Семипядный Сергей Николаевич : другие произведения.

Завтра были девяностые

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Девяностый год. В российской глубинке, где кипят те же страсти, что и в столицах, когда "низы уже не хотят", а "верхи не могут", частный детектив Арсов расследует обстоятельства смерти общественного активиста Виктора Зудитова. Однако действительно ли являлся погибший тем, кем виделся соратникам по борьбе за всё хорошее против всего плохого? И кто ещё должен умереть уже сейчас, накануне и в преддверии?

  ВМЕСТО ЭПИЛОГА
  
  Фантастическая история, основанная на тщательно сфабрикованных фактах.
  Претензии от признавших в героях самих себя не принимаются.
  
  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  
  1.
  Арсов завёл будильник на семь часов утра, выгнал из головы компанию сумасшедших мыслей и уснул.
  Но в половине шестого ветер рванул прикрытую форточку и бросил капли дождя в его лицо. Арсов проснулся, встал и закрыл форточку. Снова лёг. Подушка была сырой. Он перевернул её...
  Спустя четверть часа он двинул кулаком подушку и, оставив постель, присел к столу, чтобы ещё раз проанализировать события последних суток. Взгляд наткнулся на тетрадь в ослепительно белой обложке. Откуда она взялась? Арсов открыл тетрадь. С первой же страницы начинался печатный текст:
  
  "Наблюдения сегодняшнего дня я, параллельно с отчётом, изложил также посредством совокупности письменных средств на русском языке. Это один из сравнительно старых местных способов хранения и передачи информации. Имея желание более глубоко познать культуру этой, условно говоря, цивилизации, я зафиксировал наблюдаемые мною явления, в том числе смерть, в форме так называемого детектива, одного из жанров развлекательной или бульварной литературы, в котором из множества способов размышления - большинство из них, впрочем, здесь и не известны - наиболее продуктивно используется дедукция.
  Название романа - "Чело веков". Или - "Девяностый". Или просто - "Завтра были девяностые". Впрочем, как решит публикатор. Ха! Это была шутка. Про публикатора.
  Несколько слов про маску... Впрочем, об этом не стоит. Даже учитывая конечную судьбу данного опуса.
  Я выбрал пару разнополых существ. Признаюсь, желая облегчить себе задачу, я остановился именно на этой парочке в связи с тем, что у них нет детёнышей, они имеют одинаковое образование и воспитывались на одних широтах. К тому же один из них был сангвиником, а другой, скорее, флегматиком. А что касается нескольких смертей - одном из особенно болезненно переживаемых основополагающих факторов существования, - то это предстало в облике полнейшей неожиданности.
  И одной из них я коснулся буквально спустя час после начала эксперимента.
  А начата была работа в обычное время их пробуждения - в семь часов. Но была суббота - выходной день. Они продолжали спать. Эти существа треть своей жизни проводят в состоянии внутреннего торможения. Они проспали около миллиона лет в течение своего более или менее сознательного существования, однако до сих пор не познали природу сна.
  Вообще в своих представлениях о биохимических процессах человеческие биосистемы не далеко ушли от австралопитеков. Они по-прежнему ограничиваются эмпирическими наблюдениями и те используют лишь для составления сонников. И в результате совокупного невежества насилуют собственную психику и разрушают плоть. Уровень культуры не в состоянии оградить их от излишеств.
  Самка спала в позе уверенного в себе, последовательного в рассуждениях, не терпящего неожиданностей, расчётливого и предусмотрительного, властного человека с неразвитым воображением.
  О самце же было известно только то, что организация его нервной системы предопределяла его относительный ум, полуинтуитивную способность к обобщениям, излишнюю серьёзность по отношению к чувствам и эмоциональным контактам, а также лёгкую внутреннюю возбудимость при внешней сдержанности и честолюбие при совершенно нейтральной внешности.
  Имелась установка - всячески воздерживаться от нарушения естественных для них процессов.
  Однако самка перевернулась на спину и выпрямила подогнутую ногу. Язык и нижняя челюсть запрокинутой головы слегка сместились книзу, создавая препятствие для тока воздуха из носовой полости, - она стала дышать ртом. Вибрирующие при вдыхании воздуха ткани верхних дыхательных путей рождали низкий дребезжащий звук.
  Уронить стул - что в этом может быть предосудительного? Женщина перестала храпеть. Самец начал медленно двигать конечностями, потом, перемещаясь в плоскости ложа, приблизился к женщине и положил голову между молочных желёз самки. Его мысли стали вырываться из подсознания. Скоро они приняли определённую стабильность. Парализованное сном воображение нарисовало мост через широкую реку, падение с этого моста... В подобных ситуациях они испытывают ужас.
  Однако во время ускоряющегося падения мужчина вспомнил, что это лишь сон, сон ни разу не закончившийся смертью. Скорость приближения земли резко уменьшилась, и мужчина мягко коснулся охлаждённой ознобом спиною травяного покрова лесной лужайки. Течение хода мыслительных проявлений замедлилось в десятки раз.
  Однако неприятные сновидения на этом не закончились. В узком коридоре с невидимым полом объёмные обои красного цвета виноградными безъягодными ветвями касаются его и листьями заглядывают в карты. И перед кем-то необходимо почтительно склониться. А зубы расшатались и начали крошиться, перемалываемые судорожно сводимыми челюстями. Свободной рукой он поправляет зубы и, боясь выронить их, улыбается сжатыми губами. Но приклеенные к ним челюсти плотно смыкаются и беззвучно, чтобы не нарушить тишину, ломают зубы. Сырой и серый, жмущийся к нему воздух сообщает, что он выиграл.
  Он бросает карты. Осталось выплюнуть крошево зубов, однако измочаленные дёсны, взаимоувязая, приблизили к носу заросший вдруг струящейся медью подбородок с подарочно упакованной голубой гусеницей на нём. Плевать в гусеницу как-то неудобно. Лучше уж убежать. Но спрессованный ужасом воздух не перемещается, заявляя, что выхода нет. Мужчина просыпается, в панике ощупывает зубы и успокаивается.
  Повышенное потовыделение щеки препятствует охвату сном полушарий его мозга, тонус ретикулярной формации повышается - веки обнажают глаза. Мужчина приподнимается и, косясь на смятый сосок груди женщины, перемещает голову на подушку.
  Раздражение - сосок бледен и безжизнен - окончательно прогоняет сон. Он протягивает руку и простынёй накрывает женщину до подбородка. Он смотрит на потолок, белый и скучный. Небольшие выбоины, тёмная точка, неприметные полоски - вот и всё.
  Взгляд мужчины соскальзывает вниз и цепляется за тёмный пушок над коленкой женщины, перебирается по поверхности простыни и притягивается только укрытыми холмиками женской груди. Действие ассоциативных факторов постепенно меняет его состояние, пробуждая самое безудержное из всех влечений. И начинает функционировать один из генетических кодов, который - была уже в том уверенность - с минуты на минуту приведёт к единственному парному физиологическому акту человека.
  Проникшая под простыню рука вступает в контакт с эрогенными зонами женщины. Женщина глубоко вздыхает, потягивается и, сменив ритм дыхания, замирает. Спустя некоторое время она, глубоко вдыхая очередную порцию воздуха, вновь расправляет тело и, втянув живот, опутывает чёрными кудряшками лобка пальцы мужчины. Начинается так называемая любовная игра с использованием различных видов сексуальных рефлексов, присущих, впрочем, и многим другим представителям млекопитающих.
  Коитус в собственном смысле этого слова длится сравнительно недолго. Резко возросшее мышечное напряжение, парализуя психические процессы, рвёт связь женщины с пространством и временем. Она, вскрикнув, впивается пальцами в ягодицы мужчины и, со стоном втягивая воздух сквозь крепко сцепленные утонувшие в дёснах белые зубы, в напряжении замирает... В общем, скоро соитие заканчивается.
  
