В книгах Дж. Р. Р. Толкиена совпадают названия этноса в целом и его отдельного представителя. Например, нолдор - это один эльфийский народ и в тоже время отдельный эльф этой "национальности". Так называются народы эльфов, людей, гномов и даже урукхай. Это справедливо и для божественных этносов - валаров, майаров и истари. Так что мы имеем дело не с индивидуальностями, а с космического характера силами, с силами коллективными.
Единственным исключением являются хоббиты (и то на эльфийским "периан" - название как народа, так и отдельного хоббита). Вот здесь уже имеется индивидуальность, сходная с таковой современного человека.
Смерть эльфов
"Книга утраченных сказаний".
Эльфы умирают от ран и от горя. Потом ждут нового воплощения в чертоге Мандоса.
Эти причины смерти как-то связаны с гибелью иллюзий совершенства, соответствия миру и цельности, которые из-за психических травм нарушаются.
Предпосылки сознания
Их следует искать в образах валар. В "Книге утраченных сказаниях" имеет место наиболее ясная четверочастная структура.
Мелькор (Мэлько, Моргот). Стихия - огонь. Архаическое, конфликтное состояние, хаотичный поток, зависимый от аффектов. Мерцающее состояние, когда осознанность быстро утрачивается (в "Утраченных сказаниях"). В "Незаконченных преданиях..." и особенно в "Сильмариллионе", после создания Феанором Сильмариллей и сменой имени с "Мелькора" на "Моргот" больше значения придается примитивным жестким границам, связанным с созданием психологических защит.
Ульмо. Его стихия - вся вода Арды. До его ухода (см. "Сильмариллион") как хозяин и автор музыкальной темы воды был тем, кто поддерживает информационную связь по всему миру психики. Далее (см. "Утраченные предания...") его мысли стали глубже, чем следовало бы. Наиболее плодотворные отношения поддерживает только с Манвэ.
Манвэ. Стихия - воздух. Видимо, воплощение неба. Пассивен. Сила разве что в проницательности к мыслям Илуватара. Как и Ульмо, имеет отношение к интуиции.
Аулэ. Стихия - земля. Творец, экспериментатор и технолог. Узнаваемый культурный герой. Это та из функций или предпосылок сознания, которая реже всего вызывает интерес у психоаналитиков - способность манипулировать предметами реальности и создавать нечто новое, экспериментировать. Согласно "Книге утраченных сказаний", именно он создал письменность. В "Книге утраченных сказаний" Аулэ играет на руку Мэлько, принимая его план о том, что валары не покидают избранных границ. В "Неоконченных преданиях Нуменора и Средиземья" по деяниям подобен Мелькору - когда без благословения Илуватара сделал семерых первых гномов. Ткач - см. "дом его был полон тканей, сотканных из света Древ" - придает сознанию непрерывность и связь его грезящей и видящей реальность пластов.
Аулэ строит вместе с супругой чертоги валар - следовательно, интегрируются и сознание, и коллективное бессознательное по донному принципу. Чертоги валар уже можно считать проявлениями коллективного сознания - кроме дома Ульмо в море и чертогов Фуи, повелительницы слез (и ее супруга), вырытых в корнях северных гор. Чертоги этих валар - пограничные точки; такие архетипические содержания не осознаются без дополнительных усилий или не осознаются вообще. Они имеют отношение к динамике бессознательного (внешний океан Ульмо) и к смерти и скорби (Вэ Фуи). Поэтому вечно подвижного Ульмэ так не любит Мелькор, сковывающий (см. "Сильмариллион").
Способность осознавать и психические защиты защиты
"Сильмариллион"
Если Моргот символизирует могущественное ядро системы защит, возникших до развития сознания, то становится понятным, почему столь вожделенные Сильмарилли обожгли его. Такие защиты боятся сознания, которое одновременно и хрупко, и заставляет защиты быть хрупкими. Возникает тревога, и защиты делаются заметнее и жестче - тогда есть надежда на и х трансформацию в будущем. И не зря нужна была Унголианта, чтобы поглотить Светила - именно она создает тьму. Так что защиты Теневой Самости проще управляются с ядром Я (парализуют его), а вот с сознанием им приходится потрудиться, призывая на помощь само Безмерное, часто сопряженное с ужасами и отвращением образов Ужасной Матери. После кражи Сильмариллов Мелькор уничтожает Древа, из света которых они были созданы. Так защиты Теневой Самости уничтожают любые архетипические влияния. В идеале остаются только они сами.
