Почему-то познание, и не только философское, считается нежелательным для детей, хотя о его опасности нам говорят еще в раннем детстве. Сказок на эту тему мало - разве что "Козленок, который умел считать до десяти" и "Слоненок" Киплинга.
В кататимно-имагинативной терапии (символдраме) мотив Цветка используется в основном как диагностический. Однако, созерцание воображаемого цветка несет массу проекций, связанных как с постуральным тонусом на данный момент, так и с очень обширным контекстом, включающим как индивидуальные, так и коллективные содержания. Мотив Цветка выполняется, как правило, "наивным" клиентом, и большой интерес представляет то, как клиент во время визуализации остается в рамках практически только индивидуальных содержаний. Вероятно, обширные проекции, связанные именно с телесными ощущениями, позволяют такому клиенту удерживаться в рамках только индивидуальных содержаний.
"Все может стать символом, только не надо слишком буквализировать!" Присловье современных российских юнгианцев. Современное научное знание фрагментировано,. В психологической практике очень важна идея целостности: необходимо знание целостное, преодолевающее границыи субъективно значимое. Последователи К. Г. Юнга оригинальными способами "присваивают" современные научные знания - целям и исходам этого процесса посвящена данная статья.
Мария-Луиза фон Франц впервые описала комплекс Вечного Юноши. Но его облик оказался странно стертым, фрагментированным и вялым. Такой призрачный юноша кажется почти мертвым, и не создается впечатления, что за всем этим стоят архетипические содержания. Поэтому на материале русского рока 1980-90-х гг. я попыталась восполнить образ Вечного Юноши.
Аннотация. Статья посвящена тому, для чего служит птичье обличие феминности в башкирском кубаире "Урал-Батыр" и связи такой формы феминного с развитием жестких границ содержаний коллективного сознания. Для сравнительной интерпретации использованы упоминания сказочных и реальных птиц, сделанные Марией-Луизой фон Франц в ее работах "Феномены Тени и зла в волшебной сказке", "Толкование волшебных сказок" и "Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке". Ключевые слова: героический эпос, волшебная сказка, феминное, анима, коллективное сознание, птицы
Это попытка психологической интерпретации повести Евг. Богата "Четвертый лист пергамента". Это повесть-фэнтези об очень сложном кризисе и написанная в критическое время. А сейчас она может быть важна тем, что в ней речь идет об изменениях СПОСОБОВ интеграции психики (а не просто об изменении феноменов Самости) и о том, как психика,хронически травмированноя и богатая шизоидными чертами, обращается со своими объектами.
О том, как жесткие структуры создают иллюзию целостности и связности в мирах фэнтези - и в психике. Для анализа использованы некоторые произведения С. Кинга - и особенно цикл "Темная Башня"
Мы здесь встретимся отнюдь не с классическими представлениями юнгианского анализа об индивидуации. Для того, чтобы понять, что же именно описано в произведениях Гофмана, нам понадобятся идеи У. Биона о Безмерном и о "странных объектах", а также представления Гантрипа и Фэйрберна о частичных эго и частичных объектах. Крайне важны будут и идеи Д. Калшеда о Теневой (Деструктивной) Самости.
Как и кто вызывает одержимость и безумие? Как он это делает и почему тот, кто насылает безумие, неуловим? Отношения внутреннего вредителя и его жертвы исследуются на примере новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Песочный Человек"
Интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Выбор невесты" У этой новеллы не один протагонист, а двое - чиновник и художник. Почему такая раздвоенность стала важной?
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Королевская невеста". На наивной девушке чуть было не женился овощной король. Так почему же реальная девушка или незрелая Анима, несмотря на все испытания, так и не взрослеет?
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Майорат" В случаях серьезных травм восстановление обновленной психики берут на себя влияния маскулинной Персоны/Анимуса/Теневой Самости. А на Аниму проецируются содержания страхов, из-за чего она становится еще более хрупкой.
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Советник Креспель". При усилении влияний Теневой Самости Анимус контролирует Аниму и этим обессиливает ее.
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Состязание певцов". В этой новелле мы увидим удачный вариант решения проблемы Анимы и Анимуса в творчестве мужчины.
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. А. Гофмана "Артуров зал" Состояние Анимы в произведениях Гофмана странно - она неуловима и лишена сексуальности. В отношениях с нею нужен посредник. Посредничеством и компенсацией такого состояния Анимы занимается мужской Анимус.
