Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Системы ценностей и запретов

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Набрасывается грубая вербальная модель поведения человека с эволюционной точки зрения. Приводятся данные, показывающие, что система ценностей и запретов цивилизованного человека изменилась. Высказываются соображения о совместимости этих изменений с жизнью.


Системы ценностей и запретов.

Реферат

   Набрасывается грубая вербальная модель поведения человека с эволюционной точки зрения. Приводятся данные, показывающие, что система ценностей и запретов цивилизованного человека изменилась. Высказываются соображения о совместимости этих изменений с жизнью.
  

Введение

   Автор-биолог всю жизнь занимался теорией динамики численности. Сейчас русские вымирают. Человек также биологический объект и не исключено, что взгляд на проблему со стороны будет полезен. Естественный отбор приводит к максимизации математического ожидания коэффициента размножения - передачи ДНК от родителей к детям. Плотность популяции любого вида определяется наличными ресурсами и давлением консументов (паразитов, хищников, болезнетворных организмов). Иногда виды животных вымирают, причем далеко не самые примитивные.
   Мне представляется, что сейчас в демографии имеется спектр гипотез, но нет теории.
   Человек резко отличается от любого вида животных, прежде всего тем, что он не приспособлен к среде, так как быстро ее меняет. Тем не менее, все сказанное относится и к человеку.
  

Постулаты

   1. Наш мир состоит из материальных и нематериальных элементов, например, таких элементов как камни и боль.
   2. Свойства человека определяются ДНК и культурой. Дети, выращенные волками и собаками, не способны даже научиться ходить на двух ногах, не способны говорить и, следовательно, мыслить. Человек - это Homo instructus, а не Homo sapiens.
   3. ДНК создает наши чувства, в частности, чувство "Я", боль.
   4. Культура включает в себя язык, технологии и системы ценностей и запретов (кодекс чести, религию). Механизм передачи культуры отличается тем, что передача ее элементов часто не связана прямо с выживаемостью их носителей. Здоровая культура обеспечивает успешный онтогенез и филогенез.
   5. У человека, в отличие от животных, большую роль играет, кроме индивидуального отбора и отбора на уровне семьи, селекция на более высоких уровнях организации.
   6. Культуру можно разделить на две части: ремесленные навыки (технология), с одной стороны, и ценности и запреты, определяющие филогенез, с другой. Если элементы первой части успешно отбираются на индивидуальном опыте и, следовательно, эволюционируют, то вторая часть связана с отбором на надындивидуальном уровне. Конечно, есть и промежуточная область, где индивидуальный отбор играет некоторую роль, но эволюция идет очень медленно.
   7. Нормальный человек хочет того, что обеспечивает ему максимум размножения. Большинство людей в нашем цивилизованном обществе не нормально, поскольку не способно успешно размножаться. Норма, с биологической точки зрения, - эта семья не менее чем с 3-4 детьми.
   8. Люди, в общем, хотят быть счастливыми. Счастье возникает при успехе на пути к достижению цели. Видимо, оно совершенно не зависит от уровня достижений, но, возможно, в некоторой степени зависит от превышения этого уровня над средними показателями достижений в группе, с которой человек себя идентифицирует.
   9. Цели, которые ставят себе люди, различны и меняются во времени.
   10. Люди разные: одни - идут в монастырь, другие - ложатся на амбразуру дзота, третьи - стараются подороже продать и подешевле купить, четвертые - воруют, пятые - собирают марки. Многие трудятся, создают полезные вещи и покупают полезные, бесполезные и вредные вещи. Современное общество скорее напоминает экосистему, чем популяцию.
  

Эволюция

   Многие античные и христианские мыслители принимали эволюцию. Дарвин сформулировал условия эволюции так: изменчивость, наследственность и отбор. Генетики глубоко изучили механизм биологической эволюции. Биологическая эволюция - не единственная форма эволюции; эволюционирует все, например, куча камней, космос, самолеты. Для эволюции не существенен характер изменчивости, но крайне существенно множество возможных состояний эволюционирующего объекта и связь этих состояний с критерием отбора, достаточная устойчивость и т.п. Не специалисты часто повторяют, что эволюция не предсказуема. Это неверно. Если мы знаем достаточно, мы можем предсказать результаты точно. Если наши знания не достаточны, но значительны, возможно приблизительное предсказание.
   Важно понимать, что эволюционирует. В биологии, эволюционирует геном. В случае человека, эволюционирует геном и культура (для наглядности геном и библиотека). В случае биологии, слегка упрощая, отбор идет по выживаемости фенотипа. В случае человека все достаточно сложно. Сильно упрощая можно сказать, что сейчас отбор идет по практике применения системы ценностей и запретов этноса. Упрощение заключается в предположении, что скорость эволюции на уровне ДНК предполагается равной нулю, достижения в технологической сфере мгновенно распространяются на все человечество, человечество состоит из нескольких однородных внутри себя этносов.
  

Групповой отбор

   Групповой отбор возможен тогда, когда преимущества, связанные с принадлежностью к группе, превышают неудобства от ограничения свободы действий внутри группы. Для того чтобы групповой отбор действовал, нужны жесткие ограничения на изоляцию группы. В животном мире редко создаются условия для группового отбора на уровне популяции. Сравнительно недавно человеческая популяция, распространившаяся на весь земной шар и разделенная на мелкие группы изолированные географически, враждой и языком, имела, вероятно, широкие возможности для группового отбора. Однако они быстро уменьшались. Сейчас такие возможности практически исчезли. Эти возможности различаются для генетической изменчивости и культурной изменчивости. В современном мире следует считаться с религиозными сектами, малыми этническими группами, проникнутыми национализмом, может быть остатками прежних сословий, бедностью. Для того чтобы мог идти отбор на генном уровне, нужен запрет на межгрупповые половые контакты. В животном мире, если такой запрет возникает, образуется вид. Чтобы мог идти групповой отбор на культурном уровне, нужна культурная изоляция.
  

