Аннотация: Интерпретация русской сказки "Василиса Поповна". Текст сказки взят отсюда:http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev183.php
Этот сюжет выбран мною для сравнения - потому, что он не связан ни с тем, что сестру оклеветали, ни с тем, что надо спасать какого-то из значимых для нее мужчин. Эта сказка - не волшебная и не миф, так что речь в ней идет о психике собственно человеческой.
Василиса Поповна
"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Василий-поп. У него была дочь Василиса Васильевна. Одевалась она в мужское платье, ездила верхом на лошади, стреляла из ружья и все делала совсем не по-девичьи, так что очень немногие знали, что она -- девушка, а думали, что она -- мужчина, и звали ее Василием Васильевичем; а больше потому, что Василиса Васильевна была охоча до водки; а это, знашь, девушкам совсем не к лицу".
В зачине сказки мы видим дефицит феминости - у героини нет матери. Кроме того, речь идет о каких-то подспудных разногласиях в области мужской Персоны: гораздо понятнее было бы, если б поповкая дочь поступила в духовную семинарию - но она стала воином и охотником. Итак, девушка воплощает в жизнь эталон агрессивной мужской Персоны, отказываясь от каких бы то ни было родительских влияний. Зачем ей это надо, не важно.
"Вот единова царь Бархат (так звали царя той стороны) поехал поохотиться за дичинкой, и ему навстречу попалась Василиса Васильевна. Ехала она верхом в мужской одежде тоже за охотой. Царь Бархат, увидав ее, спрашивает у своих слуг: "Кто это такой молодой человек?" Один слуга ему и отвечает: "Это ведь, царь, не мужчина, а девушка; мне доведомо известно, что это дочь попа Василия и что зовут ее Василисой Васильевной".
Имя царя нетипично для русских сказок. Оно говорит о внешней царской мягкости, о тихой ласке и роскоши, к внешнему блеску. На охоту он едет потому, что все цари так делают. В образе этого царя воплощается не только и не столько центр интеграции коллективного сознания, но и еще один тип мужской Персоны - власть имущего. Почему же он любопытствует? Мы не знаем. Может быть, царь с бархатным именем завидует юному удальцу, настоящему мужчине (он один успешно охотится, а царю должна помогать свита)- или хочет его как-то использовать для себя.
"Василий Васильевич" обратил на себя внимание царя, и это значит, что его облик как молодца идеален. Может быть, выехав на охоту в то же время, что и царь, наш мнимый молодец нарушил какой-то запрет. Василисе все равно, с кем она столкнется, а такая спесь может быть весьма опасной.
Царский слуга знает, кто такой на самом деле этот "молодец-удалец". Слуга - мужчина, и это значит, что чисто формальное, недоказуемое пока знание принадлежит одной из маскулинных психических функций.
"Лишь только царь Бархат воротился до двора, тотчас написал к попу Василию грамотку, чтобы он своего сына Василия Васильевича отпустил к нему в гости отведать царского стола".
Мы не знаем, почему царь так любопытствует, попусту или же нет. Приглашение к столу выглядит любезно, но по сути это вызов на поединок вроде тех, когда герои загадывают друг другу загадки, и проигравший должен умереть. В этой сказке нет и речи о казни обманщицы - но это не так уж и важно: разоблачив ее мужскую личину, царь уничтожит ее, унизит, и Василиса Поповна ни в коем случае не должна проиграть. Пока что царь Бархат и сильнее, и гибче Василисы Васильевны, и ей предстоит такой опасной гибкости выучится.
А между тем сам пошел к бабушке-задворенке-ягинишне и давай ее выпытывать, как бы узнать, что Василий Васильевич точно девушка. Бабушка-задворенка-ягинишна и говорит ему: "Ты по праву-то руку в палате своей повесь пяла1, а по леву-то руку ружья; если она точно Василиса Васильевна, то, когда взойдет в палату, прежде всего хватится за пяла, а если -- Василий Васильевич, то за оружия". Царь Бархат послушался бабушку-задворенку-ягинишну и велел своим слугам поставить в палату пяла и развесить ружья.
