15. Николай Ставрогин и его адепты
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Работа об отношениях мужчин, которые формирует их Анимус.
|
Читая Юнга и юнгианцев, мы как само собой разумеющееся узнаем, что у мужчины есть Анима, а у женщины Анимус. Однако среди самих юнгианских аналитиков эти архетипические фигуры вызывают массу споров. Дело в том, что Анима и Анимус не образуют пары полярностей (сигизии), подобных парам "Мать - Дитя", "Старец - Юноша". В те времена, когда Юнг разрабатывал концепции Анимы и Анимуса, пол и гендер считались идентичными, поэтому на том уровне представлений можно было считать автоматически Я мужчины мужским, Я женщины - женским, а черты противоположного пола в психике можно было приписать Аниме или Анимусу. К настоящему времени ряд юнгианских аналитиков не согласны с классическим представлениями об Аниме и Анимусе. Цитирую работу Верены Каст "Анима/анимус" (материал сайта "Юнгланд"):
"Хиллман (1985), исследуя концепцию анимы, пытается разобраться в различных аспектах этой идеи. Он отвергает понятие контрасексуальности и критикует порождаемые идеей анимы дихотомии, такие как сознание - бессознательное, персона - анима, анима - анимус, потому что, если рассматривать с этой точки зрения, анима является только частью "тандема" и не имеет прав на самостоятельное существование. То есть если мужчина идентифицирован с очень мужской персоной, у него в качестве компенсации сильная анима.
Причина того, что, по мнению Хиллмана, аниму видят частью пары, заключается в ее связи с сигизией - женско-мужской божественной парой. Эта внутренне присущая полярность приводит к выводу, что анима и анимус запускают друг друга. Душа и дух вызывают друг друга: если мы в контакте с анимой, то мы также в контакте с анимусом. Он рассматривал психический опыт сигизии в качестве духовно-психического вдохновения. Комментируя юнговское определение анимы как архетипа фемининного и архетипа "самой жизни", Хиллман (1985) приходит к выводу, что эти архетипы одинаково важны и для мужчин, и для женщин. Он отвергает идею гендерной специфичности архетипа. Он также указывает на тот факт, что в клинической работе у женщин обнаруживаются образы анимы, а также эмоции, связанные с действием анимы.
Самуэлз (1989) считает, что не существует фемининного принципа. Он считает, что дифференциация на фемининную и маскулинную психологию происходит из-за культуры и общества. Хиллман и Самуэлз отрицают идею контрасексуальности, но принимают архетипические аспекты анимы и анимуса.
Гордон (1993) заявила, что анимой обладают и мужчины, и женщины. Она видела разницу в отношениях с анимой: мужчины взаимодействуют с ней через проекции на женщин, а женщины - через идентификацию с ней. Гордон также отмечала, что анима отличается от женщин и критиковала путаницу у Юнга и некоторых его последователей, которые считали женщину и аниму взаимозаменяемыми. Она видела в аниме архетипическое, культуральное и коллективное влияние. Она различала мать и аниму, говоря, что мать имеет элементарный характер, а анима - трансформативный. Здесь она ссылалась на концепцию Ноймана, а также на мифы и сказки, где анима уводила героя в мир подальше от матери, а мать пыталась удержать его дома.
Янг-Айзендрат и Видеман (1987) в книге "Женский авторитет: развитие женщин через психотерапию" обсуждают путь развития анимуса, в котором женщины должны справиться с дефицитарной моделью фемининности и интернализированным чувством женской неполноценности. Книга богата клиническими примерами, авторы предлагают модели психотерапии для работы с женским комплексом анимуса. По их мнению, межличностные отношения важны для развития личности. Эта модель развития анимуса для построения женской Самости очень интересна. И должны быть проведены дальнейшие исследования в этой области.
Гигерих (1994) обсуждает положения теории анимуса в юнгианской психологии. Он отмечает недостаток интереса к этому аспекту теории. Анимус имеет негативную коннотацию, как будто был изобретен механически в качестве противоположности анимы. Он заключает, что эта концепция анимуса сама появилась из негативного анимуса и, следовательно, сомнительно, могут ли женщины вообще развивать качества анимуса. Он сомневается даже в существовании такой вещи, как анимус, заявляя, что психологические термины должны производиться феноменологией души. Гигерих связывает анимус с мышлением и считает, что эту концепцию еще необходимо разработать в юнгианской психологии. В моей собственной работе (Каст, 1984) исследовалась идея сигизии, анимы и анимуса в виде пары".
Можно предположить, что в более традиционных работах образы Анимуса мужчины интерпретировались как родительские фигуры, феномены Тени или Персоны, Мудрого Старца или Божественного Ребенка.
