Семкова Мария Петровна : другие произведения.

17. Психологические задачи сказок на разных этапах становления человеческой психики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для удобства я называю сказкой не только сказку - но и любую фантастическую историю для решения одной задачи - создания модели психической интеграции. Кроме сказок, в работе упомянуты произведения С. Лема и Э. - Т. - А. Гофмана


   Проблема сказок
   В самом общем виде, если сравнить сказки разных обществ - о том, как выйти за пределы мира частичных объектов к коллективному бессознательному, а также создать структуры коллективного сознания.
   В самом общем виде, если сравнить сказки разных обществ - о том, как выйти за пределы мира частичных объектов к коллективному бессознательному, а также создать структуры коллективного сознания.
   Проблема индивидуации
   Классическое исследование волшебной сказки с ясно очерченным Эго-комплексом, четкими функциями архетипических персонажей. Уровнем выше - феномены Самости в зрелой религиозной символике.
   Цели таких сказок. Восстановление связи Эго и бессознательного; воссоединение коллективных содержаний и обретение ими в диалоге с Эго четких функций и узнаваемых форм; последовательность проявления архетипических содержаний во времени; появление символа Самости и механизма трпансформации. Коллективная психика воссоединяется и обретает гибкую структуру. После этого возможна настоящая интеграция, и бессознательное становится относительно прозрачным ресурсом.
   Способы действия. Со стороны Эго - диалог и очень гибкий выбор линии поведения; трансформация - для архетипических персонажей; они же способны к обману и манипуляции.
   Э. Сэмюелс формулирует проблему - начинается ли индивидуация сразу, с рождения, или только с момента определения Эго-комплекса. В чем своеобразие коллективных содержаний во время становления Эго?
   Цели. Выделение Эго-комплекса из остального хаоса; превращение всей остальной психики в ресурс для структуры коллективного сознания: появление механизмов для выделения Эго-комплекса (это механизмы психологической защиты, особенно диссоциация и отрицание, травматическое повторение); создание символики травмы. Кажется, автономные комплексы имеют виды на Эго как на энергетический ресурс и готовы использовать его в своих целях. Отделяясь от Я, бессознательное теряет структуру, превращается в не поддающийся познанию хаос.
   Способы действия архетипических персонажей - поглощение Эго и других персонажей, слияние друг с другом, дублирование, появление снова и снова, исчезновение персонажей. Для Эго - расчленение, агрессивные схватки и убийство, Ю бегство, манипуляции. и обман (как и в зрелой волшебной сказке).
   Есть ли сказки, где проблема выделения Эго и проблема индивидуации сосуществуют? Может быть, там, где деструктивные персонажи - времен объектных отношений - становятся менее опасными и более символичными.
  
   Функции сказки
      -- Архаическая сказка - выделение Эго-комплекса и появление внешних и внутренних границ психики; проблема: как строить отношения с коллективной психикой; есть сказки о коллективной и об индивидуальной психике.
      -- Героический эпос - здесь ситуация сложнее. Изначально герой похож на символ полностью сложившегося Эго-комплекса. Ему противостоит уже сложившийся символ интеграции Тени. Оказывается, злая Тень - не хаос, а нечто, очень хорошо структурирующееся. Может быть, это символ, уже устаревший.
      -- Волшебная сказка - интеграция Эго-комплекса (вместо трех братьев в конце остается один протагонист); диалог с коллективной психикой; создание механизма трансформации; создание символики Самости, амбивалентной или светлой. Передача интегрирующей функции от Эго-комплекса Самости. Тень уже не опасна, она становится ресурсом. Может быть. такого культурного процесса и не было никогда - а владыка-злодей лишь символизирует страх перед этой теневой тенденцией, если она разовьется до предела. Возможно, мы с ней знакомы, так как настоящие тоталитарные империи процветали в двадцатом веке. Или же это символ более примитивного способа интеграции психики: когда целью выбирается свет и сознание, а единственным центром становится Эго-комплекс, Тень отзеркаливает это, первой видит опасность. Единственный центр более уязвим - стоит поглотить его, и развалится вся структура. Так происходит в эпосах "Гэсэр" и "Джангар" - отъезд главного героя неминуемо ведет к вражеской оккупации. Героя спасает лишь то, что он пребывает в это время в ином мире. Героический эпос - это исследование эффективности центра интеграции психики и теневых возможностей, скрытых за видимым благополучием интеграции под эгидой Эго-комплекса.
      -- Романтическая сказка - опробование разных моделей интеграции, доведение до предела одного из способов - униполярного, когда появляется Злодей-контролер; управление трансформацией - особенно смешно у Лемма.
  
