он слишком много мнит и о себе, и о своей церкви. Солея храма Христа Спасителя, скорее всего, не была Сакральным Пространством в тот миг, когда поющие фифочки мимолетно ее оккупировали. О чем свидетельствует сам факт нахождения искусительниц в этом месте. Произошло другое: "храмовые танцовщицы" попали в место, которое является для России сакральным СИМВОЛОМ - пространством, обрамленным священными атрибутами, которое чисто ментально (истинно или ложно) отождествляется с Сакральным Пространством. И как только это произошло, они мгновенно оказались на линии высоковольтного напряжения, на проводах которого им пришлось сейчас мучительно зависнуть. Создать Сакральное Пространство непросто. Здесь нужно быть истинно святым человеком. Все остальные - гуляют, простите за прямоту. Сколько бы большая церковная шишка не дефилировала по той или иной солее, Сакральным Местом от этого солея не становится ни на йоту. Священное пространство нельзя создать государственным или церковным указом. Нельзя встать на трибуну, ткнуть пальцем маститого архимандрита в какое-то место и сделать его таким нехитрым жестом священным. Освящает пространство лишь истинно святой человек, достаточно автономный от всех эгрегоров, церквей и государств. Такие истинно святые люди частенько преследовались церковным начальством, о чем так явственно повествует печальная история Григория Паламы, оптинского старца Амвросия иль схиигумена Саввы. Истинно святой - как гвоздь в сапоге для любой иерархии. Хоть церковной, хоть светской. Ибо такая автономность персонального мнения, такая огромная степень духовной свободы всегда как кость в глотке у высокопоставленного церковного или государственного рабовладельца, ходящего в золоте и бриллиантах. Мне вспоминается классика - книга Ромена Роллана, обратившего свой взор на восток. Великий индусский святой Вивекананда возмутился однажды оскорбительными поступками своих соотечественников, оказавших пренебрежительное отношение и к древней вере, и к ее храмам. В Индии это редкостное явление. Но все ж таки атеисты есть и в этой невероятно религиозной стране. Но у Вивекананды, как и у любого святого, было одно преимущество: в критические моменты он мог вести ДИАЛОГ с Богом. Возмущаясь недостойным поведением соотечественников и оккупантов, он попытался получить достойное утешение от Матери Мира - грозной и неистовой Кали. В одном святилище Кали в Кашмире он и получит успокоивший его сердце ответ. "- Весь мой патриотизм исчез. Я был глубоко неправ. Мать (Кали) сказала мне: "Даже если неверующие входят в мои храмы и оскорбляют мои изображения, что тебе за дело до этого? Ты ли защищаешь меня, или я тебя?.." - Итак, нет более патриотизма; и я - только малый ребенок..." ("Жизнь Вивекананды") Вторгнуться нечистоплотному человеку в искусственное священное место, чтобы его загрязнить, очень и очень непросто. Тогда за дело берется невидимое для обычного ока темное воинство. И соблазняет оно не кого-нибудь, а именно жреца данного храма. И если этот маневр удается, если соблазн восторжествует, тогда Сакральное место теряет свою чистоту. За падением жреца следует автоматическое уничтожение Святого пространства. Лишь пока жрец возвышен и свят, его храм - Священное место. Но как только скверна проникает в его ум или сердце, храм будет поруган. Этот тот самый момент, когда нечестивцы врываются в молитвенный дом, чтобы осквернить его уже чисто физически. Это то, что можно созерцать обыкновенным человеческим оком. Никакого ясновидения тут не нужно. Да, во все времена демоны пытаются осквернить священное место. Но как они это делают? Давайте посмотрим на крайне простой механизм. Именно это и наблюдала любознательная общественность, созерцая кувыркания на солее одиозных русских "Апсар". Она наблюдала лишь следствие духовных преступлений священников, имена которых остались за кадром. Но именно они и являлись истинными виновниками несанкционированного "торжества" неканонической веры. Но повальное невежество всегда заставляет катить бочки с порохом на мелкие сошки. "Истинно" православные жаждут мщения лишь для крайне незначительных шестеренок, для исполнительниц-кукол, совершено не понимающих, в