Для анализа образа Анимуса мужчины подходит не любой литературный источник. Сказки первобытных народов и большинство волшебных сказок традиционно патриархальны, речь в них идет обычно об инициации мужчины либо о героическом пути его индивидуации - и противостоят герою отцовские или теневые образы. Авторские сказки, в которых речь идет о персонажах вроде бы архетипических, могут быть сильно искажены. Поэтому я выбираю реалистическое, псхологическое художественное произведение, автор которого создавал символы неосознанно, подмечая типические (и в то же время очень индивидуальные) характеры, проявляющие себя во время распада старых традиций - "Бесы" Ф. М. Достоевского.
"Бесы" были задуманы как сатира - но форма романа при этом вполне реалистическая. А там, где форма и жанр не совсем конгруэнтны, возникают эффекты абсурда, а то и вмешиваются влияния мифов. Поэтому роман "Бесы" кажется весьма перспективным источником для интерпретации.
К образу Анимуса (и мужчин, и женщин) в "Бесах" имеет центральный его персонаж - Николай Ставрогин. Почему именно он?
Таинственный Незнакомец
В своем исследовании Верена Каст [1] пишет: "к фигурам анимы и анимуса (в сновидениях - М. С.) в строгом смысле относятся только таинственные незнакомцы...". Именно так в городке появляется Ставрогин:
"...Он возобновил такие знакомства, о которых она (его мать)и мечтать уже не могла, и везде был принят с большим удовольствием. Но очень скоро начали доходить к Варваре Петровне (его матери) довольно странные слухи: молодой человек как-то безумно и вдруг закутил. Не то чтоб он играл или очень пил; рассказывали только о какой-то дикой разнузданности, о задавленных рысаками людях, о зверском поступке с одною дамой хорошего общества, с которою он был в связи, а потом оскорбил ее публично. Что-то даже слишком уж откровенно грязное было в этом деле. Прибавляли сверх того, что он какой-то бретер, привязывается и оскорбляет из удовольствия оскорбить. Варвара Петровна волновалась и тосковала. Степан Трофимович уверял ее, что это только первые, буйные порывы слишком богатой организации, что море уляжется и что все это похоже на юность принца Гарри, кутившего с Фальстафом, Пойнсом и мистрис Квикли, описанную у Шекспира. Варвара Петровна на этот раз не крикнула: "вздор, вздор!" как повадилась в последнее время покрикивать очень часто на Степана Трофимовича, а напротив очень прислушалась, велела растолковать себе подробнее, сама взяла Шекспира и с чрезвычайным вниманием прочла бессмертную хронику. Но хроника ее не успокоила, да и сходства она не так много нашла. Она лихорадочно ждала ответов на несколько своих писем. Ответы не замедлили; скоро было получено роковое известие, что принц Гарри имел почти разом две дуэли, кругом был виноват в обеих, убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил и, вследствие таковых деяний, был отдан под суд" .
Обратим внимание: его поведение полярно, противоречиво, мотивы его жестокости непонятны. Появление Ставрогина предваряют слухи, о нем создают легенды. Общественное внимание притянуто к нему как бы насильственно. Возникают ассоциации с принцем, но и это сравнение ничего не объясняет. Рассказы о контрастах его поведения и беспричинной его жестокости, известные лишь из чужих уст, создают образ, выходящий за рамки человеческого, и неизвестно, насколько выходящий. Пока непонятно, чего от него ждать, но готовность проецировать на него коллективные содержания уже есть, не достает лишь определенности - что именно проецировать? Так до конца романа общество и его рупор, рассказчик, останутся в недоумении, проецируя на него то содержания Тени, то аристократической Персоны. Отсюда и стиль рассказчика - почти детективный, дразнящий, описывающий похождения Ставрогина подчеркнуто "извне", без попыток эмпатии или понимания.
Тень или Персона? Персона или Тень?
Нуминозное может переживаться как священное и отвратительное одновременно, вызывать трепет и отталкивание. Рассказчик, впервые увидев Ставрогина, описывает подобное впечатление.
"Это был очень красивый молодой человек, лет двадцати пяти и, признаюсь, поразил меня. Я ждал встретить какого-нибудь грязного оборванца, испитого от разврата и отдающего водкой".
Проекция на него теневых содержаний вроде бы становится невозможной.
"Напротив, это был самый изящный джентльмен из всех, которых мне когда-либо приходилось видеть, чрезвычайно хорошо одетый, державший себя так, как мог держать себя только господин, привыкший к самому утонченному благообразию".
Зато становится возможной проекция содержаний Персоны.
"Не я один был удивлен: удивлялся и весь город, которому конечно была уже известна вся биография г. Ставрогина и даже с такими подробностями, что невозможно было представить, откуда они могли получиться и, что всего удивительнее, из которых половина оказалась верною".
Проекции множатся и отчасти оправдываются.
"Все наши дамы были без ума от нового гостя. Они резко разделились на две стороны, - в одной обожали его, а в другой ненавидели до кровомщения; но без ума были и те и другие. Одних особенно прельщало, что на душе его есть, может быть, какая-нибудь роковая тайна; другим положительно нравилось, что он убийца".
