Аннотация: Психологическая интерпретация юкагирской сказки, взятой из монографии В. Иохельсона "Юкагиры и юкагиризированные тунгусы"
Сказка из монографии В. Иохельсона "Юкагиры и юкагиризированные тунгусы", 1926г., называется "Тунгусская сказка об Утренней Звезде". Юкагиры уже в конце 19 - начале 20 веков оказались под угрозой исчезновения - как культурного, так и физического. Так что проблемы восстановления целостности коллективной психики были исключительно важны для них. Юкагирские сказки пользовались заимствованными сюжетами, но наполняли их символическими содержаниями по-своему, чтобы возродиться. Очень часто в их сказках встречается символика возрождения, самости и особенно Теневой Самости - юкагирская сказка очень мудра в понимании и травмы, и ее исцеления.
Из названия сказки следует, что девушка по имени Утренняя Звезда является протагонистом. Однако мы пока не можем сказать, идет ли здесь речь об Эго-комплексе женщины данной культуры или же об одном из образов Анимы. Имя Утренняя Звезда (Венера) может соотноситься с обоими вариантами толкования.
Итак, жила девушка по имени Утренняя Звезда с двумя младшими братьями, которых звали Муха и Стрекоза. Оба брата младше ее.
Мы имеем две системы: первая - это динамичная триада с сестрой в главной роли и братьями, которые занимают место дадофоров; вторая подсистема - это диада братьев, один из которых занимает подчиненное место, другой - главенствующее. Мы можем видеть, что образ психики в этой сказке не равновесен - мужская составляющая начала усложняться путем деления надвое, и характер этой оппозиции пока не уточнен.
Имена всех трех персонажей имеют отношение к небесам, но уровни этих небес различны. Муха и Стрекоза - насекомые, они летают в воздухе близко к земле, они подвижны и юрки, таких существ - множество. Русскому читателю может показаться странным, что Мухой зовут старшего, а Стрекозой, которая крупнее мухи - младшего. Имена братьев свидетельствуют о том, что маскулинный аспект психики динамичен (и довольно хаотичен), слабо дифференцирован, не заземлен и не дорос до человеческого уровня. Кроме того, насекомые этих видов недолговечны. Утренняя Звезда находится гораздо выше, в том небе, где обитают божественные существа. Она единственна, имеет привязку ко времени года (весна-лето) - то есть это персонаж сверхчеловеческий, архетипического уровня. Тогда проблема сказки заключается в том, как привести такие противоположности ко взвешенному состоянию. Имя сестры ассоциируется с юностью. Братья, названные по именам мелких эфемерных существ, живущих весну и лето, могут символизировать какие-то функции юного женского архетипического персонажа - может быть, и его теневую сторону.
Сказка не уточняет, где, в каком ландшафте живут ее герои. Ясно только, что живут они уединенно. Психика к началу сказки не имеет ясных границ, она не социальна. Следовательно, Утренняя Звезда в начале сказки не может быть образом Эго-комплекса женщины.
Муха отправился на охоту и пропал. Сестра, не дождавшись, отправилась его искать. Перевалив горный гребет, на берегу реки она нашла убитого оленя и труп брата, пораженного в грудь стрелой. Брат увидел пять диких оленей, застрелил одного и сам был убит в тот же момент.
По представлениям юкагиров, время охоты - это опасное для охотника время. Как он сам выслеживает, догоняет и поражает добычу, так и за ним охотятся (и при удаче убивают) персонажи вроде Мифического Старика. Пять оленей - это символ некоей целостной совокупности (четыре стороны света и центр, где находится человек), связанной с запасом либидо, находяшимся в бессознательном (олени дикие, а не домашние). Олени не образуют какой-либо конфигурации, все они одинаковы, и охотнику не важно, какой именно станет его добычей. Речь идет всего лишь об энергетическом ресурсе. Когда Муха убивает одного, он нарушает равновесие - и некто неизвестный, психическая сила, к тому времени не осознанная, делает мертвым (бессознательным) самого охотника.
Трагическое событие совершено в переходной зоне, на берегу реки, куда приходит сестра. От знакомой территории это место отделяет горный хребет - следовательно, сознание так жестко отделено от бессознательного, что и не знало о его существовании. Это еще предсознаниие, и теперь оно обнаруживает внутреннюю границу психики. Читая следы и восстанавливая картину гибели брата, она вживается в его состояние и действия. Это, вероятно, представляет собою функцию эмпатии либо эмоционального вчувствования. Чтение следов имеет отношение к памяти и воссоздающему воображению, диагностике: сравнивая с некими готовыми образцами, такое воображение только воссоздает внешний объект, не привнося в полученную картину ничего нового и своего. Становится более понятным и ее имя - Утренняя Звезда. Оно, может быть, обозначает то состояние сознания, которое еще не связано с рефлексией и с Я - не дневное беспощадное сознание Солнца, а сознание утреннее, предрассветное, лишь предвестник будущего мышления и понимания.
В монографии В. Богораза "Чукчи" есть одна иллюстрация - изображение праздника забоя оленей, гравировка по кости. Иллюстрация - чукотская гравировка о празднике забоя оленя. Дикого оленя, приходящего к важенкам стада, после оплодотворения забивают. Этому оленю приносят в жертву четырех домашних. Получается конструкция законченная - центр, окруженный четверицей. Эта ситуация похожа на описанную в "Утренней Звезде". Старший брат убил одного оленя из пяти. Не связано ли имя Муха с оленями (слепень, овод, гнус - главные мучители оленей). Убийство оленя как-то связано с тем, что Иркунмул ездит по небу на олене.
Кроме того, Утренняя Звезда нарушила охотничий запрет.В сказках о братьях и сестрах, которые живут изолированно, очень часто нарушается запрет на общение между ними. В сказке об Утренней Звезде сестра нарушила очень серьезное табу: сестрам ни при каких условиях нельзя видеть добычу брата. Утренняя Звездпа видела убитого оленя, который еще не был приведен в состояние "мяса", ему не закрыли глаза. Важно ли это нарушение для развития сюжета сказки? Прри взгляде в глаза убитого животного возникает ужас. Не из-за этого ли ужаса перед нею воочию появился Иркунмул? И не поэтому ли он не смогла войти в свое жилище и ее пришлось воскрешать?
Утренняя Звезда приволокла тело Мухи домой и, утомившись, легла спать. Голос с небес сказал: "Это я убил твоего брата на берегу реки".