какой страшный спектакль они втянуты темными силами. Их вина фантастически ничтожна, если сравнить ее с проступками маститых священников. Но на орехи от "униженных и оскорбленных" достанется только им. У глупцов и подлецов есть одно общее свойство: они очень любят бить беззащитных. А беззащитнее этих шалуний и выискать-то непросто. Наивность и невежество заставляет часто считать, что если суд проявит какое-то милосердие, избавив неприкаянных певуний от длительного тюремного заключения, то и возмездия они не познают. Это не так! Если они были проводниками темного воинства, то возмездия избежать невозможно. Меч Немезиды обрушится независимо от того, как отнесутся к ним политические и религиозные лидеры. Даже если все люди мира будут носить скандалисток на руках, воспевая гимн их мужеству, Немезида этот квартет однажды основательно огорчит. Есть законы, которые мстят независимо от человеческого волеизъявления. Даже очень возвышенные и святые люди здесь часто страдают. Что же тогда говорить о не очень возвышенных и святых? Их страдания порой просто неописуемы. Особенно те, что проявляются лишь после смерти. Поэтому скандальные русские "дэвадаси" достойны лишь сострадания. Их кровь черти однажды будут сосать по полной программе. "Храмовые танцовщицы" думали, что взошли на русский амвон, а в действительности оказались на еврейской Голгофе. Впервые в жизни меня порадовал наш знаменитый дьякон, воззвавший к милосердию и прощению. Кураев придумал невероятно красивую адвокатскую речь, зачаровывающую религиозного интеллектуала, но основательно разъярившую высокопоставленных церковных подкаблучников, которым плевать на все виды красот и аргументов. Ибо руководствуются они не Евангелием, а волеизъявлением царя-батюшки. Как посмел не согласовать он свое заступничество с верхотурой?! За такое по головке не гладят. Мы ведь не в Царстве Божьем живем. Даже во сне не мог я представить, что известный миссионер однажды породит во мне симпатию к церкви. Есть все же и там человекообразные люди, простите за каламбур. Создалась, вообще говоря, фантасмагорическая ситуация - как в русской сказке про курочку Рябу. Кто только ни пытался расколоть православную церковь! Чукотский Дед Диомид бил золотое яичко православия, бил, не разбил. Языческая баба-пропаганда унижала, била, била яичко золотое, не разбила. И вдруг какая-то серая мышка пробежала по амвону, подняла ножку, махнула хвостиком, золотое яичко упало и разбилось на две половинки. Одна половинка христиан жаждет стереть злоумышленниц в яичный иль мышиный порошок. А другая половинка отчаянно призывает к добросердечию: "Посмотрите, что в Евангелии написано!" Да мало ли чего в Евангелии написано! Все что там писано, не помешало католическим церковникам выпотрошить Царьград в 1204 году, а потом вырезать пол-Европы ради торжества "самой правильной из вер". А тут какие-то смутьянки! Совсем недавно их раздавили бы как букашек - походя и незаметно. Как давят комаров - без шума, писков, визгов, пыли. Но вот беда для грозных мстителей и защитников "священного пространства": мы живем в эпоху Интернета. И восстановить репутацию иль имя доброе негодяю сегодня ой как несподручно. Ибо громкое мнение некоторых уважаемых человеколюбцев ни за какие доллары не купишь. Вот в этом и проблема. Выглядеть все хотят как Царь Небесный: и митрополит, и маленький сантехник. Никто не хочет получить на лоб бирку изувера. Евангелие - это самая последняя книга, которой руководствуется воцерковленный христианин. Ибо в церкви живет такой страшный зверь - Экзегетика. Это чудовище в свое время сожрало Евангелие, переварило его, и выплюнуло отрыжку - свое толкование текста. И невероятно простое чудодейственным образом превратилось в невероятно сложное. А очевидное - в невероятное и неочевидное. Поэтому воцерковленный и оглашенный все время манкируют собственный разум и собственное сердце, все время вопрошают у батюшек - как им понимать то или это. Благословение теперь просить нужно на все, кроме похода к собственному унитазу. Такую массовую безмозглость, которую веками внедряла христианская церковь, не внедрял еще ни один другой общественный институт. Церковная иерархия во