Статья -продолжение цикла о противолодочной борьбе, обеспечении и третьем члене ядерной триады- о ныряющем члене.
Для понимания, рекомендовал бы ознакомиться со статьями вышедшими ранее.
'Противолодочная борьба. Взгляд из СССР'
'О службе морской, о дружбе....небольшой'
'Вал по плану...План по валу...'
'Немного об управлении и просто мысли...о разном'
'Пааадумаешь... Квакеры-Шмакеры...'
'Все лгут''Все лгут-2'
'Борзые янки .... и "yankee" тоже'
Для начала определимся с терминами, ибо частенько получал сообщения о сложности и непоняткам. Приходилось править.
Район боевого патрулирования является разновидностью района боевых действий и представляет собой участок моря (океана), в пределах которого подводная лодка с баллистическими ракетами маневрирует в готовности к выполнению поставленной боевой задачи с началом военных действий. Боевое патрулирование представляет собой метод использования подводных лодок, заключающийся в непрерывном маневрировании их в назначенных районах в постоянной готовности к нанесению удара. Районы (маршруты) боевого патрулирования выбираются, как правило, в пределах досягаемости баллистических ракет до назначенных объектов поражения, вне зон эффективной противолодочной обороны противника, оживленного судоходства и морского промысла.
Но до него еще нужно добраться. И сделать это уподобясь снайперу, скрытно занимающему свою позицию. Иначе будет как в классике-'Бесшумных засад не бывает. Разбойников выдает скрип тетивы, серые штурмовички неудержимо рыгают от скверного пива, баронские дружинники алчно сопят и гремят железом, а монахи - охотники за рабами - шумно чешутся.'
Итак, чтобы добиться скрытности, лодка не должна скрипеть валами, неудержимо рыгать помпами от скверных систем, греметь кавитацией и чесаться сорванными листами резины легкого корпуса.
Это главное, но еще главнее незаметно выскользнуть из базы, так как исходя из практики-если зацепили сразу, то потом не отцепятся.
Выход РПКСН (сам факт) мог быть известен исходя из приказа Ком ТОФ, плана подготовки и приказа КОМ 2-й ФЛ ПЛ, мероприятиям по подготовке, в частности загрузке ракет на Дальнем пирсе.
Дальний пирс.
Переход лодки и погрузка фиксировались космическими аппаратами. Подготовка экипажа, комплектование, приказ и естественно информация в семьях подводников. Приказ командира дивизии по обеспечению и план обеспечения, это уже Камчатская флотилия РПЛС. Выделение тральщика, СКР, ледокола, мероприятия по осмотру корпуса (311 отряд ППДО). Осмотр района по заявке- пограничники, вертолет и самолет от 317 ОСАП(Ми-14, Бе-12).
То есть, прямо или косвенно информация была доступна сотням людей.
Не стану выяснять где 'текло', но сам факт выхода РПКСН на боевую службу для противника секретом не являлся.
Ну далее проще- переговоры по связи во время выхода лодки, усиленная работа средств обеспечения, отметка от лодки, которая выполняла переход в место дифферентовки в надводном положении( чаще всего в бухту Саранная).
Дифферентовка. Ликбез.
'При плавании подводной лодки постепенно нарушается равенство между ее весом и силой поддержания (плавучести). Изменяется также вес носа и кормы относительно друг друга, что приводит к возникновению дифферентов.
Сила поддержания равна произведению плотности воды на погруженный водонепроницаемый объем
прочного корпуса подводной лодки. Плотность морской воды зависит от солености, температуры и давления. Объем прочного корпуса также изменяется и зависит от глубины погружения и температуры забортной воды, вес подвод-ной лодки - от расходования переменных грузов: топлива, масла, боеприпасов, пресной воды, провизии и т. п. Большинство этих грузов замещается забортной водой, в том числе и топливо.