Унголианта жрет свет и порождает тьму. это значит, что действия защит Теневой Самости становятся бессознательными - так они функционируют с большим для себя комфортом.
Не видеть, видя страшное - тема многих сказок, особенно авторски переработанных.
"Синяя Борода" и подобные сюжеты
Здесь ситуация примитивнее, и запрет видеть приписывается целиком фигуре внутреннего вредителя (термин К. П. Эстес из книги "Бегущая с волками"). Феминному же приписывается способность видеть и осознавать, пусть не все и не сразу.
"Молодец" М. Цветаевой
" - Была-видела? - Нет!"
Девушка видела Упыря за пожиранием покойника, но не видит. не хочет его исчезновения. И знает, что Упырь исчезнет, если она скажет правду.
В архаичных сказках есть запрет на осознавание некоторых благих архетипических влияний - тех, что вормируют связь между коллективным бессознательным и индивидуальным сознанием. Паук (Паучиха) может спустить на паутинке героя с небес на землю или поднять его в небеса, чтобы спасти, но герой при этом обязан закрыть глаза.
Расщепления
"Сильмариллион"
Сакральной областью является страна валар Пока свет золотого и серебряного Древ не был объединен, опасности не было, а Средиземье освещалось звездным светом, достаточным для его обитателей. После того, как свет Дерев был объединен Феанором в трех Сильмариллях, равновесие было нарушено, и в ответ Мелькор стал активнее. и из его зависти появилась пожирательница света Уноглианта. Кроме того, Древа и Сильмарилли, как символы одного и того же явления в психике не могут существовать одновременно - они конкурируют. Конкурируют. тем более, что относятся к одной и той же области, являясь центрами интеграции коллективной психики. Создание Сильмариллей (оболочки, "контейнера" для света Древ) свидетельствует о том, что коллективная психика должна разделиться: будут коллективное сознание и коллективное бессознательное. Центр интеграции коллективного сознания хорошо символизируется искусственными драгоценностями. Символ создан как оболочка для архетипического содержания и пока что знает свое место.
С коллективным бессознательным дело обстоит сложнее. эта область конфликтна. Символ его интеграции изначально парный (Древа), но оба члена этой пары имеют отношение только к свету. Тьма становится столь непроглядной, потому что символа для нее не нашлось. Свет и тьма не уравновешиваются. Жадно поглощая свет, Унголианта создает все больше и больше тьмы. У нее нет определенного образа. Здесь мы видим, как действует Безмерное Биона. Символизировано оно быть не может, воспринимается как небытие или поглощение, пожирание - утрата психическими содержаниями любого другого смысла, кроме ужаса. И раз уж ни прежний, ни новый символы не находят места для тьмы да еще и конкурируют, то один из них должен погибнуть. Валар претендуют на вечность своих Древ, и это их огромная ошибка - Древа не способны поправиться после укуса Унголианты, а прежде они не давали плода. Сделать так, чтобы Древа принесли плод - это для валар не естественное, а экстремальное состояние.
Действия Мелькора (похищение Сильмариллей) - это не каприз, а оправданная компенсация. Прежняя коллективная область психики лишается света сознания, да и раньше она была изолирована, и ее связи с индивидуальным и с реальностью оставляли желать лучшего. Значит, эта область психики не особо перспективна для того, чтобы Я стало по-настоящему субъектом. Три Сильмарилля как интегрирующий символ имеют дополнительный смысл динамичности; кроме того, в них заключен свет обоих Древ (а раньше так было только в сумерках) - значит, теперь связываются друг с другом не солнечный свет сознания и лунный свет транса и сновидения, а абсолютные свет и тьма. Опустившись в подземелье и вправив Сильмарилли в железную (черную, лишенную того света, что есть у золота и серебра) корону, он создает новый символ. Но, в отличие от сказок о труднодоступном сокровище, этот волшебный предмет находится не в бездне бессознательного (не Унголианта овладевает короной), а в некоем промежуточном подземном слое, очень активном, консолидирующем, пусть и насильственно, психические силы. Это новое - что центр интеграции оказывается в системе психических защит.