Эволюционно-стабильная стратегия

   Интересно сравнить поведение людей с разными системами ценностей. Оно, на первый взгляд, мало различается. Почему это так объяснила концепция эволюционно-стабильной стратегии Мэйнарда Смита, развитая на основе теории игр. Я считаю ее важной для понимания человеческого поведения и даю ее популярное изложение, причем не в собственном понимании, а в трактовке талантливого популяризатора Докинза. Чтобы согласовать мой текст с текстом Докинза, я вношу некоторые непринципиальные изменения. Стратегия - это, предварительно запрограммированная ДНК или культурой, линия поведения. Вот пример стратегии: "Нападай; если противник спасается бегством - преследуй его; если он обороняется - убегай". Рассмотрим две конкурирующие стратегии, названные стратегией "А" и стратегией "В". "А" при конфликте дерутся до победы. "В" при конфликте уступают друг другу и кончают тем, что бросают жребий, чтобы выявить победителя. Если контакт происходит между "А" и "В", "В" уступает. Зададим оценки результатов конфликта: 50 очков за победу, 0 - за проигрыш, -100 - за поражение в бою, -10 - за процедуру выявления победителя путем жеребьевки. Будем считать, что очки конвертируются в валюту, определяющую выживание. Рассмотрим общество, состоящее из "В". В среднем следует считать, что "В" будут выигрывать в половине конфликтов и их средний выигрыш составит (+50-10)/2+(-10)/2=+15. В обществе "А" средний выигрыш (+50)/2+(-100)/2=-25. Если в общество "В" попадает "А", то его выигрыш всегда равен +50. "А" обладает огромным преимуществом над "В". В результате "А" начнут распространяться в обществе. Однако, когда "А" составят 7/12 популяции, их преимущество исчезнет. В популяции, в которой "А" составляют 7/12, а "В" 5/12 средний выигрыш составит для "А" -25?7/12+50?5/12 = 75/12 и для "В" 0?7/12+ 15?5/12=75/12
   Естественно, такой же выигрыш будет давать смешанная стратегия, заключающаяся в применении стратегии "A" в 7 из 12 случаев и стратегии "В" в 5 случаях из 12.
   Этот простой пример позволяет четко разобраться в проблеме. Существует некоторая мораль, в нашем примере названная стратегией "В", которая, в указанном смысле, является наилучшей и общечеловеческой и вечной. Она не устойчива. В человеческих обществах царит эволюционно-устойчивая стратегия везде, в первом приближении, одинаковая. Ее можно изменить, только изменив оценки результатов конфликта. Все системы ценностей и запретов (не зависимо от того ложные они или истинные), если общество их принимает, изменяют эти оценки, обещая награду верующему. Если авторитет системы высок, то люди, обладающие властью, подчиняются ее запретам, принимают ее ценности. В результате вера подкрепляется законами, карающими нарушение запретов, но люди совершают мало преступлений не потому, что бояться, а потому, что верят. Трудно переоценить вклад Мэйнарда Смита в понимание человеческого поведения.
   От себя заметим, что в популяциях животных различных видов стратегии поведения сильно различаются. Кропоткин ошибался, когда описывал это поведение как сотрудничество.
  