  2.
  Спустя сорок минут они уже сидят за столом, мужчина ест яичницу, женщина - творожный сырок.
  - Может быть, тебе не ездить? - произносит мужчина. Голос его безучастен, однако пальцы правой руки с излишним усилием сжимают вилку. Возможно, из-за того, что яичница пересолена.
  - А что я должна делать? Как всегда, на телевизор пялиться? - спрашивает женщина и смотрит на мужчину из-под наклонённых книзу и делающих глубокими чёрные глаза ресниц. Брови её удаляются от глаз, губы наполняются обидой. - Мы же совершенно перестали вылезать из нашей конуры. Особенно после того, как ты занялся этим своим... частным сыском. Но обещаю, что оставлю тебя на весь день. Можем встретиться перед самым возвращением. У электрички. У тебя какое там дело, если не секрет? Оказание услуг какому-нибудь ревнивцу?
  - Я же говорил, - равнодушным голосом отвечает мужчина, но при этом резким движением отодвигает тарелку. - Самоубийство. Заявители считают, что его довели до этого. Или даже убили.
  - И думаешь за день управиться? - женщина эластичными конусообразными пальчиками развитой кисти накладывает кусочки сыра и колбасы на хлеб и ждёт отрицательного ответа.
  - Не уверен. Снимем, на всякий случай, гостиницу.
  - А где ты хочешь встретиться с нужными людьми? Ну, там, свидетелями, друзьями несчастного?
  - Буду звонить - будем определяться. И не с друзьями, а с единомышленниками. У них там что-то вроде ассоциации правдоискателей.
  - Тебе мало конфликтов с власть предержащими? От гонорара хотя бы не отказывайся..."
  
  Арсов отодвинулся вместе со стулом от стола и нервно огляделся. Разные бывают совпадения. И человек, как он полагал, - результат множества совпадений. Не вполне понимая, для чего, он вынул пистолет и, передёрнув, положил его на стол. И вновь углубился в чтение.
  
