Семенов Алексей Михайлович : другие произведения.

Эволюция морали

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эволюция морали и либеральные реформы в обществе

  ЭВОЛЮЦИЯ МОРАЛИ
  
  
   Начать эту статью непременно хочется с цитирования недавних заявлений двух наиболее заметных в нашей стране людей:
   26 го на приеме в Кремле по случаю вручения наград деятелям отечественного кино, президент Путин сказал, что понятие сильной России включает в себя не только дееспособную экономику, эффективную армию и крепкую государственную власть… Но и нравственность!
  А за неделю до этого, оправдывая олигархов, Березовский заявил, что "в России вообще невозможно было заработать сколько – либо денег не нарушив при этом закона"…
  К первому высказыванию – никаких возражений. Даже наоборот – обеими руками "за". А вот на второе хочется сказать: раз нельзя было "по закону", значит и вовсе не надо было зарабатывать.
  
  От десяти заповедей через кодекс строителя коммунизма и далее.
  
   Мой старинный друг – даром что доцент - технарь, выдал недавно такую сентенцию, мол, смог бы настоящий, в старом дореволюционном понимании этого слова, христианин – последовательно учинить в стране все те экономические преобразования, что у одной части населения получили название экономических реформ, а у другой – откровенного грабежа? И сам, отрицательно отвечая на этот вопрос, добавил, что для врача психиатра, отцы приватизации и монетаристской экономики должны представлять такой же профессиональный интерес, как и серийные убийцы…
   При смене общественно экономической формации, свидетелями которой нам довелось стать в последнем десятилетии уходящего века, мы стали и свидетелями вопиющего упадка морали. Понятно! Каждому веку и каждому хозяйственному укладу по недавнему официально установленному учению соответствовала своя мораль. Капитализму – капиталистическая, социализму – социалистическая… Однако всегда признавалось, что совсем без морали – нельзя.
   Независимо от того, какой теории создания мира придерживается просвещенный читатель, неважно каким образом древние люди получили знания о правилах регламентирующих жизнь человека, заключающиеся в десяти заповедях, - ясно одно - они стабилизировали общество и следование им отличало людей от животных. У Уэлса в Острове доктора Моро эта модель хорошо описана – не ходи на четвереньках, не ешь рылом из корыта, не убивай себе подобных …
   Теперь, когда с треском потрясшим пол- Европы рухнул коммунизм, вместе с ним рухнули и системы морального регулирования. И! Сразу оголилось реальное "общественное здоровье" нации. Как только ослабли государственные институты соблюдения моральных норм – цензура, культура… так вступила в силу индивидуальная система соблюдения нравственного порядка – в виде внутренних тормозов. А она и показала что без хлыста вивиссектора Моро – все так и норовят вновь встать на четвереньки и хрюкая броситься к корыту. Норовя при этом секануть ближнего клыком по сонной артерии…
   По закону жанра статьи здесь полагалось бы ошарашить читателя градом страшных цифр и примеров упадка морали… Однако к чему ломиться в открытую дверь, утомляя публику рассказами о вещах, с которыми она изо дня в день сталкивается на каждом шагу! Разве для кого новость, что в большинстве своем приватизация народной собственности являла собой откровенное воровство и мошенничество? Разве новость, что стало больше наркомании и проституции? Разве новость, что по сравнению с восьмидесятым годом, убивать и насиловать стали в сто раз чаще?
   В чем дело? И как жить дальше? Этими вопросами не задаются пока "хозяева жизни". Не задаются пока, потому как не поделен еще мир, осталось пока еще пространство, где можно "срубить бабки по – быстрому"… А поэтому пока и не до морали. Мораль понадобится позже, когда карманы уже будут набиты под завязку. А пока, от насильников и хулиганов можно отгородиться охраняемыми подъездами, бодигардами в пуленепробиваемых жилетах и бронированными стеклами персональных лимузинов… Сейчас, пока не до этого. Покуда носитель нового сознания например озабочен "как продать киловатты в Европу, при том как на востоке страны от этих самых киловаттов освобождены целые области… Но ведь в Европе за киловатты платят твердым долларом – а на востоке страны не платят ничего. Поэтому по закону рынка надо продавать туда, где платят". Помните простую экономическую схему – товар движется к деньгам… А мы ждем какого то чуда. Что киловатты пойдут к пенсионерам и шахтерам… Побуждаемые химерами совести и справедливости. Дойдет дело и до морали, но пока не до нее.