Мнения о нем дам - проекции содержаний Анимуса, которые уже готовы, культурно заданы: Анимус влияет на их суждения, и дамы становятся категоричными; кроме того, образ Ставрогина расщепляется, резко поляризуются содержания позитивного и негативного Анимуса.
"Оказалось тоже, что он был весьма порядочно образован; даже с некоторыми познаниями. Познаний конечно не много требовалось, чтобы нас удивить; но он мог судить и о насущных, весьма интересных темах и, что всего драгоценнее, с замечательною рассудительностию. Упомяну как странность: все у нас, чуть не с первого дня, нашли его чрезвычайно рассудительным человеком. Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен как у нас никто. Наши франты смотрели на него с завистью и совершенно пред ним стушевывались".
В восприятиях большинства мужчин преобладают содержания Персоны.
"Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, - казалось бы писанный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску...".
Вот комбинация притяжения, восхищения и отвращения, которая часто возникает при контакте с нуминозными содержаниями;
"... впрочем многое говорили, между прочим и о чрезвычайной телесной его силе. Росту он был почти высокого. Варвара Петровна смотрела на него с гордостию, но постоянно с беспокойством. Он прожил у нас с полгода - вяло, тихо, довольно угрюмо; являлся в обществе и с неуклонным вниманием исполнял весь наш губернский этикет. Губернатору, по отцу, он был сродни и в доме его принят как близкий родственник. Но прошло несколько месяцев, и вдруг зверь показал свои когти".
Опять подчеркивается контрастность его поведения, и в конце концов возникает образ "зверя": на Ставрогина проецируются уже надчеловеческие содержания - единства животного и божества.
В то время как восприятие женщин уже готово и находится под влиянием Анимуса, восприятие мужчин лишь формируется - поведение Ставрогина не дает оснований проецировать на содержания только Тени или только Персоны. Большинство воспринимающих будет колебаться и дальше, и образ Ставрогина останется для них по-прежнему неопределенным, подобным маятнику, и их чувства будут резко меняться - от восхищения к отвращению и ненависти и обратно - пока рассказчик согласен быть лишь голосом тамошнего общества.
Однако для Кириллова, Шатова и Петруши Верховенского Ставрогин значит гораздо больше. Снова цитирую Верену Каст:
"... к фигурам анимы и анимуса (в сновидениях - М. С.) в строгом смысле относятся только таинственные незнакомцы и Мудрые Старцы". Итак, в первом приближении это Учитель.
Учитель Кириллова
Ученик, превзошедший учителя
Вспомним, что Анимус женщины "отвечает" за ее мнения (при незрелом Анимусе крайне категоричные), связь с архетипами Духа и Самости, за воодушевление ее в социально значимой или творческой деятельности. В романе первым появляется Кириллов, который настолько вжился в идею, подброшенную ему Ставрогиным, что живет ею и готов ради нее умереть. Вот отрывок диалога Кириллова с рассказчиком.
" - Что же удерживает людей, по-вашему, от самоубийства? - спросил я.
Он рассеянно посмотрел, как бы припоминая, об чем мы говорили.
- Я... я еще мало знаю... два предрассудка удерживают, две вещи; только две; одна очень маленькая, другая очень большая. Но и маленькая тоже очень большая.
- Какая же маленькая-то?
- Боль.
- Боль? Неужто это так важно... в этом случае?
- Самое первое. Есть два рода: те, которые убивают себя или с большой грусти, или со злости, или сумасшедшие, или там все равно... те вдруг. Те мало о боли думают, а вдруг. А которые с рассудка - те много думают.
- Да разве есть такие, что с рассудка?
- Очень много. Если б предрассудка не было, было бы больше; очень много; все.
- Ну уж и все?
Он промолчал.
- Да разве нет способов умирать без боли?
- Представьте, - остановился он предо мною, - представьте камень такой величины, как с большой дом; он висит, а вы под ним; если он упадет на вас, на голову - будет вам больно?
- Камень с дом? Конечно, страшно.
- Я не про страх; будет больно?
- Камень с гору, миллион пудов? Разумеется, ничего не больно.
- А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень бояться, что больно. Всякий первый ученый, первый доктор, все, все будут очень бояться. Всякий будет знать, что не больно, и всякий будет очень бояться, что больно.
- Ну, а вторая причина, большая-то?
- Тот свет.
- То-есть наказание?
- Это все равно. Тот свет; один тот свет.
- Разве нет таких атеистов, что совсем не верят в тот свет?
Опять он промолчал.
- Вы, может быть, по себе судите?
- Всякий не может судить как по себе, - проговорил он покраснев. - Вся свобода будет тогда, когда будет все равно жить или не жить. Вот всему цель.
- Цель? Да тогда никто, может, и не захочет жить?
- Никто, - произнес он решительно.
- Человек смерти боится, потому что жизнь любит, вот как я понимаю, -
заметил я, - и так природа велела.
- Это подло и тут весь обман! - глаза его засверкали. - Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен. Теперь все боль и страх. Теперь человек жизнь любит, потому что боль и страх любит. И так сделали. Жизнь дается теперь за боль и страх, и тут весь обман. Теперь человек еще не тот человек. Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет все равно жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот сам бог будет. А тот бог не будет.
