Ритуалы, складывающиеся в отношениях больных и медиков, могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания. Написано в соавторстве с Д. Р. Мерзляковой
В субкультуре "скорой" формируются ритуальное и реальное пространства контакта со своими механизмами прерывания. Их взаимодействие может вести к эмоциональному выгоранию сотрудников
Семену Чипееву - если б не ты, я не писала бы об этом, я бы так жила. Когда я начала писать это, то не читала Ф. Пуллмана, не знала о даймонах и альмах. О Проводниках я знаю из шаманских легенд, а легенду о медведице Гризли нашла в Указателе сказочных сюжетов Ю. Е. Березкина
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Аннотация. Статья посвящена тому, для чего служит птичье обличие феминности в башкирском кубаире "Урал-Батыр" и связи такой формы феминного с развитием жестких границ содержаний коллективного сознания. Для сравнительной интерпретации использованы упоминания сказочных и реальных птиц, сделанные Марией-Луизой фон Франц в ее работах "Феномены Тени и зла в волшебной сказке", "Толкование волшебных сказок" и "Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке". Ключевые слова: героический эпос, волшебная сказка, феминное, анима, коллективное сознание, птицы
Психика формирует гендерную идентичность, отказываясь от чуждого, а потом уже воспринимая то, что нужно. Этому посвящены сказки о расставании брата и сестры Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Чем может быть интересен старый и зачастую скучноватый героический эпос? А тем, что описанные в нем способы интеграции психики очень близки современным.
На поверхности в образе современной женской Анимы находится Принцесса типа той, что была в сказке о короле Дроздобороде - капризная, требовательная, независимая кукла. А внутри - пленница, не желающая, в отличие от сказочной принцессы, полюбить этого короля.
Анализ проблематики Персоны и Тени: как можно спутать социальный конструкт, реальность и принцип индивидуации. Использованы сказки "Неизвестное дитя"(в другихз переводах - "Чудесное дитя", "Неведомое дитя" - отрывок романа "Серапионовы братья") и Крошка Цахес по прозванию Циннобер".
Дж. Р. Р. Толкиен описал чрезвычайно сложную модель психической интеграции, которая служт и нашим современникам. Тому, как происходит консолидация Тени и как при этом создаются символы Самости, посвящены "Неоконченные сказания Средиземья и Нуменора", "Книга утраченных сказаний" и "Сильмариллион"
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
12. Люди лагеря7k "Телесные трансформации Альберта Лихтенберга"
Как и кто вызывает одержимость и безумие? Как он это делает и почему тот, кто насылает безумие, неуловим? Отношения внутреннего вредителя и его жертвы исследуются на примере новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Песочный Человек"
Я пишу так, чтобы Анима и Анимус оказались четко разграниченными как идеальные модели гендера. И тогда создается впечатление, что это отдельные психики, мужская и женская, дополняющие друг друга как полярности, но не способные к диалогу. Универсальны ли гендерные различия - или это зависит от культуры, откуда произошла сказка? В то же время я хочу, чтобы архетипические символы образовали спектр и не выглядели изолированными друг от друга сущностями: Отец - Дух - Анимус мужчины... Либретто взято отсюда: http://libretto-oper.ru/verdi/aida
Стивен Кинг описывает очень своеобразную, но неудачную модель интеграции психики в состоянии травмы: как бы ни интегрировалось Эго, архетипические влияния и связи предельно выхолащиваются. Для интерпретации использована эпопея С. Кинга "Темная Башня" и некоторые связанные с нею произведения - "Противостояние", "Мобильник" и особенно "Бессонница"
Мы здесь встретимся отнюдь не с классическими представлениями юнгианского анализа об индивидуации. Для того, чтобы понять, что же именно описано в произведениях Гофмана, нам понадобятся идеи У. Биона о Безмерном и о "странных объектах", а также представления Гантрипа и Фэйрберна о частичных эго и частичных объектах. Крайне важны будут и идеи Д. Калшеда о Теневой (Деструктивной) Самости.
Для удобства я называю сказкой не только сказку - но и любую фантастическую историю для решения одной задачи - создания модели психической интеграции. Кроме сказок, в работе упомянуты произведения С. Лема и Э. - Т. - А. Гофмана
Пара - мир наш и мир иной - это очень древняя конструкция. Представление о множественности миров и непонятности связей между ними - проблема современная; связана она с фрагментированностью, усложненностью и противоречивостью современного нам коллективного сознания.
