Семенов Александр Сергеевич-333 : другие произведения.

Авианосец - Ответы на вопросы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Период 1985-86 гг.

Unknown


     
 []
     
      Ответы на вопросы.
           Как мы в 80-е собирались бороться с авианосцами.
          Получил несколько десятков сообщений, вопросов много, но один из повторяющихся наиболее часто- как в период вашей службы флот планировал бороться с авианосцами.

Статья размещена еще на одном ресурсе.

https://valcat-8.livejournal.com/8818.html

https://valcat-8.livejournal.com/9023.html

          Ну, во первых, это нужно спрашивать выпускников по профилю МРА (Морская Ракетоносная Авиация), а также у подводников, на плечи которых ложилась основная задача.
          Во вторых, своей стороны, я мог видеть, как идет подготовка и планирование конкретно на уровне флотилий. Нашей КВФ и Второй флотилии подводников.
          Присутствовать на этапе учений по развертыванию сил и управлению ими. А именно на учениях претворяются в жизнь и проверяются теоретические расчеты. Ведь практически применять авиацию и подводные лодки против сил флота пришлось только силам в Англо-Аргентинском конфликте. Ну, возможно, брать во внимание опыт морских сражений против авианосцев на Тихом океане во время Второй мировой.
          А, по большому счету, это теория. Частично, подтвержденная практикой в виде стрельб ракетным оружием по мишеням. А как будет по факту, можно только предполагать.
     
 []
          Что мы ожидали от противника? Выход авианосной группы, возможно и соединения( то есть двух авианосных групп) на дальность применения палубной авиации. Тогда расчет был на рубеж 1200 км. Этого хватало, отработать по ударным группам нашей авиации и надводных сил. Нанесение удара штурмовой авиацией по объектам ПВО, сухопутным частям (Армейский корпус) и подготовка плацдарма для высадки десанта.
          Далее, подтягивание резервов, создание запасов топлива , вооружения и развитие наступления до линии Хабаровск-Охотск-Магадан.
          Основное направление дальнейших действий -это Приморский и Хабаровский край. Ну и далее по линии Байкало-Амурской магистрали.
           Охотск, Магадан, Николаевск и Комсомольск просто блокировались.
          Ну, это уже уровень стратегического планирования и здесь я не силен.
          Особенность авианосной группы того периода. Наличие отдельно истребительной и штурмовой авиации. Не было универсальности, как сейчас. Ф-18 он и истребитель и штурмовик.
          Тогда по задачам было четко определено. Ф-14 истребитель. А-6 и А-7 штурмовики.
          С нашей же стороны еще не было на вооружении ПЛАРК проекта 949 с 'Гранитом'.
          Приходилось применять устаревшее вооружение 'Аметист' с ПЛАРК проекта 670.
          Был еще у нас ракетный крейсер пр.58 'Фокин', но он один и решающей роли не играл.
          Хорошим подспорьем стали, пришедшие в 143 дивизию ракетоносцыТу-22М2 в Советской Гавани (Монгохто). Но, опять же, их раздергивала на себя Приморская флотилия. На южном направлении также ожидали авианосное соединение и поддержку авиации Японии и Южной Кореи.

     
 []

          Типовой ордер состоял из авианосца, двух ракетных крейсеров и пяти-шести эсминцев и фрегатов. Типа 'Леги', ' Спрюанс', 'Нокс'. Одна-две подводных лодки 'Стерджен' или 'Лос-Анжелес'. Универсальных транспортов снабжения. В угрожаемом направлении выдвигался корабль РЛД(Радио локационного дозора). Таким образом, зона наблюдения могла быть до 600 километров от авианосца. А если задействовались самолеты ДРЛО (Дальнего радиолокационного обнаружения) то до 800-900 км.

Необходимо уточнить. В то время в ВМС для авиации существовали так называемые протоколы. CAP - Combat Air Patrol.(BARCAP,HAVCAP,RESCAP).От начальных букв-Барьер,Сопровождение,Спасение. Как применяются силы корабельной авиации. Это я веду к тому,что командир группы выбирал построение сил исходя из обстановки и задач. Лично мне при анализе снимков экранов РЛС Ту-95 РЦ из 304 ОГДРАП, Ил-38 77 ОПЛАП, Ту-16 Р 317 ОСАП практически никогда не попадался вариант построения сил,коих было достаточно в учебниках тактики и журнале "ЗВО". Это я для примера. Вылетать на вскрытие АМГ и пытаться найти соответствие в картинках-было глупостью.

