Ницше в книге "Смешанные мнения и изречения" писал: "Мы находимся в тюрьме; мы можем только свободно мечтать, но не действовать". Продолжая эту мысль, можно сказать, что мы находимся в плену условностей, обычаев, жизненных устоев, нравственных преград. Для свободного волеизъявления остается не более 5 % нашей активности. Нам кажется, что мы полностью свободны в своем выборе, но в действительности это не так. Человек в большинстве ситуаций действует как запрограммированная машина (совсем как "Человек-машина" у Ламетри). То, как поведет себя человек, попав в ту или иную ситуацию, можно с большой долей вероятности предсказать. Лишь мысль человека, как вольная птица, свободно порхает, не зная преград.
* * *
В книге "Так говорил Заратустра" Ницше возвращается к проблеме свободы. В главе "На блаженных островах" он пишет: "Все чувствующее страдает во мне и находится в темнице; но моя воля всегда приходит ко мне как освободительница и вестница радости. Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе - ему учит вас Заратустра". В этом Ницше, безусловно, прав. Мы окружены потенциальными барьерами, и без воли их не преодолеть. Об этом же говорит Достоевский, который писал, что тот, кто не пережил горя, не сможет в полной мере почувствовать счастье. А без воли полосу горя преодолеть невозможно.
C другой стороны, Церковь говорит об опасности своеволия. В молитве к Пресвятой Богородице Петра Студийского есть следующие строки: "Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего". Но как распознать волю Господа Бога? Для этого есть священное писание, святоотеческая литература и институт духовных наставников. Воля - опасное и обоюдоострое оружие.