Семёнов Игорь : другие произведения.

Я памятник воздвиг бы...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о памятниках, которые у нас ставят, и о тех, которых у нас нет. И не только о памятниках


   Я ПАМЯТНИК ВОЗДВИГ БЫ...
  
   Размышление о памятниках, которых у нас нет... и не только о памятниках
  
   Я хотел бы поговорить о памятниках, которые мечтаю увидеть поставленными в нашей стране. Возможно, некоторые из них когда-нибудь и появятся, заняв положенное им по праву место на площадях и улицах России. А каким-то из них, скорее всего, никогда не суждено занять свои места на постаментах. Уж слишком многое для этого должно измениться не только в правительстве, но и в головах моих соотечественников.
   Вообще, из всех произведений искусства памятники (что историческим лицам, что событиям) - наиболее уязвимы для моды (в том числе и политической), изменений взглядов на отечественную историю и роль в ней конкретных исторических персонажей, текущей конъюнктуры в цеху скульпторов и прочих сиюминутных аспектов. Как правило, сиюминутных, но от этого, увы, не менее жестоких.
   В нашей истории памятники порой легко устанавливаются, и ещё легче сносятся. В этом отношении гораздо безопаснее быть садовой скульптурой, так называемыми "малыми архитектурными формами", кои особенно расплодились в наших городах за последние годы. Литературные персонажи (те, что вне религии и политики), собирательные образы горожан различных эпох, знаменитые "девушки с веслом", забавные животные... Если что и грозит им, то всего лишь обветшать от времени и отсутствия должного ухода со стороны нерадивых "отцов города". Они могут вызывать улыбку или заставлять немножечко задуматься, раздражать, если слишком нелепы. Но агрессии они, как правило, ни у кого не вызывают.
   Другое дело статуи, изображающие лиц, в реальности существовавших в нашей истории, посвященные реальным историческим событиям. Сколь часто за последние сто лет менялось отношение властей и так называемых "властителей дум" ко многому и ко многим. А уж ваятелей, готовых воплотить в бронзе и камне любой заказ, хватало во все времена. Не будем сейчас говорить о степени их талантливости, об удачных и не очень творениях. Ведь в такой ситуации даже творческий конкурс не спасёт от откровенной бредятины и безвкусицы на пьедесталах. Во-первых, не факт, что победит самый талантливый проект, во-вторых, даже действительно одарённому скульптору крайне сложно сотворить гениальное произведение, если он не проникнулся в полной мере духом того, что взялся воплотить, не воспринимает личность или событие в той же степени восторженно, сколь и заказчик. Да хорошо, если так, а не вовсе - с точностью "до наоборот". Представим, что гениальному скульптору (ну не совсем, а близко к тому, гению всё ж полегче за счёт отточенной техники) заказали монумент деятелю, к коему он, кроме презрения, ничего не испытывает. И вылепит он неизбежно такого истукана, в коем, как ни старайся автор это скрыть, это самое презрение наружу сочиться будет, пробуждая аналогичное чувство у зрителя. А если ещё и скульптор бездарен оказался - итог вообще печальным получится, независимо от целей и убеждений автора. Так и растут на наших городах карикатуры, получая меткие прозвища от "благодарного населения". Уж на что, на что, а на прозвища народ наш горазд - прилепит, не отскребёшь, как метко ещё Н.В. Гоголь в своих "Мёртвых душах" приметил. И это не только людей касается, но и зданий, и памятников. Что обидно, карикатуры устанавливаются порой на личностей весьма и весьма достойных, заслуживших благодарность от Отечества и потомков в такой степени, что при любой власти и моде не вычеркнуть, не замолчать. И посмотришь на такое чудо-юдо, да подумаешь: "Пусть бы уж лучше никакого памятника не ставили!"
   Екатеринбург тому пример типичный. Москва или, там, Питер от меня далеко, а местные творения наблюдать постоянно приходится. Ничего не скажу, есть у нас памятники, достойные тех, в чью честь поставлены. Такие, как "Чёрный тюльпан" у дома офицеров,
   Чёрный тюльпан []
   "Урал с мечом" на площади Обороны,
  