          Движение авианосной группы прогнозировали вдоль Алеутских островов. Южнее находились гидрофоны системы 'SOSUS', что позволяло контролировать подводную обстановку. Кроме того базирование самолетов патрульной авиации 'Орион', разведчиков РС-135, авиационное прикрытие с аэродромов Аляски Ф-15 и ДРЛО 'Авакс'.
          На истребительное прикрытие надежды было мало, Су-15 явно не тянули, а перевооружение на Миг-31 только началось. И они бы не пошли расчищать воздушное пространство для ударной группы Ту-22 М2. У них свои задачи.
          В угрожаемый период планировалось вывести ПЛАРК пр.670 в количестве 5-6 ед в океанскую зону, в готовности к нанесению удара. Обеспечивать их прикрытие- одна лодка пр. 671 РТМ. Почему одна? Потому что это не их задача. Они планировались для слежения за ПЛАРБ 'Огайо' в Аляскинском заливе. То, что хоть одну выделили, уже хорошо.
     Официально все выглядело так-"С марта 1985 г. соединение официально стало именоваться 10-й противоавианосной дивизией ПЛ ТОФ. Перед соединением ставились задачи по уничтожению как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота авианосных групп и отрядов боевых кораблей, по ведению боевых действий на коммуникациях противника по уничтожению десантных сил, конвоев и специальных судов противника. В соответствии с руководящими документами корабли дивизии распределялись по трем ударным группам (УГПЛ): - УГПЛ - 1 (К-360 пр.671РТМ, К-25 пр.670, К-212пр.670); - УГПЛ - 2 (К-412 пр.671РТМ, К-320 пр.670, К-121 пр.670); - УГПЛ - 3 (К-507 пр.671РТМ, К-325 пр.670, К-308 пр.670). Командирами ударных групп ПЛ назначались НШ и оба заместителя командира дивизии ПЛ. Кораблем управления была определена К-355 пр.671РТМ, на которой во время боевых действий размещался походный штаб во главе с командиром 10-й ДиПЛ, 228-й, 305-й, 379-й. 506-й и 581-й экипажи ПЛ являлись резервными в военное время и обеспечивали поддержание заданного уровня боевой готовности в мирное. В зависимости от технической готовности, ПЛ пр.670 в составе УГПЛ менялись, иногда в группу включались АПЛ из 42-й ДиПЛ." Фактически имелось пять лодок пр.670 и одна пр.671 РТМ в качестве размещения походного штаба. Поэтому у меня на картинке пять лодок, а не шесть. И где делись еще три лодки проекта 671 РТМ ? Почему так получилось? У меня есть свои соображения ,частично подтвержденные ночными беседами с подводниками в "овощехранилище" (нашем ЗКП) на учениях. В частности с к/а. Балтиным.
     За сисю и писю хвататься одновременно нельзя. Что-то сделать с американскими "Огайо" в их операционной зоне- нереально. Пробовали, ту же "Усатую Синицу". Решили все силы бросить на авианосцы. НО!!! Не все в Генеральном штабе так думали. Вот и продолжали дергать многоцелевые лодки для задач борьбы с ПЛАРБ. А Москве нужно было показать решение обоих задач, впрочем про этот принцип я писал в рассказе "Мутабор".

О управлении группой подводных лодок упоминает и Дудко в своей книге 'Крах наступательной стратегии ВМС США на ТОФ.'

'Находясь в океане в условиях существования дальних зон акустической освещённости (ДЗАО), возникло одно из таких построений -круговой ордер ДЗАО, когда многоцелевые лодки и лодки с крылатыми ракетами располагались по кругу разных ДЗАО, а лодка управления в центре или в одной из зон, обеспечивающих надёжную связь. В итоге в специальной литературе и моей кандидатской диссертации я подробно, используя опыт этого похода, предложил и описал возможные варианты применения лодок, построения и эффективного управления лодками третьего поколения, действующими как одиночно, так и в противоавианосных группах, указал элементы строя, связи и управления в бою. В просторечии это построение получило название 'шайба'. Но, как обычно, новомодное образование получилось панацеей - средством, которое применялось во всех случаях жизни и при решении всех проблем, где надо и не надо.

Позже, когда офицеры начинали говорить об том построении, я спрашивал, почему 'шайба', и мне практически никто не смог объяснить почему, хотя 'авторов' этого построения и такой тактики было уже несколько человек. Родилась эта 'шайба' после разработки тактики применения групп ПЛА 671 РТМ пр. и лодок с крылатыми ракетами, действующими в одном строю именно в дальних зонах акустической освещённости, при наличии ДЗАО и/или ПЗК, обеспечивающего нужные дистанции связи, обнаружения и применения оружия и требовала индивидуального подхода к организации управления для действий в иных условиях...

Для Дудко. Изобретатель и крестный папа "шайбы" ком 2 флотилии Балтин, о чем он неоднократно говорил. Лично слышал от него на учениях в июне 1986 года на "Развилке", когда они ее "натягивали" на группу кораблей изображающих АМГ.

Что хотел добавить о книге В. Дудко. Оттуда:

Название было придумано позже, этот способ построения групп подводных лодок был прежде всего разработан мной в условиях ДЗАО, что намного упрощало управление лодками под водой по звукоподводной связи и с целью противодействия ОБК и АМГ, а также охраны, обороны и защиты своих коммуникаций. В основе моего построения лежали позиции лодок, расположенные в дальних зонах акустической освещённости и/или в зоне тени, а также под слоем скачка или в подводном звуковом канале (ПЗК). Такой строй позволял лодкам группы иметь звукоподводную тактическую связь и обнаруживать АУГ, ОБК, подводную лодку и др. цели значительно дальше, чем в обычном строю, в то же время, оставаясь незамеченными.

Вопрос: Как Дудко собирался обеспечить скрытность и "подкрадывание" к авианосной группе на удар, планируя работать ЗПС в зоне ДЗАО и даже ДАЖЕ !!! "...в подводном звуковом канале (ПЗК)..." Может он по разному понимает определения ДЗАО, SOFAR, ПЗК и DSC ?

"Канал SOFAR действует как волновод для звука, а низкочастотные звуковые волны внутри канала могут распространяться на тысячи миль, прежде чем рассеяться."

Очень хотелось бы узнать подробности. Не ерничаю, самому стало интересно.

