Научная деятельность похожа на деятельность человека в искусстве, например в кино. Можно снять фильм высокохудожественный, но который принесет мало доходов. Можно снять фильм-ширпотреб, с низкими художественными достоинствами, но с большими кассовыми сборами. Наихудший вариант - фильм с низким художественным уровнем и неинтересный для широкого круга зрителей. Наилучший - фильм с высокими художественными достоинствами и интересный для многих. В качестве последнего можно привести фильм "Андрей Рублев" А.Тарковского. Также и в науке. Можно провести исследования на высоком научном уровне, но не интересные для практики, далекие от нее (по крайней мере, на тот момент времени). Можно осуществить исследования, направленные на решение конкретной практической задачи, но на низком, эмпирическом уровне. Наихудший вариант - исследования, проведенные на низком научном уровне и не интересные для практики. Идеалом для всех научных работников должны быть глубокие исследования, имеющие большой практический резонанс. Как и в кино, ученый часто не имеет возможности заниматься чистой наукой, хотя эти занятия удовлетворяют его эстетические запросы и интерес к познанию. Он должен чередовать или совмещать чисто научные и прикладные исследования. Счастлив тот ученый, который совмещает эти исследования в одном объекте.
* * *
Я удивляюсь, как во мне сочетается интерес к науке и искусству. Когда я занимаюсь наукой, я не понимаю, как это люди могут любить искусство, что они в нем такого находят. Когда я занимаюсь искусством, для меня теряет интерес все остальное, и мне становится жаль людей, проводящих все свое свободное время в лабораториях и пыльных библиотеках.
* * *
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. Несколько исследователей, работая независимо, могут придти к одному и тому же выводу. В искусстве окончательный результат глубоко индивидуален. Несколько художников, работая над одним и тем же объектом, могут создать произведения, каждое из которых будет иметь право на существование. И если начинающему ученому необходимо расширять свои познания главным образом для того, чтобы не изобрести "велосипед", а не затем, чтобы научиться методу, то в случае художника картина обратная. Ему надо совершенствовать свою руку, глаз, мысль. Если же он затронет то, что уже когда-то в искусстве было отражено, и его работа будет талантливее, то приоритет и слава первопроходца будут за ним. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.
* * *
Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства. Но в таком случае любое творчество - это искусство. Не лишаем ли мы науку творчества? В науке творчество есть, и, очевидно, существует два вида творчества: научное и художественное. Научное творчество - это установление, формулировка законов, прибегая к интуитивному уровню. Художественное творчество характеризуется тем, что художник опускается в процессе работы на интуитивный уровень и не поднимается обратно при изложении результатов работы. Это как бы слепок с интуитивного уровня человека. Вот почему такие "слепки" подчас бывают интересны для ученых. Например, психолог многое может почерпнуть, анализируя работы талантливого писателя.
То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный. Казалось бы, то, что составляет предмет искусства - не должно иметь большого значения в жизни человека, но это не так. Искусство, в основном, воздействует на эмоциональную сферу человека, представляет большой простор его воображению, фантазии.
Искусство - это система образных знаний об окружающем мире.
* * *
Человеку свойственно стремление к познанию. Стремится он к знанию и в области искусства. Но порой забравшись слишком глубоко в дебри искусствознания, он останавливается как бы в испуге, поразившись глубине пропасти, разверзшейся перед ним, и спрашивает себя: зачем мне это надо? К чему мне это?
Сущность ценности искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум не участвует. Не лишит ли наука в искусстве не только радости творчества, но и радости восприятия? Не является ли наука своего рода троянским конем?
* * *
В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой. Следовательно, эмоции, чувства и научная деятельность несовместимы. Это две противоположные силы. Но с другой стороны не надо забывать, что противоречие всегда служило источником движения. В искусстве эмоционально окрашенная жизнь благоприятствует творческому процессу. Но здесь нет противоречия. Парадокс!
* * *
Искусство в своем отражении охватывает весь мир, в том числе и науку. Наука же занимается своим узким предметом. Наука более ограничена в этом смысле. Конечно, существуют области науки, которые занимаются и искусством, и человеком и т.д. Но опять же эти области очень специализированы, узки. Любая же область искусства отражает весть мир в совокупности.
* * *
Помогают или мешают друг другу наука и искусство? Когда они не конкурируют за наше свободное время - помогают. А когда начинают бороться за свободное время друг с другом - между ними союз кончается.
* * *
Томас Манн в статье "Философия Ницше в свете нашего опыта" писал: "Культура - это все, что есть в жизни аристократического; с нею тесно связаны искусство и инстинкт, они источники культуры, ее непременное условие; в качестве смертельных врагов культуры и жизни (а значит и искусства - прим. автора) выступает сознание и познание, наука и, наконец, мораль, - мораль, которая будучи хранительницей истины, тем самым убивает в жизни все живое, ибо жизнь в значительной мере зиждется на видимости, искусстве, самообмане, надежде, иллюзии, и все, что живет, вызвано к жизни заблуждением". То, что сказано о морали, можно сказать и о науке, так как наука тоже является хранительницей истины. Таким образом, наука, согласно Томасу Манну, является смертельным врагом искусства. Можно с этим тезисом спорить, но интересно, что еще Пушкин в маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" словами Сальери произнес: "Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию". При научном анализе музыка, и, обобщая, искусство, погибают.