Семёнов Игорь : другие произведения.

Криворожский шлак против немецких танков. Быль или небыль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приглашение всем желающим, особенно специалистам по гусеничной технике, сопромату и материаловедению оценить эту историю с профессиональной точки зрения.


   Криворожский шлак против немецких танков
   (быль или небыль?)
  
   На эту историю я наткнулся случайно, бродя по Интернету. Сначала в кратком изложении, потом, уже подробнее, на сайте "Военное дело". Вот перепечатка оттуда:
  
   "В августе 1941 года одну стрелковую роту бросили затыкать дыру в нашей обороне в районе Кривого Рога. Задача была поставлена сдерживать немецкие танки, до последней капли крови. Роту пригнали на место, отгрузили целую полуторку противотанковых гранат РПГ-40, сказали, что танков завтра, наверное, будет много и уехали. По всем тактическим раскладам жить бойцам оставалось меньше суток.
   Командир осмотрел местность и приказал: "Стыдно, люди к нам в гости из Германии едут, а у нас дорога такая разбитая". "Свихнулся, наверно, от страха" - подумали бойцы. Командир продолжил: "Всем вытряхнуть все из вещмешков и за мной." Рота пошла к ближайшему от дороги холму шлака, вывезенного с расположенного неподалёку криворожского металлургического комбината, оборудование которого уже было эвакуировано в Нижний Тагил. Командир заставил набирать в мешки шлак и нести к дороге.
   На саму дорогу шлак сыпался неравномерно, побольше там, где дорога в горочку идёт. "Чтоб им не скользко было", - приговаривал командир. Таскали шлак очень долго, все мешки были изорваны в лохмотья, но покрыть шлаком удалось почти два километра дороги. Народ злой и усталый, теперь ведь ещё и окапываться полночи. Утром со шлакогор наблюдатели подали сигнал: "Вижу танки".
   Сжимая свои почти бесполезные гранаты, солдаты знали, что жизнь закончилась. Наконец танки начали заходить на "благоустроенную" дорогу. Третий танк колонны потерял гусеницу первым, а через минуту эта эпидемия охватила остальные машины, числом восемь. Стоячий танк, если его не злить, штука безопасная. Не сразу поняв, в чём состоит вас ист дас, немцы угробили и танк-эвакуатор. Пехота у немцев не дурная, вперёд без танков не пойдёт - затор. Нашим на них нарываться тоже нет резона.
   Командир, формально выполнивший боевое задание остановить танки, посылает гонца найти хоть какое начальство и передать: "Задача выполнена. Потерь нет". Гонец принёс хорошую новость: "Ночью можете уходить, сзади есть оборона. Будет возможность, накроем потом артиллерией"...
   Секрет командира заключался в его образовании. На гражданке он был техником по холодной обработке металлов. Никельшлаки же, - отходы производства высоколегированной стали - страшный абразив, лишь немного уступающий корунду и оксиду алюминия. Никакие пальцы гусениц не выдержат издевательства такой дрянью, и гусеница приходит в негодность целиком, забирая с собой большую часть всего привода".
   текст взят: https://anaga.ru/tanki-bez-edinogo-vystrela.html
  
   Признаюсь честно: сомнений при прочтении возникло множество. Тем более, что я не танкист, не специалист по эксплуатации и ремонту гусеничной техники, с сопроматом и материаловедением знаком слабовато. К тому же, в том тексте, что попался мне изначально, информации о том, как именно шлаком повреждали движители, не имелось. Коротко: "Ротный был технически грамотным, по его приказу рассыпали шлак, у танков при проходе по шлаку полетели гусянки". Со шлаком, как таковым я дело имел, и не только в виде шлакоблоков. В детстве помогал дядьке делать шлаконаливной гараж. И шлаковые отвалы видел не раз, включая огромные шлаковые горы в Магнитогорске. Потому думал, что свойства шлака мне известны. Считал эту субстанцию довольно мягкой, легко дробящейся в порошок под слабым давлением. поэтому предположить, что куски шлака, застревая между траков, могут разорвать из сочленения, выдрать "с мясом" пальцы", мне было довольно сложно.
   Также мне известно, что шлак с металлургического производства в отвалы доставляют ещё очень горячим, и высокая температура под верхним слоем в шлаке сохраняется довольно долго. Отсюда у меня возникло предположение, что под воздействием высокой температуры повреждалось резиновое покрытие катков. Хорошо ещё, что вовремя вспомнил, что обрезинивание пальцев движителей для амортизации при ударе трака о грунт появилось намного позднее, даже на Т-55 такого ещё не было. К тому же, поразмыслив, пришёл к выводу, что, во-первых, даже самый горячий шлак, будучи рассыпанным по дороге, быстро остынет, а, во-вторых, скорость передвижения танка, даже в десять километров в час, не позволит металлу прогреться настолько, чтобы температура передалась резиновым бандажам катков. Следовательно, вариант с горячим шлаком тоже отпадал. Да и не перенести горячий шлак в вещмешках - прожжёт мигом.
  
   Вечером привлёк к делу специалиста: мой знакомый был конструктором танков и самоходок долгие годы, причём, занимался и ходовой, и системами заряжания, и многим прочим. На пенсию ушёл недавно, успев поучаствовать в начальном этапе работ над "Коалицией", а в активе работа с Т-72, Т-80, Т-90, "Мстой". В том числе, неплохо знаком и с практическим применением, и за рычагами сам сиживал, и ремонтом занимался, и слабые места, выявившиеся в процессе эксплуатации, изучал. Рассказал ему эту историю. Человек задумался надолго. Но, в результате своих размышлений, так и не смог найти способа воздействия шлака на гусеницы.
   После того, как обнаружил в сети подробности про абразивное воздействие шлака, позвонил своему знакомому ещё раз, пересказал. И опять получил категорическое "Очень сомневаюсь". Сомнения состояли в том, что как-то слабо сочетаются скорость воздействия абразива на элементы движителя со сравнительно небольшим временем прохождения машин по "абразивному" участку дороги - протяжённость не более двух километров (как в публикации). На деле, скорее всего, даже меньше. Потому как сотне бойцов, таская шлак в вещмешках на расстояние более километра, много таким макаром не засыпать - и бойцы сдохнут (а они ещё для отражения атаки нужны), и мешки не сдюжат. А котелками и касками таскать - вообще нереально. Плащ-палатки точно веса долго не выдержат.
  
   Вот и хотелось бы почитать-послушать мнение специалистов - от танкистов до металлургов. С учётом абразивных свойств шлака, с учётом марок стали, использовавшихся немцами при производстве танковых движителей на Панцерах-1, 2, 3, 4.
   Тогда, совместными усилиями, может и выясним, было ль такое в реальности в далёком августе сорок первого, или это просто байка, рассказанная преподавателем студентам-металлургам, чтоб лучше сопромат учили.
  
  
  
  

Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"