Разница в плотностях топлива и воды приводит к нарушению равновесия. Вследствие этого равенство между весом подводной лодки и силой поддержания нарушается, что приводит к возникновению так называемой остаточной плавучести. Если сила поддержания больше веса подводной лодки, то остаточная плавучесть будет положительна, если меньше - отрицательна. При положительной остаточной плавучести подводная лодка стремится всплыть, при отрицательной - погрузиться.
Неравномерное расходование переменных грузов в носовой и кормовой частях лодки приводит к образованию дифферентов.
Приведение остаточной плавучести и дифферента к заданным значениям путем приема (удаления) воды из-за борта в уравнительную цистерну и перемещения воды между дифферентными цистернами называется дифферентовкой.
Указанные выше и другие причины вызывают необходимость периодически дифферентовать подводную лодку.
Вот так все это выглядело вживую.
Обнаружение авиационных средств (Р-3С 'Орион') и возможных отметок от ПЛА противника (если она оборзеет и всплывет), выполняли радиолокационные станции на горе Безымянная. В свое время я и там успел отметиться, хотелось все увидеть 'вживую'.
А случаи 'оборзения' иностранных лодок были.
'Отрывались разными способами .даже в надводном ночью. Всплыла среди кусков льда и встала. Наши лупят гидролокатором, а она пропала. Потом случайно "гражданин" проходящий ее в РЛС свою увидел и давай вопить в эфир- как расходиться.. да кто вы?
После сообразили. А лодка два часа стояла на стопе, а у командира МПК мозгов не было связать пропавшую цель под водой и возникшую надводную.
Не помню уже детально кто-что, но вроде осмотр района начали перед стрельбами, а авиацию для осмотра должны были с рассветом поднять. Ну а МПК с ледоколом и тральщиком нашу выводили до точки погружения.
Вроде зима 1986-87. Запомнилось, наша ПЛ перископ погнула тогда, очень тяжелая ледовая обстановка была, даже в бухте все "колом" стояло, что редкость. Как бы не К-143,очень Ком флотилии Балтин вопил, она в состав ударной группы входила авианосец "бомбить" по войне.
А по "метанию"- точки погружения амерам известны, дифф. обычно в Саранной. Вот она и шастает вдоль и РР ведёт-на выходе болтают то по связи. И посты наблюдения и команды ледокола и прочие...Самолету видно что зона возмущения присутствует- это как на снегу палкой почиркать, а потом определить в каком направлении "чиркалось". Точность места лодки на применение торпеды нужна до 2 км. И то двумя если. А "Окно" -ну 4-5 км. РГБ нужны, а рядом СКР и МПК скачут, чуть ход дали-буи срабатывают. Поэтому естественно взаимодействие нужно.'
И по перепаду глубин, очень удобное место. Тип ГА еще не сформировался. С первым типом понятно, а с шестым перепад был как правило 60-90 метров. В камчатском регионе превалировал зимой первый тип, летом шестой.
Но для того, чтобы туда 'заползти' иностранная ПЛА должна была влезть в территориальные воды, ну или хотя бы ходить 'по ленточке'. Что она и делала, хотя на их картах и предупреждения были и границы отмечены.
По взаимному обнаружению данные противоречивы, если задействовали ПЛА сопровождения, например пр.671 РТМ, можно было попытаться помешать американской ПЛА 'зацепиться'. Ну а в сравнении 667 АУ или Б с 'Лос -Анджелес', тут конечно не в какие ворота.
Теперь немного о задачах (Наставление по службе штабов).
На штабы объединений Военно-морского Флота кроме общих задач возлагаются: ...организация развертывания, перебазирования, перегруппировки сил флота и их всестороннее обеспечение; организация наблюдения за группировками военно-морских сил противника на всю глубину океанских и морских ТВД и выдачи целеуказания ударным силам флота....
При планировании штаб флота (флотилии) разрабатывает...