- Стало быть, тот бог есть же, по-вашему?
- Его нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое... Тогда историю будут делить на две части: от Гориллы до уничтожения бога, и от уничтожения бога до...
- До гориллы?
- ...До перемены земли и человека физически. Будет богом человек и переменится физически. И мир переменится, и дела переменятся, и мысли, и все чувства. Как вы думаете, переменится тогда человек физически?
- Если будет все равно жить или не жить, то все убьют себя, и вот в чем, может быть, перемена будет.
- Это все равно. Обман убьют. Всякий, кто хочет главной свободы, тот должен сметь убить себя. Кто смеет убить себя, тот тайну обмана узнал. Дальше нет свободы; тут все, а дальше нет ничего. Кто смеет убить себя, тот бог. Теперь всякий может сделать, что бога не будет и ничего не будет. Но никто еще ни разу не сделал.
- Самоубийц миллионы были.
- Но все не затем, все со страхом и не для того. Не для того, чтобы страх убить. Кто убьет себя только для того, чтобы страх убить, тот тотчас бог станет.
- Не успеет, может быть, - заметил я.
- Это все равно, - ответил он тихо, с покойною гордостью, чуть не с презрением. - Мне жаль, что вы как будто смеетесь, - прибавил он через полминуты.
- А мне странно, что вы давеча были так раздражительны, а теперь так спокойны, хотя и горячо говорите.
- Давеча? Давеча было смешно, - ответил он с улыбкой; - я не люблю бранить и никогда не смеюсь, - прибавил он грустно".
Кириллов не говорит о происхождении его идеи, она для него существует бесспорно, это истина. Это истина, которую нужно доказать собственным самоубийством. Он производит впечатление инструмента этой идеи, он одержим ею. Идея для него настолько действенна, что выходит за границы царства идей и способна изменить физическую реальность человека. В отличие от дам, вещающих свои мнения и придирки, Кириллов последовательно разрабатывает идею и осознанно принимает ее последствия.
Посредником эго Кириллова и Самости был Николай Ставрогин. Вот диалог Кириллова и Ставрогина.
" - Вы стали веровать в будущую вечную жизнь?
- Нет, не в будущую вечную, а в здешнюю вечную. Есть минуты, вы доходите до минут, и время вдруг останавливается и будет вечно.
- Вы надеетесь дойти до такой минуты?
- Да.
- Это вряд ли в наше время возможно, - тоже без всякой иронии отозвался Николай Всеволодович, медленно и как бы задумчиво. - В Апокалипсисе ангел клянется, что времени больше не будет.
- Знаю. Это очень там верно; отчетливо и точно. Когда весь человек счастья достигнет, то времени больше не будет, потому что не надо. Очень верная мысль.
- Куда ж его спрячут?
- Никуда не спрячут. Время не предмет, а идея. Погаснет в уме.
- Старые философские места, одни и те же с начала веков, - с каким-то брезгливым сожалением пробормотал Ставрогин.
- Одни и те же! Одни и те же с начала веков, и никаких других никогда! - подхватил Кириллов с сверкающим взглядом, как будто в этой идее заключалась чуть не победа.
- Вы, кажется, очень счастливы, Кириллов?
- Да, очень счастлив, - ответил тот, как бы давая самый обыкновенный ответ.
- Но вы так недавно еще огорчались, сердились на Липутина?
- Гм... я теперь не браню. Я еще не знал тогда, что был счастлив. Видали вы лист, с дерева лист?
- Видал.
- Я видел недавно желтый, немного зеленого, с краев подгнил. Ветром носило. Когда мне было десять лет, я зимой закрывал глаза нарочно и представлял лист зеленый, яркий с жилками, и солнце блестит. Я открывал глаза и не верил, потому что очень хорошо, и опять закрывал.
- Это что же, аллегория?
- Н-нет... зачем? Я не аллегорию, я просто лист, один лист. Лист хорош. Все хорошо.
- Все?
- Все. Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту. Эта свекровь умрет, а девочка останется - все хорошо. Я вдруг открыл.
- А кто с голоду умрет, а кто обидит и обесчестит девочку - это хорошо?
- Хорошо. И кто размозжит голову за ребенка, и то хорошо; и кто не размозжит, и то хорошо. Все хорошо, все. Всем тем хорошо, кто знает, что все хорошо. Если б они знали, что им хорошо, то им было бы хорошо, но пока они не знают, что им хорошо, то им будет нехорошо. Вот вся мысль, вся, больше нет никакой!
- Когда же вы узнали, что вы так счастливы?
- На прошлой неделе во вторник, нет, в среду, потому что уже была среда, ночью.
- По какому же поводу?
- Не помню, так; ходил по комнате... все равно. Я часы остановил, было тридцать семь минут третьего.
- В эмблему того, что время должно остановиться?
Кириллов промолчал.
