Семкова Мария Петровна : другие произведения.

13. Внутрениие вредители в произведениях Гофмана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Если мы хотим исследовать то. чему служат и что делают отрицательные персонажи Э. - Т. - А. Гофмана, нам уместно будет начать с анализа образа Магнетизера из одноименной новеллы. Напомню, его зовут Альбан.
   Магнетизер

Сны - пеной полны...

Сюжет

      -- Отмар, барон и Франц спорят о том, несут ли сны истину. Барон - позитивист; художник занимает выжидательную позицию. Мысли Альбана и Отмара о снах очень похожи, и барон замечает это.
      -- Барон рассказывает о том, как в детстве он зависел от некоего жуткого Майора. Мария перепугалась, а Франц Бикерт попытался сгладить впечатление.
      -- Мария принялась готовить пунш. И возникла метафора пены: "сны - пеной полны"; сновидения сочли игрой и шуткой.
      -- Начались рассказы об Альбане - этот пришелец, этот чернокнижник каким-то образом стал членом семьи.
      -- Отмар вспомнил, как Теобальд снова влюбил в себя некую девушку, и тут Мария упала в обморок.
      -- Альбан взялся лечить ее. Барон был против.
      -- И вот Мария одержима Альбаном. Она цувствует, что Альбан должен быть властен над нею - это единственное условие, при соблюдении которого она может любить Иполита.
      -- Альбан пишет Теобальду о своей потребности быть Богом, об отношениях с Отмаром и об одержимости Марии.
      -- Всплывает дневник Франца Бикерта: "Майор и Альбан - одно и то же".
      -- Мария умерла.
      -- Иполит вызвал Альбана на дуэль и погиб.
      -- Отмар погиб в бою.
      -- Умер барон.
      -- Умер художник Франц Бикерт
  
   Классическая одержимость Марии Анимусом - это обязательное условие ее любви к Иполиту, который сам по себе довольно слаб. Это точный и верный сюжетный ход - происходит что-то вроде проективной идентификации, и содержания теневого мощного Анимуса не только проецируются на возлюбленного, не могут быть спроецированы - но Анимус такого рода сохраняет стабильность такой влюбленности (или же женщина защищается от страшного Анимуса, выбирая себе безобидного возлюбленного). Мария, хотя она и одержима, осознает пагубность влияний Альбина.
   Отмар и Теобальд этого не осознают. Оба они женственны и подпадают под влияние Альбана, почти не замечая этого и не сопротивляясь - для того, чтобы выявить смертоносность влияний Анимуса, проблемы должны возникнуть не у мужчин, а у женщины. Отмар - некритичные неофит; Теобальд - орудие и жертва эксперимента. Интересно, что общий, мужской и женский Анимус появляется тогда, когда сознание мужчины частью отсутствует, частью наивно; тогда требуется иное, феминное, сознание, но это губительно и для самой женщины, и для Анимы.
   У Марии, в отличие от юношей ее окружения, есть и осознание происходящего, и возможность выбора. Она и выбирает: влюбляется в Альбана, чтобы оставить Иполита в безопасности.
   Так же, как и Мария, влияние майора, страдая и ужасаясь, осознавал Барон, тогда еще ребенок. Франц Бикерт - единственный, кто сохраняет верные этические оценки. Почему? Может быть, потому, что он единственный, кто имел дело с пагубным Анимусом в детстве и выжил.
  
   Можно предположить, что Альбан/Майор - образ-микст, сочетающий черты Теневой Самости (Майор) и Анимуса, как мужчин, так и женщин (Альбан).
   В письме Альбана речь идет об овладении миром и, при возможности, самим Богом. Речь идет о предельной инфляции, и все остальные персонажи новеллы будут вынуждены вести себя по отношению к Альбану как слабые Эго по отношению к влиятельному, но не имеющему хорошей символической формы архетипу - таиться, слушаться и очаровываться, или сопротивляться, в итоге психологически исчезая. Барон видит, что в Альбане много от обычного шарлатана - это влияния Персоны; то, что она влияет столь сильно, очень важно, так как у "раздутого" эго Альбана нет способности ни к осознанию, ни к созданию правильных символов, и ему нужна коллект ивная и простая для понимания "упаковака". Можно ли сказать, что он сам одержим Персоной, некоей "рубашкой архетипа"? Вероятно, да.
   Имя Альбан переводится как "белый". Кем он является для Теобальда? Альбан подчиняет Теобальда своей воле и устраивает его любовные отношения. Альбан - тот, кто организует или сакральный брак, или пародию на него. Это претензии на функции Самости, но их реализовать не удается: Самость - это сам процесс брака, а не иерей, не сват. Понимает ли Альбан, что потерпел неудачу? Кажется, нет. Но, если и так, он все же обретает огромную независимость, свободу и всемогущество, оказываясь третьим, незамеченным, от которого зависит пара.
   А юный Теобальд может обрести сиюминутную выгоду, и это не считая даже отношений с девушкой: он женственный, а сейчас доказан его мужской статус; в силу этой женственности он чувствителен к влияниям мужского Анимуса и склонен идентифицироваться с ним, отдаваться ему, следовать за ним.
  