все века отбирала у человека самое главное: способность к самостоятельному мышлению. Ибо только безмозглым покорным рабом легко управлять. Только на его костях можно строить очередную Вавилонскую башню. Но у этих Вавилонских башен один и тот же норов: они все время с треском падают на землю. Что и продемонстрировала нам Византийская империя и Октябрьская Русь. Ибо мышление по церковному шаблону никакого другого финала не имеет. Но мышление по шаблону - это не мышление вообще! Это - отсутствие такового! Это имитация мышления. Ведь именно благодаря такой имитации и возможна догматика - кучка высокопарных лозунгов, которые запрещено обмозговывать. "Блажены милостивые, ибо помилованы будут", - цитируют сердобольные православные люди и тюремщикам, и своим свирепым иерархам, пытаясь защитить не столько Pussy Riot, сколько пошатнувшуюся репутацию собственной церкви. "Милостивые помилованы будут" - ну что тут непонятного?! И вдруг мгновенно выясняется, что непонятно тут все: Московская патриархия не против милосердия, но - особенного пошиба: она хочет миловать только свою собственную шкуру, спасая ее от гнева царя-батюшки. Поразительно здесь даже не это, чувство эгоистического самосохранения объяснимо и просто, патриархия - это ведь не батальон святых, это - канцелярские работники, удивительно другое: что к русским "храмовым танцовщицам" не отправился в тюрьму тот или иной сердобольный миссионер со своими душеспасительными беседами. Вот что отвратительно по-настоящему! Вот что гнусно! Ибо незадачливым "дэвадаси" грозит подлинная беда. Над ними парит всамделишное горе, где нынешний благостный тюремный спектакль, где они разыгрывают узников совести, купаясь в море неофициальных комплиментов, покажется им блаженным приключением. Не нужно бояться ни тюрьмы, ни гнева царя-батюшки, все это конечно неприятно, спору нет, но это сущий пустяк по сравнению тем, что может ждать танцовщиц в далеком будущем. Если, разумеется, они выступили на стороне Врага рода человеческого. Но так ли это? Кого певуньи на самом деле представляют? Бога или Дьявола? Это непростой вопрос, когда речь идет о скандалисте. Очень непростой. Великие еврейские пророки нередко были для царей самыми суровыми обличителями. Амос, Нафан, Ахия, Илия и Елисей давали прикурить своим царям по полной программе. Они никого не боялись, кроме Иеговы, и скандалы власть имущим закатывали на всех сто, не считаясь ни с религиозным саном, ни с короной. Поэтому ситуация с любым обличителем-разоблачителем непростая. Ибо оценивать нужно такие душевные нюансы, такие тонкие намерения, о которых мы даже представления не имеем. Здесь нужно быть духовидцем. Поэтому судить их может только Бог. А мы - не можем. У нас нет такого права. Мы не Архангелы, мы люди. Единственное, что с чистой совестью мы можем - простить их и помиловать. Но даже если земной суд их помилует, помилует ли небесный? Но этот тип возмездия уже за пределами нашей компетенции и власти. А наше дело - миловать. Ибо несут они угрозу лишь чьей-то репутации, а не здоровью. Вечный крест любой интеллигенции - мочить чью-то репутацию. Это вечный крест поэта и писателя, четко отличающий его от бумагомарателя. Это тяжкий крест миссионера, если он миссионер, а не церковный прихлебатель. Ведь если в волчьем логове долго муссировать идею милосердия, то исход для такого миссионера будет исключительно летальным. И "дэвадаси", попытавшиеся влезть в шкуру валькирий, взвалили на свои хрупкие плечи лишь микроскопическую часть этого всеобщего креста. Да, ненавидящих их - море. Они не слишком сильно копируют поведением матери Терезы. Это ясно даже кошке. Слишком уж долго "дэвадаси" купались в эротической грязи. И эти сексуальные новации не вдохновляли... Но кто из нас тут без греха? Покажите мне такого, кто по глупости и молодости не ошибался. И вот теперь они, вынырнув из грязи эротической, нырнули в помои политические. А это уже совсем другая категория грязи, с совершенно другими палачами, судьями и долгоиграющими стратегическими последствиями. Это совершенно другая мясорубка и принципиально другой мясокомбинат. Где певуну свободы отведена не роль мясника, а роль маленькой овечки. А