Уровень бодрствования снижается, и наступает переходное состояние сна или транса. Далее в сказке не сказано ясно, проснулась сестра или действовала в своем сновидении. Поскольку момент пробуждения не отмечен, мы можем предположить, что психика обрела способность к третьему, кроме бодрствования и сна состоянию - трансу, видению. Так возникла еще одна функция психики - интуиция. Появляется способность к воссоздающему воображению - психика теперь может воспринимать новые образы, прежде незнакомые и давать возможность развиваться процессу видЕния. Кстати, новое содержание уже готово проявиться.
Это Иркунмул, одетый в шкуры осенних оленей. Он имеет вид орла и передвигается по воздуху на олене.
Человек-орел на олене - это тесная, но очень странная и противоречивая связь. Связь Утренней Звезды и ее верхового оленя вполне обычна. Но: ее олень есть тот ресурс, который используется для того, чтобы воскресить ее. Она возрождается сначала в виде пара, становится содержанием фантазий. Лишение оленя означает, что теперь Утренняя Звезда - духовное содержание, а не персонаж, включенный в посюстороннюю реальность. Иркунмул же не летает, а ездит на олене в небесах. Следовательно, в ментальные содержания привносится обычная реальности, эти реальности смешиваются - а такое отношение к реальностям характерно для психоза.
Именно в особом состоянии сознания небо как особое пространство отделяется от земли. Прежде жестко отщепленное от ядра психики (которое еще трудно назвать сознанием в современном смысле этого понятия), темное протобессознательное становится самостоятельным живым миром, и психика обретает способность к образованию и пониманию символа.
Передвижением по воздуху этот персонаж похож на братьев Утренней Звезды, насекомых. Странно, что птицеподобный персонаж не летает, а ездит на олене. "Вид" орла указывает на духовную природу этого персонажа, однако, раз он не может свободно летать, это свидетельствует о каком-то дефекте. Его верховой олень - не тот ли олень, которого подстрелил Муха? В чем же нуждается Иркунмул, что заставило его подать голос? Пока он представляет собою химеру, имеющую природу птицы (фантазия) и животного, оленя (инстинкта). Такие фантазии неуправляемы, зависят от органических потребностей и не способны создавать полноценные символы. Может быть, ему нужна способность к полету, и тогда не зря его жертвой стал именно Муха, носивший имя свободно летающего насекомого. Странность этого персонажа приковывает внимание и не поддается окончательной разгадке. Он словно бы составлен из разных частей, плохо друг к другу подогнанных, и этим напоминает некоторых героев Босха и Гофмана.
Иркунмул, одетый в шкуры осенних оленей, может быть хозяином животных. Он может быть связан с осенью, смертью и увяданием. Вспомним, что Утренняя Звезда связана с юностью, Стрекоза и Муха - с теплым временем года, эфемерностью, инфантильностью.
Встреча противников выделяет сразу множество оппозиций: мужское-женское, детское-взрослое, старое-юное, развитие-смерть, земля-небо (это оппозиция реальности и неуправляемой фантазии). Пока эти оппозиции существуют как непримиримые противоположности, и психика должна найти возможность согласовать их.
Возможно, что Иркунмул представляет собою некую могущественную силу женской психики. Пока, в этой сказке, этот герой является носителем зла.
Однако, похожий персонаж является обязательной принадлежностью женского костюма юкагиров. В монографии "Юкагиры и юкагизированные тунгусы" Иохельсон приводит нагрудное круглое украшение женского передника, на котором изображен крылатый всадник на безголовом коне, окруженный стилизованными изображениями птиц, глаза и человека. Иохельсон этот образ не интерпретирует. Изображение такого всадника - это нижнее изображение (верхний делается из монеты белого металла, средний и нижний называются "нагрудные солнца"). Вряд ли нижнее солнце имеет зловещий смысл. Можно предположить, что это специфически женский защитник: шаманы, носящие металлические изображения Солнца и Луны на спине "нижнего солнца" не имеют.
Забегая немножко вперед, замечу, что Иркунмул ездит на олене только по воздуху, близко от поверхности земли; на небе олень уже исчезает. Можно предположить, что форма Иркунмула-всадника андрогинна, и олень является его женской, подчиненной, частью. Среди сказок эвенков (тунгусов) есть сюжеты о чудовищном олене. Эти сказки называются "Эпкачан" ("годовалая самка оленя"), и сюжет их таков:
--
У отца и матери три сына.
--
Отец уходит на охоту и не возвращается.
--
Вслед за ним пропадают старший и средний сыновья.
--
Младший пошел проверить и увидел окровавленные рога Эпкачана, сосна стала раздвигаться и сдвигаться, а женщина внутри сосны запела: "Мужичок! мужичок! дальше, подальше, сосной моей разбит будешь". Интересно, что имя оленя означает самку, а сказка повествует о нем как о самце, если это не неточность перевода. Тогда этот персонаж - мужское дополнение к некоему женскому содержанию. Протыкание рогами - это мужской способ насилия. Значит, сначала мы имеем дело с гневом и яростью, которые одновременно и принадлежат (олень охраняет дерево) и не принадлежат (олень действует относительно самостоятельно) какому-то женскому комплексу. Возможно, мужчине, чье развитие идет по пути архетипического Героя, приходится бороться с безудержной яростью, про которую трудно сказать, кому она принадлежит: герою - или же это безличная ярость той, кто порождает и уничтожает по произволу. И тогда, когда эта ярость-посредник побеждена, герой может видеть специфически материнские содержания, имеющие отношение к росту, естественному развитию и рождению. Сосна, расщепленная на две половины, сдвигающаяся и сдвигающаяся подобно Симплегадам, является символом родовых путей. Подобную движущуюся преграду должен преодолеет шаман, возвращаясь из Верхнего мира на землю. Женщина, скрытая в сосне, соответственно, может отображать материнский аспект мужской психики. Ее песня двусмысленна: трудно сказать, запугивает ли она героя или предупреждает об опасности. Это чисто природное существо, не знающее привязанностей и человеческой этики.
--
Мужчина вернулся домой, потребовал у матери кузнечные инструменты, и сковал себе железные лук и стрелу. Испытал их и расколол две большие сосны. Здесь мы имеем дело с позитивной частью материнского комплекса мужчины. Однако, то, что она хранит кузнечные инструменты (символизирующие возможность активной деятельности и творчества), может намекать на способность Великой Матери поглощать Эго, развивающееся по героическому пути. По мнению Хиллмена, герой вынужден побеждать Мать снова и снова, и всегда ему угрожает соблазн вернуться в ее лоно и раствориться там.
--
Отправился убивать Эпчакана.
--
"Дошел до Эпкачана, запела женщина:
- Эпкачан, Эпкачан, чиркульда,
мужика же принесла, чиркульда,
коленями раздавит, чиркульда.