  3.
  "Два дня тому назад, как всегда в случае возникновения потребности в новых заказах, он надел чёрную тройку и белую сорочку с бордовым галстуком и - в тёмных очках, с бордовым кейсом в руке - отправился на заводскую площадь. В 16 часов 15 минут он приблизился к книжному киоску, чтобы купить за двадцатъ пять копеек "Коммерческий вестник", а затем отойти к торцу киоска с Майклом Джексоном, глазеющим на проходную одного из заводов областного центра сквозь истоптанное клейкими лапками мух стекло, и монументализироваться с развёрнутой газетой в руках и кейсом между ног.
  Иногда, если будущий заказчик был нетерпелив и успевал поинтересоваться о человеке в чёрном костюме и тёмных очках у киоскёрш, удавалось сэкономить двадцать пять копеек. Однако в этот раз Галина Петровна, знающая в лицо, по её личным подсчётам, около тридцати тысяч жителей города, скорчив удивлённо-отрицающую гримасу, покачала головой и потянулась за "Вестником".
  Земля сквозь вихри рассеянной материи мчалась вокруг Солнца, заботливо погружая в его лучи квадратные километры смердящей шкуры. Кооперированные, стандартизированные и типизированные социальной формой движения материи бежали, толкая друг друга хрупкими скорлупками личных интересов, тысячи уплотнений механизма социальных связей, и тысячи комочков сознания, поражённого всеобщей коллективизацией, ласкали массово внушённые провоцирующие образы и идолы потребления, окрашенные нереализуемостью лелеемых притязаний.
  И это почти непрерывное и неизбежное общение их между собой, называемое социальной жизнью, мелкими, но резкими взаимокасаниями душ и воль гонит их в нивелирующие оковы общественной системы, на орбиту стадного единения-приспособленчества. И отторгнутые за ненадобностью человеческие сущности скулящей мелодией мыслей и чувств реют над скоплениями людей, возмущая - в форме обратной связи - частицы материи атмосферы.
  А брызги напряжённой материи - в свою очередь - метеоритным дождём обрушиваются на биосоциальную сферу, нарушая, в частности, состояние бдительного равновесия Арсова, который отнюдь не являлся дробящим поток валуном, а скорее - лишь относительно неподвижной временно занесённой в заводь щепкой.
  Арсов вынул из кармана кость - чёрный белоглазый кубик, подбросил... Аккуратно разжал кулак - пятёрка. И неосознанно оглянулся. В трёх с половиной метрах позади него стоял крупноголовый и объёмистый темнобородый тридцатилетний мужчина, в джемпере и варёных брюках, но при галстуке и пупырчатой папке.
  - Прошу прошения, вы Шварцборд? Я не обознался? - голосом, не соответствующим комплекции, вежливо-жиденьким, как тотчас же классифицировал его "Шварцборд", заговорил мужчина.
  Арсов опустил взгляд. И удовлетворённо отметил, что интеллектуало-амбал стоит в позе взволнованно-робкого ожидания, сместив центр тяжести тела на носки туфлей. Уже ставшее привычным раздражение ("полжизни без кличек - и на тебе"), полыхнув, рассосалось, раздробленное импульсом подогретого самолюбия.
  Арсов понимал, что затянувшаяся пауза на фоне его, вероятно, ледяного взгляда и официального антуража тела грозит напряжением обстановки. Материальная основа накопления чего-то отрицательного, символизации не поддающегося, но требующего немедленного устранения, Арсову была не известна, и потому состояния спокойствия души он мог достичь единственным способом - усилием воли выступить за пределы чувственного мира, в мир реальных отношений двух реальных людей.
  - У вас ко мне какое-то дело? - Арсов радостно оживился и даже поменял цвет лица, уловил ответный импульс и, не дожидаясь словесного ответа, предложил: - Идёмте в парк, там и поговорим.
  - Не могли бы вы принять заказ на установление причин самоубийства?
  Это - в парке, отвислостью брюк примериваясь к скамейке.
  А раньше - двести метров до парка и тридцать - на иголках взглядов двух затаившихся под грязной акацией старушек да под вспышками обаяния только что прочитавшей о конфликте советских и югославских проституток и томившейся над проблемой определения количества рублей в пятидесяти динарах молодой и милой женщины.
  Это - несколько минут разговора о погоде и предстоящем приезде Аллы Пугачёвой.
  И, конечно, знакомство.
  - Моё имя Максим... - проговорил Арсов и, словно бы поколебавшись секунду, закончил: - Нет, называйте меня просто Максимом. Или лучше - Максом. Это больше подходит к имени Шварцборд.
  Треугольная мышца слегка опустила уголки его рта. Арсов не терпел ни пренебрежительного к себе отношения, ни фамильярности, однако со стороны Валентина Марсика - так представился заказчик - щипки панибратского "ты", он был убеждён, не предвиделись.
  Марсик был не из тех людей, что всегда живут именно здесь и сейчас, именно в данной точке пространства и в интересующее окружающих время. Он из тех, что живут где-то там, где проживают графоманы и неудачливые художники, - на слегка заглублённом уровне внутренней реальности, поёживаясь от искажений повседневных отношений.
  Он и ходил-то... Он просто выбрасывал вперёд то одну ногу, то другую, а при освоении внешней среды, несмотря на активные усилия, представал подчас новорождённым крольчонком, слепым и глухим. И переместись гравитационное поле, он не заметил бы, что идёт по стене или потолку. "И наверняка ведь политикой увлекается, килограммами газеты поедает", - неодобрительно подумал Арсов.
  Арсов не любил отвечать на вопросы. Задавать же их, проецируя респондента на новые и новые плоскости, - это да. Но отношения взаимной проекции!.. И он, не отвечая, предложил Марсику изложить суть дела.
  - Понимаете, все ищут, как говорят, свои ответы на обще вопросы, - Марсик освоился вполне и приготовился, судя по его виду, говорить долго, с лирическими (или философскими) отступлениями. - А ведь все идеи, убеждения - это лишь образы, представления. И актуализированы-то они людьми. Знаете, есть такие стихи... Я сейчас...
  - Стихи? - счёл необходимым уточнить Арсов.
  - Да-да! - отозвался Марсик и, закинув голову, пропоэтил: - Жрецы вседержавной системы ГОСТов кроят из ремков идеал для паствы. "Умам гомо сапиенс низшей касты оплётка нужна одного фасона" - экстракт-постулат основных канонов привилегированного салона.
  - Понятно.
  - И пусть даже Некто принимает для себя набор актуальных образов, - продолжал Марсик, всё более оживляясь, - однако сегодня актуальны одни, а завтра - другие. Я уж не говорю о пространственной градации их. И человек приходит в уныние. А уныние перерастает в отчаяние. А если уж человека охватило отчаяние, если он, как говорят, парализован им, то ему легче застрелиться или даже повеситься, чем вспомнить, что всё преходяще. Это же так, просто. Всё преходяще! Понимаете? - Марсик подпрыгнул на скамейке. - Однако попробуйте об этом вспомнить в нужный момент!
  - Вы что же, философ или... психолог? - спросил Арсов и резко поднял палец. - Секунду! Вы - социолог. Однако работаете... дежурным электриком, увлекаетесь политикой и поэзией. Да и сами пописываете. Так? Приехали вы в центр нашей многострадальной области со второй электричкой, так как на первую проспали. А жена ваша не любит ходить по магазинам.
  - Но-о мы-ы-ы... - замычал Марсик. - Я что-то не припомню...
  - Не мучайтесь. Мы в детский сад вместе ходили.
  - Но-о... дежурным электриком я стал позднее. - Марсик озадаченно улыбнулся и осмотрел себя, словно на одежде могла оказаться табличка с приведёнными Арсовым данными. Осмотрел очень невнимательно.
  - Уважаемый Валентин, - вежливо улыбаясь, ответил Арсов, - мне, вероятно, нужно будет что-нибудь записать, но загорится ли, когда стемнеет, этот канделяброподобный фонарь, не перегорел ли у него ПКЕ? Как там дальше?
  - Двести двенадцать, кажется, - полумашинально дополнил Марсик, мельком глянув на находящийся неподалёку от скамейки столб. - Но не до позднего же вечера мы...
  - Да, двести двенадцать, дефис... - Арсов сделал паузу.
  - Нет, дальше не помню. У нас другой системы...
  - А я могу продолжить, хотя едва ли не впервые, проходя мимо, обратил на него внимание. Вам понятно, каким образом я получил некоторые сведения о вас?
  - Не вполне... Осветить бы подробнее. Несколько бы квантов - на узловые моменты...
  - Хорошо, Валентин, но - в следующий раз. А сейчас... Да, давайте о вашем деле, и именно так, как вы выразились... Ну, по паре квантов...
  - На узловые моменты? Хорошо, я попробую, - ответил Марсик и приступил к погружению в необходимое для этого состояние.
  Драматически насыщенное полотно судьбы близкого соплеменника свернуть в лоскуток конспекта заведомо жалкого рассказа о частном жизненном случае - это непросто. Однако Марсик уважал профессионализм во всех его проявлениях, а в собеседнике он угадал профессионала, и, придя к выводу, что тому не нужны эмоции, попытался, внутренне, правда, сопротивляясь, отдалить от себя происшедшее и взглянуть на всё это как бы со стороны.
  Но как "мелькающие огоньки только на миг включают все качества пламени", так и Марсик, не способный вырваться за границы собственного интереса к Зудитову, мог лишь слабым фонариком шарить в громаде ночи. Это на их-то уровне цивилизации-дикости маломерного обрывка Вселенной пытаться увидеть или хотя бы вообразить другого человека в его истинном проявлении!..
  - Итак, Виктор Зудитов работал мастером на градообразующем комбинате нашего города, - отрицательным эффектом угасания эмоций было излишнее мышечное расслабление - Марсик откинулся на спинку скамьи, - в цехе крупного литья, точнее - в инструментальном его хозяйстве. Что касается работы, то звёзд с неба, как я понял, он не хватал. В том смысле, что ни машина, ни квартира из директорского фонда ему не светили. Он был просто хорошим работником. У него были хорошие отношения со всеми, как с руководством цеха, так и с рабочими. Как я мог заключить, Зудитова не интересовали ни концентрированное антипространство, ни то, откуда Солнце берёт девять десятых энергии. Но вот куда исчезает то немногое, что мы всем миром создаём в нашей богатой ресурсами стране, его интересовало. И когда он стал активнее проявлять этот свой, заметим, законный интерес... Законный же?
  - Пожалуй.
  - Вот именно. И в сочетании с сугубо личным желанием приобрести "Волгу", в очереди на которую он в течение двух лет стоял первым... Повторяю: в течение двух лет - первым. И... Да, испортились его отношения со всей управленческой машиной. В результате, ему перекрыли кислород и испортили его отношения с рабочими. Нет плана - нет и премии. А премия-то - семьдесят процентов. СТК и профком сначала решили: ему автомобиль. Радуйся, мол. А потом коллективу предложили двадцать алжирских холодильников взамен "Волги". Да ещё стиральных машин "Малютка" пообещали. Ну, каждому, как говорят, приятнее "Малютка" в собственной ванной, чем "Волга" в чужом гараже. А машину отдали исполкому. Там "Малютки" и холодильники уже у всех имеются, а вот "Волги" у зама предисполкома Обобурова не было. А "Волга"-то сейчас на рынке в три раза дороже, чем в магазине. Считайте, сколько тысяч отняли. Это сейчас, а завтра? Человек всю жизнь собирал по крохам восемнадцатикопеечные - по некоторым подсчётам - рубли! И в очереди первым стоял. И вот дождался, наконец! Пока дети играют, нарезанные для игры бумажки деньгами являются. А кончится игра? Ну, к рынку перейдем. Тогда что? Вместо "Волги" - спички у спекулянта?! Организующая социальная сила в форме карманных портретов Ленина рассеивается, как утренний туман. На дворе-то - полдень перестройки!