теперь давайте влезем в шкуру адвоката и посмотрим на возможный плюс. А если у них действительно болит сердце за погибающую Русь? А если именно это заставило скандальных танцовщиц лечь на амбразуру государственного дзота? А если эпатаж был лишь средством, а не целью? Что тогда? Тогда у палачей на горизонте ничего хорошего не просматривается. Мягко выражаясь. Тогда у их судий незавидное будущее. Вот что тогда. Бог ведь судит не за поступки, а за намерения. Но именно это и является самой большой тайной для любого постороннего человека. Человек ведь может стать на высокую трибуну и провозгласить любую чушь, весьма далекую от истинных намерений, и никто о том не догадается. Поэтому Бог и отнял у человека прерогативу суда над ближним. Только Он знает подлинные намерения человека. Чуден мир твой, Господи! А шуточки - еще чуднее. Вселенский Игрок в бисер взял в руки бильярдный кий из ярмарочного балагана и точнейшим точечным ударом послал микроскопический бильярдный шарик прямо в сердце колосса на глиняных ногах - в культовый комплекс РПЦ. И православный колосс тут же треснул напополам - от макушки до самых, простите, гениталий. И лишь крайне спокойная погода - отсутствие сильного западного или северного ветра - не позволяет колоссу с грохотом упасть на мостовую. Сразу четко выяснилось, что православные разделились на две несовместимые категории людей: 1. Тех, кто жаждут крови, и всячески оправдывают собственное насилие и кровожадность - делают ссылки на отцов церкви, бесстыдно призывающих к насилию над еретиками и богохульниками. 2. И тех, чье сердце исполнено добротой и состраданием. Кто не хочет множить страдания и без того многострадального народа и с топором в руках защищать свой символ веры. Ибо защищать нужно собственное сердце от ненависти и жажды мести, а не церковные идеологические побрякушки, крайне сомнительные практически по всем параметрам. Нетрудно понять, что это - непримиримое противостояние. Склеить в одно единое целое насильников и миротворцев уже не удастся никогда. Бог создает критическую ситуацию, чтобы показать зачарованным или ослепшим: кто есть кто. И тут вдруг выясняется, что кто-то хочет лелеять в своем сердце Бога, а кто-то - низкопоклонство перед зажравшейся церковной иерархией. Кто-то хочет остаться человеком, а кто-то - самовлюбленным церковным прихлебателем. Кто-то пытается избавить узниц от бессмысленного насилия и неволи, а кто-то хочет заляпать их кровью московский асфальт. Кто-то понимает Евангелие буквально, как невидное дитя, а кто-то преклонил колени перед чудовищем Экзегезы, оправдывающем любое зверство, если оно выгодно церкви. "Я пришел разделить", - заявил великий Галилеянин. И вот, похоже, что это вовсе даже и не шутка, не описка в Евангелии. Православие накрыла-таки эта великая Матрица Иисусова деления и дробления как нежданная цунами. Оно и так дробленое, а тут еще какие-то Pussy масла в огонь духовного дробления подлили... Так как теперь быть РПЦ с этой невидимой проклятой схизмой? Как склеить эту потрепанную эпохой вазу? Никто не знает... Но насильники из РПЦ никогда не хотят выглядеть насильниками! Что вы! Они хотят выглядеть оплотом истинного миросозерцания, истинной веры и истинного милосердия, подразумевая под словом "милосердие" что-то исключительно свое, внутрицерковное, доступное лишь избранному кругу особо посвященных лиц, склеивавших понятие о милосердии из редких цитат увесистого "Добротолюбия". Что в силах понять только уникальный истинный святой и масон высокого градуса. А для простых рабочих и крестьян "милосердие" Госпожи Экзегетики звучит на редкость просто: "Богохульника нужно бить без жалости. Для его же пользы". Вот вам и весь сказ про Иисуса Христа в церковной обработке. Чтобы читатель не подумал, что я здесь сгустил краски, давайте вернемся в 5-ю студию питерского телеканала и послушаем Дмитрия Пахомова: "Я имею богословское образование, небольшую степень бакалавра теологии, могу сказать следующее. Креститель Иоанн Златоуст в одном из толкований священного писания, в одной из своих амелий говорит буквально следующее: Богохульника бей ради его собственного же вразумления. Это говорится в христианской