Дудко :"Чуть позже в академии я всё это изложил в пяти томах кандидатской диссертации, внеся массу изменений в ТР ПЛ ('Тактическое руководство подводных лодок') и другие документы, которых раньше не было."

Однако, отвлекся. Продолжу.

          Удар ракетами 'Аметист' лодки наносили по своим данным, на дальность 60-70 км. Скорость дозвуковая, высота полета 60 метров. Ракета имела два режима по дальности. Планировали второй-по ТУ до 80 км.,но даже на испытаниях и практических стрельбах на такой дальности ракета не наводилась. Практически до 70 км. Поэтому в расчетах цифра 60-70 км. К слову, перед принятием ракеты на вооружение было отстреляно 50 ракет, успешность 62%(прямое попадания). Четырех ракетным залпом стреляли один раз на СФ в 1967 году.
     Отрабатывался вариант целеуказания лодкам с помощью  МПЗМ-300. Устройство-маяк, но применялось и для подводной связи. Были ли планы его использования при боевых действиях, не знаю. Стрельба могла вестись залпом по 4 ракеты. Пауза 2-3 минуты и залп еще четырех. По ТУ определялось время 3 минуты, но за счет тренировок удалось его немного уменьшить. Все это я слышал от ракетчиков , при подготовке расчетов стрельбы и вероятности поражения кораблей. Это время необходимо было для предстартовой подготовки. Одновременно готовилось 4 ракеты. То есть о формировании насыщенного удара речи не шло. Минус- нужно было подходить к авианосцу на 'пистолетный' выстрел, Плюс -малое время подлета создавало трудности в перехвате ракет.
          Ракета 'Аметист' в одном варианте, выбирала самую крупную цель, во втором руководствовалась логической программой, выбирая цель самостоятельно. Ракета шла на высоте 60-80 метров, оставляя заметный белый шлейф. Вот как на фото практических стрельб.
     
 []

          Ко времени ракетного удара лодок, должна была быть пристыкована ракетоносная авиация. Чем плотнее ракетный удар, тем больше нагрузка на логику и мозги ЦВМ комплекса ПВО и тем вероятнее его 'зависание'. Но по расчетам плотного совместного удара не получалось.
          Перед ударом авиация рассредоточивалась на запасные аэродромы- Леонидово, Ленино, Елизово, Пущино(как вариант, тогда еще был не в строю).
     
 []
          Если правильно сформулировать , то после возникновения угрозы ударов по аэродромам основного базирования. Расчеты выполнялись исходя из тактики применения АВМ на учениях 'Флитекс-82,83'.
          Подводным лодкам сообщалось контрольное время выхода на ударную позицию. Поиск и стрельба по данным собственного ГАК (Гидро Акустического Комплекса). А по большому счету, стрельба в зону нахождения АМГ, а там по кому попадет.
          Планировалось использование для вскрытия надводной обстановки самолеты Ту-95 РЦ с Хороля и 4 Ту-16 рм с Елизово. Ударники с Сов. Гавани могли использовать свои самолеты для доразведки и целеуказания.
          На РЛС надежды было не очень много, так как противник активно стал бы производить постановку помех. Ну, на экране РЛС было бы примерно вот что.

     
 []
          ВМС США на учениях отрабатывали вариант радиолокационной маскировки авианосца, путем применения специальных покрытий. Имитация АВМ судном обеспечения с уголковыми отражателями, для увеличения 'засветки' на экране РЛС. Передатчики сигналов работы РЛС авианосца и имитация работы его радиосетей. Сам же авианосец двигался вне боевого порядка кораблей. Не исключался вариант надуваемых за 30 минут резиновых плавучих мишеней, количество ложных целей могло составить до 5-7 ед.
          То есть создавалась достоверная копия АВМ как для РЛС и средств радиотехнической и радио разведки, так и для разведки космической системы 'Легенда'.
          Фото разведка могла бы увеличить вероятность выявления АВМ, но здесь играла роль погода.
          Понятно, если позволяла погода, возможно было выделить состав группировки, но ,опять же, большое время запаздывания, до 12 часов. Пленка тогда сбрасывалась с орбиты в контейнере. А РЛС спутника системы 'Легенда' могла дать примерно такое разрешение.

     
 []

     Вот, к примеру, как выглядело изображение кораблей(судов) по данным 'Легенда'(Левое фото Гибралтар 1986 г.).
     
 []

          Рассматривалось три варианта. Первый- отстрелялись все полностью и самолеты и ПЛАРК , Второй- отстрелялась половина авиации и две трети ПЛАРК, Третий- отстрелялась треть авиации и половина ПЛАРК.
          Причем, вариант выхода в торпедную атаку ПЛАРК не рассматривался, как нереальный. Хотя учитывался. По первому варианту расчеты я изложил в рисунке ниже.

     
 []

          Понятие залпа я тоже отметил условно. Удар будет растянут в лучшем случае на тридцать минут.