   Распределение функций в семье Марии

Член семьи

Тот, кто имеет власть над ним

Барон

Майор

   Испытывает потребность в поддержке
   Создает круг зависимости

Теобальд

Альбан

   Предлагает решение проблемы Анимы
   Хочет власти над девушкой
   Позволяет Теобальду переключиться с Анимы на Анимус, обретает власть над ним

Отмар

Альбан

   Хочет иметь влияние, иметь доступ к тайнам
   Противостоять старшим
   Идентифицироваться с Альбаном
   Обретает полную власть над Отмаром

Художник

Альбан

   Видит и описывает происходящее
   Пытается возражать Альбану
   Переживает скорбь
   Мы не знаем точно, убил ли его Альбан - или же он умер от горя и одиночества

Мария

Альбан

   Предлагает "решение" проблемы мужского Анимуса (согласна разрешить проблему Анимуса за мужчин)
   Воплощает одержимость Анимусом, и мужчин, и женщин - и создает проблему недифференцированного Анимуса
   Хочет обезопасить Ипполита
   Отдается Альбану
   Овладевает всеми мужчинами семьи и уничтожает их, убивает и Марию
   Обретает характеристики не только Анимуса, но и Теневой Самости (когда получает власть над всей семьей0
  
   Из этого распределения функций следует, что протагонистом новеллы является старый художник Бикерт, от лица которого и ведется повествование. Баронская выморочная семья, которой он служит, становится воплощением неких психических содержаний, по-видимому, типичных для того времени. Мы видим, что все маскулинные содержания расщеплены на старческие (мудрые, но бездействующие, пребывающие в отчаянии) и юношеские (слабые, зависимые, но при этом очень деятельные и стремящиеся к всемогуществу); феминные содержания только юные и при этом зависимые и обманчивые. Зрелости как таковой нет, ее область берет на себя Альбан - хотя его попытки овладеть Богом по-юношески простодушны. Что в таких условиях делает Франц Бикерт, к чему стремится? Художники у Гофмана обычно мудры, и они выступают не в роли протагонистов, как в этой новелле, а как магические помощники и противники героя. Художники становятся и летописцами, честными свидетелями, пытающимися понять сверхъестественные события, увязывающими во времени очень странные биографии (так, например, происходит в романе "Эликсиры Сатаны"). Франц Бикерт попытался быть противником для Альбана, попытался создать летопись - но все равно погиб. Вероятно, художник у Гофмана и не должен быть протагонистом - совмещение функций помощника и героя (его переживаний) губительно для одного и того же персонажа. Мы можем решить, что полноценного протагониста в новелле "Магнетизер" попросту не: и его функции волей-неволей приходится выполнять художнику, помощнику и свидетелю. Тогда путь такого протагониста трагичен: он все знает, все видит, любит своих; он погибает от скорби, не в силах пережить ее.
   Ни для "Песочного человека", ни для "Магнетизера" мы не можем до конца понять, почему же злодею нужно овладевать жизнью, физической и духовной, улучшать ее по своему усмотрению и контролировать. Злодей Гофмана пытается улучшить реальность, сделать из зверюшки идеальную куклу. Он бы раз все это совершать только в рамках культурного, искусственного, но ему нужны живые глаза, живые души, которые гибнут, если он овладевает ими. Пусть гибнут, решает злодей, но зато становятся более совершенными. Тогда движение к смерти, к ничто и будет результатом его стараний - и вот юный поэт Натанаэль и старый художник Франц Бикерт делают под влияние своих темных вожатых единственное возможное - умирают.
  
   Добро и зло
   Оппозиции добра и зла в произведениях романтиков тщательно исследовались; привычная оппозиция абсолютного добра и зла (которым является все остальное), уже не удовлетворяла. По привычной христианской мысли, абсолютному добру противостоит то, что хоть в какой-то мере амбивалентно; амбивалентность опаснее абсолютного зла, потому что ее можно принять за добро.
   В мире Гофмана амбивалентное может противостоять злу. Например, в "Божественном дитяти" амбивалентно царство фей и реальность нашей жизни, а и их оппонент - абсолютно гадкий Пепсер/Пепразилио/Тинте.
   Альбан и Коппелиус на первый взгляд кажутся амбивалентными персонажами. Но они претендуют даже не на естественное единство добра и зла, а на абсолютный абсолют превыше обоих (который они должны сделать сами с помощью магических технологий), в итоге вырождающийся в садистическую власть с непонятными целями. Им не дана целостность. Коппелиус не может создать философского камня, ему не хватает непредвзятости и наивности детского взгляда; то же самое происходит и со Спалланцани, которому не дано создать девушку-гомункулюса. И тот, и другой - отец без сына. А Альбан убивает собственную невесту и учеников. Им нужно детство, молодость, пена на вине, и они хотят сохранить ее застывшей. Они - только взрослые.
   Магнетизеры и огненный круг
   Огненный круг из поэмы Натанаэля может быть и пародией на алхимический тигель, в котором создается философский камень.
   Образ огненного круга очень част в новеллах Гофмана, посвященных магнетизерам. Огненный круг символизирует Самость как границу - но границу очень опасную, уничтожающую всех, кто может осмелиться ее пересечь. Таковы, по Д. Калшеду, функции Теневой Самости - она оберегает от уничтожения, но ценою того, что грубо отсекает все попытки развития ("Внутренний мир травмы").
   "Сны - пеной полны" и пунш - свободное и эфемерное, то, что гибнет в жестких границах. В новелле "Магнетизер" Майор запугивает ребенка, а Альбан порабощает юношей и девушек. Майор/Альбан - тот, кто заманивает незрелую душу в некий круг ради таинственного преобразования; и душа эта живет до тех пор, пока любит Магнетизера.
   В письме Марии Альбан сначала выступает как целитель. Потом он становится единственным необходимым условием ее духовной жизни. Потом она оказывается в плену и переживает безнадежность и ужас, лишается и сознания. Она может любить Ипполита, только пока есть Альбан и его влияние. Выйдя замуж, Мария умирает. Иполит убит на дуэли ее братом Отмаром. Отмар гибнет в бою. Барон, отец Марии и Отмара. и его друг, художник Франц, умирают, и только художнику удается восстановить историю гибели семьи и роль в этом магнетизера Альбана. Природа Альбана, подобная вампиру, как воплощения Анимуса целого семейства не только зла. "Реалисты" - Барон и художник - видят в нем противника; Барон боится, у нега актуализируются детские страхи - поэтому Альбан им не по зубам. Женственные романтики - Теобальд и Отмар - соблазнены Альбаном: тот предлагает неограниченную духовную власть и уподобление Богу. Альбан для теобальда - возлюбленный учитель.
   В сказках герою и читателю обычно открывается, что Анима находится под маскулинной властью. Ее Анимус на время становится Анимусом-противником мужского эго, и его влияния следует отсечь. В "Магнетизере" разворачивается обратная ситуация. Мария полюбила Альбана не первая. Если принять, что она воплощает собою юную Аниму этой в остальном мужской семьи, то не она заразила остальных влияниями Магнетизера. Напротив, все мужчины в семье уже так или иначе находились под влияниями Анимуса, и эти влияния пришлось аккумулировать и перерабатывать ей - ведь модели отношений мужчин с Анимусом описаны плохо. им служит посредником Анима. Получается, что Марию психологически эксплуатировали и члены ее семьи, удерживая в роли юной Анимы, и Альбан. Он и появился потому, что проблемы мужского Анимуса в семье не были даже осознанны.
   ...
   Огненный круг ("Песочный человек", поэма Натанаэля) ? виртуальный круг Альбана ("Магнетизер") ? Круг музыки ("Майорат"). Это теменос, в котором возможно нечто важное и вечное, но далеко не всегда безопасное. Вне круга остается персонаж, для которого круг важен не как место трансформации, а как крайне опасная область, где грозит уничтожение - внутри круга герой может погибнуть или навечно измениться. В сказках обычно бывает наоборот - опасно снаружи, а защищенный герой находится внутри круга. За возможность полного бытия и смысла именно в круге платят невозможностью жить вне его - так происходит с Хомой Брутом - ведь простоять в церкви почти три ночи ему помог именно начерченный мелом круг. В сказках круг угрожает уничтожением некоей злой силе; злые персонажи довольно хрупки и трансформации не выдерживают. Если же круг опасен для человека, для героя сказки, это значит, что в чем-то он уподобился злой силе: стал чересчур статичным и слабым, спрятался от жизни и течения времени. Именно так описывают сейчас состояние шизоидной психики - видимо, уже в начале девятнадцатого века чрезмерная жесткость и хрупкость Эго, травмированного воспитание в детстве, стали проблемой. Романтики считали жизнь потоком, полным чудес - но оказалось, что далеко не любая психика способна жить и развиваться в этом потоке.
   Франц, создавая круг музыки для баронессы, сам рискует быть затянутым в него. Барон и советник Креспель создают круг несколько иного рода, устраняя из жизни своих женщин единственно для них важную и смертоносную музыку.
  
