Выйдя из больницы, Мензуркин решил позвонить своему научному руководителю, чтобы морально подготовиться к тем событиям, которые произошли на работе за время его отсутствия.
На вопрос "что нового?" его добрый "шеф" ответил:
- Да так, ничего особенного. Пришел только приказ из министерства. До Нового года необходимо оформить рабочие и учебные программы дисциплин по новому образцу. Ты только не расстраивайся. Работы всего-то на неделю.
Несмотря на совет "не расстраиваться", Мензуркин расстроился. Он ужасно не любил делать никчемную работу, переписывать "пустые" бумаги по несколько раз и т.д. Сильно облегчало дело наличие компьютеров. Но и в этом случае требовалось много усилий.
Придя в институт, Мензуркин в первую очередь сел к компьютеру и ознакомился с образцами программ. Начал он с рабочей программы. "С введением я справлюсь", - уговаривал он себя. "Теоретический материал по лекциям как-нибудь распределю. А это уже более интересно". Он впился в экран и стал жадно читать. Речь шла о содержании занятий. "Содержание лабораторных занятий дается с разбивкой на введение, практическую часть и указания для самостоятельной работы студентов", - медленно читал он. "Вот и пример. Интересно, что они напридумали!" Далее следовало:
"Лабораторное занятие 1.
1. Внешний вид преподавателя.
Преподаватель обязан иметь внешний вид, а именно: мужчины должны быть одеты в светлый костюм, темную рубашку и светлый галстук. Сходство с гангстером заинтригует студента, и в результате его восприятие материала обострится. Щетина должна быть не больше и не меньше 2 мм длиной. Полезно бриться накануне вечером. Многолетние исследования показали, что наличие щетины именно такой длины способствует лучшему усвоению материала. Женщины должны иметь косу, уложенную несколькими витками вокруг головы а ля Юлия Тимошенко или Леся Украинка, как кому нравится. Установлено, что волосы, уложенные таким образом создают мощное телепатическое излучение, и студенты усваивают материал даже не желая этого.
2. Вход преподавателя в аудиторию.
Преподаватель должен открыть дверь с наружной стороны, аккуратно войти в помещение, не споткнувшись о порог. Смотреть он должен на студентов не мигая. Не допускается отворачиваться от них. С самого начала необходимо установить контакт с аудиторией и не терять его до конца. Для этого следует говорить не умолкая, внимательно следя за реакцией слушателей. При первых признаках утомления на лицах студентов необходимо резко повысить громкость речи. Полезны также контрасты, чередование речи громкой и тихой. Помогает открывание окна в холодное время года. Студенты, в особенности девушки, начинают мерзнуть. Это не дает им заснуть.
3. Входной контроль.
Преподаватель должен осторожными намеками выяснить наличие знаний у студентов. Не дай бог обидеть неосторожными вопросами кого-нибудь. Необходимо помнить, что студент тоже человек, он может подать жалобу в Страсбургский суд, а это грозит мирному течению Болонского процесса, и руководству института такой поворот дел нежелателен.
4. Методические указания преподавателя.
4.1. Правила работы. Необходимо четко объяснить, что если ты хочешь влить за шиворот соседу серную кислоту, то необходимо предварительно влить пол-литра воды, а не наоборот. За нарушения студенты будут отлучены от лабораторных занятий.
4.2. Оформление лабораторного журнала. Лабораторный журнал необходимо заполнять слева направо. Наоборот можно заполнять лабораторный журнал исключительно в тех случаях, когда студент ведет записи на арабском или на иврите.
4.3. Формулировка задачи. Ни в коем случае не излагать задачу так, чтобы все поняли. Это часто встречающаяся ошибка у молодых преподавателей. Маститый профессор так запутает изложение задачи, что половина студентов ничего не поймет и проникнется к нему уважением. Необходимо помнить, что цель преподавателя - не научить студента чему-либо, а не потерять их уважение.
5. Получение индивидуальных наборов посуды.
Наборы посуды раздавать таким образом, чтобы ни у кого не было целого комплекта. Отсутствие комплекта будет способствовать налаживанию контактов друг с другом, что особенно важно на первом курсе. В идеале в конце занятия студенты и преподаватель обнимутся и запоют: Gaudeamus igitur ... .
6. Освоение техники пипетирования.
Правильное пипетирование должно происходить следующим образом: необходимо взять пипетку в губы и затянуть в себя воздух насколько хватит духу. Если в итоге во рту окажется жидкость, отличающаяся по вкусу от Пепси или Кока-колы - не расстраиваться и повторить попытку. При обнаружении у кого-либо из студентов резиновой груши, последние отбирать, а провинившегося ставить в угол на горох.
7. Приготовление раствора этанола с заданной концентрацией.
При выполнении этого задания необходима дифференцировка: студентам необходимо дать задание приготовить раствор 40 %-ный, студенткам - 20 %-ный, концентрацию определять органолептически. Особо одаренным можно предложить с использованием ряда индикаторов, например фенолфталеина, ксиленолового оранжевого, бромтимолового синего и т.д. попробовать имитировать следующие сорта вин: Алазанская долина, Киндзмараули, Хванчкара и т.д. Закончить занятие массовой дегустацией. Наиболее удачные композиции следует отнести на ближайший рынок.
8. Задание для самостоятельной работы.
8.1. Проработка материала лекции 1. Необходимо вспомнить анекдот, рассказанный преподавателем во время лекции. Если студент не может вспомнить анекдота, поставить ему неуд.
8.2. Изучение методики выполнения второй аналитической задачи. Приготовление раствора метанола заданной концентрации.
8.3. Подготовка к входному контролю ...
Мензуркин дальше читать не стал. У него заболела голова, и он пошел домой. Вечером у него поднялось давление, и его отвезли в ту же больницу, из которой он только что вышел.