Важно, что царь, уже зная о том, что Василиса - женщина, сам придумывать испытания не берется. Он обращается за советом к персонажу архетипического уровня. Испытание таково, что человек автоматически выберет то, что привычно, то, что имеет отношение к его гендерной идентичности. То ли Бабушка-задворенка-ягинична так уж проста и не понимает: Василиса любит ружья, их она и выберет; тогда, значит, для Бабушки что феминная Персона, что истинная женская суть - все едино, и она не понимает разницы. Или же она отнюдь не так проста: дурит голову царю, а для Василисы предлагает задание о различии Персон - мужской и женской. В любом случае, выбор Василисы предрешен, и последуют другие испытания.
Мы видим, что и в этом сюжете, далеком от мифа, по-настоящему женщину распознать может только феминный персонаж архетипического уровня.
"Как только грамотка царская дошла до отца Василия и он показал ее своей дочери, тотчас Василиса Васильевна пошла на конюший двор, оседлала для себя коня сивого, коня сивого-сивогривого, и прямо бух к царю Бархату на двор. Царь Бархат ее встречает; она по-учтивому богу молится, по-писаному крест кладет, на все четыре сторонушки поклон отдает, с царем Бархатом ласково здоровается и входит с ним в царские палаты. Сели вместе за стол и давай пить питья пьяные и есть яствы сахарные".
Сказка подчеркивает соблюдение Василисой Поповной норм придворного этикета. Воспитанная в семье священника, живущая в поле на охоте, она этого вроде бы и знать не должна - но знает. Можно сказать, что в ее образе воплощается тот аспект психики, что вообще отвечает за создание соответствующих ситуации, "правильных" Персон. Царь Бархат - тоже не грубиян, его приглашение через отца Василисы вполне соответствует нормам этикета. Воспитанность - общая черта и Бархата, и Василисы Поповны, и их взаимодействие может состояться, превратиться в игру, правил которой они оба разделяют.
"осле обеда Василиса Васильевна стала с царем Бархатом по палатам разгуливаться и как только увидала пяла, то и учала царя Бархата осуждать: "Что то, -- говорит, -- такое у тебя, царь Бархат, за дрянь? У моего батюшки этакого девичья шелепетья и видом не видать и слыхом не слыхать, а у царя Бархата девичье шелепетье в палатах висится!" Потом она с царем Бархатом по-учтивому распростилась и поехала домой. Царь не мог изведать, что она точно девушка".
Что ж, задание выполнено правильно, и правила игры не нарушены. Унизительная оценка пялец, однако, не просто признак соответствия мужскому. Василиса явно перебарщивает, отвергая все женское и слегка щелкая по носу царя, который допускает присутствие женских атрибутов у себя в палатах. Нынче это мудрено называется гиперкомпенсацией, и будь царь Бархат нашим современником, он бы взял этот ответ себе на заметку.
Этак дня через два, не больше, царь Бархат посылает опять к попу Василию грамотку и просит его отпустить к нему своего сына Василия Васильевича. Тотчас, как только Василиса Васильевна услыхала об этом, пошла на конюший двор, оседлала для себя коня сивого, коня сивого-сивогривого, и пахнула2 прямо к царю Бархату на двор. Царь Бархат ее встречает. Она с ним ласково здоровается, по-учтивому богу молится, по-писаному крест кладет, на все четыре сторонушки поклон отдает. Царь Бархат по наказу бабушки-задворенки-ягинишны велел к ужину сварить кашу и начинить ее жемчугом; вишь, бабушка-то сказала ему, что если она точно Василиса Васильевна, то жемчуг будет в горсточку класть, а если Василий Васильевич, то под стол кидать.