Эпкачан запел:
- Мужичок, мужичок, чиркульда,
дальше подальше, чиркульда,
сосна в щепы чиркульда,
разобьет тебя, чиркульда".
--
Убил Эпчакана и разбил сосну в щепки.Теперь феминный аспект психики очищен от материнских содержаний.
--
Мужчина прыгнул дальше женщины. В ответ женщина предложила соревноваться в беге и том, кто пустит дальше струю при мочеиспускании. Каждый раз мужчина ссылался на неумение, уступал первую очередь женщине и выигрывал. Женщина предлагает такие действия, в которых мужчина заведомо сильнее. Возможно, она наивна и не имеет представление о способностях мужчины. Или, потеряв своего защитника и дерево, связанное со специфически женскими силами родов, ей ничего не остается, как пытаться победить противника его же средствами. Видимо, феминный аспект мужской психики после (насильственного) отщепления от него материнских содержаний лишается своей индивидуальности и пытается проявить себя как зеркальное отражение Эго-комплекса. Все его архетипические оболочки сорваны, и он низводится насильственно до человеческого уровня. Не так важно, наивна эта женщина, высокомерна или мудра - она делает так, чтобы мужчина сравнил себя с нею и оказался сильнее. В таком взаимодействии мужчина осознает, каковы мужские качества, и обретает ощущение превосходства над женщиной. Правда, превосходит он собственную не подлежащую развитию в данной культуре феминность.
--
Женщина велела мужчине чесать волосы, он, как и прежде, сослался на неумение: "Ты чеши". Расчесывать волосы - типичный сказочный мотив, который здесь перевертывается. Обычно герой-человек принуждается к тому, чтобы привести в порядок волосы архетипического персонажа, и чаще всего он должен только сделать вид, что расчесывает. Расчесывать женщину - значит, разобраться с ментальными содержаниями, зачастую бессознательными, связанными с феминностью мужчины. Как и волосы, эти содержания могут запутать, вызвать состояние одержимости. Предлагая женщине поступить наоборот, Эго делает так, чтоб его мало осознаваемой женственной части пришлось иметь дело с маскулинными ментальными содержаниями.
--
Женщина стала его расчесывать, сломала сначала деревянную, потом костяную гребенку. Взяв железную, сломала только один зуб, который убил ее, вонзившись в грудь. Когда мужские мысли и идеи наконец-то поддаются пониманию (предполагается, что железный гребень расчесывает волосы с меньшим сопротивлением), женский аспект психики становится подавляемым и вытесняется.
--
Мужчина сжег Эпчакана и вернулся к матери.
--
Мать "от радости" вырвала себе легкое и умерла. Эпизод с матерью подтверждает гипотезу о том, что речь шла о классическом мотиве битвы с драконом, символизирующим опасность регрессии к отношениям матери и младенца. При этом женский аспект психики не трансформируется, а якобы уничтожается, изгоняется из сферы сознания. Поскольку речь идет о самом начале формирования Эго-комплекса, который является маскулинным и препятствует самобытному формированию Эго-комплекса женщины, никакая трансформация феминных содержаний психикой не допускается.
Таково возможное значение оленя, части образа нелетающего крылатого мужчины: ярость, мешающая разграничению феминного и маскулинного и исходящая из материнского комплекса.
Крылатый человек, человек-птица - образ довольно частый. Сказка эвенков о борьбе мальчика с крылатым людоедом начинается так:
"Давно на земле жил Крылатый человек, который летал и ел людей. Крылатого победить никто не мог. Все его боялись. Среди людей родился мальчик, имя которому дали Агды. Когда Агды вырос, он сказал людям:
- Я не боюсь Крылатого. Я будут с ним драться и убью его.
Никто этому не поверил. Все стали уговаривать молодого Агды.
- Кто может справиться с Крылатым? Он летает как птица. Не надо трогать его".
Этот крылатый персонаж слетает с небес на землю и причиняет зло. Он напоминает Филина из сказок индейцев Южной Америки - персонажа, символизирующего смерть и страх смерти. Он похож и на Орла - героя индейских сказок, с которым приходится иметь дело мальчику во время инициации. Орел может и уничтожить, и одарить важным для мужчины знанием.
Венера, Утренняя Звезда, предшествует появлению и Луны, и Солнца. Тогда Иркунмул может быть Черным Солнцем или Солнцем белой ночи. Он может быть и Луной, палеоазиатским светилом злых духов. Лунный Аполлон, поражающий стрелами безумия. Тогда Утренняя Звезда подобна его сестре Артемиде, и смертоносность Иркунмула может стать одной из ее функций. Поэтому она просто уклоняется от стрел, не стреляя в ответ. Психика женщины противится соблазну заменить свою инфантильную маскулинность, чей образ - убитый младший брат по имени Стрекоза, могуществом Темного Анимуса.
Если говорить о более современных образах, приходит на ум Песочник из новеллы Гофмана: это крылатый человек-сова, живущий на Луне и скармливающий своим птенцам глаза непослушных детей, которые не хотят засыпать. Итак, наш Крылатый Людоед - существо неумолимое и неуловимое, которому невоз
можно противостоять. Это мужчина. Он опасен для детей и связан с инициацией мальчиков. Сказка эвенков акцентирует именно его губящий аспект. Содержание, символизируемое Крылатым Людоедом, имеет отношение к идеям и фантазия, из которых непосредственно рождаются страхи и чувство беспомощности и бессилия. Это та сила, которая поддерживает возвращение травмирующих содержаний снова и снова и ведущая в конце концов к апатии.
Таким образом, в лице Иркунмула юкагирской сказки мы имеем странный и противоречивый символ смертельного ужаса и убийственной ярости. Если эта интерпретация верна, то мы имеем содержания психотического уровня, с которыми психика справляется плохо. Они символизированы этим странным (в понимании У. Биона) объектом. Странный объект устроен так, чтобы сделать границу сознания и бессознательного жесткой, из-за чего психика теряет способность и к вытеснению, и к полноценному символоообразованию. Странный объект часто представляет собою конгломерат из разнородных элементов. Это нужно для того, чтоб изолировать его, сделать не подлежащим осознаванию. Поэтому интерпретация образа Иркунмула, сделанная здесь, не может быть исчерпывающей и полной. Но этот образ приковывает внимание и заставляет биться над его расшифровкой, пусть интерпретации и кажутся в результате не совсем правильными...
Утренняя Звезда перестала плакать. Она ответила: "Хотя я всего лишь слабая женщина, я одержу над тобой победу".
Она активна. Готовясь принять сражение, она становится субъектом, а не объектом воздействия зла, как ее брат. Однако пока она не готова вступить в бой сама. Как это принято в символдраме, она отправляет на бой третьего персонажа - Стрекозу.