  Марсик разволновался - и не видел ничего. Существовали только голос его и тот, кто должен был услышать его. Услышать и разглядеть услышанное, чтобы увидеть всё в том же ракурсе, цвете и пропорциях, в каких это типичнейшее социальное явление предстаёт в глазах "неравнодушных" людей.
  Марсик уже и не предпринимал попыток нейтрализовать собственный внутренний голос, рвущийся наружу взволнованными вскриками. Марсик не заметил, как при имени "Обобуров" скучающе-отдыхающая молодая женщина вскинула на него круглые глаза. Это не могло укрыться от внимания Арсова. Но Обобуров - не рядовой житель области, а в городишке, что в тридцати минутах езды отсюда, и вообще фигура видная, и рефлекторный интерес к его имени со стороны кого бы то ни было не является чем-либо неестественным.
  - И кто, вы полагаете, подлежит ответственности за доведение Зудитова до самоубийства? - спросил Арсов приглушённо. Ему показалось, что говорить излишне громко не следует.
  - Да Обобуров же! - возмущённо вскрикнул Марсик и для убедительности из внутренних резервов плеснул в глаза свои изрядную долю изумления. - Мы добьёмся - его будут судить. Но нам нужна ваша помощь. Пять лет перестройки, а этот обскурант и наглый стяжатель продолжает нас унижать!
  - А кто-то сказал: родные наши бюрократы - узда для наших дураков, - вставил Арсов.
  - Да что вы говорите! Он же... Он же сам - всистемленный дурак, один из "матрёшечно несхожих дураков, разноразмерных эмбрионов", которые по-прежнему решают за нас наши насущные, наболевшие проблемы. Да я убеждён: любая статистически сверхкорректная выборка подтвердит, что все они, большинство из них... И я вам ещё не всё рассказал. Как говорится, надо предвидеть рождение новых возможностей. И мы должны доказать... Общественность нашего города доказать должна, что мы сбросили паранджу тупой покорности. Мы не позволим безнаказанно убивать нас!
  - Убивать? - переспросил Арсов.
  - Ну не непосредственно, как я думаю. Но Бякин и Бугорков считают, однако, что Зудитов не сам ушёл из жизни, а, как говорят, с чьей-то помощью. Но, правда, знаете, у Зудитова были причины разочароваться в жизни. Он ведь полгода боролся с тем же Обобуровым за десятиметровую комнатёнку. Представьте, он же был бездомным человеком! Когда мы познакомились, он был в отчаянии и не верил в лучшее будущее!
  - Когда это было?
  - Года полтора назад. Мы познакомились с ним в суде. Он пришёл туда, чтобы поболеть за нашего товарища. Мы листовки развешивали - он прочитал и пришёл. Мы потом все помогали ему выбить эту комнатку в гостинке. В доме гостиничного типа. Представьте: комнатка - девять метров. "Мусорка"! Через неё труба мусоропроводная проходит. Бугорков был у него, видел. И - тяжба полугодовая, кипы бумаг.
  - А как Зудитов попал в "мусорку"?
  - Ну не сам же он туда бы полез! Он что, ненормальный? Начальник цеха попросил начальника ЖЕКа поселить Зудитова куда-нибудь временно. На "мусорки" ведь до восемьдесят третьего ордера выдавали. Потом исполком запретил, однако людей туда без ордеров продолжали вселять. И до сих пор eщё вселяют. Ну, обычно, - сантехников, дворников, пока они служебное жильё ждут. И - если им прописка не нужна. А начальник ЖЭКа сменилась, женщина там работала, и началось. Предупреждения, потом повестки в суд. До суда, правда, не дошло, то есть - до выселения через суд. Однако скольких нервов ему это стоило! Кому он там мешал?! И в личной жизни ему не везло. С женой разошёлся много лет назад, с дочерью расстался. И новой семьи не создал. Он очень страдал из-за своей неустроенности, поверьте!
  Марсик вновь расчувствовался. Виктор Зудитов уже мёртв, однако Марсик для чего-то переживает по поводу прижизненных неудобств покойного. Марсик, несомненно, из тех людей, для которых состояние эмоциональной нейтральности непереносимо. Переживал Марсик молча, понуро опустив горестно покачивающуюся голову и невидяще уставясь на вельветовые туфли свои.
  И когда он поднял голову, то даже растерялся под холодным, ждущим взглядом Aрсова.
  - Скажите, Валентин, пожалуйста, что вам говорили о смерти Зудитова Бякин и Бугорков? И не откажите в любезности предоставить мне их координаты. А также - данные и координаты всех известных вам знакомых, друзей, родных Зудитова. Договорились? Я вам дам авторучку и листочек.
  - Я всё, конечно, напишу. Точнее, я ещё дома всё это записал. И сейчас ещё дополню, - торопливо проговорил Марсик. - Ну а что там говорили Бугорков и Бякин - это уж лучше они сами вам расскажут. Дней за десять до смерти у Зудитова синяк появился. Кто его избил - не известно. Да я и не особенно в курсе. И я и не верю, честно говоря, в убийство. Как будто убийство - это что-то вроде... Ведь чтобы убить человека, нужно... омертвиться, что ли, ненавистью. А они рассуждают об этом... - Марсик развёл руками и с помощью мимики лица выразил крайнее своё недоумение.
  Марсик вновь заговорил о Зудитове, подробно, цепляясь за мелочи, отвлекаясь. "Поверьте, перечень способов самовыражения очень ограничен... Самоощущение человека в обществе... Пролить свет - вот и брошена тень... Реализация собственных возможностей..."
  Сколько сил вложено двуногими в доведение до абсурда их способностей к символизации внешнего мира! Для того, очевидно, чтобы веками кататься на гвоздях словесных комбинаций, уворачиваясь от ударов зломатериализованных идей и символов.
  Арсов уже почти не слушал Марсика. Марсик вызывал теперь даже некоторое раздражение, равное, приблизительно, раздражению, пробуждаемому видом околоподъездных старушек. Арсова заинтересовала эта сидящая неподалёку женщина с круглыми чёрными глазами и чудесной архитектоникой подёрнутого одеждой нежного тела, скроенного - во вкусе старшего поколения - с применением крутых лекал.
  Наконец Арсов распрощался с Марсиком и, продолжая сидеть на скамейке, принял вид озабоченно листающего записную книжку человека. Минуты две спустя он огляделся по сторонам - не так, как он делал это ранее, а сняв очки и поворачивая голову вправо и влево, - затем поднялся со скамейки, потоптался на месте, словно в нерешительности, и направился наискосок через парковую дорожку навстречу взгляду отчего-то встревоженных глаз.
  Арсов знал, что самый оптимальный способ знакомства с женщиной - просьба о помощи. Он попытался увидеть своё лицо, чтобы дооформить его в соответствии с ситуацией... Вспомнились обстоятельства знакомства с женой.
  Тогда он, молодой специалист, впервые командированный в областное управление, подходил к двери своего гостиничного номера. Навстречу ему быстрой, лёгкой походкой направилась стройненькая, длинноногая, тонкая в кости брюнетка из 904 (в сумме - тринадцать) номера. До этого она стояла у двери своей комнаты, склонив в ожидании голову со скромной шишкой длинных волос на макушке и держась за дверную ручку.
  Девушка шла явно к нему, она и смотрела непосредственно в его глаза.
  Она шла именно к нему, и поэтому он замер, уцепившись за ключ, вставленный в замочную скважину, и вывернув голову лицом к женщине.
  Она, как будто, спешила, однако шла очень долго, значительно более трёх секунд.
  Ранее он встречал эту молодую женщину в буфете гостиницы и здесь, в коридоре, однако не мог поймать её взгляда, который скользил по нему, как по гладкой стене какого-нибудь нейтрального цвета. Сейчас же она видела его, лицо её было приветливо, губки улыбались.
  - Простите, молодой человек, вы не поможете мне передвинуть кровать поближе к батарее?
  Девушка смотрела почти просительно.
  "Зачем столько слов? - поразился он. - Могла бы просто поманить пальцем".
  - Конечно же, конечно, помогу! - пролепетал незамедлительно и так заспешил, что даже пришлось немного подождать хозяйку 904 номера около двери.
  Пока они передвигали кровать, Арсов ответил на несколько вопросов о себе, получил приглашение на кофе и заметил, что покрывало на кровати - зелёного цвета.
  - Вы меня простите, я у товарища забыл спросить, - заговорил Арсов, останавливаясь на расстоянии, позволявшем круглоглазой смотреть на него не задирая особенно головы. - Мне нужно узнать, где можно сделать заказ на остекление балкона. Или подскажите, пожалуйста, с чего начать? Дом быта, бюро добрых услуг какое-нибудь? - Арсов говорил быстро, со смущённой улыбкой, как бы стыдясь своей - вынужденной - назойливости и стремясь всемерно сократить отнимаемое им время.
  Замечено, что большинство представительниц слабого пола склонны проявлять едва ли не материнскую заботу о вступивших в единоборство с бытовыми проблемами представителях сильного пола. И женщина, признавшись, что она не местная, бросилась, тем не менее, на выручку Арсову. Она высказывала одно предположение за другим, тут же отвергала их, возвращалась к ним вновь и принималась объяснять, как добраться до той или иной шарашки.
  Арсов слушал, кивая, запоминающе закатывая глаза и не упуская при этом возможности отдать должное привлекательности взволнованной женщины, как-то: задержать взгляд на особенно ярких атрибутах женской натуры и вдруг поспешно бросить его вниз или в сторону, ответить невпопад или с некоторой задержкой. А то и, задав явно лишний вопрос, указать тем самым на нежелание скоро расстаться.
  Женщина охотно приняла эти знаки внимания - извержение информации замедлилось, движения обрели законченность, внутренняя энергия выплеснулась наружу и увеличила напряжение солнечной системы. И женщина стала такой, какой подсознательно и желал её видеть Осмысливший Существование Вселенной.
  И в этот момент раздался звук автомобильного сигнала, донёсшийся со стороны входа в парк. Собеседница Арсова дёрнула в досаде головой, затем вскинула руку и жестом предложила обождать её.
  Она поднялась со скамейки, сказала, покачав головой:
  - Не знаю, смогла ли вам чем помочь?
  - Вас ждут - я уже не успею ответить. Если бы знал номер вашего телефона...
  - Двадцать три, четыреста три. Легко запомнить.
  - И забыть невозможно, - ответил Арсов, окрасив сказанное дополнительным смыслом. - А кто снимет трубку? Обворожительная и Несравненная Пропагандистка Сервиса или её муж?
  - Скорее всего - Виолетта.
  Виолетта, улыбаясь, попятилась к выходу, ожидая, что Арсов представится ей, - не дождалась, повернулась и быстро пошла на неприятный звук сигнала чёрной "Волги" с двумя нолями. Арсов, хотя и ожидал подобного разворота событий, давно отметив поглядывание Виолетты на пролегающую за забором дорогу, да и не амурными были побудительные мотивы знакомства с нею, испытал, однако, чувствительный приступ ревности".
  
