Каков механизм творчества? Задача, ждущая решения - это очаг возбуждения в коре головного мозга, доминанта. Для решения этой задачи необходимо активизировать мозг, то есть размышлять над этой задачей. Весьма полезно читать что-либо по этому вопросу или по примыкающим. Устанавливаемые при этом связи между понятиями активизируют мозг, и в один прекрасный момент возникнет связь между доминантным понятием и более или менее отдаленным. Это и будет решение (инсайт, озарение и т.д.). Причем, чем с более отдаленным понятием будет установлена связь, тем оригинальнее, значительнее будет решение. В ходе работы над задачей можно читать и литературу, отдаленную от твоей темы. При этом вероятность решения падает, но если решение придет, то оно будет значительней и оригинальней.
* * *
Чтобы что-нибудь сделать, надо этим заниматься все время, думать об этом постоянно, с этим ложиться, с этим вставать.
* * *
Интуиция в науке необходима. Но интуиция в науке и вредна. Порой бывает вредно полагаться на здравый смысл. Считать на основе здравого смысла, что так и должно быть и лишь поэтому не проводить эксперимента. Надо быть дотошным, скрупулезным и педантичным в исследованиях. Но, конечно, - знать меру. Знание меры - главное и в науке, и в искусстве, и в жизни.
* * *
Часто бывает куда труднее защитить свою теорию, чем родить ее. Появление ее на свет происходит в результате озарения, вспышки. Для отстаивания, обоснования своих взглядов нужны подчас тяжелые, длительные, мучительные раздумья.
* * *
Мы часто задаемся мыслью - каким образом тот или иной ученый создал свою знаменитую теорию. И довольно часто оказывается, что при создании он видел перед собой вполне реальную, даже актуальную практическую задачу. Отсюда вывод - не надо стремиться во что бы то ни стало к абстрактному творчеству. Занимайся насущными делами, и удача к тебе придет.