Как представлены и чему служат жуткие двуполые персонажи мифов, сказок, некоторых оккультных источников. Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
О том, как можно использовать воззрения У. Биона, Г. Гантрипа, Д. Винникотта в анализе самых древних сказок. А также о том, как значим для психологии Тихоокеанский миф, впервые описанный Ю. Е. Березкиным
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Об особенностях злодеев и антигероев в фантастических повествованиях. Имеется два основных варианта - амбивалентный персонаж с функциями трикстера (что характерно для произведений Э. - Т. - А. Гофмана и М. Булгакова) и тот, кто консолидирует Тень: Злодей-Контролер. Чтобы понять, кто это такой, нам понадобится "Властелин Колец" и эпопея о Гарри Поттере.
Интерпретация образа Героя - травмированного дитяти. О расщеплении образа Герой/Антигерой. Использованы: "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, эпопея о Гарри Поттере К. Дж. Роулинг, "Темная Башня" и "Талисман" С. Кинга, "Темные Начала" Ф. Пуллмена, "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена, сказки из Тематического Указателя Ю. Е. Березкина.
Чтобы Добро и Зло могли взаимодействовать, между ними должна существовать четкая и гибкая граница. Каковы персонажи, обеспечивающие сохранность этой границы?
Юнгианцы - оптимисты, но архетипические содержания отнюдь не всегда целительны. В первую очередь они травмируют. Почему? Для интерпретации использованы произведения Х. Мураками - главным образом, "Охота на овец", "Кафка на пляже" и "Хроники Заводной Птицы"
Травма задает особые способы интеграции. Для иллюстрации этого процесса использованы произведения Э. - Т. - А. Гофмана и С. Кинга - "Оно", "Темная Башня", ""талисман", "Бессонница",
Эта ось наметилась еще в архических сказках, но развилась довольно поздно. Для интерпретации использовались сказки Тематического указателя Ю. Е. Березкина, предания с сайта "Фольклор и постфольклор", произведения Э. - Т.- А. Гофмана и Дж. Р. Р. Толкиена
Интерпретация цитированного Юнгом индейского предания об изобретении лука, мифов о культурных героях и создании ландшафта. Создание подходящего символа стирает историю развития данного психического содержания.
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. А. Гофмана "Артуров зал" Состояние Анимы в произведениях Гофмана странно - она неуловима и лишена сексуальности. В отношениях с нею нужен посредник. Посредничеством и компенсацией такого состояния Анимы занимается мужской Анимус.
Если материнскиевлияния неудовлетворительны, то создание целостности начинается в области бессознательного куда раньше, чекм в сознании - как и кем создается эта целостность?
О том, в каких случаях архетипический персонаж служит развитию психики и когда - травме. Использованиы сказки из Тематического указателя Ю. Е. Березкина, произведения Х. Мураками.
О формах существования психических содержаний - фантазме, автономном комплексе, полноценном символе. О диалоге с архетипическим персонажем. Использованы сказки, мемуары А. Белого, поэма М. Цветаевой "Царь-Девица"
Каковы отношения протагониста сказки и архетипического персонажа? Чему они служат? Для психологической интерпретации использованы в основном сказки из тематического указателя Ю. Е. Березкина
О том, как в сказке и мифе описывается появление структур психики и ее движения во времени. Для интерпретации использованы сюжеты из Тематического указателя Ю. Е. Березкина, "Сказки роботов" и "Путешествия Ийона Тихого" С. Лема
Интеграция психических содержаний вокруг единого центра считается нормой и благом. Но есть патологии, связанные с чрезмерным значением этого центра - недаром нас так пугают всяческие тоталитарные организации... Работа написана на базе "Бесов" Ф. М. Достоевского, "Сказок и Фите" и "Мы" Е. Замятина, "Чевенгура" А. Платонова.
Трактовка тех, кто поглощает как материнских содержаний не всегда правомерна. Так каковы же соотношения ужасного и оберегающего, контейнера и контейнируемого в психике? Какие функции приписываются материнским влияниям?
Анализируются новеллы с очень сложной проблематикой - "Магнетизер" и "Зловещий гость" (фрагмент романа "Серапионовы братья"). О взаимоотношениях деструктивной Самости, Духа, Тени и Персоны; о создании символики Самости, имеющей структуру психотического Я; о природе Анимуса мужчины.
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Состязание певцов". В этой новелле мы увидим удачный вариант решения проблемы Анимы и Анимуса в творчестве мужчины.
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Юнгианцами хорошо исследованы волшебные сказки, но сказки более древние юнгианским толкованиям поддаются не всегда. Так каковы же особенности древних сказок и что эти сказки психологически значат?
