Семенов Александр Сергеевич-333 : другие произведения.

Статьи Ведерникова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Развитие ПКРК подводных лодок.doc


      Юрий В. Ведерников,
      морской инженер, Владивосток

     Развитие ракетных комплексов подводных лодок в годы Холодной войны.
     Часть I. Крылатые ракеты

     Работы по созданию корабельных комплексов крылатых ракет начались в США и
     СССР практически одновременно, по окончании Второй Мировой войны, на базе трофейных
     разработок, захваченных в фашисткой Германии. В условиях начавшейся Холодной войны, обе страны сначала создавали и совершенствовали «беспилотные самолето-снаряды» (перво-начальное наименование крылатых ракет) как перспективные носители стратегического
     ядерного оружия, используя документацию, образцы и технологические заделы германской
     «V-1 (Фау-1)».
     В течении первого послевоенного десятилетия, американские ВМС создали собственные крылатые ракеты – экспериментальную «Loon» и серийную, принятую на вооружение
     «Regulus-I». Основными целями для «Regulus-I» были советские военно-морские базы и
     приморские промышленные районы. Всего было изготовлено 514 таких крылатых ракет, из
     которых 437 были боевыми, способными нести ядерный боезаряд. Первоначально, носителями этого ракетного комплекса выступали четыре дизель-электрических и одна атомная
     подводные лодки, которые приступили к боевому патрулированию в советских дальнево-сточных водах в 1957 г. В расширение боевого потенциала, ракетным комплексом «Regulus-I» были вооружены надводные корабли - 10 авианосцев и 4 тяжелых крейсера. А в развитие
     этой ракеты была создана сверхзвуковая модификация - «Regulus-II». Однако, с принятие на
     вооружение в 1960 г. баллистических ракет «Polaris-1A» разработка крылатых ракет для подводных лодок в США была признана нецелесообразной. Корабельные ракетные комплексы
     состояли на вооружении с 1956 по 1960 год, вплоть до появления палубных бомбардировщи-ков A-3D «Skywarrior», поскольку эти крылатые ракеты не могли конкурировать с палубной
     авиацией по вариантности решения боевых задач. Последующие развитие крылатых ракет в
     США продолжилось почти десятилетие спустя, на базе других идей и новых технологиче-ских решений.
     В СССР за эти годы достигли менее значимых результатов: была выпущена неболь-шая серия противокорабельной ракеты 10Х, как аналог немецкой «Фау-1», и проведены ее
     успешные опытные пуски с переоборудованной ПЛ, разработано несколько эксперименталь-ных проектов крылатых ракет и их носителей - подводных лодок.
     Общеконструктивной, для обеих стран, чертой лодочных ракетных комплексов были
     хранение одной - двух ракет в специальных и больших ангарах, всплытие ПЛ, с последую-щим выводом и установкой ракеты на стартовую тележку, и запуском по приподнятым на-правляющим рельсового типа. Все это, как ограничивало боекомплект, так и существенно
     увеличивало время нахождения ПЛ в надводном положении, «множа на ноль» ее боевую ус-тойчивость. Ограниченная дальность полета и длительный надводный старт первых крылатых ракет был не особо существенен для ВМС США, но имел негативные последствия для
     советского ВМФ - в морях, прилежащих к СССР господствовал американский флот.
     Существенный прорыв в развитии ракетных комплексов ПЛ был достигнут в СССР за
     счет удачных и оригинальных, по тем временам, конструкторских решений – внедрения ав-томата раскрытия крыла (АРК) и совмещения в ракетном контейнере функций хранилища и
     пусковой установки. В рамках этой концепции применения, «по-походному», ракета хранилась со сложенными крыльями, специальных и сравнительно небольших контейнерах, рас-считанных на давление предельных глубин погружения ПЛ. Запуск ракеты осуществлялся в
     надводном положении из поднятого контейнера, а после старта и покидания контейнера, срабатывал АРК, расправляя крылья стартовавшей ракеты за 0,6-0,7 секунды полета. Это
     решение позволило существенно уменьшить пусковые объемы, в несколько раз увеличить
     боекомплект на одной подводной лодке и скорость стрельбы. Именно по этой, ставшей в