"Книга утраченных сказаний"
Областью света также является земля валар, а в Больших Землях, населенных эльфами, светят звезды. Диспозиция прежняя, но сюжет развивается иначе.
Отношения Мэлько и Унгвэ Лианты не так определенны, как в "Сильмариллионе". Она просто появляется, и он не управляет ею по-настоящему. Она больше напоминает ужасные материнские аспекты в психике. Мэлько не интересуют именно Сильмарилли, он крадет все драгоценности валар и нолдоли. Похоже, что здесь его жадность больше зависит от Паучихи, чем Паучиха от его замыслов. Картина получается более традиционной - поглощение Эго бессознательным. Не знаю, имеют ли значение отличия в убийстве Дерев. Одно убито Паучихой, второе Мэлько ударил отравленным мечом (на него попал яд Унгэ Лиантэ). Это разделение выглядит каким-то механическим и не таким логичным, как если бы Мэлько руководил, а Унгвэ Лиантэ действовала. Может быть, имеет значение, какое именно дерево убил Мэлько - если лунное, то речь пойдет об огрублении сознания, исключающего измененные его состояния?
Созданию светил в "Книге утраченных сказаний" посвящен отдельный миф, до крайности сокращенный в "Сильмариллионе". Итак, Древа были оплаканы, и только после этого на время ожили. Это типичное состояние, когда для восстановления целостности психики после серьезных травм требуется переживание горя. Первым созрел тот плод, что имеет отношение к Солнцу. Это значит, что для интеграции психики по-новому прежде всего необходимо совершенно новое, дневное, предельно ясное и беспощадное сознание. Свет этого плода слишком ярок даже для валар, и они боятся, что он погубит их сады. Если валар ленивые и добренькие, если таково представление о нуминозном, то трезвое сознание вполне способно погубить эту иллюзию. Имеет ли значение то, что плод был расколот, и из него сделаны лодки для светил?
Солнечное Древо оплакивала женщина, лунное - мужчина. Воскресло оно позже - видимо, из-за того, что было ранено отравленным мечом. Значит, более серьезная, нанесенная не бездумно, а со злым умыслом, травма имеет отношение к пониманию бессознательного, контакта с его содержаниями. Лориэн, хозяин садов, коснулся раны от меча. Это более отважное деяние, чем плач над погубленным солнечным древом. Здесь требуется настоящий контакт с травмированным содержанием, а не только оплакивание, которое может быть просто дешевым защитным маневром.
Древа породили плод и цветок - и погибли навсегда. Так впервые в истории валар мы видим процесс трансформации, а не циклического возрождения одного и того же содержания (в мире "Книги утраченных сказаний" - валар поливают Древа их собственным светом)и не искусственное создание "контейнеров".
Зачем нужны такие мощные светила - ради преодоления тьмы Мэлько? Видимо, такая мощность нужна для освещения всего мира. а не только территории валар, на которой и так есть источники волшебного света.
По всем трем книгам ("Книга утраченных сказаний", "Неоконченные сказания Средиземья и Нуменора", "Сильмариллион") мы видим сложившуюся в итоге четырехчастную структуру пространства. Светила движутся во тьме с запада на восток и возвращаются с востока на запад. На крайнем западе живут валар, к востоку распространяется неисследованная тьма. Направление Запад - Восток задает движение сознания от арохетипических переживаний к обычной реальности. На севере живет Мэлько (Мелькор/Моргот), на юге - Унголианта. Значит, необходимо двигаться между первозданной тьмой материнских влияний и жесткими защитными структурами, только тогда и возможно становление Я.
Посмотри по эпическому корпусу Дж. Р. Р. Толкиена, как изменяетсмя человеческое Я. В Первую эпоху символом Самости выступают Валар - но они не понимают амбивалентности бога, Эру Илуватара, и чтобы скомпенсировать это, появляется отступник и вредитель Мелькор. Перворожденные Дети Илуватара, эльфы, оказываются в расколе: часть из них живет с Валар, остальные - в дольней реальности, в Средиземье. Значит, для такого образа Эго-комплекса, крайне идеализированного, уже существует конфликт - идентифицироваться с идеалом или хранить верность реальности. В продолжение всей Первой эпохи этот конфликт не разрешается, и эльфы все больше расходятся.