Системы ценностей и запретов

   Ценности и запреты могут переноситься путем обучения и подражания и передаваться с ДНК. Например, запрет инцеста обеспечивается обоими путями. Вообще механизм наследственности для нас не так уж существенен. Существенно то, что жизнь не может существовать без системы ценностей и запретов. Существенно наличие действенного отбора изменений и критерий отбора. Если одновременно происходит несколько эволюционных процессов, существенна их скорость. В первом приближении можно считать, что на уровне ДНК изменения происходят не одновременно. Единица отбора - геном. Культурные изменения вначале распространялись беспрепятственно в пределах малой группы, но затем встречали почти непреодолимые преграды. Тогда групповой отбор культурных изменений шел успешно. Сравнительно недавно, с развитием торговли и образованием империй, одновременные изменения культуры распространяются на большие человеческие общности. В самое последнее время культура получила возможность одновременно меняться во всем цивилизованном человечестве. Скорость изменений ДНК зависит от величины популяции и давления отбора. Сейчас она должна быть выше, чем в прошлом. На протяжении эволюции Homo sapiens существенные изменения скелета не зафиксированы. Расовые различия невелики. В первом приближении можно считать, что скорость перестроек на уровне ДНК низкая по сравнению со скоростью изменения культуры. При этом можно предполагать, что культура согласована с инстинктами, а не наоборот. Ядро системы ценностей и запретов, действующей внутри группы, обычно предлагает желательное со стороны окружающих поведение в качестве нормы. Так же, как и в случае инстинктов, в качестве норм поведения выступает не принцип, а частные нормы, соблюдение которых обеспечивают реализацию принципа.
   Например, "воровство запрещается", "нужно иметь диплом о высшем образовании".
   Выполняются такие нормы не всеми и не всегда, но все, или почти все, считают их выполнение желательным. Это приводит к тому, что общество и государство карает нарушение норм. Здоровая личность в здоровом обществе верит в необходимость соблюдения норм и боится наказания за их нарушение.
   Человек обучается всю жизнь. Сначала решающую роль играет семья. На этом этапе образуются наиболее прочные черты поведения. Позже личность формирует школа и сверстники. После того как человек достиг зрелости, способность к обучению снижается и существенные изменения личности мало вероятны.
   В течение всей жизни определенную роль играет личный опыт и наблюдения за последствиями опыта окружающих. В опыте используется заданный ДНК и культурой критерий оценки. Изменить этот критерий на основе опыта не возможно. Например, опыт употребления наркотиков дает приятные ощущения и получает одобрение в группе наркоманов. Наблюдения за опытом окружающих продуктивнее, но в широком классе случаев не достаточно. В рассматриваемом примере начинающий наркоман видит, что более опытные и авторитетные наркоманы так же получают приятные ощущения. Наблюдения за отдаленными последствиями затруднены, хотя бы потому, что наркоманы быстро умирают и, таким образом, выходят из поля зрения. Не будем дальше развивать эту тему, поскольку мы знаем, что курение, алкоголизм и наркомания широко распространены, хотя нет оснований предполагать, что они делают людей счастливее, и есть основания предполагать обратное. Культура, стерилизующая своих носителей, имеет еще меньше препятствий для распространения.
   До тех пор пока носителями культуры были малые группы, системы ценностей и запретов, не обеспечивающие максимальную скорость размножения, быстро отсеивались, вместе с их носителями, межгрупповым отбором. Сейчас положение иное. В первом приближении единицами отбора являются очень крупные единицы (национальные государства, империи, этносы, цивилизации). Культура внутри этих крупных единиц не вполне однородна. Внутри христианской цивилизации имеются группы до сих пор успешно противостоявшие распространению глобальной культуры и сохранившие жизнеспособность, например, гуттериты. Возможности глобализации стремительно увеличиваются, и нет особых оснований предполагать, что эти группы смогут противостоять ей в дальнейшем. Все же, наверное, смогут.
  

Счастье

   Счастье, так же как радость-горе, наслаждение-страдание, боль, голод и т.п. - чувства, а что такое чувства мы не знаем. Что такое разум знаем, а что такое боль - нет.
   Видимо, чувства - это нематериальный элемент мира, созданный в процессе естественного отбора. Понятно, какую роль они играют. Это часто сигналы неблагополучия и сигналы успеха и, пожалуй, всегда способ принуждения к соблюдению системы ценностей и запретов и, отчасти, подготовка к выполнению команд, поступающих от этой системы. Боль, с этой точки зрения, центральный элемент системы запретов передаваемый ДНК.
   Есть люди, которые не чувствуют боли. При определенных условиях (в бою, в драке) большинство людей боли не чувствуют. Не чувствовали боли христианские мученики.
   Есть люди, которые испытывают муки совести, а есть и такие, которые не испытывают.
   Понятие счастья - это наиболее общая оценка благополучия. Проводилось множество опросов, для того чтобы выяснить, от чего зависит счастье. Многие люди оставили заявления о том были они счастливы или нет. Самооценки себя по этому признаку довольно хорошо совпадают с оценками со стороны. Выяснилось, что счастливыми бывают богатые и бедные, здоровые и больные, молодые и старые, верующие и не верующие, семейные и одинокие, образованные и невежественные, преступники и добропорядочные граждане, начальники и подчиненные.
   Доля лиц, оценивающих себя как счастливых, не одинакова в перечисленных категориях, но разница невелика.
   В США подобные опросы проводятся давно. Выяснилось, что доля счастливых среди граждан не изменилась, хотя в периоде, охваченном исследованиями, имел место рост материального благосостояния, изменилась система ценностей и запретов, страна достигла мирового господства. Это удивительно интересный результат.
   Счастье - некоторый инвариант. Это понятно с точки зрения управления. Ощущение счастья должно возникать при продвижении к заданной цели. Счастье дает успех, писал Гобс.
   Природа человека дает ему свободу выбора.
  

Старая и новая системы ценностей и запретов.