Она сделала для младшего брата лук и стрелы, посадила его на копье старшего. Шаманским искусством, растирая его руки и ноги, она отправила Стрекозу в полет. После этого она устала и отправилась спать.
Посылая в бой ребенка, она определяет возникший конфликт как противостояние Старца и Ребенка. Кроме того, сидящий на большом копье ребенок выглядит химерой, как и орел, разъезжающий на олене.: как младенец, имеющий фаллос взрослого мужчины, который ему не по силам. Следовательно, предположения о том, что речь идет о противостоянии только по оси Senex - Puer неверна.
Возможна и другая интерпретация. Сестра пока остается в традиционных рамках, согласно которым сражаются мужчины, а не женщины. Используя свою инфантильную маскулинность (младшего брата), она не соответствующим образом вооружает его, что свидетельствует об инфляции маскулинного аспекта в пре-сознательной области психики.
Еще одна возможность: был создан фантом традиционного героического Эго-комплекса, тогда сестра олицетворяет собою творческую силу психики. Героическая модель оказалась неэффективной.
Противостояние остается только воображаемым, так как битва происходит в воздухе. Есть определенная тонкость: шаман должен найти или сделать отверстие в небе, что бы проникнуть в Верхний мир. Утренняя Звезда не делает этого. Следовательно, она остается в рамках фантазирования, и это оказывается неэффективным. Она стала пассивной и бессознательной (уснула), что и случается, когда медитацию или активное воображение подменяют пустым непроизвольным фантазированием. То, что сестра ушла спать, может означать и эмоциональное дистанциирование от происходящего в воображении, и тогда визуализация становится лишь игрой образами. Уход сестры может соотноситься и с тем, что прежде пространство, где жили братья и сестра, было отделено от всего остального горным хребтом, а не только рекой. Видимо, это отражает склонность такой психики к диссоциации (отщепляется агрессия), и тогда сестра с братьями и Иркунмул символизируют собою автономные комплексы. Тем паче, что имя сестры намекает на ее надчеловеческий статус.
Иркунмул (опять-таки с неба) упрекнул ее в том, что она послала на бой ребенка. он вызвал на бой именно ее.
Этот аспект маскулинной психики, а не выбор человека определяет, что именно станет моделью Я, Эго-комплексом.
Сестра приготовила лук и множество стрел, наполнила стрелами колчан, села на копье и полетела сражаться. пробив отверстие в небе, она достигла Верхнего мира.
Теперь она совершает настоящее шаманское путешествие. Пустому фантазированию пришел конец.
Она нашла дом своего врага. Не входя в дом, она потребовала ответа, зачем он убил ее братьев и вызвала его.
Иркунмул живет в доме. Значит, в пространстве архетипических образов он имеет свои границы. Входить в его дом опасно, это будет равноценно затоплению бессознательными содержаниями и психозу. Сестра поступает мудро, вызывая его на нейтральную территорию.
Он жил с десятью женами. Услышав вызов, Иркунмул приказал женам открыть дверь.
Встреча, наконец, происходит. Верхний мир, та часть коллективной психики, которая станет областью ментальных содержаний, целостна - это маскулинный центр, объединяющий множество феминных функций (10 жен); и, следовательно, имеет андрогинную природу. Согласно юкагирской системе счета, 10 - это две ладони с пальцами, правая и левая. Значит, множество функций состоит из двух симметричных половин и воплощает собою окончательную целостность. Но жены Иркунмула одинаковы, и это говорит о том, что наличие одного жесткого центра нивелирует все остальные содержания психики. В связи с такой структурой с единственным центром вспоминается Саурон, пожелавший подчинить себе весь мир, стирании е различий в котором символизируют собою урукхаи, создаваемые искусственно, чуть ли не фабричным способом. Функция жены в данной сказке - привратник. Феминное - это та область психики которая обеспечивает контакты, связь, общение - что близко представлению К. Г. Юнга об Аниме как о функции Эроса. Однако жена лишь выполняет приказ и действует механически. Феминное - это не самостоятельная область, а некая "опция", обслуживающая маскулинный центр. Такого пониманиго женского в мужской психике не чужды даже сам Юнг и другие юнгианцы, описывающие Аниму как функцию связи и творческого вдохновения, и при этом игнорируются те феминные черты, которые в психике мужчины имеют личную, а не коллективную, природу.
Область психики, к которой относится Утренняя Звезда и ее младшие братья, организована не так жестко, она тоже андрогинна, с феминным центром. Поскольку сестра старше братьев, отчасти ее образ соответствует образу матери сыновей, но без аспекта Ужасной Матери, стремящейся овладеть сыном и поглотить его. Братьев двое,Ж значит, эт а область психики двусторонее симметрична и целостна. У братьев есть имена, они различны по возрасту - в отличие от жен Иркунмула, эти образы более дифференцированы и индивидуальны. они - отчасти тоже "опция" - охотятся, обеспечивая пищей и материалом для жилья и одежды. Это примитивный зачаток образа Персоны мужчины и Анимуса женщины - эффективный и практичный добытчик и в то же время незрелое дитя, вовлекающее в фантазирование.
Иркунмул, стоя на пороге, предложил Утренней Звезде стрелять первой - чтобы про него не сказали дурного, что он поднял руку на женщину. Утренняя Звезда вынудила его выстрелить первым: "Убей меня, как ты убил моих братьев".
Оставаться на пороге для коллективного содержания значит не терять определенности своего образа, не затоплять психику.
Важно, что Иркунмул требует первого выстрела от своей противницы. Если она подчинится этому требованию, то поведет себя нагло и самоуверенно, так, как нельзя вести себя с архетипическими персонажами, и непременно погибнет. Следует сослаться на книгу М. Л. фон Франц "Феномен Тени и зла в сказке", а именно на сравнение сказок о Труде и о путешествии Василисы к Бабе-Яге. Упрямая девочка отправилась к ведьме Труде из чистого озорства, задавала неподобающие вопросы - и тогда ведьма превратила ее в полено и сожгла в печи. Выстрели Утренняя Звезда первой, и она уподобится своевольной девочке и погибнет.
Девушка понимает это и ведет себя мудро. Она провоцирует своего врага именно так, как надо. Иркунмул - убийца. Один из его аспектов - смерть, поражение на расстоянии. Сестра, упоминая убитых братьев, активизирует именно этот его аспект. Персонажи коллективного бессознательного часто наивны, они не могут поступать вопреки своей природе и сдерживаться - поэтому враг поддается на провокацию и начинает бой.