  Арсов уже почти адаптировался к воздействиям воспринимаемого при чтении белой тетради. Он старался не отвлекаться на размышления, укладывая вопросы на многочисленные полочки.
  
  4.
  "Тридцать минут спустя электровоз начал движение от железнодорожного вокзала, чтобы переместить двенадцать вагонов с пятьюстами двенадцатью пассажирами на тридцать километров в юго-западном направлении. В четвёртом вагоне более сорока этих слаборазвитых существ, психически подавленных, ослабленных физически, разъединённых сугубо личными мыслями, заботами, переживаниями, застыли в своеобразном анабиозе.
  Обладая биологической предрасположенностью к единению с соплеменниками, интеграции различных видов деятельности, многовековым стремлением и на жительство располагаться на географических широтах мегаполисов, они опутали себя сетью писаных и неписаных условностей. Обладающие единой совокупностью определяющих физических и духовных свойств, но не желающие признать эгоцентрической сущности человека как живого существа, они - не в силах прервать пеленания в напластования внешнеориентированного презрения и неосмысленного эгоизма - понуждают друг друга к постоянной лжи, боятся, ненавидят, презирают окружающих.
  Треть пассажиров составляли скукоженные пожилые люди: испуганные старушки и мрачноглазые старики, безвкусно, негигиенично одетые, с тяжёлыми, неуклюжими мыслями и болезненно оголяющейся совестью. Были молодые женщины с капризными нездоровыми детьми и ищущими глазами, женщины средних лет, наиболее уравновешенные, но особенно уродливые внешне, и - серо-синие мужчины.
  Сидела и, неторопливо поднимая ресницы, принимала взгляды мужчин сероглазая блондинка, полноватая и широконосенькая, однако влекущая мягкой раскованностью удобно одетого тела, удачным сочетанием цветов макияжа, формой тщательно нарисованных губ и даже - взаиморасположением линий непропорционально маленьких, кругленьких ушей. И не являвший собой исключения Арсов, отрывая время от времени глаза от страницы журнала и обводя задумчивым, отрешённым взглядом лица пассажиров, касался блеска серых глаз и легко вздрагивающих молодых губ.
  Чтобы как-то занять себя, - да и меня, конечно же, не может не интересовать психика людей, закономерности восприятия, запоминания, воспроизведения, - я стал перебирать биоэнергетические поля. Несмотря на высокий уровень подготовленности, грозили захлестнуть меня волны эмоций, чувственных образов этих находящихся в состоянии мышечной расслабленности существ с замедленными двигательными реакциям.
  "Так тебе и надо! Замочную скважину надо нюхать. Раньше не мог догнать? А-а, мокруху всё равно не повесят... А из-за хавиры вспотею, видать. И попробуй выздороветь - с моим-то багажом... А вдруг там, ой-ё-ёй!.. А если там мохнатая кража?! Глухой форшмак! Из-за плесени чалиться по рупь семнадцатъ! Тоже мне, выстриг хавиру! БДС бацильный! Пластыря шейного мало ему налепил, добавить бы!.."
  "Я должна быть спокойна. Каким образом всё это может касаться меня? Физическое единство - это ещё не крушение барьеров между двумя противоположностями. И вовремя воспользоваться уменьшительным стеклом - главное..."
  "Ведь и в Бога не веруют. Не веруют и не молились никогда... А ведь живут... Живут как-то..."
  Приходилось выбирать, и я выбрал.
  Если заключить в словесную форму это мысленно воспроизведённое, - то ли создаваемое воображением, то ли сохранившееся в памяти, - по возможности систематизировав с учётом временной последовательности, получится нечто подобное следующему монологу:
  "Мы пили шампанское. Сколько же мы выпили? Я немного опьянела... А как я лихо избавилась от этого хлыща! Впрочем, мужик как мужик - вот и все его недостатки...
  Когда подходила к гостинице, у меня было прекрасное настроение. Однако сейчас я лягу в постель и... И усну. И кончится этот день. Смолкнет музыка и уйдёт в прошлое варьете... А приснится какая-нибудь ерунда, или что-нибудь ужасное. А пять минут назад я плакала...
  Но сейчас - не плачу. Просто я медленно-медленно ухожу из вечера в ночь... Не хочу!
  За спиной хлопает дверь. Я оглядываюсь. Вечер остаётся за этой дверью и смотрит на меня десятками тусклых глаз-листьев по-городскому безголового тополя. Я машу рукой... Я медленно, считая ступеньки, поднимаюсь по лестнице. Сбиваюсь со счёту. И приходится вернуться назад... А на площадке третьего этажа сидит он.
  И курит. Сбиваюсь со счёту... И вообще перестаю считать дурацкие ступеньки. Мы не знакомы, но в лицо он меня, конечно, знает - я далеко не серенькая. Он встаёт, освобождая проход. Я останавливаюсь и разглядываю его профиль. Черты лица правильными не назовёшь, но - ничего отталкивающего. Симпатичный. Или - почти... Он даже забыл обо мне. Забыл, зачем встал и прислонился к стене. А может, сделал вид?
  Я произвожу один шаг. И он поворачивает голову. Я уже знаю, что мне делать. Этой ночи у меня не будет. Завтра, точнее - уже сегодня... надо куда-то там бежать. Плевать на это "куда-то".
  - А вы знаете, я была в ресторане. Там прекрасное варьете. Там такие девочки!..
  Боже, как танцевали эти девчонки! Как я восхищалась ими! Или завидовала им? Больше, наверно, всё-таки восторгалась. Так владеть своим телом, красивым телом! Я завидовала красоте, изящности их движений, раскованности. Эта раскованность невозможна без раскрепощения составляющих души. Конечно, это - не балет...
  Я говорю и говорю. Он смотрит на меня. Сначала с удивлением, потом - с интересом. Я, кажется, не смогла бы остановиться, даже если бы захотела. Во мне столько всего накопилось... Я, конечно, немного кокетничаю, но, хочется верить, не глупо. Я вспоминаю, как с трёх лет ходила на кончиках пальцев, как трепетала при словах "балет", "танец". Вообще, болтаю какие-то глупости...
  Это продолжается неизвестно сколько времени. Я уже знаю, что нравлюсь ему... Кого-то он напоминает... Какого-то артиста или певца... Я замолкаю. Ему осталось лишь пожелать мне спокойной ночи и уйти... Он спускается на две ступеньки, разъединяющие нас. И гладит меня по голове. Мне кажется, я чувствую его насмешливый взгляд. У него всегда насмешливые глаза. Сейчас он скажет что-нибудь шутливое и уйдёт. Я дрожу, он, наверное, видит это. Если он поцелует меня, то у меня, вероятно, подогнутся ноги. Как когда-то - при первом в жизни поцелуе...
  Он уже не может уйти. Его руки перебирают мои волосы, спускаются на голые плечи. Как хорошо, мелькает мысль, что я надела это платье! Слава тебе, мода десятых и последующих годов! Я закрываю глаза и поднимаю голову. Лицо его - рядом с моим, а руки всё быстрее скользят вдоль всего моего тела, задерживаясь на мгновение то на груди, то на талии и ниже... Я нахожу его губы...
  Мы целуемся. Его руки, касаясь лишь внешних, физических форм организма, пленяют всё моё существо. И всюду желанными становятся эти руки, которых всего две и которых - мало..."
  
  Арсов вспоминает Ирину Зелинку на фоне заключённых в вагоне пленников МПС. Да, конечно, она была похожа на возвращающуюся со свидания женщину. Именно - "похожа"... Эта несчастная женщина, сбивающая коленки перед кирпичиками рассыпавшегося в юности образа блестящего принца.
  