церкви, говорится вселенским отцом церкви, архиепископом константинопольским Иоанном Златоустом, автором одной из литургий, которые совершаются у нас по сей день во всех храмах православных на планете Земля. И об этом четко совершенно говорится. То есть тот принцип ископаемого толстовства о непротивлении, он не имеет никакого отношения к подлинному христианству, абсолютно не имеет никакого отношения". Вот оно! Прямо в яблочко! Есть оказывается где-то какое-то подлинное христианство, где кровопролитие - основа основ. Где нет никакого места словам, где есть только один единственный способ окончательного вразумления: кулаки, дыба и уморение голодом. Да, во времена Сталина и Хрущева миссионеры были чуть-чуть скромнее, и бить нетрадиционно мыслящих личностей принародно не предлагали. Вели себя скромно, тихо, продуцируя елейное выражение лика. Сразу видно, что батюшки ныне почувствовали себя рыцарями на белом коне. И тут же провозгласили, что бить по мордасам теперь не просто можно, но и нужно! Пьянящий воздух свободы сыграл с ними, как и с Плейшнером, скверную шутку. Вдруг оказалось, что террор - главный инструмент рьяного апологета. Это лишь маленьким детям предлагают буквально понимаемое Евангелие, чтобы загнать их под церковные купола сладким пряником нежности и добросердечия. Но когда малец повзрослеет, ему дадут другое "Евангелие" - от Иосифа Волоцкого или Иоанна Златоуста - настоящее, всамделишное, такое же свирепое, как и весь мир подлунный. Складывается впечатление, что мы живем в мире перевертышей: Христос был ненасильственным, чтобы показать пример истинной духовной жизни, а потом пришли великие толкователи, чтоб перевернуть все вверх тормашками - узаконить агрессию, превратив ее в краеугольный камень своей церкви. Церковники дописали-таки Евангелие. В соответствии со своим пониманием и своей целью - всемирной гегемонии христианской церкви. Жаль, что не расскажет драгоценный Пахомов важнейший нюанс из жизни своего любимого идеолога: какой страшный венец примерил на себе Иоанн Златоуст в конце своей церковной карьеры. Не поведает Дмитрий, как сильно ненавидел опальный Златоуст в конце жизни то, что так любил и уважал в самом начале: главу родной церкви - епископов-единоверцев, в одночасье превратившихся в людоедов, блистающих на вершине Византийской империи. Да, сильно изменилась точка зрения Иоанна перед кончиной на родненькую церковь и, возможно, на собственные незрелые максимы, высказанные в молодости... Истощился сиреневый туман фанатизма. Иссякли розовые фантазии апологета. Прозрел парень, столько лет заливавшийся соловьем на церковном амвоне! Но эта песня не о Златоусте, эта песня о другом. Идем дальше. Итак, насилие к богохульникам - суровая необходимость. Что ж... неприятно, но куда денешься? Это ведь не булочник провозгласил. Архиепископ. Но как быть, если богохульник не пожелает подставить вторую щеку? (А он, будьте уверены, не пожелает.) И нанесет мощный контрудар по обидчику - рьяному миссионеру? Что делать, если этот контрудар сломает христианскому апологету и челюсть, и жизнь, и хребет? Вот что советует Иоанн Златоуст в таком случае? Может быть, у архиепископа константинопольского есть рецепт исцеления сломанной челюсти? Мы не знаем, может быть, и есть. Это надо спрашивать у Дмитрия Пахомова, а не у автора этой статьи. Дмитрий получил степень бакалавра, с чем его можно торжественно поздравить. И теперь он намекает, что православным людям не помешает небольшой христианский джихад. Для очищения и усиления "сакральных пространств". Поэтому он ни разу не провозгласил другую, не менее важную максиму: НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ ЛИШЬ КОНТРНАСИЛИЕ, А ЛЮБОВЬ ПОРОЖДАЕТ ЛЮБОВЬ. Так что же мы предпочтем порождать? Это каждый решает сам, строго индивидуально. Порождайте, что хотите и можете. Но при этом вы должны знать: ваш выбор - это ваш выбор. И ответственность за него будете нести вы лично, а не провокаторы - церковные апологеты или воинственные атеисты, типа нашего знаменитого Глебовича. Церковь не пожелает взвалить на себя на Страшном Суде даже микроскопическую часть вашего долга, ибо она тоже подсудна. Ей бы со своими грехами, дай