     1
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     последствии классической, концептуальной схеме была создана первая крылатая ракета для
     советских подводных лодок – «П-5», принятая на вооружение в 1959 г. Обладая дальностью
     в 430-650 км и сверхзвуковой скоростью (1250 км/час) полета, ракета несла ядерный или
     обычный боезаряд, и предназначалась для поражения наземных объектов.
     Первыми носителями стали 6 ДЭПЛ пр. 644 (всего 12 ракет) и 4 ДЭПЛ пр. 665 (всего
     16 ракет), переоборудованные из лодок 613-проекта, а специально построенными носителями стали ПЛАРК пр. 659, каждая из которых несла по шесть ракет. В период Кубинского
     кризиса это составляло 12% от ядерного потенциала СССР. Это явилось существенным
     сдерживающим фактором, поскольку по условиям технического развития и защищенности
     советских наземных ядерных сил тех лет, успешный ответный удар по территории США мог
     быть нанесен только с подводных лодок. Так, для пуска всех шести СКР «П-5», ПЛАРК пр.
     659 требовалось 12,5 мин., что было маловато для успешного обнаружения лодки противо-лодочными силами противника. Летящие на высоте 400-800 м, «П-5» имели больше шансов
     преодолеть мощную противовоздушную оборону США: идущие в стратосфере советские
     стратегические бомбардировщики обнаруживались на дальности в 500 км, а стратегические
     крылатые ракеты на впятеро меньшем удалении, на преодоление которого ракетам требовалось порядка 5 мин.
     Определенно, «П-5» обладала и недостатками, в числе которых существенная зависи-мость дальности и скорости полета от состояния погоды, низкая точность поражения цели
     (КВО=3,0 км), недостаточная дальность стрельбы (осредненно 500 км), обуславливающая
     необходимость боевого патрулирования ПЛАРК в прибрежных зонах, насыщенных противо-лодочной обороной. Эти и другие недостатки были устранены в последующих модификаци-ях ракеты – «П-5Д» (высота полета 250 м, точность поражения – 50-100 м) и «П-7» (дальность стрельбы – 1000 км, высота полета – 100 м, лучшая, чем на «П-5Д» точность).
     Однако, в последующие несколько лет, динамичное развитие наземной группировки
     межконтинентальных баллистических ракет СССР, повышение их степени защищенности и
     приоритетное развитие морского баллистического ракетостроения обусловили снятие крылатых ракет «П-5» с вооружения в 1965 г.
     Дальнейшее развитие крылатых ракет в Советском ВМФ осуществлялось в направле-нии парирования угрозы со стороны американских авианосных ударных групп. К примеру, с
     1958 по 1970 год в водах западной части Тихого океана только один АВУ «Ranger» совер-шил 10 боевых патрулирований. Американские АУГ обладая радиусом действия палубных
     штурмовиков в 1500 км и оперируя на удалении от советских берегов в окраинных морях, представляли постоянную угрозу прибрежным районам СССР. Предупреждение данной угрозы сформировало противоавианосную задачу советского ВМФ, основу решения которой
     сформировали противокорабельные крылатые ракеты «П-6» и вооруженные ими ПЛАРК пр.
     675 и ДЭПЛРК пр. 651.
     К созданию этой противокорабельной ракеты в СССР приступили во второй половине
     1950-х гг., используя в качестве прототипа ракету «П-5», оснащенную радиолокационной
     головкой самонаведения и соответствующей системой управления. Новая ракета оснащалась
     обычной или ядерной БЧ, и имела летно-технические характеристики, сопоставимые прото-типом: дальность 350-450 км (в зависимости от высоты), сверхзвуковую скорость – 1,3М и
     высоту полета – 7000 м на маршевом участке и 120 м – на атакующем.
     Основной проблемой при создании этой ракеты стало целеуказание, так как в отличие
     от наземных и неподвижных целей, АУГ постоянно перемещались в морском пространстве.
     Решение этой задачи было возложено на морскую разведывательную авиацию, самолеты которой передавали координаты цели на АПЛ, используя МСРЦ «Успех».
     Ракетная подводная лодка, находившаяся в заданном районе, после получения распо-ряжения на применение ракетного оружия, всплывал на перископную глубину, и устанавли-вала связь с самолетом разведки, который передавал данные о надводных целях. Эти данные
     вводились в лодочную систему управления ПКРК, чем начиналась предстартовая подготовка
     ПКР. Старт ПКР «П-6» осуществлялся из надводного положения, с поднятых на 15о ракет-2
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     ных контейнеров, через 3 мин. после всплытия. Стрельба осуществлялась единичными ракетами или двумя четырехракетными залпами, с интервалом 12 мин. между ними. Наведение
     атакующих ракет в район нахождения цели осуществлялось оператором через систему телеуправления «Аргумент», по достижения которой по команде оператора включались радиоло-кационные ГСН ракет, переводя их в режим самонаведения. В случае необходимости име-лась возможность избирательного поражения цели путем трансляции с ПКР на лодку радио-локационного изображения целей и передачи команд о выборе объекта атаки. По окончании
     режима телеуправления, ПЛАРК погружалась, а ракеты спускались и на малой высоте под-летали к целям, имея с ними радиолокационный контакт через собственные ГСН.
     В итоге был создан противокорабельный ракетный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из подсистемы разведки и целеуказания (самолеты Ту-95РЦ), ударной подсистемы – ПЛАРК пр. 675 (8 ПРК «П-6» на каждой) и ДЭПЛРК пр. 651 (4 ПКР «П-6» на каждой), подсистемы связи и управления - «Успех» и «Аргумент».
     Впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с изби-рательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. К последней трети 1960-х гг. было построено 29 ПЛАРК пр. 675 (всего 232 ПКР) и 16 ДЭПЛРК
     пр. (всего 64 ПКР), что сформировало противоавианосный потенциал Советского ВМФ в 296
     противокорабельных ракет «П-6»1. По замыслу, ПЛАРК пр. 675, действующие под прикрытием сил флота, формировали мощный ракетный удар, способный пробить противовоздушную оборону американских АУГ и сорвать агрессию против своей страны.