   Огненный круг и алхимический сосуд

Vas hermeticum

Огненный круг

Различия

Это матка, внутреннее пространство

Безопасное пространство

Женственная сущность

Место трансформации

Граница системы "адепт/невеста"

Главное - внутреннее пространство

Мучения и сметь - внутри

"Магнетизер"

Это нечто искусственное

Место небезопасное, особенно его границы

Строится мужчиной

Место, где консервируется женственность, а мужское остается на границе и снаружи

Главное - граница

Мучения и смерть - снаружи, опасно и оставаться в круге, и покидать его

Сходства

Шар, круг, сосуд

Заключает в себе адепта и его невесту

Мучения и смерть - внутри

Место для регрессии

"Песочный человек"

Круг

Заключает в себе Натанаэля и его невесту

Смерть грозит снаружи

Это двойная ловушка: оставаться в круге опасно, но снаружи тебя разрушат

  
   Vas hermeticum предназначен для трансформации бренного в вечное. Находясь же в огненном круге, протагонист цепляется за свою неизменность. Палач же тем временем применяет прием "нога в двери", добивается ряда мелких на вид уступок и заставляет протагониста измениться так, как ему, палачу, угодно; при этом магнетизер ни в коем случае не должен трансформироваться сам. Алхимики писали о том, что происходит в реторте, но от них требовались стойкость и аккуратность - и как они переживали свою огромную власть над веществом, которое желали превратить в духовную субстанцию?
  
   Сравнение магнетизеров
   У Гофмана есть две новеллы о магнетизерах, написанные практически на один и тот же сюжет: они посвящены тому, как таинственный незнакомец пытается овладеть девушкой и уничтожить ее родственников-мужчин. Новелла "Магнетизер" завершается ужасно, гибнут все. У новеллы "Зловещий гость" конец можно считать хорошим: перед свадьбой тихо умер сам магнетизер, граф С-и, а семья осталась в живых.
   Сюжет новеллы "Зловещий гость"
      -- Буря. В замке встечаются ротмистр Мориц и граф.
      -- Маргерит варит пунш.
      -- Дагоберт философствует о духах, Мориц разоблачает его верования.
      -- Ангелика боится, а Маргерит падает в обморок; Дагоберт шутит.
      -- Рассказ об ужасных снах; один такой сон вызывал у Ангелики ужас и приступ каталепсии.
      -- Мориц рассказывает о некоем Брониславе, невестой которого нравственно овладел его соперник.
      -- Пришел человек в черном (граф С-и), и в него влюбилась Маргерит - она дурачится, а он следит за нею.
      -- Граф С-и и отец Ангелики становятся друзьями.
      -- Оказалось, что граф полюбил портрет Ангелики и приехал к ней свататься. Мать ангелики против.
      -- Сама Ангелика боится любви графа, ей тоскливо; она видит видения, где граф С-и заманивает ее в тенета, а некий юноша обещает ее спасти.
      -- Отец-полковник помешал Морицу и Ангелике.
      -- Граф оповещен об этом полковником.
      -- Маргерит отравилась опиумом от любви к Морицу; граф С-и вылечил ее.
      -- Мориц отправился на войну и ставил Ангелику на попечении графа С-и.
      -- Граф принес Ангелике хорошие вести о Морице и слушал ее излияния.
      -- Ангелика собралась замуж за графа.
      -- Маргерит сбежала.
      -- Граф внезапно умер в саду.
      -- Вернулся Мориц, и морок исчез.
      -- Мориц привез с собою Борислава.
      -- Мориц был ранен и чуть не убил влюбленную в него Маргерит.
      -- Маргерит была ученицей графа С-и: тот манипулировал ею, и через ее посредничество управлял душой Ангелики, о чем и написал ей.
  