  5.
  "Это был старый вокзал. Вообще здесь существуют только старые и новые вокзалы. В смысле времени возведения зданий этих вокзалов. Их тысячи, и старых, и новых, больших и маленьких, угнетающих липкой теснотой и относительно свободных, более или менее комфортабельных и - с покрытыми льдом жёлтого цвета низкотемпературными деревянными туалетами.
  Каким бы совершенным ни был мозг, тем более человеческий, сохранить в памяти можно лишь внешние проявления вокзалов, сливающиеся в сознании в нечто общее, не столько портрет, сколь теневое отражение чего-то громоздкого. На человека, располагающего крайне ограниченными защитными возможностями, на органы его чувств обрушивается масса раздражающих факторов: мелькание обличий, буффонада голосов различных тембров, многообразие множества запахов - всё это просто выталкивает человека наружу. Среди ощущений человека, проведшего некоторое время на вокзале, преобладает ощущение нечистоты, подобное восприятию рукой сжимающей её потной ладони соплеменника.
  И всё-таки эта парочка, сойдя с поезда, почувствовала себя то ли группой путешественников, то ли объединением туристов и принялась вертеть головами по сторонам. Это привело к тому, что самец ударился в узком дверном проходе об огромный чемодан, который несла крупная особь мужского пола, а самка оказалась в центральной луже монументального крыльца вокзала и раздражённо-кокетливо заповизгивала.
  Их встретили двое. Однако к ним не подошли, а последовали за ними на расстоянии десяти - пятнадцати метров. Один, короткоторсный, длиннорукий и длинноногий, однако с увеличенной прочной мускульной структурой объёмной грудной клетки, быстро, но мягко ставя длинные узкие ступни и поглаживая усы прикрывающим половину лица движением клинообразной ладони, говорил:
  - Понял, за кем мы идём? Он со своей бабой, но это даже лучше... Ну, меньше будет черепушкой по сторонам вертеть. И - осторожно. Покажешь уши, пеняй на себя. А он - кадр прожжённый, зевнёшь - купит сходу. Понял?
  - Думаете, ожидает этого? - слегка уменьшаясь в росте, спросил бритолицый сорокашестиразмерный блондин с мизерным коэффициентом цефализации.
  - Думаю, нет. Пока - по крайней мере. Но не исключено, что уже сегодня придётся его обезопасить. Всё. Вперёд! Я ухожу.
  И ушёл. В сторону перрона. А блондин быстрыми шагами мелкогнущихся ног последовал за Арсовыми.
  Арсовы и несколько десятков им подобных стояли на площади лицом к автобусной стоянке и терпеливо рассматривали "Икарусы", спрессованные вокруг диспетчерской в ядовито-жёлтый монолит. Лишь неуравновешенные, несдержанные люди, существа с ослабленным тормозным процессом, не могли сохранить малоподвижное состояние и энергично лавировали меж будущими пассажирами.
  Случалось, из диспетчерской выходил какой-нибудь водитель, совершал неторопливый круиз вокруг своего автобуса, стуча ногой по колёсам, садился в кабину и, навалившись на руль, устремлял взгляд поверх голов будущих пассажиров в направлении, проследить которое было затруднительно.
  Ожидавшие выхода на маршрут именно этого автобуса начинали примитивнейшим способом гипнотизировать водителя и, рано или поздно, добивались успеха. Реципиент встряхивал головой, несколько раз с усилием, но плавно разводил передние конечности в стороны и скоро пробуждал автобус к жизни. Большеглазое автосущество трогалось с места и, набрав скорость, увозило куда-то пустыми сидячие и стоячие места или - вдруг! - осаживало около изумлённой толпы.
  В первый миг толпа подавалась назад, потом перестраивалась в боевой клин, на острие которого оказывались самые крепкие самцы, далее в сторону основания - наиболее мощные женщины, а за ними - те, кто не очень спешит. И начинался штурм, то есть заполнение методом вдавливания поскрипывавшего "Икаруса". Уровень активности некоторых желающих ехать достигает критической отметки, и целенаправленная эффективность их действий трансформируется в проявления бессмысленной агрессивности.
  В автобусе, принявшем Арсовых, постоянно возникали конфликты локального характера. Нинель, недовольная тем, что не взяли такси, приняла участие в двух из них, непосредственно её коснувшихся. Арсов, убеждённый в том, что пассажиры конфликтуют из-за необоснованности претензий на личную исключительность, в течение всей поездки при наиболее резких воздействиях со стороны окружающих лишь сжимался или изгибался поудобнее, а когда дама, мысленно названная им "жирной свиньёй", обругала его хамом, улыбнулся и принёс свои извинения.
  Оказалось, стремясь к смягчению эмоциональной напряжённости, он повторял один из самоприказов: "Я внутренне спокоен. Я легко владею собой. Я сильный и добрый. Я выше мелочей, всегда спокоен и уверен в себе. Мне приятно быть вежливым. Меня немного прижимают, поталкивают и потаптывают, но я спокоен. Я любуюсь заоконным пейзажем. Ещё каких-то десять минут, и я вздохну полной грудью".
  