Когда на исторической сцене появляются люди, то для хаотичного и недолговечного человеческого Я моделью Самости служат уже не валар, а эльфы, особенно мудрые и искусные нолдор. Эльфы как образ архетипических сил дифференцируются: одни, нолдор, со всем возможным нарциссизмом становятся для новой, человеческой, модели Эго-комплекса моделью архетипа Самости, который еще неотделим от архетипа Духа; другие, подданные Кирдана Корабела, делаются посредниками, что способствуют тому, чтобы эльфы отбывали на новую родину и их образ сливался со старым символом Самости; третьи, телери - это посредники между эльфами Благословенного края и Средиземья, прототип образа трансцедентной функции.
В эту эпоху, до пленения Моргота, мир еще очень сложен, не подчинен единому конфликту, и многие племена эльфов, людей и гномов занимаются своими делами. Но назревает нарциссическая модель Эго, неотличимого от Самости, которую воплощает сначала Феанор, сотворивший Сильмарилли (это ее более светлая, амбивалентная часть), а потом его враг Мелькор, прозванный Могротом (Черным Губителем). Раскол, расщепление "добра" и "зла" воспроизводится снова и снова.
В Вторую эпоху весь мир подчинится конфликту светлых и темных сил. поскольку эльфы постепенно покидают Средиземье, появятся новые воплощения трансцедентной функции и архетипа Духа - маги, в том числе Митрандир (Олорин, Гэндальф) и Саруман.
После падения Моргота его функции принял на себя Саурон (вероятно, майар). По деятельности и могуществу от Моргота он не отличался. До создания Колец он не был известен, что свидетельствует о потере теневой стороной психики осознанности. Саурон очень аккуратно разделял свои ипостаси искусителя и злодея, так что залогом потери осознанности, провала в бессознательное было именно это расщепление. За новую попытку консолидации архетипической Тени пришлось расплатиться - она стала известной. Саурон, соответственно, не сохранил инкогнито.
Похоже, боровшиеся с Мелькором-Морготом заражались его гордыней и сами становились нарциссичными.
В Третью эпоху, после временного исчезновения Саурона и потери Единого Кольца, весь мир подчиняется конфликту добра и зла, и против мощной Тени начинают консолидироваться враждебные ей силы. Организатор Тени мельчает еще больше. Расщепление губитель/соблазнитель сохраняется, и на месте соблазнителя оказываетсмя Саруман. далее это расщепление повторяется опять, и наперсником Сарумана, ужасным губителем делается Король-Ведьмак, предводитель назгулов, а креатурой Сарумана - Грима Гнилоуст (в других переводах Змеиный язык) - воплощение деструктивного способа мыслить, находя только унижающие и вгоняющие в уныние смыслы.
Есть тенденция и к обновлению символа Самости - он может стать феминным. Это Галадриэль, хранительница Кольца Воды. Во-первых, она лидер пары, и ее супругом является Келеборн, который менее заметен. Парность - свойство живого символа Самости, что воплощается процессом священного брака. Прежде таким символом были пары Тингол-Мелиан и Берен-Лутиэнь (с мужским ядром и очень могущественной феминной вспомогательной фигурой). во-вторых, именно Галадриэль решила, что сплочение всех народов Средиземья, а не только эльфов и людей, принесет победу над Сауроном. именно она привечала гномов и вдохновляла их на борьбу с орками.
Что касается назгулов - они искали Единое Кольцо для Саурона или для себя - если верно последнее, то связи, основанные на конкуренции, консолидируют сильнее, чем дружеские или основанные на договоре.
В продолжение Третьей эпохи постепенно теряется значимость нарциссических типов Эго, и Самость, дух и Эго все более разделяются. В результате интеграцию коллективного сознания воплотил в себе король Арагорн по прозванию Элессар (это название исцеляющего изумрудно-золотистого камня в королевской короне).
Эго-комплекс теряет последние нарциссические претензии, и его воплощает сначала хоббит Фродо (в окружении трех товарищей), а затем его слуга Сэм.