...план подавления системы подводной разведки и наблюдения; планы морских операций; план обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров стратегического назначения; план боевого применения ВВС флота ..... план развертывания сил ..... В повседневных условиях штаб флота разрабатывает план боевой службы флота, планы поисковых противолодочных операций и краткосрочных поисков, проводимых в дальних и ближних зонах под руководством командующего флотом....
Большинство подобных мероприятий относятся к началу боевых действий.
Например-план подавления системы подводной разведки и наблюдения.
В мирное время иногда обе стороны применяли средства гидроакустического противодействия. Например, 'давили' каналы РГБ авиации.
Речь о применении ПЛА США прибора помех, при действии которого 'замолотили' все РГБ.
'Корабль может обнаружить ПЛ активно и пассивно. В Вики есть ШП и ЭП.
Уйти от ШП-меньше шуметь и держаться подальше. От ЭП- подальше и с соотв. ракурсом. В авиации это- ЭОП(Эфф. отраж.поверхность).
Для быстрого ухода от контакта-Рывок и выполнение движения по окружности (закрыться взбаламученной массой воды с кавитац.пузырьками) Про кавитацию тоже в Вики, там же прибор ГИП-1. Принцип похож..Но в настоящий момент такой такт.прием не применяют.
Затем резко сбавить ход и "отползать" в район надводных судов. Помогает не всегда(в опр.частотах работы ГАС).
От ЭП-тот же рывок, разрыв дистанции изменение глубины и снижение хода. Часто всплытие и РТР, РР разведка для оценки ситуации. Зная это-иногда удавалось засекать перископ. Как только оторвалась-Бе-12 выкл. РЛС, РВ и ДИСС и ходит по пеленгу ухода лодки. Если ПЛ засекла самолет-тот же рывок, выскочить за радиус охв. барьера. Они знают что у нас типовые из 8,редко из 12 буев(это на Бе-12. У Ил-38 другие.).Ну и курс сменить. Если тип 6,то и с глубиной "поиграть". Были случаи ПЛ реагировала на наш "пиз. ж" в эфире по таблице сокр.передач( ТСП). Квитанция о постановке угла, например, параметры. Часто от м. Шипунский. А она берет и меняет курс так, что не попадает на барьер. Очевидно там РР ведут знатоки русского языка и нашего радиообмена.
Имитатор редко-это явный признак что лодка есть. На моей памяти применялся американцами два раза за 10 лет.
И "рывки" с изменением курса и хода очень затрудняли работу нетрадиционными способами. Подводной цели нужно около часу хода с одним курсом, чтоб сформировалась "стоячая волна" четко выделяемая РЛС. Как, впрочем, и при работе с АОКС(кильватерный радиационный след, у нас МНК-400 на ГИСУ "Север"). А если лодка мечется, ну да, она здесь, но ЭДЦ не выявить и оружие не применить.'
Естественно, все это можно рассчитать по соответствующим формулам, но это не задача данной статьи.
Важен термин 'Вероятность необнаружения подводной лодки'.
Понятие напрямую связано с полями.
'Различают первичное и вторичное акустические поля ПЛ. Первичное характеризуется уровнями подводного шума на различных частотах (спектром), вторичное -так называемым эквивалентным радиусом, характеризующим отражательную способность подводной лодки при нахождении ее в зоне действия сигнала, посланного гидролокатором.
Суммарные уровни излучаемого в воду шума включают следующие главные составляющие: от работающего оборудования внутри корпуса подводной лодки (главная турбозубчатая установка, линия вала, механизмы электроэнергетической системы, средства, обеспечивающие обитаемость и др.), от обтекания корпуса и выступающих частей, от движителя. Непосредственно в момент использования оружия доминирующими являются возникающие при этом шумы стартующих ракет, системы торпедной стрельбы и самих торпед.
Известная картинка, хорошо иллюстрирующая этапы снижения шумности пл.