   ещё раз Урал но покрупнее [] Урал на площади Обороны []
   Военный связист,
   Памятник военному связисту []
   памятник А.Попову
   Памятник Попову [],
   памятник Екатеринуржскому пехотному полку, прославившему себя на Бородинском поле и в сражениях Первой Мировой
   Табличка на памянике Екатеринбуржскому пехотому полку [] Памятник Екатеринбуржскому пехотному полку []
   и прочие многие. Но не о них речь идёт. Позволю себе привести несколько примеров. Спору нет, и Василий Татищев, и Виллим де Геннин звание основателей города заслужили и памятника достойны. Только вот два монструозных великана в центре города почему-то от народа иного прозвища, чем "Бивис и Баттхед" не заслужили.
   Памятник Татищеву и де Генину [] те же самые, но с коробками Бивиса и Батхеда на головах []
   Так уж они смотрятся, такими выглядят. Если кто не в курсе, есть такие туповатые мультперсонажи. И даже то, что порой у нас этим же прозвищем президента с премьером кличут, авторитета скульптуре не прибавляет. Обидно за мужиков. Нраву они простого были, за такую память могли бы и по морде въехать, да не раз, не два, а долго и вдумчиво, чтоб более такого непотребства больше не стряпали. А про памятник Ельцину, с превеликой помпой поставленный и вовсе без смеха вспоминать нельзя. И не знаю, то ли от невеликих способностей скульптора он такой получился, то ли наоборот, не смог автор своего подлинного отношения к "реформатору-освободителю" скрыть. Вот и раскорячился ЕБН в позе посаженного на кол (или обделавшегося) с перекошенной напряженной физиономией близ областной Думы и гостиницы, с нелепо-матершинным для русского уха прозванием "Хайят". Впрочем, по Сеньке и шапка. Глаз радует. Было бы жаль, если бы ангелочка от демократии сотворили.
   Вот и Ельцин раскоряченный []
  
   Пламенный революционер Я. Свердлов чести быть увековеченным в городе аж дважды удостоился. И оба раза ярко так получилось. Возле УрГУ злобный гидроцефал, весь в коже, харю перекосил, пальцем куда-то тычет. А близ вокзала на одноименной улице, там просто морда-барельеф на стеле. Зато на какой! Вроде, по замыслу автора, это знамена (мабуть - красные), развеваются за спиной, все в складках монументальных. А смотришь на них - да никакие не знамёна, а вовсе - крышки гробов стоят, характерной такой стандартной формы. И на что это автор намекал? Ладно, будем считать, что случайно так вышло. Но прозвище "Гробы" заработано.
   Яков Свердлов в обрамлении знамён - не правда ли, больше на гробы смахивают те знамёна? []
   А памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу получил прозванье "Варежка" - пусть и не обидное, скорее, добродушное, но... может, стоило скульптору композицию получше обдумать. Не назначали бы тогда встречи "Под варежкой", "У танкистов" бы встречались.
   Памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу -
   Пушкин в городе нашем аж в двух экземплярах увековечен. Нет, конечно, я понимаю, что "Пушкин - это наше всё", но всё же... Ведь не бывал у нас Александр Сергеевич даже проездом. Ну, да ладно. И, если к скромному, но со вкусом, памятнику на Уралмаше претензий у меня нет,
   пушкин близ Уралмаша []
   то на то, что установили в центре, в Литературном квартале, я без смеха смотреть просто не могу. Стоит там бедолага босой, в ночной рубашке, в руке перо, глаза закатил. Ему ещё и ногти на ногах периодически красным лаком покрывают. Вроде как попытался автор изобразить напавшую на поэта посередь ночи музу. А получился "Газон ЗасеЯн" (ударение на последнем слоге). И анекдот соответствующий: стоит у памятника Пушкину армянин и причитает: "Такой молодой, красивый армянин умер, такой молодой..." Ему прохожий: "Ты чего? Какой армянин? Это ж Пушкин!" А армянин вопрошает: "Вай! А если Пушкин, то почему рядом табличку воткнули: "Газон ЗасеЯн"? Есть и другие прозвища у этого памятника: "Каратист", "Пушкин на скейтборде". Думаю, глядя на скульптуру, можно понять, почему.
   Пушкин в литквартале - тот самый
  
   Ну, а теперь, похихикав, можно и о памятниках, которые я мечтаю когда-нибудь увидеть в моей стране. Для удобства разделю их на две категории: первая - памятники, у которых есть шанс появиться на свет, а вторая - у которых такого шанса практически нет в обозримом будущем.
  