- Они нехороши, - начал он вдруг опять, - потому что не знают, что они хороши. Когда узнают, то не будут насиловать девочку. Надо им узнать, что они хороши, и все тотчас же станут хороши, все до единого.
- Вот вы узнали же, стало быть, вы хороши?
- Я хорош.
- С этим я впрочем согласен, - нахмуренно пробормотал Ставрогин.
- Кто научит, что все хороши, тот мир закончит.
- Кто учил, того распяли.
- Он придет, и имя ему человекобог.
- Богочеловек?
- Человекобог, в этом разница.
- Уж не вы ли и лампадку зажигаете?
- Да, это я зажег.
- Уверовали?
- Старуха любит, чтобы лампадку... а ей сегодня некогда, - пробормотал Кириллов.
- А сами еще не молитесь?
- Я всему молюсь. Видите, паук ползет по стене, я смотрю и благодарен ему за то, что ползет.
Глаза его опять загорелись. Он все смотрел прямо на Ставрогина, взглядом твердым и неуклонным. Ставрогин нахмуренно и брезгливо следил за ним, но насмешки в его взгляде не было".
Благодаря идее он обретает величие, способность оставаться добрым при моральной индифферентности и невероятную независимость. Налицо инфляция. Этот образ Человекобога, Антропоса - феномен Самости. Однако достижение такого состояния возможно лишь ценой добровольной смерти. Здесь мы могли бы говорить о проекции Самости на самоубийство, которую описывает Дж. Хиллмен в работе "Самоубийство и душа"; или, точнее, на того, кто смеет причинить смерть самому себе и обрести власть над нею.
При чем же здесь Ставрогин? Кириллов не называет его автором идеи - он говорит лишь, что любил Ставрогина. Однако нарциссические гордыня и одиночество, тяготение к смерти и величию - черты самого Ставрогина, преломившиеся в мечтах Кириллова о Человекобоге. Кириллов становится всепринимающим, "широким" и неосознанно тщеславным, разделяя эти качества со Ставрогиным. В дальнейшем эти проекции отпадают (о влиянии Ставрогина на Кириллова говорит Шатов, но не сам Кириллов, это отчасти проекция Шатова), и теперь идея существует сама, требуя для своего воплощения решимости Кириллова. Ставрогин остается лишь посредником, тем, кто внушил идею - это одна их функций Анимуса.
Становление этой идеи замешано на скорби о Христе, точно так же, каким все, вовлеченном в смертоносную обыденность жизни и отдавшему свою жизнь за ложь. Подобно Христу должен действовать сам Кириллов - "заявить свою волю" и вырвать у отсутствующего Бога право на смерть, отменив тем самым необходимость самоубийства для остальных. Отчасти за ложь отдаст свою жизнь и сам Кириллов - Петруша Верховенский уговорит его написать фальшивое признание в убийстве Шатова. Свобода Кириллова останется иллюзией - до самого конца П. Верховенский сохранит влияние на него, а Кириллов будет исполнять то, чего от него надо, доказывая противнику его низость и ничтожество. Зависимость от мужского Анимуса, склонность проецировать его содержания (а в светском обиходе нет способов правильного проецирования этих влияний) останется с Кирилловым навсегда, подтолкнет его к смерти; может быть, притязания его на всемогущество (победу над страхом смерти) до поры до времени были очень успешной компенсацией. Но и эта компенсирующая идея были приписана Ставрогину (в черновиках романа Ставрогин брезгливо отказывается от авторства); образ Учителя и компесаторная идея слились в один образ, Кириллов не смог окончательно присвоить его, не смог увидеть, что проекции-то его собственные, и его смерть оказалась такой же странной, как и его идея - в ней совпало стремление к бунту и автономии и почти автоматическое послушание интригану Верховенскому.
Ставрогин оказывается тем, кто перекрывает путь к Самости, его мировоззрение и поведение заставляют чувствовать иллюзорность и Я, и "идеи". Кириллов понимает это. Он считает, что "Ставрогина самого съела идея. Когда он верует, то не верует, что он верует. Когда не верует, то не верует, что он не верует". Неразрешимость этого парадокса подталкивает Кириллова к решительным действиям. Ему предназначена роль того ученика, что превзойдет своего учителя.
Учитель Шатова. Чудесный противник
Шатов больше говорит о чувствах. Диалог Шатова и Ставрогина очень большой, эмоциональный, противоречивый и путаный, что потребует комментариев в ходе текста.
" - Оставим это... об этом после, подождите говорить; будем о главном, о главном: я вас ждал два года.
- Да?
- Я вас слишком давно ждал, я беспрерывно думал о вас. Вы единый человек, который бы мог... Я еще из Америки вам писал об этом.
- Я очень помню ваше длинное письмо.
- Длинное чтобы быть прочитанным? Согласен; шесть почтовых листов. Молчите, молчите! Скажите: можете вы уделить мне еще десять минут, но теперь же, сейчас же... Я слишком долго вас ждал!
