Почему для интерпретаций были выбраны именно произведения Э. Т. А. Гофмана, да еще и не столь известные?
Мне они кажутся актуальными и сейчас, и вот почему.
--
Гофман был одним из первых авторов, создававшим сказки не для детей. Подобные сказки-романы стали почему-то нужны именно в наше время. видимо, классическая фольклорная сказка больше не предусматривает всех возможностей становления личности и индивидуации.
--
Похожие, но более серьезные произведения, например, сказки В. Одоевского, сейчас основательно забыты. Сказки и новеллы Гофмана с их намеренным перемешиванием реального и волшебного, смешного и жуткого живы до сих пор - а таки е особенности стиля и композиции и сейчас применяют авторы, пишущие в жанре фэнтези, особенно юмористического.
--
Сказки и новеллы Гофмана описывают не тот классический путь индивидуации, исследованный К. Г. Юнгом: когда успешная зрелая личность оборачивается к реальности своей души. напротив, стиль жизни героя Гофмана в юности характеризуется витанием в фантазиях, некоторым эскапизмом, длительными конфликтами по поводу профессиональной, социальной, гендерной и личностной идентичности; результатом такой индивидуации является способность строить реальные отношения и воплощать фантазии в искусстве. Все это характерно и для массовой личности нашего времени.
Исследование написано в юнгианском ключе, на стыке с психологией объектных отношений, поэтому рекомендую ознакомиться:
--
с "Красной Книгой" К. Г. Юнга, она уже опубликована на русском языке.
--
Со справочным материалом с сайта "Юнгланд" (что такое индивидуация, Тень, Персона, Анима и Анимус, Самость).
--
С книгой Д. Калшеда "Внутренний мир травмы".
--
С книгой М. Кляйн "Зависть и благодарность".
--
Со статьей об идеях У. Биона "Введение в работу У. Биона "Научение на опыте переживания".
--
Со статьей В. Каст "Анима/анимус" о мужском Анимусе (на сайте "Юнгланд").
Все это есть в Интернете.
***
Занявшись вплотную новеллами Гофмана, я долго не могла понять, почему они так прихотливы и смешны, почему создают впечатление сфабрикованного хаоса. Это почти полностью затормозило работу, и тогда мне приснился сон.
В грозовую ночь я выхожу подышать воздухом, на свой балкон семнадцатого этажа. Там стоит кто-то, одетый в старомодный темно-зеленый сюртук, от него попахивает прогретой мокрой шерстью, перегаром и чем-то химическим, может быть, лекарством.
Он обернулся и оказался Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом собственной персоной - таким, как изобразил себя на известном автопортрете. Ему очень понравился оранжевый свет фонарей, а вспышки молний стали чередоваться с разноцветными фейерверками.
- Это стихийные духи так забавляются, - сказал он.
Тогда я спросила:
- А почему Ваши волшебные персонажи такие странные и смешные?
Он взглянул вниз - и я тоже. Внизу были скалы, окружившие глубокую яму, на дне которой ползал огромный бескрылый дракон. Он ползал и ползал по кругу, и был слишком велик, чтоб удобно вытянуться, и слишком тяжел, чтобы выбраться. Городской пейзаж проецировался на этот провал и казался прозрачным.
- Видите ли, сударыня. Чтоб проникнуть в мир людей, так называемое общество, надо твердость, чтоб не стать плоским. Чтоб отправиться в Атлантиду, как студент Ансельм, нужна большая сила, чтоб не раствориться в воздухе, выбираясь из туннеля. Поэтому мои герои - химеры, составленные из разносущных частей.
Он сказал так и спрыгнул с балкона, но не упал, а исчез.