      -- Памятники, которых, возможно, пока ещё нет.
   Памятник декабристам тоже пример изрядной художественной безвкусицы. К декабристам можно по-разному относится. Да и сами они разными были и разного хотели. В юности я ими восторгался. Позднее считал вредителями для России, предавшими даже собственные былые заслуги (Но не иудами - Родины они не продавали и не предавали). Не в этом дело. В любом случае - такого уродливого памятника ставить было нельзя.
   декабристы []
  
   Страна начинает праздновать двухсотлетие Отечественной войны 1812 года. Дело хорошее, спору нет. О таких событиях, о людях того времени помнить необходимо. Жаль, что для большинства современной молодёжи битвы Великой Отечественной - уже что-то далёкое и абстрактное, что уж говорить о подвигах двухсотлетней давности. Видать, как-то не так в школах и ВУЗах отечественная история преподаётся. Может, дело в том, что при СССР школьные учебники (и не только по истории) доверяли писать учёным с рангами не менее чем академиков, а ныне - непонятно кому. Может, ещё в чём. Только вот почему-то нынешние третьеклашки после уроков "Окружающего мира", в курс которого запихали статейки по истории России как-то не горят желанием играть в дружинников Евпатия Коловрата или гусар Дениса Давыдова. А мы играли. Причём сразу после уроков, или даже на большой перемене, выплёскивая переполнявшее впечатление. Значит, было что-то такое в "Рассказах по истории СССР" для третьего класса под редакцией Нечкиной и Лейбенгруба. Нельзя детям про историю родную скучно рассказывать, не говоря уже об откровенных ляпсусах в тексте. Я уж не говорю о таких книгах, как "Наша древняя столица" Н.Кончаловской или "Книги будущих командиров" (и адмиралов тоже) Митяева.
   Так вот, к волне напыщенного и пустословного официоза хотелось бы добавить что-то искренне, душевное, то, что действительно можно отнести к памяти. Да и напомнить людям, что война 1812 года одним Бородинским полем не ограничивалась. Напомнить о людях, о подвигах, о чести и славе. О Смоленске и Красном, о Березине и Малоярославце, о заграничном походе русской армии. Посему и хотел бы, чтобы к обелискам и памятникам Бородина, к триумфальной арке Кутузовского проспекта, к музею-панораме Бородинской битвы добавились другие памятники.
   К примеру, обойдён памятью М.Б. Барклай де Толли, по сути сберегший русскую армию на первом, самом сложном этапе войны. Полководец, незаслуженно оскорблённый и униженный ещё современниками. Появится ли когда-нибудь на Руси памятник спасителю армии? Бог весть.
   Смоленск... Вечный город вечной русской воинской славы. По-другому назвать его не могу. Немцы, поляки, французы - много кто получал по зубам у этих древних стен. Порой город сдавали врагу, но город никогда не сдавался, никогда не сдавались и его защитники. И нет для них смерти. Мы б только помнили. Всех - известных и безымянных. В том числе, и безымянного унтер-офицера егерского полка, павшего на берегу Днепра в сентябре 1812 года. Показавшего врагу, что и один русский солдат - в поле воин. Ему даже проект памятника выдумывать не надо - всего лишь воплотить в бронзе рисунок ошарашенного француза (Христиан Вильгельм Фабер дю Фор "Смоленск на правом берегу Днепра 19 августа 1812 года"):
   рисунок Фабера дю Фора
   русский солдат, так и не выпустивший из рук штуцера, лежит на берегу реки, словно почётным караулом, окруженный разбитыми орудийным огнём деревьями. И больше не надо ничего.
  
   А почему бы не поставить монумент генералу Раевскому с сыновьями. Генералу, поведшему под Салтановкой полк в атаку, в первый ряд поставившему своих сыновей. Пацанов того возраста, который ныне иначе как "дети" не называют. А они не дети были - солдаты. Вот и памятник на месте той атаки: мальчишки с ружьями наперевес идут впереди солдатского строя вслед за отцом. В штыковую идут, не на парад. На реального, страшного врага. На здоровых мужиков, прошедших с боями почти всю Европу, а то и поболе. Боюсь, не поставят такого монумента, упрёком будет смотреться нынешним властям, сынуль от тягот оберегающим. Добро хоть генералы наши пока до такого не все докатились, кровью генеральских сыновей (не сынков!) земля кавказская и в двадцать первом веке щедро полита.
   И жаль, конечно, что почти нет у нас персональных памятников героям той войны: Кутайсову, Багратиону, Ермолову (этому бы ещё и на Кавказе поставить, чтоб горцам икалось), Платову, Давыдову, Дохтурову, Тучкову и многим-многим другим. Пусть не в столицах (ни к чему там они), а на местах их боевой славы, в селах и городках, в которых они родились. Чтоб ни одно имя не забывалось.
  