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Советник Креспель". При усилении влияний Теневой Самости Анимус контролирует Аниму и этим обессиливает ее.
Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Майорат" В случаях серьезных травм восстановление обновленной психики берут на себя влияния маскулинной Персоны/Анимуса/Теневой Самости. А на Аниму проецируются содержания страхов, из-за чего она становится еще более хрупкой.
Психологическая интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Королевская невеста". На наивной девушке чуть было не женился овощной король. Так почему же реальная девушка или незрелая Анима, несмотря на все испытания, так и не взрослеет?
О символике целостности психики в архаических сказках и мифах - а они сильно отличаются от привычной нам символики Самости и интеграции. Сюжеты взяты из Тематического Указателя Ю. Е. Березкина.
9. Персона и Тень49k "О способах интеграции психики в сказке и фэнтези"
О том, что Тень и Персона существуют в паре и даже могут меняться ролями. Для интерпретации использованы произведения Э. -Т. - А. Гофмана, С. Лема, А. и Б. Стругацких.
Изначальная модель психики семья, ее ядро - брат и сестра. Психика должна сохранить ту же структуру, но приобрести новые содержания, связывающие ее с коллективным бессознательным.Если источник сказки не указан, то он взят из "Тематической классификации и распределения фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" Ю. Е. Березкина, http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Интерпретация новеллы Э. - Т. - А. Гофмана "Выбор невесты" У этой новеллы не один протагонист, а двое - чиновник и художник. Почему такая раздвоенность стала важной?
Для анализа используются произведения М. Пришвина ("Кащеева цепь"), Э. - Т. -А. Гофмана ("Песочный Человек"), Т. Харриса ("Молчание ягнят") и С. Кинга ("Темная Башня", "Оно", "История Лизи").
Медицинские правила, прметы и суеверия запрещают медику идентифицироваться с больным. Выгорание способствует болезненной идентификации. Как связаны эти процессы?
О становлении Персоны профессионала, о ее опасностях и рисках. Для анализа использованы произведения братьев Стругацких, К. С. Льюиса, А. Беляева. Благодарность Семену Чипееву за идею использовать роман "Отягощенные злом"
О том, как жесткие структуры создают иллюзию целостности и связности в мирах фэнтези - и в психике. Для анализа использованы некоторые произведения С. Кинга - и особенно цикл "Темная Башня"
В кататимно-имагинативной терапии (символдраме) мотив Цветка используется в основном как диагностический. Однако, созерцание воображаемого цветка несет массу проекций, связанных как с постуральным тонусом на данный момент, так и с очень обширным контекстом, включающим как индивидуальные, так и коллективные содержания. Мотив Цветка выполняется, как правило, "наивным" клиентом, и большой интерес представляет то, как клиент во время визуализации остается в рамках практически только индивидуальных содержаний. Вероятно, обширные проекции, связанные именно с телесными ощущениями, позволяют такому клиенту удерживаться в рамках только индивидуальных содержаний.
Это попытка психологической интерпретации повести Евг. Богата "Четвертый лист пергамента". Это повесть-фэнтези об очень сложном кризисе и написанная в критическое время. А сейчас она может быть важна тем, что в ней речь идет об изменениях СПОСОБОВ интеграции психики (а не просто об изменении феноменов Самости) и о том, как психика,хронически травмированноя и богатая шизоидными чертами, обращается со своими объектами.
в отношенях с больными складывается ритуал, подобный древним обрядаам инициации; он может внести весомый вклад в формирование эмоционального выгорания медиков. Написано в соавторстве с Д. Р. Мерзляковой
Почему-то познание, и не только философское, считается нежелательным для детей, хотя о его опасности нам говорят еще в раннем детстве. Сказок на эту тему мало - разве что "Козленок, который умел считать до десяти" и "Слоненок" Киплинга.
"Все может стать символом, только не надо слишком буквализировать!" Присловье современных российских юнгианцев. Современное научное знание фрагментировано,. В психологической практике очень важна идея целостности: необходимо знание целостное, преодолевающее границыи субъективно значимое. Последователи К. Г. Юнга оригинальными способами "присваивают" современные научные знания - целям и исходам этого процесса посвящена данная статья.
Мария-Луиза фон Франц впервые описала комплекс Вечного Юноши. Но его облик оказался странно стертым, фрагментированным и вялым. Такой призрачный юноша кажется почти мертвым, и не создается впечатления, что за всем этим стоят архетипические содержания. Поэтому на материале русского рока 1980-90-х гг. я попыталась восполнить образ Вечного Юноши.