   По своим психологическим целям и задачам между архаичными и волшебными сказками находятся сказки о героях-мстителях. Их не так уж много.
   Горячий Камень и Покатигорошек
   Мотив зачатия от камня широко распространен и у восточных славян. Так зачинают только мальчиков - и у славян, и у индейцев.
   Героя зачинают после гибели его семьи, в отсутствие отца - он незаконнорожденный. И Горячий Камень, и Покатигорошек нужны в первую очередь для восстановления семьи (сохранения гомеостаза психики) и для мести разрушителю этой семьи.
   В результате этой гомеостабилизирующей роли после победы и возвращения родственников герой становится не нужен; Покатигорошек становится горошиной и катится странствовать дальше, а Горячий Камень превращаетсмя в камень ради вечной памяти о его подвиге.
   Его человеческая природа существует недолго, и он возвращается к своей истинной сущности. Из-за его образов - горошины и камня (символы зачатка Самости - вечной либо прорастающей, растительной), из-за его восстанавливающей функции мы можем предположить, что эти герои воплощают не столь Эго-комплекс, сколь Самость, пока она пребывает в связи с индивидуальным в психике. Эго-комплекс здесь еще не сложился (?), а Самость весьма деструктивна и отсекает опасные теневые содержания. Значит, сказки этого типа находятся на границе сказок архаичных (о насильственном выделении Эго-комплекса) и волшебных (об интеграции психики по инициативе героя, воплощающего Эго-комплек).
  
   Проблема и задача романтической сказки
   Функция романтической, фантасмагорической сказки - от Э. - Т. - А. Гофмана до С. Лема - управляемая трансформация, ее блага и опасности; выяснение того, каковы ограничения человеческой природы и преодолимы ли они (если да, то какой ценой?). Задача героя такой сказки - научиться отличать истинный символ от поддельного, устаревшего или неполного (см. новеллу Э. - Т. - А. Гофмана "Повелитель блох"; роман Г. Мейринка "Ангел Западного окна").
   Абсурд в сказке.
   Есть ли сказочные сюжеты, подающие социум как абсурдный? Или он всегда единственно возможный, а успешные решение всегда осуществимые, правильные и полезные для психики?
  
   Романтик
   Сказкой романтиков создается новая норма - каким должен быть художник романтической эпохи или просто человек, живущий по моде романтизма. Персону романтика создает группа творцов. Задача - активное формирование собственной психики, индивидуальности, личности.
   Получается парадокс - в такую Персону включен и сам механизм ее создания. В результате границы между Я и самостью стираются, и важной характеристикой такой личности становится нарциссизм.
   Когда путь индивидуации описан (в сказках, например), то он оказывается уже чуть устаревшим и подходит для детей. Модель Я, эго-комплекс при этом совпадает с Персоной.
   Романтики сделали новое - их идеалом был не зрелый и стабильный человек, а молодой, экспериментирующий с любыми психическими содержаниями.
   Кто богаче и сильнее, кто ближе к природе человека - эмпирическое Я, Эго-комплекс (в сказках лишенный внутреннего измерения) или Персона? Нет ответа. Опасно, когда Персона или Эго-комплекс стремится к единоличной власти.
  
   С. Лем:
   Основная линия многих его произведений - управление, манипулирование, переделывание собственной сущности; правда, попытки эти или комичны, или страшны, или неэффективны. В "Двадцать первом путешествии Ийона Тихого" люди давно до неузнаваемости изменили свой облик и психологию, и лишь роботы, прежде бывшие швейными машинами, остались религиозны - и поклоняются теперь не всемогущему, а предельно беспомощному Богу. В одной из "Сказок роботов" о гениальном конструкторе Трурле ("Блаженство") речь идет о создании модели мира, который идеально подходил бы его обитателям.
   Психологическая задача таких произведений С. Лема - определение границ свободы в творении собственной психики и избавлении е от иллюзий всемогущества. Э. - Т. - А. Гофман же этим иллюзорным всемогуществом запугивает читателя - стоит вспомнить его истории о механических куклах (новелла "Автоматы" и история куклы Олимпии в "Песочном человеке").
  

Разные задачи сказок

   Сказки и мифы:
   Есть альтер-эго (например, сестра, живущая вместе с братом). Есть эго-пустышка, ненадежный контейнер теневых архетипических влияний (да так, что Тень здесь неотличима от Безмерного). В архаичных и некоторых волшебных сказках речь идет о ранних объектных отношениях, и не всегда легко понять, где частичное эго: вероятно, у слушателя сказки, а в самой сказке есть частичные объекты.
  
   Усовершенствование человеческой природы
   Похоже, что идеи о возвращении психики к истокам, косвенно отразившееся в его стиле, порождено и ситуацией начала ХХ века - крах позитивистской картины мира, надежда на воскрешение мифа.
   Сейчас, может быть, в ходу романтическая по своему происхождению идея о сознательном усовершенствовании и обогащении психики и человеческой природы вообще.Крайний выразитель этой тенденции - С. Лем, особенно в "Путешествиях Ийона Тихого" и "Сказках роботов".
   Кто-то может построить систему из элементов по своем произволу и для своих целей, и уже потом определить, жизнеспособна она или нет и работает ли именно в нужном направлении; степень сложности жесткости в таких системах может быть разной. Или же система может возникнуть путем самосборки; это живые системы, сами регулирующие свою гибкость и сложность, а цели они могут порождать сами.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"