Бог, рассчитаться... Группа Pussy Riot спровоцировала бакалавра на откровенность. И так было всегда - лишь в критических ситуациях проявляется правда-матка, такая же желанная и любимая, как и гвозди в подушке. Оказалось, что на церковном знамени всегда было написано симпатическими чернилами: "Насилие - наш рулевой". И эта надпись долго была невидимой. Пока русские "Шакти", созданные неведомыми силами как детонатор, не взорвали информационную религиозную бомбу. И симпатические чернила тут же показали истинное писание и подлинное лицо церковной иерархии. Итак, давайте теперь плясать от этой печки: богохульник нуждается в побоях. Это звучит уже практически как постулат Эйнштейна, почти неопровержимо, как закон Бойля-Мариотта, ибо исходит из уст не прачки, а самоуверенного богослова. Жечь на кострах стало уже не модно, не престижно для матушки-церкви, по побои по-прежнему являются делом практически святым. Если дело коснулось богохульника. Но прежде чем бить ненавистного богохульника, давайте выясним вначале, что такое богохульство. Не будем торопиться с зубодробительными ударами. Давайте вначале покумекаем. Авось пригодится. Наивный человек по своей бесконечной духовной простоте частенько думает, что богохульство - нечто фантастически простое. Это, дескать, ругня по отношению к Всевышнему. Увы, увы, под куполами ничего простым не оказалось. Но давайте поначалу заглянем в толковый словарь Ожегова. Там все очень лаконично: "Богохульство - поношение, оскорбление церковных реликвий, хула на Бога". (Ничего от себя не добавляю, лишь пишу слово "Бог" с большой буквы, ибо в словаре оно написано с маленькой.) Тут вроде все понятно, но возникает другой вопрос: а что является церковной реликвией, а что нет? Но и этот вопрос не последний, ибо хочется задать еще один: как можно оскорблять церковные реликвии, если они предметы неодушевленные? Оскорблять можно субъект, но как оскорбить объект? И можно ли оскорбить реликвию, если почитающих ее наблюдателей нет, и физическая деформация не наносится? Видно сразу, что знаменитый русский словарь составлял человек в религии не шибко грамотный. Оно и понятно - атеизма время на дворе стояло. Как могли, так и составили. Поэтому давайте обратимся к другому маститому клирику - Михаилу Ардову - писателю и публицисту. 17 марта 2012 года вышеупомянутый литератор имел большое удовольствие общаться с неугомонным Глебовичем, припасшем для очередной бригады священников еще одну ядовитого инъекцию своего трезвомыслящего атеизма. Ника Стрижак, ведущая телепередачи, обратилась к священнику именно с этим животрепещущим вопросом: - Давайте мы сначала разберемся с последним пунктом нашего голосования. Богохульство - что это такое? Отец Михаил, вы можете зрителям объяснить, чтобы у нас не было расхождений терминологических? Когда прозвучали эти слова, у меня сразу же возникло тревожное чувство, что этот вопрос смахивает, по своей сложности, на квадратуру круга. Он такой же неразрешимый, как и вышеозначенная геометрическая задача. И интуиция меня не подвела. Михаил Ардов тумана напустил по полной программе: - Богохульство - это... так просто, наверное, не скажешь. Потому что, уже начиная с упоминания имени господа всуе. Ну и, кроме того, всякие оскорбительные для религии, для церкви высказывания, изображения и т.д. Это самая настоящая дымовая завеса, хорошо прячущая суть вопроса. Сразу видно, что ни оглашенный, ни великий богослов, ни миссионер над этим вопросом никогда серьезно не задумывался. Уж слишком долго церковь внедряла элементарную безмозглость, и когда этот вопрос свалился как снег на голову, не нашлось ни одного умного ответчика, который бы подарил страждущему христианскому миру долгожданную дефиницию. Этой группе "храмовых танцовщиц" уже пора премию от епископата выписывать, ибо плясуньи, простите за юмор, лучше всех прочих оппонентов подтолкнули богословов усовершенствовать собственную теологию, как следует обмозговать животрепещущий вопрос. Возьмем, к примеру, слова Ардова - "оскорбительные для религии, для церкви высказывания, изображения", и мы тут же попадем в водоворот неразрешимых противоречий. Во-первых, церковь - это не субъект, и даже