Работы в области акустической скрытности направлены на создание способов и средств снижения шума, излучаемого ПЛ, и отраженного сигнала (при гидролокации) до приемлемых уровней, а в идеале - снижение уровней первичного акустического поля до фоновых значений шумов в районе плавания ПЛ.
Разработка мероприятий по снижению составляющих подводного шума от механизмов и оборудования ведется по двум основным направлениям: снижение шума в источнике и борьба с передачей энергии на корпус и в воду. Первая из этих задач решается за счет повышения точности изготовления деталей механизмов, особенно вращающихся частей, выбором конструктивно-компоновочных схем и подбором оптимальных режимов работы механизмов.
Действенным способом борьбы с передачей энергии на корпус является отключение механизмов и другого оборудования от корпуса с помощью амортизаторов и соответствующего оформления неопорных связей (трубопроводы, линия вала). Для снижения уровня излучаемого в воду шума используются также наружные, большей частью резиновые,- покрытия (толщина которых достигает нескольких десятков миллиметров), предназначенные, кроме того, для уменьшения уровня отраженного сигнала (эквивалентного радиуса) при попадании подводной лодки в зону действия гидролокатора.
Наряду с пассивными средствами борьбы с шумоизлучением от механизмов и другого оборудования разрабатываются и уже находят применение активные средства, в частности, так называемые виброгасители, принцип работы которых заключается в возбуждении в фундаменте с помощью специального электромагнитного устройства колебаний в противофазе с колебаниями, вызванными работой механизма. Особенно эффективны эти устройства для подавления вибраций на фиксированной частоте и в узкой полосе частот, характерных для резонансных явлений.
Современные АПЛ ВМС США при движении в подводном положении на скорости около 8 уз имеют уровень шума 120-130 дБ при Pо = 1мкПа, на расстоянии 1 м, в полосе частот 10-10*10³ Гц. Этот показатель для первых серийных АПЛ составлял 160-170 дБ и более. Видно, что принятые меры привели к снижению шума примерно на 40 дБ (в 100 раз). Важным условием обеспечения акустической скрытности является организация измерений шумности подводных лодок, представляющих в связи с приближением шумов ПЛ к естественным шумам моря сложную техническую проблему и требующих, как показывает опыт, использования хорошо оснащенных полигонов, подобных например, известному атлантическому полигону AUTEC (Atlantic Undersea Test and Evaluation Center) BMC США.'
О разнице в требованиях шумов СССР(РФ) и НАТО, было в прошлых статьях. STANAG 1090 и 1136.
Для пояснения процесса возникновения шума на ПЛ воспользуемся иллюстрацией из статьи Пархоменко.
Я добавил применяемые имитаторы шума, искажающие, или меняющие параметры источников шума.
Как считают ,скажем так, компетентные люди, акустики ПЛА США еще к 2010 году научились 'разбивать' суммарный сигнал на составляющие.
По сути, маскировка стала классификационным признаком РПКСН.
Про 'Бореи' не скажу, но 667 БДРМ они раскусили.
С выявлением подобного, вероятно, и объясняется опасное сближение с РПКСН.
Ранее была большая статья о КОН. У ПЛ США он существенно больше. Прежде всего за счет бОльшего количества лодок, быстрого заводского обслуживания, более строгих требований при обслуживании лодок.
Отечественные лодки гоняли и в хвост и в гриву, при этом пренебрегали требованиями скрытности (шумности). Не потому что не хотели. Хотели. Не позволяли возможности заводов, недостаточная технологичность и попустительство командования.
Сведены в таблицу данные по пр.675,658,659,627А Тихоокеанский флот.
Конечно, заманчиво и интересно читать о действиях ПЛА 'Псков' пр.945 А, ну уж очень лубочно.