   Ограничимся рассмотрением двух систем, о которых мы больше знаем, христианской и гуманитарной. И у автора, и у читателя есть свои ценности и запреты. Автор делает усилие, чтобы быть объективным, отрешиться от своей системы ценностей. Такое же усилие необходимо сделать читателю.
   Христианская система ценностей и запретов исключительно авторитетна для ее носителей. Она основывается на Божественном Откровении. Доказательство - свидетельства евангелистов воскресения из мертвых Иисуса Христа. Подтверждения свидетельства святых и благодать - непосредственный опыт хотя бы части верующих. Человек может не верить всем этим свидетельствам, может ставить их под сомнение, может понимать их по-своему, но доказать их ложность не может. Это обоснование христианской системы ценностей и запретов.
   Две заповеди определяют систему ценностей и запретов христиан: возлюби Господа Бога и возлюби ближнего твоего. Слово любовь имеет два значения. Это определенное поведение и одновременно это состояние души. Евангелие интерпретируется духовенством и при этом его дух несколько искажается в выгодном для духовенства направлении. Культурная составляющая системы ценностей и запретов находится в противоречии с ДНК-составляющей. Поведение христиан - результат взаимодействия генетической и культурной составляющей - крайне редко приближается к заданному идеалу. Тем не менее, христиане надеются на помощь и прощение милосердного Бога.
   Верующими православными были и Иван Грозный и Святой Филипп.
   Гуманистическая система ценностей и запретов основана на здравом смысле (разуме) и гедонических ценностях. Самому человеку виднее, в чем для него счастье (Бентам). Высшая ценность, говорят гуманитарии, - Человек. У нее коллективный автор - сначала духовная, затем, в основном, светская гуманитарная интеллигенция. Тут можно назвать много имен, к примеру, Лютера, Кальвина, Вольтера, Стюарда Миля, Маркса, Ницше, и наконец, Хаека и Фукояму. Гуманитарная система достаточно подвижна. Она создалась естественно в ходе идеологической борьбы за место руководителя общества с духовенством. Генетическая и культурная составляющая системы хорошо согласованы. Вначале существенное место в гуманизме занимал постулат о доброй природе человека. В нашей модели это соответствует вере в то, что система ценностей и запретов, закодированная ДНК, достаточна для успешного функционирования общества. Сейчас этот постулат приобрел иную форму - общество естественно вырабатывает достаточно приемлемое поведение. Любить ближнего не нужно, достаточно уважать частную собственность и выполнять заключенные договоры. О любви к Богу нет и речи. Нам пока мешает наследие, доставшееся нам от "знавших друг друга в лицо членов первобытного стада", но мы сумеем от него избавится. Так говорят идеологи, политическая элита высказывается мягче.
   Гуманистами были и Сталин и Л.Н.Толстой.
   Сейчас гуманитарная система, завоевала сознание людей. Автор, однако, не вполне одинок, когда отказывается рассматривать ее как истину в последней инстанции, и видит в ней один из вариантов системы ценностей и запретов, и далеко не наилучший. Например, Дружинин (1996) пишет: "наибольшую ложь о человеке несет гуманистическая психология - новая научно-атеистическая религия середины ХХ века".
  
   Современные гуманитарии считают сложившуюся систему западной рыночной демократии наилучшей и стараются это доказать. Утверждается, что гуманитарная система старая и возникла естественно, ее система ценностей и запретов не рухнула в течение 200-300 лет и широко распространилась. Это не совсем так. Во-первых, 200-300 лет существовала система, которая вначале была почти полностью христианской. В XX в., когда процесс смены ценностей продвинулся немного дальше, в Германии, Италии и России возникли тяжелые кризисы, благополучное для системы разрешение которых, возможно, просто случайность, а сами кризисы предвещают ее гибель. Действующая сейчас система ценностей и запретов сложилась всего несколько десятков лет назад и уже вызвала вымирание ее носителей.
   Утверждается, что эта система обеспечивает высокую экономическую эффективность. Действительно комбинация между декларациями и практикой в США, например, достаточно эффективна. В другом месте я показал, что это вызвано, в значительной мере, благоприятными природными условиями. Захват лучших территорий, хотя и продолжается в менее откровенных формах, но в основном произошел раньше, когда действовала комбинация между слабо видоизмененной системой христианских ценностей и практикой. Почти очевидно, что христианство не может особенно способствовать накоплению капитала. С позиций христианской системы ценностей гуманитарная система - это "поклонение золотому тельцу". Деньги позволяют удовлетворить все гедонические инстинкты. Вполне возможно, что новая система ценностей приносит всплеск богатства и военной мощи. Но... не приносит ли гуманитарная этика смерть принявшим ее этносам?
  

Некоторые факты

   К началу XXI века гуманитарная системе ценностей и запретов в России почти полностью сменила христианскую систему (табл. 1).
   Замечательная работа Миронова (2001) количественно оценивает процесс отказа от религиозных запретов в России.
  

Таблица 1

Доля населения, практиковавшая половое воздержание во время Великого поста по религиозным соображениям, 1867-1910 гг. (%)

  
   Годы 1867-1870г.1871-1880г.1881-1890г.1891-1900г.1901-1910г.
  
   Сельское 23 21 17 13 13
   Городское 9 7 8 5 4
   в т.ч. больших городов 5 6 4 3 1
   в т. ч. малых городов 11 9 12 7 8
   Женщины с внебрачными детьми 20 15 12 9 1
   Православное 24 19 17 14 14
   Католическое 12 18 14 9 6
   Протестантское 4 9 7 5 6
   Итого 23 20 15 13 12
  
   Сейчас данные опросов в России свидетельствуют, что доля русских называющих себя православными или христианами высокая. Доля настоящих православных соблюдающих запреты, вряд ли превышает 1%-5%. Это видно по данным опросов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей - 2,16; 2,14; 0,81. Атеисты считают идеальным числом - 2,09; желают - 1,99; ожидают - 1 (Бодрова, 2002).
   В ответах на первые два вопроса проявляется незнание проблемы, одинаковое в обеих группах. В ответах на третий вопрос разница заметна, но не велика. Настоящие православные не собираются иметь внебрачных детей и вступать в повторные браки, но в случае удачного брака не могут планировать ограничение числа детей. В других вероисповеданиях (в России это ислам) ожидаемое число детей 1,34. В Коране целомудрие не поощряется. Близость ожиданий свидетельствует о низкой религиозности в обеих группах верующих.
   Православные беднее среднего по стране уровня, но не сильно. Это естественно. Они меньше воруют.
   В христианском мире в целом положение приблизительно такое же (табл. 2).
  