   Дети на войне, дети в бою - они по особой статье проходят. Поскольку, по самому большому счёту не имеем мы права уже их детьми обзывать. Они ведь равными в общий строй вставали, ни скидок не прося, ни льгот. И враг к ним, как к взрослым относился, точно также в бою убивали, в плену вешали и расстреливали. И, наверное, это правильно. Взрослость, она ведь не паспортом, не датой рождения даётся. И позволением курить и пиво хлебать не ограничивается. Её зарабатывать надо. Потом, чувством ответственности, настойчивой учёбой, трудом, кровью, наконец. И, чем раньше, тем лучше. А без того и в сороковник можно деточкой остаться, за которым всю жизнь маменька бегает, все проблемы решая. Насмотрелся. Ныне же наша система образования вкупе с ювенальной юстицией, похоже, иных граждан рассеянии и видеть в перспективе не хотят. Пионеры-герои ныне не в почёте. Книги, которыми в своё время мальчишки (да и девчонки тоже) зачитывались, куда-то запропали. Кто сейчас читает такие книги как "Армия Трясогузки", "Васёк Трубачёв", "Вовка - сын командира", "Четверо из России", "Макизар из Брянских лесов"? Где потерялась книжная серия "О подвигах, доблести, славе", что издавало издательство "Молодая гвардия"? Уж и из библиотек списали. Старый мультик "Детство Ратибора" тоже давненько на экранах телевизоров не мелькал. А нового на эту тему наши киношники создать не в состоянии. Добро хоть писатели-энтузиасты попадаются: Верещагин Олег, Садов Сергей, Эльтеррус Иар. А то б совсем хреново было. Да и многим ли школьникам нынешние родители подсунут нужные книги. Не до того им, они деньги зарабатывают.
   Вот таким памятником недетской доблести и чести, но памяти ребёнка отметил бы я древний Козельск. Злой город... И князь там, пусть и "млад бяше есть", но злым для врага оказался. Потому и "в крови утонул" юный Василий Титыч. По другим источникам имя у него другое было, но разве в этом суть. Вот и поставил бы я на берегу Жиздры монумент: Трое-четверо израненных дружинников среди обломков городской стены изготовились к последней схватке. Меж ними протискивается мальчишка с ножом - тот самый князь Козельский. Кто-то из дружинников пытается его остановить, задвинуть за спины, а мальчишка упрямо отводит руку бойца в сторону. Ведь это ЕГО город, ЕГО последний бой, а перед ним - ЕГО враги. И нельзя уронить чести - чести княжеской и воинской, чести мужской. Признаюсь, полностью "картинка" не моя, а родившаяся ещё в 1999 году во время разговора с Александром Колосовым, в своё время воскресившего юного князя в своей повести "До срока". В той повести ждёт юный князь Козельский с другими "героями былых времён", ждёт до срока, чтобы в нужный час вновь выйти и встать на защиту родной земли. И нет смерти для юного князя. Поскольку "смертию смерть поправ".
  