Процесс происходил примерно так, ракету, как говорят, 'ставили на хор'. Штурман-оператор сидящий в 'желудке' обнаруживал цель, брал её "на захват", обнаруживал и "захватывал" ответчик ракеты,сопровождал и наводил ракету на цель после отцепки. Штурман корабля запитывал ракету электричеством, раскручивал гироскопы, отцеплял ракету. Правый летчик запускал двигатель ракеты, выводил его на нужный режим. Командир контролировал весь процесс, разрешал пуск, плавно отворачивал от цели после отцепки. Основная нагрузка лежала на штурмане-операторе. А так как он проживал на самолете в "отдельной одноместной конуре", подвешенной в брюхе самолета, то контролировать его действия можно было только по самолетному переговорному устройству (СПУ). Вот и приходилось оператору постоянно производить доклады по СПУ, согласно "Инструкции...". Доклады были длинными, и очень "технологичными", приблизительно такими: "АРУ цели, АПЧК, масштаб .... к пуску готов!". Эти доклады надо было произвести в сжатые сроки, и без ошибок, с контролем положения органов управления РЛС. Вот и представьте этот гвалт при подготовке пуска. Ибо много задействованных людей, что никак не снижало время подготовки к пуску. Плюс разные дальности захвата главной цели РЛС Ту-16 и Ту-22. Это я веду к тому, что совместный залп полка разнотипных самолетов не складывался. Ну теоретически возможно. Но вот не получался 'приход' всех ракет залпа, плюс ракеты подводных лодок, в одно время.

В тот период на эту задачу выделяли 2 эскадрильи Ту-22М2 и одна Ту-16 К-10(К-26). Совместный удар Х-22 и КСР не планировался,так как у ракет разные характеристики и проблема с частотной совместимостью.На схеме они разнесены ,удар с разных направлений. Для исключения взаимного влияния аппаратуры передачи данных и ГСН ракет, их РЛС выпускались в восьми вариантах с заранее заданными диапазонами частот. Одновременно это усложняло работу средствам РЭБ противника. Помимо выбора частоты РЛС подбором соответствующей ГСН, перед подвеской на носитель необходимо было выставить один из четырёх поддиапазонов (выбор 'литеры), что давало возможность одновременного применения 32 ракет. К сожалению, наличие в производстве одновременно восьми ГСН усложняло снабжение и предстартовую подготовку в гораздо большей степени, чем это предполагалось при проектировании. Поэтому новая аппаратура наведения выполнялась в виде единой универсальной ГСН с возможностью изменения частоты непосредственно на аэродроме, перед подвеской ракеты (вместе с выбором литеры). Уязвимость ГСН к помехам и недостаточная разрешающая способность по азимуту, что нередко приводило к перенацеливанию ракеты на ближайшие створящиеся цели или облака дипольных отражателей. Для повышения точности был введён второй режим стрельбы - носитель, по завершению первичного прицеливания, какое то время сопровождал ракеты и по необходимости корректировал работу автомата сопровождения, если та переносила захват на другую цель. Помехозащищенность повысили при помощи быстрой перестройки рабочей частоты ГСН в случае обнаружения помех, а так же введением нового алгоритма сопровождения захваченной цели. Управление ракетой осуществляет аналоговый автопилот, построенный на базе трёхкоординатной гиростабилизированной платформы с двумя шарнирно соединёнными гироскопами, принимающий команды телеуправления по двусторонней линии передачи 'борт-носитель' и сигналы радиолокационной ГСН. В состав бортового оборудования так же входят радиовысотомер, приёмник воздушного давления, датчики угла атаки и угла сноса. Для обеспечения сопровождения ракеты, под килем установлены остронаправленные антенны ответчика. Разнесение частот приёма и передачи транспондера в разные диапазоны исключает срыв сопровождения ракеты под воздействием ответных импульсных и шумовых помех. Приводы управляющих поверхностей электрические, с гидроусилителями в каналах крена и тангажа. Радиолокационная ГСН работает в диапазоне частот 8~10 ГГц и служит для обнаружения, автоматического захвата и сопровождения надводной цели, а так же выдачи сигналов управления автопилоту. Определение угловых координат цели дифференциальным методом осуществляется благодаря моноимпульсной схеме построения антенны с четырьмя излучателями. При работе РГСН на излучение формируется однолепестковая остронаправленная диаграмма, благодаря подбору длин волноводов излучателей. При работе на приём, формируются четыре лепестка, симметрично отклонённых от оптической оси антенны и пересекающиеся по уровню мощности 0,4. Угол рассогласования между осью равносигнальной зоны и направлением на цель вычисляется сравнением уровней сигналов, принятых противоположными приёмниками в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При работе в режиме "поиск", антенна сканирует поле обзора размером +10R по вертикали и +15R по горизонтали, равносигнальная зона при этом совершает колебательное движение с частотой 3 герца по углу места и 0,5 герца по азимуту, описывая синусоидальную траекторию. Таким образом, полное сканирование поля обзора происходит один раз в секунду. В случае отсутствия сигнала обнаружения цели в течение определённого времени, по достижению крайнего положения оси равносигнальной зоны по азимуту, вырабатывается сигнал смещения поля обзора и сканирование происходит в секторе +45R по азимуту за 3 секунды. Амплитуда колебаний по углу места так же увеличивается до +10R/-20R. С целью улучшения селективной способности ГСН, захват цели на автосопровождение происходит в два этапа. На первом этапе запоминаются координаты четырёх обнаруженных целей и средняя мощность отраженного от них сигнала. При каждом походе сканирования информация о целях уточняется и усредняется. Запоминающее устройство состоит из четырёх прецизионных конденсаторов, заряжаемых током, пропорциональным мощности отраженного от цели сигнала. Компаратор попарно разряжает конденсаторы, до нулевого заряда в одном из сравниваемых. Таким образом, конденсатор, сохранивший ненулевой заряд и является номером приоритетной цели. В соответствии с полётной программой, на втором этапе происходит захват цели исходя из заданного приоритета (атака главной цели или вспомогательной). Управление антенной переходит к автомату сопровождения, который направляет её на выбранную цель. В режиме сопровождения ось равносигнальной зоны совершает только простые движения вверх-вниз и вправо-влево для обнуления угла рассогласования с направлением на цель, чем и осуществляется её сопровождение. Помехозащищенность ГСН достигается введением стробирования сигналов по дальности и относительной скорости. Во время работы автомата сопровождения цели, селектор ложных целей получает непрерывные сигналы пропорциональные дальности и относительной скорости цели. В случае скачкообразного изменения сигнала или сигналов (как результат действия помех или ложных целей), происходит срабатывание режектора и команды управления антенной блокируются, вновь переходя к сопровождению истинной цели. Если истинная цель неразличима за помехой, селектор ложных целей продолжает выдавать в автомат сопровождения координаты мнимой цели (но последнему известному закону её движения) до момента вскрытия помехи. Устойчивость к наиболее распространённым импульсным несинхронным помехам осуществляется линией задержки и схемой совпадения в независимом блоке селектора ложных целей. Принятый сигнал задерживается на время, точно соответствующее частоте повторения зондирующих импульсов, после чего поступает в сумматор с 'чистыми' (не задержанными) ответными импульсами. В результате схему проходят только те ответные импульсы, период следования которых в точности равен периоду следования излучаемых сигналов, а помехи будут отфильтрованы. В целом, не смотря на высокую эффективность, именно селектор ложных целей был наиболее проблемным блоком ГСН, ввиду высокой сложности поставленных задач и несовершенства аналоговой техники. Дополнительно предусматривалось задействование "ведущих" ракет с помехами,но здесь я не в курсе. Просто не интересовался. Это описывалось в инструкции Х-12,но как применялось х.з. "Следующим важным изменением стала станция постановки пассивных помех (СППП) 'Фрактал', в состав которой входили два блока по 24 патрона с дипольными отражателями (металлизированное волокно типов 'А' и 'Б', для постановки помех в сантиметровом и дециметровом диапазонах), автомат сброса с несколькими программами, выбор которых происходил непосредственно во время предстартовой подготовки ракеты и аппаратура обнаружения работы радиолокационных средств. Были возможны следующие варианты работы: - образование одного протяженного облака с плотностью 2 патрона на 100 метров пути в заданной точке траектории или при обнаружении облучения РЛС - образование трёх облаков с плотностью 4 патрона на 100 метров пути - образование одного компактного облака с плотностью 16 патронов на 100 метров пути Ракета с улучшенной системой наведения и СППП 'Фрактал' была принята на вооружение в 1968 году под индексом Х-12СП. Параллельно с модернизацией ракеты шло создание 'ракеты-лидера', не несущей боевой части, но обеспечивавшей прикрытие боевых ракет. Лидеры вместо радиолокационной ГСН и боевой части несла станцию постановки активных помех 'Плюмерия' и четыре блока с дипольными отражателями. По замыслу, ракеты Х-12СЛ запускались в первой волне, широким фронтом (не менее четырёх штук в залпе), прикрывая боевые Х-12СП прицельными импульсными, шумовыми и уводящими помехами. Первоначальный проект предусматривал работу двух ракет Х-12СЛ в паре, с передачей информации о разведанных радиотехнических средствах противника, что должно было повысить эффективность комплекса, но из-за чрезмерной сложности от данной идеи пришлось отказаться. На вооружение ракета-лидер принята в 1969 году под индексом Х-12СЛ. Следующей версией ракеты, принятой на вооружение в 1976 году, была низковысотная версия Х-12СН. Маршевый участок полёта устанавливался оператором в процессе подготовки старта в диапазоне от 500 до 15 000 метров (с шагом в 500 метров). На дальности 30~40 километров до цели ракета снижалась до высоты 150 метров, а на конечном участке выполняла один из противозенитных маневров (горка или змейка с двумя отворотами). Это была последняя принятая на вооружение модификация Х-12. "...