     Однако, по мнению многих специалистов, созданному противоавианосному РУК бы-ли присущи и определенные недостатки. Ограничимся рассмотрением основных из них, имеющими отношение к ракетному комплексу.
     Так, основные районы боевого патрулирования американских АУГ для удара по территории СССР располагались в Норвежском море или в акваториях, восточнее японских
     островов и Курильской гряды. В этих условиях критике подвергалась сама идея надводного
     старта ракет: находясь в надводном положении ПЛАРК пр. 675 могли выполнить полный
     залп за 25-30 мин., с учетом времени затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск ракет и управление их полетом до цели. Считалось, что это резко снижало боевую ус-тойчивость лодки, попадающую под ответный или упреждающий удар.
     Отчасти это справедливо. Но, как показывают расчеты2, приемлемая вероятность поражения всплывшей ПЛАРК (0,71-0,85) достигается при ее обнаружении самолетом ПЛО на
     удалении 50-100 км, при том, что предельная дальность стрельбы П-6 составляла 450 км. А
     для достаточного и постоянного насыщения района самолетами ПЛО требуется колоссальный наряд сил, что было выше реальных возможностей базовой авиации противника тех
     лет. По техническим возможностям, противолодочные самолеты и вертолеты АУГ могли
     реализовать противолодочную оборону на дальности до 150-180 км от центра ордера, что в
     два - три раза меньше дальности удара советских ПКР.
     Полагаем, что американцы это понимали, поскольку с конца 1960-х гг. в ВМС США
     при обороне АУГ стала формироваться концепция поражения ракет, а не их носителей.
     Но нашему мнению, существенной была проблема организации и управления дейст-виями ПЛАРК. Так, по своим летно-техническим данным, самолеты «Ту-95РЦ» могли обна-руживать АУГ на дальности до 6-8 тыс. км или вести слежение на удалении 4 тыс. км от бе-1 К месту заметить, что ПКР «П-35», аналогичными «П-6», были вооружены 4 ракетных крейсера пр. 58 (всего
     32 ракеты) и 4 ракетных крейсера пр. 1134 (всего 16 ракет).
     2 Полагаем, что вероятность поражения всплывшей ПЛАРК зависит как от дальности ее обнаружения воздушными средствами ЦУ и ПЛО противника, так и времени, необходимого самолетам (вертолетам) для выхода на
     рубежи применения своего оружия. Считаем, что при мгновенном обнаружении ПЛАРК («под самолетом»), она будет уничтожена с вероятностью 1,0, а при обнаружении ПЛАРК «на удалении», вероятность ее поражения убывает. Как показывают авторские расчеты, на удалении в 50 км, эта вероятность составляет порядка
     0,85, на удалении 100 км – 0,71, на удалении 150 км – 0,56. Критичной для ПЛО является дальность обнаружения ПЛАРК в 200 км, поскольку подлетное время составляет 36 мин., т.е. больше чем требуется для осуществ-ления ракетного удара (30 мин.).