Интеграция психических содержаний вокруг единого центра считается нормой и благом. Но есть патологии, связанные с чрезмерным значением этого центра - недаром нас так пугают всяческие тоталитарные организации... Работа написана на базе "Бесов" Ф. М. Достоевского, "Сказок и Фите" и "Мы" Е. Замятина, "Чевенгура" А. Платонова.
О том, как в сказке и мифе описывается появление структур психики и ее движения во времени. Для интерпретации использованы сюжеты из Тематического указателя Ю. Е. Березкина, "Сказки роботов" и "Путешествия Ийона Тихого" С. Лема
Каковы отношения протагониста сказки и архетипического персонажа? Чему они служат? Для психологической интерпретации использованы в основном сказки из тематического указателя Ю. Е. Березкина
О формах существования психических содержаний - фантазме, автономном комплексе, полноценном символе. О диалоге с архетипическим персонажем. Использованы сказки, мемуары А. Белого, поэма М. Цветаевой "Царь-Девица"
О том, в каких случаях архетипический персонаж служит развитию психики и когда - травме. Использованиы сказки из Тематического указателя Ю. Е. Березкина, произведения Х. Мураками.
Интерпретация цитированного Юнгом индейского предания об изобретении лука, мифов о культурных героях и создании ландшафта. Создание подходящего символа стирает историю развития данного психического содержания.
Эта ось наметилась еще в архических сказках, но развилась довольно поздно. Для интерпретации использовались сказки Тематического указателя Ю. Е. Березкина, предания с сайта "Фольклор и постфольклор", произведения Э. - Т.- А. Гофмана и Дж. Р. Р. Толкиена
Для анализа используются произведения М. Пришвина ("Кащеева цепь"), Э. - Т. -А. Гофмана ("Песочный Человек"), Т. Харриса ("Молчание ягнят") и С. Кинга ("Темная Башня", "Оно", "История Лизи").
Травма задает особые способы интеграции. Для иллюстрации этого процесса использованы произведения Э. - Т. - А. Гофмана и С. Кинга - "Оно", "Темная Башня", ""талисман", "Бессонница",
Юнгианцы - оптимисты, но архетипические содержания отнюдь не всегда целительны. В первую очередь они травмируют. Почему? Для интерпретации использованы произведения Х. Мураками - главным образом, "Охота на овец", "Кафка на пляже" и "Хроники Заводной Птицы"
Чтобы Добро и Зло могли взаимодействовать, между ними должна существовать четкая и гибкая граница. Каковы персонажи, обеспечивающие сохранность этой границы?
Интерпретация образа Героя - травмированного дитяти. О расщеплении образа Герой/Антигерой. Использованы: "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, эпопея о Гарри Поттере К. Дж. Роулинг, "Темная Башня" и "Талисман" С. Кинга, "Темные Начала" Ф. Пуллмена, "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена, сказки из Тематического Указателя Ю. Е. Березкина.
Об особенностях злодеев и антигероев в фантастических повествованиях. Имеется два основных варианта - амбивалентный персонаж с функциями трикстера (что характерно для произведений Э. - Т. - А. Гофмана и М. Булгакова) и тот, кто консолидирует Тень: Злодей-Контролер. Чтобы понять, кто это такой, нам понадобится "Властелин Колец" и эпопея о Гарри Поттере.
Пара - мир наш и мир иной - это очень древняя конструкция. Представление о множественности миров и непонятности связей между ними - проблема современная; связана она с фрагментированностью, усложненностью и противоречивостью современного нам коллективного сознания.
Для удобства я называю сказкой не только сказку - но и любую фантастическую историю для решения одной задачи - создания модели психической интеграции. Кроме сказок, в работе упомянуты произведения С. Лема и Э. - Т. - А. Гофмана
Стивен Кинг описывает очень своеобразную, но неудачную модель интеграции психики в состоянии травмы: как бы ни интегрировалось Эго, архетипические влияния и связи предельно выхолащиваются. Для интерпретации использована эпопея С. Кинга "Темная Башня" и некоторые связанные с нею произведения - "Противостояние", "Мобильник" и особенно "Бессонница"
Дж. Р. Р. Толкиен описал чрезвычайно сложную модель психической интеграции, которая служт и нашим современникам. Тому, как происходит консолидация Тени и как при этом создаются символы Самости, посвящены "Неоконченные сказания Средиземья и Нуменора", "Книга утраченных сказаний" и "Сильмариллион"
Чем может быть интересен старый и зачастую скучноватый героический эпос? А тем, что описанные в нем способы интеграции психики очень близки современным.