Девушка же действует как герои многих сказок, символизирующие Эго-комплекс - она осознанно идет на манипуляцию, угадывая слабое место врага. Так, например, Терешечка вынудил Бабу-Ягу сесть на лопату, так принцесса выпытывает у злодея, где находится его смерть. До встречи Утренней Звезды с противником невозможно было определить, что ею символизируется: Я или коллективное содержание. Во время этой встречи и последующей битвы ее характер определяется - она понимает, что слабее Иркунмула, поэтому идет на хитрость вполне осознанно и при этом ведет себя смиренно, признавая его силу.
Два дня девушка уклонялась от стрел своего врага, не отвечая выстрелом на выстрел. Она уцелела, и Иркунмул, не выходя из дома, предложил помириться.
Ее задачей пока было не победить, но устоять в бою. Так Иаков противостоял ангелу, а Иов - самому Господу Богу. Не нападая, она истощила противника, он был истощен и стал, хотя бы по видимости, более миролюбивым.
Утренняя Звезда отказалась от примирения. Она потребовала убить ее так же, как и братьев, потому что ее некому теперь снабжать шкурами и мясом. Она требует от него продолжить бой.
Здесь подтверждение того, что феминному аспекту психики важно устоять и при этом воссоединиться со своим утраченным маскулинным аспектом.
Иркунмул вышел на бой только в следующий полдень. Утренняя Звезда перебила ему оба бедра, а потом отрезала голову.
Это значит, что феминное лишило аспект психики, связанный с Теневой Самостью, и опоры, и способности двигаться, сделал его беспомощным. Обезглавливание означает, что теперь данные содержания будут поняты интеллектуально - и уже не будет риска их иного воплощения, например, в виде психосоматического симптома. Феминность здесь может воплощать отчасти и зрелое Эго, способное к осознанию и принятию решений - но что еще важнее, это образ очень гибкого феминного ядра психики, в котором агрессия становится очень важной функцией и служит добру. Этот поединок происходит в полдень - то есть опознание содержаний, связанных с агрессивными и разрушительными аспектами психики, особенно с той силой, что их собирает воедино, должно происходить в предельно ясном сознании. Но и эта ясность тоже опасна и смертоносна - не зря же именно Иркунмул выбирает полдень как время решающего поединка.
Голова Иркунмула покатилась к Верхнему морю - вдоль берега - и вкатилась в подземный дом.
"Убитые" негативные содержания не потеряли осознанности - иначе голова утонула бы в Верхнем море. Интеграция должна происходить очень осторожно, на границе сознания и бессознательного, что и символизирует путь отрубленной головы вдоль кромки берега.
В этот момент можно было бы совершить ужасную ошибку - счесть, что вся дееспособная маскулинность теперь воплощается в негативном образе Иркунмула и попытаться присвоить его могущество. Тогда не миновать бы одержимости Теневым Анимусом, что еще не отделим от Теневой Самости. Но сама же голова указывает путь - эти крайне опасные содержания могут служить и проводником в праильное место для интеграции.
В этом доме жили два Чолоро - это полулюди, у которых есть только правая половина. Эти железные Чолоро вызвали Утреннюю Звезду на поединок, а голова Иркунмула тем временем выскочила и снова покатилась вдоль морского побережья.
Травмирующие содержания очень устойчиво держатся границы сознания и ускользают в бессознательное только при дополнительном усилии, попытке забыть и не помнить - поэтому голова Иркунмула все катится, катится и не падает в море.
Полулюди Чолоро, если они "правые", имеют отношение к стремлению держаться только осознанного. Две правых половины - это и не человек, и не двое. Правое связано с сознание и рациональностью. В описанном эпизоде феминное ядро психики оказывается в очень трудной ситуации - оно осознает и то, что привычно, и травмирующие содержания, что должны быть неосознанными. Сознание с двух сторон - это очень мучительный конфликт, очень болезненный и похожий на безумие. Поэтому и приходится сражаться с этими двумя полулюдьми.
Утренняя Звезда поразила Чолоро копьем в незащищенные пятки.
Это та же уловка, что и в поединке с Иркунмулом - противника надо лишить опоры. Травматическое повторение мыслей и переживаний кажется очень обоснованным, единственно реальным - но это изолированный от всей остальной психики цикл, опоры не имеющий. И феминное в психике, связанное с жизнью, а не смертью, вполне способно разоблачить иллюзию о незыблемости и постоянстве травмирующих переживаний.
Девушка чуть упустила голову из виду и чуть не потеряла ее след. Продолжив преследование, Утренняя Звезда увидела юрту, где кто-то качал люльку и пел: "Приобрети ноги, приобрети руки, приобрети туловище и убей женщину, с которой ты сражался". В люльке лежал Иркунмул, у которого отросли руки и ноги, но все еще маленький, как дитя.
Казалось бы, выхода нет, и Иркунмул вот-вот воскреснет и убьет нашу героиню. Могло случиться и так. Но песня в юрте содержит и важную подсказку: воскресать и воскрешать вполне возможно - для этого надо обратиться к младенчеству, к отношениям с матерью и при этом пройти через смерть. Утренняя Звезда видела, как воскрешают, и теперь сама сможет воскресить братьев.
Утрнняя Звезда спряталась и подсмотрела, как женщина с железными когтями и зубами набрала в котел воды, разрезала Иркунмула на мелкие кусочки и приготовилась варить его. Девушка отрубила голову этой женщине, лишь только та показалась из жилища.
Материнский аспект при возрождении отнюдь не только нежен, младенческий комфорт там долго не длится - он может быть и чрезвычайно деструктивным. Мотив вываривания М. - Л. фон Франц связывает с необходимостью пережить интенсивные аффекты (кипяток), что возможно только при наличии надежного контейнера (котла) и большого запаса энергии (костра). Расчленение на мелкие кусочки - это полная потеря прежней формы.
В победе над этим воплощением Ужасной Матери нет ничего нового - Утренняя Звезда не врывалась опрометчиво в ее жилище. Нет, она ждала, пока голова не высунется наружу. Она усвоила только мысли этого существа, что возникли на границе сознания, и отказалась от иных, телесных, содержаний - что она и сделала с Иркунмулом.
Теперь Утренняя Звезда видела обе стадии воскрешения - ресурсную и деструктивную, воплотила своими действиями эту деструктивность - но пока не воплощала той заботливой нежности, что связана с архетипом Великой Матери (эту возможность она приберегла на потом).
Пустив стрелу прямо в центр очага, Утренняя Звезда пробила дырку в небе, пролезла в нее и попала прямо домой, к своему очагу.
Это значит, что была восстановлена целостность психики, создана связь между коллективным и индивидуальным - и выстроена ось Эго-Самость. Полет стрелы здесь означает точный и наиболее краткий из актов познания - инсайт.