Таблица 2

Углубленная статистика религиозности по государствам

(Vilar С. 1999)

  

Государство

Атеис

ПАт

Агно

Деиз

Нвек

Духоб

Катол

Прот

Прав

Ирландия

4

2

8

15

4

25

40

2

Греция

2

4

30

20

44

Италия

7

2

10

19

28

39

Испания

3

3

18

32

21

24

Англия

18

5

17

19

22

4

12

Германия

23

5

16

21

18

8

6

Франция

19

6

25

15

5

17

12

Россия

25

3

17

27

28

1

Латвия

11

3

15

24

42

Эстония

38

5

9

28

5

13

   Атеис - атеисты; Пат - совмещают веру в будущую жизнь с неверием в Бога; Деиз - различные оттенки деизма; Нвек - новые направления, основанные как на христианстве, так и на буддизме; Духоб - неодухоборы включают карму в христианскую систему, отрицают церковь, воплощение, иконы, включают пацифизм. Катол - католики; Прот - все протестантские направления; Прав - православные
   Выделены жирным шрифтом традиционные религии, принадлежность к которым позволяет ожидать веру в обязательность соблюдения заповедей Евангелия.
   Действительно, православная Греция, по этой статистике самая христианская страна Европы, дает 0,45 разводов на тысячу браков, в России это число на порядок больше.
   Изменения среды и смена систем ценностей и запретов привели к тому, что человек в нашей цивилизации потерял способность воспроизводиться (табл. 3).
  

Таблица 3

Суммарный коэффициент рождаемости в европейских христианских странах

  
   Страна
   Хр.
   К
   Страна
   Хр.
   К
   Ирландия
   42
   1,9
   Латвия
   0
   1,18
   Португалия
   39
   1,48
   Бельгия
   11
   1,61
   Греция
   44
   1,34
   Чехия
   6
   1,18
   Италия
   39
   1,19
   Норвегия
   15
   1,8
   Польша
   33
   1,37
   Венгрия
   10
   1,25
   Словакия
   19
   1,25
   Молдова
   12
   1,71
   Швейцария
   8
   1,47
   Франция
   12
   1,74
   Австрия
   15
   1,4
   Германия
   14
   1,39
   Хорватия
   28
   1,93
   Словакия
   15
   1,25
   Литва
   26
   1,4
   Дания
   11
   1,73
   Испания
   24
   1,16
   Македония
   4
   1,77
   Румыния
   28
   1,35
   Армения
   5
   1,53
   Нидерланды
   14
   1,65
   Швеция
   9
   1,54
   Финляндия
   17
   1,7
   Белоруссия
   9
   1,31
   Англия
   16
   1,73
   Средняя геометрическая 1,48
   Хр - доля христиан в народе, К коэффициент размножения.
   В России положение хуже, чем где-либо. Единственное наше преимущество заключается в том, что кризис обусловлен нашими ошибками, а не нашей тысячелетней культурой.
   Падение рождаемости за последнее десятилетие во многом объясняется острым противоречием между давно ожидаемым и обещанным улучшением жизни и ее реальным ухудшением, при котором содержание детей оказалось очень тяжелым бременем. Молодые супруги, как и прежде, обычно не отказываются от рождения одного ребенка, однако время появления его на свет отодвигается на более поздний срок, а решение о рождении второго ребенка, как правило, сталкивается с трудно преодолимыми проблемами. В обозримом будущем при стабилизации нынешних условий существования показатель рождаемости у русских, немного поднявшийся в 1994 г., вероятно, так и останется на уровне менее 0%о. За этим почти повсеместная и перспектива сокращения численности русских вдвое при очередной смене поколений, то есть через 40-50 лет.
   К этому следует добавить и ухудшение "качества" россиян. Сейчас из родильных домов выписываются здоровыми менее 30% детей, а по прогнозам, их доля к 2015 г. может сократиться до 15-20%. Уже в начальных классах 40-45% школьников страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний (Морозова, 1994).
   Генофонд ухудшается, и вымирание русского этноса сопровождается его физическим вырождением. Ситуация усугубляется духовным растлением молодежи, подвергающейся сильному воздействию западной (главным образом американской) пропаганды культа наживы, секса и насилия.
   Еще пять лет назад американский демограф-экономист М.Бернштам (бывший тогда одним из советников Б.Ельцина) опубликовал статью под красноречивым
   названием "Сколько жить русскому народу" (Бернштам, 1990). Однако большинство российских специалистов оставили ее без внимания: они либо сохраняют благодушие и игнорируют угрозу вымирания русских, либо считают эту угрозу временной и легко устранимой. Возьмем, к примеру, две брошюры, вышедшие в конце 1993 г. и содержащие доклады, адресованные правительственным органам. В одной из них, подготовленной Центром демографии и экологии человека под руководством А.Вишневского, утверждается, что относительно рождаемости "с учетом даже самых последних лет никакой особой тенденции к снижению не прослеживается" (Население России, 1993); в другой, подготовленной отделением демографии Госкомстата России под руководством А.Волкова, зафиксированные статистикой снижение рождаемости и повышение смертности рассматриваются как временные и заявляется, что "в обозримой перспективе численность населения России не претерпит значительных изменений" (Демографические перспективы, 1993). Благодушие отчетливо проявляется и в статье директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. Римашевской. С ее точки зрения, нынешнее снижение рождаемости обусловлено демографическим эхом войны 1941 - 1945 гг., и, следовательно, через несколько лет рождаемость, "дескать", повысится сама собой (Римашевская, 1994). Несмотря на весь свой профессионализм, не акцентировал внимания на уменьшении численности россиян, и, прежде всего, на вымирании русских, А. Кваша (1994).Отстаивание псевдонаучных несуразиц вопреки фактам и во вред российскому обществу - одно из проявлений патологии мышления, которая охватила значительную часть нашей интеллигенции с высокими научными степенями. Что же касается не одурманенных опиумом необоснованного оптимизма, то для них мрачная перспектива демографических процессов очевидна.
   В ближайшие 15-20 лет существенного увеличения числа рождений и уменьшения числа смертей с сокращением убыли населения не предвидится. Разумнее ожидать обратного, поскольку страна продолжает опускаться в экономическую трясину и, достигнув ее дна, может оказаться перед лицом необратимых изменений, в том числе в области демографического развития. Бытует мнение, что вымирание русских в значительной степени компенсируется притоком в Российскую Федерацию мигрантов из нового зарубежья. Действительно, дискриминация заставляет их искать выход в переселении - бегстве на историческую родину. В 1993 г. число прибывших в РФ составило свыше 500 тыс. человек, в 1994 г. - почти 670 тыс., причем около двух третей из них - русские. И хотя за тот же период в дальнее зарубежье эмигрировали ежегодно 110 - 115 тыс. человек, миграционное сальдо отчасти компенсировало демографическую убыль населения [Кузнецова 1994]. Следует учесть, однако, что к значительному притоку мигрантов (особенно людей с преимущественно городскими профессиями) Россия в условиях тяжелого экономического кризиса и роста безработицы не готова. Неустроенность русских беженцев-переселенцев препятствует их активному участию в естественном воспроизводстве, а потому они могут лишь временно смягчить убыль русского этноса. Рассмотренные тенденции дают основания предполагать, что к 2000 г. число русских в РФ сократится по сравнению с 1989 г. на 7-9 млн. и составит немногим более 110 млн., в странах нового зарубежья - около 20 млн. человек. По своей общей численности русские сравняются с японцами и мексиканцами, существенно уступят бразильцам (около 180 млн.), бенгальцам и индонезийцам (примерно по 210 млн.) и американцам (свыше 250 млн.), не говоря уже о китайцах. Громадные просторы России, особенно Сибири и Дальнего Востока, станут еще менее населенными.
   Происходящее с середины 80-х годов обвальное снижение рождаемости и, обусловленная этим, малолюдность когорт, которые вступят в репродуктивный возраст в начале XXI в., а также очевидная невозможность выбраться к тому времени из глубокой экономической трясины, позволяют достоверно прогнозировать, что темпы вымирания русских не только не сократятся, но и ускорятся. К середине XXI в. их будет не более 50 млн. человек, а к концу столетия, как предполагает и М. Бернштам, русские, как этнос, могут вообще сойти с исторической арены. С очень тяжелыми экономическими, военно-стратегическими и проблемами придется столкнуться уже в начале грядущего века.
   Так, при оптимальной численности армии в 1.5 млн. человек (не считая войск МВД в 500 тыс.) и при установленном сроке службы рядового и сержантского состава в два года необходимо ежегодно призывать на армейскую службу около 700 тыс. человек. В 1993 и 1994 гг. родились по 600 тыс. русских мальчиков, число которых из-за бытовых смертей сократится ко времени призыва (2011 - 2012 гг.) примерно до 500-520 тыс., а вследствие медицинской выбраковки и разного рода уклонений от воинской службы, реальных призывников среди русских окажется лишь 100-150 тыс.. Остальные национальности федерации дадут, вероятно, не более 50 тыс. человек. А где взять недостающих - неизвестно. (Козлов, 1995).
  