     3
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     рега в течении 8 часов. Однако критичным являлся показатель устаревания информации, которая сохраняла свою актуальность максимум в течении 6-9 часов, с момента последней
     трансляции данных3. Фактически, в течении этого периода должна быть реализована сама
     противоавианосная операция: ПЛАРК получают данные целеуказания, выходят на рубежи
     пуска ракет и применяют оружие.
     Это было возможно в случае превентивного размещения и постоянного присутствия
     ПЛАРК в передовых районах, и нанесения упреждающего удара. В противном случае, размещение ПЛАРК в морском пространстве на «изохроне», т.е. линии пуск ракет с которой
     обеспечивал бы одновременный подход ракет к цели, представляется нам проблематичным4.
     В итоге это бы привело к череде последовательных ударов с потенциально низкой результа-тивностью, в силу недостатка боекомплекта ПКР на одном носителе и противодействия противника.
     Иной дискутируемый вопрос – качество целеуказания, т.е. своевременность, как обнаружения цели, так и доведения информации до ПЛАРК, сохранение боевой устойчивости
     самолетов РЦ. Согласимся, что поиск цели самолетами в открытых морях требует достаточно большого наряда сил, сомнителен по боевой устойчивости самолетов РЦ и точности оп-ределения ими координат цели. Сомнительна и успешная трансляция данных5 на ПЛАРК.
     Проблема боевой устойчивости самолетов РЦ, была осознана советскими специали-стами еще в процессе создания РУК, и с 1960 г. в СССР приступили к созданию космиче-ской системы целеуказания МКРЦ «Легенда». Первые две ПЛАРК пр. 675 были модернизи-рованы к 1974 г., с установкой комплекса «Касатка», вместо комплекса «Успех». А всего до
     ноября 1986 г. модернизацию с установкой космических средств целеуказания прошли 11
     ПЛАРК этого проекта6.
     В тоже время не стоит рассматривать самолетную или космическую систему РЦ как
     некое единственное средство разведки: советский ВМФ обладал достаточными силами корабельной разведки. Был тактически освоен и прием стрельбы по целеуказанию с КНС – корабля непосредственного слежения, т.е. боевого надводного корабля (крейсера или эсминца) или АПЛ, непосредственно идущего рядом с американской АУГ и периодически передаю-щего ее координаты на командный пункт или ПЛАРК. Использование ракетных лодок со-вместно с ракетными крейсерами пр. 1134 позволяло ПЛАРК получать целеуказание как от
     вертолетов «Ка-25РЦ», базирующихся на крейсерах, так и через устройство звукоподводной
     связи с крейсером.
     Но, так или иначе, противоавианосная задача Советского ВМФ – это комплексная
     операция разнородных сил, в которой подводным лодкам с крылатыми ракетами, действо-вавшим под прикрытием сил флота, отводилась роль главных ударных сил.
     Дальнейшим развитием «П-шестой» стали ПКР П-500 «Базальт» и П-1000 «Вулкан».
     К разработке первой ракеты приступили еще в 1963 г., а 12 лет спустя она была принята на вооружение. Являясь дальнейшим развитием, на «П-500» за счет увеличения массогабаритных характеристик и применения нового ТРД, были достигнуты большая дальность
     стрельбы- до 550 км, и большая скорость – до 2,5М. Для повышения прочностных характе-3 Полагаем, что дальность обнаружения ракетной ГСН надводной цели ограничена радиогоризонтом. Для ПКР
     «П-6», летящей на высоте 7 км величина радиогоризонта составляет порядка 318 км. Допускаем, что для укло-нения от атаки АУГ должна выйти из зоны обнаружения, преодолев за какое-то время 318 км. На скорости 30
     уз. (55,5 км/час) это потребует 5,7 часа, а на скорости 20 (37 км/ час) уз. - 8,6 часа.
     4 Для преодоления дистанции 318 км на полном ходу (29 уз. или 53,6 км/час) ПЛАРК потребуется 6 часов, а на
     более-менее скрытной скорости хода в 10 уз. (18,5 км/час) – 17,2 часа. В первом случае показатель «вписыва-ется в заданное ограничение по времени», но ведет к абсолютной потере скрытности ПЛ, во втором случае –
     наблюдается обратное явление…
     5 В силу отсутствия открытых сведений, нам представляется сложным квалифицированно судить о качестве
     трансляции данных на ПЛАРК с МРСЦ или МКРЦ.
     6 Заметим, что МКРЦ «Легенда» - как система космического слежения и целеуказания, была создана в интере-сах деятельности всего Советского ВМФ, а не только ПЛАРК. Официально на вооружение эта система была
     принята в 1978 г.

     4
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     ристик в конструкции ракеты использовались титановые сплавы, а для повышения живуче-сти применялось бронирование. Пуск ракеты осуществлялся как одиночно, так и одним зал-пом, с интервалом стрельбы 8 сек. Как и у «П-6», «Базальт» имел профиль полета «большая
     высота - малая высота», но в отличие от «П-6» длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена. Для повышения качества
     управления полетом, на ракете установили БЦВМ. Для вооружения «П-500» было модерни-зировано 9 ПЛАРК пр. 675, на которых были удлинены ракетные контейнеры и установлена
     новая система телеуправления полетом ПКР «Аргон-К».
     ПКР П-1000 «Вулкан» являлась дальнейшим развитием этого семейства крылатых
     ракет, на котором за счет применения нового топлива, более мощного стартового ускорителя
     и ослабления броневой защиты, дальность стрельбы была увеличена до 700 км. Первоначально планировали провести модернизацию всех ПЛАРК пр. 675, оставшихся с изначаль-ным ракетным комплексом («П-6»). Однако в полном объеме модернизационные работы
     удалось провести только на 4 подводных лодках.
     К созданию крылатой ракеты с подводным стартом приступили в апреле 1959 г. За
     последующие 9 лет были выполнены сложнейшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Конструкторам удалось решить вопросы подводного старта - обес-печение прочности и герметичности конструкции ракеты при воздействии давления воды, осуществление устойчивого движения, как на подводном участке траектории, так и на воздушном. Удачным конструкторским решением стала ракетно-стартовый двигатель, состоя-щая из комплекса РДТТ: под водой срабатывали двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность двигатели воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель.
     Новая ПКР П-70 «Аметист», была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло. Страт ракеты осуществлялся из затопленного контейнера, одиночно или двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м, при скорости хода до 5,5 уз.
     и волнении моря до 5 баллов. Полет происходил автономно, т.е. не зависимо от ПЛАРК, и
     на дозвуковой скорости – 0,9М. Предельная дальность стрельбы – 80 км, первичное целеуказание ракете выдавалось собственными средствами подводной лодки, в т.ч. и от ГАК. Наведение ПКР осуществлялось с использованием ИНС на маршевом участке и АРЛГСН на конечном. Выбор поражаемого корабля производился системой управления ракеты, с учетом
     величины отражающей поверхности цели и ее месту в ордере. Боевая часть ракеты могла
     быть обычной или ядерной.
     Низковысотная траектория полета ракеты обуславливала высокую вероятность поражения цели. Летящие на высоте 50-60 м, атакующие «аметисты» не могли быть сбиты ракетами истребителей, а корабельными средствами обнаруживались на дистанции 20-23 км, отставляя противнику на отражение атаки чуть больше одной минуты7.
     Носителями П-70 «Аметист» стали ПЛАРК пр. 670. В типовой боекомплект лодки
     входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными
     БЧ. Всего было построено 11 подводных лодок этого проекта.
     Характерными недостатками П-70 «Аметист» считались малая дальность стрельбы, а
     также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной - пуск производился только с подводной
     лодки и только в погруженном положении.
     Для устранения этих недостатков была разработка ракета П-120 «Малахит». За счет
     увеличения массогабаритных характеристик предельная дальность стрельбы была увеличена
     до 120 км. Для повышения помехозащищенности в систему наведения была включена ин-фракрасная ГСН. А применение универсальной, т.е. работающей как в воздушной, так и в
     водной среде, РСД позволило вооружать этой ракетой и подводные лодки, и надводные корабли. Носителями П-120 «Малахит» стали 6 ПЛАРК пр. 670М.