   Мальчишки и девчонки на войне. Вечный вопрос: отчего они, будучи слабее физически, порой оказывались крепче здоровых взрослых мужиков и женщин, покорно тянувших руки вверх, бредущих в плен, на расстрел, в печь крематория? Порой говорят, что это от того, что молодые в собственную смерть не верят. Чепуха! И верят, и знают, как не знать, коли на войне каждый насмотреться успел вдосталь. Вот бредёт колонна, которую, допустим, в Бабий Яр, ведут. Убивать ведут. И все в колонне это знают. Взрослые ведь люди, они ведь, согласно всем утверждениям, как раз в собственную смерть очень даже верят. Так отчего же не вскинуться, не броситься на конвой, не вцепиться напоследок в горло врага, не отомстить хотя бы за себя? Ведь всё равно погибать! Нет! Идут - покорно, печально, как стадо на бойню. Нет, я не отрицаю, что Бабий Яр и тому подобное - трагедия. Пожалеть погибших - могу. Понять - не получается. Подвигом зовут поступок Януша Корчака, отправившегося в газовую камеру следом за детьми, за которых он нёс ответственность. Согласен, и на такой поступок немалая сила духа нужна. Однако ж... ещё в детстве, прочитав об этом, мучился вопросом: отчего не бросился учитель на немцев, не вцепился в глотку врагу, со всей своей силы, пусть и невеликой, не показал напоследок воспитанникам своим, что смерть в безнадёжном бою лучше, честнее, чище? Мне было восемь, когда я над этим задумался. А ответа найти не могу до сих пор. И последний наш император Николай II для меня никогда не станет ни героем, ни святым именно по этой причине - в последний час своей жизни он не бросился в бой за свою семью. А ведь физически очень нехилый был человек. Прочие его поступки я даже не рассматриваю, поскольку последними минутами жизни все сказано. Почему, к примеру, Марат Казей или Лариса Михеева предпочли плену гранату под ноги? Почему в Маутхаузене среди пошедших в последний бой узников блока смерти был русский мальчишка, предпочетший почти неминуемую смерть в бою ожиданию очереди в крематорий? И ведь выжил, победил, прорвался (а имени его называть не стану, пусть лучше мои читатели из любопытства в "Рассказы о неизвестных героях" С.Смирнова заглянут лишний раз). А сколько взрослых покорно стояло в этих очередях? Вот и получается, что не в возрасте дело, а в духе, в том, КАК воспитали, что впитал в себя с пелёнок. Лучше, чем В.С. Высоцкий в "Балладе о борьбе", пожалуй, и не сказать. "Книжные дети, не знавшие войн", с честью встают в строй, если "нужные книги" читали в детстве. А нужные книги на свет явились давно, начиная с истории о римском мальчишке, спрятавшим на груди от охотников лисёнка, не выдавшего ни единым движением лица дикую боль от звериных зубов и когтей. Я б и ему памятник поставил - в Риме, прямо на Аппиевой дороге, чтоб нынешним итальянцам стыдно стало.
   Впрочем, из нынешней россиянской военной присяги слова "клянусь делать это с достоинством честью" отчего-то убрали, как и слова о ненависти и презрении народа за нарушение клятвы. Да и не Родину ныне клянутся защищать новобранцы, а "конституционный строй".
   Помню: мне четыре года, я вытянулся на спинке дивана, на котором лежит дед, который рассказывает мне о Куликовской битве. И мне всё понятно, мне интересно, я кожей впитываю услышанное. А дед несколько раз повторяет: "Запомни, Игорь, лучше славная смерть, чем позорная жизнь!" И я запомнил. Навсегда. Так что же надо сделать, чтобы каждый русский мальчишка с детства услышал эти слова, запомнил и сделал частью собственной души? Как из нынешних мальчишек воспитать таких дедов, что смогли бы вложить во внуков своих будущих нужные понятия о Родине, чести? Только НУЖНЫМИ книгами, фильмами и памятниками. Памятниками, как зримым воплощением таких понятий, напоминающими о себе всякий раз всякому проходящему мимо, пробуждая совесть, пробуждая генетическую память о предках, рабству предпочитавших смерть в бою.
  
   Если говорить о памятниках героям нашей истории, то хочется верить, что когда-нибудь восстановят памятник генералу Скобелеву, что поставят в Москве хороший памятник маршалу Рокоссовскому, на мой взгляд, более чем Жуков, достойному звания "Маршал Победы". Верю, что когда-нибудь встанут в нашей столице памятники маршалам Будённому и Шапошникову. Вдруг да установят памятники на местах сражений Первой Мировой - и солдатам, и генералам, славу свою и память заслужившим в полной мере. Из вождей белого движения, пожалуй, лишь Краснов со Шкуро такой чести недостойны. Преклоняюсь перед ними, как перед героями Великой войны, уважаю, как участников гражданской, с удовольствием читаю их произведения. Но одно "но" всё перешибает: иудам памятники ставить нельзя! И все свои былые заслуги они сами перечеркнули в 1941 году. И ничто и никто их оправдать не может, как бы ни старались. Надеюсь, что появится в Екатеринбурге нормальный памятник основателям города, что воздвигнут в Тобольске достойный памятник зодчему и географу Семёну Ремизову - создателю Тобольского кремля Я знаю про памятник Ремизову в кремле, но он мне не нравится - слишком достало уже то, что всякий раз почти скульпторы, делая памятник зодчему, тупо ляпают мужика со свитком в руках. Неужели на что-то иное фантазии не хватает?).
   Памятник С.Ремизову в Тобольске. Был бы неплох, если бы в куче городов такой типовухи зодчим со свитками в руке не наставили []
   Верю, что встанут когда-нибудь на Руси памятники нашим оружейникам: Чохову и Шувалову, Мосину и Калашникову, Дегтяреву и Токареву, Кошкину и Грабину и многим-многим другим, начиная с киевского Людоты-коваля и заканчивая создателями ракетных систем. И неважно будет, персональные то станут монументы или что-то подобное новгородскому "Тысячелетию Руси". Наверное, последнее даже лучше: чтобы все вместе они стояли, а на постаменте было бы высечено: "Ковавшим славу русского оружия".
   И князю Святославу Игоревичу я памятник бы поставил. В Киеве ли, в Новгороде ли, на острове днепровском, или даже в болгарском Доростоле (или что там сейчас на этом месте?). Из старых князей наших более его никто памятника не достоин.
   Хотел бы увидеть хотя бы в маленьком городе Богдановиче, что в Свердловской области, если уж не в Тюмени, Москве, Питере, Севастополе или Кронштадте памятник генералу Е.В. Богдановичу: герою Крымской войны, одному из основателей "Союза русского народа", писателю, философу, автору проекта железной дороги "Екатеринбург-Тюмень", почётному гражданину кучи городов Российской империи - от царства Польского до Сибири, от Балтики до Чёрного моря. Впрочем, сбудется это вряд ли: слишком уж неполиткорректная личность по нашим временам.
   Жаль, что нет в Сухом Логу памятника сержанту Егорову и капитану Неустроеву. Есть лишь стела с их именами. Может, когда и поставят. Не каждый город может похвалиться сразу двумя своими гражданами, участвовавшими в поднятии Знамени Победы над рейхстагом.
  
