В чем специфика поведения князя Мышкина по отношению к Настасье Филипповне и Аглае? В том, что князь их любит обеих, но Настасью Филипповну он любит любовью-жалостью. Любовь к Аглае - любовь-гармония. Аналогичный пример сосуществования в одном человеке двух видов любви к разным женщинам - в рассказе Бунина "Натали". Здесь главный герой любит одновременно любовью чувственной (любовь-страсть) и гармоничной любовью (даже любовью платонической, которая не доросла до гармонической любви). Если возможно сосуществование в одном человеке одновременно двух видов любви, то почему невозможно сосуществование трех и более видов?
Весь трагизм князя Мышкина в том, что, любя обеих, он был вынужден совершить выбор.
* * *
Существуют следующие виды любви:
1. Догматическая любовь - это любовь человека, который находится в плену заранее принятых установок, схем поведения, догм, к которым, тем более, пришел не он сам, а где-то прочитал, от кого-то услышал. Если данная догма совпадает со спецификой текущего момента, то прогноз хороший, если нет - плохой.
2. Обывательская любовь. Человеком, который любит обывательской любовью, руководят обывательские взгляды на отношения мужчины и женщины. Обывательскую любовь можно рассматривать, как частный случай догматической любви.
3. Альтруистическая любовь - это высший тип любви. Когда нет взаимности, альтруистическая любовь - единственное спасение, так как страдания в случае иного типа любви погубят либо саму любовь, либо того, кто любит.
4. Нормальная (обычная) любовь - наиболее часто встречающаяся в случае взаимной любви. Такая любовь наиболее прочная, она подразумевает заботу и о себе, и о любимом человеке в равной степени. Альтруистическая любовь в случае взаимной любви не столь прочна.
5. Любовь художника (в широком смысле этого слова). Этот вид любви имеет свои особенности, заключающиеся в том, что более или менее осознанно художник использует все свои впечатления, свой жизненный опыт, багаж знаний, эмоциональную память в своем творчестве. Поэтому и любовь его имеет несколько утилитарный характер. Она ему служит и источником впечатлений, знаний и источником вдохновения. В тех случаях, когда человек, делая что-то для других, извлекает выгоду и для себя, надо всегда спрашивать, чего больше в его мотивах - альтруизма или утилитарности.
6. Любовь рабская. В этом случае человек в любви к своей второй половине теряет человеческое достоинство. В рабской любви он готов исполнять малейшие капризы человека, которого любит, идет туда, куда ему не хочется, делает то, что в нормальном состоянии он никогда бы не совершил. Он становится рабом объекта любви. В таком состоянии его любовь можно расценивать как болезнь. Человека, который заболел рабской любовью, можно только пожалеть.
* * *
В статье "Иван Ляпунов" (Юдаизм, с. 512) Василий Розанов писал: "О, любовь - это прежде всего необъятная психология, истинная метафизика, и я верю, что кто не испытал любви и даже не пережил нескольких типов любви - не познал какой-то метафизической тайны мира...". Слава Богу, жизнь нам в большинстве случаев предоставляет возможность познать не только любовь, но и несколько типов любви. Только не нужно бежать от этого, когда перед нами открывается такая возможность. Любовь во всех ее проявлениях необычайно обогащает нашу жизнь. Можно даже сказать так: мы родились, чтобы испытать чувство любви. Кто любви не испытывал, тот, можно сказать, и не жил.