Томас Манн и Герман Гессе - выдающиеся немецкие писатели, жившие примерно в одно и то же время: годы жизни Т.Манна -1875-1955, Г.Гессе - 1877-1962. Поэтому неудивительно, что они поддерживали между собой близкие дружеские связи.
Т.Манн в 30-е годы номинировал Г.Гессе на Нобелевскую премию по литературе. Нобелевскую премию Гессе все же получил, но позже, в 1946 году, формально за "За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль", а фактически за роман "Игра в бисер", написанный в 1943 году.
Как пишет исследователь творчества Г.Гессе Е.Маркович, Гессе - хранитель и продолжатель лучших традиций культуры прошлого - был "служителем нового" (слова Т.Манна) (http://lib.ru/GESSE/biser.txt).
Т.Манн писал о книге "Демиан" Гессе (1919 г.): "Она оказывает незабываемо электризующее воздействие", - и сравнил ее со "Страданиями юного Вертера" Гете.
Интересно проследить их взаимное влияние на творчество.
Роман "Курортник" Гессе создавался параллельно с романом "Волшебная гора" Т.Манна, они были завершены одновременно в 1924 г. Томас Манн причислял эту книгу к тем сочинениям Гессе, которые он читал и воспринимал без малейшего ощущения дистанции, словно свои собственные (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/put_germ.php).
Однажды в 1943 г. Томас Манн, который в то время писал "Доктора Фаустуса ", получил посылку с книжкой, прочитал ее и написал в дневнике странную фразу: "Всегда неприятно обнаруживать, что не ты один..."... Получена им была "Игра в бисер", послал ее автор, Герман Гессе, и, прочитав книгу, Манн обнаружил духовного собрата, писателя, в сущности, озабоченного теми же проблемами, в частности, высокомерием отворачивающейся от "слишком человеческого" культуры. И все это при том, что художественный почерк у этих писателей разный (Вера Резник. Из книги "Пояснения к тексту") (http://www.folioverso.ru/misly/2009_2/reznik_gesse.htm).
Один из главных мастеров Игры Томас фон дер Траве (роман "Игра в бисер") представляет собой стилизованный портрет Томаса Манна. В этом персонаже романа содержится намек на Т.Манна, родившегося в Любеке на реке Траве.
"Игра в бисер" - не утопия" в обычном смысле этого слова, о чем неоднократно напоминал сам Гессе, не попытка каким-то образом предвидеть будущее, как это свойственно современным писателям-фантастам. Вернее всего, это - "роман-притча", "роман-иносказание", и в литературе XX века его правильнее всего поставить рядом с некоторыми произведениями Томаса Манна, художника, во многом близкого Гессе. "Я уже год работаю над "Фаустусом", - писал Т.Манн Гессе, прочитав "Игру в бисер", - ...невозможно представить себе ничего более отличного, и в то же время сходство поразительно, как это часто бывает между братьями" (Е Маркович) (http://lib.ru/GESSE/biser.txt).
Об "удивительном подарке", который Гессе сделал интеллектуальному миру и ему лично своим "великолепно зрелым и богатым романом-монументом", писал Герману Гессе в начале 1945 года его друг Томас Манн.
Но перечисленными примерами взаимное влияние Т.Манна и Г.Гессе не ограничивается. Роман "Игра в бисер" Гессе сопровождается тремя новеллами, в число которых входит новелла "Исповедник". В этой новелле отшельник Иозефус Фамулюс, разуверившийся в своей жизни, отправился к другому отшельнику Диону Пугилю искать ответы на мучившие его вопросы. В дороге он повстречал старика, разговорился с ним, и тот пообещал отвести его к Диону. В ходе совместного путешествия выяснилось, что этот старик оказался самим Дионом Пугилем. В конце новеллы Дион перед смертью признался Иозефусу, что сам испытывал схожее разочарование в жизни и решил посетить Иозефуса Фамулюса, надеясь получить у него совет и подкрепление
Роман "Избранник" был написан Томасом Манном в 1951 году, спустя 8 лет с момента выхода в свет романа Гессе "Игра в бисер" с тремя новеллами. В своем романе Т.Манн использует сюжетный прием, схожий с приемом, использованным в упомянутой новелле Гессе: встреча двух героев, причем каждый из них не знал, что другой тоже решил направиться к нему. В романе Т.Манна "благочестивый муж" Секст Аниций Проб решил направиться к своему другу Либерию, бывшему кардинал-пресвитером в церкви Санкта Анастасия суб Палацио, чтобы поведать о видении, посетившем его. "Когда Проб вылезал из своего паланкина, он увидел, что его друг, второпях облачаясь в мантию, выходит из дома и спускается по ступенькам". Выяснилось, что и Либерия тоже посетило это видение, и он направлялся к Пробу, чтобы с ним обсудить происшедшее.
Как мы видим, творчество Т.Манна и Г.Гессе, оставаясь оригинальным, содержит друг в друге скрытые заимствования и ассоциации. Одной из причин этого является, повторяя слова Томаса Манна, отсутствие дистанции при восприятии сочинений своего друга и единомышленника.