'По пеленгу ... обнаружена Цель ?1, классифицируется как иностранная подводная лодка, лодка класса Лос-Анжелес'. Вот оно - наше основное предназначение. 'Влетает' командир: 'Корабельному боевому расчёту готовность ?1'. Центральный пост просыпается. Организованный кипишь. Все занимают свои места. Командир выдаёт чёткие команды: 'Уточнить, рассчитать, маневрирование для поддержания контакта'. Выполняются расчёты по применению оружия. Давно шли за 'супостатом' по следу и вот она кульминация. В подводной войне важно обнаружить первым. Обнаружили, применили оружие - значит победили. Но, на боевой службе команду на уничтожение нам никто не давал. Поэтому, надо отследить район патрулирования 'супостата'. Почему 'супостата' -это старое название ещё со времён 'холодной войны', со времён Советского Союза. Крадёмся за ним. Мы идём немного быстрее и потихоньку приближаемся к цели. Американец, видимо, спит. Хотя, наверху день. Нас не обнаруживает. Никаких шевелений. Времена в России не из лучших. Развал, конец 90-х. Они считают себя полными властелинами Северной Атлантики и абсолютно уверены в том, что здесь российских лодок нет. А мы не предсказуемы - поэтому нас и боятся. Акустик 'вцепился' в Цель ?1. Наверное, было бы очень интересно визуально посмотреть на то, как под водой друг за другом идут две такие огромные субмарины, созданные в разных государствах одной планеты для уничтожения друг друга. Подходим всё ближе к цели. Даже становиться обидно, скоро и вахта закончиться, а американец не шевелиться. Тут, видимо, командир тоже захотел перемен. 'Включить станцию миноискания'- приказал он. Стали 'обстукивать' американца акустическими импульсами станции. На мониторе станции отобразился силуэт хвостового оперения лодки 'супостата'. Через пару минут американец проснулся. Увеличил ход и стал резко маневрировать по курсу и глубине. Начал отстреливать имитаторы. Акустик: 'Обнаружена Цель ?2, обнаружена Цель ?3, обнаружена Цель ?4'. КБР занят делом, производит расчёты параметров каждой цели. Справедливо было бы отметить то, что 'супостат' готовиться к войне серьезно, в этом плане не скупиться на отстрел имитаторов. Тут с нами не сравнить. А что делать, проклятые 90-е. Экономим, но службу ратную несём. В этой круговерти Целей, американец отрывается и пропадает в морской пучине. Через какое-то время, акустик докладывает: 'Контакты с Целями потеряны'. На нашем корабле всё возвращается в своё обычное русло. И мы идём по следу за оторвавшейся иностранной подводной лодкой.'
Особенно забавно про станцию миноискания и 'обстукивание' американца.
Однако, несколько слов о способах предотвращения обнаружения. Один из наиболее часто применяемых- обычный пофигизм командира и невыполнение план-похода. Об этом было в статье 'Горе от ума...Или шизанутая Маша'
Когда командиры лодок откровенно 'ложили' большой и толстый на указания и расчеты оперативного отдела штаба Камчатской флотилии.
Причем я до сих пор не уверен, что они поступали неправильно.
Тем более, такая позиция была и у командующего флотилии вице-адмирала Шуманина Ю.И.. С которым я, тогда майор, спорил до хрипоты. Он, бывший подводник, считал-'Пусть куснут мясца...им в бой идти...им виднее'. Ну ,ругал некоторых, конечно, по приходу с боевой службы, но тем не менее. Раннее с бывшим командующим флотилии Гуриновым Г.Н. таких споров не было, впрочем, он был надводник.
Иногда это приносило успех, ранее писал о выходе К-129 Кобзаря на БС.
Наиболее часто употребляемый тактический прием-это движение за судном. Капитан судна, получал шифровку с указанием точки начала движения и элементов движения. РПКСН пристраивался сзади на расстоянии до 200 метров. И так они вместе 'пилили' со скоростью 12 узлов до прохода зоны действия 'СОСУС' и районов интенсивной работы БПА 'Орион'.
Следует отметить, что американцы это 'фишку' срубили еще в 60-х и нормально научились ее распознавать.
Один из способов с использованием магнитометра.