     7 Определено как: дальность обнаружения (23 км) деленное на скорость ПКР (1160 км/час) и частное – 1,2 мин.
     подлетного времени.

     5
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     Однако к моменту принятия «Малахита» на вооружение в 1972 г., глубина эшелони-рованной обороны американской АУГ уже составляла 300-350 км, успешно преодолеть ко-торую ПЛАРК – носителям «аметистов» и «малахитов» было затруднительно8.
     В эти годы на вооружение ВМС США были приняты новые противовоздушные средства. С конца 1960-х гг. в США началась разработка и с 1973 г. на вооружение авианосцев
     стал поступать новый авиационно-ракетный комплекс на базе истребителя F-14 «Tomcat» и
     ракеты AIM-54 «Phoenix». Считалось9, что РЛС истребителя способна одновременно наво-дить 6 ракет по 6 воздушным целям, поражая их на дальности более 140 км и обнаруживая
     ПКР на удалении 180 км. Принятие на вооружение надводных кораблей многоканальных
     ЗРК вначале с пакетными ПУ, а затем и установками с вертикального пуска, увеличило огне-вую производительность ПВО в борьбе с воздушными целями.
     В этих условиях поражение авианосца могло быть достигнуто посредством массиро-ванного удара не менее чем двумя десятками противокорабельных ракет с высокими летно-техническими характеристиками.
     Эскизные проработки такой ракеты проводились в СССР еще в конце 1960-х гг. По-сути, речь шла о симбиозе ПКР с надводным (П-500 «Базальт») и подводным (П-120 «Малахит») стартом. Новая ракета П-700 «Гранит» была представлена на испытание в 1976 г., и
     принята на вооружение в 1983 г.
     Ракеты П-700 «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность
     стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, скорость полета в 2,5М и несколько
     гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в
     морском и воздушном пространстве района операции). Так, в первом режиме одна из ПКР
     (ведущая) следует на большой высоте и управляет полетом остальных (ведомых), летящих на
     малой высоте в режиме полного радиомолчания. Ведущая ракета осуществляет поиск и клас-сификацию обнаруженных целей, а также передает информацию о них на другие ракеты. Во
     втором режиме, когда ЭДЦ достаточно точно известны, вся группа ПКР следует на малой
     высоте в режиме радиомолчания, а активная ГСН используется только на конечном участке
     траектории полета. При этом траектория полета ракет в залпе может быть разной с измене-нием высоты в процессе атаки с учетом дальности до цели. Система управления комплекса
     позволяет осуществлять залповую стрельбу всем боекомплектом. В результате созданный
     ПКРК впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых
     средств одного носителя.
     Носителями П-700 «Гранит» стали ПЛАРК пр. 949 и пр. 949А, на каждой из которых
     было размещено по 24 ракеты. Именно эти ПЛАРК стали последними, «узкоспециализиро-ванными» кораблями, построенными для решения противоавианосной задачи.
     Дальнейшим развитием противокорабельных ракет должна была стать П-800
     «Оникс», к разработке которой приступили в начале 1980-х гг. ПКР создавалась универсальной по носителям (надводным, подводным и воздушным), и размещалась на кораблях и подводных лодках в специальном транспортно-пусковом контейнере. Максимальная дальность
     стрельбы и скорость полета на высотной траектории (14 км) составляли 300 км и 2,5М, на
     низковысотной – 120 км и 2М. Стартовая масса ПКР - 3000 кг, масса БЧ – 200-250 кг.
     Для испытаний ракеты была переоборудована ПЛАРК пр. 670М, в 8 ракетных контейнерах которой разместили 24 ТПК «Оникса». Однако с развалом СССР работы по созданию ракеты были приостановлены, и были продолжены только десятилетие спустя10.