  
   Весьма проблематично, что современная русская молодежь будет получать пенсии. Кто их будет зарабатывать?
   Мы видим, что все без исключения европейские нации не воспроизводятся. То же происходит с европеоидами на других континентах. Исключение пока составляют некоторые страны Южной Америки и Мексика, но там рождаемость стремительно падает и скоро исключений не будет. Население Кубы и Бразилии уже не воспроизводится. Гуманизм, видимо, не совместим с жизнью.
  

Рождаемость и гуманизм

   Из факта падения рождаемости еще не следует вывод о гибели нашей цивилизации. Может быть, сегодня численность сокращается, завтра - стабилизируется или начнет увеличиваться? Для того чтобы оценить серьезность кризиса, нужен более глубокий анализ. Нужно показать, что система ценностей и запретов гуманизма делает нас нежизнеспособными.
   Выше было указано, что гуманизм основан на здравом смысле. Это не совсем верно. Здравый смысл и опыт действует внутри системы ценностей и запретов. Высшая ценность жизни - выживаемость ДНК. Однако достижение этой ценности закодировано не прямо. Наши инстинкты, унаследованные от весьма отдаленных предков, обеспечивали, и все еще часто обеспечивают выживаемость. Когда мы суем руку в огонь, мы чувствуем боль и отдергиваем руку. При этом мы подчиняемся запрету, выработанному естественным отбором и сохраняющим нашу индивидуальную жизнь. Белки разлагаются при высокой температуре и поэтому совать руку в огонь нельзя. Культурная эволюция не затронула этот инстинкт.
   Совокупность древних инстинктов самосохранения в общем действует удовлетворительно, но не достаточно защищает нас от технологических новшеств с удаленными во времени летальными эффектами.
   Инстинкта продолжения рода нет.
   Инстинкты, обеспечивавшие в прошлом успешное размножение, - это влечение к совокуплению, возникающее по достижении половой зрелости, - любовь между мужчиной и женщиной. Этот мощный инстинкт продолжает действовать, но технологический прогресс позволил удовлетворять его избегая зачатья, или прерывая развития плода. Инстинктивные запреты в период беременности слабо выражены. По-видимому, в создавшейся среде чаще, чем раньше, возникают извращенные формы проявления инстинкта.
   Христианство поощряло воздержание, но осуждало разврат. Люди знали и раньше способы предотвращения зачатья и прерывания беременности. По-видимому, использование их входило в противоречие с заповедью любви. Современный гуманизм снял запреты, регулировавшие эту сферу.
   Только в конце беременности и особенно после родов включается материнский инстинкт, обеспечивающей заботу о детях. Отцовский инстинкт, видимо, выражен слабее и начинает проявляться позже. Изменение среды и культуры уменьшило эффективность проявления этих инстинктов.
   Христианская культура включала строгие запреты на разрушение семьи. Эти запреты отсутствуют в гуманитарной культуре.
   Есть веские основания полагать, что имеется своего рода запечатление отношений в семье. Это создает инерционность репродукционного поведения.