   Здесь больше, чем в "Магнетизере", вставных новелл и перескоков во времени - значит, больше и осознавания, и анализа - как Гофманом, так и его персонажами. Почему о мотивах графа С-и и Альбана в "Магнетизере" мы узнаем только из писем? Почему именно их властные мотивы, так явно проявленные, так плохо осознаются персонажами двух новелл?
  
   Граф С-и имел власть и был хранителем отношений Ангелики и Морица. Ангеликой двигала потребность в любви и пустота, оставшаяся после отъезда Морица. Причиной смерти графа была, по Гофману, не любовь, а разрыв телепатической связи, так как Мориц не погиб. В момент смерти распалась и его связь с Ангеликой. Важно ли это отрицание несчастной любви графа - да и правда ли это, что он не любил Анжелику? Если задуматься, то мы получим трагический сюжет, где протагонистом окажется Граф С-и: он живет во имя власти, ему недоступна любовь, и он превращает любовь в тотальный контроль. Ему важно стать незыблемым и неуязвимым, поэтому его чувство к невесте, и особенно внезапное озарение, что он не способен любить, убивают его. Гипотеза эта может стать и еще более сентиментальной: граф С-и понял, что не умеет любить, что чувство Анжелики к нему - только наваждение. И пожертвовал собою ради счастья возлюбленной.
   Сначала граф С-и очаровал, овладел полковником, отцом Ангелики. Для этого не надо было никакой мистической власти - сработал обычный товарищеский долг и долг хозяина дома. Значит, власть графа вовсе не обязательно сверхъестественна или базируется на желании персонажа выбраться за пределы мира - в мир духовной власти и ли сильной любви. Такая власть может базироваться на любой важной и неудовлетворенной социальной потребности.
  
   Теперь сравним образы обоих магнетизеров.
   Альбан:
  -- Является проводником силы "избирательного сродства" (этим термином тогда объяснялись и любовь, и даже химическая валентность) и хочет овладеть ею и использовать ее. Производит впечатление и самой этой силы, и ее хозяина - возможно, именно так он и хочет выглядеть в глазах семьи Марии (для него быть и выглядеть может означать одно и то же - при его-то нарциссизме!). И протагонист новеллы, художник Бикерт, вынужден играть две роли - и помощника, и жертвы.
  -- Альбан обеспечивает Марии незаслуженно высокого уровня властный Анимус, близкий Теневой Самости. Интегрировать содержания такого Анимуса она не способна, так как ей незнакома ни мужская, ни женская сексуальность - и связанная с ними власть.
  -- Анимус Марии и Анимус всех мужчин ее семьи еще не разделены, и отсюда его грандиозность. А семья оказывается дисфункциональной, созависомой. Мог ли сам Альбан как человек, как шарлатан подпасть под влияние этого семейного Анимуса - выполнять негласный заказ семьи, воплощая ее Анимус? Наверное, да.
  -- Чем больна Мария? Овладел ли ею Альбан физически? Кто знает? - сексуальность очень быстро отчуждается и оказывается только инструментом влияния или средством связи. Или постфактум развитие такого "странного объекта" и, соответственно, "странного Я" объявляется искусственным?
  -- Альбан заключает сакральный брак с Марией. Символы этого брака - василиск и лилии - теснейшим образом связаны со смертью, окоченением. В новелле сакральный брак так и не состоялся, не завершился. Это только процесс движения к нему, завершенный смертью. В "Демоне" М. Лермонтова смерть возлюбленной была все-таки неожиданностью - а здесь мы не знаем, стремился ли Альбан погубить семью или сам не ожидал такого исхода.
  -- Альбан погубил Марию, когда она пошла к венцу с Иполитом. Кажется, магнетизер колебался - овладеть девушкой самому или же контролировать ее брак и ее возлюбленного. Возможно, что Альбан убил ее из ревности, которой в своем высокомерии не заметил. Или поторопился ее взять и этим опустошил - все это если он склонялся к тому, чтобы взять Марию, но не хотел отказываться и от тотального контроля за процессом иерогамии.
  -- Из письма Альбана Теобальду можно предположить, что Оттмар в первую очередь озабочен проблемой Персоны, а Теобальд - воздействиями мужского Анимуса (он хочет присвоить влияния Анимуса и тем сепарироваться от семьи?). Барона беспокоят травмирующие влияния Теневой Самости; художника Беккерата - Тень или негативный Анимус: он не является членом семьи и поэтому только он видит в гибельном влиянии Альбана проблему системы, проблему семьи - но полностью осознать не может. Анима всех этих мужчин воплощается слишком юной, невинной и хорошей Марией, у которой мало сил и сознания, и поэтому Альбан легко поглощает ее. В этой семье проблемы Анимы (связей) и Анимуса (контроля и сполочения) легко подменяют друг друга, что для созависимых семей характерно.
  -- Альбан в итоге исчезает, но не гибнет. Он, видимо, не живет без тех, на ком паразитирует.
  
   Граф С-и:
  -- Он сохраняет дистанцию с той силой, проводником которой является, и не идентифицируется с нею. Он - человек под властью магнетических сил, их проводник и пользователь - и эта сила мстит за себя.
  -- Действует тонко, не через сплачивающие влияния Теневой Самости, а через Тень женщины или теневую часть Анимы семьи - до тех пор, пока Мориц избегает и отрицает проблем, связанных с Маргерит.
  -- Имеется четверица/три пары: Мориц и его невеста, Мориц и Маргерит, Маргерит и невеста Морица. Нет непосредственной связи между Морицем и графом С-и, что свидетельстует о недостаточности осознания того, что за пределами Персоны, того, что связано с духовностью - мужского Анимуса. Поэтому граф С-и формирует еще одну связь, подчиняя себе Маргерит - именно это и превращает совокупность пар в четверицу.
  