     8 Однако, данный тактический недостаток не был столь существенным для ограниченных акваторий, например
     - для отдельных районов Средиземного моря…
     9 Впрочем, эти боевые характеристики в последующем не получили подтверждения. В процессе повседневной
     службы F-14 проявил недостаточную техническую надежность: коэффициент боеготовности истребителей в
     1980 г. составлял 49%, и только в 1988 г. достиг приемлемого уровня в 70%. По американским оценкам, вероятность перехвата AIM-54 маловысотных целей оценивалась на основе моделирования (из-за отсутствия ста-тистики реальных пусков) не выше 0,5…
     10 В 2010 г. ракета под названием PJ-10 «BrahMos» принята на вооружение ВС Индии, с организацией ее произ-водства в Хайдарабаде.

     6
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     Таким образом, на протяжении 20 с лишним лет, в СССР последовательно реализо-вывали линию развития противокорабельных ракет для решения, в качестве главной, противоавианосной задачи11. Характерным чертами это стали большая дальность, околозвуковая и
     сверхзвуковая скорость полета, мощный боезаряд, способный в обычном (неядерном) исполнении вывести из строя цель класса «авианосец» тремя-четырьмя попаданиями. Платой за
     это стали « тяжелые» (в прямом смысле этого слова) массогабаритные характеристики ракет.
     Между тем, в конце 1960-х гг. во Франции приступили и в 1971 г. приняли на вооружение легкую противокорабельную ракету ММ38 «Exocet». Обладая сравнительно-небольшими массогабаритными характеристиками (стартовая масса 750 кг, длина – 5,21 м, диаметр корпуса 0,35 м) ракета достигала предельной дальности стрельбы до 45 км, со скоростью 0,93М и несла 165-кг боевую часть. Ракета была унифицирована по носителям - надводным, подводным и воздушным. Однако, лодочная ПКР этого типа - SM39, была принята
     на вооружение только в 1984 г. и была выполнена в меньших габаритах и массе. С началом
     1970-х гг. в США приступили к созданию крылатых ракет и в 1978 г. приняли на вооружение
     аналогичную ПКР «Harpoon», обладавшую лучшими характеристиками (дальность – 120 км, скорость – 0,85М, 225-кг БЧ). В лодочном варианте эта ракета получила индекс UGM-84.
     Целеуказание для ракет осуществлялось за счет средств ПЛ-носителей. Пуск ракет
     осуществлялся из торпедного аппарата, в специальных капсулах с положительной плавуче-стью, из которых производится запуск стартового двигателя ракеты по достижении поверхности. К цели ракеты подходили на высоте 10-15 м, управляемые ИНС. Наведение на цель
     осуществлялось АГРЛСН, а атака с высот 5-10 м или с пикирования. ГСН ракет не обладают
     селективными свойствами, поэтому ПКР поражает первую захваченную цель. Поэтому при
     стрельбе предусматривается разновременное включение головок самонаведения разных ракет, что позволяет миновать одни корабли и атаковать другие.
     В сравнении с советскими ПКР, ракеты «Exocet» и «Harpoon» имели невысокие летно-технические и ударные характеристики, низкие показатели системы наведения. Однако за
     счет небольших размеров, сопоставимых с торпедами, низкой стоимости и простоте эксплуа-тации эти легкие ракеты получили широчайшее распространение. Постепенно, в течении не-скольких лет подводные лодки Франции, США и их партнеров прошли модернизацию на
     использование этих противокорабельных ракет, а новые ПЛ сразу строились с учетом таких
     возможностей.
     Это существенно увеличило боевой потенциал ПЛ, которые по-сути из классических
     торпедных кораблей, трансформировались в ракетно-торпедные, способные поражать надводные цели в первом, упреждающем ударе, до момента выхода надводных кораблей на рубежи обнаружения ПЛ собственными гидроакустическими средствами.
     Дальнейшее развитие лодочных ракетных комплексов в США выразилось в принятии
     на вооружение в 1983 г. крылатой ракеты «Tomahawk». Ракета создана в модульной конструкции и применяется на АПЛ в двух основных вариантах: стратегическом (BGM-10A/C/D) -
     для стрельбы по наземным объектам, и тактическом (BGM-109B/E) - для уничтожения надводных кораблей и судов. Все варианты благодаря модульному принципу построения отли-чаются друг от друга только головной частью, которая с помощью стыковочного узла при-соединяется к среднему отсеку ракеты.
     Тактическая КР «Tomahawk» BGM-109B вооружена 454-кг фугасной БЧ. Стратегическая КР «Tomahawk» может оснащаться боевой частью в ядерном и обычном исполнении.
     Боевой частью ядерной КР BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123 кг и мощность
     200 кт), с радиусом разрушения 3 км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность
     ядерной боеголовки стратегической КР BGM-109A позволяют с высокой эффективностью
     поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, одной КР BGM-109A составляет 0,85, а

     11 Несомненно, изучение развития и перспектив реализации противоавианосной задачи Советского ВМФ – это
     предмет отдельного исследования, выходящего за рамки данной публикации.

