Предположим, перед нами стоит задача оценить человека. Что это значит? Мы можем на него посмотреть. Это будет оценкой человека с другой пространственной точки в данный момент времени. Такая оценка имеет право на существование, но эта оценка не так существенна. Гораздо важнее - оценка человека по существу, то есть мы должны рассмотреть душу человека. О внутреннем облике человека мы судим по его проявлениям в прошлом. На сегодняшний день у нас имеется некая информация о человеке, по которой мы составляем себе мнение о его внутреннем мире. Но оценивать человека сзади во времени трудно, так как его след полон несущественных подробностей, которые часто искажают его истинный облик. Вид сзади означает, что мы мысленно возвращаемся в прошлое и анализируем след человека. Сбоку во времени человека оценивать мы не можем, так как время одномерно. Остается лишь оценка спереди. Что это значит, если мы живем с ним в одно время? Это значит предугадывание того, чем человек станет, что с ним будет. Если, оценивая сзади во времени, мы мысленно перемещаемся в прошлое, то есть, вспоминаем, то, оценивая спереди во времени (относительно времени), мы должны мысленно переместиться в будущее. Но при этом мы экстраполируем то, что человек представляет собой, в будущее, то есть, используем знание сегодняшнее и прошлое для оценки будущего.
Аналогия - вид на человека, плывущего в бассейне сзади, спереди и сбоку. Но нельзя человека в бассейне приравнять к человеку во времени.
По-видимому, самый верный способ оценки - это первая производная какого-либо качества человека по времени, то есть мы оцениваем не абсолютное количество какого-либо качества, а скорость его изменения.
Таким образом, оценивать человека надо не по тому, откуда он пришел, кем он был, не по тому, кто он есть, а по тому, куда он идет, кем будет.
* * *
Оценивать трудно либо личность серую, когда ни одна из черт не развита, либо личность сложную, когда весьма часто представление о ней не совпадает c истинной ее сущностью.
* * *
Выше я писал: "Оценивать человека сзади во времени трудно, так как его след полон несущественных подробностей, которые часто искажают его истинный облик". Недавно я нашел подтверждение этого взгляда в следующей мысли философа А.Ф.Лосева (см. Литературная газета, 8.06.1988 г., "Реальность общего: Слово о Кирилле и Мефодии"): "Меня, как и всех, учили: факты, факты, факты, самое главное - факты. От фактов - ни на шаг. Но жизнь меня научила другому. Я слишком часто убеждался, что все так называемые факты всегда случайны, неожиданны, текучи и ненадежны, часто непонятны, в иной раз даже и прямо бессмысленны". Полностью этот текст Лосева приведен на странице http://www.poezia.ru/salon.php?sid=49289. Это последний текст Лосева, написанный им за два дня до смерти 22 мая 1988 г.