   Альбан и граф С-и отчасти воплощают и Тень - Иполита и Морица; благодаря этому отчуждению теневых содержаний женихи остаются хорошими, безобидными, а их сексуальность - обезвреженной. Сексуальность в этих новеллах относится к невинной и романтичной девушке. Поэтому в итоге сексуальность может очень легко лишиться своего чувственного компонента. Кроме того, она теряет и компонет, связанный с отношениями - поскольку возлюбленные оказываются в разлуке, а зловещие магнетизеры делают все, чтобы помочь отрицать переживание утраты. В итоге от сексуальности остается только компонент воли, управления - убийственный садизм, к которому развивается такая сексуальность, игнорируют и Альбан, и граф С-и (первый губит всю семью, второй умирает сам). Мария видит во снах доброго и злого колдунов. Хорошему она благодарна потому, что он рассеял чары, только из облегчения. Злого колдуна она помнит не очень хорошо.
   Нормальный Анимус развивается от низших деструктивных образов к высшим. Все начинается с проекций. Мария (не без влияния Альбана) движется от высшего к низшему: от пары колдунов в ее сновидении к реальному единственному Альбану. Здесь преждевременно снимается конфликт между благими и злыми маскулинными влияниями, а также конфликт между реальностями воображения и обыденности - Альбан как будто бы все объединяет и порождает в Марии облегчение и огромную благодарность. Злую сексуальнсть Альбана Мария видит, но ошибочно воспринимает как собственную проекцию - поэтому магнетизер остается вне подозрений (это подогревается отрицанием Марии), и девушка теряет собственную волю.
   Преамбула "Магнетизера" о сновидениях и преамбула "Зловещего гостя" о природных силах сразу обозначают проблемы новелл: в "Магнетизере" речь идет о более деструктивном, почти психотическом раскладе.
  
   Брак Магнетизера
   Если бы это была полноценная алхимическая свадьба, то предполагалось бы, что и Магнетизер пройдет через смерть и воскресение. Альбан не идет на это, а графу С-и не удается воскреснуть. Альбан принципиально хочет обрести большую власть, оставаясь неизменным. Альбану женственность нужна как придаток, как инструмент или ресурс - как доступ к связям внутри семейной системы, как запас энергии и как душа, над которой можно экспериментировать - см. сказки о превращении сестры шамана в реку или культурные растения.
   Возникает проблема, как относиться к объединению противоположностей - самому участвовать или же контролировать (в последнем случае можно овладеть еще и маскулинностью, и Самостью).Если он контролирует, то сочетает довольно слабые, юные и мало чувственные маскулинный и феминный компонентны, сделанные из его подопечных. Тогда он останется и единственной личностью, и за счет своей пассивной отстраненности останется неизменным и обретет дополнительное могущество. Как и полагается нарциссу, магнетизер не различает, могуществен ли он или так выглядит в глазах той пары, брак которой использует в своих целях.
   Может быть, устройство брака - это единственный способ сохранить и женственность, и власть. Если магнетизер женится сам, то девушку, ее жизнь и душу он поглотит, и она умрет. Такой брак пытается заключить Теобальд. Он подчинил себе невесту и ее чувство. Сам он не меняется и сохраняет моральную респектабельность, так как ему удалось высвободить девушку из-под соблазняющего влияния итальянца, любимого ею. Мы видим, что теневые склонности Анимы и Анимуса юношеским Я не воспринимаются, отчуждаются, и кажется, что они уже побеждены. Здесь Альбан дал совет и выступил как персонаж, воплощающий в фольклорных сказках позитивный аспект архетипа Духа.
   Как на Альбане отразился брак Теобальда? Прежде он держался на дистанции, а в отношениях с Иполитом и Марией стал завидовать и грубо овладевать.
   Может существовать и брак проекций, "рубашек" мужской Тени (или Анимуса) и Анимы и их гибель - только после этого становится возможным настоящий сакральный брак героя и его настоящей возлюбленной (как произошло в новелле "Повелитель блох").
  
   Асимметрия
   И в "Магнетизере", и в "Зловещем госте" нам встречаются коллективные представления об асимметричности психики. Не конфронтируя с Тенью, не разбираясь с влияниями Персоны и вооружившись очень наивными представлениями об идентичности психики и сознания (исключение допускается только для сновидений), протагонисты стремятся построить отношения с брачными партнерами. Девушки, похоже, не видят необходимости и в том, чтобы покинуть семьи, из которых они происходят. При подобной наивности констелляции Анимы/Анимуса невозможны или будут сильно осложнены влияниями Теневой Самости.
   Анимус остается отчужденным от психики женщины - это конструкт, созданный мужчинами (и для мужчин?); в силу этого он отягощен проекциями мужских Тени и Персоны, а иногда и мужского Анимуса. У наивных юных дев нет ни собственного разума, ни сексуальности - значит, и Анимус не может существовать, носителями его содержпаний коллективно становятся члены семьи-мужчины (к сожалению, юноши и старики). "Заразить" их соответствующими чувствами может только мужчина, желательно, чужак. нем для девушки нет: и тогда возникает очень удобная проекция - образ Анимуса создан и воплощен злым, манипулирующим, губящим магнетизером. Он очень тесно связан с безумием и смертью. Из функций Теневой Самости он присваивает себе возведение границ и расчленение - что весьма выгодно для магнетизера, который именно в глазах незрелых юнцов и дев становится всемогущим. Символизация здесь невозможна, и поэтому появляются "странные объекты".
   Образ позитивного Анимуса у Гофмана имеет место разве что в "Щелкунчике". И то сначала этот персонаж - уродливая игрушка-инструмент, сделанная кем-то и предназначенная для только одной функции, грызть орехи (разрешать сложные задачи силовыми методами?).
  