Еще ходили слухи о привлечении, так сказать, резерва ВГК в виде Ту-95К-22 с Украинки 73-я дивизия с ракетами Х-20.Однако это уже по войне,"последний шанс". Ибо БЧ была там мегатонного класса. Их "подтянули" именно по причине того,что МРА ТОФ самостоятельно не уничтожит те 5 АМГ имеемых у США в этом регионе.Именно слухи,так как этим занималась ставка ДВО.

Ну это не самая "главная" трудность. Очень непросто согласовать удар с флотом.С ПЛАРК. Они выдвигались и занимали положение "Подковы"(т.н. "Шайбы"), с центром АМГ. Флот определял время удара.Авиация должна была взлететь, собраться, построиться и сформировать ракетный залп.На КП флотилии операторами с представителями авиации велась обстановка на карте и на "Плановой таблице удара". Трехметровоя "простыня" на миллиметровке с минутной отсечкой. Если на решении командира авиационной дивизии на удар можно было обойтись общими рисунками,то на штурманском документе авиации нет. В дивизии штурмана составляли "План штурманского обеспечения".И если вдруг АМГ резко меняла курс и скорость,то вся красивая картинка начинала "ехать".Подводным лодкам приходилось маневрировать и догонять-отставать,чтобы сохранить контуры этой "шайбы". Естественно время удара тоже менялось. Коррективы приходилось вносить по ходу. Авиация ,конечно,превосходит по скорости корабли,но ей то еще нужно взлететь,долететь и выполнить то, о чем я писал выше.