не монолит, склеенный из одинаковых субъектов, отштампованных на небесном конвейере. В нее входит много личностей, и каждая такая личность имеет на то или это свою персональную точку зрения. То, что оскорбительно для одной группы лиц, совершенно не оскорбительно для другой. Порой именно то, что оскорбляет одних церковников, других приводит в восторг. Спрашивается: мнения и чувства какой группы церковных лиц надо признать истинными? Этот вопрос даже в принципе неразрешим. Даже руководящие церковью епископы выражают мнение не церкви, а лишь свое мнение. Что и продемонстрировал нам опальный Диомид. Чукотский епископ предал анафеме всю нынешнюю верхушку Московской патриархии, ибо она его очень и очень оскорбляла своим неуважением к самодержавию. Для кого-то Диомид - истинный христианин, герой, сидящий одесную Отца Небесного, а для кого-то оскорбитель. Для одних христиан высказывания тех или иных еретиков - героические и новаторские, открывающие новые горизонты к Богу, а для других, более слабоумных и фанатичных, богохульство. В идейной плоскости единства нет, так что ж в таком случае тут богохульство? Богохульство - это фантастически субъективный термин. Возьмем, к примеру, изображения. Для кришнаита изображение Кришны священно. Но христианин может считать это изображение богохульством, ибо истинный Бог, с его точки зрения, не может выглядеть как какой-то красивый индийский мальчик, увешанный цветами и бриллиантами. Это - вызов Саваофу! Извращение его иудейского облика - самого канонического и самого правильного. Богохульство! Ибо индусы, не посоветовавший с Папой иль митрополитом, взялись рисовать самое святое, что есть для христианина. Возможно поэтому некоторые рьяные православные боевики врывались в московский молитвенный дом вайшнавов, чтобы бить нетрадиционных богомольцев по головам железной арматурой. Это избиение не было богохульством, не один епископ изуверов не пожурил, богохульством были молитвы и изображения поклонников Бхагавана Кришны. Все изображения древнегреческих Богов сегодня иль завтра христиане могут посчитать богохульством, ибо живописцы приписывают Богу совершенно недостойные поступки. Например, сексуальное домогательство можно инкриминировать практически всем олимпийским небожителям. Земные женщины вечно в перекрестии их эротического прицела. Возьмем, в качестве примера, любвеобильного Зевса, греческую ипостась Иеговы, который, прикинувшись лебедем, совершенно невозбранно соблазнил красавицу Леду. Обратите внимание: классический художник намекает, что Бог ведет себя как сексуально одержимый ловелас. А это однозначно попахивает богохульством. В чем, кстати, можно обвинить и древнего мистика-литератора, подарившего странный миф. На этом изображении рьяный церковный апологет может усмотреть и элемент порнографии. Что намного усугубляет вину всех распространителей картины, ибо они участвуют в умножении и богохульства, и непристойности. Но вот странность: богохульство - явное, а православная общественность молчит, стреляя из пушек по московским синичкам и воробушкам, унизившим, в первую очередь, себя. Я промолчу об индийском пантеоне. Ибо изображения некоторых индусских Богов вообще лучше созерцать после полового созревания и интеллектуальной зрелости. Короче говоря, богохульством можно объявить все, что угодно. Было бы желание. Мне не хочется бросать тень на Михаила Ардова, ибо это очень возвышенная и порядочная личность. Достаточно бросить на него один взгляд, чтобы сразу понять - именно из таких хороших людей и должен состоять клир русской православной церкви. Если, конечно, мы не хотим, чтобы на солее танцевали те или иные "дэвадаси". Церковь была обескровлена и поставлена на колени именно потому, что там катастрофически не хватает таких возвышенных священников. Порядочный и умный человек в Московской патриархии РПЦ не приживается, что и продемонстрировал своей жизнью православный литератор. Но что делать, если именно на его плечи ведущая телепередачи возложила этот проклятый вопрос о богохульстве. И все остальные участники дискуссии от разрешения этого каверзного вопроса уклонились. Парадокс в том, что, дав определение богохульству (как