   2. Памятники, которых, наверное, никогда уже не будет
   Почему не будет? Возможно, и будет. Только для того, чтобы эти памятники встали на свои заслуженные места в городах и сёлах России, слишком многое должно у нас измениться. И в правительстве, и в умах народа. А тенденция, увы, пока в противоположную сторону.
   Как-то так повелось у нас, что те, кто для России поболее других-прочих сделал, более всего грязью и поливается. Кому это выгодно? Лишь тем, кто не хочет видеть мою землю сильной и самостоятельной. По той же причине периодически протаскиваются попытки реабилитации разнообразных иуд и просто идиотов, мою страну разрушавших и ослаблявших.
   А, если брать по-настоящему великих деятелей Руси, в первую очередь в глаза бросаются четыре человека: два правителя и два их верных рыцаря, и после смерти своей навсегда оставшихся рядом. Вместе: и в славных делах, и в труде, и в бою, и в смерти, и в посмертном незаслуженном очернении неблагодарными потомками.
   Иван Васильевич Четвёртый Грозный и Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский.
   Иосиф Виссарионович Сталин и Лаврентий Павлович Берия.
   Двое получили клеймо кровавых тиранов, губителей всего светлого и доброго, психически нездоровых личностей.
   Двое - ярлык кровавых палачей, преданных псов тиранов, маньяков, садистов и душегубов.
   Все четверо - вечный источник приступов бешенства у всех истинно демократических личностей, общечеловеков и прочих адептов прав и свобод (без долга и обязанностей).
  
   Мало найдётся в нашей истории личностей, сопоставимых по величию сотворенного ими для Руси. А, быть может, и вовсе нет таких и не было доселе. И вряд ли будут ещё. Мельчаем, сереем. Ежели сейчас наступили времена, когда к власти приводят посредственностей, серостей, "простых парней, как вы все", то, боюсь, что дальше, чтобы правитель соответствовал "истинно демократическим требованиям" "быть простым парнем, как все", необходимо будет ставить над странами и народами непроходимых тупиц, закончивших школы для умственно отсталых.
  