- Извольте, уделю полчаса, но только не более, если это для вас возможно[...]".
Шатов вызывает Ставрогина на разговор о вере, инициатива и власть сначала у него. Тот демонстрирует скуку, явно не уклоняясь, а потом ставит временные границы, и власть переходит к нему.
"- Я уважения прошу к себе, требую! - кричал Шатов, - не к моей личности, - к чорту ее, - а к другому, на это только время, для нескольких слов... Мы два существа и сошлись в беспредельности... в последний раз в мире. Оставьте ваш тон и возьмите человеческий! Заговорите хоть раз в жизни голосом человеческим".
Шатов становится высокопарным; он вроде бы претендует на равенство, его тон не оставляет Ставрогину выбор: проецируя собственное высокомерие на Ставрогина, он запускает механизм проективной идентификации.
"Я не для себя, а для вас. Понимаете ли, что вы должны простить мне этот удар по лицу уже по тому одному, что я дал вам случай познать при этом вашу беспредельную силу... Опять вы улыбаетесь вашею брезгливою светскою улыбкой. О, когда вы поймете меня! Прочь барича! Поймите же, что я этого требую, требую, иначе не хочу говорить, не стану ни за что!"
Шатов теряет (или не имеет и раньше) границы Я и ведет себя со Ставрогиным как с собственной частью.
Исступление его доходило до бреду; Николай Всеволодович нахмурился и как бы стал осторожнее...
" - Знаете ли вы, - начал он (Шатов) почти грозно, принагнувшись вперед на стуле, сверкая взглядом и подняв перст правой руки вверх пред собою (очевидно не примечая этого сам), - знаете ли вы, кто теперь на всей земле единственный народ "богоносец", грядущий обновить и спасти мир именем нового бога и кому единому даны ключи жизни и нового слова... Знаете ли вы, кто этот народ и как ему имя?".
Итак, проповедь. Шатов вещает, что говорит об инфляции. Проявляется символика Самости - единство народа и его Бога.
"- По вашему приему я необходимо должен заключить, и, кажется, как можно скорее, что это народ русский...
- И вы уже смеетесь, о, племя! - рванулся было Шатов.
- Успокойтесь, прошу вас; напротив, я именно ждал чего-нибудь в этом роде".
Ставрогин действительно становится высокомерным - видимо, в их диалоге запускается механизм проективной идентификации. Со Ставрогиным происходит то же, что и с его учениками: сейчас его захватывают чужие чувства (чувство - его слабое место). Он сам на время становится одержимым и ведет себя высокомерно и брезгливо. Кажется, в отношениях, которые "курирует" мужской Анимус, такая одержимость - явление частое и необходимое; ученик следует за учителем и заставляет того вести себя соответственно.
" - Ждали в этом роде? А самому вам не знакомы эти слова?".
Он возвращает мысль Ставрогина обратно ее автору. Шатов чувствует, что проективная идентификация, запущенная им, сработала. Теперь он навязывает Ставрогину само ядро идеи народа-богоносца; при этом ни мы, ни Ставрогин, ни Шатов не знаем, кому она изначально принадлежала. Вероятно, юные спорщики просто наткнулись на нее, и она когда-то ими завладев. У. Бион пишет, что мысли ищут того, кто придал бы им форму, мог бы их помыслить - а с архетипическими содержаниями так бывает сплошь и рядом.
Второй раз мы видим, что "идея" имеет самое явное отношение к божественности, всемогуществу (личности или народа); Бог используется как нарциссическое расширение: для подтверждения исключительности того, кто этой идее следует. Если бы и всемогущество проецировалось на Николая Ставрогина, то Шатов и Кириллов оказались бы психотиками - а в отношениях, завязанных на влияниях мужского Анимуса они с грехом пополам сохраняют контакт с реальностью - приписывая величие именно идее. Психотиком вместо них несколько раньше стал ставрогин: мы видим, что у него патология влечений, краткие эпизоды кататонии и выраженный эмоционально-волевой дефект, его время фрагментировано (раньше он был иным, сейчас - такой вот). его состояние может быть описано как гебоидная шизофрения, но Шатову и Кириллову он ненормальным не кажется - разве что отступником и ренегатом.
"- Очень знакомы; я слишком предвижу, к чему вы клоните. Вся ваша фраза и даже выражение народ "богоносец" есть только заключение нашего с вами разговора, происходившего слишком два года назад, за границей, незадолго пред вашим отъездом в Америку... По крайней мере сколько я могу теперь припомнить".
Ставрогин не согласен с патетической формой идеи (он одновременно и принимает авторство, и отказывается от него), он пытается высвободить ее из Шатовских проекций. Это ему не удается.
" - Это ваша фраза целиком, а не моя. Ваша собственная, а не одно только заключение нашего разговора. "Нашего" разговора совсем и не было: был учитель, вещавший огромные слова, и был ученик, воскресший из мертвых. Я тот ученик, а вы учитель".