     7
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     БРПЛ «Poseidon-C3» (1970 г.) - 0,10. Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжалась
     120-кг полубронебойной БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокали-берных бомб, суммарной массой так же 120 кг.
     Дальность стрельбы тактической КР «Tomahawk» BGM-109B составляет 550 км, а на
     стратегических КР BGM-10A/C/D, за счет меньшей массы БЧ и увеличенного запаса топлива
     - от 900 км (BGM-10C/D) до 2500 км (BGM-10A). Система наведения ракет - для противокорабельных ИНС и АРЛГСН, а на стратегических – ИНС и TERCOM (наведение ракеты с
     ориентацией по рельефу местности).
     На подводных лодках ракета находится в стальной капсуле, заполненной азотом. Пуск
     пакеты осуществляется из торпедных аппаратов (внедрено на первой серии АПЛ «Los Angeles» за счет торпедного боезапаса) или специальных шахт в носовой ЦГБ (внедрено на второй серии АПЛ «Los Angeles», 1985 г.) с глубины 20-30 м. Перевооружение на «Tomahawk»
     прошли и английские АПЛ типа «Swiftsure» и «Trafalgar», принимающие эти крылатые ракеты за счет торпедного боезапаса.
     Таким образом, с принятием на вооружение крылатых ракет «Tomahawk», американские АПЛ стали многоцелевыми, способными решать задачи как по борьбе с надводными
     кораблями, так и наносить удары по наземным целям, в т.ч. и ядерным оружием, решая стратегические задачи.
     В СССР многоцелевая функция АПЛ была реализована с принятием на вооружение в
     1987 г. стратегической крылатой ракеты РК-55 «Гранат». Внешне эта ракета похожа на
     «Tomahawk», хранилась в капсулах, имела аналогичную систему наведения (высокоточную
     ИНС с коррекцией по рельефу местности), дозвуковую скорость (0,7М) и б о льшую дальность полета (3000 км), но оснащалась только ядерной боевой частью.
     РК-55 «Гранат» вооружались 3 ПЛАРК пр. 667АТ, бывшие ПЛАРБ, выведенные из
     состава морских стратегических ядерных сил по условиям договора «ОСВ-1». Вместо выре-занных отсеков с шахтами БРПЛ, были размещены два новых отсека. Один из них содержал
     8 торпедных аппаратов со стеллажами для хранения 24 СКР, а во втором размещены вспомо-гательные механизмы. Помимо этого носителями РК-55 «Гранат» стали 7 АПЛ пр. 671РТМК
     и новейшие АПЛ пр. 971, принимавшие СКР в счет торпедного боезапаса.
     Не осталось без внимания в СССР и развитие легких ракет. Так, в 1980-х гг. приступили к созданию ПКР «Уран», создаваемой на базе авиационной КР «Х-35» и предназначен-ной для размещения на любых кораблях и малых катерах. По-существу, был задуман аналог
     ПКР «Harpoon». Однако до развала СССР ракету создать не успели…

     * * * * *

     Подводя итог, можно уверенно заключить, что Советскому ВМФ принадлежит приоритет в развитии противокорабельных ракетных комплексов ПЛ. В советских ПКР впервые
     были внедрены сверхзвуковая скорость и полет на низких высотах, характеристики систем
     управления (не смотря на слабую элементную базу) всегда превосходили иностранные аналоги по качественным параметрам. Платой за это стал рост массогабаритных показателей. А
     пренебрежение к вопросам стандартизации типоразмеров привело к затратному принципу
     «строительства кораблей для ракет».
     Десятилетнее «забвение» крылатых ракет в американских ВМС имело свое практич-ное обоснование: в условиях авианосного превосходства США на море в этом виде оружия
     просто не было насущной необходимости. Когда же такая необходимость возникла, проблема была достаточно быстро решена за счет жестких требований к массогабаритным показа-телям и стандартизации типоразмеров КР. На базе этого, изначально ориентируясь на по-средственные летно-технические характеристики и реализовав принцип «ракеты для кораблей», американский флот быстро оснастил крылатыми ракета большинство своих ПЛ и БНК
     и установил количественное ракетное преимущество над Советским ВМФ в начале 1980-х гг.

     8
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
     В современности, крылатые ракеты ВМС США составляют одну из основ его ударных сил в реализации концепции «Флот против Берега». Крылатые ракеты «Tomahawk» размещены практически на всех многоцелевых АПЛ США. В 2002-2007 гг. в ПЛАРК были пе-реоборудованы 4 ПЛАРБ типа «Ohio» с размещением 154 «Tomahawk» на борту каждой
     лодки. Это сформировало колоссальный боевой потенциал для превентивного «обезоружи-вающего» удара. А размещение перевооруженных ПЛАРК «Ohio» в базе на о-ве Гуам созда-ет потенциальную угрозу безопасности, как в Восточной Азии, так и восточной части Евра-зийского континента.