   Хотя, страдают и новые хозяева жизни. Не их ли убивают, то здесь, то там. Подрывая в собственных авто или расстреливая в собственных подъездах. Разве не в этом в первую очередь и проявляется нынешний упадок морали? Где это было видано в истории русского купечества - решать проблемы долгов или передела собственности через динамит, пистолет и снайперскую винтовку? Так что страдают и сами зачинщики смены общественно – экономической формации. И в первую голову страдают. Однако и сопутствующие "болячки", в виде детской наркомании, не миновали так называемых "новых". От падения нравов не спрячешься за стойкой консьержки и не отгородишься охраной при входе в дорогую гимназию. Об этом как раз подумалось, когда дочку того же помянутого нами Березовского задержали в питерской дискотеке с парой понюшек кокаина.
   Но вопросы здорового и стабильного общественного окружения пока, кажется, не заботят хозяев жизни. Но почему не озаботится ими в массе своей - простой человек? Ведь влияние воли простых людей даже в псевдо и квази демократическом обществе в годы выборов может быть весьма ощутимым. Дело только в том, что бы твердо знать, чего хочет простой человек.
  Наверное, он не хочет что бы его детям показывали по телевизору голые задницы и без конца промывали нестойкие детские головки рекламой роликовых коньков, жвачки и пепси-колы со льдом. Наверное хочет, что бы в школе его детям кроме желания проколоть ухо и ноздрю ( или пупок и сосок) да вставить туда кольцо, да нюхнуть "кокса" и "замазаться по-черному" привили бы еще хоть пару каких – либо позитивных желаний. Пожалеть родителей, к примеру, или заработать на развлечения не проституцией, а честным трудом. Вопрос только в том, как этого достичь? Как сделать школу такой, что бы она учила доброму и что бы это учение было сильнее влияния старшеклассников из школьного туалета... Как сделать телевидение таким, что бы оно развивало интерес не только к половым сношениям и изощренным методам насилия, а демонстрировало примеры благородства и духовной высоты… Ни со школой ни с телевидением в обозримом будущем нам не справиться. В условиях так называемого рынка, телевидение будет показывать то, на чем выгодно размещать рекламу, то есть поп – концерты, тупые ток-шоу и фильмы с приемчиками кара-те. От школы при нынешнем госбюджете чудес ждать тоже не приходится.
   Итак, по факту - общество в его слабой неустойчивой части, выбирает удовольствия. Особенно дети и женщины. Отсюда разврат, наркомания. Мечты о легкой сладкой жизни. И выход видится только в развитии в детях (в девочках особенно) противодействующего среде обитания морального иммунитета.
   Где же его прививают?
   Надо, наверное, вспомнить, что мы исторически православные христиане. И коли уж общество решило вернуться на исходные позиции тысяча девятьсот тринадцатого года, посчитав итоги семидесятилетнего развития – негативными, то и мораль надо бы принять соответственную. Как мы давеча говорили, коммунистам – коммунистическую. А православным христианам – православную.
   Отвечая на вопрос моего друга доцента, мог бы христианин учинить в стране то, чему мы стали недавними свидетелями, я тоже соглашусь: Не мог бы. Это только бывший комсомолец, который украв у бабушки икону сменял ее у американского туриста на джинсы – смог. Поколение фарцовщиков, которые в студенческой юности толкались подле гостиницы интурист, восхищаясь брюками и ботинками выходящих из автобуса "фирмачей" составили ныне поколение реформаторов. Только теперь они пошли дальше и за фетиш западного блага рассчитываются не уворованной у бабули иконкой, а десятилетиями копившимися богатствами. Не смог бы православный того, что сделали наши реформаторы, потому как невозможно переступить через завещанное через пророков : не убей и не укради, и не пожелай жены ближнего своего…
   Большим вопросом воспитания наших детей теперь видится решительное обращение за помощью к церкви. Более решительное, чем то на которое способна нынешняя интеллигенция. Время не ждет, и каждый день просмотра программ Бивис и Баттхед шоу все дальше и дальше удаляет наших детей от понимания общечеловеческих идеалов добра и справедливости, которые каждый нормальный родитель хотел бы привить своему чаду.
   Ответ на вопрос, что делать, когда учитель в школе настолько плохо одет, что не может внушать ученику доверия, когда нравоучениям бедного учителя школьник с пейджером на поясе противопоставляет идеал богатого и развратного удачливого в воровстве "нового русского", ответ простой – пустите в класс священника. Как пустили священника в казармы и на корабли, как пустили священника в тюрьмы и лагеря.
   Можно сколько угодно спорить о том, кому нужнее Слово Божие, болящим и томящимся в темницах или воинам, ратующим за мир в Югославии и спокойствие на границе с Чечней? Цену детскому нравственному здоровью мы узнаем тогда, когда придет их черед за нами немощными ухаживать. Когда встанет вопрос – свозить нас стариков в богадельню, или оставить дома, когда встанет вопрос, а не избавиться ли от нас, так как мы занимаем целую квартиру?
   Так не проявить ли большую решительность, а не трепаться попусту о том, как упали нынче нравы!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"