Книгу "Нейгауз Г.Г. Размышления. Автобиографические заметки. Дневники. Избранные статьи. - М.: Дека-ВС. 2008" стоит прочитать целиком. Ее автор известен как выдающийся советский пианист и педагог. Благодаря этой книге, он раскрывается и как интересный мыслитель, философ. Но среди интересных рассуждений и воспоминаний попадаются отрывки, которые выделяются на общем фоне как драгоценные камни. И хочется донести эти мысли Генриха Нейгауза до возможно большего числа читателей. К таким отрывкам относятся его рассуждения о романтизме как направлении в искусстве. Казалось бы, определения романтизма, как и других направлений в искусстве, уже давно даны и устоялись. Посмотрим, что об этом пишут в Википедии: "Романти́зм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы".
Теперь о романтизме в музыке: "В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада".
Казалось бы, к этим определениям нечего добавить. Но посмотрим, что пишет о романтизме Г.Нейгауз: "Романтизм - суммарное и грубое, но портативное, удобное, общепринятое понятие, даже не название, скорее вывеска художественной эпохи, этикетка, плод первичного, неизбежного и "разумного" номинализма - назвать значит уже познавать, - скорее штамп, клеймо, чем раскрытие какого-либо содержания, а что можно "раскрыть" одним словом? и недаром это слово - романтизм - становится со временем, иногда очень скоро, слишком тесным, слишком узким; содержание его "взрывается", "распарывает швы" определения - ведь никто нынче не назовет живущих в нашем сознании как классиков Пушкина или Мицкевича "романтиками", хотя они сами себя таковыми и считали; а разве можно до сих пор еще называть только романтиком Шопена, в творчестве которого основные заветы классики: гармония, "равновесие", совершенство формы и т.д. и т.д. были так же очевидны, так же неуклонно проведены, как в любом классическом произведении...".
Такие слова мог написать только человек мыслящий, не боящийся нарушить десятилетиями сложившиеся штампы и стереотипы.