Шатов противится разговору на равных на уровне обсуждения идеи. Он проецирует образ Учителя на Ставрогина и образ воскресшего на себя. Влияния Анимуса названы и закреплены в форме сигизии.
" - Но если припомнить, вы именно после слов моих как раз и вошли в то общество и только потом уехали в Америку".
Ставрогин опять противится и конфронтирует Шатова с реальностью его тогдашнего поведения. Он хочет вести свой разговор, только человеческий, и отказывается от влияний Анимуса. Привлечь внимание Шатова к человеческой реальности его поведения - хороший ход; но следовало бы не иногрировать и силу влияния идеи. Шатов тогда проигнорировал мысль своего учителя - сопротивлялся или же не было потребности в содержаниях Анимуса. Теперь игнорирует Ставрогин.
Кстати, огромная разница "тогда" и "теперь", котороую замечают и Кириллов, и Шатов, и, особенно, Ставрогин - тоже влияние мужского Анимуса: для него время не течет плавно, но делится на жестко отделенные друг от дуга статичные периоды.
" - Да, и я вам писал о том из Америки; я вам обо всем писал. Да, я не мог тотчас же оторваться с кровью от того, к чему прирос с детства, на что пошли все восторги моих надежд и все слезы моей ненависти... Трудно менять богов. Я не поверил вам тогда, потому что не хотел верить, и уцепился в последний раз за этот помойный клоак... Но семя осталось и возросло. Серьезно, скажите серьезно, не дочитали письма моего из Америки? Может быть не читали вовсе?
- Я прочел из него три страницы, две первые и последнюю, и кроме того бегло переглядел средину. Впрочем я все собирался...".
Шатов вновь противится "просто человеческому", а Ставрогин отказывается от спроецированного на него образа Учителя.
" - Э, все равно, бросьте, к чорту! - махнул рукой Шатов. - Если вы отступились теперь от тогдашних слов про народ, то как могли вы их тогда
выговорить?.. Вот что давит меня теперь".
Шатов требует, чтоб его проекция была принята Ставрогиным и оставалась неизменной. Он хочет соединить "тогда" и "теперь", чтобы не было конфликта между прошлым и настоящим.
" - Не шутил же я с вами и тогда; убеждая вас, я, может, еще больше хлопотал о себе, чем о вас, - загадочно произнес Ставрогин".
Ставрогин чуть приоткрывает собственные тогдашние мотивы, и это вызывает резкий протест Шатова. он тоже соединяет "тогда" и "теперь", но указывает, что он сам изменился и что конфликт между теми и нынешними его мыслями должен быть.
" - Не шутили! В Америке я лежал три месяца на соломе, рядом с одним... несчастным и узнал от него, что в то же самое время, когда вы насаждали в моем сердце бога и родину, в то же самое время даже может быть в те же самые дни, вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, Кириллова, ядом... Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления... Подите, взгляните на него теперь, это ваше создание... Впрочем вы видели".
Шатов прямо обвиняет Ставрогина в идеологическом совращении Кириллова, но избегает прямых обвинений за себя - обвиняет лишь в неискренности, косвенно. это снова проекция - он не говорит прямо: ты, мол, учитель, меня совратил, а теперь бросаешь1 Нет, он выбирает фигуру, по его мению, одиозную, с идеями еретическими - чтобы хоть в осуждении идеологии Кириллова на время восстановить единство со ставрогиным.
" - Во-первых, замечу вам, что сам Кириллов сейчас только сказал мне, что он счастлив и что он прекрасен. Ваше предположение о том, что все это произошло в одно и то же время, почти верно; ну, и что же из всего этого? Повторяю, я вас ни того, ни другого не обманывал...".
Ставрогин обвинения не принимает. Но соглашается, что оказывал влияние на своих учеников. Он хочет, чтобы за ним было признано право на ошибку, заблуждение, изменение убеждений - но Учитель-Анимус не может заблуждаться. Шатову и Ставрогину остается принять, что и "тогда", и "сейчас" юный учитель был прав.
"- Я не к себе просил у вас уважения, начиная разговор; с вашим умом, вы бы могли понять это, - в негодовании пробормотал Шатов".
Откуда эта настойчивость в требовании уважения не к себе? Очень вероятно, что Шатову необходимо уважение Ставрогина и равенство с ним. Кроме того, он пытается сделать из Ставрогина такого же адепта, как и он сам - и так реализовать в своем поведении полярность уже не ученика, а Учителя. Шатов отказывается от уважения себе, хотя вначале требовал, чтобы Ставрогиным были приняты его чувства - делал для этого все, вплоть до проективной идентификации. Он теперь настаивает на уважении к самой идее, чтобы не потерять учителя, чтобы он не отступился...
" - Я не встал с первого вашего слова, не закрыл разговора, не ушел от вас, а сижу до сих пор и смирно отвечаю на ваши вопросы и... крики, стало быть, не нарушил еще к вам уважения".