Rn = (1-a)?Rn-1,

   где:
   Rn, Rn-1 - суммарный коэффициент рождаемости в поколениях n и n-1;
   a - параметр, выражающей снижение рождаемости в условиях среды и принятой системы ценностей.
   Через n поколений рождаемость снижается существенно, даже если a мало:

Rn = R0 (1-a)n

   Быстро вернуться к нормальному поведению трудно.
   Мы еще пока иногда подчиняемся ценностям и запретам, унаследованным от "знавших друг друга в лицо членов первобытного стада". Если мы видим тонущего человека, большинству из нас хочется ему помочь. Кое-что еще сохранилось и от христианской системы ценностей и запретов. Многие из нас подают милостыню. Во время войны 1941-45 гг., сопровождавшейся тяжелым голодом в России и Германии, мясо убитых и пленных солдат не использовалось в пищу. Мы не утилизируем тела покойников.
   Есть некоторые основания полагать, что большинство русских не признает гуманитарные ценности и принимает христианские в большей степени, чем, например, англосаксы. Это не мешает нам нарушать любые запреты чаще англосаксов.
   Гуманизм пока еще не избавил нас от всех предрассудков, и возможно только это задерживает вымирание этноса.
   На основе индивидуального опыта и анализа чужого, на основе здравого смысла, мы строим поведение с целью избежать неприятных ощущений и получать приятные, но при этом действуем в рамках существующей системы ценностей и запретов.
   Рыночных механизмов "невидимой руки" не достаточно для решения всех конфликтов возникающих в обществе.
   Параллельно со сменой ценностей развивается технология, меняется право, растет доля городского населения, люди чаще моются и реже молятся, растет светская образованность, повышается комфортность жизни, повышается уровень медицинского обслуживания, растет число убийств, краж, насилий, разводов, меняется язык, падает рождаемость, остается без изменений самооценка по шкале качества жизни.
   В современных демократиях механизм выработки юридического запрета - борьба заинтересованных групп в парламенте. Принято считать, что идеальный парламент запрещает действия, которые причиняют избирателям ущерб, превышающий пользу, которая извлекается лицом или группой из этих действий. Поэтому и в старой, и в новой системе ценностей убийства и воровство карается.
   В двух случаях парламентская система не действует.
   1) Реальная власть принадлежит богатому меньшинству. Если интересы этой части не совпадают с общими интересами, то парламент покупается, и решения принимаются в пользу меньшинства. 2) Имеется категория ближних, интересы которой не представлены в парламенте. Это наши потенциальные потомки, не имеющие права голоса.
   Гуманистическая система действовала, пока действовали рудименты старых систем ценностей - биологической и христианской. Здравый смысл (внутри гуманитарной системы ценностей и запретов) говорит, что дети мешают карьере, понижают уровень жизни, приносят дискомфорт. Здравый смысл говорит, что нет средств, для обеспечения ребенку достойного образования. Это не домыслы, а результаты опросов. Отсюда можно сделать вывод, что в рамках гуманизма выхода из демографического кризиса нет.
   Здесь мы предполагаем, что парламент выражает мнение народа. Это, конечно, не так, и отсюда гуманитарное общество еще более беспомощно. Если "невидимая рука" более или менее удовлетворительно управляет рынком, то в случае власти она не эффективна. Стремящаяся к своей гедонической пользе власть, скорее всего, не способна решать задачи народа, не способна подняться над уровнем гуманитарной системы ценностей. Если управляющие не любят управляемых, нет оснований надеяться, что они будут решать чужие проблемы, искать выход из кризиса.
   Если мы хотим выжить, нам нужно либо возвращаться к христианским ценностям, либо ждать харизматического лидера, который создаст новую совместимую с жизнью систему ценностей и запретов. Марксу и Нитше это не удалось. Вряд ли концепция "устойчивого развития" может претендовать на роль новой религии. Дума решительно проголосовала против налога на бездетных. Законопроект, кстати, был предложен случайно затесавшимся в думу христианином - Чуевым.
   Я спрашивал своих приятелей: волнует ли их перспектива вымирания русского народа, и получал ответ: "не волнует".
   Нужно заметить, что есть много людей как внутри, так и вне нашего общества, которые не видят в гибели православной цивилизации, вместе с ее носителями, ничего плохого. В рамках принятых на себя ограничений возразить им нечего.

Заключение

   Человек определяется генетической и культурной наследственностью. Это не ново. Об этом писали, например, Л.С. Выгодский (1956) и И.А. Ильин (1937). Человек изменился, поскольку его культура изменилась. Среда также изменилась. Цивилизованный человек потерял жизнеспособность.
  

