Признаюсь честно, у меня и в мыслях не было, что я когда-либо буду актером. Даже более того, сама мысль, что я окажусь на сцене, повергала меня в ужас. Итак, я сидел за компьютером, занимаясь своими делами, когда ко мне зашла преподавательница философии, с которой я познакомился ранее в ходе работы над сборником стихотворений и рассказов.
- Сергей Александрович! А у меня к вам предложение. Только не отказывайтесь сразу, - сказала она с хитрым выражением.
- Какое же? - спросил я упавшим голосом, справедливо считая, что лучше быть не может, может быть только хуже.
- Я вам предлагаю сыграть роль короля Аркеля в драме Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда".
Я сказал твердо "нет" и собрался, было продолжить свое прерванное дело, но Татьяна Федоровна (так звали преподавательницу) решила, видимо, взять неприступную твердыню штурмом:
- Но мы не будем играть на сцене. Будет сниматься кино, на видео.
Видя по выражению моего лица, что я еще далек от согласия, она продолжила:
- Сергей Александрович! Кроме вас некому сыграть эту роль. Не поручишь же ее какому-нибудь студенту. Тут требуется человек с опытом.
Она еще долго говорила мне о моей внешности, что я идеально подхожу на эту роль, о чувстве долга. Наконец я сказал:
- Ладно! Что я должен делать?
- Для начала возьмите текст и выучите его к репетиции, которая будет через неделю: первый монолог Аркеля.
Началась работа над текстом. Опыта заучивания прозаических отрывков у меня не было. Оказалось, что учить стихи гораздо проще. Хотя и заучивание стихов для меня было проблемой. Я завидовал тем людям, которые лишь раз прочитав стихотворение, могли его повторить без длительной и нудной зубрежки. Мне пришлось разбить первую сцену с участием Аркеля на шесть частей по количеству дней, оставшихся до репетиции, примерно по четыре предложения в каждой части. Ежедневно я повторял выученное ранее и заучивал новый отрывок.
Должен сказать, что роль Аркеля мне понравилась. По-видимому, Метерлинк вложил все, что хотел выразить в этой драме, всю свою философию, в уста короля. Аркель самый старший по возрасту среди персонажей пьесы и самый мудрый. Близкие обращаются к нему за советом, но он уходит от ответа. По-видимому, мудрость заключается в том, что что-либо сказать, и в то же время не сказать ничего. Вначале он устраняется от оценки поступка своего внука Голо. Из Евангелия известно: "Не судите и не судимы будете". Человек не может знать всех обстоятельств и поэтому не должен судить другого, которого может судить лишь Бог. Аркель находит иные слова в оправдание своего отказа судить других: "Я очень стар, а между тем еще ни разу ни на минуту не заглянул ясно в самого себя". Затем, противореча первоначальной установке, Аркель все же выразил свое отношение к поступку Голо. Странность его поступка, по мнению Аркеля, заключается в том, что он переступил предел зрелого возраста, и, несмотря на это, с детским легкомыслием женится на девочке. Но не совершаем ли мы в зрелом возрасте легкомысленных поступков? "До сих пор он всегда следовал моим советам", - с горечью говорит Аркель. По-видимому, этот поступок Голо - первый, когда внук не послушался своего деда. Посылая Голо просить руку принцессы Урсулы, Аркель думал укрепить его счастье. Но, как это часто бывает, внук не послушался деда, он решил поступить по-своему. Дальнейшее развитие событий покажет, к какому ужасному финалу это приведет. Аркель говорит: "Пусть будет так, как он хочет". Мудрый король попытался повлиять на судьбу внука, но не стал настаивать на своем. Он "никогда не нарушал хода судьбы". Далее он говорит: "Да и ему лучше, чем мне известно его будущее". С этим утверждением трудно согласиться. Будущее неизвестно никому. В связи с этим можно вспомнить евангельскую притчу о богаче (Лука, 12, 16-21), в которой говорится об одном богатом человеке, который собрал большой урожай на многие годы и сказал душе своей: "покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя". Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский пишет: "Как не безумен тот, кто не знает, что мера жизни в руках одного Бога и что никто сам себе не может определить жизни?" Завершается первый монолог Аркеля фразой: "Быть может, не бывает ненужных событий..." Каждое происшедшее событие играет какую-то роль в нашей жизни. Только далеко не у каждого события эта роль позитивна.