Выполнял несколько проходов по хвосту судна, определял наличие 'размытия' контакта.
Затем, для контроля, мог выставить треугольник, или квадрат из РГБ.
Так мог проверить практически любую надводную цель.
Особенно в проливной зоне, как Гибралтар или Босфор. Иногда до создания опасной ситуации вплоть до столкновения, чтобы РПКСН выскочил и дал себя обнаружить.
А когда добивались своей цели и лодка всплывала, куражились вволю. Ходили по головам, фотографировали, бросали петарды.
Очень важной была задача контроля ПЛА США. Ибо тогда , зная ее нахождение, можно было смело выводить стратег. Например, нерядовой случай, когда мы 'срисовали' смену лодок в Охотском море. Два обнаружения практически одновременно.
А вообще, возможности флотилии по выводу РПКСН были ограничены. Просто обратиться к статистике.
' Лодка там "пасется" постоянно. У нас обнаружений за год до 20-25 набегало. Всем составом Камчатской флотилии разнородных сил. Общее время слежения ну суток двое-трое.Это значит,что мы имели возможность контроля американской лодки 1 процент времени года!!!. Причем,60 льшее время слежения приходилось на краткосрочные поиски и противолодочные операции. То есть в моменты максимального напряжения сил.
В угрожаемый период (предвоенный) американские ПЛА станут вести себя "немного" не так как в постоянной БГ. '
Теперь о главном. У нас был опыт обеспечения боевой устойчивости РПКСН. Как и у наших подводников, как описывает это командир К-360 Бутаков.
' Американцы остервенели. Вертолёты подняли, стали нащупывать меня, наверное, где-то хватанули: Двое вели, а третий проверял слежение вместе с 'Орионом'. Ну, я опять своим излюбленным приёмом - ушёл под один из кораблей. Они наконец поняли, где я от них прячусь. И этот фрегат, под который я ушёл, рванул вперёд. Он даёт 15 узлов, и я тоже. Он 20 - и я 20. Оiн30 - и я 30. Так и ходили, пока поблизости не оказалась большая цель. Потом застопорил турбины, стал слушать. Транспорт какой-то шёл в Сиэтл - я под него. И снова вернулся на исходную. Мне самое главное, чтоб меня в открытый океан не выгнали. Там-то они разгуляются, буёв набросают, никуда не уйдёшь. А здесь в узкости, в стеснённых обстоятельства: можно было играть в кошки-мышки. Как говорят китайцы, безопаснее всего в пасти тигра. Вот я в этой пасти и прятался Главное, что успел задание выполнить. Шумы 'Мичигана' у нас уже были на магнитофоне:
Так что несмотря на хвалёную противолодочную оборону, можно было работать у входа в американские базы.
Всё-таки экипажи у нас в то время были очень хорошо отработаны. У меня получалось в морях по двести суток в год Кораблей много поступало, надо было их отрабатывать: Вот и ходили. Даже в тот год ходил я аж на трёх лодках.
Из того похода мы вернулись в базу 20 октября - все живые и здоровые. К нам на лодку примчался начальник штаба дивизии, глянул в наши отчёты: 'Вы что там натворили?! Немедленно журнал переписывайте!' А как его перепишешь, там ; нас столько эпизодов было, не успевали фиксировать.'
Это он так в мирное время мог развлекаться, по войне прилетело бы сразу.
И, опять же, все штабу было знать необязательно. В авиации тоже было много таких 'штучек'. Зато ЖБД (Журнал Боевых Действий) не нужно было переписывать.
'Если этот внутрикабинный радиообмен связан с картой обязательных докладов - экипаж разговаривает только по СПУ.
Если это касается порядка выполнения боевого применения, или АФС, или элементов полета по кругу, в зону, по маршруту - только по СПУ. Если это не касается вышеперечисленного и разговор типо - штурман, как идём?, то разговор идёт без нажатия кнопки СПУ на РУС или РУД (у лётчика).