Бархат оказался умным и любопытным - столь простого задания ему мало. Он не становится чересчур самоуверенным и не отказывается от помощи Бабушки-задворенки. Каша, в которой попадается жемчуг - это в какой-то степени угроза жизни. Если выбрать ружья означает просто заявить, чисто сознательно: "Да, я мужчина!", то реакции на жемчуг в пище будут куда более автоматическими, внесознательными и поэтому более честными. Женщины обучены вести себя за столом более аккуратно и привычны к тому, чтобы собирать рассыпанные бусы.
"Вот подошло время и ужинать. Сел царь за стол, а Василису Васильевну посадил по праву руку, и стали они пить питья пьяные и есть яствы сахарные. После всего подали кашу, и как только Василиса Васильевна ее хлебнула и попалась ей жемчужина, она швырк ее под стол вместе с кашею и учала царя Бархата осуждать. "Что это, -- говорит, -- за дрянь такая в каше накладена? У моего батюшки этакого девичья шелепетья и видом не видать и слыхом не слыхать, а у царя Бархата девичье шелепетье в кушанье кладут!" Потом она с царем Бархатом по-учтивому распростилась и поехала домой. Царь опять не мог изведать, что она точно девушка; а ведь это больно ему хотелось".
Задание выполнено правильно, да и царь унижен еще раз. То, что он сомневается - признак очень даже неплохой. В образе такого вдумчивого царя нет той ограниченной тупости, что в образах похотливых дядей, тираничных вождей, вечно бдящих братьев-богатырей. Такое сознание куда более гибко. В образе царя Бархата, да и Василисы тоже, мы видим воплощения тех Персон, которые уже способны осознавать и себя, и свою противоположность, а именно самосознание позволяет Я развится и выйти за рамки Персоны.
"Дня через два царь Бархат по наказу бабушки-задворенки-ягинишны велел истопить баню; вишь, бабушка-то сказала ему, что если она точно Василиса Васильевна, то в баню вместе с царем не пойдет. Истопили баню".
Это уже не задание, а двойная ловушка: пойдет Василиса в баню или нет, она будет разоблачена. Бабушка предлагает выйти за рамки Персоны и обратиться непосредственно к эротике, к телу. Василисе нужно будет отступить от правил, чтобы выиграть.
"После обеда царь и говорит: "Не в угоду ли, Василий Васильевич, со мной в баньку сходить?" -- "Извольте, ваше царское величество, -- отвечает Василиса Васильевна, -- я давным-давно в бане не бывал и больно охоч париться". Вот они и пошли вместе в баню. Поколесь царь Бархат разоблакался в передбанке, она в ту пору успела искупаться, да и была такова. Царь не мог и в бане ее захватить. Василиса Васильевна, вышед из бани, писала меж тем к царю писульку и велела слугам отдать ему, когда он сам выйдет из бани".
Василиса опять выиграла - но для этого ей надо было помнить, что она женщина, и отказаться от прежних способов выигрыша, что были связаны с гиперкомпенсацией, со сверхмужественным способом одерживать победу. Прежде она и вела себя как мужчина: они с царем борются за первенство, и она не слишком жестко унижает проигравшего, гнасмешничает (насмешки должен научиться переносить любой более или менее успешный мальчик в группе сверстников). Теперь ей нужно быть по-женски уступчивой и хитрой, что она и делает.
"А в этой писульке было написано: "Ах ты ворона, ворона, царь Бархат! Не умела ты, ворона, сокола в саду поймать! А я ведь не Василий Васильевич, а Василиса Васильевна". Вот наш царь Бархат и остался на бобах: вишь, какая Василиса-то Васильевна была мудрая, да и лепообразная!"
А вот такое жестокое унижение - уже в стиле женском и особенно характерно для тех, кто одержим Анимусом. Царь Бархат свою службу сослужил, испытал Василису, и ее отношения с маскулинной Персоной стали немного гибче.