   Персонажи, чьей основной функцией является власть (отцовская, духовная, светская) у Гофмана возникают очень часто. Имеющие власть персонажи у него - насильники. Общие свойства этих вредителей повторяются снова и снова, образы контролирующих злодеев образуют некий вариационный ряд...
   Общие свойства вредителей:
      -- Рациональность.
      -- Наукообразное мышление, склонность вести жестокие и неэтичные исследования.
      -- Умение создавать безрадостную атмосферу.
      -- Создание жестких границ, склонность расчленять.
      -- Хрупкость.
      -- Несексуальный садизм.
      -- Кто тогда создает связи, скрытые от протагонистов - не Вредитель? Именно он: о подобных влияниях судьбы, дергающей человека за ниточки, как марионетку, Гофман и пишет в предисловии к "Эликсирам Сатаны".
  
   Если призвать на помощь теорию Фэйрберна (см. по книге Г. Гантрипа "Шизоидные явления"), то такой Вредитель имеет свойства антилибидинозного Эго. В эту категорию попадают и персонажи Гофмана, знакомящие протагониста с не очень приятными аспектами внутренней и внешней реальности - указывающие на проблему.
   Если Вредитель достаточно силен, то не появляются персонажи, которые могут стать положительной полярностью к фигуре Вредителя. Когда положительный полюс уже есть (дети барона и Царица фей в "Божественном дитяти", например). то Вредитель (Тинтэ/Пепсер/Пепразилио) делает все, чтобы угасить или вытеснить чудесное и доброе. В этом Вредитель отличается от архетипических персонажей - ведь они амбивалентны.
   ...
   Магнетизеры - персонажи, воплощающие тотальную иллюзию всемогущества. Но в произведениях Гофмана есть и другие вредители более мелкого масштаба. Эти господа исходят из собственных представлений о благе - и могут самыми добрыми намерениями замучить несчастную девушку.
   Так, в романе "Житейские воззрения кота Мурра" вроде бы разумная и дельная советница Бенцон с согласия князя Иринея готовит замужество своей дочери Юлия - женихом ее станет сын князя, олигофрен. Этот брак считается благом потому, что сын князя, дебил он или нет, очень знатен, а Юлия умеет играть с ним и воспитывать его; кроме того, мать считает, что музыкант Крейслер, возлюбленный Юлии, незнатен, беден и ненадежен. В этом предсмертном романе юную женственность держит в плену обыкновенная человеческая глупость, связанная с преклонением перед уже отжившими влияниями Персоны.
   В этом же романе весь сюжет начинается со сборов маэстро Абрагама на поиски давно утраченной им невесты, Кьяры. Эта девушка была реквизитом жестокого фокусника Северино, пока молодой Абрагам не выручил ее. Если вспомнить древние шаманские истории о превращении сестры в неисчерпаемый ресурс, более современные сказочные предстваление об Аниме-помощнице и советчице, то в поведении Северино мы увидим карикатуру на эти вполне традиционные представления - видимо, уже к началу девятнадцатого века феминному было мало вспомогательных ролей. Но ящик, как бы он ни был тесен и неудобен - все же контейер. То, что Кьяра пропала вскоре после освобождения, ставит новую проблему: а каков подходящий контейнер для содержаний мужской Анимы?
   Проблема неуловимого и хрупкого женственного так и осталась неразрешенной. В одной из новелл, "Советник Креспель", речь идет как раз о возможной свободе девушки. Мрачный и чудаковатый советник - он дилетант, играющий на скрипке - знакомится с молодым человеком (протагонистом). Оказывается, что у Креспеля есть дочь по имени Антония; мать Антонии - знаменитая певица, бывшая возлюбленная Креспеля. У Антонии прекрасный уникальный голос, но отец запрещает ей петь - то ли потому, что у девушки порок сердца, то ли для того, чтобы не вспоминать о бывшей возлюбленной. Протагонист, естественно, влюбляется в Антонию. Отец петь запрещает, возлюбленный требует развивать свое дарование - и Антония решилась. После исполнения арии она умерла. Стоит заметить, что советник Креспель не только берег свою дочь от пения, но и провоцировал ее петь, когда брался за свою скрипку.
   Спалланцани, дрессирующий куклу Олимпию, вроде бы застрахован от такого конфликта. Поскольку для содержаний Анимы не находится подходящего контейнера, то надо создать искусственный конструкт, подобный юной феминности - идеальный и послушный. Якобы так проблема Анимы разрешается - если вместо контейнера создается симулякр. Но и этого мало, Олимпия что-то значит только как возлюбленная Натанаэля - именно он становится еще одним контейнером.
   И тогда, получается, необходимо хоть как-то восстановить архетипический статус Анимы. В "Повелителе блох" попытками воскресить принцессу Гамахею занимаются Сваммердам и Левенгук, для того-то и нужен им Мастер-Блоха: он должен укусить спящую принцессу, чтобы оживить ее - но, оживленная, она скачет всего лишь подобно заводной кукле...
   ...
   Итак, мы видим, что все опасные вредители Гофмана так или иначе связаны с проблемой Анимы - ее уничтожением, попытками воссоздать, воскресить - и удержать, завладев ею.
  