Поэтому бывший ком.авиации БФ Сокерин и упоминает о сложности с перенацеливанием.

"За время службы что на Северном, что на Балтийском флотах я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое - не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе - если полки взлетели, то не переносите время удара....". Сокерин В.Н, генерал-лейтенант запаса., Ком. МА БФ в 2001-2004 гг.

          Время вылета, построение в боевой порядок, формирование ракетного залпа выполнялось в виде таблиц. Подсчет вручную. Для примера приведу академический вариант такого расчета.

     
 []

          ПВО АМГ составляли комплексы 'Стандарт' СМ-2, ' Си Спарроу', Арт. Системы 'Фаланкс'.
          Авиационный компонент-24 истребителя Ф-14. Типовая загрузка 6 ракет 'Феникс', 2 'Сайдвандер'. Или 2 'Феникс', 2 ПТБ, 4 'Спарроу', 2 'Сайдвандер'.
          Пара Ф-14 постоянно в воздухе. В ее составе самолет-заправщик и ДРЛО Е-2 'Хокай'.

          При необходимости еще пара усиления.. По команде 20 самолетов Ф-14 могут быть подняты в воздух за 35-40 минут. Примерно 3 минуты на катапульту. Их две, что работают на подъем..
          Наша задача- отстреляться до подхода истребителей на дальность пуска ракет 'Феникс'.Это около 100-120 км. Их задача- свалить как можно больше наших носителей до пуска. Дальность по Х-22 считали 250-350 км, в зависимости от дальности захвата цели РЛС ракеты. Захват цели выполнялся до пуска. По 2 ракеты выделялось от эскадрильи в варианте постановщика помех.
          Наиболее реальным представлялся вариант удара с подходом на средних высотах до расчетного удаления от АВМ 800 км. Затем следовал набор до 10 км, включение РЛС, обнаружение цели и пуск ракет. При этом уничтожалось до пуска 5-7 самолетов ракетами 'Феникс'дежурной пары. Итого, в залпе- до 35-40 Х-22 и 18-20 КСР-5. Как говорил мой бывший командир Ил-38 Сафронов Валерий Игнатьевич (В будущем НШ дивизии ) -Здесь главное упереться рогом, и пустить ракеты , не отвернуть. Зная, что скоро собьют.
          При этом гарантированно поражалось 1 крейсер, 2-3 эсминца и фрегата. Авианосец получал средние повреждения. Что в дальнейшем не мешало ему выполнять прием-выпуск авиации в сложных условиях, без хода.
          Если противник успевал поднять истребители, то задача не решалась. Гарантированно АМГ достигало 3-5 ракет. Из них 2-3 уводилось на ложные цели. Поражалось 1-2 эсминца-фрегата.
          Для уничтожения эсминца типа 'Спрюанс' -одно попадание Х-22. Для вывода авианосца из строя, неприемлемый крен и невозможность выровняться за счет балластных цистерн- до 2-3 попаданий Х-22 рядом и до 4-5 с разнесением по всему корпусу.
     Расчеты по авианосцу типа "Форрестол".
          ПЛАРК пр.670 до 2 единиц уничтожались до пуска, и еще 2 после него. Достигали цели 1-2 ПКР'Аметист'.
          Считалось, что задача решаема, если самолеты ударной группы взлетают из разных аэродромов, скрытно выполняют сбор в режиме радиомолчания на высотах до 5 км.
          Вероятность поражения цели можно было бы увеличить, создав демонстрационную группу. Но просто сил не было для этого. Практически все самолеты дивизии были задействованы в ударе.
          Вот где-то так.
          Через двое суток подтягивался ДЕСО- Десантный отряд, штурмовая авианосная часть сил поддерживала бы высадку. Захват плацдарма, аэродрома и ВМБ, ну и далее 'Дранк нах Вест'.
     А там уже добивание десантного отряда чем осталось. РК Пр.205 и начавшими поступать МРК.
     
 []
     Надеюсь, любопытство удовлетворил. Если что не сошлось с количеством ракет,.. . 'Время, сточился ударный механизм'. Прошло 30 лет, многое просто забыл.

     Для скептиков рекомендую статью ген.лейт В.Сокерина, бывший командующего авиацией БФ. https://topwar.ru/10040-piar-kak-samocel.html ( статья-Пиар как самоцель) ....Составом в 100 самолётов дивизии мы "вели речь" ТОЛЬКО ! ! ! о выводе авианосца из строя, но не потоплении его, да и то, с "весьма скромной" вероятностью, ибо без попадания в него менее 9 - 11 сверхзвуковых ракет с боевой частью под тонну взрывчатого вещества в каждой (!) это - несбыточная мечта... Менее, чем дивизией (тремя полками), на удар по авианосцу и смысла вылетать не было, да и от тех трёх полков (по расчётам) почти ничего не оставалось в итоге.......
     
 []
     В ту же 'Копилку' слова заместителя командира дивизии Ту-22М3 Панова...
     
 []
     Да многих заслуженных людей, которые именно и готовились это сделать, хоть и с минимальными шансами.
     
 []
     Задачу вывода из строя АВМ пытались решить многократно, разными силами, на протяжении десятков лет.
     