9. Персона и Тень49k "О способах интеграции психики в сказке и фэнтези"
О том, что Тень и Персона существуют в паре и даже могут меняться ролями. Для интерпретации использованы произведения Э. -Т. - А. Гофмана, С. Лема, А. и Б. Стругацких.
О символике целостности психики в архаических сказках и мифах - а они сильно отличаются от привычной нам символики Самости и интеграции. Сюжеты взяты из Тематического Указателя Ю. Е. Березкина.
Юнгианцами хорошо исследованы волшебные сказки, но сказки более древние юнгианским толкованиям поддаются не всегда. Так каковы же особенности древних сказок и что эти сказки психологически значат?
Трактовка тех, кто поглощает как материнских содержаний не всегда правомерна. Так каковы же соотношения ужасного и оберегающего, контейнера и контейнируемого в психике? Какие функции приписываются материнским влияниям?
Если материнскиевлияния неудовлетворительны, то создание целостности начинается в области бессознательного куда раньше, чекм в сознании - как и кем создается эта целостность?
О том, как можно использовать воззрения У. Биона, Г. Гантрипа, Д. Винникотта в анализе самых древних сказок. А также о том, как значим для психологии Тихоокеанский миф, впервые описанный Ю. Е. Березкиным
Изначальная модель психики семья, ее ядро - брат и сестра. Психика должна сохранить ту же структуру, но приобрести новые содержания, связывающие ее с коллективным бессознательным.Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Как представлены и чему служат жуткие двуполые персонажи мифов, сказок, некоторых оккультных источников. Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Психика формирует гендерную идентичность, отказываясь от чуждого, а потом уже воспринимая то, что нужно. Этому посвящены сказки о расставании брата и сестры Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Я пишу так, чтобы Анима и Анимус оказались четко разграниченными как идеальные модели гендера. И тогда создается впечатление, что это отдельные психики, мужская и женская, дополняющие друг друга как полярности, но не способные к диалогу. Универсальны ли гендерные различия - или это зависит от культуры, откуда произошла сказка? В то же время я хочу, чтобы архетипические символы образовали спектр и не выглядели изолированными друг от друга сущностями: Отец - Дух - Анимус мужчины... Либретто взято отсюда: http://libretto-oper.ru/verdi/aida
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
На поверхности в образе современной женской Анимы находится Принцесса типа той, что была в сказке о короле Дроздобороде - капризная, требовательная, независимая кукла. А внутри - пленница, не желающая, в отличие от сказочной принцессы, полюбить этого короля.
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
О становлении Персоны профессионала, о ее опасностях и рисках. Для анализа использованы произведения братьев Стругацких, К. С. Льюиса, А. Беляева. Благодарность Семену Чипееву за идею использовать роман "Отягощенные злом"
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Семену Чипееву - если б не ты, я не писала бы об этом, я бы так жила. Когда я начала писать это, то не читала Ф. Пуллмана, не знала о даймонах и альмах. О Проводниках я знаю из шаманских легенд, а легенду о медведице Гризли нашла в Указателе сказочных сюжетов Ю. Е. Березкина
Медицинские правила, прметы и суеверия запрещают медику идентифицироваться с больным. Выгорание способствует болезненной идентификации. Как связаны эти процессы?
в отношенях с больными складывается ритуал, подобный древним обрядаам инициации; он может внести весомый вклад в формирование эмоционального выгорания медиков. Написано в соавторстве с Д. Р. Мерзляковой
В субкультуре "скорой" формируются ритуальное и реальное пространства контакта со своими механизмами прерывания. Их взаимодействие может вести к эмоциональному выгоранию сотрудников
Ритуалы, складывающиеся в отношениях больных и медиков, могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания. Написано в соавторстве с Д. Р. Мерзляковой
Анализируются новеллы с очень сложной проблематикой - "Магнетизер" и "Зловещий гость" (фрагмент романа "Серапионовы братья"). О взаимоотношениях деструктивной Самости, Духа, Тени и Персоны; о создании символики Самости, имеющей структуру психотического Я; о природе Анимуса мужчины.
Анализ проблематики Персоны и Тени: как можно спутать социальный конструкт, реальность и принцип индивидуации. Использованы сказки "Неизвестное дитя"(в другихз переводах - "Чудесное дитя", "Неведомое дитя" - отрывок романа "Серапионовы братья") и Крошка Цахес по прозванию Циннобер".