   Вариационные ряды образов Анимы
   Все девушки, чудесные и обыкновенные, в произведениях Гофмана так или иначе пленены, нуждаются в освобождении и поддержке. Если эти образы воплощают инфантильную Аниму того времени, то в произведениях Гофмана намечен своеобразный вариационный ряд образов Анимы.
   Вариационный ряд по возрастанию нежизнеспособности:
   Змейка Серпентина пока не принимает облика девушки, нуждается в освобождении ("Золотой горшок") - возлюбленная Маэстро Абрагама была пленена и умерла - Принцесса Гедвига страдает кататонией ("Житейские воззрения кота Мурра") - Принцесса Галахея впадает в состояние временной смерти ("Повелитель блох") - Олимпия является куклой ("Песочный человек") - принцесса Гамахея принадлежит растительному царству ("Повелитель блох").
   Здесь мы видим, что самые живые и желанные образы Анимы (змейки) еще не имеют человеческого облика и пленены своею магической формой. идеальный человечексий образ - это кукла, ложная невеста, воплощение Персоны. Живые же девушки или беспомощны, или больны, и все они ускользают от протагонистов.
   Вариационный ряд невест по убыванию приземленности:
   Невеста Овощного Короля заботится только о земном - Клара не понимает поэзии Натанаэля ("Песочный человек") - Юлия может выйти замуж ради социального положения ("Житейские воззрения кота Мурра") - и только Аурелия жила в бедности и все же дождалась Перегринуса Тиса ("Повелитель блох").
   Почти все эти невесты кажутся ненадежными. Они могут отвергнуть и обидеть романтичного жениха. Получается, что и феминность Анимы, и человеческая феминность ускользают от контакта, не удовлетворяют духовных потребностей протагониста - ведь герои новелл поначалу так инфантильны и слабы, что даже не задумываются об освобождении Анимы.
  
   Герой и его Анима
   Отношения героя-протагниста и его Анимы характеризуются известной хрупкостью и опасностью.
   Натанаэль, "Песочный Человек". Все идет к тому, что Анима его будет разрушена. Она ассоциируется со смертью. Ее содержания не могут быть полностью спроецированы на Клару, и он обижен несовпадением проекции и реальности. Клара рассержена тем, что проекция вообще ей страшна. Лживая сказка няньки о Песочнике приводит к тому, что Натанаэль не может доверять мифу и исцеляться с его помощью. Атака Коппелиуса на связи заставляет проецировать содержания Анимы на смерть. Коппола ограничивает его поле зрения - и в результате пропадают различия не только Анимы и женской Персоны, но и живого и неживого. В результате всего этого появляется симулякр - кукла Олимпия. Поскольку он не знает ее природы и не сам создал эту фантазию, то и считает ее реальной, и отказаться от нее не может. Когда он вновь увидел запретное - то, как сломали Олимпию и что у нее были его глаза - то снова пережил временную дезинтеграцию и видимость восстановления. В сцене подъема на башню оказывается. что ему все еще запрещено видеть происходящее целиком. Ему нельзя и сосредоточиться - когда он пытается рассмотреть Копполу в подзорную трубу, то безумие вновь настигает его.
   Зачем ему убивать Клару? Идентификация ли это со Спалланцани и Копполой, ломающими Олимпию? Месть ли за то, что она не способна нести его проекции? Попытка ли превратить ее в труп? - его душа какое-то время была механической и не смогла ожить, и теперь должна погибнуть. Мы видим только яростный смех.
  
   Перегринус Тис, "Повелитель блох". Принцессе Гамахее из волшебного растительного царства требуется Мастер-Блоха - он должен будить ее укусами, потому что в нашем мире принцесса пребывает в летаргическом сне. Мастер-Блоха спасается от нее и попадает к Перегринусу Тису. человеку средних лет и явно не от мира сего. За доброту он награждает Перегринуса проницательностью - дарит ему линзу, сквозь которую можно увидеть истинные намерения людей..
   Из того же царства, что и Гамахея, появляется принц-чертополох по имени Цехерис (воплощение теневого Анимуса, но главного ли героя, ведь личные отношения связывают его только с Мастером-Блохой?). Проявляются и грандиозные автоматизированные области коллективного сознания - в образах пародийных натуралистов Сваммердама и Левенгука, далеко не столь великих, сколь их тезки; если раздвоение образа свидетельствует о близости содержания к сознанию, то тут и осознавать нечего - ведь эти "исследователи" подобны друг другу, как Фома и Ерема.
   Происходит испытание героя смертью Анимы на верность и воскрешение Галахеи с помощью Мастера-Блохи. Только после этого Перегринус начинает замечать прекрасную живую девушку Аурелию и просит ее руки. Появляется символ Самости, карбункул. После этого засыхают растительные принц и принцесса, Галахея и Цехерис, а Перегринус Тис и Аурелия счастливо живут в обычной жизнью. Видимо. дело в том, что здесь Анимус и Анима мужчины настолько пародийны и не имеют отношения к личности Тиса (они умеют только расти, как и положено растениям), что представляют собою только "рубашки" архетипов.
  
   Линии развития этих персонажей таковы.
   Перегиринус Тис следует от архетипа божественного Дитяти к иерогамии и архетипу Самости (примерно то же самое происходит с героями Г. Мейринка в первом его романе, "Голем", и в предсмертном, "Белый Доминиканец"). Это преображение невозможно совершит в одиночестве. Инициатором изменений становится Мастер-Блоха. Почему это вдруг блоха - ведь обычно сказочные помощники, воплощающие архетип Духа. куда импозантнее? Да потому, что Перегрирус Тис как бы и не существует. Потому, что он защищает блоху, которую кто-то другой раздавил бы., не глядя. И потому, что форма Мастера - Блохи парадоксальна: он предельно мал, он - обычный житель одежды и постели, маленькая кусачая помеха - и он же мудрец. Именно маленькие кусачие помехи и заставляют встать с дивана и выйти в мир, если протагонист осознанно не претендует на героическую роль и не собирается заниматься спасением всего мира или побеждать абсолютное зло. Мастер-Блоха одаривает Перегринуса проницательностью - способностью видеть двусмысленность, фальшь и ложь. Изначально самое слабое место Перегринуса - его наивность и непонимание жизни, а двусмысленности куда лучше видны в мелочах, чем в пафосе мировых событий. Примерно то же происходит с Бальтазаром в "Золотом Горшке" - именно двусмысленность - с помощью приземленного друга Фабиана и мага Проспера Альбануса - ему предстоит распознать и победить в конфликте с Циннобером: надо увидеть малую толику волшебства и ничтожество Крошки Цахеса в этом несокрушимом существе.
   Натанаэль же остается Вечным Юношей. Коппола делает обратное тому, что Мастер-Блоха: ограничивает поле зрения, заставляет видеть только идевальное и не видеть никаких противоречий.
   Мастер-Блоха дает Перегринусу Тису возможность контролировать чужое отношение (но не манипулировать им, а понимать его) и способность к эмпатии - к этому Натанаэль не способен вообще. Когда Перегшринус отказывается смотреть на Аурелию сквозь стекло, отказывается от контроля в пользу любви, тогда и достигает целостности. Натанаэлю отказ от контроля разрушает образ-симулякр Анимы окончательно.
  