 []
     Но увы. Успех может быть получен при использовании ядерного оружия. Частичный успех, ибо в ответ прилетит сразу и не меньшее количество. Да еще с нашими некоторыми флотоводами.
     Как-то Мина(Климов) писал, приводя слова Сокерина. Авиация ВМФ для флота как пасынок. Так и есть. Воспоминания летчика Ту-22 Саки, потом инженер на НИТКе...Они даже возможностей авиации не представляли. Ком ЧФ просто тупит.....

     'Я уже здесь рассказывал, как однажды (1979-й год) Ховрин устроил тревогу нашему полку, только перебазировавшемуся из-за ремонта нашей Сакской ВПП в Октябрьское... И когда адмирал Ховрин после довольно жалких показателей действий полка по тревоге (ведь кроме самих самолётов ещё ничего не прибыло), начал поднимать наши экипажи с вопросом, - "Ваши действия по выполнению разведки согласно боевых пакетов, находящихся на борту"..?.., то я видел, как сильно нервничал Воронов (ведь он был Командующим ВВС ЧФ и прямо подчинялся учинявшему нам разнос Ховрину)... А Ховрин поднял два экипажа (командиров со штурманами) и обрывал доклады обоих с непонятным нам возмущением... Потом поднял и меня со штурманом и также оборвал и мой доклад с обращением к Воронову, - "Они у тебя что, - все пьяные что ли"? Были не понятны его претензии и возмущения и от этого было как-то тревожно.., но даже я так уж сильно не боялся Ховрина и так не волновался и не заискивал перед ним, как это делал Воронов... И слава богу, что наступила этакая разрядка, когда я решился ещё раз (и погромче) доложить Ховрину простейший расчёт, - "Расстояние по главной ортодромии до Адриатического моря - 2000 км, скорость полёта - 1000 км.час., время прибытия в район - 2 часа"... Ховрин стал шушукаться со своими сопровождающими и удивляться.., что мы (авиация) так быстро можем прибыть в тот район, в который они (моряки) прибывают лишь через несколько дней... И тогда я увидел, - как отлегло у Воронова... Он прямо весь засветился от радости, что всё так легко и весело обошлось и никого не наказали...'


      Этот адмирал уже 5 лет командует флотом( с 1974 по 1983) и не знает возможностей своей основной разведки, авиации. О чем тогда говорить?

Ну и элемент непонимания тоже был- "За время службы что на Северном, что на Балтийском флотах я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое - не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе - если полки взлетели, то не переносите время удара, то есть для авиации после взлета, это, во-первых, категорически запрещается, во-вторых, невыполнимо, так как вылеты планируются, как правило, на полный радиус, "на укол", и после посадки и без ваших вводных по переносу времени удара в самолетах остается, как шутят летчики, "два ведра керосина". Сокерин В.Н, генерал-лейтенант запаса., Командующий морской авиацией БФ в 2001-2004 гг.


     
 []

     А закончилось тем, что разогнали Морскую авиацию, от слова 'совсем'. И пытаются бороться с АВМА 'Калибрами'. Удачи.
     Вопрос первый и единственный- По каким данным их наводить, если на ТОФ полностью отсутствует разведывательная авиация.

И сам процесс согласования и взаимодействия был непростым. Ну хотя-бы потому,что захват и наведение ракет МРА выполнялся ДО ПУСКА, РЛС самолета обнаруживала цель,данные вводились в ГСН ракеты и вперед. На ПЛАРК захват цели выполнялся после пуска ракет. На траектории. Трудно было согласовать время удара,поэтому определяли возможный интервал. Нормативный-три минуты. Но практически никогда в это время не укладывались фактически.Хотя докладывали красиво.

Немного о том,как происходило это действо у соседей по СФ.

Из воспоминаний бывшего первого заместителя Главкома ВМФ (1988-1992 гг.) адмирала Капитанца И.М. 'В январе 1985 г. ГК ВМФ своим приказом определил состав противоавианосной дивизии (7-я дивизия АПЛ в составе 1-ой флотилии ПЛ. Видяево. ), в которую вошли две тактические группы. Каждая из групп включала две атомные ракетные подводные лодки пр. 949 (949А) и атомную подводную лодку пр. 671РТМ. Атомная пл пр. 949 строилась специально для борьбы с авианосцами. Она имела водоизмещение 12 500/17 000 т, 24 ПУ ракет комплекса 'Гранит' (с дальностью до 500 км), четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата (16 торпед), комплекс связи 'Цунами', навигационный комплекс 'Медведица-944', РЛС 'Тобол', ГАК 'Скат'.

Согласно плану боевой подготовки в июне предусматривалось опытовое учение противоавианосной дивизии. Командир дивизии капитан 1 ранга И. Налетов с помощью штаба 1-й флпл разработал частное наставление, в котором были определены походный ('Антеи' следуют строем пеленга, 'Щука' - с удалением 10-15 км на их правой или левой раковине ) и боевой порядок ('Щука' выдвигалась в передовое охранение, с задачей обнаружения возможных целей посредством ГАК 'Скат'. За 'Щукой' на удалении 20-40 км строем фронта шли 'Антеи' - u-96) дивизии, организация приёма целеуказания (c помощью всплывающей антенны буйкового типа 'Зубатка' - u-96) и ракетных ударов (исходя из расчёта, что снаряжённые обычными БЧ 48 ракет двух ПЛАРК гарантированно уничтожают/выводят из строя один авианосец. Если допустимо применение ПКР с ЯБЧ, то на поражение одной АУГ должно было хватить и одного 'Антея' ).