Дома она увидела, что ее братья ожили.
Этот сюжетный ход кажется довольно странным - логичнее было бы, если б она вернулась и воскресила братьев тем же способом, каким был воскрешен Иркунмул. Но теперь мы видим, что очаг в небесном мире и очаг в мире людей находятся на одной оси, на линии полета стрелы. Поэтому то, что наверху, точно повторяется и внизу. Как голова Иркунмула была выращена до состояния младенца, так пришли в себя и убитые братья Утренней Звезды.
Она велела перекрыть все входы-выходы, развести под котлом в очаге большой костер и втянуть ее внутрь, когда она просунет братьям конец посоха.
Эта сказка о переодетой сестре касается не становления женской гендерной идентичности. Она посвящена тому, как психика может научиться возрождать себя, как интегрировать функции, обычно связанные с образом Великой Матери. Сказка повествует и о том, что отношения коллективного бессознательного (Верхнего Мира) и индивидуальной психики (мира людей, здесь он символизируется в виде семьи) изначально смертоносны, а достигнуть между ними баланса трудно и чревато травмами. Потребуется особый обряд, чтобы можно было попасть, уже окончательно, в мир людей.
Когда вспыхнуло пламя очага, Утренняя Звезда упала и умерла. Тогда старший брат велел убить оленя. Младший сделал это, и старший завернул сестру в сырую оленью шкуру и повесил над очагом.
Утренняя Звезда в мире коллективного бессознательного старалась иметь связь только с мыслями и тщательно выбивала из-под них любые телесные опоры. Теперь ей нужно вновь обрести телесность. Этим занимаются воскресшие братья. Старший знает, как создать нужный контейнер.
Сначала Утренняя Звезда появилась как пар над костром, жаловалась, что задыхается. Братья не выпустили ее.Когда солнце село, сестра вернулась - шкуру распороли, и Утренняя Звезда стала еще красивее, чем прежде.
Воплощение в тело - процесс очень неприятный. Возвращение в тело - это боль, несвобода и ограничения - но других носителей психики пока что не создано. И мудрые братья, прошедшие через смерть, просто ждут. Лишь когда воплощение произошло, можно освободить того, кто был возрожден.
Комментарии к образу Иркунмула
Есть ли связь "молния - месячные - инцест"? Может быть, и есть, если Иркунмул представляет собою подобие Аполлона, а стрелы у него лунные (есть поверье у чукчей, что лунный свет сводит с ума - о нем пишет Н. Шундик в романе "Белый шаман"). Связь же "луна - инцест - месячные (они названы или подразумеваются)" есть в сказках эскимосов и индейцев Амазонии.
Это "странный" (в терминах У. Биона) образ, он непроницаем и не может быть однозначно или непротиворечиво истолкован.
Основное противоречие его в том, что человек-орел ездит на олене. Орел и лучник - не противоречащие друг другу образы, они близки к понятному нам образу Аполлона-убийцы. Но олень, символизирующий вполне земные ресурсы либидо, питания и движения, кажется здесь лишним. Или образ стал воплощенным и доступным для восприятия психикой - или он владеет важным энергетическим ресурсом. которым владеть не должен (то есть блокирует энергию психики) - или он является хозяином оленей; убив Муху, он взял искупительную жертву за оленя, убитого Мухой. Хозяин оленей - это образ высокого, сакрального, уровня. "Странный" объект, наоборот, снижен, психотичен. Между этими состояниями нет внутренней связи. Отсутствие этой связи и отражается в странном виде человека-орла на олене.
Крылья орла на лучнике напоминают крыло палеоазиатского доспеха, которые использовали палеоазиатские лучники. Но лучник пеший, и поэтому в образе крылатого Иркунмула остается странность. Да и в эвенской сказке о соревновании девушки с великаном на олене - у великана нет крыльев.
В. Иохельсон в монографии "Юкагиры..." тщательно описывает национальную одежду: женский костюм имеет три бляхи (шаманский - две, изображения солнца и луны). Третья, нижняя, бляха - конный крылатый кентавр. Возможно, он служит связующим звеном между Солнцем и Луной.
На груди шаманского костюма юкагиров располагаются два диска - солнечный и лунный. На груди женского костюма три диска: внизу - "кентавр" (мужской торс на обезглавленном теле оленя), выше - солнечный и лунный диски; "кентавр" как бы несет их на себе, а солнечный и лунный диски шаманского костюма несет сам шаман. Поскольку шаман сам владеет духовной силой, у него есть служебные невидимые духи, с помощью которых он может путешествовать по мирам, то он не нуждается в "транспорте". У женщин нет шаманской силы, и им нужен тот, кто будет перемещать их от одного духовного содержания к другому - это "кентавр", изображенный на нижней бляхе. Он одновременно является и опорой для важных интегрирующих символов, и сам является символом, связанным с духовным путешествием. Возможно, он символизирует Анимус женщины - тот архетип, который позволяет ей контактировать со многими духовными содержаниями и оперировать символами.
Три диска женского костюма юкагиров ассоциируются с "устройством" лотосового трона Будд, Бодхисаттв и идамов - в основании лежит лотос, держащий диски Солнца и Луны. Тогда "кентавр", как и лотос, является основанием, поддерживающим важный парный символ Самости.
Образ, подобный Иркунмулу, есть в русской вышивке. Из середины спины коня вырастает дерево, на ветвях которого симметрично стволу сидят две птицы и/или светила. Это мировое древо, которое оживлено подвижностью и энергией коня. Древо интегрирует противоположные символы - сознания и бессознательного - или в виде Солнца и Месяца, или в виде фантазий и мыслей, символизируемых птицами. Здесь дерево - символ Самости, естественной, имеющей структуру, прирастающей и развивающейся, но лишенной сознания (для компенсации этого появляются образы птиц и светил) и неподвижный, консервативный, он не может меняться, а может только наращивать готовую форму дерева (чтобы компенсировать это, в мотиве вышивки появляется конь). Иркунмул своим орлоподобием и ездой на олене похож на этот образ. Поскольку его образ "странный", то невозможно решить однозначно, символизирует ли он негативный аспект Духа. Самости или же является подобием Аполлона, поражающего стрелами.
Стране и образ "Олень-дерево" эвенкийских сказок. Сочетание образов дерева и смертоносного оленя - см. в эвенкийской сказке. Живущая в дереве женщина приманивает мужчин, которых убивает чудовищный олень. В похожей сказке мужчин убивает сама Железнорогая. Там, где сказка эвенков дает единый образ (женщина-олень и сосна) или расщепляет его на оленя и женщину-дерево, сказка юкагиров расщепляет саму героиню - получается угрожающий ей оленный Иркунмул и противостоящая ему Утренняя Звезда. Значит, Иркунмул - это маскулинное содержание психики женщины (враждебное и с мужской, и с женской точки зрения).