   Проблемы, связанные с исчезновением (гибелью) Анимы, были, по-видимому, типичны для того времени. В музыкальных новеллах Гофмана речь идет в основном об этом. Вспомним смерть певицы после исполнения партии Донны Анны ("Дон Жуан"). Даже там, где речь идет о духе-водителе мужчины (новелла "Кавалер Глюк" о встрече автора с этим уже покойным композитором), вспоминаются именно коллизии утерянной Анимы: Глюк известен как создатель опер "Ифигения в Авлиде" о принесенной в жертву ради попутного ветра дочери царя Агамемнона (да ведь и Елена, из-за которой и был затеян порход на Трою, была похищена) и "Орфей в аду", посвященный неудачной попытке освобождения Эвридики из царстав смерти. Поэтому и в произведениях Гофмана коллизии исчезнувшей, умершей, заболевшей Анимы связаны с образами контролирующих злодеев.
  
   Слабость, хрупкость Анимы и ее склонность ускользать обычно компенсируются с помощью очень стабильных, мощных, создающих жесткие границы образов Анимуса (по форме такой Анимус, скорее, мужской, но способен контролировать и мужчин, и женщин - он является общим для них в течение некоторого времени). Такие персонажи, воплощающие Анимус, контролируют через юную девушку всех мужчин ее семьи.
  
   Анимус
   В диспозиции новелл о магнетизерах имеется серьезная проблема границ: зловещий магнетизер овладевает сразу всей семьей, а не только девушкой или юным протагонистом. На девушку в семье возлагается огромная ответственность, и она оказывается душой семейства (обязана поддерживать те содержания, что проецируют на нее мужчины). Душа должна наполнять семью жизнью и создавать иллюзию безопасности - скорее, развлекать, чем по-настоящему воодушевлять на важные дела и подвиги. Вот под покровом этих самых иллюзий и неглубокой живости и проникает тайно контролирующий семью злодей. Кроме того, овладевая юной феминностью, такой персонаж на время создает для нее подходящий контейнер - но события новелл развиваются так, что создание и сохранение такого контейнера становится самоцелью - и все из-за слабости и претензий на духовное всемгущество юношей этой семьи.
   Архетипических двойников или парных персонажей у этих злодеев нет - это значит, что за ними стоит принцип индивидуализации, уникальности, а стремятся они к тому, чтобы унифицировать весь психический мир и подчинить его себе. Зловещие магнетизеры не делают разницы между внутренним миром и внешней реальностью - это оказывается наиболее пагубным для тех, кого они губят. Граф С-и ("Зловещий гость")действует один, но действует через Тень главной героини - ее компаньонку Маргерит. Окончание новеллы "Магнетизер" гораздо более трагично. Альбан воздействует на девушку, и это его конечная цель, но предварительно овладевает и духовностью мужчин, вселяя ужас и безнадежность - соблазняет богоподобной властью Теобальда, а до этого он или кто-то очень похожий в предыдущем поколении тяжело травмирует Барона, тогда еще ребенка.
   ... Другие персонажи-злодеи могут воплощать и устаревшие жесткие установки коллективного сознания - таков, например, жестокий Северино, бывший учитель маэстро Абрагама.
  
   Очень важна неуловимость и непознаваемость злодеев и вредителей, стремящихся к контролю. Уже в тех случаях, где речь идет о негативном девичьем и юношеском Анимусе, мы замечаем, что этот образ брезжит, двоится: сейчас перед нами предстает магнетизер Альбан, но с Бароном в детстве тоже имел дело именно он, еще более жуткий Майор. Третьим членом такой триады становится ужасный Огненный Круг.
  
   Если же Анима героя слаба, если ее содержания не могут быть спроецированы (как то происходит в семьях новелл "Магнетизер" и "Зловещий гость"), то вредитель быстро утратит содержания мужского Анимуса и будет принимать на себя влияния Теневой Самости.
   Воплощение абсолютного зла
   Коппелиус/Песочник/Коппола, "Песочный Человек". Превращения Песочного Человека зависят от возраста Натанаэля. Лунная птица Песочик- травмирующий символ из детства. Коппелиус - пусть и существует в реальности, подобен станному объекту - никто в семье не может понять, откуда исходит отвращение к нему. Коппола - служебный дух, представший перед юношей. Вряд ли птица, питающаяся детскими глазами, есть истинная природа Песочника. Скорее, это способ понимания, огрубление, упрощение и потеря и безвозвратная утрата представлений об истинных мотивах этого персонажа. Правомерно ли здесь вообще переходить к архетипическому уровню интерпретации?
   И да, и нет. Все, что важно в образе Песочника - это его способность ослеплять. В будущем Песочный человек опять будет дробиться на ипостаси, и связей между ними разглядеть не получится. Сначала Натанаэль решит, что Коппола - это Коппелиус; вспомнит о птице-Песочнике и какое то время будет понимать этот образ как тройственный. Потом, когда он увидит расправу над Олимпией, в его уме возникнет пара "Коппола-Спалланцани". И уже безумным, пытаясь сбросить Клару вниз, он увидит кружащуюся куклу и огненный круг - потому что снизу за ним через подзорную трубу наблюдает Коппола.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"