  6.
  Они поднимались по лестнице пятиэтажного дома номер три по улице Пролетарской, когда взгляд Арсова наткнулся на безупречно отполированные хромовые сапоги, скользнул вверх и утонул во встречном взгляде светлолицего брюнета в форме старшего лейтенанта милиции или "поручика Алекса", как значится на подкладке его фуражки.
  - Гражданин, не позволите задержать вас на минутку? - улыбается милиционер, хотя это не типично для стражей порядка. - Ты что, остолбенел? Вынь руку из кармана и дай её мне на секунду! Я верну.
  - Привет, сторожевой пёс социализма! - Арсов протягивает руку для рукопожатия.
  - Здравствуй, Мегрэ Холмсович Пуаро! Добрый день, Нинель! А вы, очевидно, ко мне?
  - Потрясающе проницателен. Как догадался?
  - Ну, знаешь, это ж время потребуется. Если, конечно, излагать всю цепь логических умозаключений. Что ж, посидите, кофейку испейте. Боюсь только, кофе на двадцать четыре часа не хватит.
  - Дежуришь?
  - Точно. Уж не родственник ли ты мисс Марпл? Дежурным по отделу. Период отпусков, что поделать. А ты подумал, хочу совершить субботний моциончик по окрестным пампасам?
  - Очень мне надо твой кофе. К тебе могут привести лишь чисто деловые интересы. И обзаведись телефоном, наконец. Тащишься через весь город... - выговаривает институтскому товарищу своему Алексею Бегунку Максим Арсов, обрадованный известием, что тот сегодня дежурит. - На ближайшие сутки дислоцирую в твоём горотделишке штаб-квартиру. Если позволишь, конечно.
  - Нинель, ты входишь в штаб этого нахала? Или продолжишь восхождение, чтобы поворковать с моей благоверной? - спрашивает Бегунок. Ему не терпится посмотреть на часы, однако, сдерживаясь, он поглядывает на уходящие вниз ступеньки.
  - Нет-нет, зачем же! - воскликнула Нинель. - Суббота. Она же отдыхает, наверно. Прошвырнусь по магазинам.
  - Да там делать нечего! Уж лучше - с нами. И сможешь наглядно проследить путь скатывающихся на подведомственный вашему брату эшафот элементов.
  - Кстати, а почему на дежурство идешь к десяти? - спросил Арсов. Он давно наблюдает беспокойство Бегунка, однако не спешит брать на себя инициативу.
  - А у нас в десять смена дежурств. Как Свирепый пришёл, так и осчастливил. Поспать любит старый бормотун. - Бегунок украдкой взглядывает на часы.
  - Ну что ты мнёшься, винтик задрипанный? Беги на службу! - Арсов освобождает проход. - Опоздаешь - станешь бякой. У вас же, у чинуш, как говорится, дисциплина - залог уважения и почёта.
  - Да я ж не понял, со мной вы или нет. Хотя... Ну, до автобуса - в любом случае...
  Разговаривая, Бегунок улыбается очень часто. Оскаливается на какие-то мгновения, тотчас энергично стряхивает улыбку с лица и вновь оскаливается. Этот жизнерадостный экземплярчик без видимых симптомов каких-либо заболеваний, однако со следами перегонки табачного дёгтя на зубах, мог бы послужить материалом для исследования на тему: "Что знает о будущем человек, который не думает о смерти?"
  - Эх, не могу я ускорить утренние процессы! - оживает, возобновив движение в нужном направлении, Бегунок. - А пробуждение! Сползаю с постели, как стокилограммовая женщина с трамвая! - болтает он, франт и позёр. - А ведь было время... Армию возьмём. Взлетал над кроватью и приземлялся прямо в сапоги. Это, естественно, когда в учебке... Но и в войсках под тёплым одеялом не задерживался ни секунды. Знаете, почему? Я с истинным удовольствием наблюдал жалкую борьбу некоторых за каждую секунду пребывания в уютной постели. Слово "подъём" повергало их в панический ужас. Они таращили опухшие глазёнки из-под одеяла, лезли под подушки, потом высовывались и обиженно озирались.
  - Злорадствовал?
  - Не побоюсь громкого слова, презирал. Как сам себя сейчас презираю.
  - А как быть с любовью? Ты ведь ещё и любишь себя. Не отпирайся.
  - Люблю. Да. Но не так, не в такой степени, как ты - себя. Сам же рассказывал, как ежедневно прослушиваешь весь свой организм - не скрипнет ли какой суставчик, не булькнет ли во чреве... Автобус! - прерывает он себя. - Пробежимся?
  - Ну не-е-ет, я не побегу, - заявил Арсов. - За автобусами и трамваями не бегаю. Принцип.
  - Ещё и принципы лелеешь! А говоришь... Ладно, я побежал. Ты когда в отдел-то?
  - Позже. Беги!
  Бегунок убежал, а Нинель с раздражением проговорила:
  - Хотела бы знать, с каких пор обзавёлся ещё и этим дурацким принципом? В последнее время обложился ими, как мумия египетская... побрякушками какими-нибудь.
  - Тебя действительно интересует генезис этого принципа?
  - Расскажи, - роняет Нинель, погружаясь, между тем, в свои раздумья.
  - Лужа у нашей трамвайной остановки. Помнишь, конечно. Лужа-то приличная. Весной - с бережками оледеневшими. Мимо неё - к автобусу... - Арсов рассказывает полуавтоматически, думая о постороннем. - Все стороной огибают. Я и думаю: перепрыгнуть-то не в состоянии. И скакнул. Перепрыгнул, естественно. Только вот ноги скользнули вперёд и вверх. А на остановке - уйма народу. Кого обрызгал - ругаются, остальные смеются. Встал, расставил руки, ну и ноги, конечно, и засеменил домой переодеваться. Расстроился тогда, помнится, отнюдь не из-за опоздания.
  Арсовы решают, где и когда они встретятся, нужна ли гостиница - нужна, заключают единодушно, - и кто снимет номер и в какой гостинице. А на площадке остановки - две запыхавшиеся женщины и возбуждённый гонкой, бегающий по кругу мужчина. Не дожидаясь нормализации дыхания, перебивая друг друга, женщины гневно осуждают водителя автобуса. В эту минуту им и в голову не приходит, что, продолжай автобус стоять, вереница бегущих к нему вряд ли прервалась бы в течение всего дня.
  И вновь объявляется суетливо семенящий тонкими ножонками редковолосый блондин. Его непокидаемость сферы видимости давно уже занимает Арсова. Более вероятно, что блондина или тех, что стоят за ним, интересует особенно именно его, а не Нинель времяпрепровождение, однако следует предоставить соглядатаю возможность свободно сделать выбор, за кем идти дальше.
  Арсов простился с Нинель и, положив кейс на чугунную ограду, сделал вид роющегося в его внутренностях делового человека. Между тем, он несколькими точными движениями сфокусировал закреплённое на кармане внутренней стороны крышки зеркальце на приткнувшемся к афишной тумбе потенциальном слушателе лекции об "НЛО".
  Без сомнения, это был непрофессионал, однако определённый опыт у него имелся. Напряжённый, как пасущаяся косуля, он был всё же далёк от сломяголового шараханья с глаз неожиданно для него сменившего направление движения на противоположное одного из объектов наблюдения, то есть Нинель. И столбняка, подобного столбняку полномерного паука перед малоразмерной осой, не случилось. Он отвернул головёнку, склонённую к выброшенной из потрёпанного рукава опоясанной ремешком с часами конечности, а пропустив Нинель, тотчас обернулся и через разрез юбки забрался взглядом в колготочную благодать. Однако следом за Нинель он не пошёл, мысленно крякнул и повернулся в сторону Арсова, который тут же решительно захлопнул кейс и запомахивал им в такт неторопливым и небрежным шагам ничем не примечательных ног.
  Этот тип представлял для Арсова опасность никак не большую, чем для кукушки - волосатая гусеница. Арсов решил присмотреть подходящий ландшафт, обязательно с телефоном, да и протестировать соглядатая на качество мышления, благо устремления его ясны, а не достаёт лишь вводной и способствующего самоуглублению одиночества. А обеспечить процесс тестирования недостающими компонентами Арсов вполне способен.
  И он ленивой походкой направился в сторону площади Революции, заходя по пути в магазины и другие места изъятия наличности, глазея вокруг и перекладывая постепенно из кейса в карманы джинсовых брюк и в карманы куртки из коричневого тика солнцезащитные кепку и очки, а также чёрный полиэтиленовый пакет.
  Логическим продолжением маршрута Арсова был магазин "Промышленные товары". К нему вёл единственный в этом городе подземный переход - гордость местной администрации, которым, впрочем, пользовались преимущественно очень пожилые люди и педагоги этого провинциального стотысячного городка, призванные личным примером воспитывать подрастающие поколения недоумков.
  Арсов не сомневался, что блондин, увидев его входящим в туннель, направится прямиком к магазину. Войдя в подземный переход, Арсов быстро надел кепку и очки, сунул кейс в пакет, а куртку снял, вывернул на левую сторону, оказавшуюся также правой, но светло-серого цвета, и вновь надел.
  И выбежал обратно наверх, чтобы усмехнуться и с удовольствием нарисовать в воображении энергичный удар ногой по беспечно обращённому к нему заду топтуна.
  Задержать извержение вулкана было бы, пожалуй, проще, нежели отсрочить панику блондина. Она наступила ровно через две минуты. И он засеменил, сбиваясь на бег, в подземный переход, выскочил с другой стороны его, крутнулся на месте, бросился зачем-то обратно. Явно мозг его потребляет значительно менее четверти потока крови.
  Неудачник метался по площади, а Арсов стоял у витрины "Головных уборов" и беспокоил его неотступным взглядом. А когда тот в третий раз пробегал мимо, тронул парня за измызганный рукав.
  - Который час, не подскажете?
  - Нет часов, - заполошно глянув на вежливо улыбающегося Арсова, бормотнул несчастный.
  Не узнал! Арсов, как будто, даже расстроился. Мизерный, однако зримый успех вдруг поблёк и мгновенно деградировал в прах.
  А вот и сорвана трубка. Два, шесть, восемь... Конечно, сначала необходимо положить двушку... Два, шесть, восемь. Белобрысая голова крутнулась на сто сорок градусов, черкнув по стёклам очков Арсова встревоженным взглядом, и Арсов инстинктивно отвёл глаза. Метнул взгляд обратно - поздно! Последняя цифра - шесть, а какая четвёртая?.. Да-а! Задёргался, как пацан. Ведь в тёмных же очках! Ну, почувствовал он взгляд, однако необходимо же это ещё и осознать. Э-эх, нервишки!
  И очередная неудача - длинные, терпеливые гудки. Арсов огорчился не меньше звонившего. Времени жаль. И отпускать его пока нельзя. И на часах уже десять двадцать шесть.
  
  7.
  По случайности, телефонная будка располагалась четырьмя метрами ниже двух трёхстворчатых окон. Слова "по случайности" употреблены в связи с тем, что люди в данном случае не усмотрели бы каких-либо связей. За окнами - самый большой и наиболее обогреваемый кабинет этого здания. В ящике стола водятся крошки манника, а кресло значительную часть дневного времени прогревается его хозяином, большим креслоседом.
  И в десять часов двадцать шесть минут этого субботнего дня оно неожиданно скрипнуло, прогибаясь под тяжестью объёмистого источника букета гастрономических запахов. Бежать некуда, да и малейший шорох может стоить жизни. Затаиться и ждать, сомкнув хитиновые зубцы! Удобный момент уплотнить пространство в надежде на будущий разряд? Но это пресноводные жгутиковые - то животные, то растения, а люди и насекомые могут веками терпеливо брести по подпороговой канавке, надеясь чёрт-те на что.
  И людей можно понять. При желании. Эта вечная избиваемость мысли! Атмосфера бесчисленных войн, иноземных вторжений и внутренних распрей, смут, заговоров и дворцовых переворотов... Всё - в колючем мешке стихийных бедствий. И гаснут всполохи интеллекта.
  И ткётся пряжа мыслей паутиной по углам замкнутого пространства трёхмерного человеческого мирка, где рвут её вихри аффективных движений бесконтрольной материи.
  И пыль времён хоронит обрывки узоров. Время всё тащит за собой. Когда-нибудь люди и тараканов победят.
  А пока из человека, сидящего в кресле, мысли лениво текли в никуда - их удержать человек не пытался, знал, что они всё равно бы ушли - только оставили б в слабеньком мозге тысячи зон возбуждённой коры - а в них народились бы новые мысли, своими углами царапали б мозг - и мозг, рефлексируя, всё уплотнялся б, свивая извилины в тесный клубок, - в итоге всё это могло привести бы к прощанию с креслом и массе хлопот.
  Да, взаимоотношения человека, кресла и мыслительных процессов гармоничны и покойны:
  
  Фьють-фью-ю-фьють-фью-ю-фьють-фью-ю-фьють,
  Фьють-фью-ю-фьють-фью-ю-фьють-фью-ю-фьютик.
  