Под руководством командующего 1-й флпл вице-адмирала Е. Чернова в Баренцовом море провели опытовое учение тактической группы по отряду боевых кораблей, после чего выполнялись ракетные стрельбы по мишенному полю. Целеуказание планировалось от космической системы 'Легенда'. В ходе четырехсуточного учения в Баренцовом море удалось отработать совместное плавание тактической группы, получить навыки в управлении и организации ракетного удара.

Безусловно, две пларк пр. 949, имея 48 ракет, даже в обычном снаряжении способны самостоятельно вывести из строя авианосец. Это было новое направление в борьбе с авианосцами - использование пларк пр. 949. Фактически всего было построено 12 пларк этого проекта, из них восемь для СФ и четыре для ТОФ.

Опытовое учение показало низкую вероятность целеуказания от КА 'Легенда', поэтому для обеспечения действий тактической группы требовалось формирование разведывательно-ударной завесы в составе трех атомных подводных лодок пр. 705 или 671 РТМ. По результатам опытового учения планировали в ходе КШУ флота в июле развернуть противоавианосную дивизию в Норвежское море...//...В июне 1986 г. ВМС США и НАТО проводили учение Ударного флота в Норвежском море.

С учетом обстановки было решено провести тактическое учение атомных подводных лодок противоавианосной дивизии по реальным авианосцам. Для обнаружения и слежения за АУГ были развернуты разведывательно-ударная завеса из двух пла пр. 671 РТМ и СКР пр. 1135, а дальнюю воздушную разведку вели самолеты Ту-95РЦ.

Переход в район учений АУГ 'Америка' совершил скрытно, соблюдая меры маскировки. На КП флота, ВВС и флотилии атомных пл были развернуты посты, которые обеспечивали управление силами. Удалось выявить обманные действия палубной авиации. Все это подтверждало, что с АУГ не так просто бороться. При входе АУГ 'Америка' в Норвежское море за авианосцем установили непосредственное слежение СКР пр. 1135 и слежение ракетным оружием тактической группы атомных подводных лодок (два 'Антея' ). Постоянно воздушную разведку вели самолеты Ту-95РЦ и Ту-16Р (именно этот непрерывный воздушный 'колпак' и обеспечил скрытный выход на дистанцию эффективного залпа ПКР 'Антеев' - им не пришлось приближаться к АУГ на расстояние, позволяющее обнаружить АУГ собственными средствами. Всё целеуказание шло с 'неба'. Таким образом, в зону ПЛО АУГ-а лодки 7-ой дивизии просто не входили).

Для отрыва от слежения АУГ развил максимальную скорость до 30 узлов и вошел в залив Вест-фьорд. Использование норвежских фьордов авианосцами для подъема палубной авиации было уже известно по действиям 6-го флота США в районе Ионических островов, оно затрудняло избирательность ракет большой дальности. Поэтому мы развернули две атомные подводные лодки пр. 670 (ракеты 'Аметист'), которые способны были нанести удар ракетами на малых дистанциях во фьордах.

В ходе тактического учения управление передавалось на КП тактической группы для организации самостоятельного удара, а с КП флота организовывался совместный удар подводных лодок и морской ракетоносной авиации.

В течение пяти суток продолжалось тактическое учение по авианосцу 'Америка', что позволило оценить наши возможности, сильные и слабые стороны и совершенствовать применение сил флота в морской операции по уничтожению АУГ. Теперь авианосцы уже не могли безнаказанно действовать в Норвежском море и искали защиты от сил СФ в норвежских фьордах'. Капитанец И.М. Битва за Мировой океан в 'холодной' и будущих войнах. М.: Вече, 2002 Из личной беседы в 1999-м с начштаба 7-ой дивизии АПЛ - капитаном 1 ранга Багрянцевым

'Наши противоавианосные 'батоны' - страшно дорогие лодки. Два 'батона' стоят дороже одного 'Кузнецова'. Мы нацеливаем по две-три своих лодки с ПКР на один американский авианосец - хоть какая-то гарантия получается, что поразим. Но главная проблема - не в точности ракет или их дальности. Мы ими можем бить вообще на 500 км - таких ПКР ни у кого в мире нет... Главная проблема - авианосец найти, распознать его среди кораблей сопровождения и передать его координаты на лодку. Обычно, этим должны заниматься спутники и авиация... Но если начнётся что-то серьёзное, то спутники сразу посшибают или подавят, а воздушные разведчики в зоне действия авианосца - это вообще самоубийцы... Получается, что единственная надежда - на собственную гидроакустику, а это сотня км, не больше. Да и попробуй к авианосцу на эту сотню подойти... Засекут. А маневренность у 'девять-сорок-девять' аховая - не оторвёшься. Вот и сидим мы под водой - с длинными руками, но слепые и глухие. Единственный выход - с самого начала 'цеплять' к каждому авианосцу по паре 'батонов', чтобы они его постоянно акустикой секли и за ним по пятам ходили. Но, как я уже сказал, это очень дорогое удовольствие...' ...К сожалению, в августе 2000 года Багрянцева отправят 'старшим надсматривающим' во время учений к Лячину. Оба трагически погибнут на 'Курске'.

     
 []
     Можно добавить, что у атомных авианосцев возможна была работа одновременно четырех катапульт. Что ,естественно, увеличивало их возможности в выпуске самолетов при угрозе. То есть все самолеты F-14 могут быть подняты не за 30-35 минут, а за 20-25 минут.
     
 []


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"