Постепенно содержания Самости, Духа и Эго-комплекса дифференцируются все больше. Так происходит не только в этом эпическом цикле, но и в исторических мифах, сказках и легендах. Поэтому фольклорные сказки и многие мифы Древнего мира стали классическим детским чтением (для ребенка изрядная толика нарциссизма естественна), а самые примитивные из них теперь оживают в похабных частушках и анекдотах, которыми тоже больше взрослых интересуются дети и подростки.
Теневые фигуры
Известные, в строгом смысле уже относящиеся к сознанию: орки и Урукхай. Осознавать тут нечего, так как внутреннего содержания не имеют. Образ Тени с точки зрения сознания. Как правило, ее особо отличающаяся часть. Искусственно созданные, так что это продукт все-таки особой формы сознания?
Таинственные, утаенные персонажи. До Третьей эпохи - гномы. В Третью эпоху, как правило, люди разной степени вредоносности: дунделинги. кибитники, вастаки. То, что ускользает от внимания, имеет свои мотивы. Не злые - друхи (друэдайн), заклятые враги орков (см. "Незаконченные предания..."), но это люди более ранней, Второй эпохи - а связанный с нею образ Тени более рыхлый и амбивалентный.Это уже Тень родом из бессознательного.
Так что Тень, на первый взгляд довольно простая, имеет весьма сложную и противоречивую структуру. И эта Тень выглядит как континуум, непрерывный ряд, более или менее близкий человеческому Я, в большей или меньшей степени враждебный ему.
Образы автономных комплексов
Мелькор/Моргот со своей системой подчинения, пожалуй. крупноват для автономного комплекса. Как таковой выступает Саурон в Третью Эпоху.
Два эльфийских короля могут быть теми персонажами, что символизируют автономные комплексы. Они не имеют отношения к Тени, поскольку теневыми влияниями мир Средиземья попросту переполнен. Оба короля "официально" светлые, по сути же амбивалентны. Это Тургон, король Гондолина, и Тингол, повелитель Лесных эльфов. На примере Тингола строение автономного комплекса изучать удобнее. Во-первых, его королевство находится в пещерных чертогах, т. е., ниже привычного уровня сознания. Во-вторых, этот король очень богат и силен. В-третьих (и это, возможно, главное), его королевство защищено магической завесой, что создала его жена. Завеса эта подобна туману и лабиринту, и для ее создания в раннем варианте эпоса использовалась паутина Унголианте (эта паучиха умела творить абсолютную тьму). Чтобы завеса не была разрушена, Тингол не выпускает никого из своего королевства. Кажется, пребывание в Дориате используется как ресурс, но на центр интеграции этого мира оно не претендует.
"Резервации" эльфов в Третью Эпоху - Раздоле, Лориэне и Серых Гаванях. Эти области ресурсны и уже не амбивалентны. тяготеют только к добру. К ним стягиваются все силы, противящиеся власти Саурона, но для реальной власти в Средиземье повелители эльфийских резерваций чересчур светлы - уточни термин о состоянии Фродо в конце "Властелина Колец" - истончены?
Мы не знаем, как связаны между собою автономные комплексы в бессознательном, поэтому и получается фрагментированноке пространство. Нам понятна их связь посредством сознания, и эта связывающая функция сознания описывается метафорой пути героя.
Граница сознания и бессознательного
Фильтр между бессознательным и сознанием фукнционирует автоматически и при этом гибко. "Быстро, автоматически, не замечая и стереотипно" - по свойствам он больше походит на некую неразумную область сознания, а не на бессознательное? Многое из этой области воспринимается как часть личностной идентичности. Именно таким фильтром является область защитных механизмов, описанных в гештальттерапии. Мышечных панцирей Лоуэна.
Если эта область работает чересчур жестко. значит. к ней приложил руку Злодей-Контролер. Границы были зыбкими изначально. Он делает их не прочнее, а строит границу снаружи. Как в мультфильме Г. Бардина про человека из проволоки - сначала он сделал из проволоки себя, дом, огород и жену, а потом при первой же опасности все расплел и сотворил только огромный забор. И создание защитного небытия описано у Б. Беттельхейма в книге об аутизме "Пустая крепость".
Как структура воспринимаются только эти границы. Мы могли бы удивиться тому, что Унголианта, существо крайне примитивное и по сути своей оральное, появляется не до Мелькора, а после. Именно потому, что он строит границы. пространство теряет дифференцированность, и в нем могут появиться такие твари, как Унголианта.