     Аббревиатура:

     - АВУ – авианосец ударный.
     - МСРЦ - морская самолетная система разведки и
     - АПЛ – атомная подводная лодка.
     целеуказания.
     - АРК – автомат раскрытия крыла.
     - ПКР – противокорабельная ракета.
     - АРЛСГСН – активная радиолокационная головка
     - ПКРК – противокорабельный ракетный комплекс.
     самонаведения
     - ПЛ – подводная лодка.
     - АУГ – авианосная ударная группа
     - ПЛАРБ - атомная подводная лодка, вооруженная
     - БНК – боевой надводный корабль.
     баллистическими ракетами.
     - БРПЛ – баллистическая ракета подводной лодки.
     - ПЛАРК - атомная подводная лодка, вооруженная
     - БЧ – боевая часть.
     крылатыми ракетами.
     - БЦМВ – бортовая цифровая вычислительная ма-
     - ПЛО – противолодочная оборона.
     шина.
     - РСД – ракетно-стартовый двигатель.
     - ВВ – взрывчатое вещество.
     - РЦ – разведка и целеуказание.
     - ГАК – гидроакустический комплекс.
     - РУК – разведывательно-ударный комплекс.
     - ГСН – головка самонаведения.
     - СКР – стратегическая крылатая ракета.
     - ДЭПЛ – дизель-электрическая подводная лодка.
     -- TERCOM – система наведения КР с ориентацией
     - ДЭПЛРК - дизель-электрическая подводная лодка
     по рельефу местности.
     вооруженная крылатыми ракетами.
     ТПК – транспортно-пусковой контейнер.
     - КВО – круговое вероятное отклонение.
     - ТРД – турбореактивный двигатель.
     - ИНС – инерционная система наведения.
     - ТУ – телеуправление.
     - КР – крылатая ракета.
     - ЦГБ – цистерна главного балласта.
     - МКРЦ – морская космическая система разведки и
     - ЦУ – целеуказание.
     целеуказания.
     - ЭДЦ – элементы движения цели.

     9
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

     Таблица – Основные характеристики крылатых ракет стоявших на вооружении подводных лодок
     Даль-
     Массогабаритные
     Высота полета,
     Могущество
     ность
     Скорость
     характеристики
     БЧ

     м
     Система
     Тип

     (страна)
     Год
     пуска,
     полета, М
     масса,
     длина, пусковой
     марше-
     на конеч-
     управления
     обычная,
     ядерная,
     км
     кг
     м
     объем, м3
     вая
     ном участке
     кг
     кт
     Regulus-I (США)
     1956
     400
     0,9
     4650
     10,4
     334
     -10000
     -10000
     ТУ
     - 500
     + нд
     П-5 (СССР)
     1959
     650
     1,0
     5200
     11,2
     70
     400-600
     400-600
     ИНС
     - (600-700)
     650
     П-6 (СССР)
     1964
     450
     1,3
     5670
     10,0
     75
     7 000
     120
     ТУ+АРЛГСН
     930
     350
     П-500 «Базальт» (СССР)
     1975
     550
     2,3-2,5
     6 000
     11,7
     83
     -7 000
     -100
     ТУ+АРЛГСН
     930
     350
     П-1000 «Вулкан» (СССР)
     1987
     -700
     2,0-2,5
     - 7000
     - 12
     - 85
     -7 000
     -100
     ТУ+АРЛГСН
     930
     350
     П-70 «Аметист» (СССР)
     1968
     80
     0,95
     2900
     7,0
     11
     50-60
     50-60
     ИНС+АРЛГСН
     - 1000
     + нд
     П-120 «Малахит» (СССР)
     1972
     120
     0,95
     3000
     8,8
     12
     50-60
     50-60
     ИНС+АРЛГСН
     - 1000
     + нд
     П-700 «Гранит» (СССР)
     1983
     550
     2,5
     7360
     10,1
     54
     -14000
     < 50
     ИНС+АРЛГСН
     - 750
     - 500
     Exocet (Франция)
     1971
     60
     0,93
     750
     5,2
     2,6
     10-15
     до 10
     ИНС+АРЛГСН
     165
     -
     Harpoon (США)
     1978
     120
     0,85
     667
     4,6
     1,6
     15
     до 10
     ИНС+АРЛГСН
     225
     -
     Tomahawk BGM-109А (США)
     1983
     2500
     0,8
     1450
     6,25
     5,5
     нд
     нд
     ИНС+TERCOM
     -
     200
     Tomahawk BGM-109B (США)
     1983
     550
     0,8
     1205
     6,25
     5,5
     5-10
     5-10
     ИНС+АРЛГСН
     454
     -
     РК-55 «Гранат» (СССР)
     1987
     3000
     0,7
     1700
     8,1
     6,6
     нд
     нд
     ИНС+TERCOM
     -
     + нд
     Примечания: год - год принятия на вооружение; дальность – предельная дальность полета; скорость - скорость полета маршевая; масса - масса стартовая с РСД; пусковой объем – условно-расчетная величина, определенная по граничным габаритам ракеты (длина, диаметр описанной окружности) в походном положении; могущество
     БЧ определено в тротиловом эквиваленте.
     Обозначения: «<» - меньше, «-» - примерно, «+» - наличие, «-» - отсутствие; «нд» - нет данных.

     10
     PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"