оскорбительные для церкви высказывания), Михаил Ардов тут же собственной персоной и попал под каток этого определения: "Я из нее (РПЦ МП) ушел в 90-х годах, понимая, что эта организация не способна к самоочищению и покаянию. И вот, что я должен сказать: действительно, церковь не смогла в 90-х годах, у нее был огромный шанс стать очень влиятельным институтом, но она была к этому не готова, и тому есть очень важные причины. Первая и менее важная причина - это вот какая: что с 50-х годов было негласное указание, этим всем ГБ занималось, не принимать в семинарию мальчиков, у которых в аттестатах 4-ки и 5-ки. Только троечников. И вот эти троечники до сих пор занимают очень важное место. А вторая - гораздо более страшная. Предпоследним председателем совета по делам религии был такой Харчев. Потерявши эту должность он разговорился, и в одном из интервью он сказал чудовищную, страшную вещь, которая очень многое объясняет: он сказал, что мы 70 или сколько 50-70 лет боролись против церкви, мы хотели ее уничтожить, и мы в частности пытались ее уничтожить таким образом: мы продвигали в епископы и на все важные места людей заведомо корыстных, корыстолюбивых и беспринципных. И вот теперь, сказал Харчев, мы хотим, чтобы они нам сделали духовное возрождение. Вот привет Александру Глебовичу". Деликатные участники телепередачи назвали это не богохульством, а констатацией факта. За что им - огромнейшее спасибо. Ибо такая милость значительно повышает имидж рядового православного мирянина. И еще раз убеждает: православная рыба гниет с головы. А внизу порядочных людей пока еще немало... Рядовые православные порой говорят такие "богохульства", до которых воинственным безбожникам никогда в жизни не додуматься. Склонность к самокритике рожает порой перлы самого изысканного "богохульства". Например, Егор Холмогоров, до мозга костей православная личность, до каждой молекулы и рибосомы, на передаче 14 марта ляпнет: - Церковь - это корабль грешных, которые ищут спасения, а не корабль, состоящий из безгрешных людей. Это богохульство или же нет? Оскорбил он церковь или прославил? Смею напомнить, что у слова "грешник" есть много синонимов - нечестивец, мерзавец, подлец, шулер, пройдоха, и т.п., все не перечислишь. И какой-нибудь не шибко грамотный провинциальный христианин может посчитать себя глубоко оскорбленным, ибо ни мусульмане, ни индусы, ни китайские даосы, ни зороастрийцы не обзывают свою конгрегацию "кораблем нечестивцев". Другие православные заявляют, что среди монахов очень высокий процент гомосексуалистов - это богохульство или констатация медицинского факта? Ну это как посмотреть. Это зависит от настроения и пищеварения "Его Великопреосвященства". Будет хорошее настроение - простит и канонизирует, плохое - приструнит и перекроет шлагбаум к информационному пространству. "Корабль грешников" - это не самая ужасная картинка, нарисованная христианином. Михаил Ардов говорит, что официальная церковная верхушка - это еще и "Корабль дураков", в придачу ко всему. Что уж совсем печально, ибо попахивает натуральной всамделишной анафемой. Хотя задолго до русского священника об этом недвусмысленно заявил великий классик Иероним Босх. По-видимому, очень рисковал художник. Да, жизнь безопасна только у обывателя, но гений все время напрашивается на крест, анафему и полное государственного обеспечение в индивидуальной политической каталажке. По всей видимости, попы достали своей глупостью Иеронима на всех сто двадцать процентов, раз он не побоялся публично поговорить "о сокровенном". "Корабль дураков" - его пламенный привет из далекой старины современной православной молодежи 21-го столетия. Века прошли, но ничего не поменялось! Церковь как была генератором слабоумия, так им же и осталась. Вся беда не в том, что церковь - это "корабль грешников", как заявил Егор. Это еще полбеды. Самое страшное в том, что на этом корабле более грешные управляют менее грешными. Как намекал Михаил Ардов, беспринципные люди стоят у штурвала этого корабля, а честный люд прикован к веслам на галере. Чем выше должность - тем мерзопакостнее рулевой. Именно поэтому Босх и подарил нам "Корабль дураков", а не "Корабль апостолов".