В комбинации женщина-дерево-олень основой является дерево (как лотос в буддийском символе и дерево в русской вышивке. Олень - не носитель, а убийственная (маскулинная или андрогинная?) энергия этого образа. Интересно, что из жертвы человека олень становится убийцей - получается, это символ страха, возникающего у того, кто причиняет насилие. Вряд ли тут можно говорить о вине в нашем понимании - это ужас и чувство того, что после убийства в душе что-то необратимо изменилось.
Олень, несущий на спине дерево - это персонаж одной ненецкой легенды о путешествии героя в Нижний Мир. Герой обретает там знание о разведении оленьих стад и волшебную жену. После этого каждый из супругов добирается до Среднего Мира каждый по своему дереву, растущему из спин быка и важенки, прародителей будущих оленьих стад ненцев. Дерево на спине оленя придает миру структуру по вертикали.
Для ненцев олени с деревом на спине остаются разнополыми; разнополая пара, как людей, так и оленей, совокупляется и размножается.. Для эвенков дерево/олень, становится, кажется, андрогинными символом - в той сказке, где женщина и олень - разные существа.. Олень идет. Как и священный конь у Ариев, он своим путешествием расширяет известный мир - создает его их неизвестного хаоса. Дерево - вертикальная ось этого мира. В сказке об Утренней Звезде человек-орел на олене может быть подобием продолжения структуры мира (и психики) в вертикаль, но вертикаль получается страшной.
Если считать дерево женским (см. "Расщепленное дерево") или андрогинным (дерево, на котором распят Бог), а не фаллическим символом, то крылатый всадник на олене вытесняет из единой прежде психики женское. После этого Иркунмул становится убийцей и мужчин. Его феминнность - это чистая функция мужской психики: 10 жен воплощают его завершенность и окружают его, как граница, как стены жилища; одна из жен служит привратницей - ее функции в том, чтобы делать границу проницаемой и чтобы налаживать связи, этот образ напоминает классические образы Анимы мужчины (заложница, обеспечивающая связь).
Для охотника олень - тот кто приковывает внимание к себе и уводит за пределы известного. Также и объект идентификации: охотник подобен оленю, пока преследует его. Потом необходимо использовать оленя как "объект разотождествления": это не-Я, "мясо" - так можно относиться и к женщине. Для оленевода (например, ненца) - олень творит мир, придает ему структуру и служит ресурсом. В "Утренней Звезде" сначала отношение к оленю охотничье (так его видит брат), потом - скорее, оленеводческое (так его видит сестра). Может быть, это сказка времен изменения типа хозяйства, важнейший для народа юкагиров - когда олени ушли, наступил голод, и пришлось переходить к мелкотабунному оленеводству. Не зря и сюжет сказки заимствован у оленеводов-тунгусов. Видимо, сами обстоятельства перехода к иному типу хозяйства воспринимались как катастрофа и, кроме того, фаллически-садистическая агрессия охотника - преследователя и забойщика - оказалась опасной и стала содержание коллективной Тени.
Катящийся череп очень часто встречается в сказках об инициации. Может одновременно напоминать и о движении Солнца после заката (Черное Солнце - людоед), и о нарастании ущербного месяца (вспомним сказку о Солнце, воскрешающей половину брата Хосядэм без сердца снова и снова). Отрубленная голова Иркунмула катится от Утренней Звезды. Здесь голова является и проводником, приводя к воскрешающей женщине, предположительно Солнцу. В то же время, укатывающаяся голова нетипична для сказок. Обычно голова или череп гонится за героем, преследует его, как навязчивость или повторяющееся травматическое содержание, которое, повторяясь, стремится к осмыслению и не может быть осмыслено. Катящаяся от героини голова - образ ментального содержания, избегающего того, чтобы стать понятным.
Катящийся череп в сказках Америки иногда превращается в филина или сову, символ детских ночных страхов. Именно в момент превращения череп-филин делается симптомом, четко отграниченным от других содержанием. И только после своего превращения в птицу он может куда-то улетать - до этого череп не может отвязаться от своей жертвы. Видимо, облик орла для Иркунмула - это тоже форма, связанная со страхом или угрозой уничтожения. Это более или менее понятная форма. Отрубленная голова - это полная потеря формы, и содержание остается существовать как автономный комплекс.
От появления Иркунмула до прихода Утренней Звезды в Верхний Мир сказка теряет связность и становится сноподобной. До и после этого места она логична. Видимо, смешение реальностей и появление трудностей в осознавании - это признаки того состояния, которое символизируется образом Иркунмула.
Из-за "странности" образа Иркунмула я начинаю расширять круги амплификаций - и не знаю, оправданно это или нет. Мои способы познания тоже страдают при попытке понять этот образ. Не из-за этой ли странности Утренняя Звезда поступила не как Я, а с точностью до наоборот - послала биться с ним наспех вооруженного ребенка и заснула?
И еще немного про Солнце и Луну: одновременно на небе они несовместимы - это или аномалия солнечного затмения, или граница дня - вечерние сумерки, время активизации бессознательного. Иркунмул ближе образу солнечного затмения, так как при затмении Солнце и Луна сливаются в один круг и уничтожают друг друга. Заметнее при этом, конечно, временная смерть Солнца. Сочетание солярной и лунарной символики в образе Иркунмула и делает его образ столь странным и опасным.
Что важно в сказке об Утренней Звезде, и ее братьях и страшном Иркунмуле?
Психика здесьедина, между сестрой и ее братьями остается связь, не разрушаемая даже смертью: воскрешение убаюкиваемого черепа видит сестра, а ее братья в это время мертвы. Но потом, в конце, воскресшие братья устраивают трансформацию сестры этим же способом, которого видеть они не могли - зашивают ее в шкуру ее верхового оленя и парят над огнем очага. Юкагирская Хозяйка Огня в очаге - женщина. Как и женщина, что баюкала в люльке череп Иркунмула. Значит, в сказках, где сестра или брат гибнут, символизируем ая их образами часть психики не исчезает, а переходит в негативное состояние, в состояние небытия - не подлежащего определению Безмерного (У. Бион) и в этом состоянии продолжает влиять на психику.
