Семёнов Игорь: другие произведения.

Криворожский шлак против немецких танков. Быль или небыль

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приглашение всем желающим, особенно специалистам по гусеничной технике, сопромату и материаловедению оценить эту историю с профессиональной точки зрения.


   Криворожский шлак против немецких танков
   (быль или небыль?)
  
   На эту историю я наткнулся случайно, бродя по Интернету. Сначала в кратком изложении, потом, уже подробнее, на сайте "Военное дело". Вот перепечатка оттуда:
  
   "В августе 1941 года одну стрелковую роту бросили затыкать дыру в нашей обороне в районе Кривого Рога. Задача была поставлена сдерживать немецкие танки, до последней капли крови. Роту пригнали на место, отгрузили целую полуторку противотанковых гранат РПГ-40, сказали, что танков завтра, наверное, будет много и уехали. По всем тактическим раскладам жить бойцам оставалось меньше суток.
   Командир осмотрел местность и приказал: "Стыдно, люди к нам в гости из Германии едут, а у нас дорога такая разбитая". "Свихнулся, наверно, от страха" - подумали бойцы. Командир продолжил: "Всем вытряхнуть все из вещмешков и за мной." Рота пошла к ближайшему от дороги холму шлака, вывезенного с расположенного неподалёку криворожского металлургического комбината, оборудование которого уже было эвакуировано в Нижний Тагил. Командир заставил набирать в мешки шлак и нести к дороге.
   На саму дорогу шлак сыпался неравномерно, побольше там, где дорога в горочку идёт. "Чтоб им не скользко было", - приговаривал командир. Таскали шлак очень долго, все мешки были изорваны в лохмотья, но покрыть шлаком удалось почти два километра дороги. Народ злой и усталый, теперь ведь ещё и окапываться полночи. Утром со шлакогор наблюдатели подали сигнал: "Вижу танки".
   Сжимая свои почти бесполезные гранаты, солдаты знали, что жизнь закончилась. Наконец танки начали заходить на "благоустроенную" дорогу. Третий танк колонны потерял гусеницу первым, а через минуту эта эпидемия охватила остальные машины, числом восемь. Стоячий танк, если его не злить, штука безопасная. Не сразу поняв, в чём состоит вас ист дас, немцы угробили и танк-эвакуатор. Пехота у немцев не дурная, вперёд без танков не пойдёт - затор. Нашим на них нарываться тоже нет резона.
   Командир, формально выполнивший боевое задание остановить танки, посылает гонца найти хоть какое начальство и передать: "Задача выполнена. Потерь нет". Гонец принёс хорошую новость: "Ночью можете уходить, сзади есть оборона. Будет возможность, накроем потом артиллерией"...
   Секрет командира заключался в его образовании. На гражданке он был техником по холодной обработке металлов. Никельшлаки же, - отходы производства высоколегированной стали - страшный абразив, лишь немного уступающий корунду и оксиду алюминия. Никакие пальцы гусениц не выдержат издевательства такой дрянью, и гусеница приходит в негодность целиком, забирая с собой большую часть всего привода".
   текст взят: https://anaga.ru/tanki-bez-edinogo-vystrela.html
  
   Признаюсь честно: сомнений при прочтении возникло множество. Тем более, что я не танкист, не специалист по эксплуатации и ремонту гусеничной техники, с сопроматом и материаловедением знаком слабовато. К тому же, в том тексте, что попался мне изначально, информации о том, как именно шлаком повреждали движители, не имелось. Коротко: "Ротный был технически грамотным, по его приказу рассыпали шлак, у танков при проходе по шлаку полетели гусянки". Со шлаком, как таковым я дело имел, и не только в виде шлакоблоков. В детстве помогал дядьке делать шлаконаливной гараж. И шлаковые отвалы видел не раз, включая огромные шлаковые горы в Магнитогорске. Потому думал, что свойства шлака мне известны. Считал эту субстанцию довольно мягкой, легко дробящейся в порошок под слабым давлением. поэтому предположить, что куски шлака, застревая между траков, могут разорвать из сочленения, выдрать "с мясом" пальцы", мне было довольно сложно.
   Также мне известно, что шлак с металлургического производства в отвалы доставляют ещё очень горячим, и высокая температура под верхним слоем в шлаке сохраняется довольно долго. Отсюда у меня возникло предположение, что под воздействием высокой температуры повреждалось резиновое покрытие катков. Хорошо ещё, что вовремя вспомнил, что обрезинивание пальцев движителей для амортизации при ударе трака о грунт появилось намного позднее, даже на Т-55 такого ещё не было. К тому же, поразмыслив, пришёл к выводу, что, во-первых, даже самый горячий шлак, будучи рассыпанным по дороге, быстро остынет, а, во-вторых, скорость передвижения танка, даже в десять километров в час, не позволит металлу прогреться настолько, чтобы температура передалась резиновым бандажам катков. Следовательно, вариант с горячим шлаком тоже отпадал. Да и не перенести горячий шлак в вещмешках - прожжёт мигом.
  
   Вечером привлёк к делу специалиста: мой знакомый был конструктором танков и самоходок долгие годы, причём, занимался и ходовой, и системами заряжания, и многим прочим. На пенсию ушёл недавно, успев поучаствовать в начальном этапе работ над "Коалицией", а в активе работа с Т-72, Т-80, Т-90, "Мстой". В том числе, неплохо знаком и с практическим применением, и за рычагами сам сиживал, и ремонтом занимался, и слабые места, выявившиеся в процессе эксплуатации, изучал. Рассказал ему эту историю. Человек задумался надолго. Но, в результате своих размышлений, так и не смог найти способа воздействия шлака на гусеницы.
   После того, как обнаружил в сети подробности про абразивное воздействие шлака, позвонил своему знакомому ещё раз, пересказал. И опять получил категорическое "Очень сомневаюсь". Сомнения состояли в том, что как-то слабо сочетаются скорость воздействия абразива на элементы движителя со сравнительно небольшим временем прохождения машин по "абразивному" участку дороги - протяжённость не более двух километров (как в публикации). На деле, скорее всего, даже меньше. Потому как сотне бойцов, таская шлак в вещмешках на расстояние более километра, много таким макаром не засыпать - и бойцы сдохнут (а они ещё для отражения атаки нужны), и мешки не сдюжат. А котелками и касками таскать - вообще нереально. Плащ-палатки точно веса долго не выдержат.
  
   Вот и хотелось бы почитать-послушать мнение специалистов - от танкистов до металлургов. С учётом абразивных свойств шлака, с учётом марок стали, использовавшихся немцами при производстве танковых движителей на Панцерах-1, 2, 3, 4.
   Тогда, совместными усилиями, может и выясним, было ль такое в реальности в далёком августе сорок первого, или это просто байка, рассказанная преподавателем студентам-металлургам, чтоб лучше сопромат учили.
  
  
  
  

Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) В.Каг "Агентство "Фатум""(Любовное фэнтези) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"