   Иван Васильевич Четвёртый Грозный. Принял в наследство жалкий ошмёток русской земли, границы которого едва-едва заходили за пределы нынешней Московской области: Рязань и Великие Луки - уже пограничье. И этот-то кусок старательно раздёргивался на части удельными княжатами, порой готовыми вступить в союз с любыми врагами Отечества, лишь бы закрепить за собой власть над крохотными уделами. Естественно, всё под лозунгом благородной борьбы с тиранией. И к концу царствования раздвинул пределы державы до почти что нынешнего её состояния. Создал настоящую армию, сильнейшую артиллерию, передовые инженерные войска. Построил множество городов, добившись увеличения населения почти на порядок. Это к нам тогда ехали за лучшей жизнью со всей Европы. Это при нём пришёл конец двум паразитическим образованиям - Астраханскому и Казанскому ханствам. При нём Русь вновь вышла к Балтике. При нём начали заводить свой Балтийский флот. Не с ботика Петра Первого он начинался, а с каперской флотилии Керстена Роде. Образованнейший человек своего времени, поэт, композитор, мыслитель. Судебная реформа, сделавшая всех равными перед судом, реформы органов власти и управления. Всего и не перечислить. А что в памяти большинства "рассеян"? Брехливая картина Ильи Репина и сказки Карамзина про кровавых опричников (не могу спорить, и то и другое очень талантливо написано)
   С чего началось посмертное охаивание великого царя? С писем диссидента и иуды Курбского? С высказываний ему подобных? С клеветы иностранных послов? Пожалуй, всё же нет. А с Романовых, которым уж очень хотелось представить себя в более выгодном свете. А что проще, чем облить грязью предшественника. Да так, что даже на "Тысячелетии Руси" изображение Грозного царя помещать запретили. Облили так, что даже на то, что проверить легко, не оглядывались. Одно лишь количество жертв довели до цифр, превышающих всё население страны. А все, кто жив остался, те, вероятно, кровавые опричники?
   Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, прозванием Малюта. Пожалуй, среднестатистическому россиянину фамилию назови, он и не поймёт, о ком речь ведётся. Конечно, кровавому палачу-убивце куда более пристало под кличкой фигурировать. Главное преступление, естественно то, что подлый опричник зверски удушил митрополита Филиппа (Колычева). По приказу кровавого царя, разумеется. Это ведь не только перед народом преступление, а перед самой святой русской православной церковью получается. Только вот церковь сама к этому событию несколько иначе относится. Далеко бегать не нужно, достаточно заглянуть в церковную энциклопедию "Святая Русь", где прямо отрицается причастность царя и Скуратова к гибели митрополита (кстати, на тот момент - бывшего). А виновниками называются представители боярской оппозиции и некие лица, исповедовавшие "ересь жидовствующих", проще говоря, сектанты. Думаю, что церковь свою историю лучше Карамзина ведает. А про Скуратова яснее и проще всего когда-то А.Бушков сказал, что Григорий Лукьянович хотя бы за то свечки за упокой и доброй памяти потомков заслуживает, что смерть свою в бою за Отечество принял, честную, воинскую.
   Иосиф Виссарионович Сталин. Лучше Черчилля не сказать: принял страну с сохой, а оставил с ядерной бомбой. Образованнейший человек, учившийся всю свою жизнь. Как-то ярый профессор-демократ, которому подсунули работу Сталина без указания автора, восторженно заявил, что это готовая докторская по философии. А незадолго до этого тот же профессор разродился обширной статьёй, в которой доказывал, что тупее и необразованнее Сталина у нас во власти никого не было. А Сталин в юности ещё и довольно талантливые стихи писал. Это так, к слову пришлось. Не преувеличу, что нынешняя Российская Федерация и прочие незалежные республики бывшего СССР до сих пор талантливо и старательно проедают то, что было создано при Сталине. И здесь у нас миллионы невинных жертв репрессий, и "кровавая гебня" - "сталинские опричники" и прочие непременные атрибуты, словно взятые под копирку с того, что брехали про Ивана Васильевича Четвёртого. А, может, так оно и было. Чего маяться, своё придумывать. Особенно учитывая личность лысого ничтожество, пролезшего во власть. Нет высшего кайфа для такого, чем обосрать великого предшественника. А старательные исполнители всегда отыщутся. Особливо из творческой интеллигенции, коя от проститутки недалеко убежала. Недаром от этого прозвания умные люди, как от чумы, шарахались. "Помилуйте, какой же я интеллигент, у меня профессия есть!" Что, не помните, кто сказал? А жаль. Тогда в Интернете пошарьтесь, уровень свой повышая. А ещё лучше сборничек статей "Вехи" отыщите. Издавался такой в начале двадцатого века. Там про интеллигентов много "доброго" сказано. А авторы вовсе не "кровавые опричники" и "черносотенцы", как вы могли бы подумать, а луди вполне приличные: Бердяев, Трубецкой и другие. А с брехнёй в отношении Сталина, как и с Грозным, тоже особо не заморачиваются. Какое кому дело, что про ту же Катынь даже Черчилль в своих мемуарах правду написал, и что факт расстрела польских офицеров под Смоленском фигурировал в списке обвинений в отношении Геринга и других на Нюрнбергском процессе? Кто того Черчилля читает? Кому ныне протоколы Нюрнберга интересны? Тем более что на процессе и СС преступной организацией признали, а ныне "светочи свободы и демократии" восторженно о парадах ветеранов этого самого СС в Прибалтике и на Украине пишут. Впрочем, у нас и Власов, и Курбский, и им подобные всё чаще не иуды, а борцы с кровавым режимом.
   Лаврентий Павлович Берия. Е.Прудникова справедливо назвала свою книгу о нём "Последний рыцарь Сталина". Что этот человек в своей жизни делал? Да просто пахал, как ломовая лошадь, не зная отдыха, не требуя наград. В любой сфере, на любом направлении, куда поставят, куда пошлют. И при этом всюду старался разобраться в сути порученного, не стесняясь признаться специалистам в своём неведении. Мало кто помнит, что советский ядерный проект первоначально с начала сороковых курировал В. Молотов. Только завалил напрочь, не смог разобраться. А Берия - смог. И сколько ещё примеров нужно приводить, когда на Берию навешивали дела, которые другие до него благополучно завалили? От НКВД до науки. Романтик он был, слишком людей по себе мерил. Потому и проворонил Хрущёва с компанией.
  
