Аннотация: Художники и искусствоведы о творчестве, о мысли в художественном произведении и в научном, о методах обучения.
Вскоре после того, как я прочел статью Арсения Тарковского о творчестве, мне попались на глаза Труды Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург), где было опубликовано несколько статей о творчестве психологов и искусствоведов. Какая поразительная разница! В статьях ученых высказывались не менее ценные мысли, чем у Тарковского, но читать их было бесконечно скучно. Написаны они были сухим, канцелярским языком, с обилием ученых словечек и заумных оборотов. Необходимо всегда различать, кто пишет об искусстве, о творчестве: Художник, человек, сам создающий произведения искусства или знатоки искусства, не создавшие ничего на этом поприще. Отсюда я вынес еще следующее: мысль, заключенная в художественном произведении, несравненно более доступна восприятию человека, чем та же мысль, но изложенная в научном трактате или взятая отдельно. Не пора ли во всех науках переходить к обучению в более эмоциональной форме как более эффективной. Кстати, в области обучения иностранным языкам начало уже положено. Это метод болгарского профессора Георгия Лозанова. Согласно этому методу обучение языку проводят гораздо более эффективно - в непринужденной обстановке, в атмосфере смеха и шуток. Не пора ли для студентов писать сборники сказок по высшей математике, термодинамике, сопротивлению материалов?