  И не следовало креслодаву ящик стола выдвигать.
  Сделал-то он это без всякой необходимости. Чтобы руки занять. И увидел вылупленца единственного не съеденного буфетскими прусаками яйца изгнанных чёрных тараканов. "Чёрный таракан!!!" Ослабил галстук и бросился ловить его, но не поймал. Расстроился, хотя и не знал, необходимо ли было таракана выловить и убить, или это значения уже не имело.
  А этот бросок хищника - что это? Рефлекс запечного детства, или включилась одна из примитивнейших программ инстинктивного поведения? В любом случае - раб ситуации, легко скувыркнувшийся на упрощённый уровень одноэтапного мышления.
  А чёрный таракан - что тут такого? Ерунда, бессмыслица, нелепица! Как сказал бы поэт, бывший юный барабанщик, "тьфу-тьфу, тьфу-тьфу-тьфу". Вот если бы жук-часовщик бил головой по деревянным стенкам своих ходов - верная примета.
  И все-таки хозяин кабинета и его потрохов, как шарик на резинке, задёргался на невидимом отростке шкафчика с бронзовой ручкой коньячного цвета. Наконец ручка зацепилась за его пальцы, дверца открылась, стограммовый бокальчик наполнился золотистой жидкостью, а молекулы виноградного спирта засуетились на уровне серебряной каёмки... Последние несколько сотен их вырвались в кубический объём помещения, когда кабинетчик, удовлетворённый прохождением коньяка по пищеводу, крякнул, заглушая телефонный звонок. Выходной день. Можно сидеть, слушать попискивание телефона... И не снять трубку. Звоните, мол, в понедельник, в течение дня. То же, что валерьянка для кошки, дубовый сок для жука-оленя, а экссудат жука ломехузы для муравья, алкоголь - для человека.
  Звонила Виолетта Савалеева, секретарь собеса, одинокая женщина. Звонила с тем же упорством, с каким уже три года она, с первых дней после приезда включившись в факультативную половую жизнь местного поднебесья, готовила систему связей для будущей деятельности своего любовника, осуждённого во времена андроповщины афериста Вовчика Курки.
  - Вас-силий Вас-силич, мне необходимо срочно встретиться с вами, - пропела она доверительно-таинственным голосом. - К сожалению, ни слова не могу сказать по телефону. Но это очень, очень и очень важно. И больше - для вас. Я вчера вам домой звонила. Даже. Даже - домой!
  Но именно сегодня Василий Васильевич и не мог слышать слова "вчера", ассоциировавшегося у него с конкретным промежутком времени, часть которого он прожил так, что при малейшей проекции его на день сегодняшний Василия Васильевича начинали мучить тяжёлые переживания, называемые угрызениями совести.
  Вчера он потерпел - не впервые - поражение в борьбе с плотью, "гнусною", "мерзкою", "всезлою", "сквернавою", как называл её когда-то сравнительно далёкий предок его крепостной Любимко Обабуров. Вчера богатство его природной сущности в грубо-естественной форме попёрло наружу и едва не привело к кровавому конфликту на почве полового соперничества. И это - в ресторане, набитом самцами, намагниченными близостью стремящихся из одежонок вон женских телес.
  - Вас-силий Вас-силич, вам угрожает опасность! Разрешите мне сейчас же прийти к вам?!
  Если не знать Савалееву, можно вообразить, что через пять минут в окно влетит пуля террориста-снайпера (затвор уже в боевом положении), или из-под стола взметнётся взрыв. Но, опять же, - внешняя угроза. Всё, кажется, изжёвано нетрезвым сознанием, а она, отчётливая и стереоскопически объёмная, почему-то не торопится кануть в прошлое.
  - Приходи, Виолочка. Жду, - сказал в трубку и дал "отбой", подумал секунду и ткнул пальцем в селектор. - Петрович?.. Да виделись уже. Там я, слышь, работников собеса Кормову и Савалееву вызывал... Так вот, как подойдут, сразу пусть поднимаются. Всё. Бди! Бди, говорю, Петрович.
  "Бережёного Бог бережёт, - подумал почти что вслух. - А то уж сколько хороших мужиков на бабах погорело".
  Спустя пять минут в комнате таинственным образом возникла Виолетта. Когда Василий Васильевич обнаружил её, она стояла уже совсем близко и молча радовалась встрече с ним - круглила глаза, излучая свет. Василий Васильевич был убеждён, что "Виолочка" безумно рада видеть "Вас-силия Вас-силича". Или "Васика". Это когда он без штанов.
  Основные, определяющие черты Виолетты - отсутствие антагонизма между мироощущением и мировоззрением и максимально возможное отражение планетной доминанты на её личности. Oбе эти черты были замаскированы относительной скромностью макияжа, определённой строгостью одежды, сдержанностью в движениях и деловой задумчивостью курносенького личика.
  Однако всякий мужчина, адекватно ощущающий свою принадлежность к противоположному разряду живых существ, несмотря на отсутствие телергонов, гормональной характеристики и данных о структуре двадцать третьей пары хромосом Виолетты, почувствует в её присутствии дыхание жизни.
  И Василий Васильевич воспрянул. Виолочка хотела сообщить что-то важное - он забыл об этом. Скорее, скорей из "Вас-силия Вас-силича" обернуться "Васиком", из трясины обычных отношений "тывыканья" - в кратковременную, грубовато-интимную сферу взаимного "ты".
  - Василий Василич, здравствуйте! - сказала Виолетта.
  - Добрый день, Виолочка! Я тоже ужасно рад видеть тебя, - ответил Василий Васильевич. Одновременно на радостный вид её и приветствие. - Выпьешь коньячку, Виолочка?
  Обобуров, выдернутый из пиджака и из-за стола этим с обезьяньей стадии эволюции постоянно функционирующим инстинктом, забежал за спину нетнетспасибоющей Савалеевой и попытался загнать её в "уголочек" - за неприметную дверь в правом углу кабинета.
  Но Виолетта, смущённо поворачивая головку то направо, то налево, не в силах уследить за челночно бегающим позади неё Обобуровым, сделала вид, что не поняла его намерений, и уселась в кресло к приставному столу. Василию Васильевичу и в голову не приходило, что терпкий аромат его побелевшего в местах соединений пиджака, с которым не способны соперничать ни "Командор", ни Currara, ни тем более "Шипр", могут по-разному восприниматься его супругой Тамарой Мартыновной и Наилёй-Виолеттой Савалеевой. "И мелькали даты, унося года", - с иронией мысленно пропела Виолетта.
  Чтобы не возвращаться более к одежде Виолетты Савалеевой, следует сказать, что одежда её обладала некоторыми особенностями, общими для одеяний тех женщин, которые не исключали в полной мере возможности служебно-производственных романов. И эти-то особенности одежды усиливали и без того существенный чувственный компонент обобуровских душевных процессов.
  И в мыслях - с каждой секундой - он всё более ограничивал сексуальную цель соединением одних только гениталий, а спустя минуту уже с тупым недоумением пялился на единственную заклёпку сшитой с запахом юбки и, дрожа, массировал подлокотники кресла. Обобуров слышал звук голоса Савалеевой, однако сознание его не в состоянии было отразить услышанное в словесных и образных формах.
  - Ну хорошо, хорошо, - выговорив все шесть "о", сказал Обобуров, - мы с этим разберёмся.
  И потянулся к заклёпке. Савалеева мягко вернула руку Обобурова на подлокотник кресла и воскликнула:
  - Вас-силий Вас-силич, вы же меня не слышите! Я говорю: вас хотят привлечь к уголовной ответственности! Я вам вчера даже домой звонила. Но не застала вас.
  - Виолочка, давай ещё выпьем, - предложил Обобуров, натужно улыбаясь тёмному пятнышку одной из покачивающихся в такт движениям выпуклостей её.
  Весь мир реальности спрессовался вокруг прелестей Виолочки, и слова женщины никак не могли пробиться сквозь барабанную дробь рефлектирующей души Обобурова. Савалеева, пытаясь добиться понимания, и повышала громкость голоса, и меняла тональность его, и ускоряла поток произносимых слов - всё тщетно, пробить шестислойную кору наполненного острыми, болезненными искрами мозга мужчины ей не удавалось. И в доказательство известного постулата о том, что "устремлённому достаточна самая тонкая поверхность", с упорством бродячих муравьев, ломился Обобуров к фатально мерцающей цели. И уже зелёные огоньки раздражения вспыхивали в кругленьких рыжих глазках его.
  Однако и устремлённый может спотыкаться на промежуточных этапах.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"