Это не только и не столько проявление уважения, а подчеркивание доминирующей позиции в разговоре. Сохранить власть Ставрогин все-таки хочет, но не за счет того, чтобы принимать проекции Анимуса, идущие от Шатова.
" Шатов прервал, махнув рукой:
- Вы помните выражение ваше: "атеист не может быть русским", "атеист тотчас же перестает быть русским", помните это?
- Да? - как бы переспросил Николай Всеволодович.
- Вы спрашиваете? Вы забыли? А между тем это одно из самых точнейших указаний на одну из главнейших особенностей русского духа, вами угаданную.
Не могли вы этого забыть? Я напомню вам больше, - высказали тогда же: "не православный не может быть русским...".
Шатов не понимает отношения Ставрогина к вере и пытается прояснить это.
" - Если б я веровал, то, без сомнения, повторил бы это и теперь; я не лгал, говоря как верующий, - очень серьезно произнес Николай Всеволодович. - Но уверяю вас, что на меня производит слишком неприятное впечатление это повторение прошлых мыслей моих. Не можете ли вы перестать?".
Ставрогин опять говорит лишь косвенно и не желает говорить дальше. Он намекает, что раздвоен - но раздвоенность неприемлема для того, кто имеет духовную власть. Может быть, Ставрогин боится полностью разрушить проекции Шатова.
" - Если бы веровали? - вскричал Шатов, не обратив ни малейшего внимания на просьбу. - Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Говорили вы это? Говорили?".
Шатов шокирован, он в недоумении.
" - Но позвольте же и мне наконец спросить, - возвысил голос Ставрогин, - к чему ведет весь этот нетерпеливый и... злобный экзамен?
- Этот экзамен пройдет навеки и никогда больше не напомнится вам".
Теперь Ставрогин проясняет намерения Шатова, тот не раскрывает их (возможно, хочет, чтоб Ставрогин сам угадал их либо не понимает собственных намерений).
" - Вы все настаиваете, что мы вне пространства и времени"...
Намек на инфляцию Шатова, тот воспринимает это как приглашение огласить одержащую его идею. "Вне пространства и времени" - указание и на то, что разговор идет об архетипических влияниях, и на то, что время в стабильный вневременной период образуется Анимусом. Это выражение означает: "Мы оба под влиянием одной и той же надчеловеческой силы".
" - Молчите! - вдруг крикнул Шатов, - я глуп и неловок, но погибай мое имя в смешном! Дозволите ли вы мне повторить пред вами всю главную вашу тогдашнюю мысль... О, только десять строк, одно заключение. (Далее - длинная речь Шатова о народе-богоносце)".
Тот воспринимает это как приглашение огласить одержащую его идею и подчеркивает несопоставимость идеи и его Я.
" - Не думаю, чтобы не изменили (мысль), - осторожно заметил Ставрогин; - вы пламенно приняли и пламенно переиначили, не замечая того. Уж одно то, что вы бога низводите до простого атрибута народности...
Он с усиленным и особливым вниманием начал вдруг следить за Шатовым, и не столько за словами его, сколько за ним самим".
Приглашение к обсуждению идеи на философском уровне. Ставрогин ждет, что шатов станет человеком и опустится на человеческий уровень. Ставрогин чувствует, что перестал быть человеком, что он давно под влиянием инфляции - поэтому и манипулирует собеседником, чтобы тот вернул к человечности и его, и себя
" - Низвожу бога до атрибута народности? - вскричал Шатов, - напротив, народ возношу до бога. Да и было ли когда-нибудь иначе? Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества [...] Единый народ "богоносец" - это - русский народ и... и...".
Устами Шатова явно вещает автономный комплекс. Для Шатова этот комплекс повязан на Ставрогине, и Шатов проверяет реакцию Ставрогина реального. Он уже понял, что реальный Ставрогин и Ставрогин как внутренний объект (неотличимый от идеи) сейчас не одно и то же. Шатов хочет, чтобы все стало как было, чтобы Учитель соответствовал своей идее - но намерения ставрогина противоположны.
"...и неужели, неужели вы меня почитаете за такого дурака, Ставрогин, - неистово возопил он вдруг, - который уж и различить не умеет, что слова его в эту минуту или старая, дряхлая дребедень, перемолотая на всех московских славянофильских мельницах, или совершенно новое слово, последнее слово, единственное слово обновления и воскресения и... и какое мне дело до вашего смеха в эту минуту! Какое мне дело до того, что вы не понимаете меня совершенно, совершенно, ни слова, ни звука!.. О, как я презираю ваш гордый смех и взгляд в эту минуту.
Он вскочил с места; даже пена показалась на губах его".
Предвосхищение оценки, что даст ему и его идее Ставрогин, отказ от философской дискуссии: кажется, обвиняя Ставрогина в непонимании, Шатов отграничивается от него и присваивает себе идею. Теперь, когда Шатов отделился от Ставрогина, он цепляется за идею именно как за автономный комплекс, который осознается как самостоятельная одержащая идея, согласие на одержимость. Именно одержимый Шатов смеет высказать презрение.