Речь идет о коллективной психике. Подтверждается чередование эго-состояний: пара (братья+сестра) - маскулинность в негативном состоянии (братья убиты, а это негативное состояние представлено образом Иркунмула) - феминное как фрагмент (сестра переживает утрату) - безуспешные попытки восстановить целостность (сестра посылает младшего брата сражаться) - взаимное уничтожение мужского и женского (поединок Утренней Звезды и Иркунмула) - воссоединение травмированной части маскулинного и материнского (женщина нянчит Иркунмула) - негативная женственность (Утренняя Звезда расчленила мать Иркунмула) - воссоединение мужского и женского 9братья воскресли, воскрешают сестру) - разделение мужского и женского, остаются в пределах одной системы (братья и сестра воскрешены).
В сказках об инцестуозном брате-Месяце это чередование выглядит более примитивно: пара - инцест (поляризация мужского и женского) - протагонист - мужское (так как связь была по инициативе брата) - разделение пары (брат попал на небо, беременная сестра - в лес) - протагонист-женщина (странствие сестры в лесу) - гибель женского, оно становится архетипическим (сестру съели Ягупары, плод спасла их мать Жаба) - протагонист-мужчина (одиночный или парный герой-ребенок).
Если считать Эго-комплекс сказок этих традиций мужским, то, получается, женское - это контейнер на тот случай, когда Я травмировано или разрушено.
В наиболее популярных юнгианских представлениях Анима имеет отрицательную коннотацию - одержимости - и положительную - как "опция" психики мужчины, предназначенная для установления связей и для творчества (когда придает идеям и мыслям эмоциональную значимость и форму, приемлемую для коммуникации). Это не совсем партнер и не Я, так как не Анима является субъектом.
Сестра не может войти в жилище, братья втаскивают ее с помощью бревна; в жилище она умирает. После битв она опасна и принадлежит к потустороннему миру. Если такая феминность как психическое содержание вторгнется в пределы сознания насильственно, то это чревато психозом.
Воскрешение происходит в шкуре любимого ездового оленя сестры. Олень - та часть энергии, что принадлежала прежде феминному аспекту психики. В контакте с негативной маскулинностью феминный аспект эту энергию утратил, и теперь нуждается в восполнении ресурса. запас либидо приносится в жертву трансформации. Очаг, огонь - это жизненный центр жилища. Центр женственный, так как хозяйка огня - женщина.
Сначала сестра воскресает в виде пара. Это важно, так как пар не имеет границ, и братья могут вдохнуть его. Тут феминное проявляет себя как духовная или душевная сущность, анима. Этот пар может одурманить. Можно пожалеть сестру и выпустить ее слищком рано А пока оно парится над огнем, женственное из эмоциональных содержаний, из каких-то черт характера делается целостным содержанием, душой. Теперь это Анима, идея женственного и душа.
Мы видим и то, сколь важны способы совладания с травмирующими содержаниями для юкагиров. Они знают, что только благожелательности, заботы, инкубации в материнском чреве мало для воскрешения и воплощения. Нужно пройти через потерю привычных психических структур и через ограничения, налагаемые существованием тела.
Воскрешая сестру, браться (маскулинный возрожденный, но, кажется, еще не трансформированный парный аспект психики) обучаются процессу трансформации и использованию феминных и интегрирующих возможностей Хозяйки Огня. Это ближе к технологии, к магическому действу, которое избирает Я, что бы стать умелым, могущественным. Трансформация же в области коллективного бессознательного остается природной (женщина нянчит череп Иркунмула). Следовательно, в конце сказки психика приобретает границу между сознанием (не обязательно Я) и коллективным бессознательным.
Эта сказка имеет два "слоя" интерпретаций:
Интерпретация сюжета, того, что происходит. Здесь возникает масса амплификаций. Вроде бы в сказке есть и формирующийся Эго-комплекс, и коллективные содержания, и даже возникновение оси Эго-Самость. Так, как полагается типичному сказочному протагонисту, ведет себя Утренняя Звезда.
Если обращать особое внимание на странности этой сказки, то мы попадем в систему представлений У. Биона и теории объектных отношений. Есть расщепление объекта на абсолютно хороший (Утренняя Звезда) и абсолютно плохой (Иркунмул). Персонажи ведут себя то как архетипические фигуры, то как объекты - либидинозные объекты, возможно, братья. Можно рассудить и так, по Кохуту: объект иднтификации - Утренняя Звезда, плохой объект самости - Иркунмул. Однако полностью в рамки объекта идентификации и объекта самости герои не умещаются.
В наиболее древних сказках, в том числе и в этой, речь не идет об индивидуации только мужчины или только женщины. Эти сказки применимы для обоих полов. Психика изначально андрогинна и, пока она инфантильна, феминное и маскулинное скрадывают особенности друг друга; такая психика гендерно нейтральна. Потом, через конфликт, она становится парной по-другому: через установление связей с Анимой и/или Анимусом.
"Перевертыши" в сказках об Утренней Звезде:
1 Женское начало вечно и уникально (Утренняя Звезда), а мужское эфемерно и малодифференцированно (братьев зовут Муха и Стрекоза). Возможно, юкагиры ко времени заимствования и переработки этой эвенской сказки уже были в демографической катастрофе. Старые маскулинные героические установки потеряли смысл. Возникла тоска по вечности, внутренней связности, которые достижимы через реализацию эго-состояния Анимы.
2. Катящийся череп в этой сказке снова и снова ускользает от героини. В американских сказках он гонится за героем или героиней, чтобы съесть или прицепиться и паразитировать. Для авторов и слушателей американских сказок важнее одержимость каким-то травматическим состоянием; возможно, это переживание травмы снова и снова. Для юкагиров важнее ускользание, вытеснение, забывание грозного содержания. Утренняя Звезда, гонясь за черепом, не маскулинна: она старается сохранить связь.
3. В сказках типа "Переодетая сестра" воскрешенный брат, иногда героический, не знает, что произошло, пока он был мертв. Значит, коллективная душа юкагирского народа не так расщеплена, как у более патриархальных ненцев, чукчей и эвенков (у них сюжет о переодетой сестре очень популярен).
4. В сказках о переодетой сестре не всегда подчеркивается, что воскресившая сестра не может войти в дом.
5. В сказках типа "Переодетая сестра" сестра что-то целенаправленно делает, чтобы братья воскресли (варит их, находит им жен). В сказке об Утренней Звезде братья воскресли сами после убийства Иркунмула. Он и был той негативной маскулинностью, что убивала их. Важна и сноподобность эпизода о том, как сестра видит воскрешение Иркунмула - это самый настоящий символ, благодаря которому маскулинность возрождается. Это голая психология, и не нужны никакие магические действия.
6. Архетипическая Тень в образе Иркунмула исходит из мужской части психики. Женсмкая часть только контактирует с маскулинным теневым аспектом. В других сказках именно сестра нарушением явного или неявного запрета провоцирует появление врага и гибель брата.