Далее происходит разговор Аркеля с вошедшим Пеллеасом. Пеллеас хочет уехать к своему другу, который болен. Но Аркель удерживает его, в результате чего становится невольным виновником разыгравшейся впоследствии трагедии.
Не буду подробно останавливаться на репетициях, в ходе которых читался текст, отрабатывались интонации, взаимодействие между актерами. Наконец наступил первый день съемок. На меня надели красный халат, повесили на шею золотую цепь, которые должны были олицетворять королевское достоинство Аркеля. Съемки проходили в комнате с большим количеством зеркал, которые доставляли дополнительные неудобства, так как приходилось опасаться, чтобы они не попали в кадр, а главное, чтобы не попало в кадр то, что могло отразиться в зеркале. К сожалению, снимали на одну видеокамеру со всеми вытекающими последствиями.
Я сидел на диване из черной кожи (ощущение было, что он перекочевал из приемной Ленина в Смольном) и лениво вертел в руках розу. Ко мне обратилась Женевьева (моя невестка по пьесе). Раскрыв свиток, она прочитала письмо Голо. Женевьеву играла женщина, у которой уже был опыт участия в самодеятельных спектаклях. Хорошо поставленным голосом она прочитала письмо Голо. Дальше начинался мой монолог. Сложность заключалась в том, что надо было говорить медленно, с паузами. Аркель как бы думал вслух, его мысли рождались в ходе его ответа. Но в то же время необходимо было разнообразить монолог, не делать его монотонным. Сцена переснималась несколько раз, пока не было получено желаемое качество.
Во второй сцене (действие 4, сцена 2) Голо, ослепленный ревностью, издевается и мучает Мелизанду. Добрый Аркель вступается за нее. В конце сцены он произносит: "Если бы я был Богом, я сжалился бы над сердцем человека". Он вынужден произнести эту фразу, так как видит, что Бог покинул эту хрупкую, беззащитную девушку.
Принимая участие в съемках этой сцены, мне было значительно легче, так как я усвоил специфику актерского ремесла и теснее познакомился с людьми, принимавшими участие в съемках.
В последней сцене (действие 5, сцена 2) Мелизанда умирает. Вся мудрость Аркеля, не сумевшего предотвратить смерть Мелизанды и Пеллеаса, остается не у дел. В этом состоит один из итогов пьесы. Завершается эта сцена следующими словами короля: "Боже мой! Боже мой!.. И я ничего не могу понять". В предисловии к сборнику своих произведений Метерлинк пишет: "Они (драмы, к которым относится и "Пеллеас и Мелизанда") полны верою в какую-то необъятную, невидимую и роковую власть, чьих намерений никто не знает, но которая по духу драмы кажется недоброжелательною, внимательную ко всем нашим поступкам, враждебною улыбке, жизни, миру, счастью. Невинные, но невольно враждебные друг другу судьбы сплетаются и расплетаются на общую погибель под опечаленными взглядами более мудрых, которые предвидят будущее и ничего не могут изменить в жестоких и непреклонных играх, создаваемых среди живых любовью и смертью".
Моя игра в этой сцене оставила осадок какой-то неудовлетворенности. Поджимали сроки. За ограниченное время не удалось выучить как следует роль. Лишь каким-то чудом в ходе съемок вспоминал текст. В сцене у постели Мелизанды "умирающая" девушка подсказывала мне слова, что придавало трагической по смыслу ситуации комедийный оттенок.
Сейчас, по прошествии года с момента съемок можно более объективно оценить смысл и значение происшедших тогда событий. Во-первых, удалось попробовать себя в необычной роли актера, в роли, которой я боялся. Мы не знаем своих возможностей и часто ограничиваем свою жизнь какими-то узкими рамками, считая, что к остальному мы непригодны.
В ходе работы над ролью познакомился поближе с творчеством Метерлинка, причем познакомился как бы изнутри, играя и осмысливая роль короля Аркеля. До этого был лишь на спектакле "Синяя птица".
В институте появилось много новых знакомых, объединившихся в благородном порыве работы над фильмом. Многие сотрудники посмотрели фильм (было несколько коллективных просмотров). Даже ректор, несмотря на то, что мы были знакомы и раньше, при встрече здоровается как-то особенно тепло.