Но все разговоры в кабине вне зависимости от того, нажал на кнопки "Радио" или "СПУ" или нет, записываются на магнитофон МС-61 с ларингов.
Иногда в полёте возникает необходимость посовещаться лётчику со штурманом...
Тогда делается просто - лётчик снимает ларинги с шеи...и говорит штурману, тот оттягивает ларинги от шеи и отвечает командиру.
В этот момент, их речь не записывается на магнитофон.
Или другой вариант - командир вытягивает вперед руку с сжатыми пальцами и вытянутым указательным пальцем делает знак - вниз.
По этой команде штурман выключает выключатель "Магнитофон" на правом борту, и после "совещания" с глазу на глаз, вновь включает магнитофон.
Речь друг другу слышна без СПУ. И ещё
Чем дольше летают лётчик и штурман в одном экипаже, тем меньше у них разговоров в кабине.
Понимают друг друга с жестов, не произнося ни слова.
Это называется - слётанность экипажа.
Лётчики это ценят и неохотно расстаются с своими штурманами.
Только в случае крайней необходимости - штурмана ставят на вышестоящую должность.'
Ну а теперь наконец подошли к самому главному- к боевым действиям.
'Если вы ваш вопрос разделите на три части до станет проще.
1. Мирное время. Применять отвлекающие. дезинф. приемы. Как-то вытащить РПКСН.
2. Угрожаемый период. Когда поступит команда "уничтожать" никто не знает. Соответственно будет жестче. И навалы и опасное маневрирование и "бомбежка" МЗВУ(до фунта).
3. Боевые действия. Чуть где квакнуло-торпеду туда.
Корабли ПЛО нужны для контроля, для таскания "Кольта" у виска противника как можно большее время. Ну и тренировка этого, само собой.
Опять же у каждого свои требования. ПЛБшникам выгодно скрытность наших действий. Командирам ПЛА- натаскивание экипажа на живом противнике. Дать "куснуть мясца". Поэтому и ругань в оба адреса. Командующий-третейский суд. И командиров не особо порет за это и с нас требует результата.
Силы РПЛС нужны в НЕОБХОДИМ количестве для выполнения задачи. Снова три варианта вывода своих-как выше писал. Мирное время 2 лодки Угрожаемое-пять. Война-до восьми. Это у нас на Камчатке.
Они имеют возможность наращивания, мы-нет. Только нагрузкой на свои силы.
Еще и Ф-15 с Эльмендорф, усиление БПА, вывод кораблей СГАР Про АМГ и не говорю.
Кто нам что даст? Пригонят еще с десяток МПК? Мы как-то бодались с 2-3 лодками США у нас, с хорошим напрягом 5-6 раз в год(учения). Мягко говоря, язык на плече Если амеры усилятся -писец)))
А если честно,просто не знаю как было бы в военное время с ОБЫЧНЫМ оружием. Проводили регулярно тренировки по выводу сил-на картах со скачками обстановки. Вводные посредников. Опять же-Угрожаемый период. Разогнали лодки по бухтам и ждем войну.
В рассказе "Мутабор" все написал.
Одних самолетов недостаточно. Погода, ресурс, нагрузка на экипаж, условия гидрологии в районе. Зато быстрое наращивание'
По войне получится свалка. Достанется и своим и чужим. Как на красивой картинке.
Боевая практика сводится к торпедометаниям и ракетным стрельбам.
Теоретики пытались подвести теоретическую базу в академиях. Книги писали. А как будет фактически, можно только предполагать.
Пора подбить бабки.
Практика обеспечения боевой устойчивости РПКСН в мирное время, ничего не стоит.
Как будет на самом деле, да еще и с применением ядерного оружия, можно только догадываться.
Тем более, что наши флотские руководители закрывали на это глаза и подгоняли итоги под требуемый результат.
Пока можно сказать одно- главное соблюдение скрытности своих сил, а для этого все средства хороши.