Недавно в газете "Троицкий вариант" от 9 октября 2012 года (N 20) была опубликована статья "Слушаем тишину" Алексея Гилярова, посвященная столетию со дня рождения американского композитора Джона Кейджа
(http://trv-science.ru/2012/10/09/clushaem-tishinu-k-stoletiyu-so-dnya-rozhdeniya-dzhona-kejjdzha/#more-19261). В числе прочего он пишет: "Наверное, самое известное (журналисты скажут "скандально известное") сочинение Кейджа - это "4'33''". Заключается оно в том, что пианист выходит на сцену, ставит на пюпитр ноты, кладет рядом часы, усаживается поудобнее, но играть не начинает. Публика, видящая некоторое замешательство артиста, который, как она полагает, не может сосредоточиться, старается ему помочь, а именно, по возможности не шелестеть программками, не шептаться, не скрипеть стульями. В зале повисает полная тишина. Если и слышны какие-то звуки, то они вне зала и не по вине публики. Вроде бы созданы все условия для того, чтобы пианист начал играть. Но он продолжает сидеть, не прикасаясь к инструменту. Публика начинает понимать, что здесь какой-то подвох. Раздаются отдельные демонстративные покашливания, хлопки, но это не производит никакого эффекта. Зал шумит сильнее, но потом снова замолкает. А ровно через 4 минуты 33 секунды пианист встает, раскланивается и уходит со сцены".
Далее он пишет: "Мне показалось, что акция Кейджа - это просто некая гипертрофия паузы, а паузы как известно имеют огромное значение в любом музыкальном произведении". На это можно возразить, что паузы имеют огромное значение в музыкальном произведении при условии, что в этом произведении есть что-то и кроме паузы.
Далее А.Гиляров продолжает: "Но в случае с "4'33''" Кейджа ситуация принципиально иная. Здесь всё произведение - сплошная пауза, а задача композитора - заставить публику слушать то, что условно можно назвать тишиной, или, точнее, - те звуки, которые издает сам зал и которые долетают до него снаружи". Придти в зал и слушать некую условную тишину - это абсурд. Не лучше ли слушать тишину где-нибудь в лесу, на природе. Конечно, там абсолютной тишины не будет, но и в зале тоже не будет абсолютной тишины. От абсолютной тишины можно сойти с ума.
Далее А.Гиляров приводит слова Арнольда Шёнберга, у которого одно время занимался Кейдж. Он позднее не очень-то лестно отзывался о своих учениках, но одного всё же выделил - Джона Кейджа, заметив, правда: "Конечно, он никакой не композитор, он - изобретатель, но гениальный". Вот с этим определением Шёнберга согласиться можно. По сути, произведение Кейджа "4'33''" - это не музыка, а отсутствие музыки, и место ему не в концертном зале, а в лучшем случае - в политехническом музее (учитывая, что Кейдж - не композитор, а изобретатель).
Принимая во внимание характер "4'33''", можно провести параллель с произведением "Черный квадрат" другого авангардиста - Малевича. Если "4'33''" - это отсутствие музыки, то "Черный квадрат" - отсутствие изображения, живописи. Только так можно относиться к этим "произведениям", а не искать в них какого-то скрытого смысла, которого на самом деле нет.