   В Екатеринбурге весны 1941 стоит здание Окружного дома офицеров. На одной из башен фасада имеется странный барельеф: чистый щит, обрамленный венком. Когда-то там располагался барельеф Сталина. Убрали. Ну и что? Как-то, проходя мимо, услыхал, как мужчина, указывая на пустое место, объяснял сыну тел десяти: "А там вон, где щит, там Сталин... был. Потом опять будет".
   Дом офицеров, вот на этой башне и был барельеф Сталина []
   Люди-то всё помнят. И песни про Грозного не по мотивам Карамзина народ пел. И из "Волховской застольной" слова "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина" убрать только в официальных выступлениях смогли, заменив на "выпьем за славную". Помню, как старики собирались и пели, помню, как тётя Катя Шишулина, бабушкина подруга заявила: "А мне насрать, как там переделали! Кто переделывал, тот под Сенявиным не умирал, потому и права переделывать не имел! Как пели, так и до смерти петь будем!"
  
   И всё же боюсь, что памятники этой Великой Четвёрке на Руси никогда не появятся. А хотелось бы.
  
   Из-за поганой политкорректности никогда, наверное, не стоять у нас памятникам русским воинам, бравшим Казань и Астрахань, покорявшим Крым и Кавказ. Воинам, уничтожившим не государства, не ханства, а просто большие бандитские образования. Ибо нельзя назвать государствами то, что ничего не производило, не создавало, а только веками грабило соседей, находя само понятие "работать" позорным. Удивительно, как покоритель ханства Сибирского Ермак Тимофеевич через сито политкорректности проскочил. Видно потому, что от сибирских татар меньше осталось, на автономию не хватило. Впрочем, прав Андрей Казанцев, у нас политкорректность не в США началась, ведь ещё при Союзе в детских фильмах "Илья Муромец", "Финист, Ясный сокол" татар стыдливо на невнятных мифических "тугар" заменяли. А зря. Историю нельзя править, особенно в тех произведения, что предназначены для детей. Ни в коем случае! Это, якобы, чтобы татары не обижались. А чего им обижаться-то? Во-первых: что было, то было, такими нелепыми способами не затереть. Во-вторых, ту же Казань в составе войска царского и татары брали - нормальные татары, которые жить хотели в нормальном государстве, а не на территории, контролируемой бандой. А в-третьих: нет вообще такой национальности "татарин". Нет, и всё! Просто так уж повелось, что мы всех соседей, что на западе (кроме славян) немцами звали, а почти всех, кто юго-восточнее - тех татарами. Те же азербайджанцы у нас каспийскими татарами ещё недавно прозывались, а чеченцев, ингушей да дагестанцев мы кавказскими татарами звали. И что с того? Нам так удобно было. И соседям такое обобщение нисколько не мешало: ни воевать с нами, ни торговать. Даже те, кто название татар по сию пору за собой оставил, и то единым народом не являются. Крымчаки, к примеру - дикая помесь крымских ногайцев с генуэзцами, принявшими ислам, барабинские татары - почти чистые монголоиды, а волжские - смесь булгар, буртасов, саксин и ещё всякого разного, по большей части тюркского народа. Ну, и где те татары? Кого оскорбить боимся? В принципе, с политкорректностью в отношении самоназваний народов всё очень странно. Я же не оскорбляюсь, когда меня "руссиш", "рашен", "орыс" или "лоча" назовут. А почему, к примеру, евреям слово "жид" обидным кажется? Ведь само по себе оно никакой оскорбительной нагрузки не несёт. Просто языковая традиция у славян такая. Что в этом плохого. Но нет, почему-то обижаются. Странно всё это. Может, прикажете мне ещё черногорцев на "общечеловеческий манер "монтенеграми" звать? И так уже вместо нормального Берега слоновой кости вынуждены язык Кот-ди-вуаром коверкать.
  
   А, может, изменится всё это непотребство. И встанут на Руси памятники её защитникам и строителям. Только для этого мы сами сильно постараться должны. И повоевать, коль придётся. Чтобы предки от стыда за нас в гробах не переворачивались.
   Или вовсе не нужно никаких памятников. Лучшей памятью нашим предкам станет лишь то, что мы всё ими построенное, собранное, нажитое продавать да пропивать, предавать да забывать не станем. Если получится так у нас когда-нибудь.

Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"