Литература

   Бернштам М. 1990. Сколько жить русскому народу. Размышления американского демографа. Москва, N 5.
   Бодрова В. 2002. Сколько детей хотят иметь россияне. Население и общество, N 81-82.
   Выготский Л.С. 1956. Избранные психологические исследования. М.
   Демографические перспективы России. 1993. М, Статистика.
   Дружинин В.Н. 1996. Психология семьи. М, КСП, 157 с.
   Дружинин В.Н. 1996. Психология семьи. М, КСП, 157 с.
   Ильин И.А. 1937. О семье и воспитании детей. с. 368-391. В кн.: О воспитании национальной элиты. М, Жизнь и мысль, 2001, 512 с.
   Кваша А. 1994. По сообщениям Госкомстата России. Семья в России, N 1.
   Козлов В.И. 1995. Вымирание русских: кризис или катастрофа? Вестник российской академии наук, том 65, N 9, с. 771.
   Кузнецова Л. 1994. Потоки мигрантов растут. Российская газета, 12 апреля.
   Морозова Г.Ф. 1994. Деградация нации - миф или реальность? Социол. исслед., N 1.
   Население России. 1993. Ежегодный демографический доклад, Евразия. N 4.
   Римашевская Н. 1994. Почему нас становится меньше? Российская газета, 13 октября.
   Vilar С. 1999. Real international statistics on religion. Интернет: http://home.graffiti.net/reinstore/statofrel.htm.
  
   Это отнюдь не означает отбора на максимальную плодовитость. Обычно имеется стратегия изменений особей (их поведения и физиологии) в ответ на сигналы, поступающие из внешней среды. В том числе снижения плодовитости при определенных условиях.
   Это, конечно, верно только в первом приближении. Например, нельзя исключать возможность того, что в ответ на гуманитарную эмансипацию меняются X и Y хромосомы, но это процесс медленный. Косвенно консерватизм генома человека подтверждается возможностью межрасовых браков, и удивительным сходством спортивных достижений различных народов. Моральное поведение находится, конечно, как под культурным, так и под генетическим контролем. Например, из 46 детей, рожденных заключенными матерями, 6 детей обнаружили преступные наклонности, в то время как в контрольной группе такого же размера - только 1. В Датских семьях 13,5% приемных детей (мальчиков), у которых приемные и биологические отцы не имели судимости, имели впоследствии правовые нарушения. В случаях, когда приемный отец имел судимость, а биологический не имел, этот процент повышался до 14,7. Если биологический отец имел судимость, а приемный не имел, 20% детей совершали правонарушения. Если оба отца преступники, то 24,5% приемышей впоследствии становились на преступную дорогу (Blake 1995). Подобные данные завышают роль ДНК, так как культурная среда меняется не значительно. Все эти семьи были приблизительно одной культуры, и воздействие общества на детей было примерно одинаковым.
  
   Мы не рассматриваем в данном случае семью как группу. Семья особый вид группы. Семейный отбор обычно имеет место, если есть семья.
   Высшая ценность жизни - это сохранение генома. Система ценностей и запретов животных - это инстинкты.
   Любовь - это эмоция и мы так же не знаем ее природу, как не знаем природу боли, но по собственному опыту знаем, что она существует. Любовь к Богу, мы - современные рядовые люди - не знаем по опыту. Настоящие верующие христиане знают и говорят, что это нечто замечательное и не сравнимое по силе с другими чувствами. Сторонние наблюдатели свидетельствуют о силе этого чувства. Есть, например, объективные свидетельства, что в Японии христиане, сжигаемые на кострах, пели гимны и не чувствовали боли. Чтобы как-то представить, что это такое, можно прочесть описание молитвы странника у Л. Толстого в "Детстве и отрочестве".
   Не с церковью (по определению - совокупностью христиан, в средние века - всем народом), а за место идеологического руководителя народа. Римские гуманисты, в лице государства, планомерно уничтожали христиан. Затем, после победы христианства, в католической Европе инквизиция жгла еретиков и ведьм В православной России ничего подобного инквизиции и никаких массовых казней инакомыслящих не было. Позже, после фактической победы гуманизма, победители, например, большевики в России иногда преследовали и церковь, но это не типично, репрессии падали в основном на духовенство. Гуманисты и христиане крайне редко преследовали науку, ремесленников, технологов.
   Путем группового отбора, полагает Хаек.
   Делается оговорка, что в малых группах можно допускать любовь.
   Мутации со стерилизующим эффектом сейчас же элиминируются отбором на уровне ДНК. В том числе и мутации вызывающие стерилизующее поведение. Поэтому защита плода на сознательном уровне почти отсутствует.
   В России в иерархии ценностей любовь стоит на 5 месте, а у белых граждан США - на 14.
   Если сравнить христианское законодательство с законодательством эпохи победившего гуманизма, то показательны два момента. 1) Существует единственный вид налогов не подавляющий экономику - рентное обложение. Оно не выгодно узкой группе, владеющей рентой. Поэтому перейти к рентным налогам в условиях демократии не удается. В США, например, рентные налоги составляют 1%, вместо 100%, которые требует экономическая теория. Не удается взять налоги с ренты и в России. 2) В парламенте никак не представлены наши потомки. Поэтому уголовное законодательство резко изменилось в этой части. Никак не карается аборт - убийство этой категории народа, разрешен развод, обрекающий детей на уродливое развитие. Обучение в обществах, провозглашающих высшей ценностью свободу, обязательно. Женщина, вопреки здравому смыслу, приравнена к мужчине.
   С алкоголем и наркотиками и т.п. у поборников рыночной экономики возникают некоторые трудности.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"